- Как научиться управлять финансами в бизнесе и увеличить денежный поток? Распределение и контроль денег
- Денежные потоки — что это?
- Управлять личными деньгами и финансами для малого бизнеса раздельно
- Нет — увеличению расходов и расширению на старте
- Как увеличить эффективность управления финансами — оперативный учет средств
- Контролировать распределение денежных потоков
- Научиться планированию
- Как научиться вести строгий управленческий и финансовый учет — книги и таблицы доходов и расходов
- Повышать грамотность в сфере финансов
- Способы перераспределения финансовых ресурсов внутри холдинга
- Прямое финансирование
- Выплата дивидендов
- Безвозмездная передача имущества
- Заемное финансирование
- Дивестиции
- Финансирование через специальные механизмы ценообразования и оплаты продукции
- Трансфертное ценообразование
- Коммерческие кредиты между компаниями холдинга
- Выводы
Как научиться управлять финансами в бизнесе и увеличить денежный поток? Распределение и контроль денег
Научиться контролю над денежными потоками и правильно управлять финансами важно каждому субъекту предпринимательской деятельности. Иначе в лучшем случае вы рискуете не достигнуть желаемых высот в предпринимательстве, в худшем — вам грозит крах бизнеса из-за допущенных ошибок. Советы опытных предпринимателей позволят их избежать, а несложные правила управления денежными потоками окажутся полезными для любого начинающего бизнесмена, вне зависимости от сферы деятельности. Вы можете взять их за основу, чтобы управлять финансами более эффективно, сделать их распределение более рациональным.
Денежные потоки — что это?
Денежный поток представляет собой наиболее ликвидный оборотный актив компании. Управление им тесно связано со всеми процессами функционирования предприятия в целом и финансами — в частности.
На схеме представлен источник финансов предприятия и порядок их распределения.
Средства на текущем счете используют для расчетов с поставщиками за материалы, выполненные работы (оказанные услуги). Следующий этап — незавершенное производство,которое возникает при использовании полученного сырья. Далее формируется готовая продукция, которая продается потребителю. Образуется дебиторская задолженность, которая со временем конвертируется в средства на счете предприятия.
Денежные потоки принято делить на положительные и отрицательные. Источником первых является погашение клиентами дебиторской задолженности. Отрицательные потоки формируются из погашения кредиторской задолженности, а также затрат: регулярных или разовых. Отрицательные денежные потоки — это далеко не всегда плохо. Например, чтобы увеличить объемы производства или открыть новую торговую точку, нужны определенные затраты. Пример «плохого» отрицательного потока финансов — неучтенные затраты, например, автомобиль, на котором выполнялись грузоперевозки, вышел из строя и требует ремонта.
Чем продолжительнее производственный цикл, тем больше срок вывода финансов из обращения. Повлиять на это можно лишь опосредованно. Но умение управлять потоками денег и навыки в их распределении помогают прогнозировать дефицит и избежать финансовых сложностей.
Управлять личными деньгами и финансами для малого бизнеса раздельно
Это правило одно из самых важных. К сожалению, даже предприниматели со значительным опытом в бизнесе не всегда его придерживаются, пренебрегая распределением денежных потоков на расходы, связанные с бизнесом и личными нуждами.
Некоторые предприниматели считают такой контроль над финансами совершенно излишним, потому что «деньги все равно берутся из одного кошелька». Формально они правы, ведь предприниматель вкладывает финансы в бизнес, а полученную прибыль тратит по своему усмотрению. Однако грамотное ведение раздельного учета средств позволяет провести анализ распределения расходов, оценить, насколько эффективно работает капитал и, в конечном итоге, научиться управлять финансами организации, увеличить эффективность их использования.
Нет — увеличению расходов и расширению на старте
Если вы делаете первые шаги в малом бизнесе, то поначалу нужно расходовать финансы только на самое необходимое:
- выпуск продукции;
- зарплата сотрудникам — как штатным, так и на аутсорсе;
- разработка веб-сайта;
- продвижение продукта;
- закупка техники, программного обеспечения.
К числу необязательных затрат можно отнести аренду (а уж, тем более, покупку) большого офисного помещения, проведение конференций (особенно при наличии сайта). Соблазна необоснованно увеличить штат тоже нужно избегать.
Если есть возможность для получения каких-либо бесплатных услуг или для использования бартера — прекрасно! Не стоит пренебрегать личными связями и полезными знакомствами, желательно искать варианты продвижения собственного бизнес-проекта с минимальными расходами. Такая стратегия не может быть использована постоянно, но для получения первого опыта и привлечения покупателей это верный ход. Возможно, что опыт окажется неудачным, так пусть он будет, по крайней мере, не слишком дорогим. Если продажи выстрелили, можно задуматься о том, чтобы увеличить масштабы предприятия. Как это правильно сделать, можно прочитать в статье «Как масштабировать бизнес? 6 шагов к масштабированию прибыли».
Начало малого бизнеса — время экономии финансов. Расширение — это для устоявшегося проекта. Нужно как можно скорее научиться грамотно управлять денежным потоком и его распределением, держать все процессы под контролем. Завоевать с первых шагов лидерские позиции на рынке, увеличить штат — едва ли это приведет к успеху в любой сфере. Из-за банальной нехватки финансов ваш бизнес-проект будет похоронен раньше, чем потенциальные заказчики или покупатели узнают о том, насколько привлекательно ваше предложение. Логичный вопрос: как увеличить собственную конкурентоспособность на рынке без расширения предприятия? Это можно сделать за счет хорошего сервиса и низкой себестоимости товаров — здесь-то и понадобится умение управлять финансами.
Как увеличить эффективность управления финансами — оперативный учет средств
Сущность оперативного управления финансами — ежедневная проверка поступлений денежных средств. При этом важно не упустить ни одной проплаты, не увеличивая временные затраты на выполнение этой работы. Достичь поставленной цели можно путем автоматизации процессов при помощи программы 1С. Ежедневные рабочие операции включают:
- проверку остатков по текущим счетам;
- сверку поступлений на счет с отчетом по дебиторской задолженности и с плановой сметой;
- принятие и проверку заявок на оплату — особое внимание уделяется заявкам на срочные платежи и тем, срок оплаты по которым истек;
- внесение корректив в недельный план по оплатам;
- формирование внутренних заявок на оплату (заработная плата, кредиты и т. д.);
- контроль над выполнением оплат по договорам.
Практика показывает, что подобный подход занимает не более 5 часов рабочего времени сотрудника притом, что количество оплачиваемых счетов может быть больше сотни.
Контролировать распределение денежных потоков
Роль денег в бизнесе и экономике в целом можно сравнить с кровеносной системой организма. Для стабильного функционирования предприятия необходимо отслеживать движение сумм на текущем счете. Не менее важно научиться управлять распределением финансов, оставшихся на счете. Например, если вы видите, что ресурсов не так много, можно стимулировать более активные платежи от покупателей скидками. Прибыль может уменьшиться, но если интенсивность поступления денег возрастет, это может быть важнее. Еще один источник дополнительного поступления денег, позволяющий увеличить доход, — штрафы за несвоевременное поступление платежей.
В идеале управлять распределением финансов нужно так, чтобы держать баланс между дебиторской и кредиторской задолженностями. Общий принцип таков: получать оплату как можно быстрее и по возможности увеличить промежуток времени для выполнения своих денежных расчетов. Это вовсе не призыв к нарушению договорных условий или обману других предпринимателей. Речь только о разумном распоряжении собственными деньгами.
Стоит проанализировать условия оплаты с клиентами. Хорошие варианты расчетов — предварительная оплата или счета-фактуры, которые должны оплачиваться при доставке. Начиная сотрудничать с новыми клиентами, постарайтесь оценить риски, связанные с их платежеспособностью. Если речь идет о крупном проекте, стоит задуматься о распределении оплаты таким образом, чтобы она производилась не по факту сдачи, а поэтапно. Это поможет получить живые деньги за оказываемые услуги и увеличить доход за текущий период.
Несколько слов о том, как управлять финансами по кредиторской задолженности. По мнению специалистов, целесообразно распределение платежей по степени важности: жизненно необходимые для бизнеса (заработная плата сотрудникам, налоги, арендная плата) и второстепенные, которые можно отсрочить. При этом важно поддерживать хорошие отношения с поставщиками.
Научиться планированию
Большинство предпринимателей понимает, что научиться управлять бизнесом без строгого учета денежных поступлений и контроля расходов никак не получится. Однако нередко получается так, что в теории все понятно, а на практике многие испытывают затруднения. В то же время бизнес без анализа особенностей рынка и четко обозначенных целевых показателей обречен на провал. Управлять предприятием без четкого плана невозможно. Попробуйте проанализировать рынок и выстроить его прогноз на перспективу. Скорее всего, он окажется далеким от истины, но это совсем нестрашно.
План должен быть увязан с анализом денежных потоков. Идеально, если он проводится раз в месяц. Отправная точка — это имеющаяся сумма живых денег, а затем — отображение прихода и расхода средств за определенный временной промежуток. Это могут быть затраты разовые (например, покупка специальной техники), постоянные (арендная плата) и переменные (зарплата, налоги).
Постепенно вы научитесь определять тенденции рынка и управлять финансами так, чтобы бизнес-план выполнялся наилучшим образом. Предприятие, умеющее планировать собственную деятельность и управлять распределением финансов, успешно конкурирует на рынке. Нельзя также забывать о сроках уплаты налогов и сдачи отчетов. Желательно отмечать такие дни в календаре, чтобы избежать случайных ошибок.
Как научиться вести строгий управленческий и финансовый учет — книги и таблицы доходов и расходов
Чтобы грамотно управлять финансами и контролировать их, нужно научиться вести строгий учет доходов и распределения затрат. Для начала необходимо определиться с формой книги, по которой будет проводиться как планирование финансов, так и учет распределения реальных денежных потоков — это может быть обычная таблица Эксель, составленная в произвольной форме «приход-расход». Такой подход необходим с самого начала. Доходы принято делить на поступления от основной деятельности и вспомогательные. Статьи расходования финансов в книге: налоги, фонд оплаты труда, реклама, хозяйственные нужды и т. д.
С развитием бизнеса структура сметы может измениться: появятся новые направления распределения затрат или, наоборот, отпадет необходимость в них. Но в любом случае четкая структура и контроль над распределением финансов позволяет управлять предприятием, оперируя конкретными цифрами. Для корректного учета финансов рекомендуется пользоваться следующими таблицами.
- ДДС — движение денежных средств. Наглядно показывает финансы предприятия: из каких ресурсов они поступают, на что расходуются и на каких счетах размещены.
Фрагмент таблицы ДДС
Отчет о прибылях (убытках) фирмы — в нем показан расчет финансовых результатов с учетом выполнения обязательств.
Отчет о прибылях и убытках
- Балансовый отчет — один из самых важных учетных документов. Если отследить динамику, можно увидеть, набирает предприятие силу или, наоборот, становится беднее. Отчет также отражает информацию о замороженных средствах.
Фрагмент балансового отчета
- Анализ эффективности проектов и распределения финансов — визуально отражает расходование средств и стадии отдельных проектов.
Таблица анализа эффективности проекта
- Учет активов предприятия — удобно использовать для проведения инвентаризации.
Таблица по учету активов предприятия
- Платежный календарь — отражает поступление и расходование денег, принимаются решения по возможным незапланированным затратам. Ведение платежного календаря помогает избежать кассовых разрывов и управлять финансами более корректно.
Фрагмент таблицы платежного календаря
- Ведомость по заработной плате сотрудникам — содержит сведения о начислениях персоналу.
Фрагмент шаблона ведомости по зарплате
- Финансовая модель — планирование чистой прибыли и выручки предприятия, выявление факторов, влияющих на финансовый результат. Финмодель составляется как для стартапов, так и для работающих фирм и новых направлений в бизнесе.
Повышать грамотность в сфере финансов
Бизнес — не просто зарабатывание денег, но и стимул к непрерывному обучению. Контроль над денежными потоками, принятие правильных управленческих решений — все это требует определенных знаний. Если даже на предприятии работает опытный экономист, руководителю нужно научиться разговаривать с ним на одном языке, разбираться в вопросах распределения финансов. Никакой контроль работы подчиненных без этого невозможен. Решить проблему грамотности в сфере финансов помогает чтение тематических изданий, посещение семинаров, вебинаров, а также общение с другими владельцами бизнеса.
Возможно, приведенные правила покажутся очевидными, но их использование в собственных бизнес-проектах помогает не допустить многих досадных ошибок и управлять финансами грамотно.
Источник
Способы перераспределения финансовых ресурсов внутри холдинга
Одной из ключевых задач управления холдингом является обеспечение его бесперебойного финансирования. Поэтому процесс проектирования структуры холдинга должен обязательно включать выбор оптимальных способов финансирования его деятельности. Во время экономических кризисов особое значение приобретают способы, основанные на консолидации и последующем перераспределении собственных средств участников холдинга, а не на заемном финансировании. Ниже приводится анализ некоторых из таких способов, встречающихся в практике делового консультирования.
Прямое финансирование
Выплата дивидендов
Получение дивидендов от дочерних обществ.
Сильные стороны решения:
- Наиболее «прозрачный» способ финансирования в холдинге.
- Налог на дивиденды уплачивается источником (дочерним обществом). У материнской компании доходы от участия в других организациях (дивиденды) исключаются из налогооблагаемой базы (п.1 ст. 250, п.3 ст. 248 НК РФ).
Слабые стороны решения:
- Финансирование осуществляется лишь в одном направлении: от общества к его акционеру (участнику). В холдинге — от дочернего общества к материнской компании.
- Сложность процедуры финансирования. Выплата дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года осуществляется только по решению общего собрания акционеров (ст. 48 Закона «Об АО»). Решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками общества ежеквартально, раз в полгода или раз в год, принимается общим собранием участников общества (ст. 28 Закона «Об ООО»). В последнем случае уставом общества может быть установлен иной порядок распределения прибыли между участниками.
Рекомендация по нейтрализации слабых сторон: Чистую прибыль, остающуюся в распоряжении участника холдинга после уплаты налогов целесообразно направить не на выплату дивидендов, а на увеличение его собственных средств. В дальнейшем эти средства могут быть использованы в целях финансирования холдинга через механизмы, описанные ниже.
Безвозмездная передача имущества
В ряде случаев НК РФ предусматривает возможность безвозмездной передачи имущества (в т.ч. денежных средств) от одного юридического лица другому юридическому лицу без учета полученных таким образом доходов при определении налоговой базы. Применительно к практике финансирования деятельности холдинга особый интерес представляют следующие условия такой передачи имущества:
- Если уставный капитал получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации. При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам (п/п 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).
- Если имущество передано в рамках целевого финансирования. При этом компания, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (п/п 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Сильные стороны решения:
- отсутствие платы за пользование финансовыми ресурсами;
- бессрочное использование финансовых ресурсов;
- привлеченные ресурсы не облагаются налогом.
Примечание: Может сложиться впечатление, что безвозмездная передача имущества между компаниями холдинга похожа на дарение. Согласно ст. 575 ГК РФ, в отношениях между коммерческими организациями не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Однако дарения в данном случае не происходит. Безвозмездная передача имущества внутри холдинга преследует цель минимизировать убытки и / или получить прибыль, и поэтому не может быть признана дарением, поскольку здесь отсутствует признак безвозмездности.
Заемное финансирование
Согласно ст. 807 ГК РФ, по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором займа (ст. 809 ГК РФ).
Заем может быть осуществлен путем выдачи заемщиком векселя, удостоверяющего ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы (ст. 815 ГК РФ).
Сильные стороны решения:
- Заем возможен между любыми участниками холдинга.
- Сумма займа (основного долга) не облагается налогом.
- Заимствование может служить не только инструментом финансирования, но и механизмом перераспределения налогооблагаемой прибыли между участниками холдинга (при использовании векселей — между любыми участниками холдинга, а не только между заемщиком и займодавцем).
Слабые стороны решения:
- Проценты, полученные по предоставленному займу, облагаются налогом на прибыль (п.6 ст. 250 НК РФ). Величина процентов, выплачиваемых заемщиком, которые могут быть отнесены на его расходы, ограничена (п.1 ст. 269 НК РФ):
- размером начисленных по долговому обязательству процентов, которые не должны существенно (более чем на 20%) отклоняться от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей) на сопоставимых условиях;
- ставкой рефинансирования Центрального банка России, увеличенной в 1,1 раза (п.1 ст. 269 НК РФ).
- Риск враждебного поглощения одной из компаний холдинга через банкротство из-за концентрации векселей, выданных этой компанией у заинтересованных лиц.
Рекомендации по нейтрализации слабых сторон:
- Назначать проценты за пользование заемными средствами не выше ставки рефинансирования Центрального банка России, увеличенной в 1,1 раза.
- Четко определить допустимые величины показателей финансовой устойчивости для каждого участника холдинга. Не допускать отклонений от этих величин при выдаче векселей (и иных формах заимствований у сторонних кредиторов).
Дивестиции
Под дивестициями понимается продажа активов, в том числе основных средств и имущественных комплексов, принадлежащих компаниям холдинга.
Сильные стороны решения:
- Отсутствие платы за пользование полученными таким образом финансовыми ресурсами.
- Бессрочное использование полученных финансовых ресурсов.
- Достижение «эффекта сосредоточения» (increase in focus effect) 1 . Он заключается в создании дополнительной стоимости бизнеса за счет повышения качества управления оставшимися активами и сокращения издержек.
- Снижение риска враждебного поглощения за счет избавления от активов, которые привлекли или могут привлечь внимание лиц, способных осуществить такую операцию.
Слабые стороны решения:
- Необходимость уплаты налога на прибыль, полученную в результате реализации имущественных активов (ст. 247, п.1 ст.248 НК РФ).
- Проданные активы через какое-то время могут вновь понадобиться. Потребуются дополнительные затраты для приобретения или получения в пользование другим способом аналогичных активов.
Рекомендации по нейтрализации слабых сторон:
- Разработать долгосрочную программу управления имущественным комплексом исходя из стратегических целей холдинга. Программа должна охватывать технологические, экономические и налоговые аспекты приобретения, использования и реализации активов (в первую очередь основных средств), принадлежащих компаниям холдинга.
- При разработке учетной политики холдинга особое внимание уделить вопросам поступления и выбытия активов.
- При подготовке решений о дивестициях, в качестве альтернативы рассматривать возможность передачи имущества в долгосрочную аренду.
Финансирование через специальные механизмы ценообразования и оплаты продукции
Трансфертное ценообразование
Под трансфертным ценообразованием понимают реализацию товаров или услуг в рамках холдинга по ценам, отличным от рыночных. Использование трансфертных цен может преследовать цели:
- повышения эффективности работы бизнес–единиц;
- принятия решений о дальнейшем развитии или реструктуризации той или иной бизнес–единицы (например, сравнение цен на услуги бизнес–единицы другим участникам холдинга с рыночными ценами);
- эффективной мотивации руководителей бизнес–единиц.
Сильные стороны решения:
- Концентрация финансовых ресурсов в едином центре прибыли. Так, производственная или добывающая компания холдинга может реализовывать продукцию сбытовой компании того же холдинга по внутренним (сравнительно низким) ценам; сбытовая компания затем реализует товар конечным потребителям по рыночным (более высоким) ценам. В результате финансовые ресурсы аккумулируются в сбытовой компании и затем могут перераспределяться в соответствии с потребностями холдинга в целом.
- Рост рентабельности холдинга в целом.
Слабые стороны решения заключаются в ограниченной налоговой эффективности трансфертного ценообразования:
- Согласно п.2 ст.40 НК РФ, налоговые органы при осуществлении контроля полноты исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам в следующих случаях, присущих деятельности холдинга:
- между взаимозависимыми лицами (п.1 ст. 20 НК РФ);
- по товарообменным (бартерным) операциям;
- при совершении внешнеторговых сделок;
- при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
- Согласно п.3 ст.40 НК РФ, в случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Рекомендации по нейтрализации слабых сторон:
- Решению об использовании механизмов трансфертного ценообразования в холдинге должен предшествовать всесторонний анализ финансовых и налоговых последствий их применения, а также возникающих при этом рисков.
- В процессе принятия решений об установлении трансфертных цен в качестве альтернативы необходимо всегда рассматривать возможность использования других механизмов снижения издержек.
- Документы, на основании которых организации холдинга заключают сделки между собой и с внешними потребителями, должны проходить правовую и налоговую экспертизу в комплексе, по всей цепочке создания ценностей в холдинге.
Коммерческие кредиты между компаниями холдинга
Согласно п.1 ст. 823 ГК РФ, договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
По своему экономическому содержанию коммерческие кредиты близки к реализации продукции между компаниями холдинга по трансфертным ценам.
При коммерческом кредитовании внутри холдинга может быть предусмотрена выдача заемщиком простого или переводного векселя (п.2 ст. 823, ст. 815 ГК РФ).
Сильные стороны решения:
- При значительной инфляции коммерческие кредиты по своему экономическому содержанию фактически могут быть приравнены к прямому финансированию компаний — получателей таких кредитов.
- Коммерческие кредиты, как и займы, могут служить не только инструментом финансирования, но и механизмом перераспределения прибыли между участниками холдинга (при использовании векселей — между любыми участниками холдинга, а не только между заемщиком и займодавцем).
Слабые стороны решения:
- Проценты (если они предусмотрены в соответствующем договоре), полученные по коммерческому кредиту облагаются налогом на прибыль (п.6 ст. 250 НК РФ).
- Величина процентов, выплачиваемых заемщиком, которые могут быть отнесены на его расходы, ограничена. Предельная величина процентов, относимых на расходы, в основном принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка России, увеличенной в 1,1 раза (п.1 ст. 269 НК РФ).
- Возможность возникновения претензий налоговых органов аналогичных претензиям по трансфертным сделкам (см. выше).
- Риск враждебного поглощения одной из компаний холдинга через банкротство из-за концентрации векселей, выданных этой компанией, у заинтересованных лиц.
Рекомендации по нейтрализации слабых сторон:
- Назначать проценты по коммерческим кредитам не выше ставки рефинансирования Центрального банка России, увеличенной в 1,1 раза.
- Четко определить допустимые величины показателей финансовой устойчивости для организаций холдинга. Не допускать отклонений от этих величин при выдаче векселей.
- Договоры, на основании которых организации холдинга получают и / или выдают коммерческие кредиты, должны проходить правовую и налоговую экспертизу в комплексе, по всей цепочке создания ценностей в холдинге.
Выводы
- В отечественной практике существуют многочисленные и отлаженные способы финансирования деятельности холдингов.
- Каждый из этих способов не является универсальным. Его сильные и слабые стороны определяют эффективность применения в конкретной ситуации.
Решение о применении того или иного способа финансирования должно приниматься на комплексной основе, в первую очередь исходя из оценки рисков и соответствия данного способа действующему законодательству.
1 Weston F. Divestitures: Mistakes or Learning. Journal of Applied Corporate Finance, 1989 Vol. 2.
Источник