Способы расчета объема производства

Что представляют собой объем выпуска продукции и объем реализации

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Ресурсы любого предприятия, вне зависимости от вида продукции, которая выпускается, ограничены. Объем выпуска товаров, работ и услуг и объем реализации – важнейшие показатели. Необходимость их расчета в условиях рынка диктуется многими факторами: помимо планирования производства как такового, это работа отдела снабжения фирмы, отдела сбыта, функционирование производственных фондов и их величина.

Объем производства

Объем производства продукции оценивается по определенному периоду и может быть выражен в различных показателях: натуральных, стоимостных, условно-натуральных. Последние обычно используются, если необходимо привести разнородную продукцию к одному виду.

Объем производства продукции имеет значение как для внешних потребителей (вышестоящая организация, инвесторы), так и для внутреннего анализа, разработки рыночной стратегии, работы с контрагентами. Данные для расчетов берутся из бухгалтерской и статистической отчетности фирмы.

В приведенной нами далее формуле используются два показателя: товарная и валовая продукция в стоимостном выражении. Валовая продукция (ВП) – это весь объем товара, работ или услуг за определенный период, выпуск полуфабрикатов, внутренний оборот продукции, колебания остатков незавершенного производства. Товарная продукция (ТП) – это продукция только для реализации. Если у предприятия нет колебаний «незавершенки», внутренних перемещений продукции, то ВП=ТП.

В общем случае формула будет такая: ВП = ТП + (НПк – НПн), где, кроме валовой и товарной продукции, учитываются показатели незавершенного производства конца года (НПк) и начала года (НПн).

Можно исчислить объем производства, используя натуральные показатели. Здесь формула может иметь вид ОПР = К * С, где объем производства (ОПР) равен произведению количества единиц продукции (К) и стоимости каждой единицы (С). Ее применяют, если нужно подсчитать производственный объем однородной продукции, различающейся по видам.

Пример (условный): выпуск деталей Д1 за период 350 ед., стоимость единицы — 110 руб.; деталей Д2 за тот же период — 210 ед., 200 руб. за единицу. ОПР = (350 * 110) + (210 * 200) = 38500 + 42000 = 80500 руб.

Формула, аналогичная исчислению валовой продукции с учетом незавершенного производства, может применяться и при расчете требующегося объема производства готовой продукции.

Формула будет выглядеть так: П = ОП – О + О лим., где:

  • П – расчетный объем производства;
  • ОП – расчетный объем продаж;
  • О – остатки готового продукта на складе на начало периода;
  • О лим. – лимитированный остаток складских запасов, минимум, который нельзя снижать.

Такой расчет делается, как правило, помесячно в натуральных единицах. Расчетный объем продаж берется из плана продаж. Складские остатки определяются по бухгалтерским отчетам (если прогноз делается на какой-то один месяц) либо учитываются расчетные показатели по остаткам (если прогнозируется сразу несколько месяцев, год). Неснижаемый лимит устанавливается локальным документом фирм и обычно не меняется в течение года.

Объем реализации

Лежащий на складе непроданный товар сам по себе не формирует прибыль фирмы – необходима его реализация. Объем реализованной продукции (ОР) знать так же важно, как и производственные показатели – это основа для аналитических выводов, разработки стратегии и тактики продаж.

Реализацию в бухгалтерской и статистической отчетности обычно исчисляют выручкой, денежным измерителем. Объем проданного товара в натуре также исчисляется и анализируется для принятия управленческих решений.

Здесь используется схожая с приведенной выше методика расчета. Формула: ОР = ВП + ОГПн — ОГПк, где:

  • ВП — валовая продукция;
  • ОГПн и ОГПк – остатки готовой продукции на начало и на конец года соответственно.

Пример: выпуск продукции за год — 200 тыс. руб., начальные остатки на складе — 50 тыс. руб., конечный остаток — 30 тыс. руб. Продажи за год: ОР = 200 + 50 — 30 = 220 тыс. руб.

Читайте также:  Способы получения питательных веществ

Анализировать колебания спроса на реализованную продукцию целесообразно в динамике, за несколько лет.

Оптимальный объем

Определение оптимального объема производства продукции – это поиск определенного баланса между объемом производства и объемом реализации. При минимальных затратах экономический эффект должен быть максимальным.

Поясним на условном примере. Пусть цена изделия постоянна и составляет 110 руб., валовые издержки постоянного характера — 1100 руб. В расчете участвуют также:

  • объем продаж;
  • выручка;
  • переменные валовые издержки;
  • прибыль (выручка минус все валовые издержки).

Если продажи отсутствуют, объем продаж и выручка равны 0. При наличии постоянных валовых издержек прибыль будет с минусом (0 — 1100) = -1100 руб.

Далее при продаже 10 изделий образуются (условно) переменные издержки 600 руб. Выручка будет (10 * 110) = 1100 руб., прибыль (1100 – 1700) = -600 руб.

При продаже 20 изделий, если переменные издержки возрастают пропорционально (1200 руб.), выручка (20 * 110) = 2200 руб., общая сумма издержек (1100 + 1200) = 2300 руб. Прибыль (2200 — 2300) = -100 руб. Следовательно, далее при сохранении тех же тенденций прибыль будет сначала равна 0, а затем возрастает вместе с объемом продаж.

Наконец, возьмем значение 40 изделий и сделаем расчет. Выручка будет (40 * 110) = 4400 руб., общая сумма издержек (1100 + 2400) = 3500 руб. Прибыль (4400 — 3500) = 900 руб.

Предположим, продажи свыше этого объема ведут к необходимости резкого увеличения издержек: постоянные не изменяются, а переменные увеличиваются вдвое. Тогда при выпуске 50 изделий издержки составят (1100 + 2400 + 1200) = 4700 руб. Выручка (50 * 1100) = 5500 руб., прибыль (5500 — 4700) = 800 руб.

Делаем вывод, что выпуск именно 40 изделий будет оптимально прибыльным, поскольку далее с увеличением количества прибыль снижается.

Может оказывать влияние и ценовой фактор, к примеру, если решено оптовым покупателям снижать цену за единицу. Для удобства определения оптимального объема данные обычно заносят в таблицу и оценивают значения показателей: издержки, доход, прибыль. Опираясь на полученные данные, планируют заключение контрактов с покупателями и их объемы.

Оптимальный объем производства оценивается в комплексе с рыночными факторами: спросом на конкретный товар, покупательской способностью, уровнем цен и конкуренции в данном сегменте рынка. Необходимо оценить и ресурсы самой фирмы: материальные, производственные, кадровые, насколько они способны обеспечить расчетные оптимальные показатели.

Источник

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Тема 2. Анализ производства и реализации продукции

2.1. Анализ формирования и выполнения производственной программы

2.1.1. Анализ объема продукции

2.1.2. Анализ ассортимента продукции

2.1.3. Анализ структуры продукции

2.2. Анализ качества продукции

2.3. Анализ ритмичности выпуска продукции

2.4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы :

1. Анализ формирования и выполнения производственной программы;

1.1. Анализ объема продукции;

1.2. Анализ ассортимента продукции;

1.3. Анализ структуры продукции;

2. Анализ качества продукции;

3. Анализ ритмичности производства;

4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.

Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.

Читайте также:  Способ территориальной организации государства который определяет

Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.

Реализованная продукция — стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

2.1. Анализ формирования и выполнения производственной программы

В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным.

Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.

В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции. Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты.

Вторая концепция лежит в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие методы:

  • пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);
  • корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:

Jц = S VВП 1 Ц 0 : S VВП 0 Ц 0 ,

где VВП 1 – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;

VВП 0 – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;

Ц 0 – цена единицы продукции в базисном периоде.

Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП 1 ЦП ) рассчитываем по формуле

ВП 1 ЦП = ВП 1 : Jц ,

где ВП 1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.

С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.

2.1.1. Анализ объема продукции

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.4).

Динамика товарной продукции

Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб

Темпы роста, %

Базисные

Тб=ТПi/ТПо х 100%

Тц= ТПi /ТПi-1 х 100%

где ТПi-1; ТПi – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;

ТПо — объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:

,

Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции производят на основе данных табл. 5.

Выполнение плана по выпуску товарной продукции за 20..год

Источник

Способы расчета объема производства

Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

от 31 января 2018 года N 42

2. С введением приведенных в п.1 настоящего приказа Методических указаний по расчету объема и индекса производства продукции сельского хозяйства признать утратившим силу приказ Росстата от 6 сентября 2011 г. N 385 «Об утверждении Методических указаний по расчету объема и индекса производства продукции сельского хозяйства».

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Росстата
от 31 января 2018 года N 42

Методические указания по расчету объема и индекса производства продукции сельского хозяйства

Настоящие методические указания определяют порядок проведения годовых расчетов объемов и индексов производства продукции сельского хозяйства в фактически действовавших ценах и сопоставимых ценах сельскохозяйственными производителями (сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, хозяйства населения).

Методические указания предназначены для применения на региональном и федеральном уровнях.

I. Общие положения

Объем производства продукции сельского хозяйства рассчитывается в фактически действовавших ценах и сопоставимых ценах в хозяйствах всех категорий и определяется как сумма объемов произведенной сельскохозяйственной продукции в структуре Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее — ОКПД2) сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями и хозяйствами населения.

Объем производства продукции сельского хозяйства включает производство продукции растениеводства и продукции животноводства.

Для стоимостной оценки продукции сельского хозяйства используются основные цены (фактически действовавшие цены отчетного года и сопоставимые цены предыдущего года). Основные цены — это средние цены реализации сельскохозяйственной продукции с добавлением субсидий на продукты и за вычетом налогов на продукты.

Значение понятия приведено исключительно в целях настоящих Методических указаний.

Стоимость в сопоставимых ценах используется для расчета индексов производства продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств.

Индексы производства продукции растениеводства, животноводства и сельского хозяйства в целом рассчитываются по всем категориям хозяйств и в разрезе отдельных сельхозпроизводителей: по сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, хозяйствам населения.

1. Источниками информации для расчета объема и индекса производства продукции сельского хозяйства являются:

1) Результаты обработки первичных статистических данных по формам федерального статистического наблюдения:

N 29-СХ — «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур»;

N 24-СХ — «Сведения о состоянии животноводства»;

N 2 — «Производство сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан»;

N 2-фермер — «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур»;

N 3-фермер — «Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота»;

N П-1 (сх) — «Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции»;

N 21-СХ — «Сведения о реализации сельскохозяйственной продукции»;

N 1-предприятие — «Основные сведения о деятельности организации».

2) Годовой расчет объема производства продуктов животноводства в хозяйствах всех категорий.

3) Данные форм отчетности Минсельхоза России о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса:

N 9-АПК — «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства»;

N 10-АПК — «Отчет о средствах целевого финансирования»;

N 13-АПК — «Отчет о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства»;

N 16-АПК — «Балансы продукции».

4) Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи (далее — ВСХП).

5) Информация органов исполнительной власти по сельскому хозяйству в субъектах Российской Федерации.

II. Определение объемов производства продукции сельского хозяйства в фактически действовавших ценах и сопоставимых ценах

Объем производства продукции сельского хозяйства определяется методом валового оборота, то есть в его состав включается стоимость всех произведенных сельскохозяйственных продуктов, в том числе продуктов, произведенных и использованных в отчетном периоде на производственные нужды внутри организации (например, зерно, произведенное и использованное на семена или на корм скоту; молоко для выпойки телят).

Объем производства продукции сельского хозяйства формируется как сумма продукции растениеводства и продукции животноводства, произведенной всеми сельхозпроизводителями (сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, хозяйствами населения), в стоимостной оценке в фактически действовавших ценах и сопоставимых ценах с досчетом на скрываемое (занижаемое) производство сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями.

Стоимость продукции растениеводства включает стоимость сырых продуктов, полученных от урожая отчетного года, и изменение стоимости незавершенного производства в растениеводстве (посадка и выращивание до плодоношения сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений) от начала к концу отчетного года.

В соответствии с ОКПД2 в состав продукции растениеводства включаются следующие группы продуктов:

зерновые (кроме риса), зернобобовые, семена масличных культур;

овощи и культуры бахчевые, корнеплоды и клубнеплоды;

культуры волокнистые прядильные;

солома и кормовые культуры;

семена и другой семенной материал кормовых корнеплодов;

семена однолетних и многолетних трав;

многолетние культуры прочие: виноград; фрукты ягоды и орехи; культуры для производства напитков; специи, пряно-ароматические, эфирно-масличные и лекарственные культуры; растения, используемые в основном в парфюмерии, фармации или в качестве инсектицидов, фунгицидов и для аналогичных целей; материалы растительные.

Стоимость продукции животноводства включает стоимость продукции, полученной в результате выращивания и хозяйственного использования сельскохозяйственных животных и птицы (молока, шерсти, яиц и прочей продукции животноводства), стоимость выращивания скота и птицы за год, стоимость продукции пчеловодства.

В состав продукции животноводства согласно ОКПД2 включаются:

скот молочный крупный рогатый живой; молоко сырое крупного рогатого скота; скот крупный рогатый прочий и буйволы живые; сперма бычья и буйволов;

лошади и прочие животные семейства лошадиных;

верблюды и прочие животные семейства верблюжьих;

овцы и козы; молоко сырое овечье и козье; сперма баранов; шерсть и волос животных;

свиньи; сперма хряков;

птица сельскохозяйственная; яйца в скорлупе;

Источник

Читайте также:  Какие способы защиты гражданских прав закреплены гражданским кодексом
Оцените статью
Разные способы