Способы рационального использования недр
Статья 23. Основные требования по рациональному использованию и охране недр
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
С 01.01.2022 в п. 2 ч. 1 ст. 23 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 123-ФЗ). См. будущую редакцию.
2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;
3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
4) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 505-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
С 01.01.2022 п. 8 ч. 1 ст. 23 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.04.2021 N 123-ФЗ). См. будущую редакцию.
8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I — V классов опасности, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 261-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 02.08.2019 N 272-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 в п. 9 ч. 1 ст. 23 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 123-ФЗ). См. будущую редакцию.
9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;
11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.
(в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 29.12.2014 N 459-ФЗ, от 27.12.2019 N 505-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 ч. 2 ст. 23 утрачивает силу (ФЗ от 30.04.2021 N 123-ФЗ).
В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Источник
Основные пути рационального использования и охраны недр.
1. Соблюдение установ законодательством порядка установление недр пользования
2. полное и комплексное геологич изучение недр и достоверная оценка запасов полезных ископаемых
3. недопущение порчи разрабатываемых перспективных и законсервированных месторождений полезных ископаемых в результате пользования недрами
4. наиболее полное извлечения из месторождений основн и сопутств полезн ископ
5. рациональное исп вскрышных пород
6. охрана месторождений полезн иск об бедствий антропогенного и прир происхождения
7. разработка и исп экологически безопасных и эконом эффективных технологий добычи переработки и исп минеральн сырья
1.Планирование и финансирование мероприятий по охране недр
2. установление лимитов добычи полезн ископ
3. установ нормативов платы за добычу полезн в пределах и сверх лимита
4. установление налоговых и кредитных льгот для осущ мероприятий по охране недр
5. возмещение ущерба причиненного нарушение недроохр законодательства
Растит.и живот.мир РБ
Растит.мир РБ представлен 1680 видами сосудистых растений; более, чем 3 тыс видами лишайников, водорослей и мхов; более, чем 2 тыс видами грибов; более, чем 7 тыс видами микрофлоры.
Живот.мир РБ представлен более, чем 20 тыс видами членистоногих и 457 видами позвоночных.
214 видов растений и более 1 тыс видов животных нах-ся в Красной книге.
Лесной фонд РБ представлен лесами, выполн. эколог. и хоз. ф-ции (т.е. лесами I и II группы).
29. Эколого-экономическое значение лесных ресурсов. Хар-ка лес. Ресурсов РБ.
ЛР выполняют след. осн. экологич. ф-ции:
1.климатическую2.водоохранная 3.энергетическую 4.эстетическая
5.почвоохранную 6.санитарно-гигиеническую очищают воздух
Эконом. ф-ции-явл. источником материальных рес-ов: древесины,грибов,ягод,кормовых рес-ов и охотничьих рес-ов., т.е. базис разв-я лесной, деревообраб-ей, хим-ой, пищевой, лёгкой промышленностей. Служат базой для развития отрослей нар.хоз.
По возрастным категориям стр-ра лесов след.:
40%-молодняк 40%-средне-возрастные 15%-преуспевающие 5%-спелые и перестроенные.
По видовому составу 64% — хвойные леса, 36% — смешанные с преобладанием берёзы, липы, осины, менее 1 % — твердолиственные породы (дуб, клён, граб).
В соответствии с экологич. ф-циями и экологич. значением лесов их подраздел. на 2 группы:
1.леса-выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровит. и охр. ф-ции
2.остальные леса предназнач. Для выращивания и промышл. заготовки древесины.
Источник
Рациональное использование и охрана недр
Под рациональным использованием недр понимают систему требований научного, производственно-технического и организационного характера, выполнение которых обеспечивает полное и комплексное использование ресурсов недр для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества.
Рациональное использование недр — комплексная проблема, и ее решают в следующих направлениях геологическом, горнотехническом, технологическом, экономическом и организационном.
Законом РФ «О недрах» предъявляются следующие требования в геологическом направлении (статья 23):
1. Обеспечение полноты геологического изучения недр.
2. Проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
3. Проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Для выполнения этих требований необходимо проводить совершенствование методов разведки и подсчета запасов полезных ископаемых, изучение вещественного состава полезных ископаемых и вмещающих пород, геологотехнологическое картирование, разработку научно обоснованных методов прогноза инженерно-геологических и гидрогеологических условий эксплуатации месторождений.
Требования Закона РФ «О недрах» в рамках горнотехнического направления включают (статья 23):
1. Обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.
2. Достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Для выполнения этих требований необходимо проведение работ с созданием новой и совершенствованием существующей техники и технологии разработки месторождений, обеспечивающих повышение полноты и качества извлечения полезных ископаемых из недр.
Законом РФ «О недрах» предъявляются следующие требования в технологическом направлении (статья 23-3):
1. Строгое соблюдение технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов: учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из минерального сырья.
2. Дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических испытаний с целью совершенствования технологий переработки минерального сырья.
3. Наиболее полное использование продуктов и отходов переработки; складирование, учет и сохранение временно не используемых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.
Для выполнения этих требований необходимо, создавать новые и совершенствовать существующие технологические процессы переработки минерального сырья; вовлекать в переработку бедные и забалансовые руды, утилизировать вмещающие породы и отходы производства.
Законом РФ «О недрах» установлены следующие требования в экономическом отношении (статья 23-1): для определения промышленной ценности месторождения полезных ископаемых, наиболее эффективных и безопасных способов их отработки при геологическом изучении недр и при постановке запасов на государственный баланс осуществляется геолого-экономическая оценка месторождений на основе критериев и требований, устанавливаемых федеральным органом управления государственным фондом недр.
В дополнение к этим требованиям необходимо разработать экономический механизм управления (т.е. систему мероприятий по планированию и стимулированию) полным и комплексным использованием ресурсов недр в условиях перехода к рыночной экономике
Хотя в Законе РФ «О недрах» не содержится непосредственных требований в рамках организационного направления работ по рациональному использованию недр, эти работы тем не менее необходимо выполнять в первую очередь для того, чтобы обеспечить успешную реализацию требований Закона в рамках других вышеперечисленных направлений.
К числу таких работ следует отнести: создание законодательной и налоговой базы, стимулирующей:
1. Увеличение объемов геологоразведочных работ в освоенных промышленных регионах, т.к. продление срока деятельности предприятий имеет большое социальное и экономическое значение. Поэтому темпы прироста запасов по горнопромышленным регионам должны быть существенно выше темпов освоения новых минерально-сырьевых баз.
2. Пересмотр действующих и экономическое обоснование новых потребительских стандартов на минеральное сырье.
Впервые понятие охраны недр было дано в Горном положении Союза ССР, утвержденном в 1921 году.
Горное положение Союза ССР (ст. 128) определяло охрану недр как наблюдение за надлежащим применением горнопромышленниками:
1. Технических методов и способов горных работ в соответствии с геологическим строением месторождений, их особенностями и характером залегания пород и ископаемых (геологический контроль).
2. Правил, касающихся технической правильности и технической целесообразности горных работ в целях достижения наиболее полного использования месторождений полезных ископаемых (технический контроль).
3. Правил, касающихся съемки подземных и наземных горных выработок, составления маркшейдерских планов проверки этих планов путем контрольной съемки выработок, а также производства триангуляционных работ (маркшейдерское дело и маркшейдерский контроль).
На современном этапе пользования недрами под охраной недр понимают систему производственно-технических, экономических и административно-правовых требований, при выполнении которых обеспечивается соблюдение установленного порядка пользования недрами при их геологическом изучении, добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений, захоронении промышленных стоков и отходов производства и удовлетворении иных государственных и общественных потребностей. Такая трактовка этого понятия непосредственно вытекает из Закона РФ «О недрах».
Основные требования по охране недр, сформулированные в статье 23 Закона РФ «О недрах», включают:
1. Охрану месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку.
2. Предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод.
3. Соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
4. Предупреждение самовольной застройки земельных участков на месторождении полезных ископаемых, и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях.
5. Предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.
Законом предусмотрено ограничение, приостановление или прекращение права пользования недрами в случае нарушения требований по охране недр, приведенных в статье 23.
В статьях 25 и 25-1 Закона РФ «О недрах» установлены следующие правовые нормы, регулирующие условия застройки площадей залегания полезных ископаемых и условия землепользования на площадях залегания полезных ископаемых:
1. Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения о том, что в недрах под участком предстоящей застройки отсутствуют полезные ископаемые.
2. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений (в том числе не связанных с добычей полезных ископаемых) допускаются с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных подразделений и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.
3. Отчуждение (постоянное или временное) земельных участков, необходимых для проведения геологического изучения и использования в интересах государства, может производиться при выполнении следующих условий:
А) Наличие решения федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ (в соответствии с разделением их полномочий) об отчуждении данных участков.
Б) Возмещение собственникам указанных участков их стоимости в соответствии с земельным законодательством.
Источник