- § 14. Распространение плодов и семян — Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь
- Bio-Lessons
- Образовательный сайт по биологии
- Распространение плодов и семян
- Распространение плодов и семян
- Урок+презентация по биологии для 6 класса «Распространение плодов и семян»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Методическая работа в онлайн-образовании
§ 14. Распространение плодов и семян — Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь
53. Заполните таблицу.
Способ распространения семян
Приспособление к распространению
54. Решите кроссворд № 1.
4. Многоклеточное образование, из которого развивается семя (семязачаток) .
6. Внутренний слой коры (луб) .
7. Питательная ткань, развивающаяся в семени растений (эндосперм) .
10. Пигмент зелёного цвета (хлорофилл) .
12. Основная часть цветка, участвующая в образовании плода (пестик) .
13. Стебель с расположенными на нём листьями и почками (побег) .
14. Клетки проводящей ткани древесины (сосуды) .
15. Вегетативный орган высших растений, служащий для закрепления в субстрате, поглощения из него воды и растворённых в ней веществ (корень) .
16. Слой клеток образовательной ткани древесного стебля (камбий) .
1. Орган растений, развивающийся из семязачатка (семя) .
2. Часть побега растений, на которой образуются лист, почка и иногда придаточные корни (узел) .
3. Часть пестика (столбик) .
4. Части семени, в которых у двудольных растений накапливаются питательные вещества (семядоля) .
5. Совокупность тканей, расположенных снаружи от камбия (кора) .
8. Центральная часть стебля (сердцевина) .
9. Покровная ткань, состоящая из мёртвых клеток (пробка) .
11. Листочки венчика цветка (лепесток) .
Источник
Bio-Lessons
Образовательный сайт по биологии
Распространение плодов и семян
Распространение плодов и семян
В течение эволюции у растений выработались различные приспособления к распространению семян и плодов. Одни плоды и семена разносятся ветром, другие переносятся водой, животными или человеком, а также встречаются растения, у которых выработались специальные приспособления к саморазбрасыванию (автохория) семян.
В летние месяцы с восходом солнца в садах и лесах, на полях и лугах созревшие плоды начинают трескаться, разбиваться при падении, распространяя свои семена. Например, если у желтой акации и растения недотроги задеть кончик плода, то створки плода разрываются, затем скручиваются и с силой разбрасывают семена. Таким интересным образом растения сами распространяют свои семена на другие территории (рис.1).
Рис. 1 Саморазбрасывание семян
Многие растения распространяют свои семена и плоды с помощью ветра (анемогеохория). На плодах многих деревьев (береза, клен, ясень, ель, сосна и др.) образуются крылышки (рис. 2). Но не только деревья, а и некоторые травянистые растения (чертополох, ковыль, осот, рогоз и др.) распространяют свои семена так же.
У одуванчиков на плодах образуются пушистые парашютики, которые подхватывает ветер и уносит на другую территорию. Благодаря этим приспособлениям ветер разносит семена и плоды на большие расстояния.
Рис.2 Распространение семян ветром
Распространение плодов и семян с помощью воды (гидрохория). У растений, растущих в водоемах или по их берегам (кувшинки, стрелолисты), плоды и семена обычно распространяются по воде. Они не смачиваются водой и не тонут благодаря имеющимся выростам или воздушным полостям.
У некоторых растений плоды могут плавать несколько недель или даже месяцев (стрелолист, ольха, осока).
Орехи кокосовой пальмы путешествуют на огромные расстояния по соленой морской воде (рис.3).
Рис.3 Распространение кокосовых орехов водой
Распространение плодов и семян животными (зоохория) и человеком (антропохория). Сочными плодами рябины, калины, вишни, малины питаются многие птицы и звери. В их пищеварительных органах мякоть плодов переваривается, а семена, защищенные плотной кожурой, вместе с пометом удаляются наружу и рассеиваются в окружающем пространстве. Некоторые птицы (сойка) и звери (белки, мыши, бурундуки, белки) питаются крупными сухими плодами (орехами и желудями) и запасают их на зиму. Перетаскивая сухие плоды в кладовые, животные часто теряют их по дороге и нередко потом не находят свои запасы.
Рис.4 Распространение семян животными (зоохория): 1-кедровка, 2-сойка, 3-бурундук, 4-белка
У некоторых растений плоды и семена имеют разнообразные прицепки. Они цепляются к шерсти животных и те поневоле переносят их на различные расстояния. Таким способом распространяются плоды череды, колючие соплодия лопуха. Мелкие семена подорожника способны прилипать к подошвам ног животных и человека. Семена некоторых растений распространяются вместе с илом, частицами сырой почвы, прилипающими к телу животных.
Часто невольным переносчиком плодов и семян становится человек.Человек в результате хозяйственной деятельности вместе с культурными растениями нередко высеивает и сорные.Кроме того, некоторые плоды и семена могут путешествовать на транспорте.
От того, насколько успешно распространяться семена, зависит и распространение взрослых растений. Поэтому разные виды приспособились по-разному распространять свои семена на большие расстояния. Распространяются ветром береза, клен, одуванчик, осот. Водой распространяются семена кувшинки, стрелолиста, осоки. Распространяются животными и человеком либо съедобные плоды и семена (рябина, малина, орехи), либо цепляющиеся к шерсти и одежде (череда, лопух). Есть саморазбрасывающиеся семена.
Плоды
Источник
Урок+презентация по биологии для 6 класса «Распространение плодов и семян»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок биологии 6 класс. Тема: «Распространение плодов и семян» Учитель биологии МБОУ Усьманской ООШ Дудочникова Надежда Викторовна 14.02.2013 г.
Сегодня на уроке мы должны узнать Цель: Зачем растениям распространять плоды и семена Какими способами распространяются плодов и семена
Годовое количество семян у некоторых растений Растение Количество семян за год Кокосовая пальма 70 Рябина 900 Одуванчик 5000 Клен 19 000 Рогоз 64 000 Ива 210 000 Топольчерный 28 000 000
Почему необходимо, чтобы большинство семян оказались как можно дальше от материнского растения? Растения осваивают новые территории Облегчается перекрестное опыление Не возникает внутривидовая конкуренция Обогащается видовое разнообразие растительных сообществ — фитоценозов
Распространение семян с помощью ветра Ива Тополь Осина Одуванчик Клен Берёза Ясень Имеют приспособления: -Пушистые волоски -Парашютики -Крыловидные выросты
Недотрога Разбрасывание (самораспространение) Горох Бешеный огурец Имеют приспособления: за счет внутренних сил натяжения, давления в живых или мертвых клетках. семена разлетаются, когда с силой скручиваются створки созревшей коробочки.
Распространение семян и плодов с помощью животных На наружных покровах череда В системе пищеварения Заготовка запасов репейник Бурундук Белка
Распространение семян и плодов с помощью человека и животных Лопух Череда Подорожник Амброзия Рябина Вишня Черёмуха…. Приспособления: Крючки Зубчики Липучки Вкусная мякоть плода
Распространение семян с помощью воды Имеют приспособления: — воздушные камеры (плавучесть) — плотная кожура (защита от намокания) Лотос Кувшинка Кокосовая пальма Осока Частуха Стрелолист
Вывод: Семенные растения господствуют и потому, что имеют разнообразные способы распространения семян и плодов: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и человеком. Почему семенные растения господствуют на Земле?
Проверь Название растения Способраспространения семян приспособления Крыжовник, смородина, виноград животными Сочный околоплодник Одуванчик ветром Плод спарашютиком Клен ветром Плодс крылышками Желудь животными Много питательных веществ Репейник животными Крючочки на плодах Недотрога саморазбрасывание Скручиваются створкиплода Бешеный огурец саморазбрасывание Высокое давление внутри плода Кокосовый орех водой Плод легкий, не тонет
Оценки: 1) за таблицу: «5» — 8 – 7 правильных ответов «4» — 6 – 5 правильных ответов «3» — 4 – 3 правильных ответов 2) за урок: — «5» — «4» — «3»
Биология 6 кл. Тема урока : «Распространение плодов и семян»
П ознакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.
Обеспечить процесс узнавания типов плодов по характерным признакам, способы распространения плодов и семян.
Развивать мыслительные операции анализа, сравнения, умения делать выводы, проводить самоанализ.
Способствовать воспитанию бережного отношения к растениям, эстетическому воспитанию школьников; наблюдательности.
Воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда.
Оборудование и материалы : учебник для 6 класса «Биология. Растения. Бактерии, Грибы», тетрадь. Слайдовая презентация, раздаточный материал (таблицы для проверочной работы, роли – указатели к игре), разноцветные оценки – плоды.
Средства обучения : Компьютер, мультимедийный проектор, дополнительная информация в виде схем, рисунков.
Вид урока: получение новых знаний в проблемно – игровой форме.
Формы организации познавательной деятельности:
Структура урока:
Организационный этап …………………………………………. 2 мин
Мотивация учебной деятельности …………………… .…..….. . 2мин
Изучение нового материала ………………………………..8 мин
Закрепление – игра – физминутка…………….. …. ….10 мин
Самостоятельная работа …………………………………………..3 мин
Подведение итогов урока ……………………………………..…2 мин
Домашнее задание………………..…………………………. ….1мин.
Заключительный этап урока ………………………………………2 мин
подготовка доски (дата, тема, д/з (§ 31 стр. 137–140)
разложить листы для сам. работы.
Записывают в тетрадь дату и тему.
Мотивация учебной деятельности
Дает установку: запомнить растения и способы их распространения для последующей игры.
Обращает внимание на розданные роли (на листочках)
Показывает разноцветные плоды (будут раздаваться в ходе урока вместо оценок)
Рассматривают и должны понять свою роль в распространении семян.
Слушают и смотрят.
Изучение нового материала
Активизирует внимание на таблицу «Годовое количество семян различных растений»
Вопрос: Почему так много семян образуют растения?
И почему растения стараются как можно дальше отбросить семена?
Рассказывает о способах распространения семян и плодов.
Объясняет каждый пункт, привлекая детей.
Подводит к выводу:
Вопрос: Почему с еменные растения господствуют на Земле.
Рассматривают таблицу, анализируют ее.
Сравнивают свои ответы с текстом презентации.
Смотрят и слушают
Переписывают в тетрадь
Слушают, помогают, делают пометки в тетрадях (по необходимости).
Сравнивают ответ с текстом презентации.
Объясняет правила игры
Определяет группы играющих
Согласно картинкам –карточкам обдумывают свою роль
Сам. работа по карточкам
Объясняет критерии оценки
Взаимопроверяют и сравнивают с правильными ответами
Оценивают работу (по критериям)
Подведение итогов урока
Обращает внимание на цвет полученных «плодов» и их количество.
Подсчитывают количество полученных «плодов»
Записывает на доске
Читает притчу «Сеятель»
Прощается с классом
Притча о Сеятеле
Вот вышел сеятель сеять. Когда он сеял, то иное семя упало при дороге и было потоптано, и птицы поклевали его.
Иное же семя упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело корня и влаги.
Иное упало в терние (дикая, сорная трава), и терние заглушило его.
Иное же упало в хорошую добрую землю, оно выросло и принесло обильный плод: одно во стократ, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 22 человека из 11 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Выдержка из материала:
«Способствовать «воспитанию «растениям , «эстетическому «воспитанию «школьников ; «наблюдательности .
«Оборудование «и «материалы : «учебник «для «6 «класса « «Биология . «Растения . «Бактерии , «Грибы », «тетрадь . «Слайдовая «презентация , «раздаточный «материал ( «таблицы «для «проверочной «работы , «роли – «указатели «к «игре ), «разноцветные «оценки – «плоды .
«Средства «обучения : «Компьютер , «мультимедийный «проектор , «дополнительная «информация «в «виде «схем , «рисунков .
- «индивидуальная .
- «поверка «аппаратуры
- «подготовка «доски ( «дата , «тема , «д / «з (§ «31 «стр . «137 – «140 )
- «распределить «роли
- «разложить «листы «для «сам . «работы .
«Ход «урока :
«Этап «урока «Деятельность «учителя «Презентация
«Организационный «этап
«Приветствие
«Озвучивание «темы
№ «1 «Слушают , «смотрят .
«Озвучивание «целей
«Дает «установку : «запомнить «растения «распространения «для «последующей «игры .
«Обращает «розданные «роли ( «на «листочках )
«Показывает «разноцветные «плоды
«Рассматривают «и «должны «понять «свою «роль «в «распространении «семян .
«Слушают «и «смотрят .
«Изучение «нового «материала «Активизирует «внимание «на «таблицу « «Годовое «количество «семян «различных «растений »
«Вопрос : «Почему «так «много «семян «образуют «растения ?
«И «почему «растения «стараются «как «можно «дальше «отбросить «семена ?
«Рассказывает «о «способах «распространения «семян «и «плодов .
«Объясняет «каждый «пункт , «привлекая «детей .
«Подводит «к «выводу :
«Вопрос : «Почему «семенные «растения «господствуют «на «Земле . № «3
«Рассматривают «таблицу , «анализируют «ее .
«Сравнивают «свои «ответы «с «текстом «презентации .
«Смотрят «и «слушают
( «помогают )
«Переписывают «в «тетрадь
«Слушают , «помогают , «делают «пометки «в «тетрадях ( «по «необходимости ).
«Отвечают
«Сравнивают «ответ «с «текстом «презентации .
«Закрепление
«Игра
«Физминутка
«Объясняет «правила «игры
«Определяет «группы «играющих
«Показывает «Согласно «картинкам – «карточкам «обдумывают «свою «роль
«Играют
«Сам . «работа «по «карточкам
«Объясняет «критерии «оценки
«Меняются «карточками
«Взаимопроверяют «и «сравнивают «с «правильными «ответами
«Оценивают «работу ( «по «критериям )
«Подведение «итогов «урока «Обращает «внимание «на «цвет «полученных « «плодов » «и «их «количество .
«Помогает «оценить .
«Подсчитывают «количество «полученных « «плодов »
«Осуществляют «самооценку
Источник