Как правильно определить альтернативную стоимость выбора? Примеры
Содержание:
Альтернативная стоимость – это один из значимых экономических критериев. Он применяется для оценки правильности сделанного выбора и его последствий. Данный показатель применяется повсеместно, не только в экономической сфере. Он позволяет оценить множество вариантов выбора в повседневной жизни человека, решить вопросы глобального уровня или правильно составить бизнес-стратегию. Если говорить о том, что такое альтернативная стоимость в экономике, следует охарактеризовать ее, как способ принятия взвешенного решения. При расчете данного критерия, важно учитывать множество нюансов. Перед тем, как определить альтернативную стоимость и сделать выбор, необходимо:
- Проанализировать все обстоятельства. Например, есть возможность приобрести товар по стоимости ниже рыночной в большом количестве. Большинство предпринимателей знают, что изначально проводится оценка цен, которые можно будет установить на продукцию. Затем рассчитывается выгода. После прогнозируется объем продаж, оценивается вероятность реализации всей партии.
- Отказаться от неоправданных кредитов. Любая предпринимательская деятельность связана с рисками. Чтобы снизить вероятность негативного исхода событий, следует реально смотреть на положение дел и заранее просчитывать деятельность на несколько сезонов.
- Учесть все нематериальные факторы. При выборе производимого товара предприниматель должен учитывать временной фактор. Темпы транспортировки, реализации продукции. Не всегда работа с дорогими товарами выгоднее, чем торговля доступными вещами. Дорогостоящая продукция продается медленнее, но все зависит от сферы деятельности.
Что такое альтернативная стоимость
Альтернативная стоимость — это в экономике оценка лучшего из непринятых альтернатив. Общество постоянно встречает альтернативный вариант, делает выбор. Человек за день должен принять не одно решение. Ему необходимо решить, как добраться до работы, что приготовить на обед, в каком супермаркете купить продукты и прочее. Ключевым аспектом является выгода от принятого решения, так как выбор всегда ограниченный. Рассмотрим, что такое альтернативная стоимость в экономике на простом примере:
У студента есть пять тысяч рублей. На них он может приобрести новый смартфон, спортивную форму или электронную книгу. Последовательность приоритетов идентичная. Проблема заключается в недостатке финансов – есть возможность купить только один товар. Парень покупает смартфон. Альтернативная стоимость – спортивная форма. Она была лучшим из непринятых вариантов. Если бы студент приобрел электронную книгу, альтернативной стоимостью стал бы смартфон.
При принятии бизнес-решений происходит разделение издержек на две группы:
- Группа явных издержек. Она включает затраты предприятия на его работу. Это оплата труда сотрудников, выплата налогов, приобретение техники, выплата долгов поставщикам.
- Группа неявных издержек. Этот класс расходов формируется на базе ресурсных затрат. Деньги, которые компания смогла упустить. Например, фирма владеет недвижимостью, которая не используется, но не сдает ее в аренду. Или вместо оформления депозитного счета в банке, директор предпочитает хранить средства в своем офисе. Экономический эффект в таком случае теряется, нормальная прибыль начинает сокращаться. Предприниматель задерживается на определенном этапе развития.
Как определить альтернативную стоимость выбора
Для оценки альтернативной стоимости используют различные обозначения. Денежное выражение показателя рассчитывается по формуле
Утраченные шансы + размер явных издержек.
Например, выпускник школы должен сделать выбор – отправиться на обучение в университет или пойти работать. Он останавливается на образовании. Тогда посчитать коэффициент альтернативных затрат не составляет труда. К явным расходам на обучение в университете нужно прибавить заработную плату, от которой выпускник отказался в пользу образования. Стоимость образования – это издержка, заработная плата – утраченный шанс.
Альтернатива – это рациональный выбор человека, который делается осознанно. Он опирается на два принципа:
- максимум – человек стремится получить как можно больше выгоды, при этом он использует ограниченный ресурс, который есть в наличии;
- минимум – минимизировав расходы, предприниматель добивается поставленной цели.
Рациональный выбор – это заранее продуманная альтернатива, которая позволит человеку получить желаемое при минимальных расходах. С проблемой выбора сталкиваются все предприятия, все граждане, страны. Например:
- В быту необходимо рационально рассчитать семейный бюджет. Для этого следует выбрать между покупкой телевизора или приобретением стиральной машины.
- Компания сталкивается с проблемой: увеличить количество сотрудников или перевести часть людей на удаленную работу, чтобы сократить расходы на аренду помещения и прочие затраты.
- Правительство стран регулярно сталкивается с выбором – повысить расходы на науку, промышленность, оборону или направить деньги в другие сферы.
Альтернативная стоимость – примеры
Рассмотрим два примера применения понятия альтернативной стоимости в повседневной жизни:
- Нотариальная контора имеет в месячном бюджете восемьдесят тысяч рублей. К предметам первой необходимости относятся планшеты для сотрудников, чтобы они могли работать не только на территории конторы. Сумма расходов составит пятьдесят тысяч рублей. С другой стороны, нужно купить принтер и плоттер для печати документов. Это обойдется в сорок тысяч рублей. Также в офис требуется новая мебель для нескольких кабинетов – это тридцать пять тысяч рублей. Фирма имеет ограниченные финансовые ресурсы, поэтому важнее будет обеспечить сотрудников необходимыми устройствами для работы. Следовательно, альтернативная стоимость – это плоттер и принтер.
- Предприниматель получает крупную прибыль – 600 000 рублей. На эти деньги он может обновить оборудование для производства товаров или приобрести авто для корпоративного автопарка. Бизнесмен анализирует ситуацию и выбирает новую технику. Авто – альтернативная стоимость.
Источник
Экономика. 10 класс
Конспект урока
Название предмета и класс: экономика, 10 класс.
Номер урока и название темы: урок №3 «Выбор и альтернативная стоимость».
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Почему возникает проблема выбора?
- В чём заключается компромиссный выбор?
- Как рассчитывается цена выбора – альтернативная стоимость?
Глоссарий по теме: экономический выбор, альтернативная стоимость, рациональное экономическое поведение.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Экономические законы, по которым развивается рынок и в целом живёт общество, базируются на следующих аксиомах:
— ресурсы ограничены, а потребности безграничны. В связи с этим, перед всеми субъектами экономики стоит компромиссный выбор, как наилучшим способом распорядиться ограниченными ресурсами, благами, финансами;
— люди делают свой выбор рационально. Под рациональностью экономисты подразумевают то, что решения принимаются взвешенно, с учётом выгод и издержек, связанных с их принятием.
Экономический выбор – решения людей о наилучшем использовании имеющихся ограниченных ресурсов.
У человека, принимающего решение, выбор есть всегда. В самом простом случае это решение осуществлять какую-либо деятельность или оставить всё как есть. В действительности альтернативных вариантов обычно несколько. Приняв одно решение, человек отказывается от других вариантов. Ценность его определяется тем, чем же пришлось пожертвовать, приняв решение.
Выбор между возможными альтернативами ведёт к рассмотрению альтернативной стоимости.
Альтернативная стоимость – ценность лучшего из отвергнутых вариантов.
Например, у Антона есть шесть тысяч рублей, и он может их потратить на покупку нового телефона или костюма, приобрести микроволновую печь. Приоритеты выставлены именно в этой последовательности. Денег хватает только на покупку одного товара.
Антон купил телефон, ценой его выбора (альтернативной стоимостью) стал костюм – лучший из отвергнутых вариантов. Если он по настоянию мамы купил бы себе микроволновую печь, альтернативная стоимость этого выбора – телефон. В данном случае альтернативная стоимость – это те товары, которые Антон мог получить по лучшему из отвергнутых вариантов.
Альтернативная стоимость может быть оценена в денежном выражении:
АС = явные затраты + упущенные возможности
Допустим, выбирая между возможностью поступить в вуз и устроиться на работу, молодой человек отдаёт предпочтение учёбе, тогда АС его выбора будет рассчитываться как стоимость обучения (явные затраты) + зарплата, от которой он отказался, выбирая учёбу, т. к. совместить работу и учёбу у него не получилось. Зарплата в данном случае – упущенные возможности.
При выборе альтернативного варианта обычно руководствуются двумя принципами:
- принцип максимума – получить наибольшую выгоду, используя имеющиеся ограниченные ресурсы;
- принцип минимума – с минимальными затратами достичь определённого заданного результата.
Проблема выбора стоит перед всеми субъектами экономики. Выбор приходится делать домашнему хозяйству (например, купить диван или посудомоечную машину), фирме (увеличить производство столов или шкафов), государству (увеличить статьи расходов в бюджете, связанных с оборонной промышленностью или наукой).
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
- Решите задачу и заполните пропуски в таблице.
Пусть для того, чтобы добраться от Лондона до Глазго, требуется 1 час на самолёте или 5 часов на поезде. Предположим, что цена авиабилета – 100 фунтов стерлингов, а железнодорожного билета – 60 фунтов стерлингов. Какое средство передвижения выберут Курт, Стив и Ганс, которые зарабатывают:
- Курт – 5 фунтов стерлингов в час;
- Стив – 10 фунтов стерлингов в час;
- Ганс – 12 фунтов стерлингов в час.
- Решите задачу.
Семья решила израсходовать за месяц 40 тыс. рублей. В первую очередь семье хотелось бы купить стиральную машину (35 тыс. руб.) и холодильник (20 тыс. руб.). По возможности семья желала бы приобрести также пылесос (10 тыс. руб.). Деньги, оставшиеся после покупки одного или нескольких из трёх названных предметов, будут потрачены на посещение аквапарка.
Если семья в итоге примет решение приобрести стиральную машину, то какова будет альтернативная стоимость этого решения?
Т.к. 40 тыс. руб. (ограниченный ресурс семьи) направлен на покупку стиральной машины по цене 35 тыс. руб., то семья не может себе позволить купить холодильник (20 тыс. руб.) + пылесос (10 тыс. руб.) + аквапарк (5 тыс. руб.).
Ответ: холодильник, пылесос и посещение аквапарка.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил., с. 17-18.
Источник
Видеоурок «Экономический выбор. Альтернативная стоимость»
Этот материал станет хорошим подспорьем для учителя на уроке по основам экономики. С помощью иллюстраций, графиков, схем, опираясь на конкретные примеры, раскрывается одна из базовых тем курса и его важнейшие понятия. Урок поможет разобраться, с чем связана ограниченность ресурсов, что относится к свободным и экономическим благам. А также понять, что делает экономический выбор оптимальным и какое отношение к этому имеет кривая производственных возможностей.
«Всем кажется лучшим то, от чего отказались», — писал древнеримский философ, поэт и политик Сенека. Именно это и делает выбор таким мучительным: а вдруг мы ошибёмся и в итоге не получим что-то очень важное и нужное для нас?
Но нравится нам это или нет, мы постоянно должны выбирать. Ну, если исключить небольшой несознательный период в раннем детстве и время, которое мы проводим во сне. Яйцо на завтрак поджарить или сварить? Пойти в кино с друзьями или повторить материал к контрольной работе? Купить пломбир или шоколадный батончик? Выучиться на врача или на программиста? И так без конца.
Необходимость делать выбор чаще всего связана с ограниченностью ресурсов, которые мы можем использовать для исполнения своих желаний, удовлетворения своих потребностей.
Проблему выбора приходится решать не только отдельным людям, но и фирмам, государствам и человечеству в целом. Людям нужно всё больше материальных благ. И потому, что численность населения планеты постоянно растёт (особенно быстро — с девятнадцатого века).
И потому, что потребностей у каждого отдельно взятого человека становится всё больше. Мы даже не будем говорить о том, что кушать хочется вкусно, а одеваться — красиво и модно. Подумайте, сколько новых потребностей породил технический прогресс.
Количество же ресурсов, необходимых для удовлетворения наших аппетитов, если и растёт, то гораздо медленнее. Впервые в глобальном масштабе с этой проблемой человечество столкнулось приблизительно десять-пятнадцать тысяч лет тому назад. Когда людям, по крайней мере в самых густонаселённых регионах, стало не хватать пищи. Той, которую давала природа. Конечно, вы знаете, какой выход из этой ситуации нашли наши разумные древние предки. Если природа больше не даёт, будем сами выращивать те продукты, которых нам не хватает. Началась неолитическая революция — переход от присваивающего к производящему хозяйству.
В этом эпохальном месте сделаем небольшое отступление и поговорим о двух видах благ, которыми мы пользуемся. Свободных и экономических.
Свободные блага ещё называют даровыми. То есть они достаются нам даром, за них не нужно платить. Их не нужно производить. И распределять тоже не нужно. Их так много, что хватит на всех. Солнечный свет, воздух, вода… Если их вдруг начинает не хватать, тогда из разряда свободных благ они переходят в экономические.
Экономические блага — те, которые не могут употребляться в неограниченных количествах. Они либо редки, их не хватит на всех, либо на их производство нужно затратить ограниченные ресурсы. Если питьевую воду приходится качать с многометровой глубины, или опреснять, или даже просто очищать, то это уже будет экономическое благо.
Подавляющее большинство благ, которыми мы пользуемся, — экономические, даже если лично нам они достаются бесплатно. В нашей стране бесплатное общее образование, оно доступно всем детям. За место в школе не нужно конкурировать с соседом — примут обоих. Но только потому, что из средств государственного бюджета выделяются деньги на строительство учебных зданий, покупку и ремонт оборудования, зарплату учителям и так далее. Школьное образование — это общественное благо.
Ещё один пример как бы бесплатных благ — те товары, которые магазин или фирма вручают покупателям в виде подарков (например, во время рекламных акций). Но на их производство были потрачены ресурсы, так что к свободным благам мы их отнести никак не можем.
Но вернёмся к неолитической революции, во время которой человечество смогло увеличить доступные ему ресурсы. В последующем это происходило постоянно. Люди осушали болота и строили оросительные каналы. Открывали месторождения полезных ископаемых. Создавали искусственные и синтетические материалы, придумывали ресурсосберегающие технологии. Увеличивали производительность труда, заменяя ручные орудия труда машинами, автоматизированными линиями и так далее.
Но потребности росли быстрее, и проблема дефицита ресурсов всё более обострялась. А значит, обострялась и проблема экономического выбора. На что целесообразнее потратить ресурсы?
Канадский педагог, литератор Лоуренс Питер как-то сказал: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».
Но, конечно, об экономике точнее говорят экономисты. «Экономика — не просто наука об использовании ограниченных ресурсов, но наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов», — это высказывание лауреата Нобелевской премии по экономике американца Герберта Саймона.
Как добиться такого рационального подхода к решению проблемы выбора? Как ответить на главные вопросы экономики:
- Что производить?
- Как производить?
- Для кого производить?
Вы вернётесь к ним, когда будете сравнивать между собой основные экономические системы: традиционную, рыночную и командную.
Проблема ограниченности, как вы понимаете, касается не только природных ресурсов. Все факторы производства ограничены. Каждая страна имеет фиксированное количество трудоспособных граждан. Оно может увеличиться, но не вдруг и не сразу. Кроме того, современной экономике нужны работники, не просто способные к труду, а обладающие определённым уровнем квалификации. Ограничен капитал. Его наличие и размеры связаны с уровнем развития страны, её производственным потенциалом. И предпринимательские способности присущи далеко не всем.
С проблемой выбора тесно связано понятие альтернативной стоимости. Если мы используем имеющиеся у нас ресурсы для производства товара А, то не сможем производить товар Б. Если фермер решил посадить на поле картофель, то вырастить на нём в этом году пшеницу (об этом он тоже задумывался) он не сможет.
Это и есть альтернатива — выбор из двух взаимоисключающих вариантов. Альтернативная стоимость — то, от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое.
Для фермера альтернативная стоимость картофеля — пшеница. А почему не гречиха, кукуруза или арбузы, которые он также мог бы с этого поля собрать? Всё просто: потому что все эти культуры не могут расти одновременно на одном участке. Только что-то одно. И альтернативной стоимостью является наилучший, самый предпочитаемый вариант из тех, от которых пришлось отказаться.
Альтернативную стоимость часто называют «издержками упущенных возможностей». Речь идёт об издержках, выраженных через блага, от получения которых мы оказываемся. Если вы предпочли посвятить три-четыре часа подготовке к контрольной работе, то альтернативной стоимостью вашей потенциально высокой оценки будет удовольствие от фильма и общения с друзьями.
Разберём и другой, достаточно актуальный для многих из вас пример. Что делать после окончания школы? Поступить в университет и пять лет грызть гранит науки, получая желаемую профессию, или пойти работать по специальности, которой можно овладеть, приобретая практический опыт?
Допустим, вы сделали выбор в пользу учёбы. Какова альтернативная стоимость вашего выбора? Деньги, которые вам придётся заплатить за учебники, проезд к месту учёбы и обратно, жильё. Расходы на оплату жилья мы включим в альтернативную стоимость только в том случае, если при другом выборе эти расходы исключались. Например, если бы вы продолжали жить с родителями и они не требовали бы с вас арендной платы. Не будут входить в альтернативную стоимость и затраты на питание и одежду. Ведь вы бы в любом случае не голодали и не ходили голышом. Альтернативная стоимость значительно увеличится, если вам придётся оплачивать и саму учёбу. Но это ещё не всё. Ведь если бы вы работали, то получали бы зарплату. Добавляем и её тоже.
О других упущенных благах в этой ситуации вы можете поразмышлять самостоятельно. Как и подумать над вопросом альтернативной стоимости обратного выбора: работы вместо учёбы.
Осуществляя хозяйственную деятельность, люди сравнивают альтернативные издержки с той выгодой, которую они получают. Оптимальным выбором, с точки зрения экономики, является такой, при котором выгоды больше или по крайней мере равны альтернативным издержкам. Для иллюстрации этого положения приведём такой пример.
Профессор экономики тратит на поиск более дешёвых (но при этом качественных) продуктов питания 30 часов в месяц. Общая стоимость его закупок в месяц составляет 4000 рублей (все цифры, конечно, условные). Если бы он покупал продукты в ближайшем супермаркете, то они обходились бы ему на 25% дороже. За час работы профессор получает 30 рублей. Стоит ли ему заниматься поиском более дешёвых продуктов?
Давайте считать издержки и выгоды. Если бы профессор эти 30 часов работал, а не бегал по магазинам, его дополнительный заработок составил бы 900 рублей (30 часов умножим на 30 рублей). Насколько он снизил стоимость своей продуктовой корзины? Четверть (25%) от 4000 — 1000 рублей. От полученной выгоды отнимаем альтернативные издержки: 1000 минус 900 — 100 рублей. Так что его выбор экономически оправдан.
Для того чтобы облегчить проблему выбора, используют экономическую модель, которая называется «кривая производственных возможностей». Производственные возможности — это возможности по производству благ (выпуску продукции). Всё просто, не так ли?
Представим себе, что некая фирма может производить два товара: спортивные куртки и кроссовки. Если все свои ресурсы она потратит на пошив курток, то за год сможет выпустить 8000 штук. Если же будет заниматься только производством обуви, то отгрузит в магазины 10 000 тысяч пар. Можно выпускать и оба товара, но мы будем исходить из предположения, что ресурсов у фирмы больше не станет. Значит, чтобы сшить какое-то количество кроссовок, нужно уменьшить производство курток.
Изменение производственных возможностей изобразим на графике.
Посмотрим, что у нас получилось. Если фирма снизит производство курток до 4000, то сможет выпустить 5000 пар кроссовок.
В реальности кривая производственных возможностей редко бывает прямой. Только если речь идёт о выборе между товарами, для изготовления которых нужны абсолютно аналогичные ресурсы. Обычно же для производства товаров используются как универсальные, так и специализированные ресурсы. Для выпуска кроссовок нужно специальное оборудование, которое не применяют при пошиве курток. Одинаковые материалы расходуются по разным нормам. Да и квалификация работников отличается. Тот, кто мастерски шьёт одежду, вряд ли будет таким же умелым обувщиком. Поэтому кривая приобретёт другой вид.
Уменьшив выпуск курток на 1000, фирма сможет выпустить 3000 пар кроссовок. Вместо следующей 1000 курток — 2000 пар. А вместо последних 2000 курток — лишь 1000 пар кроссовок.
Так действует закон возрастания альтернативных издержек. При увеличении производства одного блага на каждую следующую единицу приходится жертвовать всё возрастающим количеством другого блага.
Но с кривой производственных возможностей мы ещё не закончили разбираться. Она отражает ситуацию, при которой все имеющиеся на данный момент ресурсы используются полностью. Это так называемый Парето-оптимум — оптимальность (или эффективность) по Парето.
Вильфредо Парето — итальянский инженер, экономист и социолог. Оптимальной он считал такое состояние системы, при котором значение каждого частного показателя, характеризующего систему, не может быть улучшено без ухудшения других. То есть, если производство кроссовок фирма не может увеличить, не сокращая производство курток, значит, её ресурсы используются эффективно.
Но, как заметила английский экономист Джоан Робинсон, «„нормальное состояние“ экономики существует только в экономических учебниках». И в отдельных фирмах, и в экономике страны в целом самые разные причины могут помешать достичь предельной оптимальности. Недостаток квалификации работников, устаревшие технологии, неэффективное управление, экономические кризисы, политические катаклизмы и так далее. В этом случае точка, характеризующая количество выпущенной продукции, будет находиться ниже кривой производственных возможностей.
А может ли она быть выше этой кривой? Если ресурсы остались теми же, нет. Но их может стать и больше. Или за счёт количественного увеличения (экстенсивный рост), или в связи с технико-технологическим прорывом, внедрением инноваций (интенсивный рост). В этом случае кривая производственных возможностей на графике сдвинется вправо.
- Главной экономической проблемой отдельного индивида, фирмы, страны, человечества в целом является проблема ограниченности ресурсов. Это вынуждает выбирать, какие потребности удовлетворять, какие блага производить.
- Чтобы сделать оптимальный выбор, необходимо сравнить выгоды, приобретаемые от производства данного блага, и издержки упущенных возможностей, то есть просчитать альтернативную стоимость.
- Оценить эффективность использования ресурсов можно с помощью «кривой производственных возможностей», которая показывает различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких товаров или услуг при условии использования всех имеющихся в распоряжении ресурсов.
Источник