- Способы перераспределения финансовых ресурсов внутри холдинга
- Прямое финансирование
- Выплата дивидендов
- Безвозмездная передача имущества
- Заемное финансирование
- Дивестиции
- Финансирование через специальные механизмы ценообразования и оплаты продукции
- Трансфертное ценообразование
- Коммерческие кредиты между компаниями холдинга
- Выводы
- Эффективное управление денежными средствами и контроль платежей
- Платежный календарь компании
- Оперативное планирование поступления денежных средств
- Оперативная работа с распределением денежных потоков
Способы перераспределения финансовых ресурсов внутри холдинга
Одной из ключевых задач управления холдингом является обеспечение его бесперебойного финансирования. Поэтому процесс проектирования структуры холдинга должен обязательно включать выбор оптимальных способов финансирования его деятельности. Во время экономических кризисов особое значение приобретают способы, основанные на консолидации и последующем перераспределении собственных средств участников холдинга, а не на заемном финансировании. Ниже приводится анализ некоторых из таких способов, встречающихся в практике делового консультирования.
Прямое финансирование
Выплата дивидендов
Получение дивидендов от дочерних обществ.
Сильные стороны решения:
- Наиболее «прозрачный» способ финансирования в холдинге.
- Налог на дивиденды уплачивается источником (дочерним обществом). У материнской компании доходы от участия в других организациях (дивиденды) исключаются из налогооблагаемой базы (п.1 ст. 250, п.3 ст. 248 НК РФ).
Слабые стороны решения:
- Финансирование осуществляется лишь в одном направлении: от общества к его акционеру (участнику). В холдинге — от дочернего общества к материнской компании.
- Сложность процедуры финансирования. Выплата дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года осуществляется только по решению общего собрания акционеров (ст. 48 Закона «Об АО»). Решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками общества ежеквартально, раз в полгода или раз в год, принимается общим собранием участников общества (ст. 28 Закона «Об ООО»). В последнем случае уставом общества может быть установлен иной порядок распределения прибыли между участниками.
Рекомендация по нейтрализации слабых сторон: Чистую прибыль, остающуюся в распоряжении участника холдинга после уплаты налогов целесообразно направить не на выплату дивидендов, а на увеличение его собственных средств. В дальнейшем эти средства могут быть использованы в целях финансирования холдинга через механизмы, описанные ниже.
Безвозмездная передача имущества
В ряде случаев НК РФ предусматривает возможность безвозмездной передачи имущества (в т.ч. денежных средств) от одного юридического лица другому юридическому лицу без учета полученных таким образом доходов при определении налоговой базы. Применительно к практике финансирования деятельности холдинга особый интерес представляют следующие условия такой передачи имущества:
- Если уставный капитал получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации. При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам (п/п 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).
- Если имущество передано в рамках целевого финансирования. При этом компания, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (п/п 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Сильные стороны решения:
- отсутствие платы за пользование финансовыми ресурсами;
- бессрочное использование финансовых ресурсов;
- привлеченные ресурсы не облагаются налогом.
Примечание: Может сложиться впечатление, что безвозмездная передача имущества между компаниями холдинга похожа на дарение. Согласно ст. 575 ГК РФ, в отношениях между коммерческими организациями не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Однако дарения в данном случае не происходит. Безвозмездная передача имущества внутри холдинга преследует цель минимизировать убытки и / или получить прибыль, и поэтому не может быть признана дарением, поскольку здесь отсутствует признак безвозмездности.
Заемное финансирование
Согласно ст. 807 ГК РФ, по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором займа (ст. 809 ГК РФ).
Заем может быть осуществлен путем выдачи заемщиком векселя, удостоверяющего ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы (ст. 815 ГК РФ).
Сильные стороны решения:
- Заем возможен между любыми участниками холдинга.
- Сумма займа (основного долга) не облагается налогом.
- Заимствование может служить не только инструментом финансирования, но и механизмом перераспределения налогооблагаемой прибыли между участниками холдинга (при использовании векселей — между любыми участниками холдинга, а не только между заемщиком и займодавцем).
Слабые стороны решения:
- Проценты, полученные по предоставленному займу, облагаются налогом на прибыль (п.6 ст. 250 НК РФ). Величина процентов, выплачиваемых заемщиком, которые могут быть отнесены на его расходы, ограничена (п.1 ст. 269 НК РФ):
- размером начисленных по долговому обязательству процентов, которые не должны существенно (более чем на 20%) отклоняться от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей) на сопоставимых условиях;
- ставкой рефинансирования Центрального банка России, увеличенной в 1,1 раза (п.1 ст. 269 НК РФ).
- Риск враждебного поглощения одной из компаний холдинга через банкротство из-за концентрации векселей, выданных этой компанией у заинтересованных лиц.
Рекомендации по нейтрализации слабых сторон:
- Назначать проценты за пользование заемными средствами не выше ставки рефинансирования Центрального банка России, увеличенной в 1,1 раза.
- Четко определить допустимые величины показателей финансовой устойчивости для каждого участника холдинга. Не допускать отклонений от этих величин при выдаче векселей (и иных формах заимствований у сторонних кредиторов).
Дивестиции
Под дивестициями понимается продажа активов, в том числе основных средств и имущественных комплексов, принадлежащих компаниям холдинга.
Сильные стороны решения:
- Отсутствие платы за пользование полученными таким образом финансовыми ресурсами.
- Бессрочное использование полученных финансовых ресурсов.
- Достижение «эффекта сосредоточения» (increase in focus effect) 1 . Он заключается в создании дополнительной стоимости бизнеса за счет повышения качества управления оставшимися активами и сокращения издержек.
- Снижение риска враждебного поглощения за счет избавления от активов, которые привлекли или могут привлечь внимание лиц, способных осуществить такую операцию.
Слабые стороны решения:
- Необходимость уплаты налога на прибыль, полученную в результате реализации имущественных активов (ст. 247, п.1 ст.248 НК РФ).
- Проданные активы через какое-то время могут вновь понадобиться. Потребуются дополнительные затраты для приобретения или получения в пользование другим способом аналогичных активов.
Рекомендации по нейтрализации слабых сторон:
- Разработать долгосрочную программу управления имущественным комплексом исходя из стратегических целей холдинга. Программа должна охватывать технологические, экономические и налоговые аспекты приобретения, использования и реализации активов (в первую очередь основных средств), принадлежащих компаниям холдинга.
- При разработке учетной политики холдинга особое внимание уделить вопросам поступления и выбытия активов.
- При подготовке решений о дивестициях, в качестве альтернативы рассматривать возможность передачи имущества в долгосрочную аренду.
Финансирование через специальные механизмы ценообразования и оплаты продукции
Трансфертное ценообразование
Под трансфертным ценообразованием понимают реализацию товаров или услуг в рамках холдинга по ценам, отличным от рыночных. Использование трансфертных цен может преследовать цели:
- повышения эффективности работы бизнес–единиц;
- принятия решений о дальнейшем развитии или реструктуризации той или иной бизнес–единицы (например, сравнение цен на услуги бизнес–единицы другим участникам холдинга с рыночными ценами);
- эффективной мотивации руководителей бизнес–единиц.
Сильные стороны решения:
- Концентрация финансовых ресурсов в едином центре прибыли. Так, производственная или добывающая компания холдинга может реализовывать продукцию сбытовой компании того же холдинга по внутренним (сравнительно низким) ценам; сбытовая компания затем реализует товар конечным потребителям по рыночным (более высоким) ценам. В результате финансовые ресурсы аккумулируются в сбытовой компании и затем могут перераспределяться в соответствии с потребностями холдинга в целом.
- Рост рентабельности холдинга в целом.
Слабые стороны решения заключаются в ограниченной налоговой эффективности трансфертного ценообразования:
- Согласно п.2 ст.40 НК РФ, налоговые органы при осуществлении контроля полноты исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам в следующих случаях, присущих деятельности холдинга:
- между взаимозависимыми лицами (п.1 ст. 20 НК РФ);
- по товарообменным (бартерным) операциям;
- при совершении внешнеторговых сделок;
- при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
- Согласно п.3 ст.40 НК РФ, в случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Рекомендации по нейтрализации слабых сторон:
- Решению об использовании механизмов трансфертного ценообразования в холдинге должен предшествовать всесторонний анализ финансовых и налоговых последствий их применения, а также возникающих при этом рисков.
- В процессе принятия решений об установлении трансфертных цен в качестве альтернативы необходимо всегда рассматривать возможность использования других механизмов снижения издержек.
- Документы, на основании которых организации холдинга заключают сделки между собой и с внешними потребителями, должны проходить правовую и налоговую экспертизу в комплексе, по всей цепочке создания ценностей в холдинге.
Коммерческие кредиты между компаниями холдинга
Согласно п.1 ст. 823 ГК РФ, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
По своему экономическому содержанию коммерческие кредиты близки к реализации продукции между компаниями холдинга по трансфертным ценам.
При коммерческом кредитовании внутри холдинга может быть предусмотрена выдача заемщиком простого или переводного векселя (п.2 ст. 823, ст. 815 ГК РФ).
Сильные стороны решения:
- При значительной инфляции коммерческие кредиты по своему экономическому содержанию фактически могут быть приравнены к прямому финансированию компаний — получателей таких кредитов.
- Коммерческие кредиты, как и займы, могут служить не только инструментом финансирования, но и механизмом перераспределения прибыли между участниками холдинга (при использовании векселей — между любыми участниками холдинга, а не только между заемщиком и займодавцем).
Слабые стороны решения:
- Проценты (если они предусмотрены в соответствующем договоре), полученные по коммерческому кредиту облагаются налогом на прибыль (п.6 ст. 250 НК РФ).
- Величина процентов, выплачиваемых заемщиком, которые могут быть отнесены на его расходы, ограничена. Предельная величина процентов, относимых на расходы, в основном принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка России, увеличенной в 1,1 раза (п.1 ст. 269 НК РФ).
- Возможность возникновения претензий налоговых органов аналогичных претензиям по трансфертным сделкам (см. выше).
- Риск враждебного поглощения одной из компаний холдинга через банкротство из-за концентрации векселей, выданных этой компанией, у заинтересованных лиц.
Рекомендации по нейтрализации слабых сторон:
- Назначать проценты по коммерческим кредитам не выше ставки рефинансирования Центрального банка России, увеличенной в 1,1 раза.
- Четко определить допустимые величины показателей финансовой устойчивости для организаций холдинга. Не допускать отклонений от этих величин при выдаче векселей.
- Договоры, на основании которых организации холдинга получают и / или выдают коммерческие кредиты, должны проходить правовую и налоговую экспертизу в комплексе, по всей цепочке создания ценностей в холдинге.
Выводы
- В отечественной практике существуют многочисленные и отлаженные способы финансирования деятельности холдингов.
- Каждый из этих способов не является универсальным. Его сильные и слабые стороны определяют эффективность применения в конкретной ситуации.
Решение о применении того или иного способа финансирования должно приниматься на комплексной основе, в первую очередь исходя из оценки рисков и соответствия данного способа действующему законодательству.
1 Weston F. Divestitures: Mistakes or Learning. Journal of Applied Corporate Finance, 1989 Vol. 2.
Источник
Эффективное управление денежными средствами и контроль платежей
Данная статья содержит информацию о том, как экономическая служба производственной компании может обеспечить оперативное планирование поступления и расхода денежных средств, перераспределение денежных потоков при кассовых разрывах.
Платежный календарь компании
Платежный календарь любой компании является краткосрочным планом движения денежных потоков, служит оперативным инструментом управления денежными средствами. Поэтому некоторые руководители финансово-экономических служб ошибочно считают оперативный платежный календарь детализированной версией бюджета движения денежных средств (БДДС).
Действительно, по своей структуре платежный календарь соответствует БДДС. В нем тоже отражаются остатки денежных средств на начало и конец планируемого периода, их поступление и расход за период. На этом сходство заканчивается, поскольку вся работа с платежным календарем строится по другим принципам.
БДДС формируют по данным бюджета доходов и расходов, бюджета закупок, бюджета займов и кредитов, бюджета инвестиций и прогнозируют на период от месяца до нескольких лет. Платежный календарь составляют на основе документов по приходу и расходу денежных средств, для него максимальным горизонтом планирования является месяц.
Плановые показатели бюджета движения денежных средств в отчетном периоде не меняются, по завершении периода их сопоставляют с фактическими значениями денежного потока компании (план-фактный анализ бюджета). Платежный календарь планируют и корректируют ежедневно, поэтому его невозможно анализировать на предмет соответствия фактических денежных потоков прогнозируемым значениям.
Для целей формирования БДДС не нужна детализация движения денег в разрезе расчетных счетов или касс предприятия, а для платежного календаря как инструмента оперативного управления денежными потоками такая информация жизненно необходима.
Расходы денежных средств в БДДС показывают только в общих суммах по статьям бюджета и не учитывают их важность для бизнеса компании. При формировании расходной части платежного календаря принимают во внимание критичность неоплаты в запланированный срок того или иного вида расхода, чтобы не допустить перебоев в обеспечении бизнес-процессов, генерирующих доходы компании.
Для успешной работы с платежным календарем нужно следовать определенным правилам, которые касаются формирования этого документа и корректировки прогнозных показателей. В чем состоят эти правила и как экономическая служба может обеспечить корректность и актуальность оперативного платежного календаря на каждый день работы компании, рассмотрим далее.
Чтобы оперативный платежный календарь был максимально эффективным, руководитель финансово-экономической службы должен придерживаться в работе с ним следующих принципов:
- планирование денежных потоков (приход и расход средств) производят на основании первичных документов, а не прогнозным методом;
- денежные потоки планируют в аналитике расчетных счетов и касс компании;
- при формировании расходной части платежного календаря учитывают приоритетность направлений расхода денежных средств;
- платежный календарь составляют в ежедневной аналитике денежных потоков и ежедневно корректируют на основании факта прихода и расхода денег.
Исходя из указанных принципов, рассмотрим методику организации эффективного оперативного платежного календаря.
Оперативное планирование поступления денежных средств
В оперативном платежном календаре поступление денежных средств планируют по первичным документам реализации товаров (работ, услуг) и договорным условиям оплаты (предоплата, оплата по факту или на условиях отсрочки платежа). Для создания плана поступления денежных средств от будущей реализации товаров (работ, услуг) используют заявки покупателей.
У компании могут быть непрофильные поступления денежных средств, например от сдачи имущества в аренду. В таком случае нужно предусмотреть в платежном календаре поступление доходов в соответствии с договорными условиями оплаты аренды.
Основанием для формирования прогнозов поступления денежных средств являются также кредитные договоры или графики получения займов и кредитов (приложения к кредитным договорам). В любом случае планы поступления денежных средств должны содержать следующие реквизиты:
- основание платежа;
- наименование плательщика;
- сумма поступления;
- статья движения денежных средств;
- прогнозная дата прихода денежных средств.
Возьмем, к примеру, компанию «Альфа», которая производит и реализует хозяйственные товары. Экономическая служба компании отвечает за еженедельное формирование оперативного платежного календаря, с помощью которого осуществляют текущее управление денежными потоками, производят платежи контрагентам.
Чтобы сформировать приходную часть календаря на неделю с 12 по 16 марта 2018 г., сотрудник, отвечающий за работу с платежным календарем, должен выполнить следующие операции:
- составить реестр поступлений денежных средств за реализованную ранее продукцию, платежи по которой должны поступить от покупателей в указанную неделю;
- построить прогноз поступлений денежных средств в указанную неделю за продукцию, на поставку которой имеются заявки от покупателей;
- запланировать поступления денежных средств от арендаторов имущества компании, которые должны поступить в указанную неделю согласно договорам аренды;
- запланировать поступления денежных средств в указанную неделю согласно кредитным договорам компании с банками;
- распределить на указанную неделю поступления денежных средств, которые были запланированы в платежном календаре на текущую неделю (с 5 по 9 марта), но не поступили на счета или в кассу компании.
По первым четырем пунктам сведения собирают в сводный реестр поступлений денежных средств (табл. 1).
Сразу обратим внимание, что необходимо контролировать сроки поступления денежных средств по заявкам покупателей. Так, оплата за продукцию по двум последним заявкам (выделены в табл. 1 зеленым цветом) не поступит на планируемой неделе, поэтому должна быть отражена в платежном календаре следующей недели.
Также нужно включить в поступление денежных средств на неделе с 12 по 16 марта те суммы, которые должны были прийти на текущей неделе, но по каким-либо причинам не поступили:
1) платеж за поставку продукции от Покупателя 3 на сумму в 500 тыс. руб. — по плану должен был прийти на расчетный счет компании 07.03.2018;
2) платеж за поставку продукции от Покупателя 5 на сумму в 250 тыс. руб. — должен был поступить в компанию в конце февраля 2018 г.
Первую сумму включаем в план поступлений денежных средств платежного календаря на неделю с 12 по 16 марта, поскольку у компании есть гарантийное письмо от покупателя, согласно которому платеж поступит не позднее 15.03.2018.
Вторую сумму в платежном календаре этой недели учитывать не будем, так как нет документов, свидетельствующих о вероятности поступления этих денег. Перенесем данный платеж в план поступлений последующих периодов.
Обратите внимание
Следует включать в платежный календарь только те суммы поступлений, по которым есть документальное подтверждение. На их основе планируют различные оплаты, и если эти деньги не поступят, то и оплаты произведены не будут, что негативно скажется на имидже и бизнесе компании.
На основе произведенных действий формируем приходную часть оперативного платежного календаря на неделю с 12 по 16 марта 2018 г. (табл. 2).
Оперативное планирование расхода денежных средств
Расход денежных средств формируют в платежном календаре на основании заявок, в которых указывают все необходимые реквизиты:
- назначение платежа;
- основание платежа;
- получатель платежа;
- сумма платежа;
- статья движения денежных средств;
- планируемая дата расхода денежных средств.
Чтобы сформировать расходную часть оперативного платежного календаря, нужно выполнить следующую работу:
- составить реестр заявок на расход денежных средств по операционной (текущей), финансовой и инвестиционной деятельности компании;
- распределить на планируемый период заявки, которые не были оплачены (закрыты) в предыдущих периодах.
Заявки на расход денежных средств поступают от ответственных за их оформление сотрудников подразделений (ЦФО) компании. Они должны быть завизированы руководителями этих подразделений (владельцами бюджетов ЦФО).
Сотрудник экономической службы, отвечающий за формирование платежного календаря, проверяет поступающие заявки на соответствие бюджетам ЦФО и на наличие необходимых реквизитов, а затем включает их в сводный реестр заявок компании. Реестр компании «Альфа» на неделю с 12 по 16 марта 2018 г. приведен в табл. 3.
Каждая компания периодически испытывает нехватку оборотных денежных средств, поэтому в реестре заявок целесообразно указывать критичность неоплаты каждой из них, присваивая группу очередности платежа. Если на какой-либо день платежного календаря у компании не будет хватать денег для оплаты всех заявок, то оплата будет производиться в порядке приоритетности этих групп (начиная с первой).
Дополнительно к данному реестру нужно включить в платежный календарь на неделю с 12 по 16 марта заявки на расход, которые не были оплачены на предыдущей неделе из-за нехватки денег:
- заявка на оплату поставки канцтоваров на сумму 250 тыс. руб. (статья ДДС «Оплата хозяйственных нужд» с четвертой группой очередности платежа);
- заявка на оплату наемного транспорта на сумму 250 тыс. руб. (статья ДДС «Оплата транспортных услуг» с третьей группой очередности платежа);
- заявка на оплату сырья на сумму 1 300 000 руб. (статья ДДС «Оплата сырья» со второй группой очередности платежа).
На основании собранного реестра заявок и данных о неоплаченных заявках прошлого периода формируем расходную часть оперативного платежного календаря компании «Альфа» на неделю с 12 по 16 марта 2018 г. (табл. 4).
Итоговые суммы плана расхода денежных средств на неделю с 12 по 16 марта больше, чем прогноз их поступлений. Это свидетельствует об отрицательном сальдо денежных потоков на данную неделю и неспособности компании произвести все запланированные выплаты.
На следующем этапе можно подготовить предварительный платежный календарь, чтобы выявить кассовые разрывы в каждом из дней планируемого периода и перераспределить денежные потоки.
Оперативная работа с распределением денежных потоков
Как было отмечено выше, главное предназначение оперативного платежного календаря — ежедневное управление платежами компании, которое предполагает ежедневную корректировку планов прихода и расхода денег. Поэтому сначала нужно сформировать предварительный платежный календарь (на основе реестров поступлений денежных средств и перечня заявок на их расход) и определить, в какие дни планируемого периода у компании не хватает денег для запланированного погашения заявок.
В примере с компанией «Альфа» предварительный платежный календарь выглядит следующим образом (табл. 5).
Из предварительного платежного календаря видно, что у компании «Альфа» есть деньги только для погашения заявок за первые два дня недели, а в период со среды по пятницу наблюдаются кассовые разрывы и нужно перераспределить денежные потоки.
Замечания
- Перераспределение денежных потоков должен утвердить руководитель экономической службы, а производит его ответственный за работу с платежным календарем.
- На крупных предприятиях, где заявки на расход денежных средств инициируют многие подразделения (ЦФО) и ежедневные платежи проводят в размере нескольких миллионов рублей, создают специальные комиссии для распределения расхода денежных средств, если у компании нет возможности закрыть все заявки.
- В состав такой комиссии обычно входят все руководители ЦФО. Они устанавливают окончательно состав платежей, которые будут фактически произведены в этот период.
Рассмотрим, какие изменения в суммах и сроках заявок на расход денежных средств можно произвести для устранения кассовых разрывов в предварительном варианте платежного календаря:
- заявку на расход денежных средств по статье «Оплата коммунальных услуг» в размере 1 млн руб. разобьем на два платежа по 500 тыс. руб. Первую часть оставим к оплате на 14 марта, вторую перенесем на пятницу 16 марта, потому что на четверг планируется выплата зарплаты, приоритетность которой выше;
- заявку на оплату транспортных услуг в размере 700 тыс. руб. также разбиваем на две части, одну из которых в сумме 100 тыс. руб. переносим со среды на четверг 15 марта, а вторую в сумме 600 тыс. руб. планируем на пятницу 16 марта;
- заявку на покупку основных средств в сумме 700 тыс. руб. по согласованию с руководителем компании переносим с четверга 15 марта на следующую неделю и исключаем из платежного календаря за период с 12 по 16 марта;
- заявку на оплату охраны в размере 250 тыс. руб. делим пополам. Первую часть оставляем к оплате в пятницу, вторую переносим на следующую неделю;
- заявку на закупку спецодежды в сумме 200 тыс. руб. также делим на две равные части. Первую оставляем к платежу на пятницу, вторую переносим на следующую неделю.
В результате указанных изменений в платежном календаре нам удалось ликвидировать все кассовые разрывы и обеспечить баланс прихода и расхода денежных средств компании «Альфа» в период с 12 по 16 марта 2018 г. (табл. 6).
На этом работа с оперативным платежным календарем не заканчивается, так как по разным причинам фактический приход денежных средств может не совпадать с запланированным (как и расход). Каждое утро сотрудник экономической службы, отвечающий за корректность платежного календаря, обновляет его с учетом фактического остатка денег на начало дня и имеющихся в календаре неоплаченных заявок на расход денежных средств.
После утверждения платежного календаря руководителем экономической службы его расходная часть служит основанием для формирования реестра платежей и проведения бухгалтерией оплаты заявок через систему «Банк-Клиент». В случае успешного совершения платежа соответствующая заявка на расход денежных средств помечается как закрытая.
- Оперативный платежный календарь — эффективный инструмент текущего управления денежными потоками и платежами компании.
- Работу с платежным календарем необходимо регламентировать внутренними документами. Это нужно, чтобы все сотрудники понимали свои обязанности и сферу ответственности в процессе управления денежными потоками компании.
Источник