Конспект урока биологии «Распространение плодов и семян»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Данный урок предназначен для учащихся 6 класса.В ходе урока у учащихся продолжают формироваться универсальные учебные действия. Деятельность учащихся разнообразна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasprostranenie_plodov.docx | 28.87 КБ |
rasprostranenie_plodov.pptx | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. учителя Ларичева Елена Александровна,
учитель биологии МБОУ Жуковской СОШ №2
Предмет : биология
Класс: 6
Тема урока : Распространение плодов и семян
Цель урока : Формирование знаний о способах распространения семян и их приспособленности к распространению тем или иным способом
1. Обеспечить в ходе урока усвоение знаний о способах распространения плодов и семян растений и их приспособлениях к распространению с помощью ветра, воды, животными и человеком, саморазбрасыванию;
2. обеспечить повторение понятия о плодах и их классификации;
Развивающие:
1. Развивать умение выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты;
2. развивать эмоции, создавая ситуации удивления, занимательности;
3. развивать познавательный интерес, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающем мире;
Воспитательные:
1. содействовать формированию основных мировоззренческих идей: причинно-следственных связей меду явлениями, идеи развития в природе;
2. обеспечить воспитание бережного отношения к природе, наблюдательности, патриотизма;
3. содействовать развитию умения к сотрудничеству;
4. содействовать физическому воспитанию в профилактике утомляемости на уроке.
Основные понятия : способы распространения плодов и семян, приспособления плодов и семян к распространению ( крыловидные выросты, «парашютики», пушистые волоски, воздушные полости, яркая окраска и сочная мякоть околоплодника, крючки, шипы, липучки)
Оборудование: муляжи плодов, , плоды берёзы, клёна, одуванчика, ольхи, стакан с водой, лупа, карточки для проверки домашнего задания, карточки для закрепления изученного материала, презентация, компьютер с проектором..
Тип урока: комбинированный
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит выполнить очень интересную работу. Активное участие поможет достичь хороших результатов. Мы будем работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра.
II. Проверка домашнего задания.
Слайд 1 . На прошлом уроке мы изучили значение и типы плодов. Давайте вспомним, что такое плод? Из какой части цветка он образуется? Из каких частей состоит плод? Как классифицируют плоды? (Учащиеся дают ответы на вопросы)
А сейчас (имя учащегося) разложит плоды по четырём коробкам, разделяя их по выделенным признакам. (Учитель даёт ему корзину с муляжами плодов и коробки)
6 учащихся получат карточки-задания для работы на местах, в них необходимо вставить пропущенные слова (задание на 6 минут)
После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется …………. . Плоды бывают ………… и ………..… . Односемянный сочный плод называется ……… , он встречается у ………….… . Сочный многосемянной плод называется …………. , он образуется у ………….. . Односемянный сухой плод называется ……….… , он встречается у …………. . Сухой многосемянной плод называется …….. , он образуется у …………..… . Важнейшие функции плода — … ………………… и …………………………… .)
С классом — игра «Третий лишний»
Какой плод в списке лишний и почему?
1) Слайд 2. Костянка , зерновка, семянка (сочный).
2) Слайд 3. Тыквина, яблоко, стручок (сухой).
3) Слайд 4. Орех, семянка, коробочка (многосемянной).
4) Слайд 5. Ягода, тыквина, костянка (односемянный).
Проверка правильности классификации плодов учащимся у доски.
Сдача учащимися карточек учителю.
III. Актуализация знаний
Молодцы! Классификацию плодов вспомнили. А теперь вспомните и назовите функции плода (образование, защита и распространение семян). Слайд 6
О каком значении плодов вам хотелось бы узнать больше?
Давайте сформулируем тему и цель урока. (Учащиеся формулируют тему и цель урока)
В тетрадях запишем число и тему урока «Распространение плодов и семян». Слайд 6
IV. Изучение нового материала .
Прослушайте сказку « О жадном дубе» и ответьте на вопрос: зачем растениям необходимо распространять семена?
Пересказ учащимся сказки. Слайд 8
На опушке рос дуб — хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».
А дуб на неё как набросится: « Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверей не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы всё его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.
Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик своей смены.
Ответ: семена должны прорасти и дать жизнь новому растению.
Мудрая природа нашла разные способы, помогающие растениям распространять плоды и семена растений. Какие способы вы знаете? Слайд 9
(Учащиеся называют способы распространения плодов и семян: ветром, водой, животными и человеком, саморазбрасыванием.)
Запишите схему в тетрадь.
Начнём рассмотрение этих способов по схеме.
Распространение ветром. Слайд 10
На столах у вас лежат плоды растений: одуванчика, берёзы, клёна, липы. Рассмотрите их и определите, какие приспособления к распространению ветром у них имеются?
(Ответ: у берёзы, клёна и липы- крыловидные выросты, у одуванчика- парашютики.)
Крылатки берёзы разносятся на расстояние до 1500м, клёна- 900 м.
Посмотрите, какие приспособления у ивы? (пушистые волоски).
Внимательно рассмотрите фотографии американского клёна и ясеня. Слайд 11
Как вы думаете, какие приспособления к распространению плодов есть у этих деревьев, кроме крыловидных выростов? (Учащиеся: плоды висят на деревьях после опадения листьев, чтобы зимой почти беспрепятственно разнестись ветром по твёрдому насту.)
Слайд 12. Как называется растение, представленное на слайде?
Перекати-поле – название многих степных растений, которые после созревания высыхают, образуют шары, отламывающиеся от сухого корня, и разносятся ветром, рассыпая семена.
Какими должны бить сами семена, разносимые ветром? (лёгкими)
В 1г семян осины 12тысяч семян.
Таким образом, плоды и семена, переносимые ветром должны быть лёгкими и иметь приспособления: парашютики, волоски, крыловидные выросты.
Вдоль берегов наших рек, озёр и болот растёт ольха клейкая (чёрная). Слайд 13 Это дерево-труженица, помощник, так как своими корнями удерживает воду, сохраняя полноводность рек и озёр. Её надо беречь.
На столах у вас лежать соплодия ольхи, напоминающие шишки. Плоды-орешки уже покинули их и упали в воду. А иногда падают вместе с «шишками». Проведём эксперимент: бросим в воду соплодия. Что наблюдаете? (не тонут) Какой вывод можно сделать? (они легче воды)
Лёгкость достигается за счёт наличия воздушных полостей. Слайд 14. Так, семена рдеста, частухи держатся на воде до 10 дней и за это время они успевают далеко уплыть с потоками воды.
А вод рекордсменом по дальности плавания являются плоды кокосовой пальмы. Слайд 15
Сообщение учащегося.( Рекордсменами по дальности водных путешествий можно считать плоды кокосовой пальмы – кокосовые орехи. Кокосовая пальма растет на островах и на побережьях тропических морей. Ее высокие гладкие стволы обычно наклонены в сторону моря. Плоды пальмы — волокнистые костянки массой 1.5- 2 кг. Снаружи они покрыты волокнистой, содержащей воздух тканью, прикрытой еще одной гладкой оболочкой. Созревшие и упавшие орехи месяцами держатся на воде и переносятся волнами на сотни километров.. Проросшие кокосовые орехи находили на островах, удаленных на 4800 км от места их созревания! Даже после 100 дней плавания по морским волнам эти удивительные плоды не теряют всхожести.)
Встаньте из-за парт так, чтобы не мешать друг другу. Когда я буду называть плоды, распространяемые ветром, вы тяните руки вверх, водой — приседаете.
Одуванчик, клён, кокос, берёза, тополь, ольха, рдест, рябина.
Рассмотрим другой способ распространения плодов и семян — саморазбрасывание .
(Есть такие семена, которые разлетаются в разные стороны от сильного взрыва плода, в котором созревают. В тропическом лесу, например, такое явление, как стрельба деревьев и кустов семенами является делом обычным. Иногда в джунглях слышится громкая канонада. Оказывается, что стрельбу ведет обыкновенное дерево – обезьяний гонг, или гура. Слайд 16. С оглушительным треском лопаются похожие на тыковку плоды — и, как пули из пистолета, семена летят метров за пятьдесят в разные стороны. Они стреляют с одной лишь целью — разбросать семена подальше от материнского растения, с тем чтобы проклюнувшиеся молодые ростки заняли подходящие жизненные пространства, хорошо укоренились и возмужали. Выстреливаемые семена могут перемещаться на несколько метров, а могут улететь и очень далеко, расширяя границы проживания своего вида. Удаляясь от родительского дерева, семена дают возможность своим росткам удачно и надежно продолжить род на новом месте.
И в лесах средней полосы России есть растения-стрелки. Звуки их выстрелов не такие громкие, как в тропиках, но все же хорошо слышны. Однако большинство стрелков наблюдается среди травянистых растений. Это — фиалки, недотроги, гвоздики, колокольчики, сердечники, кислицы и другие. Слайд 17 . Бальзамин, или недотрога, — неплохой артиллерист. Его плод похож на тонкий стручок. Если к нему прикоснуться, когда он созреет и подсохнет, то упругие створки стручка мгновенно закручиваются спиралью и, действуя как пружина, с большой силой выталкивают семена, которые летят в разные стороны. Стручок-недотрога может выстрелить и сам, когда созреет; это происходит и в том случае, если к нему даже никто не прикасается.)
А знаете ли вы, что у недотроги народные названия звучат так: разрыв- трава, ключ- трава, скакун- трава, прыгун- трава. Теперь, я думаю, вам понятно почему.
Что за диво: плод плюётся,
Целым в руки не даётся. (бешеный огурец) Слайд 18.
В Крыму и на Кавказе на сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или к человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.
Распространение плодов и семян животными и человеком .
Животные могут распространять плоды и семена на наружных покровах, в системе пищеварения, при заготовке запасов.
Рассмотрите рисунок и назовите приспособления плодов и семян для распространения на покровах животных. Слайд 19.
(острые зубчики и крючки, липкие плоды, острые шипы) Слайд 20,21
Какие приспособления имеются у плодов, расселяющихся в органах пищеварения? Слайд 22. (сочная мякоть, яркая окраска, трудноперевариваемые семена)
Кроме того, семена, прошедшие пищеварительный тракт, лучше прорастают у некоторых растений и снабжены питательным веществом проростки.
При заготовке запасов животные уносят их от материнских растений. Слайд 23.
Например, сойка расселяет дуб. Она может за один рейс перенести 7 желудей, которые умещаются в её пищеводе. Она создаёт себе запасы и про часть своих запасов забывает. Этого достаточно, чтобы дуб расселился.
Слайд 24. У плодов чистотела нет ни сочной мякоти, ни яркой окраски, ни органов прикрепления. Однако он распространяется животными. Какими? (муравьями)
Придаток, имеющийся на поверхности семени чистотела, содержит масла – лакомство для муравьёв.
1) Игра «Волшебный плод»
У меня в этом волшебном плоде находится предмет. По подсказкам, угадайте, какой.
1. У растений эти приспособления появились давно, а людям лишь в1948 удалось его изготовить.
2. Конструкция разрабатывалась почти 8 лет.
3. Его используют на космических станциях, чтобы не терять вещи.
4. Практически каждый из нас использует его на одежде вместо «молнии».
Слайд 25. Это застёжка-липучка, разработанная Жоржем де Мистралем.
2) Заполним таблицу. Работаем в парах (одна голова хорошо, а две лучше). Слайд 26.
Источник
Разработка открытого урока «Распространение плодов и семян»
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Цель урока:
— Познакомить обучающихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.
— Формирование умения работать с наглядным материалом, умения объяснять биологические явления, делать выводы.
— Воспитания интереса к предмету, биологического мышления, бережного отношения к природе.
Задачи урока: — сформировать знания обучающихся о способах распространения плодов и семян;
— о значении этого процесса;
— сформировать умения находить черты приспособленности в строении семян и плодов к тому или иному способу распространения;
— продолжить развитие умений находить в тексте сведения для заполнения таблицы;
— воспитывать культуру труда;
— осуществлять экологическое воспитание обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема «Распространение плодов и семян» | 82 КБ |
Презентация к уроку «Распространение плодов и семян» | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Учитель: Иванова Л.А.
Тема урока: Распространение плодов и семян
— Познакомить обучающихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.
— Формирование умения работать с наглядным материалом, умения объяснять биологические явления, делать выводы.
— Воспитания интереса к предмету, биологического мышления, бережного отношения к природе.
Задачи урока: — сформировать знания обучающихся о способах распространения плодов и семян;
— о значении этого процесса;
— сформировать умения находить черты приспособленности в строении семян и плодов к тому или иному способу распространения;
— продолжить развитие умений находить в тексте сведения для заполнения таблицы;
— воспитывать культуру труда;
— осуществлять экологическое воспитание обучающихся.
Создавать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД)
Личностных : формировать мотивацию учебной деятельности, способность осознавать единство и целостность окружающего мира, создание условий для развития умений, связанных с планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, воспитывать бережное отношение к природе.
Регулятивных : формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, выдвигать версии решения проблемы.
Коммуникативных: формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, выражать свои мысли с достаточной широтой и ясностью.
Познавательных: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, анализировать и обобщать информацию из прочитанного текста, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, анализировать объекты, выделяя существенные признаки.
Планируемые результаты обучения :
предметные : отработать на уроке понятия об основных способах распространения плодов и семян;
личностные : познавательная мотивация на основе интереса к изучению новых для обучающихся объектов;
метапредметные: учить работать с материалом учебника, развивать на уроке активную речевую практику.
Учащиеся должны знать : — что распространение семян необходимое условие существования растений;
— признаки растений, плоды которых распространяются с помощью ветра;
— какие растения выработали приспособления к саморазбрызгиванию семян;
— растения распространяют плоды с помощью человека и животных.
Тип урока : урок освоения новых знаний.
Методы обучения : словесный, наглядный, частично-поисковый, беседа.
Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.
Добрый день, дорогие ребята! — Проверьте, все ли готово у вас к уроку (учебник, тетрадь, дневник)?
— Сядьте удобно, выпрямите спинки.
— Как обычно, на уроке у вас есть возможность получить оценку за разные виды деятельности. Оценивать будете себя в оценочных листах, которые у вас на столах. В конце урока подведем итоги .
— Ребята! На прошлом уроке познакомились с темой плоды, типы плодов. (давайте вспомним)
Дидактическая игра : разберите плоды и дайте им характеристику.
Работа группой . На столах поднос с плодами
Разберите плоды на 4 группы(ягодовидные, костянковидные, коробочковидные, ореховидные).
На подносе есть лишнее, то что не относится к плодам, найдите их и объясните почему эти овощи не относятся к плодам.
1.Каково строение семени?
2. Какое значение имеют семена в жизни растений?
2. Мотивация учебной деятельности.
(на доске – изображение дуба) Слайд 2
-Хочу прочитать вам одну сказку. Слушайте внимательно.
«На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там вырос дубочек».
А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Испугалась мышка и убежала. С тех пор никто из зверей не осмеливался приближаться к дубу: ни мыши, ни белки, ни бурундуки. Так и жил он в полном одиночестве.
Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под кроной, прорастали. Но росткам не хватало места и солнца. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.
Прошли годы. Дуб состарился, одряхлел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены». Слайд 3
-Почему дуб не дождался смены?
— Если бы все созревающие семена падали прямо под материнское растение, то их прорастанию и развитию препятствовала бы острая конкуренция.
— Сформулируйте тему нашего урока и цель .
«Распространение плодов и семян.» ». Слайд 4
Цель нашего урока – выяснить, какими способами распространяются плоды и семена, какие приспособления к распространению они имеют.
Ребята, а какие задачи поставим на сегодняшний урок. . Слайд 4
3. Актуализация объективного опыта
Раньше картофель, табак, кукуруза росли только в Америке. А огурцы только в Китае. Но нам совершенно не кажется удивительным тот факт, что теперь они растут и у нас. Просто человек взял и распространил семена этих растений по всему земному шару. Но помимо человека семена распространяют ветер, животные, вода. А некоторые растения буквально «стреляют» своими семенами. На этом уроке мы узнаем, как же происходят эти процессы
— А как вы думаете, зачем растения распространяют плоды?
— Как распространяются плоды и семена, какие приспособления для расселения есть у плодов и семян.
— Мудрая природа придумала много способов для распространения плодов и семян
— Какую проблему будем обсуждать на уроке?
Проблема: Каково значение в природе распространения плодов и семян. Слайд 5
4. Первичное усвоение новых знаний.
Изучаем презентацию и учебник стр.74-79 составляем
Работа с учебником и таблицей
— Распространение с помощью ветра Слайд 6
В конце апреля — начале мая, гуляя по берегу речки, поросшей ивняком, нетрудно попасть в настоящую «метель». Белые хлопья, точно снег летят с деревьев и кустов. Если пушинку рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что это — семя, окруженное пучком белых длинных волосков. Пучок играет роль парашюта, при помощи которого семя переносится ветром на большие расстояния. У тополя и осины также есть парашютики — пучки волосков вокруг семени. Семена и плоды многих сорных растений снабжены пучками, хохолками волосков( осот, бодяк). А у вяза, осины, ели семена снабжены крылатками крыловидными выростами. Семена березы- мелкие орешки — снабжены двумя прозрачными крылышками. При малейшем дуновении взмывают они в воздух и уносятся ветром. Семена у этих деревьев имеют небольшую массу. Например, 50 000 семян осины имеют массу всего 4г.
Плоды пузырника, осоки вздутой путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них воздушный мешочек.
Многие слышали о растении «перекати-поле». Его научное название — качим метельчатый. «Перекати — поле» -неустанные странники. Осенью растение отмирает, стебель высыхает, ветер его легко отламывает. Рыхлые шаровидные кусты с созревшими плодами ветер уносит на большие расстояния. Катаясь по степным просторам, прыгая вверх, ударяясь о землю, наталкиваясь на канавы и бугры, «перекати – поле» рассеивает семена.
— Распространение водой Слайд 7
Плоды некоторых растений распространяются водой. Кувшинка, ольха, кокосовая пальма этому пример.
Плоды некоторых осок, благодаря окружающему их раздутому мешочку, как поплавки, держатся на поверхности воды и переносятся по ней ветром.
А плоды кокосовой пальмы – кокосовые орехи. Они являются рекордсменами по дальнему плаванию. Эта пальма растет на побережьях тропических морей, на островах. Плоды – волокнистые костянки массой до двух кг, падают в море, подхватываются волнами и течениями, могут удаляться на 5 тысяч км от места их создания. Они не теряют всхожести даже после 100 дней плавания. Благодаря большому запасу питательных веществ проросток образует 3-4 крупных листа. Плоды пальмы — волокнистые костянки массой 1,5 -2 кг. Снаружи они покрыты волокнистой, содержащей воздух тканью, прикрытой ещё одной гладкой оболочкой. Созревшие и упавшие в море орехи подхватываются волнами и морскими течениями и разносятся по близлежащим островам. И семена кувшинок путешествуют по воде. Каждое семечко белой кувшинки окружено белой оболочкой, наполненной воздухом. Словно лодочка плывёт оно по воде, и так держится до тех пор, пока не выйдет весь воздух. Тогда семечко падает на дно и прорастает.
Распространение саморазбрасыванием Слайд 8
Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Мак сам распространяет семена. Коробочка у мака закрыта до тех пор, пока не созреют семена. Затем отверстия открываются, ветер колышит растение и семена вылетают.
Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Он встречается на Кавказе и в Крыму. Плод у него похож на небольшой огурчик. Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров. Американское тропическое растение – трескучка болотная «стреляет» на расстоянии 14 метров. И при этом издаёт звук, похожий на выстрел из револьвера. Так с шумом растрескивается плод. Человек может испугаться, пока не выяснит причин.
Не менее интересна недотрога обыкновенная. Плод недотроги — длинный зеленый стручок, состоит из 5 плодолистиков. Стоит слегка прикоснуться к плоду недотроги, как его створки разрываются, скручиваются внутрь наподобие часовой пружины и с силой разбрасывают прикрепленные к ним семена. При созревании растрескиваются плоды у гороха, фасоли, бобов. Поэтому нужно вовремя собрать урожай. И у караганы ( желтой акации), фиалки, кислицы разрывающиеся с легким треском створки действуют как пружины, разбрасывая семена далеко вокруг
-Распространение при помощи животных и человека
Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Плоды таких растений как лопух, череда, гравилат, имеют особые выросты в виде крючков, липучек, шипиков, которые прикрепляются к шерсти животных или одежде человека. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды.
Многие сочные плоды имеют яркий цвет: красный, синий, оранжевый. Поэтому они хорошо заметны для животных. Семена имеют плотную оболочку, которая не переваривается в желудке. Затем семена выбрасываются вместе с помётом. Помёт – это ещё и удобрение для прорастающего растения. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений. (Использовать гербарий, открытки)
Белка, бурундук, кедровка делают запасы на зиму. Если этот запас был спрятан на земле, например, под корягой, и про него забыли, то семена могут прорасти.
Во время перелётов птицы разносят семена на лапках. Часто семена водных и прибрежных растений прилипают вместе с грязью на лапки и путешествуют к другому водоёму. Цветок раффлезии называют слоновьим не потому, что он самый крупный, а потому, что его семена, прилипая к подошвам слонов, распространяются ими по тропам, ведущим к водопою. Цветок раффлезии расположен практически на земле. Он имеет мясистые лепестки. Когда созреют семена, лепестки превращаются в слизистую массу, которая и прилипает к подошвам слонов.
Немалую роль в распространении плодов и семян играют муравьи. У чистотела семена черные, с большим мясистым белым придатком. Их охотно поедают муравьи. Из-за этих придатков муравьи тащат довольно тяжелые для них семена чистотела к себе в муравейник. Сами семена муравьи не едят, придатки отделены от семени плотной кожурой. под нею семена остаются неповрежденными.
Распространение с помощью человека.
Достаточно велика и роль человека в распространении плодов и семян многих растений. Семена культурных растений распространяются человеком целенаправленно(высаживаются в определенным местах) или неосознанно( плод съел, а семена выбросил. ) Плоды и семена дикорастущих растений могут прилипнуть или прицепиться к одежде, мешкам или тюкам при перевозке грузов с помощью крючочков, зубчиков. Таким образом, семена многих растений оказываются далеко от родных мест. Так в своё время из Европы в Америку попали семена подорожника. Семена этого растения очень маленькие и если человек случайно заденет ногой растение с созревшими семенами, они осыпаются и легко удерживаются в мельчайших неровностях на обуви, а потом падают уже на новом месте и прорастают. Индейцы — коренные жители Америки — называют подорожник «следом белого человека». А из Америки к нам были завезены амборозия — злейший сорняк южных полей, вызывающий у людей тяжелые аллергические реакции; ромашка пахучая.
Муравьи, белки, мыши, бурундуки, медведи являются распространителями растений.
Обычная в башкирских лесах сойка расселяет дуб. Она может за один рейс перенести 7 желудей, которые умещаются в её пищеводе. Они создают себе запасы и про часть своих запасов забывают. Этого достаточно, чтобы дуб расселился.
Человек тоже являются распространителем многих растений. Подорожник в Америке индейцы называют «следом белого человека». А сколько культурных растений, их семена в свое время были завезены в нашу страну?
Скажите, пожалуйста, какие отношения складываются между растениями и животными? (Взаимовыгодные отношения).
Ответьте, для чего семена путешествуют? (чтобы заселить новые места, чтобы выжить). Каждое растение стремится освоить большую территорию, чтобы обеспечить жизнь виду. А скажите, нужно ли человеку знать сроки созревания плодов и семян и для чего? (чтобы использовать эти знания в своей жизни при посадке растений, сборе урожая).
Источник