- Распространение плодов и семян
- Bio-Lessons
- Образовательный сайт по биологии
- Распространение плодов и семян
- Распространение плодов и семян
- ГДЗ биология 6 класс Пасечник Линейный курс Дрофа 2020 Задание: § 20 Распространение плодов и семян
- Презентация по биологии для 6 класса «Распространение плодов и семян»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Методическая работа в онлайн-образовании
Распространение плодов и семян
Плоды и семена часто оказываются очень далеко от растений, на которых они созрели. Это объясняется тем, что одни плоды и семена разносятся ветром, другие распространяются животными, человеком, водой, а некоторые саморазбрасыванием, как у акации и бешеного огурца.
Ветром распространяются семена тополя и некоторых других растений.
Семена тополя, покрытые белыми пушистыми волосками, созревают в мае. Спадая с ветвей, они разносятся ветром, скапливаются на земле, напоминая хлопья снега. Благодаря пушистым волоскам ветер разносит семена тополя на большие расстояния. Так же распространяются плоды одуванчика.
Рис. 9. Распространение плодов и семян: 1 — одуванчик; 2 — рябина; 3 — лопух; 4 — череда.
Плоды клена имеют два крылатых выроста. Опадая с ветвей, плоды быстро вертятся в воздухе. Поэтому они долго не падают на землю и уносятся далеко в сторону от дерева. Некоторые засохшие степные растения ветер легко отламывает у корня, несет их по земле, перекатывая с места на место, и семена рассеиваются. Степные растения, гонимые ветром, так и называются «перекати-поле».
Водой распространяются плоды и семена не только водных растений, но и наземных. Например, плоды ольхи, которая часто растет по берегам рек, осыпаются в воду, и течением уносит их далеко от материнских растений. Плоды кокосовой пальмы часто падают в море и долго плавают, прежде чем пристанут к берегу и прорастут.
Семена многих сорных растений иногда невольно разносят животные и люди. Так, корзинка лопуха с плодами, называемая соплодием, цепляется за шерсть животных или одежду человека, и плоды оказываются далеко от растений, на которых созрели.
По канавам, около прудов и рек растет сорное растение череда. Соцветия у нее — маленькие корзинки желтого цвета, а плоды — семянки с шипами, покрытыми зубчиками, которые загибаются назад. Пробежит собака по зарослям череды, пройдет другое животное или человек — и маленькие шиповатые плодики плотно прицепятся к. шерсти или одежде, да так, что щеткой не отчистишь, приходится выбирать руками. Попадаются растения не только с цепкими, но и с приклеивающимися плодами. Такие плоды у незабудки.
Семена растений с сочными плодами — рябины, бузины, брусники, черники, черемухи, ландыша — распространяют птицы . Они поедают эти плоды и, перелетая с места на место, вместе с пометом выбрасывают неповрежденные семена съеденных плодов.
Рис. 10. Распространение плодов и семян: 1 — береза; 2 — клен; 3 — бешеный огурец; 4 — мак.
Плоды и семена некоторых растений прилипают или прицепляются к мешкам и тюкам с грузом и оказываются в укромных уголках вагонов, автомобилей, самолетов. При разгрузке семена попадают на землю, прорастают и часто находят себе новую родину. Так, из Европы в Америку в свое время был завезен подорожник, который встречается на тропинках и дорогах. Вот почему коренные жители Америки — индейцы — называют подорожник «следом белого человека».
Саморазбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Например, летом в жаркий, солнечный день около кустов желтой акации можно услышать легкое потрескивание — это растрескиваются и разбрасывают семена созревшие бобы акации.
Разбрасывают свои семена и плоды гороха, бобов, фасоли. Поэтому плоды этих растений надо собирать, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, урожай погибнет.
В окрестностях Одессы и в Крыму на сухих склонах и морском побережье можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой вылетает из плодов. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Bio-Lessons
Образовательный сайт по биологии
Распространение плодов и семян
Распространение плодов и семян
В течение эволюции у растений выработались различные приспособления к распространению семян и плодов. Одни плоды и семена разносятся ветром, другие переносятся водой, животными или человеком, а также встречаются растения, у которых выработались специальные приспособления к саморазбрасыванию (автохория) семян.
В летние месяцы с восходом солнца в садах и лесах, на полях и лугах созревшие плоды начинают трескаться, разбиваться при падении, распространяя свои семена. Например, если у желтой акации и растения недотроги задеть кончик плода, то створки плода разрываются, затем скручиваются и с силой разбрасывают семена. Таким интересным образом растения сами распространяют свои семена на другие территории (рис.1).
Рис. 1 Саморазбрасывание семян
Многие растения распространяют свои семена и плоды с помощью ветра (анемогеохория). На плодах многих деревьев (береза, клен, ясень, ель, сосна и др.) образуются крылышки (рис. 2). Но не только деревья, а и некоторые травянистые растения (чертополох, ковыль, осот, рогоз и др.) распространяют свои семена так же.
У одуванчиков на плодах образуются пушистые парашютики, которые подхватывает ветер и уносит на другую территорию. Благодаря этим приспособлениям ветер разносит семена и плоды на большие расстояния.
Рис.2 Распространение семян ветром
Распространение плодов и семян с помощью воды (гидрохория). У растений, растущих в водоемах или по их берегам (кувшинки, стрелолисты), плоды и семена обычно распространяются по воде. Они не смачиваются водой и не тонут благодаря имеющимся выростам или воздушным полостям.
У некоторых растений плоды могут плавать несколько недель или даже месяцев (стрелолист, ольха, осока).
Орехи кокосовой пальмы путешествуют на огромные расстояния по соленой морской воде (рис.3).
Рис.3 Распространение кокосовых орехов водой
Распространение плодов и семян животными (зоохория) и человеком (антропохория). Сочными плодами рябины, калины, вишни, малины питаются многие птицы и звери. В их пищеварительных органах мякоть плодов переваривается, а семена, защищенные плотной кожурой, вместе с пометом удаляются наружу и рассеиваются в окружающем пространстве. Некоторые птицы (сойка) и звери (белки, мыши, бурундуки, белки) питаются крупными сухими плодами (орехами и желудями) и запасают их на зиму. Перетаскивая сухие плоды в кладовые, животные часто теряют их по дороге и нередко потом не находят свои запасы.
Рис.4 Распространение семян животными (зоохория): 1-кедровка, 2-сойка, 3-бурундук, 4-белка
У некоторых растений плоды и семена имеют разнообразные прицепки. Они цепляются к шерсти животных и те поневоле переносят их на различные расстояния. Таким способом распространяются плоды череды, колючие соплодия лопуха. Мелкие семена подорожника способны прилипать к подошвам ног животных и человека. Семена некоторых растений распространяются вместе с илом, частицами сырой почвы, прилипающими к телу животных.
Часто невольным переносчиком плодов и семян становится человек.Человек в результате хозяйственной деятельности вместе с культурными растениями нередко высеивает и сорные.Кроме того, некоторые плоды и семена могут путешествовать на транспорте.
От того, насколько успешно распространяться семена, зависит и распространение взрослых растений. Поэтому разные виды приспособились по-разному распространять свои семена на большие расстояния. Распространяются ветром береза, клен, одуванчик, осот. Водой распространяются семена кувшинки, стрелолиста, осоки. Распространяются животными и человеком либо съедобные плоды и семена (рябина, малина, орехи), либо цепляющиеся к шерсти и одежде (череда, лопух). Есть саморазбрасывающиеся семена.
Плоды
Источник
ГДЗ биология 6 класс Пасечник Линейный курс Дрофа 2020 Задание: § 20 Распространение плодов и семян
Стр. 104. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Что такое семя?
Семя – это многоклеточная структура сложного строения, которая служит для размножения и расселения у семенных растений, обычно развивается после оплодотворения из семязачатка и содержит зародыш.
№ 2. Какова роль семян в жизни растений?
При помощи семян растения могут размножаться, расселяться на разных территориях, занимать новые поверхности.
№ 3. Какую роль выполняют плоды в жизни растений?
Сами по себе плоды являются частью растений. Их главная роль – способствование распространению видов растений на разные расстояния и на новые территории. Плоды могут поедать животные, съедая вместе с косточками, в которых содержатся семена. В дальнейшем после переваривания семена остаются невредимы и после попадания в почву могут прорастать. Также плод защищает семя от перепадов температур, излишней влажности ил механических повреждений в период его созревания.
Стр. 108. Вопросы после параграфа
№ 1. Какими способами распространяются плоды и семена в природе?
Необходимым условием для существования и процветания всех растений является распространение их семян. В результате эволюции каждое растение приспособилось к особым способам распространения своего семени. Для этого у них существуют специальные особенности плода, приспособления, например, выросты, и т.д.
Различают несколько способов распространения плодов и семян растений в природе:
При помощи ветра (крыловидные выросты, «парашютики») распространяются плоды одуванчика, семена ивы, березы, ясеня, клена;
При помощи воды распространяются семена как водных, так и некоторых видов наземных растений, например, ольхи или кокосовой пальмы;
Способом саморазбрасывания размножаются многие виды растений, например, горох, фасоль, мак, акация, виола;
При помощи животных и человека размножается немало растений. Например, плоды у череды или лопуха прикрепляются к одежде, шерсти благодаря острым зубчикам и крючкам, распложенным на своей поверхности. У некоторых растений клейкая поверхность, которой они также могут клеиться ко всему, что к ним прикасается. Плоды рябины, черники или бузины поедают птицы. Сами семена окружены плотной оболочкой, за счет чего не перевариваются пищеварительной системой животных и вместе с пометом через время попадают в почву. Много шишек, желудей, орехов закапывают белки, бурундуки, что также способствует расселению растений.
№ 2. Какие приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром?
Плоды и семена растений, которые распространяются с помощью ветра, имеют малый вес, маленькие по размеру. Например, у одуванчика есть «парашютики», на которых содержатся плоды. У осины, ивы и тополя семена покрыты белыми пушистыми волосками, за счет чего легко приподнимаются даже слабым ветром и разносятся на дальние расстояния. У плодов ясеня, березы и клена есть специальные крыловидные выросты, которые при дуновении сильного ветра, могут улететь достаточно далеко от самого дерева.
№ 3. Какие приспособления имеют плоды или семена, распространяемые человеком и животными?
Плоды и семена некоторых растений невольно распространяются животными и людьми. Все это благодаря тому, что семена их содержатся в твердой оболочке, которая не растворяется в кишечнике птиц и животных. Поэтому, даже если животное съело плод, семена вместе с фекалиями неповреждёнными выйдут наружу, попадут в землю и прорастут через время.
Грызуны часто закапывают плоды дуба, ореха и прочих деревьев в землю, тем самым помогая растениям рассеиваться на новых территориях.
У таких растений, как череда и лопух, поверхность у плодов имеет острые зубчики и крючки, при помощи которых они могут прикрепляться к одежде людей или шерсти животных и тем самым переноситься на дальние расстояния. Также семена некоторых растений могут цепляться к мешкам, которые перевозят из страны в страну. Например, подорожник таким образом был когда-то завезен из Европы в Америку.
№ 4. Какие растения разбрасывают свои семена?
Распространение семян способом разбрасывания можно наблюдать у таких растений, как фасоль, горох, мак, акация, виола. Как правило, расстояние, на которое растение может разбрасывать свои семена, не превышает 20 см. именно поэтому такой способ распространения малоэффективен.
Стр. 108. Подумайте
Каково значение в природе распространения плодов и семян?
Благодаря распространению своих плодов и семян растения могут разрастаться на разных территориях, расширяя тем самым ареал своего обитания, приспосабливаясь к новым условиям окружающей среды.
Стр. 108. Задания
№ 1. Выясните, как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома.
У моего дома растут: рябина, одуванчики, клен, подорожник, репейник. Семена рябины распространяются при помощи птиц, которые поедают спелые ягоды. Семена подорожника и репейника распространяются благодаря животным и людям. А вот одуванчики и клен распространяют свои плоды при помощи ветра.
№ 2. Соберите семена деревьев и кустарников. Часть их посейте на школьном участке, а остальные сдайте в ближайший питомник или лесничество.
Для выращивания были собраны семена березы, тополя, клена и рябины. Далее мы высадили семена в почву и стали выращивать саженцы, которые потом пересадим в землю около своей школы.
№ 3. Соберите семена декоративных культурных и дикорастущих растений, а также семена лекарственных и редких растений для посева на учебно-опытном участке.
Для выращивания на учебно-опытном участке были собраны семена лекарственных растений: пустырника, шлемника байкальского, боярышника, алтея, шалфея и эвкалипта. Из редких растений удалось собрать семена подснежника, ятрышника, ландыша, мака прицветникового.
Глава 3. Жизнь покрытосеменных растений
Источник
Презентация по биологии для 6 класса «Распространение плодов и семян»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Способы распространения плодов и семян местных видов растений Презентация 6 класс
Старинная пословица гласит, что яблоко от яблони недалеко катится. На самом деле плоды и семена нередко оказываются далеко от материнского растения благодаря различным приспособлениям. Кто же им помогает?
Распространение семян с помощью ветра Тополь Осина Одуванчик Клен Берёза Ясень Имеют приспособления: -Пушистые волоски -Парашютики -Крыловидные выросты
Распространение семян с помощью воды Имеют приспособления: — воздушные камеры (плавучесть) — плотная кожура (защита от намокания) Кувшинка Ольха Осока Частуха Стрелолист
Распространяются животными и человеком
Распространение семян и плодов с помощью животных На наружных покровах череда В системе пищеварения Заготовка запасов репейник Бурундук Белка
Распространение семян и плодов с помощью человека и животных Лопух Череда Подорожник Рябина Вишня Черёмуха…. Приспособления: Крючки Зубчики Липучки Вкусная мякоть плода
Сухие плоды некоторых растений снабжены различными прицепками. Стоит осенью пройти по пустырю или берегу речушки, заросшим бурьяном, то обязательно вынесешь на одежде целую коллекцию цепких плодов лопуха, череды. Также как к одежде плоды этих растений прицепляются к шерсти животных, перьям птиц переносятся на новые места.
. Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды рябины, черемухи, малины, калины привлекают многих птиц . Поедая плод вместе с мякотью они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищенные плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с пометом. Так семена оказываются высеянными и притом вместе с удобрениями.
Семена многих растений разносятся насекомыми. Например, муравьёв привлекают семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки. чистотел
Распространению плодов и семян способствуют животные (белки, бурундуки) заготавливающие их про запас. Несъеденные или потерянные семена при благоприятных условиях нередко прорастают.
В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян у фиалки, недотроги, акации. Саморазбрасывание акация
Саморазбрасывание Имеются приспособления: за счет внутренних сил натяжения, давления в живых или мертвых клетках. 2) семена разлетаются, когда с силой скручиваются створки созревшей коробочки.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 48 человек из 23 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данная презентация используется при объяснении нового материала на уроке «Распространение плодов и семян растений местных видов».
Тема урока: Способы распространения плодов и семян местных видов растений.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян на примере растений местных видов, с различными приспособлениями к распространению.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Проверка знаний учащихся.
А) Индивидуальный опрос:
— по карточкам (3 учащихся);
— у доски:
1-й ученик: составьте схему классификации плодов. Какие
признаки лежат в основе этой классификации?
(сухие, сочные, односемянные, многосемянные).
после того, как первый ученик закончит, вызываются еще
четверо учащихся:
2-й ученик: напишите все известные вам сухие
плоды. Какие растения имеют такие плоды?
3-й ученик: напишите все известные вам сочные
плоды. Какие растения имеют такие плоды?
Б) Работа с классом (фронтальный опрос):
— Из чего развивается плод?
— Какое строение имеет плод?
— По каким признакам можно отличить плод от других органов растения?
— Какую роль выполняют плоды в жизни растений?
(проверка ответов у доски)
III. Подготовка к усвоению новых знаний (беседа).
— Что такое семя?
— Какова роль семян в жизни растений?
— Много ли семян образуется у одного растения?
Учитель: редька полевая обычно дает примерно 160 семян, одуванчик – 5000,
мак самосейка – 20 тыс., лебеда – около 100 тыс. семян, тополь –
около 27 млн.
— Какое значение для жизни растений имеет образование у них большого числа семян?
— Что произойдет, если все семена упадут возле материнского растения и прорастут?
— Как решает эту проблему природа?
Вс. Рождественский
Одуванчик.
Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарики
На тонких стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются
От ветерка с реки.
Но лишь пройдется осенью
Других ветров волна, —
Срываются, взвиваются
На воздух семена.
Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
Учитель: цель нашего урока – выяснить, какими способами распространяются
плоды и семена растений нашей местности, какие приспособления к распространению они
имеют.
IV. Изучение нового материала
1. Способы распространения плодов и семян.
Вопрос: о каких способах распространения говорится в следующих
загадках?
Пролетают вереницы –
Новоселы — птицы;
Прилетят домой
И крылья долой.
Коробка запечатана,
А в ней берёза спрятана –
С ветками, с сережками,
С белыми одежками.
Коробку ветер носит –
Где-нибудь да бросит.
(На доске записывается первый способ распространения)
2. На сучке – арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась –
Все раскатилось.
Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня;
Пуля – слева, пуля – справа…
На кого идет облава?
Есть матери с чудными замашками:
Швыряют детей вверх тормашками.
Что за диво: плод плюётся –
Целым в руки не даётся.
(записывается второй способ)
3. Расцветаю всюду смело
И порой бывает так.
Что вцеплюсь я озверело
Даже в самых злых собак.
(записывается третий способ распространения).
4. Вопрос: О каком еще способе распространения идет речь в
стихотворении А. Рыбочкина «Желудь»?
Лесной ручей певуч и звонок
Мы гоним плот к большой реке.
Вот желудь – крошечный бочонок,
Упав, плеснулся в омутке.
По всем законам полагалось
Ему бы здесь пойти ко дну
Да спас листок случайный – парус
Он вынес желудь на волну.
Волна, как искорка дробиться
И дар свой к берегу несёт
Ему в земле бы укрепиться,
А там уж он не пропадёт.
В зелёном встанет океане,
Где без границ лесная ширь.
Как в сказке о царе Салтане
Плывет в бочонке богатырь.
(записывается четвертый способ распространения)
Вывод: плоды и семена растений распространяются в природе разными
способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и
человеком.
Учитель: о роли человека стоит поговорить подробнее, т.к. человек участвует
в распространении не только пассивно, но и активно, именно че —
ловек сыграл большую роль в расселении растений. Очень много
семян культурных растений перевозилось из одной страны в другую.
Так, подсолнечник и помидоры привезли из Перу, кукурузу – из
Мексики.
Вопрос: Какие приспособления имеют растения, чтобы их семена и плоды
разносил ветер, животные и человек, чтобы семена сами вылетали из
плодов?
4. Приспособления к распространению плодов и семян.
Учитель: процесс распространения плодов и семян не случайный, многооб —
разные приспособления у плодов и семян выработались в результате
длительного развития растительного мира на Земле. Способ распро –
странения зависит от конкретных условий среды.
V. Закрепление знаний учащихся
1) Отгадать кроссворд
2) написать сказку «Путешествие семени».
Дом. задание: параграф 31 пересказывать, написать сказку «Путешествие семени».
Беседа по вопросам:
— Как распространяются плоды и семена в природе?
— У желтой акации створки созревших бобов раскрываются с такой
Силой, что семена разлетаются в разные стороны. Объясните,
Какое это имеет значение для растений?
— Один из сотрудников радиостанции на берегу Северного Ледови –
того океана обнаружил семя тропического растения. Семя было
величиной с тарелку, с толстыми покровами и обладало хорошей плавучестью. Как оно могло попасть из тропических стран на берег
холодного океана?
— Типичное европейское растение подорожник обыкновенный встре –
чается и в Америке. Как он мог переселиться в Америку и на другие континенты?
— На одном растении осота образуется до 35 тыс. семян. Какое это
имеет значение для растения?
Кроссворд «Распространение плодов и семян»
Вопросы:
1) Кто распространяет рябину, черемуху, чернику?
2) Кто помог переселиться подорожнику из Евразии на другие континенты?
3) Семена этого растения распространяются саморазбрасыванием.
4) Плоды этого растения имеют крючки, с помощью которых прицепляются к шерсти животных, одежде человека.
5) Таким способом распространяются семена одуванчика, березы, сосны.
6) Она разносит семена ольхи, частухи+ ?
7) Семена этого растения распространяются ветром.
Согласны ли вы следующими суждениями:
1) семена образуются из семязачатков (да);
2) ягода — сочный плод с мякотью и тонкой кожицей(да);
3) тыквина – это сухой многосемянный плод, встречается у огурца, арбуз(нет);
4) лимон, апельсин имеют ягодовидный плод, называемый гесперидий или померанец (да);
5) коробочка развивается у капусты, репы(нет).
Согласны ли вы следующими суждениями:
1) околоплодник – это разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи(да);
2) зерновка — сухой плод, встречается у подсолнечника (нет);
3) орех имеет жесткий , деревянистый околоплодник (да);
4) к костянковидным плодам относят костянку, яблоко, орех (нет);
5) созревшие сочные плоды имеют сочную мякоть (да).
1) Раздели плоды на односемянные и многосемянные: слива, малина, яблоко, желудь, мак, огурец, орех лещины ( односемянные: слива, желудь, орех лещины, а многосемянные – остальные).
2) Найди лишнее:
А — семянка, зерновка, костянка, желудь;
Б — яблоко, ягода, орех, тыквина;
В – тыквина, арбуз, огурец, семянка.
Урок по теме «Плоды и семена. Распространение плодов и семян»
Цели:
— Сформировать представления о разнообразии плодов и способах их распространения;
— Формировать устойчивый интерес к предмету;
— Развивать познавательную активность учащихся;
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с загадками, иллюстрации плодов, коллекции семян.
План урока:
1. Повторение (с использованием видеоряда растений)
— На какие систематические группы можно разделить все покрытосеменные растения? (Класс Двудольные и Класс Однодольные)
— Органы цветковых растений. (Корень, стебель, лист, цветок, плод)
— Признаки двудольных и однодольных растений.(Запас питательных веществ находится в 2 семядолях или в эндосперме, жилкование листьев сетчатое или дуговое, параллельное, корневая система стержневая или мочковатая)
— Особенности строения семян двудольных растений. (Семенная кожура, зародыш- 2 семядоли, корешок, стебелек почечка с листочками)
— Особенности строения семян однодольных растений. (Околоплодник, сросшийся с семенной кожурой, эндосперм, зародыш — 1 семядоля, корешок, стебелек, почечка с листочками)
Новый материал.
1. Многообразие плодов.
Плод – это генеративный орган, характерный для покрытосеменных растений. Он служит для формирования, защиты и распространения семян. Выделяют плоды сочные и сухие, односемянные и многосемянные.
(смотри таблицу в приложении)
2) Приведите примеры таких типов плодов.
— Костянка (сочный односемянный плод) — слива, вишня, персик, абрикос, черемуха.
— Ягода (сочный многосемянный плод) — черника, брусника, клюква, смородина, крыжовник, картофель, томат, баклажан, перец.
— Яблоко (сочный многосемянный) — яблоня, груша, айва, рябина, боярышник.
— Померанец (сочный многосемянный) — цитрусовые (лимон, апельсин, мандарин, лайм).
— Тыквина (сочный многосемянный) — тыква, дыня, арбуз, кабачок, патиссон.
— Семянка (сухой односемянный плод) — подсолнечник, одуванчик, лопух (репей), череда, осот.
— Зерновка (сухой односемянный ) — злаковые (рожь, пшеница, ячмень, овес, рис).
— Орех (сухой односемянный) — кокос, лещина, фундук.
— Крылатка (сухой односемянный) — клен, липа, ясень, вяз.
— Боб (сухой многосемянный плод) — бобовые (горох, фасоль, бобы, соя, акация, клевер, чина)
— Стручок (сухой многосемянный ) — крестоцветные (капуста, редис, репа, брюква, пастушья сумка).
— Коробочка (сухой многосемянный ) — белена, дурман, табак, хлопчатник, гречиха, фиалка.
3) Распространение плодов и семян (демонстрация с использованием мультимедийного проектора)
Основные способы распространения семян: водой, ветром, насекомыми, птицами, животными, саморазбрасыванием.
Плоды и семена имеют приспособления, которые помогают при распространении тем или иным способом (например, парашютик у одуванчика помогает распространению ветром).
Проверка полученных знаний в форме теста.
Установите соответствие:
Признаки плодов и семян Способ распространения
1. Плоды имеют сочную мякоть 1. ветром
2. Плоды имеют перистые волоски 2. водой
3. Плоды и семена мелкие, легкие 3. животными
4. Плоды имеют крючочки
5. Плоды имеют плавательные (воздушные) мешочки
(Ответ: 1 — 3; 2 — 1; 3 — 1; 4 — 3; 5 — 2 )
4) Закрепление материала (Загадки)
— В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Желудь – орех)
— В сенокос — горька,
А в мороз — сладка.
Что за ягодка?
(Рябина – яблоко)
— Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него,
И не будет ничего.
(Одуванчик – семянка)
— Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдешь,
На себе их все найдешь.
(Лопух, репей – семянка)
— В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.
(Зерно – зерновка)
— На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков…
(Горох – боб)
— В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только жаркие лучи
У него не горячи.
(Подсолнух – семянка)
— Кафтан на мне зеленый,
А сердце – как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.
(Арбуз – тыквина, ягода)
— На сучках висят шары –
Потемнели от жары.
(Слива – костянка)
— Круглое, румяное, я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко – яблоко)
— Голова — на ножке,
В голове – горошки.
(Мак – коробочка
— Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце потемнела я,
И вот теперь я спелая.
(Вишня – костянка)
— Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(Черемуха – костянка)
— Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картофель – ягода)
— Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,-
Меня ищи.
(Капуста – стручок)
— Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква — ягода)
— Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина – сложный плод (соплодие). Тип плода – костянка.)
5) Д/з: параграф 30, 31. Загадки, пословицы, поговорки о плодах. Придумать примеры растений, имеющих перечисленные типы плодов.
VII. Конспект урока «Распространение плодов и семян»
Автор: Лукаш Инна Валентиновна, Размер: 23.23 КB
Добавлен: 03.12.2013.
Цель:
Образовательная. Расширить знания учащихся об оплодотворении, образовании плодов и семени ; ознакомить с разнообразием плодов в природе , дать понятие » сухие » и » сочные » плоды ; раскрыть процесс распространения плодов и семян в природе и значение плодов в жизни человека .
Развивающая. Развивать умение сравнивать биологические процессы в природе, умение наблюдать и делать соответствующие выводы и обобщения .
Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде , к природе родного края ; воспитывать научное мировоззрение, что семя — это будущее растение .
Тип урока. Усвоение новых знаний .
Форма урока. Комбинированный.
Ход урока
І.Организационный момент : порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой .
— Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.
ІІ . Актуализация опорных знаний учащихся .
а ) — В начале урока мы проведем небольшую проверочную работу: восстановить текст , частично поврежден Сороконожкой . И пусть слова Конфуция » Достаточно, чтобы слова выражалы смысл » стимулирует работу ваших мыслей.
После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуются . Плоды бывают . и . Односеменной сочный плод называется . , он встречается в . Сочные многосеменные плоды называются . , они образуются в . Односеменные сухие плоды называются . , они встречаются в . . Сухие многосеменные плоды называются . , они образуются в . . Плоды — это приспособление для .
б) Самоконтроль
Биологическая мини — викторина
1. Какие приспособления позволили покрытосеменным стать доминирующей группой в растительном мире?
2. В чем заключается биологическое значение двойного оплодотворения?
3. С чего образуются плод и семя?
4. Какие условия необходимы для образования у растений плодов и семян?
ІІІ . Мотивация учебно — познавательной деятельности учащихся.
Начинается демонстрацией плодов , среди которых есть луковица , корнеплоды свеклы , моркови , редьки и клубни картофеля.
Чтобы избежать отождествления плодов с другими органами растений, употребляемых в пищу , учащимся предлагается ответить на такой проблемный вопрос : можно луковицу , корнеплоды и клубни отнести к плодам? Ответ обоснуйте .
Сравнение помогает учащимся сделать вывод , что только плоды имеют семена , в других органах ( корнеплодах , клубнях , луковицах ) его нет.
Следующее проблемный вопрос, который ставится ученикам:
— Доказать , что плод — это орган , который дает начало следующим поколениям?
ІV. Восприятие и усвоение учащимися нового материала.
Плоды являются конечным этапом развития цветка , как генеративного органа. За высказываниями американского ботаника А. ИМСА, плод — это « зрелый цветок» . На нашей планете большое разнообразие плодов и они являются результатом эволюции. Тема нашего урока « Плоды . Распространение плодов и семян ». Запишите, пожалуйста, тему в тетрадь .
Информационная подборка интересных фактов о растениях, в которых созревают удивительные плоды.
— Учитель:
Известно, что
редька полевая ежегодно образует 160 семян,
фиалка трехцветная — 2500 семян ,
одуванчик лекарственный — 5000 семян ,
мак самосейка — 20000 семян ,
тополь черный — 28000000 семян .
— Если бы все семена созревающий падал прямо под материнское растение , то их прорастанию и развитию мешала бы острая конкуренция. Как решает эту проблему одна из самых известных растений, описал в своем стихотворении «Одуванчик » Всеволод Рождественский. Внимательно послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать цель нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить.
Когда идешь тропинкою
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо — шарики
На стройных стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются
От ветерка с реки
Но лишь пройдется осенью
Других ветров волна, —
Срываются, взвиваются
На воздух семена.
Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
Формулировка ученикам цели урока : изучить приспособления растений к распространению плодов и семян в природе. Такое разнообразие во внешнем строении плодов связано с формированием в процессе эволюции различных приспособлений к распространению семян.
Очень редко случается так, что семена прорастают на материнском растении (растения манговых зарослей ). Большинство семян распространяются на значительные расстояния. Как вы думаете, какой в этом биологический смысл? Это позволяет растениям распространяться на дальние расстояния и заселять новые территории.
Известно несколько способов распространения семян:
Объяснение с демонстрацией презентации «Распространение плодов и семян» (показ слайдов)
1. Автохория. Этот способ характерен для таких растений как : бешеный огурец , акация , горох , фасоль .
2. Анемохория. Семена для этого способа должны обладать небольшим весом и иметь специальные приспособления. Малый вес имеют такие семена, как : орхидея, грушанки . Одуванчик, ива, тополь, иван- чай — имеют различные выросты в виде хохолков или волосков. А какими средствами у клена, ясеня, березы? Выросты в виде крылышек .
3. Гидрохория . Как вы думаете для каких растений характерен данный вид распространения? Для водных или околоводных растений. Осока , ольха , кокосовая пальма .
4. Зоохория , антропохория . В процессе эволюции многие растения выработали особые приспособления к этому типу распространения . Какие приспособления встречаются у растений для распространения с помощью животных ? Лопух . Он имеет особые выросты в виде крючков , шипиков , липучек , которые прикрепляются к шерсти животных , одежде человека и переносятся на большие расстояния .
5. Орнитохория. Сочные плоды имеют яркую окраску и тем самым привлекают внимание птиц. Они поедают их и переносят далеко от материнского растения.
6. Мирмекохория. Распространение с помощью муравьев.
7. «Зеленые пришельцы».Растения завезенные в нашу страну из других стран, но за многие годы они стали местными.
V. Закрепление изученного материала. Осмысление объективных связей.
На этом этапе урока учитель обращается к учащимся с вопросом : какое значение имеют плоды и семена в природе и жизни человека ?
Ученики делают выводы: семена и плоды не только обеспечивают размножение и распространение растений на большие расстояния , многие из них являются пищей для животных и человека.
VІ. Домашнее задание.
Подготовить сообщения об использовании человеком плодов и семян.
Источник