Методы и приёмы работы со сказками
Светлана Левская
Методы и приёмы работы со сказками
Сказка занимает особое место в жизни ребёнка. С самого раннего возраста мы знакомим его с миром сказок и волшебства. Не зря ученые называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Через сказку он знакомится с миром человеческих отношений и со всем миром в целом. Сказки важны, потому что в культурном плане они рассказываются маленьким детям, у которых еще нет таких фильтров, которые заставили бы взрослого отвергнуть ошибочную или явно нелогичную идею. Дети «впитывают» сказки, и вместе со сказками они впитывают убеждения, ценности, «мораль» и «уроки», которые скрыты внутри сказки.
Сказка не учит ребенка напрямую, она как бы «намекает» как нужно поступить в той или иной ситуации. Ведь дети не любят наставлений. Сказка способствует формированию у детей нравственных качеств. Ребенок учится быть добрым, честным, отважным.
При восприятии сказки у ребёнка развивается воображение, память, мышление, речь. Сказочные герои — лиса, волк, колобок разговаривают, ведут человеческий образ жизни, что способствует развитию фантазии. А фантазировать очень полезно, так как фантазия помогает развивать интеллект у детей.
Существует много методов и приемов знакомства со сказкой.Рассмотрим некоторые из них:
1. Начинать нужно всегда с чтения — рассказывания новой или уже известной детям сказки. Небольшие по объему сказки желательно рассказывать наизусть, чтобы вызвать эмоциональный отклик ребенка на содержание сказки. Читать следует выразительно, чтобы дети слушали. Выразительность речи можно достичь интонацией голоса, мимикой, жестами. Данные приемы помогают ребенку представить образы героев ярче, красочнее.
2. Повторное чтение. Сказку, которая вызвала интерес у детей, можно повторить. Если после прочтения сказка стала понятна детям, то можно использовать следующие приемы — показ иллюстраций, картинок, элементы инсценировки. Картинки и иллюстрации должны соответствовать содержанию сказки.
3. Рассказывание. Педагог может рассказать сказку своими словами, переставлять слова, включать в рассказ объяснение. Здесь поможет зрительный контакт для эмоциональной подпитки ребенка. Главное — завлечь маленького слушателя в сюжет сказки.
4. Драматизация. Данный метод помогает привлечь ребенка к участию в инсценировке. Драматизация способствует формированию таких качеств, как смелость, уверенность, артистизм. Использование масок, костюмов, нарядов поможет детям быстрее войти в образ героев.
5. Беседа по сказке. Воспитатель к беседе должен подобрать такие вопросы, которые помогут детям проанализировать поступки героев в разных ситуациях, подвести к морали сказки, сделать выводы. Во время беседы нужно акцентировать внимание на поступки героев, на их моральные качества, на мотивы их поступков.
Также можно использовать нетрадиционные методы и приемы работы со сказкой:
1. Составление словаря по сказке. Педагог знакомит детей новыми словами из сказки, дает их лексическое значение, а затем предлагает наклеить картинку с изображением данного слова в словарь, например, слова «амбар», «короб», «сусек», «лавка» из сказки «Колобок». Словарь можно использовать при знакомстве с другими сказками.
2. Изготовление книги по сказке. Воспитатель предлагает детям создать книгу по сказке из различных материалов, в разной технике, например, нарисовать иллюстрации, сделать аппликацию по сказке. Данный метод помогает обогащению речи ребенка, развивает творческое воображение, мелкую моторику рук.
3. Назови действия героя. Дети перечисляют все возможные действия какого-либо сказочного героя. Таким образом дети учатся проводить аналогии в действиях героев разных сказок. Например, сказка «Колобок» — пел, ушёл, покатился и т. д. Далее воспитатель просит назвать действия героя из другой сказки, похожие на действия колобка.
4. Помоги герою из сказки. После прочтения сказкипедагог предлагает детям поставить себя на место героя и спрашивает: «Как бы вы поступили в такой ситуации?», «Как можно помочь герою?».
5. Угадай сказку или героя из сказки. Воспитатель дает характеристику герою, или поет песню из сказки, а дети должны отгадать, например, «Петушок, петушок, золотой гребешок…» (Лиса из сказки «Петушок золотой гребешок») .Цель. Способствовать закреплению знаний сказок, развитию речи, памяти.
6. Поможем герою найти свою сказку. Педагог показывает сюжеты из 2-3 сказок и картинки со сказочными героями, а дети подбирают к сюжету сказки сказочного героя. Цель. Способствовать развитию памяти, мышления, внимания.
7. Покажи мимикой и жестами. Воспитатель выбирает водящего и говорит ему героя сказки. Водящий должен мимикой и жестами передать черты характера героя, а дети отгадывают, кого загадал воспитатель.
8. Правильно-неправильно. Воспитатель читает предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например, стоит в поле теремок, прискакала царевна-лягушка…Внучка за кошку, кошка за мышку…
9. Хорошо или плохо? Цель. Способствовать формированию умения находить положительные и отрицательные стороны в любой ситуации. Например, пришел медведь-топтыш и раздавил теремок. Это хорошо или плохо? Почему? Или, рано утром встала лиса,съела курочку и говорит: «А где же моя курочка, давайте мне за неё гусочку». Хорошо ли поступила лисичка? Какая лиса?
Используя в своей деятельности разные методы и приемы работы со сказкой, можно помочь каждому ребенку пережить много ситуаций, с которыми он встретится во взрослой жизни, а также расширить его мировоззрение, способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над сказками» (подготовительная к школе группа) Для обогащения развивающей среды группы (содержимого Речевого центра, содействия в реализации плана самообразования по теме «Развитие речи.
Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над сказками» (старшая группа) Для обогащения развивающей среды группы — содержимого Речевого и Театрального центров и содействия в реализации плана самообразования по.
Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа) Уважаемые коллеги, хочу познакомить раскрыть некоторые новшества, появившиеся в нашей группе с 2016 — 2017 учебного года. Последнее время.
Источник
Мастер-класс для воспитателей «Приемы работы со сказкой»
Наджия Мартьянова
Мастер-класс для воспитателей «Приемы работы со сказкой»
Цель мастер-класса:
Обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя и удовлетворять свои интересы в литературном творчестве.
1. Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.
2. Показать методы и приёмы работы со сказкой.
3. Совершенствовать умение педагогов рефлексировать.
Результат мастер-класса: коллективная авторская сказка.
Компьютер и проектор
Эпиграф: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь» (слова из китайской пословицы)
1 Представление собственной системы работы и отдельных её элементов (теоретическая часть)
2 Прямой комментированный показ в действии методов и приёмов (презентационная часть)
3 Контактное практическое обучение использованного педагогического опыта (практическая часть)
Ход проведения
Добрый вечер, уважаемые коллеги! Я рады вас видеть на нашей встрече. Сегодня мы поговорим о некоторых приемах работы со сказкой.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Сказка – благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказка развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка.
Для того, чтобы ребенок сказку лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.
Основные приемы работы со сказкой:
1. Анализ сказок. Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведение героев.
Например, для анализа выбирается известная сказка.При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как вы думаете, о чем эта сказка?», «Кто из героев больше всего понравился и почему?», «Почему герой совершил те или иные поступки?», «Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?».
2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения.Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как Сказку о колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги».
3. Передумывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и так далее. Передумывая сказку, дописывая свой конец, или вставляя, необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения — в этом заключается психокоррекционный смысл передумывания сказки.
4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которых обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявлять.
5. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (семье, растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели.
6. Игра– драматизация является хорошей школой морали в действии, своеобразной формой совместных переживаний детей, где они учатся подчинять свои желания и интересы общей цели.
Теперь я хотела бы перейти к практической части нашего мастер-класса. Для начала предлагаю вам взять по лепестку, подобрать героев одной сказкии объединиться в творческие группы: одна творческая группа – по одной сказке, вторая – по второй). Лепестки — колобок, аленький цветочек.
(Садятся, каждая группа называет свою сказку).
Игровая ситуация: «Приемы работы со сказкой».
1. Викторина «Знаете ли вы сказки»
«Узнай сказку по её отрывку»:
1. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, простившись с зелёной кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
2. Красна девица грустна –
Ей на солнце тяжко –
Слёзы льёт бедняжка.
Угадайте, о ком, о чём идёт речь в этой сказке-загадке:
1. «Всю жизнь боялась кошек.Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребётся, мол, помоги. А чем я, маленькая, серенькая могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…»
2. «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие добрые, как мои бабушка и дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые…»
«Дополни имя» У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь.
Кощей-, Мальчик — …., Елена -…., Василиса-…., Братец — …., Иван-…., Сестрица — …., Крошечка — ….
Задание «Покажи свое отношение к герою» Для того, чтобы выяснить, кому из героев сказки вы сопереживаете в том или ином эпизоде,предлагаю карточки-символы:
1. синий — мне жалко,
2. жёлтый — хочу помочь,
3. белый — справедливо,
4. чёрный — несправедливо.
1-я группа: сказка «Волк и лиса»: выразите свое отношение к волку.2-я группа: сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»: отношение к Аленушке
2 Задание «Сочини новое окончание сказки».
Я предлагаю детям творческие задания,развивающие мышление и воображение:
1. К сказке «Лиса и журавль»
2. К сказке «Три медведя»
Задание «Отгадай настроение сказочных героев»
Вам предлагаются схематические изображения эмоций: радость, грусть, обида, удивление, злость, страх)
На столе выкладываются схематическое изображение эмоций. Участники по очереди берут карточку.
Вспомните сказку, где герой смеется, плачет, грустит и т. д.
Практикум «Этюд» Теперь я предлагаю вам этюд для выражения своих эмоций. Для этюда возьмем небольшой отрывок из сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». Я предлагаю проговорить фразу с различной интонацией (Грустно, весело)
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
Релаксационная игра «Волшебный цветок добра»
Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте,как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость.У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе.
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами
• Посмотрите по сторонам.
• Пошлите друг другу добрые мысли.
• Всего вам доброго!
Итог: Вот мы с вами познакомились с некоторыми методами и приемами, которые я использую при работе с детьми. Считаете ли вы, проведенный мастер-класс результативным? Какими впечатлениями вы можете поделиться?
«Санкт-Петербург в цвету». Приемы создания художественного фона. Мастер-класс от группы «Солнышко» 27 мая Санкт-Петербург празднует День своего рождения. Готовясь к этому замечательному празднику, мы с детьми создавали аппликации и рисунки.
«Сказкой светлою из детства в жизнь опять придёт любовь!» Подарок на день святого Валентина. Мастер-класс 14 февраля — день Святого Валентина — Всемирный праздник признаний в любви. Существует традиция дарить в этот день открытки — валентинки,.
Игрушки из помпонов. Мастер класс для воспитателей Мне нужно было подготовить какой-нибудь мастер-класс для педагогов и воспитателей. Недолго думая, решила сделать игрушки из помпонов.
Консультация для воспитателей «Волшебная бумага: приемы и техники объемной аппликации» Консультация для воспитателей «Волшебная бумага – приемы и техники объемной аппликации» Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по изготовлению.
Мастер-класс для воспитателей ДОУ и родителей. Мастер — класс для педагогов ДОУ и родителей воспитанников на тему:«Применение нетрадиционных способов изобразительной деятельности в процессе.
Мастер-класс для воспитателей «Психологические приемы для снятия эмоционального напряжения» Сегодня я с вами хочу поделится Мастер-классом о том, как научиться снимать психоэмоциональное напряжение. В наше время все увеличивающийся.
Мастер класс «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол». Цель мастер класса: повышение профессионального мастерства и обмена опытом по изготовлению тряпичных кукол. Задачи мастер класса: обучающие:.
Мастер-класс «Методы и приемы театрализованной деятельности в работе с детьми» Известно, что голос – природный инструмент каждого человека. В дошкольном детстве важно создать условия для охраны и развития детского голоса.
Мастер-класс по заучиванию потешки, используя нетрадиционные приемы. Мастер-класс по заучиванию потешки, используя нетрадиционные методы и приемы. Цель мастер-класса: Познакомить коллег, как можно разнообразить.
Мастер класс: «Шьем одежду для кукол!» — из опыта работы (для воспитателей) b] ОБОРУДОВАНИЕ[/b] -Обрезки,от брюк (штанины.); -Белые кружева (кружева подбираете под материал,но белые идеально подходят ко всему);.
Источник