- Управленческий учет: как распределить расходы по направлениям деятельности, чтобы правильно оценить их прибыльность
- Делим расходы на прямые и косвенные
- Можно ли вообще не распределять косвенные расходы?
- Как выбрать базу распределения косвенных затрат?
- Нужно ли отдельно оценивать прибыльность после вычета только прямых расходов?
- Настройки финансового учета и направлений деятельности в программе «1С:Управление торговлей 8.3» (ред. 11.2)
- Настройки финансового учета
- Направления деятельности
- Способы распределения доходов и расходов по направлениям деятельности
- Настройка распределения продаж по направлениям деятельности
- Финансовые результаты
Управленческий учет: как распределить расходы по направлениям деятельности, чтобы правильно оценить их прибыльность
Чтобы корректно оценить эффективность каждого вида деятельности компании, нужно правильно посчитать доходы и расходы в разрезе этих направлений. Больше всего сложностей обычно возникает при делении затрат организации, особенно косвенных. В зависимости от учетной политики одни и те же бизнес-единицы могут быть прибыльными или убыточными в итоговой отчетности, на основе которой принимаются управленческие решения. При этом детализация учета, призванная повысить точность данных, делает его ведение трудоемким – как следствие появляются ошибки, а из-за ошибок отчетные документы готовятся долго и часто содержат неверную информацию. Поэтому важно выбрать оптимальный подход к распределению издержек.
Делим расходы на прямые и косвенные
Прямыми считаются затраты, связанные только с одним конкретным видом деятельности. Они обычно возникают в процессе производства или реализации конкретного вида продукции или услуг и исчезнут, если закрыть направление. К косвенным затратам, соответственно, относятся все остальные. Определять также удобно по следующим принципам:
- На основе экономического смысла
Например, вне зависимости от правил бухучета к прямым расходам стоит отнести бонусную часть заработной платы сотрудников (процент от продаж), расходы на маркетинг этого вида деятельности, расходы на эксплуатацию и содержание транспорта, который развозит продукцию только этого направления, лизинговые платежи по оборудованию, которое используется только для этого вида активности, оплату сертификации продукции этого направления и проценты по кредитам и займам, взятым специально для конкретного подразделения.
И по этому же принципу должны учитываться доходы. То есть, например, средства, полученные от реализации имущества отдела или сдачи его в аренду, и выручку от колебаний курсов валют, полученную в процессе покупки и продажи продукции конкретного вида, нужно отнести к выручке соответствующей бизнес-единицы.
- На основе производственного процесса и структуры компании
Если какие-то помещения используются только одним подразделением, то все расходы, связанные с этим помещением, включая налоги, относятся к прямым расходам этого вида деятельности. Также если какие-то сотрудники, даже из головного офиса, работают только с одним направлением бизнеса, то оплата их труда и затраты на все используемое ими имущество следует считать прямыми издержками этого направления.
Можно ли вообще не распределять косвенные расходы?
Обычно полное распределение затрат по видам деловой активности требуется не только для оценки финансовых результатов последних. Например, ценообразование на предприятии может осуществляться затратными методами. Тогда для установления цен на товары или услуги нужна себестоимость, а чтобы вычислить себестоимость, нужно учесть не только прямые, но и косвенные затраты.
Но если ни для каких других целей управленческого учета нет необходимости разносить все доходы и расходы по направлениям, тогда и для оценки фин. результатов самих направлений ими допустимо пренебречь и считать окупаемость на основе только прямых расходов. В этом случае важно анализировать прибыльность предприятия в целом и динамику изменения величины косвенных расходов постатейно.
Как выбрать базу распределения косвенных затрат?
Если косвенные издержки существенно меньше прямых, имеет смысл использовать единую базу для их распределения, поскольку детализация этих расходов все равно не нужна для принятия управленческих решений. Наиболее распространены следующие варианты баз:
- Переменные или прямые затраты: считается, что чем больше их величина, тем большего остальных ресурсов фирмы тратится на бизнес-активность. Подходит для компаний, у которых переменных расходов значительно больше, чем постоянных.
- Объемы продукции: считается, что на производство и/или распространение всех видов продукции уходит одинаковое количество ресурсов. Подходит, например, для производств, выпускающих продукцию одной категории одинакового уровня сложности.
- Выручка от реализации: считается, что чем дороже товары или услуги, тем больше ресурсов уходит на их создание и/или продажу. Можно использовать практически в любых компаниях за исключением вариантов, когда демократичные товары, например, намного больше премиальных по размеру. В таком случае они занимают больше места на складах и в транспорте и обходятся бизнесу наоборот дороже.
- Зарплата сотрудников: считается, что чем дороже сотрудники подразделения, тем больше остальных ресурсов организации тратится на работу этого подразделения. Подходит для предприятий, в которых основные затраты – это оплата труда персонала.
- Равномерное распределение: считается, что на все виды деловой активности нужно одинаковое количество ресурсов бизнеса. Подходит для компаний, направления работы которых сопоставимы по трудоемкости процессов и другим параметрам.
При этом, выбирая базу, стоит смотреть не только на возможность ее применения для вашего типа бизнеса, но и на то, помогает ли она действительно справедливо разделить расходы и отразить реальное положение дел в отчетности. Например, на первый взгляд кажется, что для консалтинговых и других компаний с большим фондом оплаты труда всегда стоит выбирать базу распределения, связанную с персоналом. То есть ориентироваться на зарплаты или количество сотрудников направления. Но на практике, в силу разной трудоемкости деятельности, на управление подразделением меньшего размера может уходить столько же времени административного персонала и высшего руководства, сколько уходит на менеджмент большего подразделения. Например, проектные работы могут быть более ресурсоемкими для менеджмента компании, чем ведение постоянных клиентов. Или обучающие мероприятия могут требовать больше времени и внимания, чем работа с клиентами, хотя event-отдел по численности и ФОТ меньше.
Если доля косвенных издержек большая, нужны индивидуальные базы. Уровень детализации стоит выбирать в зависимости от величины косвенных расходов. Чтобы избежать излишнего усложнения учета, нередко стоит остановиться на варианте индивидуального разнесения только тех затрат, базы которых наиболее очевидны, а остальные распределять по единой базе. Например, расходы на аренду офисов, складов, их страхование и соответствующие коммунальные платежи легко разделить на основе площадей, которые заняты разными видами бизнеса. Или расходы на транспорт и оборудование можно посчитать по времени пользования разными подразделениями, по количеству заказов от каждого, по объему использованных ресурсов.
Нужно ли отдельно оценивать прибыльность после вычета только прямых расходов?
Когда в управленческом учете предприятия косвенные издержки разносят по видам деловой активности или филиалам, менеджмент нередко считает правильным оценивать прибыльность бизнес-единиц по итогу, после распределения всех затрат. Но фин.результаты, посчитанные на основе итоговой величины расходов, показывают окупаемость направлений только с учетом затрат на их жизнеобеспечение. А на практике эти затраты могут состоять в основном из постоянных расходов, доля переменных бывает невелика. В этом случае закрытие тех подразделений, которые убыточны по конечной оценке, приведет к падению, а не росту совокупной прибыли компании. Возьмем пример сети магазинов.
Источник
Настройки финансового учета и направлений деятельности в программе «1С:Управление торговлей 8.3» (ред. 11.2)
Настройки финансового учета
Для ведения финансового учета в программе «1С:Управление торговлей» необходимо настроить его параметры в соответствии с потребностями предприятия. Сделать это можно в специальной форме.
Раздел: НСИ и администрирование – Настройки разделов – Финансовый учет и контроллинг
По ссылке открывается форма настроек «Финансовый результат и контроллинг», которая содержит разделы для настроек финансового результата, учета товаров и целевых показателей. Рассмотрим раздел настроек «Финансовый результат»:
Здесь находятся флажки, которые включают или выключают следующие функции:
- «Учитывать прочие доходы и расходы» – учет доходов и расходов, не связанных с основной деятельностью, а также расходов будущих периодов и дополнительных расходов по товарам.
- «Финансовый результат по направлениям деятельности» – возможность регистрировать в программе направления деятельности компании и затем учитывать доходы и расходы в разрезе этих направлений.
- «Группы настроек финансового учета» – дополнительные настройки для номенклатуры и расчетов, позволяющие сгруппировать объекты по правилам отражения в бухучете.
- «Группы аналитического учета номенклатуры» – дополнительная аналитика для номенклатуры, позволяющая пользователю самостоятельно создавать параметры аналитического учета, указывать их при операциях и затем формировать отчеты в их разрезе.
- «Учитывать прочие активы и пассивы» – возможность отражать прочие операции (не относящиеся к основной деятельности), связанные с активами или пассивами, например операции с объектами основных средств.
- «Формировать управленческий баланс» – возможность формировать отчет «Управленческий баланс», для анализа финансового состояния предприятия и контроля баланса активов и пассивов.
Направления деятельности
Если организация ведет учет по направлениям деятельности, необходимо занести их в специальный справочник:
Раздел: Финансовый результат и контроллинг – См. также – Направления деятельности
Для направления деятельности указывают его наименование и статус – «Используется» или «Не используется». При необходимости можно создать в справочнике группы, которые можно будет выбрать в поле «Группа направлений»:
Способы распределения доходов и расходов по направлениям деятельности
Чтобы доход или расход можно было отнести к какому-либо направлению деятельности, в программе следует задать один или несколько способов распределения. Для этого нужно занести их в соответствующий справочник:
Раздел: Финансовый результат и контроллинг – См. также – Способы распределения доходов и расходов по направлениям деятельности
При занесении способа необходимо выбрать правило распределения: пропорционально доходам, расходам, валовой прибыли или коэффициентам. Кроме того, в табличной части указывают направления деятельности, по которым будет производиться распределение данным способом. Если табличную часть оставить пустой, распределение дохода или расхода произойдет по всем направлениям.
При выборе правила «Пропорционально коэффициентам» необходимо для каждого направления деятельности указать коэффициент. Если же занести только одно направление и указать для него любой коэффициент, то доход или расход будет полностью отнесен на это направление.
В дальнейшем способ распределения может быть использован при распределении как прочих доходов или расходов, так и продаж по основной деятельности.
При отражении прочих доходов или расходов «работает» статья доходов и расходов, которую выбирают в документ (например, платежный документ, реализация или поступление услуг и прочих активов и др.). Если в статье указан вариант распределения «По направлениям деятельности», то в ней должен быть выбран и способ распределения. Сумма дохода или расхода будет распределена между направлениями деятельности согласно этому способу. Подробнее о прочих доходах и расходах см. в наших материалах по управленческому учету в УТ – «Прочие доходы» и «Прочие расходы».
Также способы распределения могут использоваться в настройке автоматического распределения продаж.
Настройка распределения продаж по направлениям деятельности
В программе «1С:Управление торговлей» нет возможности напрямую связать документ продажи с направлением деятельности. Распределение выполняется автоматически регламентными документами, обычно при проведении закрытия месяца. Предварительно необходимо настроить правила распределения.
Раздел: Финансовый результат и контроллинг – См. также – Настройка распределения продаж по направлениям деятельности
Настройки добавляют по кнопке «Создать». Одновременно может использоваться несколько настроек.
В нижней части формы настройки отмечают, как будет происходить распределение: на конкретное направление деятельности или по способу распределения. В первом случае нужно выбрать направление, во втором – способ.
Выше указывают параметры, по которым программа будет отбирать документы для применения данной настройки: клиент, подразделение, номенклатура и организация. Можно указывать не все параметры. Например, на рисунке 5 выбрано подразделение «Отдел оптовых продаж» и направление деятельности «Оптовые продажи». Это означает, что все продажи, проведенные по этому отделу, будут отнесены на данное направление деятельности (при отсутствии других приоритетных настроек, о чем см. ниже).
Кроме того, необходимо поставить отметку об использовании и указать дату, с которой применяется настройка. Действие настройки продлится с этой даты и до введения новой настройки с такими же параметрами. К примеру, если создать новую настройку и в ней с 01.06.2016 указать другое направление для отдела оптовых продаж, то с этого дня продажи этого отдела будут распределяться по-новому.
Как происходит выбор настройки при распределении продаж, отраженных документом? Для этого в программе заданы приоритеты. Они распределены в обратном порядке: на первом месте – клиент, затем подразделение, номенклатура и организация.
На рисунке 6 приведен пример списка настроек. В нем большинство настроек относятся к подразделениям: продажи каждого подразделения распределяются на определенное направление деятельности, например отдела оптовых продаж – на оптовые продажи и т. д. Однако есть отдельная настройка для клиента «Саймон и Шустер» – направление «Продажа дистрибьюторам». Это значит, что продажи данному клиенту будут отнесены именно на это направление, независимо от подразделения, так как клиент имеет больший приоритет.
Иногда бывает удобно задавать настройки распределения для номенклатуры. В этом случае продажи из одного документа могут быть распределены на разные виды деятельности, в зависимости от номенклатуры. Если каким-то направлением (например, розничной торговлей) занимается отдельная организация холдинга, имеет смысл создать настройку для этой организации. Но следует помнить о приоритетах. Например, если при настройках, приведенных на рисунке 6, отразить продажу по организации «ИП «Предприниматель» и подразделению «Отдел розничных продаж», то эта продажа будет отнесена на направление «Розничные продажи (офис)», хотя для организации указано другое. Будет использовано направление, указанное для подразделения, так как оно имеет приоритет.
Финансовые результаты
После выполнения регламентных операций закрытия месяца продажи будут распределены согласно настройкам. Это отразится в отчетах. Рассмотрим отчет «Финансовые результаты».
Раздел: Финансовый результат и контроллинг – Отчеты по финансовому результату – Финансовые результаты
Отчет формируется в валюте управленческого учета. Выручка от продаж и себестоимость продаж распределены по направлениям деятельности. Обратите внимание, что на направление «Доп. услуги» распределена только выручка, а себестоимость отсутствует (так как для услуги ее не может быть).
Источник