- Массовая культура: понятие, примеры из жизни, признаки, виды
- Что такое массовая культура?
- Примеры массовой культуры
- Признаки массовой культуры
- Как возникает массовая культура?
- Почему массовая культура так популярна?
- Плюсы и минусы массовой культуры
- Заключение
- Средства массовой информации как основной способ распространения массовой культуры
Массовая культура: понятие, примеры из жизни, признаки, виды
Что такое массовая культура?
Массовая культура — культура быта, развлечений и информации, ориентированная на максимально широкую аудиторию. Она направлена на формирование интереса у подавляющего большинства людей, независимо от социального статуса, профессии или достатка. Это культура обыденной и привычной каждому жизни, которая транслируется по телевидению, через интернет и художественные произведения. Ее содержание базируется на желаниях и потребностях, являющихся обязательными и привычными элементами повседневной жизни для подавляющего большинства людей.
Массовая культура подвержена влиянию главного рыночного условия – спрос формирует предложение. Люди получают то, что хотят увидеть, потрогать, почувствовать. Общественность и широко распространенные идеи оказывают взаимное влияние друг на друга. Основной культурный элемент – коммерция. Зрители готовы заплатить за отвлечение своих мыслей от существующих проблем, получения чего-нибудь незаурядного, создания разнообразия в жизни, развлечений.
Термин «массовая культура» впервые использовал немецкий философ и социолог Макс Хоркхаймер в 1941 году, а так же американский писатель Джон Данн Макдональд в 1944 году. У термина довольно противоречивая природа. Под массовой культурой можно понимать «культуру для всех» и «не совсем культуру». В определении данного понятия делается акцент на широком распространении, наличии общего доступа, легкости изучения и понимания.
Примеры массовой культуры
Массовая культура играет эмоциями людей, влияет на их чувства, эксплуатирует такие темы, как дружба и любовь, вызывает страх. Яркая картинка и современные способы транслирования в совокупности с системным воздействием делают подобный эффект еще сильней. Примеров массовой культуры — бесконечное количество. Рассмотрим популярные и знакомые каждому примеры из современной жизни:
- телевизионная передачи — например, «Пусть говорят», «Давай поженимся»;
- сериалы и фильмы, которые снимаются для просмотра подавляющим большинством зрителей, например, сериалы «Улицы разбитых фонарей» или более молодежные «Сумерки». Фильмы — «Американский пирог», «Мстители».
- желтая пресса, например, журнал «Стар-хит», или «Постер. Все звёзды».
- книги, которые не подразумевают серьезных интеллектуальных усилий для их прочтения, например, детективы Дарьи Донцовой, или книги про фантастику — «Звёздные войны».
- шоу развлекательного характера, например, «Форд-Боярд».
- поп-музыка — песни «Верки Сердючки», группы «Блестящие», или более современные и молодёжные исполнители — «Моргенштерн», «Егор Крид».
- коммерческие спортивные передачи, другие представления, ориентированные на массового зрителя. Например, состязание по боксу между звездами «Король ринга» или «Танцы со звёздами».
Признаки массовой культуры
Выделим основные признаки массовой культуры, которые отличают её от других видов культуры (элитарной и народной):
- создатели массовой культуры ориентируются на вкусы и предпочтения основной массы населения, потакают им. Для создания массовой культуры учитываются современные тенденции, во внимание берутся досуги и хобби основной массы населения, условия их общения, темы для обсуждения и т.д;
- цель массовой культуры – получение прибыли. Массовая культура, как правило «пропитана» деньгами и ориентирована на них;
- для поп-культуры характерны простота и легкость. Она касается лишь эмоций, событий, которые люди понимают, вызывают у них интерес.
- массовой культуре характерна недолговечность. Происходит постоянное изменение вкусов и предпочтений людей, а массовая культура «подхватывает» сменяющиеся тенденции, гонится за ними;
- массовой культура доносится до людей через СМИ, интернет, социальные сети, компьютерные игры;
- авторами массовой культуры могут быть и простые люди без соответствующего образования, таланта.
Как возникает массовая культура?
Родиной массовой культуры считается Америка, а непосредственным её месторождением и источником распространения считается Голливуд. Он становится местом для формирования и отправки через определенное количество лет молодежных субкультур в Россию, стандартов красоты, определенных ценностей.
Массовая культура – результат становления индустриального общества. Периодом зарождения массовой культуры считается начало XX века. Ее появление можно объяснить следующими факторами:
- массовизация труда, отдыха;
- возникновение новой современной категории – масса;
- улучшение статуса рабочего класса;
- увеличение границ действия демократических институтов;
- развитие общей грамотности;
- включение рабочих людей в жизнь гражданского общества.
Почему массовая культура так популярна?
Массовая культура пользуется большой популярностью. Это обусловлено использованием усредненного, универсального языка общения, который понятен человеку любого уровня образования и любой профессии. Кроме того, причина популярности массовой культуры связана с устройством самого человека, речь идёт о некоторой пассивности сознания многих участников общественности, отсутствие у них желания принимать активное духовное, умственное участие процессах социального характера. Вместо этого преобладает желания только лишь потреблять «готовый» продукт культуры. Еще одна причина – наличие желания забыть про обыденные проблемы, рутинную жизнь. Третья причина – поиск понимания, сопереживания своим проблемам со стороны других людей.
Причиной известности массовой культуры можно так же назвать массовизацию жизни в период ХIХ-ХХ веков. Для данного времени характерно повышение роли масс людей в разных жизненных областях. К ним можно отнести экономическую и политическую деятельность, управление. Испанский философ и публицист Ортега-и-Гассет сформулировал следующую трактовку категории «масс»: масса – толпа, представляющая собой в количественно, зрительном отношении большое количество, которое в рамках социологии и принято называть массой. Масса — средний человек. Общественность всегда была подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – определенное количество значимых лиц. В качестве причины появления формирования массы на Ортега назвал как раз низкое качество культуры.
Плюсы и минусы массовой культуры
Массовая культура – противоречивое и самостоятельное явление. Все действующие сегодня в обществе точки зрения можно условно квалифицировать на 2 группы. Представители первой группы положительно высказываются по поводу роли массовой культуры в общественной жизни, считают, что она:
- позволяет зафиксировать представления людей о мире, отношениях друг с другом, жизненном образе. Данная информация помогает большому количеству людей лучше сориентироваться в современном и динамичном мире, получить представление о современных тенденциях;
- произведения массовой культуры не считаются средством для самовыражения людей — они используются для прямого обращения к читателям, зрителям с учетом их запросов;
- соответствует потребностям большого количества людей, включая пожеланием в интенсивном отдыхе, разрядке с психологической точки зрения.
Ученые считают, что для массовой культуры характерно и отрицательное воздействие. В качестве ее основных минусов можно назвать:
- снижение общего уровня духовной общественной культуры;
- стандартизация и унификация жизненного образа, мышления миллионов жителей планеты;
- пассивное потребление;
- формирование стереотипов в сознании человека;
- создание искусственной потребности за счет применения рекламы, СМИ;
- навязывание при помощи СМИ искаженных реалий жизни.
Считается, что противопоставление позитивной и негативной оценок массовой культуры будет неправильным. Разумно предположить, что явление массовой культуры, ее воздействие на общественность не могут быть однозначными, т.к. влияние массовой культуры весьма субъективно. Многое зависит от самого человека — если он способен впитать только лучшее от взаимодействия с массовой культурой, выявив и отбросив негативные аспекты, то влияние будет положительным. Если же человек не стремится к анализу поступающей информации, не обладает критическим мышлением, то вполне возможно, что влияние массовой культуры приведет к деградации личности.
Заключение
Массовая культура – обязательный атрибут общественной жизни. Но ее продукция не является долговечной. С учетом присутствия в ней потребительской культуры она сразу реагирует на возникающий спрос на определенную продукцию. После исчезновения спроса пропадает и продукция, которая была нужна для его удовлетворения.
Источник
Средства массовой информации как основной способ распространения массовой культуры
Итак, основным «транслятором» для массовой культуры являются средства массовой информации. Бурное развитие средств массовой коммуникации в ХХ в. привело к изменению мировосприятия, трансформации, «дегуманизации» культуры, формированию нового виртуального мира общения. Потребовалось теоретическое осмысление феномена массовой коммуникации, и в теории массовой коммуникации выделились два основных подхода:
1) человеко-ориентированный подход, суть которого в том, что люди, скорее, приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям, чем средства массовых коммуникаций подчиняют себе людей. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходили из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается.
2) медиа-ориентированный подход, который основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться.
В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:
· средства массовой информации (газеты, журналы, рацио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) — тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;
· средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) — не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;
· технические средства коммуникации (Интернет, телефон) — определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.
Телевидение в нашей жизни появляется тоже достаточно рано. Даже в самых малоимущих семьях есть телевизоры, которые, как правило, занимают центральное место в квартире, являются своего рода атеистическими «красными углами». Если же семья с достатком, то телевизоры могут стоять в каждой комнате. Поэтому от телевидения никуда не скрыться. И когда ребенок начинает сидеть, а потом и ходить, он фактически сразу сталкивается с телевидением. В современных семьях папы зарабатывают на жизнь, обеспечивают свои семьи, мамы же, называясь по опросам домохозяйками, действительно проводят основное время дома, но не столько занимаясь домашним хозяйством, сколько сидя у телевизора. Конечно же, вместе с детьми.
Когда ребенок идет в школу, он сталкивается с новым видом СМИ – печатными изданиями, интернетом. Одни из них изначально позиционируют себя как детско-молодежные, и ребенок специально их покупает. Другие читают его родители, и ребенок неизбежно знакомится и с ними. Интернет является неотъемлемым атрибутом современного человека, на данный момент вытесняет печатные издания.
Положительные стороны «Массовой культуры»
Позитивного в феномене массовой культуры немного. Главная положительная сторона массовой культуры – её общедоступность (распространение всеобщей грамотности населения, доступность культурных ценностей большинству людей). Мы живём в мире, в котором около трёх миллиардов людей живут на сумму от 100 до 1000 руб в день. Но массовая культура доступна в той или иной форме даже для этих 3 миллиардов человек. Массовая культура выступает своеобразным связующим звеном между этими тремя миллиардами и остальными четырьмя, формируя то, что мы называем современной мировой цивилизацией. Массовая культура дала новое развитие культуры в целом, благодаря этому процессу многие люди стали знаменитостями (Альбина Сафарова стала известной реп дивой благодаря социальным сетям в интернете, так же стал знаменитым Максим Голополосовый ведущий юмористических видеороликов «+100500»)
Отрицательные стороны «Массовой культуры»
Наша жизнь протекает в ритме массовой культуры, но при этом отрицательных сторон больше, чем положительных.
· пережёвывает таланты, креатив и идеи многих людей, попавших в эту индустрию. Сначала она возводит их на вершину, а затем они (и люди, и идеи) быстро теряют свою актуальность, перестают быть мэйнстримом и выходят из моды. Это культура, которая зиждется на феномене «скандальные новости» — публике интересны скандалы, но не таланты людей. В скандал превращают всё – начиная от сессий на бирже и заканчивая историями знаменитостей.
· зомбирует людей, превращает их в огромное управляемое стадо, которое готово сделать всё, чего требует мелькающие картинки в зомбо-ящике. «Купите «Растишку»!» — и люди сметают с полок магазинов всю выпущенную «Растишку», не обращая внимания ни на её качество, ни на её необходимость. «Жуйте «Орбит Фруттини»!» — и толпа голодных потребителей синхронно чавкают новой мэйнстримовой жвачкой. «Пейте яд!» — не такая уж и необычная формулировка, если слово «яд» заменить каким-нибудь модным иностранное словечком и добавить красивый видеоряд.
· навязывает нам стереотипы о красивой, вкусной и глянцевой жизни. Даже здравомыслящий человек, окружённый рекламой со всех сторон, однажды всё равно поддастся и купит те товары, которые ему по большей части и не нужны. Примитивизм, развлекательность, забавность и сентиментальность, льющиеся огромным информационным потоком на человека-творца способны превратить его в человека-потребителя.
Заключение
Итак, термин «массовая культура» производит впечатление того, что речь идет о культуре масс. Однако, то, что им обозначается, на самом деле представляет собой культуру для масс, ориентированную на манипулирование их сознанием. Социальные функции массовой культуры неоднозначны и зачастую имеют скрытый характер. Духовная продукция для масс навязывает им определенные нормы и ценности как основу их повседневной жизни, при этом она активно воздействует на психологию человека, особенно на область подсознательного, пытаясь стимулировать определенные инстинкты. Ее стараются делать красивой, привлекательной, эстетичной, забавной или ироничной. Массовая культура имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Не слишком высокий уровень ее продукции и коммерческий, главным образом, критерий оценки качества произведений, не отменяет того очевидного факта, что массовая культура предоставляет человеку невиданное ранее изобилие символических форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, оставляя за потребителем право выбора «потребляемого продукта».Думаю, что массовая культура не вымрет, так как она довольно быстро развивается и приживается. Это образ жизни, и способ духовного потребления. Как правило, под красивой внешней оболочкой скрывается главная – идеологическая функция массовой культуры, которая заключается в формировании выгодных обществу ценностных ориентаций личности. Одним из назначений массовой культуры выступает, таким образом, «организация» свободного времени человека для интенсивного идеологического воздействия на него. Свободное время оказывается регламентированным обществом, создающим для каждого конкретного индивида определенную иллюзию свободы выбора – свободы выбрать из предлагаемой ему для потребления средствами массовой коммуникации той или иной продукции. Вполне естественно, что чем выше образовательный уровень аудитории, тем более осознаются скрытые задачи и функции массовой культуры. Поэтому массовая культура отнюдь не является чем-то статичным и неизменным. Она приспосабливается к меняющейся исторической ситуации. Пытаясь сохранить и расширить свою аудиторию, массовая культура вырабатывает целый ряд новых качеств и средств – повышается уровень оригинальности ее произведений, она усложняется и ориентируется на более образованные и более развитые в эстетическом отношении слои населения. Таким образом, массовая культура трактуется в различных источниках по-разному, но есть в них общее – это то, что массовая культура феномен современного общества.
Список использованной литературы:
1. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 2000.
2. Артемов В.В.; Лубченков Ю.Н. История 6-е издание. М., «Академия» 2009г.
3. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М., 1999.
4. Глазычев В. Л. Проблема «массовой культуры. М., 2005.
Источник