- Прямые и косвенные затраты: что это такое и как отслеживать
- Какие бывают затраты с точки зрения бухучета
- Косвенные затраты
- Прямые затраты
- Внереализационные расходы
- Другие виды затрат для финансового учета
- Кто должен вести разделение затрат
- Как вести прямые и косвенные затраты в налоговом учете
- Как списывать расходы
- Калькуляция стоимости услуг: образец, способы и порядок расчета
- Что понимается под себестоимостью услуг
- Для чего нужен анализ себестоимости
- Что такое себестоимость, что в нее входит и как ее рассчитать
- Что такое себестоимость
- Для чего нужно планировать себестоимость
- Виды себестоимости
- Цеховая
- Производственная
- Полная
- Структура себестоимости продукции
- Классификация издержек производства
- Прямые материальные затраты
- Прямые трудовые затраты
- Эффективный маркетинг с Calltouch
- Заводские накладные расходы
- Методы расчета себестоимости
- Директ-костинг
- Позаказный метод
- Попередельный метод
- Попроцессный метод
- Как рассчитать себестоимость
- Что нужно для самостоятельного расчета себестоимости
- Себестоимость производства
- Себестоимость услуг
- Калькуляция себестоимости продукции
- Что такое калькуляция себестоимости
- Виды калькуляций
- Как рассчитать себестоимость продукта
- Пример расчета себестоимости продукции
- От чего зависит показатель
- Методы снижения себестоимости
- Заключение
Прямые и косвенные затраты: что это такое и как отслеживать
Вести финансовый учет и разделять расходы в бизнесе на прямые и косвенные полезно по нескольким причинам. Это нужно для расчета налоговой базы, если в вашем налоговом режиме учитываются расходы. Это помогает сформировать себестоимость — пригодится при планировании финансовой модели и для аналитики. Деление обязательно, если вы должны вести бухучет.
Деление в организациях различных отраслей может отличаться. Учитывайте это, классифицируя расходы.
Какие бывают затраты с точки зрения бухучета
Если ориентироваться на ст. 318 и 319 НК РФ, закон разделяет все расходы на два вида. Причем юридически корректно называть расходы «затратами».
Косвенные затраты
Это деньги, которые нельзя напрямую посчитать в себестоимости конкретного продукта, они формируют себестоимость нескольких продуктов сразу. Но без этих расходов бизнес не сможет производить продукт. Обычно в эту категорию включают оплату аренды и ЖКУ, траты на маркетинг, рекламу, секретариат, бухгалтерию.
Прямые затраты
Это затраты, которые формируют себестоимость конкретного изделия. Например, сюда относят сырье, полуфабрикаты, комплектующие и другие производственные запасы. Прямыми затратами также считаются зарплаты и социальные выплаты, которые занимаются непосредственно производством, и амортизация оборудования.
В прямые затраты добавляют и оплату работ, которые выполняют подрядчики — если они напрямую влияют на себестоимость изделия. Так, если вы заказываете упаковку для изделий, то это прямые затраты. Если подрядчик занимается обслуживанием компьютеров и ремонтом другой техники в вашем офисе, то это, скорее, косвенные затраты, потому что они влияют на весь процесс в целом.
Удобный сервис для разделения расходов на прямые и косвенные
Вы сами должны определять, какие расходы относить к прямым, а какие к косвенным. Если в учетной политике вы не отнесли затраты к прямым, то они будут классифицироваться как косвенные.
Внереализационные расходы
Существует и третий вид затрат — внереализационные. Они не формируют себестоимость продукции как для конкретного изделия, так и целиком, и вообще не имеют прямой связи с производством и реализацией.
Например, внереализационными обычно называют расходы на обслуживание кредита, траты на судебные издержки, неустойки. Подробный перечень содержится в ст. 265 НК РФ.
Другие виды затрат для финансового учета
Для финансового учета расходы разделяют еще на два вида.
- Постоянные — они не связаны напрямую с объемом продукции. Если выпуск увеличить или уменьшить, постоянные расходы не изменятся. Например, зарплата бухгалтера не изменится, если вы станете производить не 100, а 200 тортов в месяц. Поэтому это постоянная трата.
- Переменные — зависят от количества выпускаемой или реализованной продукции и меняются пропорционально. Например, если вы увеличиваете производство тортов со 100 до 200 в месяц, то одновременно растет и количество трат на сахар.
Виды затрат можно комбинировать. Обычно прямые затраты влияют на себестоимость, поэтому их относят к переменным. Например, затраты на полуфабрикаты: чем больше производим, тем больше расходуем, поэтому это прямая переменная категория.
Существуют исключения — допустим, расходы на рекламу не отражаются напрямую на себестоимости производства и являются косвенными затратами. Но с помощью веб-аналитики мы можем посчитать, сколько нужно рекламных денег на продажу одной единицы товара — например, с помощью ретаргетинга. Если захотим продавать больше, придется увеличивать бюджет. Поэтому это косвенная переменная трата.
Постоянные и переменные затраты используют обычно для финансового учета и планирования бизнеса — это условные понятия, закон не регулирует и не обязывает вас отслеживать их. Прямые и косвенные нужны для бухучета, они основаны на других критериях. Если вы определяете доходы и расходы по методу начисления, то их нужно отслеживать и определять, это требование закона.
Кто должен вести разделение затрат
Согласно ст. 318 НК РФ делить затраты на прямые и косвенные должны все юрлица на ОСНО, которые работают по методу начисления. Косвенные затраты распределяют на все виды продукции. Для этого выбирают базу, которой могут быть переменные затраты.
В бухгалтерском и налоговом учете под методом начисления понимают метод, когда доходы учитываются в момент документального подтверждения операции. Еще есть кассовый метод — доходы учитываются в момент поступления денег в кассу. Кассовый метод обычно используют организации на УСН, так как он проще и помогает избежать кассовых разрывов.
Если вы на ОСНО и величина средней выручки без учета НДС в каждом из предыдущих четырех кварталов не больше 1 млн руб., вы имеете право вести налоговой учет кассовым методом. Исключения указаны в ст. 273 НК РФ: несмотря на соответствие требованию по выручке, кассовый метод не могут применять банки, кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации, компании, добывающие углеродное сырье и компании, которыми владеют иностранные организации.
Как вести прямые и косвенные затраты в налоговом учете
В бухгалтерском учете разделение на косвенные и прямые затраты важно для формирования себестоимости. Не забывайте, что косвенные расходы нельзя относить напрямую на себестоимость одного изделия. Вместо этого выбирайте обоснованную базу распределения и добавьте отметку об этом в учетную политику.
В налоговом учете затраты тоже разделяют на косвенные и прямые, но с другими целями — они влияют на уменьшение налоговой базы. Здесь важно учитывать, в какой момент конкретные затраты влияют на стоимость продукции.
- Косвенные расходы уменьшают налоговую базу в том же отчетном периоде, в котором и возникают.
- Прямые расходы относятся на текущий налоговый период только после того, как вы реализовали продукцию, на стоимость которой они отнесены. Нет реализации — нет и уменьшения. Например, если товар лежит на складе, то прямые затраты на его производство из доходов не вычитывают.
Обратите внимание: размер налогооблагаемой прибыли снизится, если в организации объем косвенных расходов превысит прямые, и затраты будут учитываться раньше. Поэтому нужно внимательно следить за обоснованием ваших решений: если занижать прямые траты или неверно их учитывать, налоговая инспекция может воспринимать это как способ ухода от налогов.
Как списывать расходы
Чтобы избежать путаницы, старайтесь минимизировать отличия в бухгалтерском и налоговом учетах. Отражайте и обосновывайте все расходы в документах, иначе придется доказывать свою позицию налоговой инспекции.
Прямые расходы списывайте в том же периоде, в котором реализовали продукцию, даже если у покупателя есть отсрочка платежа до следующих отчетных периодов. Не списывайте расходы на готовую продукцию на складах. Косвенные расходы в налоговом учете не распределяйте. Их списывают единовременно, в том же периоде, когда вы их произвели. Налогооблагаемую прибыль при этом снижайте.
Чтобы сблизить данные в учетах, постарайтесь уравновесить размер себестоимости в бухучете с прямыми расходами в налоговом учете.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Источник
Калькуляция стоимости услуг: образец, способы и порядок расчета
Калькуляцию себестоимости составляют по разным методикам в зависимости от сферы деятельности. Предприятие не может оказывать услуги меньше себестоимости и для снижения расходов предпринимает разные способы. Как сделать калькуляцию стоимости, разберемся в статье.
Что понимается под себестоимостью услуг
Себестоимость — это денежное выражение расходов предприятия при оказании услуг. Этот параметр показывает, сколько средств затратит производитель при выполнении заказов. Увеличение прибыли и рентабельности напрямую зависит от снижения себестоимости. Для этого:
- оценивают плановые показатели;
- определяют рентабельность организации по отдельным услугам и итоговым результатам, выявляют резервы для снижения затрат;
- внедряют новые технологии.
Соревнуясь с конкурентами на рынке, нужно сделать правильный расчет себестоимости услуг. Цены формируют, учитывая важные факторы:
- Потребителей, где спрос — та цена, которую покупатель готов отдать за услугу.
- Организацию, которая выполняет работы по расценкам, удовлетворяющим потребителей и без убытка для компании. Для этого планируют объемы производства с материальными издержками на единицу продукции и прибыль.
- Конкурентов, активных участников рынка. Предприятия, действующие в аналогичном сегменте, создают нишу в ценовом коридоре по минимуму и максимуму. Производственники стараются не выходить за эти рамки.
К себестоимости могут принадлежать расходы основного и вспомогательного производства. Издержки, которые входят в расчет себестоимости услуг, группируют по видам статей калькуляции и элементов. Итоговая сумма расходов влияет на образование цен (изготовление товаров или предоставление услуг). Вот так будет выглядеть себестоимость услуги, на примере отделки стен помещения.
Статьи калькуляции | Цена в руб. |
Затраты на материалы (шпаклевку, грунтовку) | 10000 |
Зарплата отделочника | 5000 |
Обязательные взносы для наемного персонала | 200 |
Оплата электричества | 100 |
Расходы воды | 200 |
Дополнительные производственные издержки | 1000 |
Себестоимость | 16500 |
Дополнительные или ненормированные затраты не зависят от объемов производства. Это транспортные, банковские расходы, оплата аренды. Например, сумма затрат на установку ворот будет зависеть от технологических процессов: замеры, сборка конструктивных элементов, установка на забетонированную площадку и сварка деталей и столбов. Необходима смета с разделением действий, итог которых укажет на точную стоимость установки ограждения.
Для чего нужен анализ себестоимости
Учет каждой статьи расходов нужно вести, чтобы выяснить, насколько рентабельно предприятие, выгодно ли заниматься конкретной деятельностью и определить, что нужно для получения прибыли. Для этого нужно анализировать себестоимость продукции, расходы на рабочие мероприятия, контролировать действия персонала.
Задачи анализа себестоимости:
- оценка регламента себестоимости с учетом изменений прошлых отчетных периодов;
- обеспечение соблюдения законодательных норм;
- выявление причин отклонения от планов;
- предоставление информации для своевременного расчета стоимости услуг;
- определение плановых затрат и калькуляции стоимости отдельных работ, изделий, видов товаров;
- сокращение производственных расходов.
Анализ себестоимости позволяет оценить правильность калькуляции стоимости услуг и определиться с оптимальными ценами.
Источник
Что такое себестоимость, что в нее входит и как ее рассчитать
Себестоимость продукции определяет качество и эффективность производства. Ее рассчитывают все предприятия и компании, ведь по показателю себестоимости оценивают уровень рентабельности предприятия, правильность организации производства и подсчитывают доходы компании. Себестоимость напрямую влияет на политику ценообразования, что определяет положение компании на рынке.
Что такое себестоимость
Себестоимость продукта определяется как совокупность затрат, которые несёт хозяйствующий субъект для производства продуктов и создания услуг. Себестоимость продукта в основном включает в себя следующие расходы:
- Прямые материальные затраты;
- Прямые трудовые затраты;
- Накладные расходы.
Затраты на материалы и рабочую силу — это прямые затраты, в то время как производственные накладные расходы — косвенные затраты, которые необходимы для создания товара или услуги, готового к продаже.
Согласно ОПБУ и МСФО, себестоимость требует учёта в качестве запасов на балансе и не должна учитываться в отчете о прибылях и убытках. Это основано на том, что затраты на производство продукции приносят пользу и ценность для будущих периодов.
Для чего нужно планировать себестоимость
Себестоимость продукции фиксируют, чтобы:
- повысить рентабельность производства через оптимизацию расходов и снижение затрат;
- скорректировать объемы продукции в соответствии с производственными мощностями и покупательским спросом;
- увеличить внутрихозяйственные накопления.
Виды себестоимости
Выделяют несколько видов себестоимости в зависимости от исследуемых параметров. Например, она бывает средней и предельной. Первая включает совокупность всех издержек, в том числе и коммерческие затраты, связанные с производством продукции. Вторая отражает себестоимость одной дополнительной единицы продукции. Для лучшего понимания стоит рассмотреть конкретные разновидности показателя.
Цеховая
Эта себестоимость включает затраты, которые понесли все отделы и цеха, занятые в производстве продукции. Сюда также входят общезаводские и технологические затраты, связанные с управлением и функционированием подразделений компании.
Производственная
Производственная себестоимость формируется с учетом затрат, связанных с производством и выпуском продукта. К ним относятся материалы, зарплата рабочих, накладные расходы, затраты на общее управление предприятием. Этот показатель представляет сумму цеховой себестоимости, целевых и общих расходов.
Полная
Полная себестоимость — конечный показатель, в рамках которого рассматриваются все затраты, связанные с процессом производства. Помимо предыдущих параметров, сюда входят расходы на реализацию изготовленной продукции. Это означает, что себестоимость товара формируется с учетом коммерческих и внепроизводственных затрат на поставку товаров или услуг.
Структура себестоимости продукции
Предприятия, занятые в сфере производства или оказания услуг, отличаются технологическим и административным устройством, из-за чего себестоимость их продукции различается. Этому способствует гибкая структура, на основании которой определяют особенности каждой компании.
Себестоимость товара складывается из суммы расходов, прямо или косвенно связанных с производством изделия. Они подразделяются на несколько категорий:
- затраты на сырье, материалы, из которых изготавливают продукт;
- издержки, связанные с энергоносителями (например, определенным видом топлива);
- траты на покупку, аренду, обслуживание оборудования, техники;
- зарплаты работникам предприятия;
- оплата налогов, социальные выплаты сотрудникам;
- проведение маркетинговых мероприятий, расходы на продвижение;
- административные расходы.
Классификация издержек производства
Прямые материальные затраты
Сырьё, которое превращается в готовый товар посредством прямых трудовых затрат и накладных расходов, называется прямыми материальными затратами. То есть, это то сырьё, которое можно легко идентифицировать и измерить.
Например, автопроизводитель использует пластик и металла для создания автомобиля. Количество этих ресурсов можно легко подсчитать и учесть. Однако для производства автомобиля также требуются смазочные материалы. Их очень трудно или невозможно отследить ввиду низкой цены, поэтому их относят к косвенным затратам.
Прямые трудовые затраты
Это рабочая сила, которая принимает непосредственное участие в производстве или изготовлении готовой продукции.
Прямые трудовые затраты представляют собой заработную плату и пособия, которые выплачиваются рабочей силе.
Например, рабочие на сборочном конвейере автомобильного завода, которые сваривают металл, фиксируют винты, наносят масло и смазку, собирают машину из металла и пластика, учитываются как прямые трудовые затраты.
Чтобы классифицировать работника как часть прямых трудовых затрат, он должен быть непосредственно связан с конкретной работой. Например, секретарь производственной компании должен выполнять различные работы по мере необходимости, поэтому трудно определить количество выгод, создаваемых им для сборки автомобиля — следовательно, это не прямые трудовые затраты.
Эффективный маркетинг с Calltouch
- Анализируйте воронку продаж от показов рекламы до ROI от 990 рублей в месяц
- Отслеживайте звонки на сайте с точностью определения источника рекламы выше 96%
- Повышайте конверсию сайта на 30% с помощью умного обратного звонка
- Оптимизируйте свой маркетинг с помощью подробных отчетов: дашборды, графики, диаграммы
- Добавьте интеграцию с CRM и другими сервисами: более 50 готовых решений
- Контролируйте расходы на маркетинг до копейки
Заводские накладные расходы
Косвенные затраты, связанные с производством готового продукта, которые невозможно отследить напрямую, относятся к заводским накладным расходам.
Другими словами, накладные расходы — это та стоимость, которая не является ни прямыми материальными, ни прямыми трудовыми затратами. Вот почему накладные расходы называются косвенными затратами.
Косвенные материальные затраты — материалы, которые используются в производственном процессе, но не могут быть отслежены непосредственно в качестве сырья. Например, сварочные электроды, клей, лента, чистящие средства являются косвенными материалами. Трудно и экономически неэффективно определять точную стоимость непрямых материалов, наносимых на одну единицу продукта.
Косвенные трудовые затраты . Рабочие или служащие, которые необходимы для бесперебойного функционирования производственного процесса, но не принимающие непосредственного участия в создании готового продукта, относятся к косвенным затратам. Например, охранники, супервайзеры классифицируются как косвенная рабочая сила, а косвенные затраты в виде их заработной платы и других пособий считаются косвенными затратами на рабочую силу.
Прочие накладные расходы — заводские накладные расходы, которые не подпадают ни под одну из вышеуказанных двух категорий заводских накладных расходов, могут быть классифицированы как прочие накладные расходы. Например, расходы на электроэнергию не могут быть классифицированы ни как материальные, ни как трудовые. Точно так же, как амортизация помещений и оборудования, расходы на страхование, налоги на собственность, аренда, коммунальные услуги.
Расходы, не связанные с изготовлением готового продукта или произведенные за пределами производственного объекта, не должны рассматриваться как затраты на продукт.
Коммерческие, общие и административные расходы не являются затратами на производство.
Методы расчета себестоимости
Рассчитать себестоимость продукции можно несколькими способами. Каждый из них по-разному влияет на финансовый результат, поэтому перед выбором метода важно узнать обо всех его недостатках и преимуществах.
Директ-костинг
Это метод производственного учета себестоимости продукции, которая рассчитывается путем разделения затрат на постоянные и переменные. К постоянным относятся расходы за определенный временной период, не имеющие прямого отношения к объемам производства. Они отражаются уже на общем финансовом результате и не затрагивают размер себестоимости. Переменные затраты, напротив, напрямую связаны с объемом выпускаемой продукции. По их сумме оценивают готовые изделия и неоконченное производство.
Директ-костинг показывает финансовые изменения, связанные с переменными расходами, ценами на реализацию и структурой продукции.
Позаказный метод
Позаказный метод используют для подсчета производственной себестоимости отдельной единицы продукта. Обычно его применяют предприятия, которые выполняют сложные и трудоемкие заказы. Например, этот способ расчета подходит судостроительным заводам, где за год выпускается всего несколько кораблей. Ресурсы на товар такого рода требуют рационального использования, поэтому себестоимость продукции считается в индивидуальном порядке.
Попередельный метод
Способ применяется на предприятиях по серийному выпуску продукции с поэтапным производством. Себестоимость определяется отдельно для каждой стадии создания товара. Например, на хлебокомбинате продукцию готовят в разных цехах: в одном — замешивают тесто, в другом — выпекают, в третьем — фасуют. Попередельный метод помогает рассчитать производственные затраты для каждого цеха и увидеть конкретные показатели расходов.
Попроцессный метод
Способ используют, чтобы узнать себестоимость продукции по всему выпуску, а не отдельным позициям. Обычно это касается расчетов, связанных с однотипными изделиями или непрерывным производством. При вычислениях учитывают прямые и косвенные затраты, а среднюю себестоимость товара определяют через отношение всех расходов к количеству продукции за определенный период. Попроцессный метод распространен в металлургической, текстильной, химической промышленностях.
Как рассчитать себестоимость
Для вычисления разных видов себестоимости продукции применяют упрощенные и развернутые формулы. Обобщенная формула расчета выглядит так:
Себестоимость = Производственная стоимость продукта + Затраты на реализацию
Что нужно для самостоятельного расчета себестоимости
Более специализированные вычисления себестоимости подразумевают учет ЕНВД и УСН. Эти показатели нужны не только для налоговой, но и для анализа работы предприятия. Учет указанных издержек нужно вести по блокам, для чего фиксируют расходы на базовую деятельность и затраты на управление. После подсчетов полученные значения используют на реализованной или произведенной продукции, определяя себестоимость товара.
Себестоимость производства
Себестоимость производства — индивидуальный показатель, который считают для каждой товарной единицы. Даже два одинаковых образца продукции, произведенные в одном месте, но в разное время, отличаются по себестоимости. Это обусловлено издержками производства, которые бывают не только прямыми, но и косвенными. К тому же некоторые расходы условно относят к стоимости одной единицы товара. Себестоимость производства рассчитывают по формуле:
СП = (Прямые затраты + Временные затраты + Сопровождающие расходы) / Объем выпущенной продукции
Себестоимость услуг
Себестоимость оказания услуг зависит от:
- затрат на предпринимательскую деятельность (расходов, связанных непосредственно с процессом предоставления услуги);
- текущих затрат (расходов на производство за один цикл);
- капитальных затрат (активов, задействованных в нескольких производственных циклах);
- выплат заработной платы сотрудникам;
- амортизационных отчислений;
- материальных затрат.
Калькуляция себестоимости продукции
Смета на производство дает представление об экономических показателях, используемых в производстве. Однако она не отражает себестоимость товара из конкретной линейки или место образования лишних затрат. Последний показатель важен для определения себестоимости продукции, поиска способов ее снижения через внутренние резервы. Для реализации этих задач необходима калькуляция.
Что такое калькуляция себестоимости
Калькуляция — способ подсчета денежных затрат на создание одного, группы или отдельного вида изделий. Так создается документ, где указаны все затраты, связанные с объектом, по всем возможным показателям. При этом выявленные издержки объединяют по нескольким статьям расходов, исходя из их назначения и места.
Виды калькуляций
Калькуляция предлагает разные способы оценки себестоимости:
- нормативная — вычисляют на основании технически достоверных нормативов расхода труда работников и показателей готовой продукции;
- плановая — вычисляют, чтобы определить будущую себестоимость изделия в рамках одной единицы продукции;
- отчетная — вычисляют по окончании расчетного периода, чтобы увидеть все затраты, связанные с выпуском и реализацией одной единицы продукции.
Как рассчитать себестоимость продукта
Себестоимость складывается из прямых материальных затрат, прямых трудовых затрат, заводских накладных расходов.
Заводские накладные расходы = Косвенные материальные затраты + Косвенные трудовые затраты + Прочие накладные расходы
Тем не менее, всегда лучше считать себестоимость на единицу, так как это полезно при определении соответствующей цены продажи готового продукта.
Чтобы определить стоимость продукта на единицу, просто разделите общую себестоимость на количество произведенных единиц.
Продажная цена должна быть равна или превышать стоимость продукта на единицу, чтобы избежать потерь. Продажная цена, превышающая себестоимость на единицу, приводит к прибыли.
Пример расчета себестоимости продукции
Для расчета себестоимости в упрощенном виде представим, что расходы компании на партию из 100 единиц товара выглядят так:
- прямые затраты на сырье и материалы — 120 000 ₽;
- общепроизводственные расходы — 70 000 ₽;
- прямые затраты на оплату труда — 60 000 ₽.
При таких показателях себестоимость партии определяется суммой указанных переменных: 120 000 + 70 000 + 60 000 = 250 000 ₽.
Значит создание одной единицы товара обошлось в 2500 ₽. Исходя из этого показателя, компания определяет, насколько выгодно запускать производство и где можно сократить расходы.
От чего зависит показатель
Себестоимость продукции связана с издержками предприятия и может отличаться в зависимости от рассматриваемого товара. Это обусловлено разнообразием составляющих, которые используют при подсчете показателя. Поэтому для вычислений важно учитывать только те параметры, которые напрямую влияют на себестоимость текущего производства и могут продемонстрировать эффективность работы компании. Например, считая цеховую себестоимость, в расчет не берут стоимость реализации, ведь этот параметр оказывает уже косвенное влияние.
Методы снижения себестоимости
Чтобы снизить себестоимость продукции, нужно уменьшить затраты на всех этапах производства. Самыми действенными методами считают:
- автоматизацию производства;
- расширение предприятия через кооперацию;
- расширение ассортимента;
- увеличение производительности труда;
- внедрение энергосберегающей техники;
- постоянное маркетинговое исследование рынка.
Заключение
Себестоимость продукции — ключевой показатель эффективности работы предприятия. Однако эта величина нестабильна и рассчитывается для каждого отчетного периода по-новому. Ее изменчивость позволяет выстроить гибкую систему работы, где показатели себестоимости снижаются, а показатели доходности компании растут. Постоянные расчеты помогают своевременно корректировать рыночную стоимость продукта, чтобы уменьшить расходы и поддержать экономическую конкурентоспособность компании.
Источник