- Распространение плодов и семян. Осень – прекрасная пора. Природа пестреет разными красками. Деревья, кусты и травы спешат устроить свое потомство. Надо. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » Распространение плодов и семян. Осень – прекрасная пора. Природа пестреет разными красками. Деревья, кусты и травы спешат устроить свое потомство. Надо.» — Транскрипт:
- Bio-Lessons
- Образовательный сайт по биологии
- Распространение плодов и семян
- Распространение плодов и семян
- Статья «РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЛОДОВ И СЕМЯН. Информационные материалы и методические указания к уроку».
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Методическая работа в онлайн-образовании
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Статья «РАЗВИТИЕ ПЛОДОВ И ИХ СТРОЕНИЕ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
- Презентация по биологии на тему «Подготовка к ВПР по биологии» (7 класс)
- Презентация «Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды. «
- Рабочая программа по биологии 5-9 класс «Точка роста»
- Сценарий праздника «День птиц»
- Методическая разработка урока «Химические элементы клетки»
- Презентация «Великие биологи Саратовской области»
- Реферат на тему » Растения»
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Распространение плодов и семян. Осень – прекрасная пора. Природа пестреет разными красками. Деревья, кусты и травы спешат устроить свое потомство. Надо. — презентация
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВероника Фаустова
Похожие презентации
Презентация на тему: » Распространение плодов и семян. Осень – прекрасная пора. Природа пестреет разными красками. Деревья, кусты и травы спешат устроить свое потомство. Надо.» — Транскрипт:
1 Распространение плодов и семян
2 Осень – прекрасная пора. Природа пестреет разными красками. Деревья, кусты и травы спешат устроить свое потомство. Надо подумать о расселении. Осень – прекрасная пора. Природа пестреет разными красками. Деревья, кусты и травы спешат устроить свое потомство. Надо подумать о расселении.
3 животными птицами водой ветромчеловеком Само- разбрасыванием
4 Просто расселяться одуванчику: подхватит ветер плоды – парашютики и перенесёт на необжитые земли. Просто расселяться одуванчику: подхватит ветер плоды – парашютики и перенесёт на необжитые земли. С ветвей клёна свешиваются парочки крылаток, они уже разъединились и ждут, когда их сорвёт и подхватит ветер. Ветра поджидают и многие травы. Их семена снабжены пушистыми хохолками и волосками. С ветвей клёна свешиваются парочки крылаток, они уже разъединились и ждут, когда их сорвёт и подхватит ветер. Ветра поджидают и многие травы. Их семена снабжены пушистыми хохолками и волосками.
5 Распространение животными Тяжёлые плоды- орехи и жёлуди, опадающие с деревьев и кустарников, могут перетаскивать в другие места разные звери, которые ими питаются.(белки, мыши, бурундуки). Тяжёлые плоды- орехи и жёлуди, опадающие с деревьев и кустарников, могут перетаскивать в другие места разные звери, которые ими питаются.(белки, мыши, бурундуки). Сухие плоды с разнообразными прицепками (череда), колючками, крючочками животные переносят поневоле – плоды цепляются к шерсти зверя. Часто таким невольным переносчиком становится человек Сухие плоды с разнообразными прицепками (череда), колючками, крючочками животные переносят поневоле – плоды цепляются к шерсти зверя. Часто таким невольным переносчиком становится человек
6 Не хитро расселиться и тем, кто вырос у быстрой речки,- вода унесет семена. А что делать тем, кто растёт в стоячей воде? Не хитро расселиться и тем, кто вырос у быстрой речки,- вода унесет семена. А что делать тем, кто растёт в стоячей воде? Водяные растения приспособились: семена кувшинок и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро.
7 Активные переносчики семян, особенно лесных трав, — муравьи. Они уносят к себе в муравейники семена многих растений, Активные переносчики семян, особенно лесных трав, — муравьи. Они уносят к себе в муравейники семена многих растений, особенно тех, что богаты маслами (фиалки, кислицы, медуницы). Часть семян они теряют в пути и они прорастают. особенно тех, что богаты маслами (фиалки, кислицы, медуницы). Часть семян они теряют в пути и они прорастают.
8 Плоды и семена, неприятные людям на вкус или вовсе ядовитые, очень привлекательны для птиц. Но семена с твердой оболочкой в их желудке не перевариваются. Вместе с птичьим пометом такие семена оказываются на далеком расстоянии от места своего созревания. Делая запасы, птицы тащат плоды и семена к себе в гнезда. Часть их теряется по пути. Сойка любит запасать желуди и часть ее запасов прорастает. Плоды и семена, неприятные людям на вкус или вовсе ядовитые, очень привлекательны для птиц. Но семена с твердой оболочкой в их желудке не перевариваются. Вместе с птичьим пометом такие семена оказываются на далеком расстоянии от места своего созревания. Делая запасы, птицы тащат плоды и семена к себе в гнезда. Часть их теряется по пути. Сойка любит запасать желуди и часть ее запасов прорастает.
9 Саморазбрасывание семян Некоторые растения сами разбрасывают свои семена. Стоит только дотронуться до плодов недотроги, как их створки мгновенно лопаются, свертываются в спираль, а семена разлетаются во все стороны. Маковые головки при созревании образуют дырочки, через которые высыпаются семена Некоторые растения сами разбрасывают свои семена. Стоит только дотронуться до плодов недотроги, как их створки мгновенно лопаются, свертываются в спираль, а семена разлетаются во все стороны. Маковые головки при созревании образуют дырочки, через которые высыпаются семена
Источник
Bio-Lessons
Образовательный сайт по биологии
Распространение плодов и семян
Распространение плодов и семян
В течение эволюции у растений выработались различные приспособления к распространению семян и плодов. Одни плоды и семена разносятся ветром, другие переносятся водой, животными или человеком, а также встречаются растения, у которых выработались специальные приспособления к саморазбрасыванию (автохория) семян.
В летние месяцы с восходом солнца в садах и лесах, на полях и лугах созревшие плоды начинают трескаться, разбиваться при падении, распространяя свои семена. Например, если у желтой акации и растения недотроги задеть кончик плода, то створки плода разрываются, затем скручиваются и с силой разбрасывают семена. Таким интересным образом растения сами распространяют свои семена на другие территории (рис.1).
Рис. 1 Саморазбрасывание семян
Многие растения распространяют свои семена и плоды с помощью ветра (анемогеохория). На плодах многих деревьев (береза, клен, ясень, ель, сосна и др.) образуются крылышки (рис. 2). Но не только деревья, а и некоторые травянистые растения (чертополох, ковыль, осот, рогоз и др.) распространяют свои семена так же.
У одуванчиков на плодах образуются пушистые парашютики, которые подхватывает ветер и уносит на другую территорию. Благодаря этим приспособлениям ветер разносит семена и плоды на большие расстояния.
Рис.2 Распространение семян ветром
Распространение плодов и семян с помощью воды (гидрохория). У растений, растущих в водоемах или по их берегам (кувшинки, стрелолисты), плоды и семена обычно распространяются по воде. Они не смачиваются водой и не тонут благодаря имеющимся выростам или воздушным полостям.
У некоторых растений плоды могут плавать несколько недель или даже месяцев (стрелолист, ольха, осока).
Орехи кокосовой пальмы путешествуют на огромные расстояния по соленой морской воде (рис.3).
Рис.3 Распространение кокосовых орехов водой
Распространение плодов и семян животными (зоохория) и человеком (антропохория). Сочными плодами рябины, калины, вишни, малины питаются многие птицы и звери. В их пищеварительных органах мякоть плодов переваривается, а семена, защищенные плотной кожурой, вместе с пометом удаляются наружу и рассеиваются в окружающем пространстве. Некоторые птицы (сойка) и звери (белки, мыши, бурундуки, белки) питаются крупными сухими плодами (орехами и желудями) и запасают их на зиму. Перетаскивая сухие плоды в кладовые, животные часто теряют их по дороге и нередко потом не находят свои запасы.
Рис.4 Распространение семян животными (зоохория): 1-кедровка, 2-сойка, 3-бурундук, 4-белка
У некоторых растений плоды и семена имеют разнообразные прицепки. Они цепляются к шерсти животных и те поневоле переносят их на различные расстояния. Таким способом распространяются плоды череды, колючие соплодия лопуха. Мелкие семена подорожника способны прилипать к подошвам ног животных и человека. Семена некоторых растений распространяются вместе с илом, частицами сырой почвы, прилипающими к телу животных.
Часто невольным переносчиком плодов и семян становится человек.Человек в результате хозяйственной деятельности вместе с культурными растениями нередко высеивает и сорные.Кроме того, некоторые плоды и семена могут путешествовать на транспорте.
От того, насколько успешно распространяться семена, зависит и распространение взрослых растений. Поэтому разные виды приспособились по-разному распространять свои семена на большие расстояния. Распространяются ветром береза, клен, одуванчик, осот. Водой распространяются семена кувшинки, стрелолиста, осоки. Распространяются животными и человеком либо съедобные плоды и семена (рябина, малина, орехи), либо цепляющиеся к шерсти и одежде (череда, лопух). Есть саморазбрасывающиеся семена.
Плоды
Источник
Статья «РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЛОДОВ И СЕМЯН. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЛОДОВ И СЕМЯН. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Урок на тему «Распространение плодов и семян», по существу, иллюстративен.
Однако следует, чтобы сообщаемые учащимся факты подводили
их к определенным умозаключениям о разнообразной приспособленности
к распространению, распространении семян группами, роли че-
лоеека в расселении растений. На эту тему можно провести киноурок с
демонстрацией кинофильма «Как расселяются растения, в котором 17 примеров расселения плодов и семян.
В нем освещаются такие вопросы: «Разнесение семян ветром», «Самораз-
брасывание семян», «Разнесение семян водою», «Цепкие плоды и семена»,
«Семена внутри сочных плодов».
Материал фильма требует, как мы увидим далее, ряда дополнений.
Н а уроке можно дать примерно следующий материал, сгруппированный
по способам распространения. Изложение его начинается с вопросов:
Какие формы плодов мы изучили? Какое значение имеет различная
Растения производят большое количество семян. Одно растение
сосны, лебеды, полыни и крапивы дает по 100 000 семян. И каждая форма
плода приспособлена к определенному способу распространения.
Р а з б р а с ы в а н и е семян. Сухие плоды большей частью’ приспособлены
к в ы б р а с ы в а н и ю семян как из метательного снаряда.
Семена выбрасываются у лесной кислички, луговой герани и домашнего
бальзамина. Раскачивающаяся от ветра коробочка мака действует, как
Р а с п р о с т р а н е н и е с е м я н ветр ом. Далеко залетают
подхватываемые в е т р ом семена. В марте по снежному насту, как
маленькие буера (санки с парусом) скользят много километров однокрылые
семена сосны. Летают двукрылые плодики березы. Плоды клена,
падая, описывают в воздухе широкие круги. Прицветник липы играет
роль паруса. Длинная перистая ость ковыля «а ветру ввинчивает в землю
плод-семянку. Парашютики семянок одуванчика, сложенные в пасмурную
погоду, при ветре в сухую погоду поднимаются высоко в воздух. Учащиеся
сообщают при этом и о своих наблюдениях.
Р а с п р о с т р а н е н и е п л о д о в водой. На сухих песчаных
холмах, среди камней, на скалах, растет маленькое с круглыми сочными
листочками растеньице, цветущее ярко-желтыми пятиконечными звездочками.
Это очиток едкий. Капли дождя вымывают его семена, забивая их
,в трещины земли, камней и стен
Большие плоды кокосовой пальмы, как хорошие корабли, выдерживают
дальние путешествия. Кокосовый орех с плотной скорлупой, покрытой
войлоком из волокон, падает с пальмы в реку и плывет в океан. Долго
носят волны океана плоды кокоса, пока не выкинут на берег какого-
нибудь острова. Вот чем объясняется появление на образовавшихся в
океане коралловых или вулканических островах рощ кокосовых пальм.
Семена кувшинки, окруженные оболочкой, наполненной воздухом,
некоторое время плавают на поверхности воды, а затем тонут и прорастают
Р а с п р о с т р а н е н и е с е м я н ж и в о т н ы м и. Большое количество
семян разносят птицы. Красные ягоды и плоды хорошо видны
сверху среди зелени листьев. Поздней осенью становятся заметнее в желтых
листьях синие и черные плоды. Птицы склевывают сочные мясистые
плоды вместе с семенами, которые их желудком не перевариваются, и
разносят их на далекое расстояние. л;
Плоды кувшинки (водяной лилии), растущей в прудах и озерах,
имеют клейкую и вязкую, как тесто, мякоть. Плодами кувшинки питаются
водяные птицы. Семена вместе с . мякотью плодов налипают на
клюв и лапки птицы, и она заносит их в ‘ другие, часто очень далекие
Многочисленные плоды с прицепками, как у лопуха, прикрепляются
к шерсти животных и путешествуют» с ними. Так, из Испании переселились
вместе со скотом в Южную Америку семена чертополоха, который
стал вытеснять там кактусы и посевы ананасов.
Муравьи разносят семена душистой фиалки, имеющие мясистые придатки.
Поэтому эти растения растут на муравьиных дорогах. Марьянник
с желтыми цветками и лиловыми верхними листками дает семена, похожие
на муравьиные коконы. Муравьи закапывают 1их в землю или затаскивают
в муравейник как свои коконы. Часто марьянник и растет на
Вспоминают способы распространения семян растений, виденных на
осенних экскурсиях (дуб, молодило и др.).
Р а с п р о с т р а н е н и е с е м я н ч ело в е к ом. Более всего
расселению растений способствует деятельность человека. Человек случайно
распространяет семена диких растений и сознательно, планомерно—
семена культурных. Липкие семена подорожника, растущего на дорогах,
с грязью налипают на сапоги и разносятся в новые места, отчего
ботаники и ‘Называют подорожник «плантаго» — спутник. Семена подорожника
переплыли океан на сапогах первых завоевателей Америки. Индейцы
«назвали никогда не виданное растение, выросшее на дорогах, «след
Еще в те времена, когда к берегам приставали парусные корабли,
выгружающие шерсть и другие товары, земля вокруг морских гаваней
превратилась в колонии иноземных растений. Ботаники насчитали до
400 различных растений, выросших из семян, случайно привезенных с различными
товарами. Пришельцы из этих колоний завоевывали новые
земли. Всем известна пахучая желтая безлепестная ромашка, покрывающая
дворы и улицы маленьких городков и поселков. Она «приехала»
в 70-х годах прошлого столетия вместе с американским зерном и впервые
появилась на железнодорожных насыпях. Мелкие семена этой ромашки
просыпались из мешков через щели вагонов на полотно железной дороги,
и ромашка расселилась повсеместно.
С улучшением транспорта быстрее переносятся и семена сорных растений.
Плоды растущего на юге России стелющегося сорняка якорца
теперь впиваются остриями в шины автомобилей и таким образом значительно
‘скорее расселяются на далекие расстояния
Некоторые сорные растения появились в результате войн. Во время
татарского нашествия был занесен на Украину и в Литву растущий по
берегам озер аир, названный населением татарской травой. Во время
взятия Парижа в 1814 г. туда была занесена русскими казаками свербига.
В Гренландии были обнаружены древние стоянки людей по растениям,
растущим обычно у жилищ человека, — крапиве и гусиной лапке.
Сорные растения распространяются самыми различными способами,
засоряя поля. Они поглощают питательные вещества и влагу из почвы,
заглушают посевы, распространяют вредителей и болезни. Засорение
посевов ржи только одним васильком снижает урожай в три раза.
Большое значение имеет уничтожение сорных растений с полей и очагов
Велика роль человека в распространении культурных, полезных растений.
С отдаленнейших времен отбирали люди растения с наиболее
вкусными и большими плодами, красивыми цветками, полезными свойствами,
сеяли их семена и окружали самым внимательным уходом. Привозили
растения из самых далеких стран. Если правительство какой-либо
страны запрещало вывоз наиболее ценных растений, то организовывались
попытки похитить их семена и черенки. Известен целый ряд таких похищений.
Французы увезли кофейное дерево с голландского острова Явы,
голландцы — хинное дерево из Перу, англичане — каучуковое дерево гевею
Пшеницы США и Канады выведены из русских сортов «кубанка» и
«арнаутка» и др. Там же получили распространение русские яблони, морозоустойчивые
вишни Мичурина и кормовые травы (клевер, донник, люцерна).
Родина многих издавна возделываемых растений совсем забыта.
А между тем на клумбах садов и скверов цветут представители разных
Р о д и н а к о м н а т н ы х растений
Африка — алоэ, циперус, амариллис, пеларгония, бальзамин.
Азия — аспидистра, фикус, бегония, лимон.
Америка — монстера, фуксия, кактусы, традесканция.
Австралия — дикий виноград (циссус).
Мажет быть использована карта из книги Н. В е р з и л и н а «Путешествие
с домашними растениями».
На этом уроке не следует подробно говорить о происхождении полевых
и овощных культурных растений, так как данный материал следует
изучать в VI классе.
В советских субтропиках на Кавказе растут австралийские эвкалипты,
дающие ценную негниющую древесину и осушающие болота большим
испарением воды листьями. Чай, цитрусы, душистая герань, тунговое
дерево, из семян которого получают лаки высокого качества, и другие
растения возделываются на больших плантациях. В Средней Азии
уже растут маслины, дающие оливковое масло. В Туркмении прижилась
финиковая пальма. Из советских субтропиков, этого всесоюзного питомника
новых ценнейших культур, советские ученые переселяют выведенные
ими новые сорта растений в другие места Союза, где агрономы и колхозники
применяют новые методы их возделывания.
Так распространяет человек растения на новых местах посадкой их
черенками, прививкой и посевом семян.
В килограмме семян пшеницы 30 ООО—40 ООО зерен. При хорошем уходе, высеяв
килограмм, можно получить 15—20 ц. При редком посеве— 50 кг на 1 га — можно засеять
площадь 30—40 га и снять 60—80 т зерна. Таким образом, 1 кг через 2—3 года
может дать 60—80 т, или 60 000—80 000 кг (по акад. Т. Д. Лысенко). Одно растение
пшеницы дает до 1 200—2 000 зерен (Можно задать вопрос: сколько колосьев у одного
растения и сколько зерен в одном колосе?) Приведенный пример дает представление
о быстроте размножения новых сортов культурных растений.
Можно раздать учащимся засушенные сорные растения с плодами
и дать задание: подсчитать, сколько плодов на одном из обычных сорных
растений, сколько семян в плоде и сколько в среднем дает семян
одно это растение.
Рассказывая учащимся о распространении семян, обращают их внимание
на то, что растения одного вида обычно растут большими группами.
Значит, эти растения всходят из скопившихся в одном месте семян.
И действительно, семянки одуванчика и других сложноцветных растений
часто летят сцепленные вместе. Семена тополя скатываются, как вата,
скопляясь в канавах, у заборов. Семена березы и других деревьев не уносятся
далеко от материнского растения. Плавающие по воде семена задерживаются
в заливчиках у берегов.
В одной ягоде много семян. Упав на землю, ягода дает группу всходов.
Птицы съедают много ягод с одного куста и выбрасывают вместе
с пометом в одно место большое количество семян. (Например, в помете
голубя до 335 семян полевой горчицы.)
Семена лопуха соединены в соплодие, сцепляющееся в большие комки.
Животные, очищая шерсть от приставших семян, оставляют на земле
в одном месте значительное количество их. Группа всходов одинаковых
растений хорошо противостоит распространению на данной площа-
ди других растений и успешно разрастается. Стоит вспомнить сплошные-
розовые заросли Иван-чая (кипрея) на леоных гарях. Группами растут
и растения, размножающиеся вегетативно: ландыши, грушанки, пырей,,
мать-и-мачеха и многие другие.
Это закономерность распространения и выживания растений в
К следующему, заключительному уроку задают повторить основные
вопросы пройденной темы и принести домашние работы. Кроме того, можно
дать следующее задание и вопросы для размышления.
Напишите, как распространяются плоды и семена у 5 известных вам растений.
Наклейте в гербарную тетрадь засушенные растения или их плоды.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Чем объяснить, что деревья, опыляемые ветром, цветут ранней весной?
3. Почему растения, цветущие ночью, имеют белые цветки?
4. Какую роль играет твердая оболочка семян мясистых плодов?
5. Какой высоты бывают растения с прицепляющимися плодами?
6. За последние годы какие новые растения стали возделывать в вашей местности?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Статья «РАЗВИТИЕ ПЛОДОВ И ИХ СТРОЕНИЕ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Презентация по биологии на тему «Подготовка к ВПР по биологии» (7 класс)
Презентация «Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды. «
Рабочая программа по биологии 5-9 класс «Точка роста»
Сценарий праздника «День птиц»
Методическая разработка урока «Химические элементы клетки»
Презентация «Великие биологи Саратовской области»
Реферат на тему » Растения»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5310587 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник