Способы расчета потребности персонала

Содержание
  1. Управление персоналом
  2. Способы расчета потребности персонала
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2016 г. № 199/503 “Об утверждении методики расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ”
  4. Методика расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2016 г. № 199/503)
  5. I. Общие положения
  6. II. Определение потребности в профессиональных кадрах
  7. III. Прогноз объемов подготовки инженерно-технических кадров за счет бюджетных средств
  8. Перечень укрупненных групп специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, входящих в состав области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки»
  9. Обзор документа

Управление персоналом

7.2. Оценка потребности в персонале

Тут Ипполит Матвеевич, доведенный до отчаяния историями
о знакомых Бендера, и видя, что его
не собьешь с позиции, покорился.
— Хорошо, — сказал он, — я вам все объясню.
“В конце концов без помощника трудно, — подумал Ипполит Матвеевич,
— а жулик он, кажется, большой. Такой может быть полезен”.

И. Ильф, Е. Петров. 12 стульев

Очевидно, что планирование потребности в персонале — часть общего процесса планирования в организации. В конечном итоге успешное кадровое планирование основывается на знании ответов на следующие вопросы:

  • сколько работников, какой квалификации, когда и где потребуется;
  • каким образом можно привлечь нужный и сократить или оптимизировать использование излишнего персонала;
  • как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями, умениями и внутренней мотивацией;
  • каким образом обеспечить условия для развития персонала;
  • каких затрат потребуют запланированные мероприятия.

Характер оценок потребности в персонале

Оценка потребности организации в персонале может носить количественный и качественный характер.

Количественная оценка потребности в персонале , призванная ответить на вопрос “сколько?”, основывается на анализе предполагаемой организационной структуры (уровни управления, количество подразделений, распределение ответственности), требований технологии производства (форма организации совместной деятельности исполнителей), маркетингового плана (план ввода в строй предприятия, поэтапность разворачивания производства), а также прогнозе изменения количественных характеристик персонала (с учетом, например, изменения технологии). При этом, безусловно, важной является информация о количестве заполненных вакансий.

Качественная оценка потребности в персонале — попытка ответить на вопрос “кого?”. Это более сложный вид прогноза, поскольку вслед за анализом, аналогичным для целей количественной оценки, должны учитываться ценностные ориентации, уровень культуры и образования, профессиональные навыки и умения того персонала, который необходим организации. Особую сложность представляет оценка потребности в управленческом персонале. В этом случае необходимо учесть, как минимум, возможности персонала “определять рациональные оперативные и стратегические цели функционирования предприятия и осуществлять формирование оптимальных управленческих решений, обеспечивающих достижение этих целей”.

Важный момент в оценке персонала — разработка организационного и финансового планов укомплектования, включающих:

  • разработку программы мероприятий по привлечению персонала;
  • разработку или адаптацию методов оценки кандидатов;
  • расчет финансовых затрат на привлечение и оценку персонала;
  • реализацию оценочных мероприятий;
  • разработку программ развития персонала;
  • оценку затрат на осуществление программ развития персонала.

Расчет потребности в персонале

Определить необходимую численность рабочих и их профессиональный и квалификационный состав позволяют: производственная программа, нормы выработки, планируемый рост повышения производительности труда и структура работ.

Расчет численности персонала может быть текущим или оперативным и долговременным или перспективным.

Текущая потребность в персонале.

Общая потребность предприятия в кадрах А определяется как сумма:

где Ч — базовая потребность в кадрах, определяемая объемом производства;

ДП — дополнительная потребность в кадрах.

Базовая потребность предприятия в кадрах Ч определяется по формуле:

где ОП — объем производства;

В — выработка на одного работающего.

Более конкретные расчеты, как правило, производятся отдельно по следующим категориям:

  • рабочие-сдельщики (с учетом трудоемкости продукции, фонда рабочего времени, уровня выполнения норм);
  • рабочие-повременщики (с учетом закрепленных зон и трудоемкости работы, норм численности персонала, трудоемкости нормированных заданий, фонда рабочего времени);
  • ученики (с учетом потребности в подготовке новых рабочих и плановых сроков обучения);
  • обслуживающий персонал (ориентируясь на типовые нормы и штатное расписание);
  • руководящий персонал (определяется исходя из норм управляемости).

Дополнительная потребность в кадрах ДП — это различие между общей потребностью и наличием персонала на начало расчетного периода.

При расчете дополнительной потребности учитываются

  • развитие предприятия (научно обоснованное определение прироста должностей в связи с увеличением производства)

где А пл и А б — общая потребность в специалистах в планируемый и базовый периоды;

  • частичная замена практиков, временно занимающих должности специалистов

где К в — коэффициент выбытия специалистов (практика показывает, что это 2 — 4 % от общей численности в год);

  • возмещение естественного выбытия работников, занимающих должности специалистов и руководителей (оценка демографических показателей кадрового состава, учет смертности…);
  • вакантные должности, исходя из утвержденных штатов, ожидаемого выбытия работников.

Долговременная потребность в специалистах. Этот расчет осуществляется при глубине планирования на период более трех лет.

При определении потребности в специалистах на перспективу и отсутствии детальных планов развития отрасли и производства применяют метод расчета исходя из коэффициента насыщенности специалистами, который исчисляется отношением числа специалистов к объему производства. С учетом этого показателя А (потребность в специалистах) будет выглядеть следующим образом:

где Ч р — среднесписочная численность работающих;

К н — нормативный коэффициент насыщенности специалистами.

Источник

Способы расчета потребности персонала

Обзор документа

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2016 г. № 199/503 “Об утверждении методики расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ”

Утвердить прилагаемую методику расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ.

Министр труда
и социальной защиты
Российской Федерации
М.А. Топилин
Министр образования и науки
Российской Федерации
Д.В. Ливанов

Методика
расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2016 г. № 199/503)

I. Общие положения

1. Настоящая методика устанавливает порядок расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах (далее — профессиональные кадры), в том числе инженерно-технических, и прогноза объемов их подготовки за счет бюджетных средств для целей реализации государственных программ (при наличии такой потребности).

2. В настоящей методике используются следующие термины:

базовый год (t) — текущий год;

прогнозный период (t+n) — период реализации соответствующего мероприятия государственной программы, следующий за базовым годом;

потребность в профессиональных кадрах (ПД) — среднесписочная численность работников, необходимая для приема на вновь создаваемые и незанятые (вакантные) рабочие места, а также на замену выбывающих работников;

дополнительная потребность в профессиональных кадрах на развитие (ПР) — часть потребности в профессиональных кадрах, требующаяся для приема на вновь создаваемые рабочие места;

дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий (ПВ) — часть потребности в профессиональных кадрах, требующаяся для приема на незанятые (вакантные) рабочие места;

дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замену (ПЗ) — часть потребности в профессиональных кадрах, требующаяся для приема на существующие рабочие места взамен выбывающих работников;

прогноз объемов подготовки инженерно-технических кадров за счет бюджетных средств — подготовка предложений по определению объема и структуры контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования за счет ассигнований федерального бюджета.

3. Потребность в профессиональных кадрах определяется с использованием Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) с выделением данных по инженерно-техническим кадрам.

4. Потребность в профессиональных кадрах определяется в среднегодовом исчислении (за каждый год отдельно).

II. Определение потребности в профессиональных кадрах

5. Потребность в профессиональных кадрах определяется на основе ретроспективных данных о профессионально-квалификационной структуре рабочих мест и поло-возрастной структуре работников за 3 и более предшествующих года, стратегических документов, определяющих приоритеты развития в сфере реализации соответствующей государственной программы, сведений о реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектах.

6. Потребность в профессиональных кадрах определяется последовательно для каждого года прогнозного периода (t+n).

7. Потребность в профессиональных кадрах в t+n году прогнозного периода определяется по формуле:

ПД — потребность в профессиональных кадрах,

ПР — дополнительная потребность в профессиональных кадрах на развитие,

ПВ — дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий,

ПЗ — дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замену,

t+n — прогнозный период.

ПР — дополнительная потребность в профессиональных кадрах на развитие,

— среднегодовое количество создаваемых новых рабочих мест,

t+n — прогнозный период.

9. Дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий определяется на основе ретроспективных данных о наличии вакансий за 3 и более предшествующих года. При незначительном удельном весе незанятых (вакантных) рабочих мест в среднесписочной численности работников (3% и менее) данный показатель может не учитываться при определении потребности в профессиональных кадрах.

Дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий определяется по формуле:

ПВ — дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий,

СС — среднесписочная численность работников,

ДВср — среднее значение удельного веса вакансий в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде,

KB — поправочный коэффициент, определяемый экспертным путем,

t+n — прогнозный период.

10. Среднее значение удельного веса вакансий в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде определяется по формуле:

ДВср — среднее значение удельного веса вакансий в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде,

ДВ — значение удельного веса вакансий в среднесписочной численности работников,

m — количество лет ретроспективного периода.

11. Дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замену определяется на основе ретроспективных данных о возрастной структуре работников и данных об увольнениях в связи с выходом на пенсию за 3 и более предшествующих года по следующей формуле:

ЧП — численность работников, выбывающих в связи с выходом на пенсию,

СС — среднесписочная численность работников,

ДПср — среднее значение удельного веса работников, уволенных в связи с выходом на пенсию, в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде,

КП — поправочный коэффициент, определяемый экспертным путем. Значение КП зависит от изменений половозрастной структуры работников и вероятности выхода на пенсию после достижения пенсионного возраста в соответствующем возрастном интервале,

t+n — прогнозный период.

12. Среднее значение удельного веса работников, уволенных в связи с выходом на пенсию, в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде определяется по следующей формуле:

ДПср — среднее значение удельного веса работников, уволенных в связи с выходом на пенсию, в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде,

ДП — значение удельного веса работников, уволенных в связи с выходом на пенсию, в среднесписочной численности работников,

m — количество лет ретроспективного периода.

13. Для определения дополнительной потребности в профессиональных кадрах на развитие, замещение вакансий, замену могут использоваться методы экономико-математического моделирования, статистические методы, методы экстраполяции, нормативный, штатный, балансовый и иные методы, учитывающие специфику отрасли, в которой реализуется соответствующая государственная программа.

14. Результаты расчета потребности в профессиональных кадрах заносятся в таблицу, форма которой приведена в приложении № 1 к настоящей методике:

в графе «всего» указывается значение потребности в профессиональных кадрах в t+n году прогнозного периода (ПД t+n);

в графе «на развитие» указывается значение дополнительной потребности в кадрах на развитие в t+n году прогнозного периода ( );

в графе «на замену» указывается значение дополнительной потребности в кадрах на развитие в t+n году прогнозного периода ( ).

III. Прогноз объемов подготовки инженерно-технических кадров за счет бюджетных средств

15. Сведения о потребности в профессиональных кадрах инженерно-технического профиля, содержащиеся в таблице, приведенной в приложении № 1 к настоящей методике, дезагрегируются по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, перечень которых приведен в приложении № 2 к настоящей методике. Дезагрегированные данные заносятся в сводную таблицу потребности в профессиональных кадрах инженерно-технического профиля по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, форма которой приведена в приложении № 3 к настоящей методике.

16. Сведения о потребности в профессиональных кадрах инженерно-технического профиля по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, содержащиеся в таблице, приведенной в приложении № 3 к настоящей методике, учитываются при подготовке предложений по определению объема и структуры контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования за счет ассигнований федерального бюджета в порядке, установленном Правилами установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2015 г. № 285.

Приложение № 1
к методике расчета основных параметров
потребности в трудовых ресурсах для целей
реализации государственных программ,
утвержденной приказом Министерства труда
и социальной защиты РФ
и Министерства образования и науки РФ
от 28 апреля 2016 г. № 199/503

Сведения о потребности в профессиональных кадрах, в том числе инженерно-технических, для реализации мероприятия ____________________________________________________________________________________________ (номер и наименование мероприятия государственной программы) основного мероприятия __________________________________________________________________________________ (номер и наименование основного мероприятия государственной программы) подпрограммы ___________________________________________________________________________________________ (номер и наименование подпрограммы государственной программы) (человек)
Наименования занятий по ОКЗ Код по ОКЗ Среднесписочная численность работников в базовом году (t) Потребность в профессиональных кадрах в прогнозном периоде
t+1 . t+n лет
всего из нее всего из нее всего из нее
на развитие на замену на развитие на замену на развитие на замену
А Б 1 2 3 4 . . . . . .
Всего
руководители 1
специалисты высшего уровня квалификации 2
в том числе: специалисты в области науки и техники, всего 21
из них:
физики, химики и специалисты родственных занятий 211*
специалисты в области техники, исключая электротехников 214*
инженеры-электротехники 215*
архитекторы, проектировщики, топографы и дизайнеры 216*
специалисты в области здравоохранения, всего 22
из них: врачи 221
специалисты по медицинскому уходу и акушерству 222
специалисты в области образования, всего 23
из них: профессорско-преподавательский состав университетов и других образовательных организаций высшего образования 231
педагогические работники профессиональных образовательных организаций 232
педагогические работники общеобразовательных организаций (среднее общее образование) 233
педагогические работники дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций (дошкольное и начальное общее образование) 234
специалисты в сфере бизнеса и администрации 24
специалисты по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) 25*
специалисты в области права, гуманитарных областей и культуры 26
специалисты среднего уровня квалификации, всего 3
в том числе: специалисты-техники в области науки и техники, всего 31
из них:
техники в области физических и технических наук 311*
мастера (бригадиры) на производстве и в строительстве 312*
техники (операторы) по управлению технологическими процессами 313*
специалисты-техники по управлению и эксплуатации водных и воздушных судов 315*
средний медицинский персонал здравоохранения 32
средний специальный персонал по экономической и административной деятельности 33
средний специальный персонал в области правовой, социальной работы, культуры, спорта и родственных занятий 34
специалисты-техники в области информационно-коммуникационных технологий 35*
служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием, всего 4
в том числе: служащие общего профиля и обслуживающие офисную технику 41
служащие сферы обслуживания населения 42
служащие в сфере обработки числовой информации и учета материальных ценностей 43
другие офисные служащие 44
работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности, всего 5
в том числе: работники сферы индивидуальных услуг 51
продавцы 52
работники, оказывающие услуги по индивидуальному уходу 53
работники служб, осуществляющих охрану граждан и собственности 54
квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства, всего 6
в том числе: квалифицированные работники сельского хозяйства, производящие товарную продукцию 61
товарные производители лесной и рыбной продукции и охотники 62
квалифицированные работники сельского хозяйства, рыболовства, охотники и сборщики урожая, производящие продукцию для личного потребления 63
квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий, всего 7
в том числе: рабочие, занятые в строительстве, и рабочие родственных занятий (за исключением электриков) 71
рабочие, занятые в металлообрабатывающем и машиностроительном производстве, механики и ремонтники 72
рабочие, занятые изготовлением прецизионных инструментов и приборов, рабочие художественных промыслов и полиграфического производства 73
рабочие в области электротехники и электроники 74
рабочие пищевой, деревообрабатывающей, текстильной и швейной промышленности и рабочие родственных занятий, всего 75
из них: рабочие пищевой промышленности и рабочие родственных занятий 751
рабочие ручного труда, производящие одежду и обувь 753
операторы производственных установок и машин, сборщики и водители, всего 8
в том числе: операторы промышленных установок и стационарного оборудования 81
сборщики 82
водители и операторы подвижного оборудования 83
неквалифицированные рабочие, всего 9
в том числе: уборщики и прислуга 91
неквалифицированные рабочие сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства 92
неквалифицированные рабочие, занятые в горнодобывающей промышленности, строительстве, обрабатывающей промышленности и на транспорте, всего 93
из них: неквалифицированные рабочие, занятые в горнодобывающей промышленности и строительстве 931
неквалифицированные рабочие, занятые в обрабатывающей промышленности 932
неквалифицированные рабочие, занятые на транспорте и в хранении 933
помощники в приготовлении пищи 94
уличные торговцы и другие неквалифицированные работники, оказывающие различные уличные услуги 95
неквалифицированные работники по сбору мусора и другие неквалифицированные работники 96
военнослужащие 0

* Позиции с кодами ОКЗ 211, 214, 215, 216, 25, 311, 312, 313, 315, 35 соответствуют инженерно-техническим специальностям

Приложение № 2
к методике расчета основных параметров
потребности в трудовых ресурсах для целей
реализации государственных программ,
утвержденной приказом Министерства труда
и социальной защиты РФ
и Министерства образования и науки РФ
от 28 апреля 2016 г. № 199/503

Перечень
укрупненных групп специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, входящих в состав области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки»

№ п/п Наименования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, входящих в состав области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки»* Коды укрупненных групп специальностей и направлений подготовки
1. Архитектура 07.00.00
2. Техника и технологии строительства 08.00.00
3. Информатика и вычислительная техника 09.00.00
4. Информационная безопасность 10.00.00
5. Электроника, радиотехника и системы связи 11.00.00
6. Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии 12.00.00
7. Электро- и теплотехника 13.00.00
8. Ядерная энергетика и технологии 14.00.00
9. Машиностроение 15.00.00
10. Физико-технические науки и технологии 16.00.00
11. Оружие и системы вооружения 17.00.00
12. Химические технологии 18.00.00
13. Промышленная экология и биотехнологии 19.00.00
14. Техносферная безопасность и природообустройство 20.00.00
15. Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия 21.00.00
16. Технологии материалов 22.00.00
17. Техника и технологии наземного транспорта 23.00.00
18. Авиационная и ракетно-космическая техника 24.00.00
19. Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники 25.00.00
20. Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта 26.00.00
21. Управление в технических системах 27.00.00
22. Нанотехнологии и наноматериалы 28.00.00
23. Технологии легкой промышленности 29.00.00

* В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российский Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный № 30163), и перечнем специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российский Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный № 30861).

Приложение № 3
к методике расчета основных параметров
потребности в трудовых ресурсах для целей
реализации государственных программ,
утвержденной приказом Министерства труда
и социальной защиты РФ
и Министерства образования и науки РФ
от 28 апреля 2016 г. № 199/503

Сводная таблица потребности в профессиональных кадрах инженерно-технического профиля по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования
Номер мероприятия государственной программы Код по ОКЗ Код укрупненной группы специальностей и направлений подготовки Наименование укрупненной группы специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, входящих в состав области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» Уровень образования (высшее/среднее профессиональное) Потребность в профессиональных кадрах в прогнозном периоде (человек)
t+1 . t+n лет
А Б В Г Д 1 . n
Итого специалистов с высшим образованием
в том числе по специальностям X
X X X
X X X
X X X
Итого специалистов со средним специальным образованием
в том числе по специальностям X
X X X
X X X
X X X

Рекомендации по заполнению

1. Графы А и Б сводной таблицы заполняются по данным таблицы приложения № 1 к методике расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ (далее — Методика) последовательно по каждому мероприятию государственной программы и коду ОКЗ (только для кодов 211, 214, 215, 216, 25, 311, 312, 313, 315, 35).

2. В графах В и Г сводной таблицы указываются код и наименование укрупненной группы специальностей и направлений подготовки (согласно приложению № 2 к Методике), по которым имеется потребность в кадрах, соответствующая коду ОКЗ, указанному в графе Б сводной таблицы.

3. В графе Д сводной таблицы указывается уровень образования (высшее или среднее специальное), требуемый для укрупненной группы специальностей и направлений подготовки, указанной в графе Г сводной таблицы.

4. В графах 1 — n сводной таблицы указывается потребность в профессиональных кадрах соответствующей специальности и уровня образования, указанных в графах Г и Д сводной таблицы.

5. В конце сводной таблицы подводятся сводные итоги по каждому коду специальности раздельно для высшего и среднего профессионального образования.

Обзор документа

Установлен порядок расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах, в том числе инженерно-технических, и прогноза объемов их подготовки за счет бюджетных средств для целей реализации госпрограмм (при наличии такой потребности).

Потребность в профессиональных кадрах определяется с использованием Общероссийского классификатора занятий с выделением данных по инженерно-техническим специальностям.

Она устанавливается в среднегодовом исчислении (за каждый год отдельно).

Учитываются ретроспективные данные о профессионально-квалификационной структуре рабочих мест и поло-возрастной структуре работников за 3 и более предшествующих года, стратегические документы, определяющие приоритеты развития в сфере реализации соответствующей госпрограммы, сведения о реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектах.

Источник

Читайте также:  Способы применения комплексных удобрений
Оцените статью
Разные способы