Способы расчета с покупателями торгового предприятия

Способы расчета с покупателями торгового предприятия

V. Расчеты с покупателями

35. Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных «Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин», утвержденным Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745.

Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения предприятий торговли в установленном порядке.

36. Деньги за товары получают кассиры контрольно-кассовых машин, в предприятиях самообслуживания — контролеры — кассиры.

37. Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке:

кассир, контролер — кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя;

печатает чек на контрольно-кассовой машине;

объявляет покупателю общую стоимость покупок;

называет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком;

после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.

38. Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги.

39. Расчет за все товары, приобретаемые в продовольственных предприятиях самообслуживания, производится только в едином узле расчета.

В зале самообслуживания рекомендуется устанавливать специальные кассы для расчеты за покупки, состоящие из одного — двух предметов.

В непродовольственных предприятиях самообслуживания расчеты производятся в едином узле расчета или кассах, установленных в местах выхода покупателей.

40. При поступлении от покупателя претензии по расчетам кассир, контролер — кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия.

Возврат из кассы денег покупателям производится в установленном порядке по разрешению администрации.

Источник

Как проводится учет расчетов с покупателями и заказчиками

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Любая коммерческая фирма регулярно рассчитывается с покупателями и заказчиками. Все эти операции должны быть правильно учтены.

Базовые принципы учета

Основной счет, который фигурирует при расчетах с контрагентами, – одноименный счет 62. На нем отражаются расчеты за отгруженные товары, заказанные услуги. Счет будет синтетическим. Он в большинстве случаях является активным. На ДТ счета 62 отражается сформированный дебиторский долг, образующийся по отгрузке товаров, на КТ счета фиксируется погашение задолженности.

Вопрос: Как отразить в учете организации розничной торговли возврат покупателем бракованного товара в день его приобретения, если товар был оплачен банковской картой?
Товары учитываются организацией по продажным ценам. Покупателем была приобретена интерактивная кукла, которая, как выяснилось, выполняет не все заявленные функции. Данный товар был продан организацией за 3 850 руб. (в том числе НДС 350 руб., торговая наценка 1 000 руб.). Сумма выручки от продажи товаров с использованием банковских карт за день составила 110 000 руб. (в том числе НДС 10 000 руб., торговая наценка 20 000 руб.). В налоговом учете применяется метод начисления.
Посмотреть ответ

Счет 62 будет пассивным тогда, когда фирме был передан аванс по договору об оказываемых услугах. Для обобщения сведений о расчетах открывается субсчет «Полученные авансы». При отгрузке продукции используется эта проводка: ДТ62 КТ90. Когда долг покупателя выплачивается, он будет списан с КТ62 в ДТ50-52.

Фирма может заключать соглашения с покупателями или контрагентами, предполагающие предоплату. Если фирма получила аванс, она должна предъявить расчетную документацию на полную стоимость продукции или услуг. Выплаченный аванс направляется на снижение долга покупателя/контрагента. Кредиторский долг по авансам погашается после реализации товара, когда фирма предъявляет расчетные бумаги клиентам. Рассмотрим проводки, которые используются при отгрузке товара:

  • ДТ51 КТ62. Принятие к учету кредиторской задолженности.
  • ДТ62 КТ90. Погашение кредиторского долга.
Читайте также:  Способы получения желудочного содержимого

Вопрос: Может ли продавец (подрядчик) при расчете процентов за пользование чужими денежными средствами учитывать НДС в сумме задолженности покупателя (заказчика) по оплате отгруженных (переданных) им товаров (работ, услуг) (ст. 168 НК РФ)?
Посмотреть ответ

По каждой проводке указывается сумма. К примеру, это может быть размер кредиторского долга.

Как улучшить бухучет расчетов

Организация учета с покупателями/заказчиками не лишена недостатков. Однако это направление можно и нужно совершенствовать. Рассмотрим недочеты, которые характерны для рассматриваемых операций:

  • Недостаточный контроль работы бухгалтера со стороны управленческого состава. Если руководитель не пренебрегает контролем, больше шансов, что бухгалтер будет соблюдать нормативные акты.
  • Счет-фактура должен быть выставлен в течение 5 суток после отгрузки продукции. После истечения этого срока документ считается недействительным. Однако очень часто фирма выставляет счет-фактуру позже этого срока.
  • Ошибки зачисления средств, направленных в компанию.
  • Несвоевременное проведение или просто отсутствие инвентаризации расчетов. Это приводит к тому, что очень поздно обнаруживаются просроченные долги. То есть не предпринимаются меры по погашению задолженности.
  • Перегруженность бухгалтеров, что приводит к путанице.
  • Правила учета, которые можно истолковать двояко.
  • Постоянные изменения в документах, регулирующих правила учета.
  • Отсутствует налаженная система проверки документов.
  • Несогласованная работа отделов. К примеру, документы из отдела продаж поздно поступают в бухгалтерский отдел.

Выявление недочетов – первый и главный шаг на пути к налаженной системе расчетов. Второй шаг – их устранение. То есть руководителю нужно уделять больше времени контролю бухгалтерского отдела. Важно проследить, чтобы документы подготавливались вовремя. Важно правильно составить учетную политику, не изменять ее постоянно.

ВАЖНО! Стандартное направление совершенствования учета – автоматизация. Она поможет уменьшить количество ошибок.

Аналитический учет расчетов с клиентами

Аналитический учет предполагает использование лицевых и материальных счетов. Они объединяют детальные сведения об операциях. Рассмотрим проводки в рамках аналитического учета:

  • ДТ62 КТ90/1. Долг по товару, который был отгружен.
  • ДТ62 КТ90/1. Сторнирование размера недостач, обнаруженных при приемке товара.
  • ДТ62 КТ76/2. Взыскание клиентом сумм недостачи.
  • ДТ62 КТ91/1. Долг покупателей за материалы, объекты ОС, ценные бумаги и прочее.
  • ДТ62 КТ90/1. Начисление платежей по лизингу.
  • ДТ50-52 КТ62. Поступление денег от контрагентов.
  • ДТ50, 51 КТ62. Аванс в счет будущей поставки товаров.
  • ДТ52 КТ62. Аванс в валюте в счет будущей поставки.
  • ДТ62 КТ68. Начисление НДС на аванс.
  • ДТ68 КТ62. Зачет НДС с аванса при отпуске товара, который был оплачен.
  • ДТ51 КТ62. Поступление денег в счет оплаты реализованных товаров.
  • ДТ52 КТ62. Поступление валюты за реализованный товар.
  • ДТ62 КТ50, 51. Возврат от клиентов средств, оплаченных в избыточном объеме.
  • ДТ62 КТ50, 51. Возврат аванса клиентам.
  • ДТ62 КТ90/1. Начисление комиссионного вознаграждения.
  • ДТ76 КТ62. Зачет вознаграждения.
  • ДТ62 КТ62. Уступка прав требований.

Основанием для проводок является бухгалтерская справка, отчет комиссионера и прочее.

Синтетический учет

При отгрузке товара продавцом и предъявлении расчетных документов используются эти проводки:

  • ДТ62 КТ90. Признание дохода от продажи.
  • ДТ90/3 КТ68. Начисление НДС.
  • ДТ51, 50, 52 КТ62. Поступление оплаты.

Другие проводки будут использоваться в том случае, если переход права собственности будет выполнен в дату поступления средств в фирму:

  • ДТ51, 50, 52 КТ62. Поступление средств на счет фирмы-продавца.
  • ДТ62 КТ90/1. Признание дохода фирмы.
  • ДТ90/3 КТ68. Начисление НДС.

Проводка ДТ50 КТ90/1 применяется только в рамках розничной торговли, когда соглашение о сделке и сделка заключаются одномоментно.

Этапы учета

Учет – многосоставная операция, предполагающая составление документов, внесение проводок.

Сопроводительная документация

Отгрузка товара осуществляется на основании приказа, отправленного на склад, и накладной на отпуск продукции. Последний документ оформляется в двух экземплярах. На основании накладной бухгалтерский отдел оформляет платежное требование для расчетов. Счета-фактуры выписывает любая фирма вне зависимости от того, облагается ли продукция налогом. НДС начисляется на основании счета-фактуры. Однако и покупателю нужен этот документ. Требуется он для возмещения суммы НДС.

Читайте также:  Основные способы тепловой обработки пищевых продуктов это

Учет продажи товаров

Если учет товара проводится по мере поступления выплат, выполняются эти проводки:

  • ДТ43 КТ20. Оприходование товара по фактической себестоимости.
  • ДТ45 КТ43. Отгрузка товара покупателю.
  • ДТ62 КТ90. Получение выручки от реализации.
  • ДТ90 КТ68. Начисление НДС на выручку.
  • ДТ51 КТ62. Поступление платежа от покупателя.
  • ДТ 90 КТ45. Списание фактической себестоимости товара, который был отгружен.

Если учет проводится по мере отгрузки, выполняются эти проводки:

  • ДТ43 КТ20. Оприходование товара на склад.
  • ДТ62 КТ90. Отгрузка и предъявление расчетных бумаг.
  • ДТ90 КТ68. Начисление НДС.
  • ДТ90 КТ43. Списание фактической стоимости.
  • ДТ51 КТ62. Оплата отгруженного товара.

При заключении соглашений устанавливается франко-место. Оно подразумевает установление лица, которое будет оплачивать расходы за транспортировку продукции.

Начисление налогов

Размер НДС определяется на основании расчетной ставки. При отгрузке продукции, по которой была переведена предоплата, фирме нужно выполнить эти действия:

  1. Начисление НДС со стоимости продукции (без учета налога).
  2. Создание счета-фактуры в двух экземплярах.
  3. Документ регистрируется в книге приобретений.
  4. Принимается к вычету НДС с предоплаты.

Налоги в учете указываются тогда, когда товар уже отгружен. Для учета НДС нужен счет 90 (субсчет 3).

Источник

Способы расчета с покупателями торгового предприятия

В настоящее время в торговле существуют следующие способы расчетов с покупателями. Деньги за проданный товар получает:

  • Кассир-операционист.
  • Продавец-кассир.
  • Контролер-кассир.
  • Автомат.

Способ 1. Работа кассира-операциониста используется при традиционном методе продажи товаров (через прилавок), когда товар отпускается по кассовым чекам. Кассир-операционист регистрирует покупки через кассовый аппарат, выдает покупателям кассовый чек, по этому чеку покупатель получает у продавца товар. При этом способе расчета материальная ответственность ложится на разных лиц: продавец несет ответственность за товар в отделе, кассир-операционист — за деньги в кассе.

Способ 2. При расчете покупателя с продавцом-кассиром кассовый аппарат находится в отделе. Продавец отбирает, взвешивает, упаковывает отобранный покупателем товар, регистрирует его стоимость на кассовом аппарате, выдает чек покупателю вместе с товаром и получает деньги. В этом случае работник несет материальную ответственность за товар, находящийся в отделе, и за денежные средства, находящиеся в кассе.

Способ 3. Труд контролера-кассира используется, если расчет производится на узле расчета, который расположен при выходе из магазина самообслуживания. Покупатель отбирает товары в торговом зале, затем предъявляет их контролеру-кассиру на узле расчета, расплачивается и получает чек, который должен сохранить до выхода из магазина. В этом случае контролер-кассир несет материальную ответственность за товар в торговом зале и за денежные средства в кассе.

Способ 4. При этом способе товар отпускается из автоматов по продаже сигарет, плиток шоколада, напитков и др. Этот способ продажи ограничен ассортиментом, При способах 1 . 3 информация о состоянии контрольно-кассовой машины, ошибках кассира и другая служебная информация высвечивается на индикаторе кассира в виде надписей, что значительно упрощает его работу.

Источник

Расчеты с покупателями и заказчиками

Похожие публикации

Для достоверного обобщения информации в рамках взаимоотношений по реализованным товарам, продукции, другим ТМЦ или оказанным услугам необходим учет расчетов с покупателями и заказчиками. Основные нюансы выполнения обязательств закрепляются в договорах, а исполнение/неисполнение условий по оплате и отгрузке ведет к возникновению дебиторской или кредиторской задолженности. Как грамотно организовать бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками? Какие проводки выполнить и какой счет следует использовать? Обо всем этом пойдет речь ниже.

Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками

Учет расчетов с покупателями и заказчиками, кратко говоря, характеризует эффективность применяемой расчетно-кредитной политики с контрагентами предприятия. Это отгрузка по предоплате и по факту, с рассрочкой платежа или по бартеру. Многообразие вариантов неденежных форм, а также наличных и безналичных расчетов с покупателями автоматически закладывает в себе определенные риски по нарушению сроков оплаты, возникновению просроченных и безнадежных долгов. В некоторых случаях это допустимо, и требует соответствующего платежно-финансового контроля, в некоторых – неизбежно, и приводит к негативным последствиям в виде судебных исков к недобросовестным партнерам.

Читайте также:  Способы дифференциации обучения примеры

Финансовое положение и стабильность компании напрямую зависят от величины дебиторских и кредиторских обязательств, а совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками является неотъемлемой частью управленческих задач. Постоянный мониторинг долгов необходим для наличия ясной картины о положении дел в организации:

  1. Наличие большой величины дебиторки ведет к неразумному кредитованию покупателей и может стать причиной оттока средств. Это в свою очередь обуславливает невозможность предприятия вовремя рассчитываться перед кредиторами и погашать собственные долги.
  2. Наличие высокой доли кредиторки говорит о регулярном невыполнении поставщиком своих обязательств по отгрузке товаров/продукции, выполнению услуг или показывает правовые особенности по переходу права собственности, закрепленные в договоре.

Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками включает формирование достоверной и своевременной информации; соблюдение общепринятых форм договоров, первичной документации по совершаемым сделкам; контроль по имеющимся обязательствам; выполнение регулярной сверки с контрагентами. Задача бухгалтера – отражать все хозяйственные операции в соответствии с нормативной базой РФ: Федеральным законом № 402-ФЗ, ГК РФ, НК РФ, КоАП, приказом № 34н, приказом о Плане счетов № 94н, ПБУ 5/01, другими документами. Кроме того, следует соблюдать принципы рабочей учетной политики организации в отношении признания доходов, расходов, принятия на учет ТМЦ.

Обратите внимание! Правила расчета с покупателями в торговле отличаются, в зависимости от вида продаж – оптовых или розничных. Первые ведутся в общем порядке, вторые могут осуществляться с применением ККМ в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Обобщение данных по расчетам с покупателями производится с помощью активно-пассивного счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Аналитика ведется в разрезе каждого контрагента, договора, сделки. Дополнительно возможна классификация по форме оплаты, сроку платежа, наличию вексельных обязательств, другому критерию, существенному для предприятия.

Отражение расчетов с покупателями в активе или пассиве баланса зависит от вида задолженности – дебиторской (подлежит внесению в актив) или кредиторской (необходимо записать в пассив). Записи по дебету счета 62 производятся в корреспонденции со счетами продаж – 90, 91 на суммы выручки и показывают факт перехода права собственности к контрагенту, формируя дебиторскую задолженность. Записи по кредиту счета 62 производятся в корреспонденции со счетами, предназначенными для отражения денежных средств, – 50, 51, 52, 55, 60 и образуют кредиторскую задолженность, отображая размер оплаты.

Счет 62 может иметь следующие субсчета:

  • По расчетам в общем порядке – 62.1.
  • По расчетам с предприятиями в части авансов – 62.2.
  • По расчетам в части векселей – 62.3.
  • По расчетам в части валюты/у.е. – 62.21-62.22, 62.31-62.32.
  • По розничным расчетам – 62.Р.
  • По прочим расчетам – устанавливаются компанией самостоятельно.

Правила расчетов с покупателями требуют, чтобы аналитический учет велся в разрезе:

  • Расчетных документов, сроки исполнения которых пока не наступил.
  • Расчетных документов, сроки исполнения которых просрочены.
  • Полученных авансов.
  • Векселей – с ненаступившим сроком погашения; дисконтированным в банковском учреждении; не оплаченным в срок.

Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками ведется на основании оправдательных первичных документов. Заключение сделки подтверждается договорами, гарантийными письмами, прочей деловой перепиской; факт отгрузки – актами, накладными, счетами-фактурами; факт оплаты – расчетными документами (платежными требованиями/поручениями, кассовыми ордерами, чеками), актами взаимозачета, векселями, договорами переуступки/мены и пр.

Технология расчетов с покупателями

Методика учета зависит от того, является ли сделка разовым доходом или постоянным. Первый требует отражения выручки в составе прочих доходов на счете 91, второй формирует проводки по счету 90. При этом средства, поступившие по текущим отгрузкам, – отражаются на счете 62.1; по авансам в части предоплаты – на счете 62.2. Отдельно следует выделять полученные в счет долгов векселя – на счете 62.3, а в случае отражения процентов следует задействовать счет 91 для процентных выплат.

Источник

Оцените статью
Разные способы