Способы распространения живых организмов

Расселение и распространение живых организмов

Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями.

Расселение бактерий и грибов

Бактерии распространены повсеместно. Они попадают в организм человека и животных с пищей и водой. Многие болезнетворные бактерии переносятся насекомыми и грызунами. Грибы расселяются с помощью спор. Мелкие пылевидные споры переносятся ветром на десятки и сотни километров. Обилие в воздухе спор таких грибов, как мукор или пеницилл, служит причиной заплесневения продуктов.

Споры некоторых одноклеточных водных грибов имеют разветвленную форму, что увеличивает их поверхность и позволяет долго удерживаться в толще коды, переселяясь с течением.

Многие многоклеточные грибы распространяются мухами, червями и личинками, так как споры прилипают к их телу. Споры попадают и в оперение птиц, шерсть зверей и переносятся ими на большие расстояния.

Распространение растений

Все садоводы знают — расчищенный участок земли недолго будет пустовать. Через несколько дней появятся ростки и быстро покроют всю землю.

Растения, как и грибы, неподвижны, однако у них сформировалось множество приспособлений к распространению спор и семян. Даже слабый ветерок переносит споры папоротников и семена орхидей, которые весят тысячные доли миллиграмма.

Более крупные семена, переносимые ветром, имеют волоски, различные выросты, облегчающие парение в воздухе. У одуванчика пучок волосков на плоде превратился в подобие парашюта. Тополиный пух, кружащий в воздухе в конце июня, не что иное, как распространяющиеся семена. Плоды вязов и кленов имеют крылатые выросты.

Семена осок, других водных и прибрежных растений окружены мешочками, заполненными воздухом, что помогает их распространению водой.

Многие семена, находящиеся внутри сочных плодов, распространяются птицами и другими животными. Животные поедают плоды, а их семена не перевариваются и попадают на землю. Некоторые сухие плоды обладают различными крючками и щетинками, которыми они цепляются за шерсть животных и одежду человека. У многих растений семенные коробочки, стручки лопаются, и находящиеся в них семена разбрасываются.

Растения расселяются и с помощью вегетативных органов. Например, почки водного растения элодеи прилипают к днищу судов, лапам и перьям птиц.

Расселение животных

Одноклеточные животные при высыхании водоема покрываются плотными оболочками, образуя цисту. В таком виде они могут переноситься ветром на большие расстояния. Большинство многоклеточных животных способны к активному передвижению.

У нелетающих насекомых (муравьев, термитов, тлей) в период размножения появляются самцы и самки с крыльями. Самка и новое поколение могут осваивать новые территории.

Для расширения местообитаний животных большое значение имеют миграции. Миграции — это регулярные, повторяющиеся из года в год перемещения большого числа животных из одного местообитания в другое. Самые большие миграции проделывают птицы. Например, черные стрижи из Европы улетают зимовать на юг Африки и остров Мадагаскар. Длинные перелеты совершают полярные крачки. Эти птицы проводят лето в северных тундрах, где выводят птенцов. Осенью полярные крачки перелетают в Южное нолушарие, а весной снова возвращаются к местам размножения. Таким образом, два раза в год эти удивительные птицы пролетают более 17 тыс. км. Миграции совершают песцы, северные олени, антилопы гну и некоторые другие животные. Северные олени в период миграции преодолевают расстояние до 500 км.

Нерегулярные перемещения характерны для белок, хомяков, клестов, стрекоз, саранчи, бабочек. Основная причина таких перемещений — поиск корма в период массового размножения.

Источник

Конспект по биологии «Расселение и распространение организмов» 6 класс

Биология 6 класс

Тема: «Расселение и распространение организмов»

Тип урока: Урок — открытие новых знаний.

Читайте также:  Синегнойная палочка способ окрашивания по методу грама

Цель: изучить особенности и способы расселения растений, бактерий, грибов и животных, выяснить роль расселения и распространения организмов.

образовательные: знать о способах расселения и распространения у представителей разных царств живой природы; о роли расселения и распространения для организмов

развивающие : анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять способ распространения и расселения у разных организмов; уметь организовать совместную деятельность; уметь выражать свои мысли.

воспитательные : осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты обучения.

— знать способы расселения и распространениях; рассмотреть приспособления разных организмов к расселению и распространению;

— самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

— обсуждать в рабочей группе информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи.

работать с учебником; работать с информационными текстами; объяснять значения новых слов;

— проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.

Добрый день ребята. Рада вас видеть! Надеюсь, настроились на продуктивный урок?

Для начала предлагаю вспомнить то, что мы уже знаем.

Актуализация пройденного материала

В течение многих уроков мы с вами изучали процессы, протекающие в живых организмах и обеспечивающие их жизнедеятельность. Вспомним, какие процессы мы изучили (дыхание, питание, размножение…). В ходе каждого из них организмы обеспечивают себя всем необходимым. Но достаточно ли этого для выживания организмов в природе?

Работа над ошибками.

3. Открытие новых знаний

Итак, ребята, тема урока у нас есть. Что в ней надо разобрать?

Расселение – это очень важный процесс для всех живых организмов на Земле, не важно, к какому царству они будут относиться.

Но в чем смысл расселения? Давайте сейчас поработаем в парах, и вы попробуете придумать по 3 причины, почему выгодно расселение живым организмам. (1 мин)

Как я уже говорила, все живые организмы стремятся расселиться, т.е. расширить территорию своего обитания.

Рассмотрим, как это происходит у организмов разных царств:

А для начала вспомним, на какие 4 царства разделены живые организмы.

БАКТЕРИИ ГРИБЫ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ

Начнем с организмов, клетки которых не имеют ядра. Кто это? ….. БАКТЕРИИ. Как размножаются бактерии? (делением тела). Где обитают бактерии? (Везде). А как они попадают в такие разнообразные места?

Предлагаю сейчас поработать вот каким образом: вы читаете статью и задаете по 2 вопроса к статье.

Большинство современных учёных считают, что первыми обитателями Земли были бактерии. Бактерии – самая древняя группа организмов из тех, которые сейчас существуют на Земле. Они давно живут на нашей планете — около 3,5 миллиардов лет. Когда бактерии появились, на Земле не было ни людей, ни животных, ни растений. На протяжении почти миллиарда лет бактерии были единственными живыми существами на Земле.

Практически нет места на Земле, где бы ни встречались бактерии. Они живут во льдах Антарктиды при температуре – 83 0 С и в горячих источниках, где температура достигает + 90 о С, а также в знаменитом Мертвом море. Живут бактерии и в воде, и в продуктах питания, и в воздухе, в организме человека и животных, куда они попадают вместе с пищей и водой. Многие бактерии переносятся насекомыми и грызунами.

Живые бактерии были обнаружены в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине нескольких километров – везде находили бактерии.

Поиграем в цепочку. Тот, кто задает вопрос, может направить его любому в классе, а тот, ответив на вопрос, задает свой вопрос следующему.

Итак, вам на это 3 минуты.

Вывод: как расселяются бактерии?

Какой способ расселения грибов показан в сюжете?

Читайте также:  Способы промышленного производства спирта

С помощью ветра.

Посмотрите, как выглядят споры грибов Какими еще способами они могут распространяться?

Вывод: как расселяются грибы?

А теперь, ребята, давайте перейдем к следующему царству. А какое это царство, вы мне назовете, отгадав загадку

На весь мир расстелена.

(Растительный покров на Земле.)

О каком царстве речь? Конечно о царстве растений.

Как вы думаете, как долго будет пустовать участок, который остался без растительности, который, например, распахали? Действительно, растения очень быстро оказываются на таких местах.

Растения ведут прикреплённый образ жизни, поэтому, им пришлось очень хорошо приспособиться к тому, чтобы как можно дальше распространять свои семена и споры.

Рассмотрим способы распространения семян и спор.

Способ 1. Какая ассоциация из растительного мира приходит на ум? (Распространение ветром)

Кто еще из растений будет распространять ветром семена или споры?

Способ 2. Как еще могут распространяться семена?

Что это? Создатель застежки-липучки подсмотрел этот способ у природы. Как вы думаете, что послужило прототипом?

Действительно, репей. Этот способ получил название: распространение животными.

Способ 3. А что мы видим сейчас? Действительно, многие растений распространяют семена водой.

Есть еще один способ распространения семян, в этом случае, растения не надеются на ветер или воду, а они сами распространяют свои семена.

Способ 4. Саморазбрасывание. Например, такое характерно для следующего растения, вот загадка:

Что за плод такой плюется?

Целым в руки не дается! (бешеный огурец) Не только бешеный огурец так распространяется, распространяются например недотрога.

Итак, с растениями мы закончили, как вы думаете, какое еще осталось нам разобрать царство?

У животных есть огромное преимущество перед растениями. Какое? Они способны к активному передвижению.

Сейчас вам предоставляется задание – устный тест. Вам необходимо найти нах ответы с помощью статьи в учебнике под названием «Расселение животных».

Как называется перемещение животных в связи с изменениями окружающих условий?

Размножение 2) Миграция 3) Вымерзание

Бывает ли сезонная миграция?

Да 2) Нет 3) Не установлено

Происходят ли нерегулярные миграции животных?

Да 2) Нет 3) Не установлено

Каждый год стаи птиц и рыб, стада животных отправляются в путь. Попробуйте раскрыть их тайны самостоятельно. А для этого выполните следующее задание, которое содержит начало предложения и конец, вам необходимо правильно соединить эти предложения. Желаю успехов!

Так что же такое миграция. Давайте найдем определение в учебнике.

Миграция – регулярные, повторяющиеся из года в год перемещение большого числа животных из одного местообитания в другое.

Мне бы хотелось показать вам примеры миграций из жизни животных.

Миграция — одно из важнейших ежегодных событий для многих животных. Они преодолевают огромные пространства, отправляясь на места зимовок, на нерест, к местам размножения, редко по другим причинам. Совершая это длительное многодневное путешествие, животные часто объединяются в очень большие группы.

Самая продолжительная миграция у полярных крачек ( Sterna paradisaea ). Они два раза в году (туда и обратно) пересекают Атлантический океан вдоль побережья Южной и Северной Америки. Считалось, что эти птицы ежегодно преодолевают около 20000 км (в одну сторону) на пути от родной Арктики в Антарктиду. Однако исследования, проведенные с помощью минигеолокаторов, прикрепленных к лапам нескольких десятков крачек, показали, что 20 тысяч км – это изрядное преуменьшение достижений этих птиц. Полярные крачки преодолевают не менее 40 тысяч км только в одну сторону!

Ласточки — перелетные птицы, это знают даже дети, а вот то, что во время своих сезонных перелетов они пролетают расстояние в 620 раз превышающее длину их собственного тела ( около 10000 км ), знают не все. Интересно, что ласточки улетают зимовать и возвращаются назад каждый год в один и тот же день. Так, например, ласточки из Калифорнии всегда покидают гнезда 23 октября, а возвращаются – 19 марта.

Ежегодные миграции совершают не только птицы, но и насекомые (божьи коровки, бабочки, стрекозы и другие). Они собираются в большие группы и летят к местам своей зимовки, преодолевая тысячи километров. Считается, что бабочка Монарх совершает наиболее длительную миграцию среди насекомых, но это оказалось не так. Стрекозы , мигрируя из Индии в Африку, пролетают свыше 17000 км . Такое расстояние даже не всем птицам по плечу.

Читайте также:  Время для обработки рук гигиеническим способом

Вот мы с вами и поговорили о расселении живых существ на Земле. Вспомним цель, которую мы ставили в начале урока? Мы ее добились? А теперь давайте немного повторим.

Я показываю растение, а вы предполагаете, как оно расселяется.

Правда ли, что бактерии очень избирательны к среде обитания – не живут в горячих источниках, в толще антарктических ледников? (нет)

Некоторые виды бактерий способны длительное время сохранять жизнеспособность, так как они

1) при наступлении неблагоприятных условий образуют споры

2) имеют микроскопические размеры

3) вступают в симбиоз с другими организмами

4) питаются, как правило, готовыми органическими веществами

Споры грибов, в отличие от спор бактерий,

1) выполняют функцию питания и дыхания

2) образуются в результате полового размножения

3) необходимы для размножения и расселения на новые места

4) служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий

А сейчас осталось последнее:

Найти информацию и составить сообщение о необычном способе расселения какого-либо растения.

Выбрать животное, которое мигрирует и составить план его миграции, выявить причину миграции.

Источник

Презентация по биологии на тему: «Расселение и распространение живых организмов» (6 класс).

Описание презентации по отдельным слайдам:

Расселение и распространение живых организмов.

Прочитать текст параграфа 52 и придумать по три вопроса к тексту – «Расселение бактерий и грибов»

Лагенария Гидрохория — водой

Распространение животных Закончите фразы:

Миграция – регулярные, повторяющиеся из года в год перемещение большого числа животных из одного места обитания в другое

Домашнее задание Выучить § 52 Уметь отвечать на вопросы по тексту параграфа Уметь приводить примеры растений, имеющих разные способы распространения плодов и семян Повторить §49- §51

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 812 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1582565

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП

Время чтения: 1 минута

В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы