- Способы расширения товарного ассортимента
- СПОСОБЫ РАСШИРЕНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА
- Ассортимент
- Что такое ассортимент
- Структура
- Параметры ассортимента
- Как формируется ассортимент
- Способы формирования
- Кто управляет ассортиментом
- Ассортиментная политика
- Что такое ассортиментная политика
- Цели и задачи ассортиментной политики
- Влияние маркетинга на ассортиментную политику
- Основные направления
- Стратегии ассортиментной политики
- Факторы для формирования политики
- Разработка ассортиментной политики предприятия
- Спрос
- Жизненный цикл товара
- Специфика целевых сегментов рынка
- Качество продукции
- Анализ ассортиментной политики в маркетинге
- Улучшение ассортиментной политики предприятия
- Заключение
Способы расширения товарного ассортимента
Товарный ассортимент-группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен.
Так, корпорация «Дженерал моторс» производит ассортимент автомобилей, а корпорация «Ревлон»- ассортимент косметики.
Широта товарного ассортимента отчасти определяется целями, которые фирма ставит перед собой. У фирм, старающихся прослыть поставщиками исчерпывающего ассортимента и/или добивающихся завоевания большой доли рынка или его расширения, товарный ассортимент обычно широкий. Их меньше волнует положение, когда те или иные из производимых ими товаров не дают прибыли. Фирмы же, заинтересованные прежде всего в высокой прибыльности своего бизнеса, имеют обычно суженный ассортимент доходных изделий.
С течением времени товарный ассортимент обычно расширяется. Расширить свой товарный ассортимент фирма может двумя способами: наращивая его или насыщая.
Наращивание ассортимента происходит тогда, когда фирма выходит за пределы того, что производит в настоящее время. Наращивание это может идти либо вниз, либо вверх, либо в обоих направлениях одновременно.
Наращивание вниз. Многие фирмы поначалу располагаются в верхнем эшелоне рынка и впоследствии постепенно расширяют свой ассортимент, чтобы охватить и нижележащие эшелоны. Наращивание вниз может иметь целью сдерживание конкурентов, наступление на них или проникновение в наиболее быстро растущие сегменты рынка.
Наращивание вверх. Фирмы, действующие в нижних эшелонах рынка, возможно, захотят проникнуть в вышележащие. Их могут привлекать более высокие темпы роста верхних эшелонов рынка или их повышенная прибыльность. А возможно, фирма просто захочет позиционировать себя в качестве производителя с исчерпывающим ассортиментом.
Решение о наращивании вверх может оказаться рискованным. Конкуренты в вышележащих эшелонах не только хорошо «окопались» на своих позициях, но и могут перейти в контратаку, начав проникновение в нижние эшелоны рынка. Потенциальные покупатели могут не поверить, что фирма-новичок в состоянии изготовлять товары высокого качества. И наконец, у торговых агентов и дистрибьюторов фирмы может просто не хватить умений и знаний для обслуживания верхних эшелонов рынка.
Двустороннее наращивание. Фирма, работающая в среднем эшелоне рынка, может принять решение о наращивании своего товарного ассортимента и вверх и вниз одновременно.
Расширение товарного ассортимента может происходить и за счет добавления новых изделий в его существующих рамках. Есть несколько причин, по которым прибегают к насыщению ассортимента:
1) стремление получать дополнительные прибыли,
2) попытки удовлетворить дилеров, жалующихся на пробелы в существующем ассортименте,
3) стремление задействовать неиспользуемые производственные мощности,
4) попытки стать ведущей фирмой с исчерпывающим ассортиментом
5) стремление ликвидировать пробелы с целью недопущения конкурентов.
Перенасыщение ассортимента ведет к уменьшению общих прибылей, так как товары начинают подрывать сбыт друг друга, а потребители оказываются сбитыми с толку. При выпуске новых товаров фирме следует удостовериться, что новинка заметно отличается от уже выпускаемых изделий.
Источник
СПОСОБЫ РАСШИРЕНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА
Товарный ассортимент — группа товаров, тесно связанных между собой в силу схожести их функционирования, продаваемых одним и тем же группам клиентов, через одни и те же типы торговых заведений, в рамках одного и того же диапазона цен.
Решение вопроса о расширении или сужении ассортимента зависит от той цели, которую вы ставите перед собой. Если вы хотите, чтобы потребители воспринимали вас как фирму с широким ассортиментом, в котором найдется свой вид товара для каждой группы покупателей, и при этом вас не волнует то, что некоторые товары не очень либо совсем не прибыльны, то вам необходимо расширять ассортимент за счет введения в него новых видов товара. Расширение ассортимента целесообразно предпринимать для увеличения доли рынка, занимаемой вашей фирмой. Если же вы стараетесь максимизировать прибыль, то, возможно, необходимым будет сокращение товарного ассортимента за счет тех товаров, которые не являются высокодоходными.
Расширение ассортимента может происходить двумя способами — путем насыщения и собственно расширения.
Насыщение ассортимента — выпуск новых товаров в тех же ценовых рамках, что и старые, ориентированных на те же группы потребителей. Есть несколько причин, по которым прибегают к насыщению ассортимента:
- стремление получать дополнительные прибыли;
- попытки удовлетворить дилеров, недовольных пробелами в ассортименте;
- стремление задействовать неиспользуемые производственные мощности;
- попытки стать ведущей фирмой с исчерпывающим ассортиментом;
- стремление помешать конкурентам завоевать ваш рынок.
Расширение товарного ассортимента может происходить в двух направлениях: вверх и вниз.
Наращивание вниз означает добавление в свой ассортимент более дешевых товаров, ориентируя их на менее обеспеченные слои населения. Наращивание вниз может иметь целью сдерживание конкурентов, наступление на них или проникновение в наиболее быстро растущие сегменты рынка.
Наращивание вверх, напротив, предполагает включение в ассортимент товаров более высокой ценовой категории, чем те, которыми фирма занималась до сих пор. Такое желание может быть вызвано более высокими темпами роста в верхних сегментах рынка, желанием позиционировать себя как фирму с широким ассортиментом. Однако выйти на верхние сегменты рынка достаточно сложно, так как потенциальные покупатели могут не поверить, что фирма, всегда выпускавшая изделия низкой ценовой категории, способна выпустить эксклюзивный товар.
Иногда фирма, выпускающая товары средней ценовой категории, может предпринять попытку расширения ассортимента сразу в обе стороны — вверх и вниз, однако это требует привлечения значительных ресурсов и практически неосуществимо для малого предприятия.
Источник
Ассортимент
Грамотное формирование ассортимента способствует прибыльности бизнеса и его дальнейшему развитию. Покупатели любят широкий ассортимент — есть из чего выбирать. Но для этого нужно много ресурсов. О способах формирования ассортимента — расскажем в статье.
Что такое ассортимент
Ассортимент (с франц. «подбор продукции различных классов и исполнения») — это перечень предлагаемых организацией товаров или услуг для удовлетворения конкретных потребностей человека.
Структура
Структура ассортимента формируется с учетом технической и финансовой базы, а также с определением экономической эффективности деятельности организации. Она состоит из следующих классификационных признаков:
степень их удовлетворения.
Перечисленные особенности предусматривают разделение представленного перечня продукции по различным группам, подгруппам, видам и вариациям.
Анализируя каждый из представленных выше признаков, необходимо отметить, что по месту нахождения ассортимент может быть:
торговым — представленным в магазинах, рассчитанных на бытового потребителя, с оптовой или розничной реализацией;
промышленным — предназначенным для предприятий отдельной промышленной отрасли или их групп. Такая продукция проходит обязательную сертификацию на соответствие требованиям государственных стандартов, работа в данной сфере требует получения соответствующего разрешения.
В зависимости от широты и глубины охвата продукция бывает:
простая — ограниченный перечень товаров повседневного употребления;
сложная — с расширенным каталогом, рассчитанным на клиентов с разным достатком;
развернутая — предлагается специализированными поставщиками , которые делают предложение разнообразнее за счет выделения индивидуальных черт товара в группе однотипных;
видовая — предназначена для удовлетворения определенных нужд потребителя;
марочная — список однотипных предложений от конкретной марки производителя;
сопутствующая — дополняет отдельные группы товаров;
смешанная — предполагает совмещение продукции продовольственного и промышленного назначения.
С учетом степени удовлетворения различают предложения:
Рациональные. Для удовлетворения обоснованных потребностей при максимальном обеспечении качества жизни.
Оптимальные. Отличаются большей степенью конкуренции из-за необходимости максимального удовлетворения запроса покупателя при минимальных затратах.
В зависимости от характера удовлетворяемых потребностей различают товары:
реальные — продавец располагает ими фактически;
прогнозируемые — определяются путем расчетов нужд и запросов покупателей.
Параметры ассортимента
Характеристики ассортимента определяют с учетом анализа ряда параметров:
глубины — наличия широкого ряда предложений по одной группе товаров;
насыщенности — количества товаров, которыми представлена определенная группа;
сочетаемости — показателя совместимости различных групп товаров, этот критерий применим в отношении продукции, рассчитанной на розничного покупателя;
новизны — способности удовлетворять запросы клиентов за счет новых образцов продукции.
Перечисленные критерии определяются в виде коэффициентов, указывающих на степень приближенности показателя к базовому.
В процессе изучения эффективности работы торговой компании на основе перечисленных параметров строят ситуационную модель, чтобы выяснить степень достаточности предложенного ассортимента.
При проведении классического ассортиментного ABC-анализа определяют, какая доля прибыли получена от того или иного выбора товаров. К примеру, после анализа издержек и доходов магазина может быть выявлено:
общий перечень товаров включает 50 позиций;
по 8 из них общая доля прибыли составила 70%;
5 позиций продукции принесли доход в размере 20%;
на остальные продукты пришлось 10% прибыли.
Подобная картина неравномерного распределения характерна для большинства торговых предприятий. Но это не означает, что следует прибегать к сужению выбора представленной продукции. Товары, пользующиеся большим спросом, закупаются в соответствующем количестве, а остальные продукты расширяют ассортимент, дополнительно привлекая покупателей.
Как формируется ассортимент
Любой бизнес ставит основной целью получение прибыли. Достичь ее можно при условии правильного формирования ассортимента.
Процесс управления ассортиментом состоит из:
планирования — в ходе маркетинговых мероприятий изучается покупательский спрос для определения позиций продукции, пользующейся наибольшей популярностью;
организации — подбор оптимального перечня предложений;
координации — формирование ассортиментного портфеля, стратегических групп товаров, установление разумных надбавок ;
контроля — управление запасами продукции, обеспечение регулярности поставок и широты выбора.
Грамотная организация политики торговой компании возможна при соблюдении некоторых условий:
знание целей торговой компании;
формирование верных выводов из анализа полученной информации.
Эффективная торговая деятельность невозможна без правильной организации формирования предложения с учетом потребительского спроса.
Способы формирования
Ассортимент продукции формируется методами:
Пополнение. Своевременное увеличение количества товаров по определенным позициям с учетом темпа продаж.
Расширение. Включение дополнительных наименований и образцов.
Обновление. Постоянное изучение новой продукции и последующая замена позиций, утративших популярность.
Распространение товарного знака. Брендовые изделия пользуются большим спросом, что позволяет увеличить товарооборот без дополнительных затрат на производство и закупку.
Сокращение. Те виды товаров, на которых спрос отсутствует, исключаются из представленного в продаже ассортимента.
Рациональная организация торговой деятельности предполагает комбинирование перечисленных способов для обеспечения наиболее привлекательного выбора.
Кто управляет ассортиментом
С помощью регулирования прямых и обратных связей между продавцами, покупателями и производителями обеспечивается установление и поддержание подбора продуктов в ассортиментной линейке.
Решение этой задачи в первую очередь стоит перед торговыми специалистами, обученными маркетингу, а также с опытом и навыками работы в данной сфере.
Сложность в управлении ассортиментом обусловлена следующими особенностями:
постоянное обновление производимых товаров, что требует знания качеств всей продукции ;
большое количество позиций;
недостаток или некорректность данных о потребностях клиентов .
Управлять широтой ассортимента должно руководство торговой компании. Для этого необходимо привлекать квалифицированный персонал либо грамотно обучать имеющийся. Также решение задачи зависит от стадии развития промышленного производства, науки и техники. От этого зависит степень покрытия растущего спроса населения соответствующими товарами.
Источник
Ассортиментная политика
Разработка ассортиментной политики ― ключевое направление в работе предприятия. Плохо продуманная политика в отношении ассортимента опасна скоплением товаров и уменьшением рентабельности. Для предотвращения финансовых потерь и формируют ассортиментную политику компании.
Что такое ассортиментная политика
Ассортиментная политика предприятия ― это сбор целей, задач и экономического потенциала компании при формировании ассортимента. В основе ассортиментной политики планирование и продажа продукции. Это определяет финансовый успех бизнеса при реализации товаров на рынке.
Цели и задачи ассортиментной политики
Главные цели политики:
удовлетворение покупательской потребности;
улучшение позиций компании среди конкурентов;
обеспечение соответствующего уровня доходности.
модификация продуктов для улучшения их качеств и свойств;
разработка новых товарных линеек;
формирование преимуществ продукции;
продажа товара высокого качества по ценам аналогов с более низким качеством.
Влияние маркетинга на ассортиментную политику
Маркетинг помогает компании не проиграть конкурентную борьбу. Поэтому отдел маркетинга тесно сотрудничает с отделом разработки, чтобы при проектировании была возможность придать товарам уникальные свойства. Так новую продукцию выпускают на основании рекомендаций маркетологов.
Влияние маркетинга проявляется в:
анализе продаж для определения популярных товарных позиций;
анализе спроса, на основании которого формируется предложение востребованных на рынке товаров;
создании акцентов на тех товарах, которые выгодно изготавливать;
увеличении или сокращении ассортимента в торговых точках.
Основные направления
Главные направления в реализации ассортиментной политики:
расширение ассортимента через внедрение новых позиций и увеличение наиболее популярных;
обновление ассортимента путем устранения не актуальных товаров;
стабилизация положения через формирование политики, которая обеспечивает постоянство основных показателей продаж;
Стратегии ассортиментной политики
При формировании политики на производстве применяются:
Интенсивное внедрение. Эту стратегию реализуют все компании, так как каждая из них стремится увеличить долю в нише. Достичь эту цель можно через повышение эффективности бизнеса и уменьшение издержек.
Экстенсивное расширение границ. В основе этой стратегии лежит идея завоевания новых рынков в одном городе или стране, при выходе на международный уровень. Для реализации этой задачи нужны предварительные исследования, направленные на изучение деятельности конкурентов.
Улучшение процесса сбыта. Происходит совершенствование каналов продаж, а также оптимизация издержек, что помогает повысить рентабельность.
Диверсификация. Эта идея предполагает создание и внедрение в ассортимент новых товарных позиций. Это рискованный шаг, так как предполагает значительное инвестирование в новые разработки, которые могут не сразу окупиться или вовсе не принести дохода.
Факторы для формирования политики
Ассортиментная политика предприятия предполагает тщательную работу над формированием товарных позиций. Благодаря этому она сможет выходить на рынок со стабильно высокими показателями сбыта, так как товары или услуги будут востребованы у аудитории. При формировании ассортимента обсуждают вопросы, связанные с качеством продуктов, стоимостью, гарантиями на обслуживание.
Факторы, влияющие на формирование политики, затрагивают:
актуальные потребности покупателей;
настроение и отношение аудитории к бренду;
финансовые возможности компании;
Ассортимент влияет на предложение компании, которое она выводит на рынок для удовлетворения спроса. Поэтому каждой фирме необходимо тщательно планировать ассортимент, чтобы подстроить его под материальные, производственные и финансовые возможности, а также клиентские потребности.
Разработка ассортиментной политики предприятия
При разработке этой политики стоит учитывать товарные характеристики. В их число входит новизна, устойчивость, полнота соответствия клиентским ожиданиям.
Спрос
Это потребность в товаре и способность к покупке. Спрос побуждает к внедрению новых товарных позиций. А его анализ необходим для понимания непопулярных продуктов, которые убираются из линейки ассортимента. Таким образом, он способствует и увеличению, и уменьшению ассортимента.
Жизненный цикл товара
Это время пребывания товара на рынке. Оно начинается с момента его появления в ассортименте и заканчивается, когда продукт снимается с производства. У каждого товара есть жизненный цикл, который проходит через несколько этапов:
рост популярности товара;
наступление зрелости и стабилизация спроса;
падение покупательского интереса.
Так как падение спроса считается частью жизненного цикла любого продукта, ассортимент должен состоять из постоянно пополняющихся позиций, которые будут чередоваться с уже знакомыми товарами.
Специфика целевых сегментов рынка
Чтобы выделить целевую аудиторию для каждой группы товаров, проводят сегментирование рынков, на которых компания выпускает свою продукцию. Затем начинается разделение целевых сегментов, для которых и формируется ассортимент. В сегментах происходит подбор актуальных товаров или услуг, вырабатывается стратегия по позиционированию. Позиционирование помогает создать индивидуальные особенности и преимущества, которые отличают товарные позиции от аналогов конкурентов.
Качество продукции
Качество продукции определяют:
квалификация сотрудников, занятых в производстве.
Чтобы поддерживать качество на должном уровне, необходимо проводить мероприятия по улучшению показателей, создавать уникальные позиции. Это поможет выделить продукты из конкурентной среды.
Анализ ассортиментной политики в маркетинге
Этап анализа предшествует периоду оптимизации ассортимента. Он проводится в соответствии со следующими показателями:
ширина — число продуктов, представленных в товарных группах;
насыщенность — количество торговых марок, линеек или брендов;
новизна — удовлетворение клиентских потребностей через новые товары;
стабильность — способность ассортимента удовлетворять запросы покупателей в долгосрочном периоде;
разнообразие — уровень удовлетворения клиентов разных потребительских сегментов;
окупаемость — определение издержек, необходимых на производство товара.
Улучшение ассортиментной политики предприятия
Улучшение политики не одномоментное событие. Оно происходит постоянно, так как потребности клиентов и условия рынка меняются. Одно из основных направлений в этой области ― внедрение новых позиций в ассортимент. Благодаря этому компания отслеживает потребности клиентов через спрос на новые продукты. На основании полученных результатов разрабатываются новые или изменяются старые товары. Все это осуществляется с опорой на жизненный цикл товаров, который определяет востребованность и подходящий момент для внедрения новинок.
Заключение
Ассортиментная политика предприятия — это основная составляющая производственной, экономической и маркетинговой сфер. Благодаря правильной стратегии и предварительному анализу, компания получит доход и определит покупательские потребности в рыночном сегменте.
Источник