Эффективные методы и приемы в работе со слабоуспевающими детьми
материал на тему
Обобщение педагогического опыта как работать со слабоуспевающими детьми. Выступление на педсовете по теме: «Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности как фактор повышения качества образования «
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_ped_sovete_2018.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 58
Педсовет: Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности как фактор повышения качества образования
Тема : Эффективные методы и приемы в работе со слабоуспевающими детьми.
Учитель: Храпунова Н.В.,
учитель начальных классов
Проблема слабой успеваемости считается одной из самых актуальных для любой школы.
Каждый учитель сталкивается с учениками, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала. Как ни грустно, но таких учащихся с каждым годом становится все больше.
Что же надо сделать, чтобы они не потеряли веру в себя, сохранили положительное отношение к школе и учителям? Я пришла к выводу, что необходимо свою работу построить так , чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности.
В своей работе я использую следующее:
1) Создание на уроке ситуации успеха . Даже разовое переживание успеха может изменить психологическое самочувствие ребенка. Перед слабоуспевающим учеником ставить такие задачи, которые будут ему посильны и выполнимы, где он может проявить инициативу. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать достаточно времени на обдумывания и подготовки.
2)Подмечено, что «сильные» ученики быстрее включаются в учебный процесс, они первые помощники на уроке. «Слабые» порой часто не понимают, о чем идет речь. Поэтому детей в классе рассаживаю по принципу : сильный-слабый . На уроке использую парную форму работы . (выполнение заданий с последующей взаимопроверкой, «Скажи соседу, как ты его понял» и т.п)
3) Использую групповую форму работы . Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Порой бывает, что слабоуспевающий ребенок лучше понимает своего одноклассника.
4) Хороший приемом в работе со слабоуспевающими учащимся является комментирование, решения по образцу, повторение объяснения несколько раз, хоровое повторение , успешна работа по «цепочке» для отработка практических навыков при изучении нового материала.
5)Одно из важных средств предупреждения и преодоления неуспеваемости – дифференцированный подход, который может быть осуществлен на любом из этапов урока (как на этапе актуализации знаний, так и закреплении). Часто для дифференциации домашнего задания использую прием «Лестница к знаниям»
I ступень ( обязательный ур): учебник с.65 – выучить таблицу умножения
II ступень (тренировочный уровень): с.65 №1 (1,2).
III ступень ( творческий уровень): с 65 №5,
Урок русского языка
Правило+ упраж+ страничка для любознательных
6) Для организации индивидуальной работы на уроке использую разноуровневые карточки.
7)Хороший результат также дают разные математические диктанты, тесты для тематического контроля . Такая работа позволяет быстро выявить общую картину усвоения материала и дает возможность для дальнейшей индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися. (Для этого использую тетради на печатной основе).
8)Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. В своей работе использую обучающие игры; карточки-помощники, памятки, правила в стихах (шпаргалки — запоминалки).
9 ) Моя работа со слабоуспевающими сводится не только к коррекции и устранению пробелов в знаниях, но и к общему личностному развитию ребенка. И для этого использую активные методы обучения . Формирование на уроке проблемной ситуаций, использование проектной, элементы исследовательской деятельности, интерактивные методы. Все это придают занимательность уроку , вызывает у детей неподдельный интерес, (При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание, память, мышление. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках. Интерактивные методы привлекают внимание слабоуспевающих детей: тренажеры, обучающие программы, интерактивные презентации.)
10 Проверка рабочих тетрадей дает обратную связь с учеником. Через тетради я вижу усвоил –не усвоил. Создается картина на сколько эффективна прошла работа на уроке и дома. Анализирую ошибки и учитываю при построении следующего урока.
11Сотрудничество с родителями. Чаще всего достигаем совместного решения по работе над ликвидацией пробелов. Все родители зарегистрированы в дневнике ру , имеют возможность посмотреть успеваемость ребенка, домашнюю работу. Я считаю, что своевременное выставление отметок дает возможность ученику подтянуться в учебе.
12 В своей работе использую технологию “формирующее оценивание” Разным ученикам требуется разное время для овладения учебным материалом. Недостаток времени является главной причиной слабой успеваемости. Поэтому если ученик получил «плохую» отметку, у него должен быть «шанс на исправление». Поэтому если в дальнейшем процессе повторения ученик показывает более высокий уровень, то оценка его может быть выше. Такой учет знаний, умений и навыков помогает ослабить отрицательное психологическое воздействие «плохой» отметки, стимулирует ученика к добросовестной учебной деятельности.
13) Составление адаптированной программы для детей с ОВЗ. Составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей ОВЗ.
Все выше сказанные приемы и методы подходят для эффективной работы со слабоуспевающими детьми. Считаю, что работа со слабоуспевающими учениками должна проводиться учителем систематически. Эта работа очень кропотливая, требующая огромного терпения.
Источник
«Методы и способы работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми и учениками на уроке и во внеурочное время»
материал (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_sposoby_raboty_s_neuspevayushchimi_i_slabouspevayushchimidetmi_na_uroke_i_vo_vneurochnoe_vremya.docx | 37.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»
Выступление на тему:
«Методы и способы работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми и учениками на уроке и во внеурочное время»
учитель начальных классов
Жамсуева Сэндэма Батодалаевна
Методы и способы работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми и учениками на уроке и во внеурочное время
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов. Что же такое неуспеваемость?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально). Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.
Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. «Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий» (В.С. Цетлин). К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.
К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.). Надо отметить и отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д. Во времена активной воспитательной работы эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т. к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно. Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.
К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.
К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.
И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли». Все профессиональные функции педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении, прямо или косвенно подчинены задаче коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка. Для выполнения своих функциональных обязанностей педагог должен обладать определенным уровнем компетентности, который позволит ему эффективно осуществлять свою деятельность.“Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, сообразуясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить”.
На индивидуальном подходе к учащимся основывается педагогический принцип доступности и посильности обучения. При реализации этого принципа учитель должен знать и учитывать индивидуально- психологические особенности ребенка, ту совокупность факторов, которые могут помешать учиться успешно. Сегодня в школах достаточно много учеников имеющих проблемы с обучением.
Преодоление неуспеваемости встаёт важнейшей задачей школы.
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения — цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.
Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнении требований.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставании устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.
- Умение адаптироваться к жизни;
- Развитие интереса к непрерывному образованию и самообразованию;
- Развитие мышления и самостоятельности в принятии решения;
- Воспитание ответственности, независимости в суждениях, гражданской позиции.
Задача педагога в этом случае:
- помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
- развивать ответственность;
- поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.
Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:
- решение проблемных ситуаций;
- использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
- связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
- организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.
Помеха развитию мотивации — тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.
Большое значение имеет правильный и осознанный выбор методов и форм работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на занятиях и во внеурочное время.
Метод обучающих влияний можно определить как совокупность информирующих, побудительных и контролирующих воздействий педагога на личность обучаемого с учётом психофизиологических особенностей усвоения, присущих только этому обучаемому индивиду.
Практика преподавания позволяет вычленить следующие методы работы:
1)индивидуально ориентированное введение учебной информации;
2)с ним непосредственно связано дозирование объёма информации и времени её предъявления;
3)фронтальный и индивидуальный контроль усвоения учебного материала в условиях урока и во внеурочное время;
3)поддержание необходимой для усвоения мотивации учения-(за счёт умелого подбора учебного материала и создания, в т.ч. с помощью ТСО, обстановки обучения, имитирующей основные черты реального речевого общения);
5)условие положительной мотивации учения – это обеспечение психологического комфорта для обучаемых (включает доброжелательное отношение к ученику, стимулирование товарищеской, доверительной атмосферы на занятии, взвешенное использование поощрений, таких, как высокая оценка, похвала, подчёркивание прогресса в учении, в сочетании с необходимыми критическими замечаниями);
6)привитие навыков самостоятельного усвоения и использования речевых средств для достижения учащимся коммуникативных целей с дальнейшим выходом в реальное общение на иностранном языке (обучение умению учиться).
Работа с учащимися реализуется в таких традиционных формах , как фронтальная, индивидуальная и дистанционная (с опорой на ресурсы Интернета).
Важной категорией модели обучения считается методический приём — конкретная реализация педагогической концепции учителя, воплощаемая в реальных условиях обучения и охватывающая набор (номенклатуру) специализированных инструкций по мобилизации психофизиологических механизмов обучаемого индивида для решения практических коммуникативно-мыслительных задач.
Анализ работы со слабоуспевающими учащимися в условиях конкретной школы показывает, что основными препятствиями при усвоении языкового материала и формировании речевых навыков являются:
— недостаточность или отсутствие необходимой исходной основы овладения новой деятельностью для конкретного этапа обучения;
— недостаток качества самих навыков учения (неумение учиться);
— психологическая неустойчивость (отсутствие уверенности в своих возможностях);
— незрелость учебной мотивации (отсутствие стойкого интереса к процессу обучения);
— упрощённо-наивное представление о содержании новой для учащегося речевой деятельности.
Зачастую проблематика обучения отягощается индивидуальными особенностями учащегося:
— отсутствием или недостаточностью способностей, например, к качественному усвоению фонетической стороны речи (нет музыкального слуха, не сформировано чувство ритма);
— отсутствием навыка (привычки) грамотного оформления письменной речи (неряшливый почерк, игнорирование знаков пунктуации);
— неумением обобщать (что препятствует усвоению грамматических правил);
— и, пожалуй, самое главное – отсутствием навыков (и потребности) пользования своими знаниями и умениями в сфере изобразительного искусства.
Опытный педагог надёжно вооружён средствами, позволяющими успешно решать учебно-воспитательные задачи. Используя как ресурсы учебно-методического комплекта по английскому языку (О.В.Афанасьева, И.В.Михеева), так и разнообразные учебные издания зарубежных авторов, он может подобрать необходимые обучающие приёмы, воплощённые в конкретных упражнениях. Однако работу с использованием авторитетных учебников приходится часто сочетать с индивидуальными приёмами, если ученики слабоуспевающие.
Иногда даже на этапе обучения, соответствующем среднему уровню в английской терминологии, бывает необходимо заново знакомить таких учащихся с английским алфавитом, с системой фонетической транскрипции, с правилами произнесения отдельных букв в разных морфемных позициях.
Приходится постоянно возвращаться к ранним этапам усвоения английской грамматики, «реанимировать» навыки чтения вслух, произнесения звуков и интонации.
Внеурочная деятельность слабоуспевающих учащихся должна быть насыщена упражнениями в технике, по возможности усилиями по овладению навыками творения. Контроль со стороны родителей приветствуется.
Большие резервы таит использование нетрадиционных форм урока и внеурочных мероприятий.
Такие уроки могут строиться на вычленении главных опорных элементов в содержании учебного материала, которые фиксируются на «опорном конспекте» (термин В.Ф.Шаталова).
Интересны идеи Н.Филяровской, предлагающей строить урок грамматики через сказку.
Очень многообещающи так называемые «иллюстративно-театрализованные» уроки.
Творческое использование стандартных и нетрадиционных форм урока повышает мотивацию учения, способствует раскрытию творческих потенциалов учителя и учеников.
Среди основных способов обнаружения отставаний учащихся можно назвать:
- наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
- вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
- обучающие самостоятельные работы в классе. При их проведении учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
- Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба школы. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:
- тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);
- диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;
диагностика индивидуальных способностей учащихся; тестирование самооценки своих способностей.
Индивидуальная работа с учеником
_____ класса по ___________________________
Учитель: Васильченко Оксана Валерьевна
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
- Создание условий для формирования у учащегося познавательного интереса к учению и положительных мотивов; сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению.
- Работа со школьной психологической службой.
- Индивидуальный подход к учащемуся.
- Специальная система домашних заданий.
- Усиление работы с родителями.
Источник