Способы раскрытия темы сочинения

Итоговое сочинение: как правильно раскрыть тему и не получить «незачёт»?

Работу над итоговым сочинением следует начинать с выбора темы. Чтобы не пришлось менять тему сочинения во время экзамена, есть смысл обдумать все пять предложенных тем и выбрать одну. Обдумывание темы связано с пониманием значения каждого слова в её формулировке. Важно решить для себя, какой краткий ответ на вопрос темы можно дать изначально, чтобы в сочинении этот ответ развёрнуто обосновать.

Плохая идея — готовиться только к одному направлению и на экзамене даже не рассматривать другие варианты. Вполне возможно, что подготовленные заранее примеры совершенно не подойдут к данной на экзамене формулировке темы, зато пригодятся для сочинения по другому направлению. Но лучше всего при подготовке рассмотреть два-три направления, а не одно.

Раскрывая тему сочинения, нельзя отклоняться от формулировки темы, неоправданно расширяя ее до рамок тематического направления или уходя от обозначенной в формулировке проблемы, потому что несоответствие теме ведет к выставлению «незачета» по критерию № 1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением литературного материала.

Чтобы определить нужный ракурс раскрытия темы, следует выявить в ее формулировке ключевые слова, которые позволят, не уходя от тематического направления, сузить тему до заданного в вопросе аспекта рассуждения.

Попробуй выделить ключевые слова в темах прошлых лет:

• Почему важно уметь контролировать свои эмоции?
• Почему не кончается поединок чести с бесчестьем?
• Когда поражение ценнее победы?
• Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?
• Может ли быть неравенство в дружбе?
• Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне.

Читайте также:  Vetonit garage способ применения

Первое из выделенных слов «вопросительное», оно указывает на причинные (почему?) или условно-временные основания (когда?) действий человека, а также на альтернативность предполагаемого ответа (всегда ли? может ли?).
Второе выделенное слово в каждой теме «смысловое», т.е. указывающее на тот ракурс ответа, которого нужно придерживаться в рассуждении.
В сочинении важно дать прямой ответ на поставленный в теме вопрос (во вступлении или в заключении), а произведения нужно подобрать так, чтобы этот ответ был убедительным, опирался на конкретные примеры.

• ПОЧЕМУ важно уметь КОНТРОЛИРОВАТЬ свои эмоции?
• ПОЧЕМУ НЕ КОНЧАЕТСЯ поединок чести с бесчестьем?
• КОГДА поражение ЦЕННЕЕ победы?
• ВСЕГДА ЛИ опыт УБЕРЕГАЕТ от жизненных ошибок?
• МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ НЕРАВЕНСТВО в дружбе?
• Кто говорит, что НА ВОЙНЕ не СТРАШНО, тот ничего не знает о войне.

Источник

Как раскрыть тему итогового сочинения по литературе?

Критерий «Раскрытие темы» итогового сочинения и других литературных сочинений.

«Раскрытие темы» . Наиболее типичная формулировка в рецензиях на сочинения — «тема раскрыта», «тема не раскрыта», «тема раскрыта не полностью». Многие выпускники и абитуриенты жалуются, что это нарочито непонятное выражение, позволяющее «придраться» к любому сочинению. Для того чтобы не возникало подобных недоразумений, разъясним: да, действительно, «раскрыть тему» — это профессиональное выражение, но оно имеет все же вполне конкретное значение. Перечислим все критерии «раскрытия темы».

Критерии раскрытия темы в сочинении

Охват материала: школьная программа, знание текстов.

Для полного раскрытия темы нужно постараться охватить весь относящийся к ней «программный» материал. Другими словами — необходимо очень хорошо знать тексты произведений, легко ориентироваться в них.

1) Если, например, вы пишете сочинение по лирике поэта, то в нем должны быть по крайней мере упомянуты те его стихотворения, которые входят в программу и имеют отношение к данной теме. Важно помнить не только наиболее очевидные, но и другие примеры.

Так, например, «Тема поэта в лирике Пушкина» ассоциируется прежде всего с стихотворениями «Пророк», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ». Но она присутствует и в более ранней элегии «Деревня», которая тоже входит в вашу программу, но ассоциируется чаще с «Темой природы. » или «Темой свободы. » у Пушкина.

2) Если ваше сочинение — анализ системы персонажей в драме или романе, а в формулировке темы нет указания на отдельные персонажи, — то для полного раскрытия темы нужно охватить все персонажи, включая второстепенные, внесюжетные, внесценические (Кулигин и Феклуша в «Грозе» А. Н. Островского, друзья Репетилова или брат Скалозуба в «Горе от ума» А. С. Грибоедова).

Сужение и расширение темы

Недопустимо произвольное «сужение» или «расширение» темы.

Пример «сужения темы»: в сочинении «Образы молодых людей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» автор заявляет: «Мне бы хотелось поговорить о Чацком», — и дальше говорит только о нем.

Пример «расширения темы»: в сочинении «Пейзажная лирика Пушкина» автор много рассуждает о пейзажах в романе «Евгений Онегин» и в повести «Капитанская дочка», хотя эти произведения не относятся к лирике поэта.

Таким образом, для полного раскрытия темы необходимо охватить все относящиеся к ней произведения автора, характеры, сюжеты и т. п. При этом некоторые из них могут быть просто упомянуты (это, кстати, компромиссный вариант для вас в том случае, если вы плохо помните текст произведения, но точно знаете, что его следует включить в сочинение на данную тему), а другие (по вашему выбору) рассмотрены более подробно.

Источник

Структура итогового сочинения

Общая композиция для итогового сочинения и речевые клише.

Введение, подводит к теме
Раскрытие темы (тезис) — ваше мнение
Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис
(анализ, интерпретация, микровывод).
Вывод
+ логические переходы между частями

Введение, подводит к теме
Раскрытие темы (тезис) — ваше мнение
Два аргумента, подтверждающих тезис: пересказ+пояснение, как этот
пример подтверждает тезис.
Вывод

Введение, подводит к теме
Раскрытие темы (тезис) — ваше мнение — 1
Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис.
Раскрытие темы (тезис) — 2 — ваше мнение — 2
Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис.
Вывод

Подробнее о структуре

Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису,
обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о
месте этих явлений в жизни человека и т.д.)

Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.

Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.

Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.

Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами,
расширить ее, распространить.

Важно! Работаем с ключевыми словами темы.

Связка (мостик, логический переход).

Теперь подробнее о связке. Связка — это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой). Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении.

После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это
полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели вас в другую сторону.

Аргументация в итоговом сочинении = анализ произведения, героя произведения или ситуации.

Из каких частей может состоять этот анализ:

План анализа персонажа:

1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис.
2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)
3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики.
4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт.
5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса.
6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.

Клише для итогового сочинения

Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить
суждения.

→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, .
→ Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что.
→ Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
→ Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: .

Для перехода к основной части

→ В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
→ Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема.
→ Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к .
→ Обратимся к произведениям художественной литературы
→ За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
→ Размышляя о . я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором.
→ Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: . (ответ на вопрос, заданный во вступлении)

→ Сегодня мы понимаем, что. (основная мысль сочинения)
→ Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, . (основная мысль сочинения).
→ Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что. (основная мысль сочинения)

Обращение к произведению
→ Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
→ Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
→ Тема (. ) раскрывается в произведении… (автор, название).
→ Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и . (имя писателя) в. (название произведения).
→ Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
→ Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
→ Вспомним героя повести… (автор, название).
→ Обратимся к роману… (автор, название).
→ Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Пояснение (интерпретация) произведения или его фрагмента:

→ Автор повествует о…
→ Автор описывает…
→ Поэт показывает…
→ Писатель размышляет о…
→ Писатель обращает наше внимание…
→ Писатель заостряет наше внимание на …
→ Он акцентирует внимание читателя на…
→ Этот поступок героя говорит о .
→ Мы видим, что герой поступил так потому.
→ Автор показывает, к каким последствиям привело.
→ Этому герою/поступку автор противопоставляет.
→ Писатель осуждает…
→ Он ставит нам в пример…
→ Автор подчеркивает…
→ Автор утверждает…

→ Писатель считает, что…
→ Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
→ Мы можем прийти к выводу.

→ Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
→ Невольно напрашивается вывод…
→ Таким образом, мы приходим к выводу: …
→ Итак, можно сделать вывод, что…
→ В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о . Будем помнить о.
→ Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
→ В заключение хочется выразить надежду на то, что…
→ Хочется верить, что…
→ Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
→ Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
→ Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что.
→ Заканчивая рассуждение на тему «. », нельзя не сказать, что люди должны…
→ (Цитата)«. » — писал . В этих словах выражена мысль о . Автор текста тоже считает, что .…
→ К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «. »? Думаю, надо…

Источник

Как правильно раскрыть тему, главную мысль сочинения

МБОУ «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа»

КАК ПРАВИЛЬНО РАСКРЫТЬ ТЕМУ,

ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ СОЧИНЕНИЯ

п. Краснооктябрьский, 2015

Школьное сочинение — это небольшая научная работа , которая учит школьника

рассуждать на сложные темы,

подбирать в пользу своей мысли доказательства,

грамотно выражать мысли письменно.

С научным стилем сочинение роднят следующие требования:

научный подход при подборе материала,

наличие одной главной мысли и подчинение ей всех элементов сочинения,

трехчастное деление (вступление, основная часть, заключение),

наличие плана (требуется не всегда),

для некоторых тем — использование литературоведческих терминов.

По сути, чаще всего нужно написать небольшую научную (чаще всего литературоведческую) статью . Если вы читали к урокам литературы критические материалы, то должны представлять, что это такое. Но, в отличие от тех статей, что создают учёные, сочинение обычно пишется простым языком, близким к языку публицистики .

Не всякая тема касается литературы. Существуют так называемые «свободные темы», которые позволяют порассуждать о каких-либо явлениях жизни, не прибегая к анализу конкретных произведений. Например «Как изменил нашу жизнь Интернет», «Что я думаю о русском характере». Дадут ли свободные темы в этот году — большой вопрос.

Объём школьного сочинения обычно составляет 400 — 600 слов. На экзамене будет указано минимальное количество слов, но, мы уверяем вас, что минимального количества не хватит на то, чтоб раскрыть тему, ведь надо написать несколько предложений для вступления, проанализировать 2 — 3 примера, выразить мысль, сделать вывод.

Как понять тему сочинения

Представь свежую булочку с повидлом.

Ну как ? Согласись, ты представил не просто булочку, а свежую булочку и именно с повидлом. Слова для нас – не набор букв. Мы можем представить себе запах свежей сдобы, вспомнить вкус повидла.

Представь себе, что большой круг — все, что ты можешь назвать известными тебе словами. Каждое слово будет отсекать какое-то поле смыслов. Вот пример. Большой круг вберет в себя все, что мы можем назвать предметами. Среди предметов есть булочки, среди них – свежие и чёрствые булочки. И совсем маленький круг очертит все смыслы, которые стоят за словом «свежие булочки с повидлом».

Если ты когда-нибудь занимался логикой и знаешь о кругах Эйлера, работа с такой схемой не покажется тебе слишком сложной. Естественно, что смыслы может отсекать не только слово, но и целая фраза, ведь она состоит из тех же слов.

Перед тем, как писать сочинение, ты должен вдуматься в смысл каждого слова формулировки темы и мысленно отсечь на поле смыслов нужные. То есть, проделать с темой то же самое, что и со словосочетанием про булочку. Получившийся кружок — это рамки, за которые в школьном сочинении лучше не выходить. Если уж задано написать про «луч света в темном царстве», то нельзя называть Катерину Кабанову отрицательной героиней или говорить, что она — героиня положительная, но никакого «темного царства» Островский не показал. И совсем недопустимо посвящать это сочинение Хлестакову или Базарову.

Чем больше слов в формулировке темы, тем легче понять, чего от тебя ждут. Однако есть опасность, что на экзамене нужного ты как раз и не будешь знать.

На рисунке зелёным цветом помечена область темы «Проблема свободы в романе Ф. Достоевского» «Бесы». Тема «Проблема свободы в романе «Идиот» находится рядом, но раскрывать её нелогично. Если ты без оснований приведёшь ещё и пример из рассказа Достоевского — слишком расширишь тему, если напишешь о героях «Бесов», но не свяжешь образы героев с темой свободы — уйдёшь от темы, если напишешь о том, как с проблемой свободы в романе связан один герой — сузишь тему.

Ещё пример. На доске такая тема: «Проблема свободы в романе Достоевского «Бесы», а ты знаешь только о проблеме свободы в романе «Преступление и наказание». Не будь слов «Бесы», «роман», тема звучала бы так: «Проблема свободы у Достоевского». Не было бы этих словечек, ты справился бы! Ты написал бы на «отлично». А «Бесы» ты не читал как назло.

Перевернем ситуацию. Дана тема: «Проблематика романа «Идиот». Если ты хорошо знаешь о проблеме свободы у Достоевского, то конечно же напишешь о свободе. А проверяющий и скажет: «Ты, дорогой, сузил тему. В романе » Идиот» как минимум ставится еще проблема красоты.»

В общем, шаг вправо, шаг влево — расстрел. Удерживай рамки темы.

Вот и получается, что даже если умеешь определять рамки темы, удача не гарантирована. Лучше всего всё знать и всё прочитать, но это уже к нашему курсу отношения не имеет.

Если тема задана цитатой , и тебе сложно сразу очертить рамки, попробуй

перефразировать ее самыми простыми словами. Постарайся узнать, кто автор строк.

Тема может быть связана с ним или с тем произведением, из которого взята цитата.

Как подобрать главную мысль сочинения

ТВОЁ СОЧИНЕНИЕ ДОЛЖНО ИМЕТЬ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ.

Главная мысль — это основной тезис, который доказывается всем сочинением. Из формулировки главной мысли должно быть понятно, о чём говорится в сочинении (предмет речи) и что самое главное об этом говорится (признак предмета речи) .

Главная мысль должна быть сформулирована в одном простом предложении.

Пример главной мысли сочинения: тема войны (предмет речи) помогает автору раскрыть образ главного героя (признак предмета речи).

Все части сочинения должны быть подчинены главной мысли.

Перед тем, как начать работу,

ОБЯЗАТЕЛЬНО СФОРМУЛИРУЙ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ И ДЕРЖИ ЕЁ В ГОЛОВЕ, ПОКА НЕ ПОСТАВИШЬ ПОСЛЕДНЮЮ ТОЧКУ В СОЧИНЕНИИ.

Записывать главную мысль совершенно не обязательно, она может быть выражена и в подтексте, и другими словами. Но обязательно нужно все время задавать себе вопрос: «Имеет ли отношение к главной мысли то, о чем я пишу?»

Пиши, как пишется. Не обязательно сначала составлять план, продумывать композицию сочинения и подбирать тезисы. Не останавливай полет своей мысли, пока она не умчится далеко от темы. Главное вовремя остановиться, сказав себе: «О чем это я?» Потом можно поработать с черновиком, переставить абзацы и привести всё в порядок. Заметив у себя тезис или пример, не связанный с главной мыслью, ищи и показывай эту связь. Или вычёркивай абзац.

Главная мысль должна вытекать из темы сочинения.

Тема сочинения может более или менее жестко диктовать, о чем надо писать.

Тема может задавать предмет речи (то, о чём пойдёт речь в сочинении).

Примеры таких тем. «Образ Коробочки в поэме Гоголя «Мертвые души»; «Роль пейзажа в

пьесе «Гроза»; «Проблематика романа-эпопеи «Война и мир»; «Судьба Чехова»; «Что такое романтизм?».

Тема может задавать признак предмета речи (самое главное о предмете речи, но предмет речи не задан).

Примеры таких тем. «Над чем смеемся, читая Гоголя?»; «Мой любимый литературный герой»; «Кто из героев романа «Отцы и дети» прав?».

Тема может задавать всю главную мысль (предмет речи + признак предмета речи).

Примеры таких тем. «Катерина Кабанова — луч света в темном царстве»; «Наташа Ростова — моя любимая героиня»; «Чехов — гениальный драматург».

В теме может и не быть конкретных указаний на предмет речи и его признак. Есть темы, которые лишь нечетко очерчивают поле смыслов.

Примеры таких тем. «Нам не дано предугадать. «; «Только вперед, только на линию

огня. «; «Размышления над страницами любимой книги».

Хорошо, если главная мысль сразу задана. Что же делать в остальных случаях?

Предположим надо написать сочинение на тему, которая задаёт предмет речи : «Образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза». Эта тема задает предмет речи сочинения.

Говоря языком логики, мы имеем субъект своих размышлений. А предиката не имеем. Для того, чтобы сформулировать суждение, необходимо подобрать предикат. Для этого надо ответить на один вопрос: «Что самое главное я могу сказать об образе Катерины Кабановой?» Тебя никто не неволит при выборе признака предмета речи. Можешь сказать, что мы видим один из первых образов революционерки в русской литературе. Тогда главная мысль будет формулироваться так: «Образ Катерины Кабановой — образ революционерки в русской литературе середины 19 века». Можешь иначе подойти к делу и написать о Катерине как об истинной христианке или как о психически неуравновешенном человеке. Кто хочет, может вообще обойтись без комментариев по поводу личности героини и взять за основу своего рассуждения такую мысль: «Образ Катерины Кабановой мастерски создан Островским».

Как будет звучать основной тезис сочинения в данном случае – дело твое, лишь бы ты мог хорошо ее развить и доказать свою правоту.

Если тема задает только признак предмета речи , то ты должен подобрать по своему усмотрению предмет речи. Пример подбора недостающей части главной мысли вы видите ниже.

Тема «Мой любимый литературный герой».

Возможные главные мысли сочинения:

Евгений Онегин – мой любимый литературный герой.

Воланд– мой любимый литературный герой.

Сережа Каховский– мой любимый литературный герой.

Пьер Безухов– мой любимый литературный герой.

Николай Стоврогин– мой любимый литературный герой.

Плюшкин– мой любимый литературный герой.

Мальчиш-Кибальчиш– мой любимый литературный герой.

Павка Корчагин– мой любимый литературный герой.

Кот Матроскин– мой любимый литературный герой.

Если экзаменатор или преподаватель уже все решил за тебя и задал тему, в которой есть и предмет речи и его признак , то больше ничего не остается, как начать развивать готовую главную мысль.

Сложней всего придумать главную мысль в том случае, когда тема лишь набрасывает поле смыслов . Зато открывается простор для творчества. Для людей, которые любят сочинять, такие темы часто оказываются спасительной соломинкой на экзамене. Логиков же туманные фразы ставят в творческий тупик. Для них могу дать такой совет — постарайтесь выделить в формулировке темы ключевое словосочетание и сделайте его предметом речи. А лучше всего не беритесь за эту тему, оставьте ее лирикам.

Источник

Оцените статью
Разные способы