Способы работы воспитателя обеспечивающие усвоение детьми знаний

Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста

Анжела Булдакова
Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста

Метод обучения — это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых. Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия. Воспитатель отдает предпочтение тому или другому методу, исходя из оснащенности педагогического процесса.

В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное)

Наглядные методы и приемы обучения

Методы:

1. Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

2. Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Приемы

Словесные методы и приемы обучения

Методы

1. Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

2. Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .

По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

4. Чтение художественной литературы.

Приемы

• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;

• указание (целостное и дробное) ;

• беседа (после экскурсии, прогулки,просмотра диафильмов и т. п.).

Игровые методы и приемы обучения

Методы

1. Дидактическая игра

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Приемы

• внезапное появление объектов;

• выполнение воспитателем игровых действий;

• загадывание и отгадывание загадок;

• введение элементов соревнования;

• создание игровой ситуации.

Практические методы обучения

1. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .

2. Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3. Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

— содержания учебного материала;

— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;

— формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы ;

— оснащенности педагогического процесса;

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Средства воспитания-это система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания

1. Средства материальной культуры- игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

2. Средства духовной культуры- книги, предметы искусства, речь.

3. Явления и объекты окружающего мира (явления природы, растительный и животный мир.)

Средство обучения- это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний

Выбор средств обучения зависит от:

— закономерностей и принципов обучения;

— общих целей обучения, воспитания и развития;

— конкретных образовательных задач;

— уровня мотивации обучения;

— времени, отведенного на изучение того или иного материала;

— объема и сложности материала;

— уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;

— возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;- типа и структуры занятия;

— взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;

— материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

— особенностей личности педагога, его квалификации.

Словесные методы и приемы обучения детей

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.

Рассказ педагога — важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал.

Рассказ достигает своей цели в обучении детей, если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль, если он не перегружен деталями, а его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание.

Читайте также:  Способы понижения температуры газа

В рассказе знания разного содержания передаются в образной форме. В качестве материала для рассказов используются литературные произведения (рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. В. Бианки, В. А. Осеевой и др.) , рассказы педагога из личного опыта.

Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует.

Требования к рассказчику:

— Использование мимики, жестов, речевых выразительных средств.

Перед рассказом педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу. В процессе рассказа интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наиболее существенном.

Беседа — диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена.

Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива.

По содержанию:

— Этические — воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок.

— Познавательные — тесно связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей природой и трудом взрослых.

По дидактическим целям:

— Вводные беседы- готовят детей к предстоящей деятельности, наблюдению.

— Обобщающая (итоговая) беседа — проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка времени.

*Необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.

*Педагог подготавливает детей к восприятию произведения краткой беседой, ставит перед ними учебно-познавательную задачу.

*Следует продумывать сочетания чтения с другими методами, в частности с наглядными (здесь те же правила, которые касаются и метода рассказа) .

*После чтения проводится беседа, помогающая ребенку полнее осознать содержание произведения.

*В ходе беседы педагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.

В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

При чтении и рассказывании художественных произведений воспитатель использует такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире.

Эти приемы следующие:

1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;

2) введение слов — этических оценок поступков героев;

3) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.

В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов:

— требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа кто, что, какой, где, когда) ;

— побуждающие детей к мыслительной деятельности, к формулировке умозаключений, выводов (типа почему, зачем, отчего, с какой целью) .

Вопросы должны быть определенными, предполагающими тот или иной ответ ребенка; точными по формулировке.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы развития речи у детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 84 Консультация для воспитателей «Методы и приёмы стимулирования речевой.

Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Методы и приёмы обучения дошкольников Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Методы и приёмы обучения дошкольников Главными методами обучения дошкольников являются: — словестные — наглядные — практические — игровые Наглядные методы и приемы: Наблюдение.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Метод обучения — это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА» Предмет педагогики как науки — изучение закономерностей воспитания человека. Основные педагогические понятия.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы и приёмы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста» Цель семинара: уточнить и расширить знания педагогов; выявить степень понимания проблемы; помочь в поиске путей ее решения. Задачи: • Дать.

Средства, методы и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста Средства физического воспитания Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы,.

Консультация «Средства, методы и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста» Средства физического воспитания Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы,.

Источник

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста

Татьяна Кругленко
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста

РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА»

Предмет педагогики как науки — изучение закономерностей воспитания человека.

Основные педагогические понятия

Воспитание — процесс целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности.

Читайте также:  Как повысить лейкоциты народным способом

Включает такие понятия,как:

— Самовоспитание- процесс самоусовершенствования личности.

— Исправление — освобождение от отрицательных качеств, целостная переориентация личности.

— Перевоспитание — корректировка, освобождение от отрицательных и формирование положительных качеств личности.

Закономерности воспитания — отражают сущность процесса воспитания и развития ребенка, конкретизируются в принципах воспитания; принципы — в технологиях; технологии — в средствах и методах.

результат воспитательных воздействий будет положительным,если:

1) сам ребенок проявляет активность;

2) реализуется потребность ребенка в любви;

3) личность эффективно развивается.

Образование — процесс и результат усвоения человеком общественно необходимой системы знаний, умений и навыков, т. е. результат обучения.

Система образования — совокупность учреждений, призванных осуществлять воспитательно-образовательную работу в стране.

1) преемственные образовательные программы;

2) сеть образовательных учреждений, реализующих эти программы;

3) органы управления образованием.

Обучение — основной способ овладения знаниями и основное средство воспитания. Процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков.

— преподавание — деятельность педагога по передаче знаний учащимся.

— учение- деятельность учащихся по овладению знаниям, умениями и навыками.

— научение — результат обучения.

— занятие — основная форма организации обучения в ДОУ.

— урок — основная форма организации обучения в школе.

Педагогический процесс — специально организованное, целенаправленное воздействие педагогов в учебно-воспитательных учреждениях.

Педология — наука о детях.

Развитие — представляет собой процесс физического, психического и социального созревания человека.

Умение — это сформированная способность у детей совершать определенные действия на основе полученных знаний.

Навык — автоматизированное действие. Формируется в результате многократных повторений, методом упражнения.

Личность — неповторимая комбинация антропологических и социально-психологических характеристик человека.

Соединяет в себе:

соматическую структуру, тип нервной деятельности, познавательные эмоциональные и волевые процессы, потребности и направленность, которые проявляются в переживаниях, суждениях и поступках.

Метод — основной путь достижения цели.

Прием — составная часть метода.

Методы обучения – способы работы педагога, которые обеспечивают усвоение детьми знаний, умений и навыков.

Классификация методов: наглядные, словесные, практические, игровые.

Технологии (обучения, воспитания) — совокупность и определенная последовательность методов, приемов и средств педагогической работы, направленная на достижение цели, результата.

Средства воспитания — все,что может использоваться в воспитательном процессе: предметы, ТСО, разнообразные виды деятельности, игрушки, наглядные пособия, общение и пр.

Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности и проявляющиеся только в процессе овладения деятельностью.

Методы воспитания — способы педагогического воздействия на детей, направленные на достижение задач воспитания.

Классификация по средствам воспитания:

1. Воспитание словом;

2. Воспитание делом

3. Воспитание ситуацией

4. Воспитание игрой.

5. Воспитание общением.

Прием воспитания — это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. Используя метод воспитывающей ситуации, пользуемся приемами педагогический оценки, поощрения и пр.

Дидактика — часть педагогики, излагающая теоретические основы обучения и образования.

Принципы обучения — это объективные закономерности, исходные положения, которые лежат в основе обученияи определяют все его стороны: содержание, методы, средства и формы организации.

Программа — государственный документ, определяющий цели, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми.

Принципы воспитания — исходные теоретические положения, которыми руководствуются педагоги при организации воспитательно-образовательного процесса.

— поддерживать и направлять потребность ребенка в активности;

— учитывать соотношение между мерой активности ребенка и его возможностями;

-принцип терпимости к ребенку;

МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Цель — изучить материал, который наработан уже в науке и практике по интересующей проблеме.

1. Библиография — составление перечня литературных источников, отобранных в связи с исследуемой проблемой.

2. Аннотирование — составление аннотации.

3. Реферирование — краткое переложение основного содержания работы.

4. Конспектирование — ведение более подробных записей, где выделяется и раскрывается содержание основных идей и положений, представленных в работе.

Методы изучения передового педагогического опыта.

Цель — изучение реально складывающегося педагогического процесса, осмысление творческих находок педагогов-практиков.

1. Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь получает конкретный фактический материал.

2. Беседа — используется с целью получения необходимой информации.

3. Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкет.

4. Изучение письменных, графических и творческих работ учащихся — метод, помогающий получить данные, характеризующие индивидуальность каждого учащегося.

5. Изучение педагогической документации – метод сбора фактических данных, характеризующих педагогический процесс.

Цель — специально организованная проверка методов, приемов, средств или педагогических условий.

Естественный эксперимент — проводится без нарушения нормального хода учебно-воспитательного процесса.

Лабораторный — проводится в специально созданных условиях с использованием специальной аппаратуры, точно фиксирующей изменения объекта наблюдения.

В педагогике выделяют две группы факторов:

1 группа — биологические факторы:

Наследственность — воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.

Задатки — анатомо-физиологические особенности человека, которые служат предпосылкой развития способностей. Задатки многозначны, на их основе могут вырабатываться разные способности в зависимости от условий жизни и воспитания.

Способности — относительно-устойчивые, индивидуально психологические особенности личности, необходимые для успешного выполнения деятельности. Отчасти относятся к биологическим факторам, т. к. способности проявляются и развиваются только в деятельности. Способности проявляются в том, насколько ребенок быстро, легко и прочно осваивает способы организации и осуществления деятельности.

Читайте также:  Способы оценки товаров при их выбытии такие

Период внутриутробного развития — время от зачатия до рождения.

Влияние внутриутробной среды и формирование организма ребенка в утробе матери изучает пренатальная педагогика.

Пренатальное развитие психики- дородовое развитие психики, определяемое как наследственностью, так и влиянием внутриутробной среды.

Постнатальная жизнь — жизнь ребенка после рождения.

2 группа — социальные факторы:

Социальная среда:

Макросреда — общественное устройство государства, его экономика, культура, быт народа и пр.

Микросреда — непосредственное окружение ребенка, семья, друзья и т. д. Воспитание — целенаправленный процесс формирования у ребенка желаемых качеств личности.

Является ведущим социальным фактором развития личности. Воспитание не может устранить или отменить действие многих факторов становления человеческой личности. Необходимо познать действия определяющих факторов формирования личности и научиться управлять теми из них, которые зависят от воли и сознания

человека и учитывать те, которые не зависят от воли и сознания людей.

Поэтому воспитание как целенаправленный процесс в силах скорректировать воздействие неблагоприятных факторов и использовать действия благоприятных факторов.

Исходя из этого,факторы развития классифицируются по двум направлениям:

1 группа — определяющие факторы

2 группа — влияющие факторы

СРЕДСТВА:

Обучение — ведущее средство умственного воспитания, т. к. осуществляется целенаправленно, систематически и планомерно, что обусловливает определенную последовательность, четкость и глубину освоения знаний.

2. Окружающая действительность — люди, предметы, природа, общественные явления. При ознакомлении с окружающим необходимо использовать все ситуации для приобретения и накопления детьми новых знаний. Одним из ведущих методов является — наблюдение. Воспитателю следует правильно организовать его, чтобы помочь детям увидеть то, что сразу не заметно. Это способствует развитию наблюдательности — качества личности, выражающееся в способности быстро и легко замечать изменения в окружающем.

Игра — специфически детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.

Разные виды игр по-разному действуют на умственное развитие:

Сюжетно-ролевые — расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют речевому общению.

Игры-драматизации — активизируют речь, развивают воображение.

Строительно-конструктивные — развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях.

Дидактические игры — способствуют

закреплению и уточнению знаний, активизируют мыслительную деятельность детей.

Подвижные игры воспитывают быстроту реакции, выдержку, способность добиваться результата.

4. Труд. В процессе трудовой деятельности происходит практическое обследование предметов, ознакомление с теми свойствами, которые они претерпевают в ходе действий с ними.

МЕТОДЫ — все методы, используемые в процессе воспитания и обучения.

Так как умственное воспитание непосредственно оказывает влияние на всесторонне развитие детей, то все формы организации воспитательно-образовательного процесса могут использоваться для умственного развития.

РАЗДЕЛ «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ».

— целенаправленное развитие ощущений и восприятий, которые представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета.

ЗНАЧЕНИЕ — сенсорное воспитание является основой умственного воспитания, т. к. на основе непосредственного чувственного восприятия формируются первоначальные представления об окружающем мире, и чем богаче ощущения и восприятия, тем точнее и шире будут полученные представления, на основе которых формируются у детей знания. Ощущения и восприятия являются сенсорными процессами. Ощущения и восприятия представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета. Характер представлений, их точность и отчетливость зависят от степени развития данных сенсорных процессов. Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребенка. Поэтому необходимо систематическое, планомерное и целенаправленное сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.

Научить действиям обследования предмета.

Формировать представления о сенсорных эталонах.

Развивать чувствительность анализаторов.

Учить правильно называть свойства предметов.

Учить ориентироваться во времени и в пространстве.

Развивать речевой и музыкальный слух.

Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Методы и приемы экологического образования детей младшего дошкольного возраста Современная система образования выдвигает в качестве одной из основополагающих задач учебно-воспитательного процесса формирование у подрастающего.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Метод обучения — это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.

Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.

Методы, приемы и средства воспитания Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения.

Средства, методы и приемы физического воспитания Средства физического воспитания детей дошкольного возраста Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются.

Источник

Оцените статью
Разные способы