Способы расчета нормы времени

Основные методы нормирования труда

Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Любой труд должен адекватно оплачиваться – это аксиома. Однако, для того чтобы установить адекватную меру оплаты, нужно правильно соотносить трудовые характеристики с различными режимами вознаграждения за труд. Иными словами, необходима мера, которой нужно пользоваться при оценке труда, подлежащего оплате. Такое корректное соотношение может быть достигнуто только путем нормирования труда. Это обязательный элемент управления предприятием.

В статье мы рассмотрим, для чего применяется нормирование, проанализируем основные методы для его производства, охарактеризуем принцип выбора наиболее подходящего метода.

Факты из истории нормирования

В течение долгого времени, когда работодателями использовалась наемная рабочая сила, нормы труда устанавливались отдельно для каждого конкретного предприятия путем практического опыта.

Научный подход к нормированию начался только в 19 столетии. Ф. Тейлор разработал методы временного учета труда и создал базу способов осуществления основных трудовых операций. Разложение операций на более мелкие действия с целью учета и анализа впервые применил Ф. Джильберт.

С того времени теория нормирования труда – полноправная сфера экономической теории, она постоянно развивается и совершенствуется с учетом развития общества.

Вопрос: Обязан ли работодатель принимать локальные нормативные акты, устанавливающие нормы труда? Возможно ли привлечение к ответственности за неустановление норм труда для работников?
Посмотреть ответ

Задачи нормирования труда

Установление меры между трудом и его оплатой носит комплексный характер. Во внимание принимаются различные трудовые характеристики, поддающиеся формализации:

  • количественные;
  • временные;
  • квалификационные;
  • качественные.

Экономическая роль нормирования состоит в том, что оно помогает в проектировании, регистрации и изучении результативности труда, помогает оптимизировать затраты и расходы как обращения, так и производства.

Дополнительно нормирование позволяет решить следующие вопросы:

  • планирование временных и количественных характеристик производства;
  • расчет необходимого количества персонала;
  • разработка наиболее оптимальных рабочих режимов для сотрудников;
  • вычисление расходов, которые пойдут на вознаграждение за труд;
  • анализ динамики производства;
  • оценка эффективности деятельности;
  • внедрение современных методов труда.

Нормы и нормативы

Эти понятия несколько различаются по значению.

Норма труда – затраты на единицу труда, учитываемые на единицу персонала (группу или 1 работника).
Норматив – тот или иной показатель по трудовым затратам, отражающий конкретное воплощение нормы на отдельном предприятии.

СПРАВКА! Можно сказать, что норматив – это комплекс «местных» норм.

Какие могут быть трудовые нормы

ВАЖНО! Образец Положения о нормировании труда от КонсультантПлюс доступен по ссылке

В зависимости от того, какая трудовая характеристика приводится к учету, различают:

  • временную норму – расход времени на выполнение 1 учетной величины труда 1 работником или группой, оцениваемой вместе;
  • норму выработки – количество продукции, которая должна быть произведена в учетную единицу времени таким же количеством персонала (показатель, обратно пропорциональный временной норме);
  • норму обслуживания – число целей, обслуживаемых за временную единицу 1 сотрудником или группой;
  • норму времени обслуживания – то количество времени, которое должно тратиться на 1 объект;
  • норму численности персонала – количество сотрудников, необходимое для выполнения заданного формата работы за временную единицу.

Более подробный материал про виды норм труда.

Два подхода к методам нормирования труда

ВАЖНО! Образец должностной инструкции инженера по нормированию труда от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Все методы установления норм можно разделить на 2 группы в зависимости от того, дробятся ли трудовые характеристики на более мелкие составляющие или, наоборот, объединяются.

  1. Аналитические методы нормирования (техническое нормирование). Трудовой процесс с целью анализа и формализации разделяется на различные элементы, устанавливается взаимосвязь между ними. С их помощью можно рационально планировать режимы для функционирования оборудования и труда персонала. Так как временной показатель, предназначенный на тот или иной процесс, может существенно отличаться, выбирается один из аналитических методов:
    • расчетный: заранее известные или специально разработанные нормативы проецируются на конкретную ситуацию на предприятии (при использовании его разновидности – сравнительного метода – используются уже готовые обобщенные трудовые характеристики);
    • исследовательский: более точный, позволяет установить индивидуальные нормы, что положительно влияет на эффективность труда; непосредственно при выполнении трудовых операций изучаются и анализируются временные затраты на каждый ее элемент и на всю операцию в целом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Самый глубокий анализ, обеспечивающий самую высокую точность нормирования, с учетом всей специфики характера производства, рабочих мест, персонала, для однотипных повторяющихся трудовых операций называется микроэлементным нормированием.

  • Суммарные методы нормирования. Более системный метод, основанный не на анализе состава трудовых операций, а на проектировании рационального осуществления сразу целостной доли трудового процесса. Базой для таких методов служат статистические данные о нормативах соответствующих типов работы. Требуют более высокой компетентности и объективности лица, осуществляющего нормирование, поскольку зависят от «человеческого фактора». Его разновидности:
    • опытное нормирование: нормативы установлены на основе личной практики нормировщика в рамках его компетенции;
    • статистическое нормирование: для учета используются отчетные данные по статистике фактической производительности труда (за основу берется среднее арифметическое выработки за определенный период);
    • сравнительное нормирование (по аналогии): если норма на какой-либо труд уже установлена, на аналогичный вид труда она может быть перенесена по аналогии или в сравнении.
  • Основные способы учета трудовых норм

    Трудовые операции могут учитываться разными способами. Характер получаемых данных и их особенности их фиксации определяют тот или иной способ, выбранный для нормирования.

    1. Хронометраж – традиционный метод, используемый для учета истраченного рабочего времени на каждый элемент трудовой операции или на всю ее целиком. Его можно применять, если в технологическом процессе одна и та же операция повторяется неоднократно. Замеры должны быть произведены несколько раз (не менее 6, для большей точности делают до 80 замеров).
    2. Фото рабочего времени – учету подвергаются абсолютно все трудовые затраты на протяжении определенного времени (например, рабочего дня, смены). Исключений не предусматривается. Таким образом, можно изучить временные затраты:
      • каждого отдельного сотрудника;
      • группы, бригады;
      • действий одной группы персонала на разных участках труда («маршрутная» фотография).
    3. Моментальные наблюдения – так можно получить усредненные показатели занятости сотрудников и оборудования. Нормировщик фиксирует загруженность в любой отдельно взятый момент времени. Чем больше наблюдений, тем выше точность.
    Читайте также:  Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста

    Нормировщик

    Сотрудник, отвечающий на предприятии за установление и соблюдение трудовых норм, должен быть специально подготовленным специалистом – инженером по нормированию. Его квалификация требует высшего экономического или технического образования, ответственности, умения командной работы, знания реалий «своего» предприятия (режимов рабочего времени и оплаты труда, графиков работы, ориентирование в тарифных разрядах).

    Некоторые организации, которым не нужно ежедневное присутствие нормировщика, отдают эту должность на аутсорсинг, что позволяет сконцентрировать силы на производственных процессах.

    Источник

    Методика расчета штатной численности государственных архивов на основе нормативов по труду

    Федеральное архивное агентство
    (Росархив)

    Всероссийский научно-исследовательский институт
    документоведения и архивного дела
    (ВНИИДАД)

    Методика расчета
    штатной численности государственных архивов
    на основе нормативов по труду

    Москва, 2004

    Методика расчета штатной численности государственных архивов на основе нормативов по труду / Составители: З.В. Бушмелева (руководитель темы), В.Е. Соболев, Л.П. Шотина, научный редактор В.Д. Сплошнов. Москва: ВНИИДАД, Росархив, 2004.

    Данная методика предназначена для расчета штатной численности специалистов, административно-управленческого и младшего обслуживающего персонала архивов разного уровня, независимо от видов хранящихся документов.

    «Методика расчета штатной численности государственных архивов на основе нормативов по труду» утверждена приказом Росархива от 14.01.2004 г. № 9.

    Содержание

    Введение

    Методологической основой подготовки «Методики расчета штатной численности государственных архивов на основе нормативов по труду» послужили «Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду». В них «штатную численность работников бюджетных организаций рекомендуется установить на основе межотраслевых, отраслевых и местных нормативных материалов по труду, позволяющих определить необходимую численность функциональных подразделений организации или отдельных исполнителей. Штатная численность работников бюджетной организации устанавливается по структурным подразделениям, раздельно для руководителей, специалистов и других служащих, для производственного и обслуживающего персонала (рабочих)« [1] .

    Методика расчета позволяет определить необходимую штатную численность работников: специалистов по основной деятельности, а также других специалистов, обеспечивающих эту деятельность, административно-управленческого и младшего обслуживающего персонала архива не только по функциональным подразделениям и отдельным группам работников, но и по архиву в целом, отдельным направлениям его деятельности.

    Методика и формулы расчета необходимой штатной численности рекомендуются для использования в архивах разных типов, уровней подчиненности и независимо от состава документов.

    Использование при расчете нормативов по труду является наиболее точным методом определения необходимой численности работников и оценки уровня производительности их труда.

    Под необходимой штатной численностью работников понимается численность, позволяющая эффективно и качественно выполнять в полном объеме работы по комплектованию, учету, обеспечению сохранности и использованию документов в конкретном архиве, а также организационные и управленческие функции при условии соблюдения научно обоснованных режимов труда и отдыха и современного уровня организации труда.

    Специалисты по основной деятельности – это специалисты высшей и средней квалификации, выполняющие работы, непосредственно относящиеся к главным функциям архивов: хранение и обеспечение сохранности документов, комплектование, учет и использование документов, а также занимающиеся сводным планированием и отчетностью по результатам этих направлений деятельности, организацией работы совещательных органов архива.

    Исходя из специфики деятельности архивов, реставраторы, фотографы, переплетчики, операторы микрофильмирующей, копировальной и другой воспроизводящей техники могут быть условно отнесены к особой группе специалистов по основной деятельности, обслуживающих важнейшие направления деятельности архивов, – обеспечение сохранности и использование документов. Эти специалисты, как правило, имеют среднее специальное образование или специальную подготовку. Производить расчет их численности следует по формуле, используемой для расчета численности специалистов по основной деятельности.

    Административно-управленческий персонал (АУП) – это категория руководителей и специалистов, осуществляющих управление архивом по функциям – общее руководство, руководство структурными подразделениями, бухгалтерский учет, кадровое и делопроизводственное обеспечение. Работники АУП обеспечивают сбор и обработку всей управленческой информации, подготавливают, принимают и реализуют управленческие решения, принимают участие в практическом решении научно-производственных задач.

    Инженерно-технические работники (ИТР) – это специалисты различного профиля высшей или средней квалификации, осуществляющие техническое обслуживание имеющегося в архиве кинофотофоно-, микрофильмирующего, реставрационного, копировального оборудования, точной оптической аппаратуры, ПЭВМ и других средств вычислительной техники, а также инженерное обслуживание зданий и помещений архива.

    Рабочие и младший обслуживающий персонал (МОП) – работники, не принимающие непосредственного участия в выполнении основных функций архива, но обслуживающие их. Это уборщики помещений и территорий, кладовщики, гардеробщики, лифтеры, рабочие, обеспечивающие эксплуатацию инженерного оборудования зданий (отопление, водоснабжение, канализация, электроосвещение), контрольно-измерительных приборов и автоматических устройств, установленных на данном оборудовании.

    Для расчета необходимой штатной численности работников государственных архивов применяются следующие виды нормативов: норма времени, норма выработки, норма управляемости, норма времени обслуживания и норма обслуживания.

    Норма времени – это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы одним работником или группой работников соответствующей квалификации при определенных организационно-технических условиях.

    Норма выработки – это установленный объем работы, который один работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны выполнить в единицу рабочего времени при определенных организационно-технических условиях [2] .

    Норма управляемости – это численность работников, деятельностью которых может эффективно управлять при заданных организационно-технических условиях один руководитель.

    Норма обслуживания – необходимое количество объектов (единиц оборудования, рабочих мест, посетителей и др.), которое один работник или группа работников соответствующей квалификации должны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях. Норма обслуживания является производной от нормы времени обслуживания.

    Норма времени обслуживания – это количество рабочего времени, затрачиваемого одним работником или группой работников необходимой квалификации на обслуживание единицы объекта (единица оборудования, площадь помещения, количество посетителей и т.д.).

    Читайте также:  Какие способы борьбы с теневым бизнесом использует государство

    Расчеты с применением нормативов по труду (см. приложение) могут проводиться в различных целях: для определения или уточнения необходимой штатной численности архива в целом – как действующего, так и вновь создаваемого (проектируемого), филиала архива, конкретного подразделения (подразделений) архива; по направлениям деятельности архива; при необходимости обеспечить выполнение архивом мероприятий, предусмотренных межотраслевыми, отраслевыми и региональными программами; при фактическом или прогнозируемом существенном росте объемов комплектования и других видов работ; при изменениях структуры архива; необходимости перераспределения штатов между подразделениями архива, при вводе в эксплуатацию нового здания или реконструкции архива и т.д.

    1. Методика определения необходимой штатной численности архива в целом

    Расчеты необходимой численности работников архива в целом проводятся по всем видам работ, которые осуществляются или должны осуществляться (это определяется целью расчета) в архиве, – как по основным (архивным), так и по административно-управленческим, а также инженерно-техническим, хозяйственным, вспомогательным работам (если определено, что инженерно-техническое и хозяйственное обслуживание архива должно осуществляться его штатными работниками).

    Делать расчеты целесообразно раздельно по категориям работников: специалисты по основной деятельности, руководители по основной деятельности, специалисты административно-управленческого персонала, инженерно-технические работники, рабочие, младший обслуживающий персонал, руководители по неосновной деятельности.

    Данную работу рекомендуется проводить в следующем порядке. Сначала целесообразно рассчитать необходимое количество работников по основной деятельности. Для этого следует составить перечень всех функций по основной деятельности и всех архивных работ, которые должен выполнять архив для реализации своих задач и функций, определенных архивным и смежным законодательством (федеральным и региональным), Основными правилами работы государственных архивов Российской Федерации, правилами работы государственных архивов с научно-техническими и кинофотофоновидеодокументами, регламентами, другими отраслевыми нормативно-методическими документами, а также федеральными и региональными программами и планами развития архивного дела, уставом данного архива (положением об архиве).

    В перечень включаются нормированные и ненормированные работы.

    Затем определяются объемы каждой из работ, которые архив обязан ежегодно выполнять по каждому из направлений основной деятельности в определенный период времени (например, в ближайшие пять лет). Расчет необходимых объемов работ проводится на основе анализа состояния и результатов деятельности архива за последние годы, с обязательным учетом действующих федеральных и региональных программ и планов развития архивного дела, рекомендаций органов управления архивным делом – федерального и регионального (данного субъекта Российской Федерации), имеющихся у архива собственных прогнозов, программ и планов развития.

    От текущего планирования деятельности архива данная работа будет отличаться тем, что обычно при планировании архивы исходят из утвержденной штатной численности, а не необходимой. Поскольку штатная численность многих архивов недостаточна, при планировании и осуществлении работ по основной деятельности архивы нередко вынуждены нарушать установленные или нормативные сроки их проведения, превышать нормы времени и выработки, работать по упрощенным технологиям (нередко с ущербом для качества) или вообще откладывать проведение отдельных видов работ на неопределенное время.

    При проведении расчетов для обоснования необходимой штатной численности основного персонала государственного архива следует в основу расчетов закладывать объемы работ, в которых с максимально возможной полнотой учитываются такие факторы, как объемы и состояние сохранности фондов архива; наличие секретных, уникальных и особо ценных документов, а также кинофотофонодокументов и микроформ, требующих обособленного хранения и специального учета; необходимые мероприятия по обеспечению сохранности документов, созданию страхового фонда и фонда пользования (что требует в ряде архивов создания лабораторий или групп реставрации и микрофильмирования документов); количество и состав источников комплектования архива, объемы, состав и состояние документов (в том числе документов по личному составу), находящихся в ведомственных архивах и подлежащих передаче в государственный архив; прогнозируемые ежегодные объемы комплектования государственного архива; наличие и объем документов государственного архива, подлежащих рассекречиванию и полному описанию; интенсивность использования документов архива, прогнозируемые потребности в информации по документам архива различных категорий пользователей; уровень компьютеризации архива, его техническая оснащенность в целом; размещение архива в одном здании или на нескольких обособленных территориях; ближайшие перспективы ввода в эксплуатацию новых помещений архива, нового оборудования и т.д.

    При этом следует учитывать и факторы, объективно ограничивающие объемы работ, а также рост штатной численности архива. Например, из-за отсутствия достаточных резервов площадей в архивохранилищах, а также перспектив их расширения в ближайшие годы невозможно планировать увеличение ежегодных объемов комплектования архива; нехватка специального оборудования и отсутствие средств на его приобретение не позволят увеличить объемы создания страхового фонда; реальные возможности бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в целом сдерживают рост штатов бюджетных организаций и т.п. Главное условие результативности работы по определению необходимой штатной численности – исходить из неотложного и в то же время реального объема работ, не закладывать в расчеты весь объем работ, которые по тем или иным причинам не выполнялись в течение длительного времени.

    После составления перечня и определения необходимых ежегодных объемов каждой из работ делаются расчеты трудозатрат и штатов, потребных для выполнения этих работ.

    Трудозатраты рассчитываются по каждому виду работы с использованием нормативов по труду – межотраслевых, отраслевых (типовых) или местных [3] . Конкретному архиву наиболее целесообразно использовать местные нормы, разрабатываемые на основе типовых норм, классификационного перечня работ, учетных и отчетных документов архива, а также результатов проверок выполнения норм. Типовые нормы применяются при отсутствии местных норм, межотраслевые — при определении трудозатрат на инженерно-технические работы, обслуживание техники, работы младшего обслуживающего персонала и т.д. Если в архиве действующие местные нормы рассчитаны на 41-часовую рабочую неделю, можно рекомендовать при определении трудозатрат применение повышающего коэффициента 0,025 [4] . Например, если по нормам, установленным для 41-часовой рабочей недели, на организацию шести выставок документов необходимо затратить 162 рабочих дня продолжительностью 8 ч 12 мин каждый, то в условиях рабочей недели для проведения указанной работы потребуется 166 рабочих дней (162 x 0,025 = 166,05).

    Трудозатраты Т на нормирование работы и операции определяются двумя способами.

    1. Через нормы времени:

    где N – объем работы (работ) в единицах измерения за год;
    Hвр – норма времени на единицу работы, дн.

    Читайте также:  Какими способами изготавливают детали машин

    Например, если в течение года планируется организовать четыре выставки документов объемом до 100 экспонатов каждая при норме 27,7 рабочих дней на одну выставку (в расчете на 40-часовую рабочую неделю), то годовые трудозатраты на указанную работу составят:

    T = 4 x 27,7 = 110,8 чел.дн.

    2. Через нормы выработки:

    где N – объем работы (работ) в единицах измерения за год;

    Hвыр – норма выработки в единицах измерения на одного специалиста в день.

    Так, если в течение года по документам архива планируется исполнить 2600 запросов социально-правового характера по норме три запроса за рабочий день, то годовые трудозатраты составят:

    T = 2600 / 3 = 866,7 чел.дн.

    После расчета трудозатрат на осуществление нормированных работ определяются трудозатраты на выполнение ненормированных работ – на основе отчетных данных, расчетных частей планов-отчетов архива и его подразделений за предыдущие годы, в которых зафиксированы трудозатраты на проведение подобных работ, а в отдельных случаях – экспертным путем.

    Далее определяется резерв рабочего времени на выполнение внеплановых заданий и работ, связанных с непредвиденными ситуациями [5] . Резерв также рассчитывается на основе отчетных данных, расчетных частей планов-отчетов архива за предыдущие годы, но он не может быть больше 3% от общего полезного бюджета рабочего времени по архиву [6] .

    После этого подсчитываются общие трудозатраты суммированием трудозатрат, полученных на весь комплекс работ по основной деятельности, охваченных нормами, а также трудозатрат на ненормированные работы и резерв рабочего времени для выполнения внеплановых заданий и работ, связанных с непредвиденными ситуациями.

    Общие затраты Тo на все работы по основной деятельности в архиве являются основой расчета необходимой общей штатной численности специалистов по основной деятельности по формуле (1):

    , (1)

    где Чш – штатная численность (расчетная);

    Тo – общие трудозатраты (полезное рабочее время) на объем работы (работ), дни или часы [7] ; общие трудозатраты получаются суммированием трудозатрат Т на нормированные и ненормированные работы (операции), а также внеплановые задания и работы, связанные с непредвиденными ситуациями;

    Фн – нормативный фонд рабочего времени на одного работника (в данном случае – специалиста) за год, условно принимается равным 2000 ч или 250 раб. дн. [8] ;

    Кн – коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников, регламентируемые трудовым законодательством, – основные (очередные) и дополнительные отпуска, в том числе отпуска для работников с ненормированным рабочим днем, отпуска по временной нетрудоспособности, отпуска для учащихся, отпуска без сохранения содержания для ветеранов и пенсионеров и т.п.). Коэффициент определяется по формуле

    [9]

    Минимальный процент планируемых невыходов, обычно применяемый для бюджетных организаций, составляет 10% рабочего времени. [10]

    Таким образом, в данном случае и в последующих примерах

    Кн = 1 + 10 / 100 = 1,1.

    При конкретных расчетах необходимой штатной численности работников архивов процент планируемых невыходов следует выводить на основе данных бухгалтерского учета архива, по которому проводятся расчеты, или, если применять указанный способ невозможно (например, для вновь создаваемого архива), можно воспользоваться соответствующими данными, полученными в аналогичном архиве. Методика определения регламентируемых законодательством плановых невыходов изложена в методических рекомендациях Главархива СССР по расчету полезного (эффективного) рабочего времени в архивах [11] , при пользовании которыми следует руководствоваться изменениями в действующем Трудовом кодексе Российской Федерации.

    Как показывает практика, в государственных архивах регламентированные действующим трудовым законодательством и подтвержденные данными бухгалтерского учета невыходы составляют более 10%. Например, если процент регламентированных трудовым законодательством невыходов для данного конкретного архива равен 15%, то коэффициент, учитывающий планируемые невыходы, составит

    Кн = 1 + 15 / 100 = 1,15.

    После расчета необходимой штатной численности специалистов по основной деятельности определяется необходимая штатная численность специалистов административно-управленческого персонала, инженерно-технических работников, рабочих и младшего обслуживающего персонала, а также руководителей архива и его структурных подразделений – по методике, изложенной

    Общую необходимую штатную численность архива в целом можно получить суммированием необходимой численности всех категорий работников.

    Если архив имеет структурные подразделения с четким разграничением функций, указанные расчеты целесообразно делать в пределах каждого структурного подразделения (отдела, лаборатории), затем полученные по конкретным подразделениям данные о необходимой штатной численности суммируются в общий итог по архиву, к которому приплюсовываются должности руководителя архива и его заместителей.

    С целью эффективного и качественного выполнения объема работ, на который будет рассчитываться численность исполнителей, целесообразно организационно-технические условия труда (организация рабочих мест, соблюдение технологии проведения работ, использование средств автоматизации и механизации труда) привести в соответствие с требованиями, заложенными в действующих правилах работы государственных архивов и в отраслевых нормативно-методических разработках.

    Изложенная методика применима и для определения необходимой штатной численности вновь создаваемого (проектируемого) архива. В этом случае тоже составляется перечень предусматриваемых для проектируемого архива функций, а также работ, которые необходимо проводить архиву для реализации этих функций (как по основной, так и по неосновной деятельности).

    Предположительные объемы работ определяются с учетом основных факторов, перечисленных в разд. 1, с необходимыми поправками (в зависимости от конкретной ситуации). Например, если проектируемый архив не будет сразу иметь на хранении документов, то на первое время для него предусматривается минимальный штат службы обеспечения сохранности документов.

    Для расчетов используются местные, а также типовые отраслевые и межотраслевые нормативы по труду (см. приложение).

    2. Расчет необходимой штатной численности
    специалистов по основной деятельности

    Расчеты необходимой штатной численности специалистов по основной деятельности, определяемой на основе норм времени и выработки, можно проводить в различных вариантах: в целом по архиву (см. разд. 1), а также в пределах структурных подразделений архива (табл. 1), по отдельным направлениям его деятельности или группам работ (табл. 2).

    Все расчеты ведутся по формуле (1).

    Расчет необходимой штатной численности специалистов по основной деятельности структурного подразделения дан на примере отдела обеспечения сохранности документов архива, хранящего документы на бумажной основе (табл. 1).

    Расчет необходимой штатной численности специалистов
    по основной деятельности функционального структурного подразделения архива
    на основе норм времени и норм выработки
    [12]

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы