Способы работы с воспоминаниями

Работа с воспоминаниями

Для людей, вступивших в период поздней взрослости, эти техники являются наиболее эффективными способами индивидуального мотивирования жизненной активности и формирования толерантного отношения к старению и неизбежности смерти. Они имеют несомненную коммуникативную, диагностическую и коррекционную ценность и направлены на то, чтобы дать человеку возможность осознать, как его прошлое определило его настоящее и продолжает влиять на него (Глуханюк, Гершкович, 2002).

Воспоминания – универсальный процесс, который может начаться под влиянием чувства, образа предмета, звука, запаха или вкуса. Вспоминая, человек может испытывать различные эмоции: печаль, счастье, гнев или бурную радость. Воспоминания – нечто большее, чем простое припоминание фактов. Это процесс, который позволяет людям переживать личностный опыт как значимый и яркий.

Известны три основных вида техник, связанных с воспоминаниями: рассказ историй, личная биография и метод «обозрения жизни» (life review). Каждый из них должен применяться в соответствии с целями специалиста и его клиента: установление взаимоотношений, облегчение беспокойства старых людей, сталкивающихся с нерешенными конфликтами и проблемой смерти (Краснова, 2002).

Рассказ историйимеет особенное значение «наведения моста» между специалистом и пожилым клиентом, позволяет преодолеть возрастные различия, создать доверие и конфиденциальность во взаимоотношениях. Не меньшее значение имеет знакомство с опытом клиента, с его ценностями, что поможет в дальнейшем определить перспективные направления работы с ним. Рассказываемые истории подтверждают идентичность личности старого человека, в которой Б. Хьюджес (Hughes, 2000) определяет две особенности. Первая (личностная идентичность) относится к его личной истории, его прошлому опыту («был у меня такой случай…»). Вторая особенность заключается в том, что старый человек вмещает в себе знания и опыт социальной истории, которые важны как для его социальной идентичности, так и для общества. Например, для него очень важно рассказывать о жизни в «другой эре», где были такие события, как, например, война. Кроме того, рассказывая какую‑либо историю, клиент может научиться управлять текущей ситуацией.

Личная биография– это структурированная реконструкция событий и фактов жизни человека, которая включает не только их описание, но и чувства, которыми они сопровождались. П. Харрис (Harris, 2001) указывает, что типичный ход событий жизни располагается в следующем порядке: дошкольный и школьный период, работа и карьера, общение с другими людьми, супружество и развод, рождение и воспитание детей, переезды и перемена дома, служба в армии или участие в войне, безработица и выход на пенсию, болезни и инвалидность, тяжелые потери. Однако личные биографии – это больше чем коллекция событий в жизни индивида. Такие события нуждаются в обсуждении в рамках схемы «Я» и теории идентичности (структурированный образ «Я»). В биографии человека отражаются негативный опыт и прошлые трудности, поэтому цель работы – подчеркнуть его силу, ресурсы и качества, которые были им проявлены в прошлом и помогли каким‑то достижениям в настоящем. Работа с личной биографией позволяет человеку адекватно оценить изменения настоящего положения и разрешать текущие проблемы. Она может быть направлена на целый ряд целей: понимание другого и своих усилий, акцентирование способности принятия решений и оценки применения своих возможностей к настоящим проблемам. Иногда это может способствовать тому, что человек начинает разрешать застарелые конфликты или прошлые проблемы без руководства специалиста. Биографическая информация дает основу для индивидуального планирования терапевтического вмешательства, сохраняющего личность и идентичность клиента. Знания об истории жизни клиента, его потерях и пережитом могут вести к адекватным ответам на них и персонализации эмпатии. Использование биографического подхода позволяет практикам анализировать разную информацию (Dant et al., 1990). Воспоминания‑биография – не инструмент для оценки, но гибкий подход, который дает возможность извлечь более богатую и сенситивную информацию наряду с традиционными инструментами оценки. Использование биографического подхода позволяет лучше понимать отношения, чувства и опыт пожилых людей. Этот метод позволяет прояснить семейные взаимоотношения и социальные факторы, способствует пониманию проблем клиента. Биографический подход помогает клиенту осознать ценность прошлого, научиться использовать полученный опыт и стратегии, которые ранее помогали справляться с трудностями. Он позволяет специалистам оказать помощь клиентам в адаптации к изменившимся обстоятельствам, изменить стиль жизни.

Читайте также:  Места добычи полезных ископаемых открытым способом

«Обозрение жизни»тесно связано с концепцией направленных изменений: проблемы прошлого пересматриваются человеком «в порядке принятия» своей жизни, чтобы достойно встретить смерть. Это вариант психотерапевтического консультирования, прямо направленного на проблемы в прошлом, которые могут сдерживать, препятствовать достижению эго‑интеграции или принятия своей жизни и ее особенностей (Butler, 1963). Чтобы использовать этот метод, психолог должен пройти специальное обучение.

Методы работы с воспоминаниями зависят от опыта специалиста, его целей, а также от уровня активности воспоминаний, которые наиболее подходят для достижения намеченного результата. Полезно использовать материалы и различные приспособления. Например, рассказ истории может начаться с рассматривания фотографий или какой‑то вещи (как в приведенном выше примере). В работе с личной биографией и «обозрением жизни» используется целый ряд техник: разглядывание альбомов с вырезками из газет; посещение знакомых мест; записанные на бумаге, видеои аудиокассетах автобиографии; альбом с фотографиями; семейные генеалогические деревья; можно говорить, смотрясь в зеркало.

Специалисту, работающему с воспоминаниями, Б. Хьюджес (Hughes, 2000) советует учитывать следующее:

Подготовку:специалист должен подготовиться к работе сам и подготовить к ней клиента. Необходимо осознавать, что процесс воспоминаний предъявляет практические и эмоциональные требования ко всем участникам, особенно когда вспоминают о болезненном опыте.

Избегание приписываний:личная биография и «обозрение жизни» вовлекают в процесс чувства и эмоции, а не только факты. Однако специалист должен сознательно избегать одобрения или осуждения, которые может вызывать информация о событиях прошлого; вместо этого следует очень аккуратно и осторожно узнавать об актуальных чувствах клиента.

Открытые вопросы:для избегания приписываний применяется осознанное использование открытых вопросов с целью изучения опыта и сопровождающих его чувств клиента.

Конфронтация болезненным воспоминаниям:личная биография и «обозрение жизни» будут неизбежно обнаруживать события, которые не только были для клиента болезненными в прошлом, но и воспоминание о которых усиливает негативные чувства и эмоции, переживаемые им в настоящем. Для специалиста важно не уклоняться от выслушивания таких воспоминаний, хотя это может быть трудным.

Обнаружение позитивных воспоминаний:в работе очень важно возвращение (может быть, неоднократное) к позитивным воспоминаниям о событиях, в которых проявились сильные качества, ресурсы клиента.

Рассказ истории, личная биография и «обозрение жизни» – формы работы с воспоминаниями, которые способствуют развитию целостности личности, самоуважения и психологического здоровья. В работе с клиентами специалисты должны иметь ясные представления о причинах использования воспоминаний, четко определить цели работы и способы оценки уровня активности припоминания у пожилого или старого человека.

Работу с биографией пожилого человека можно вести двумя путями: описание и изучение преимущественно его внутренней жизни или описание и изучение ее фактологической, «наружной» стороны.

Главными задачами при движении по первому пути являются:

• выявление роли тех или иных событий и лиц, оказавших влияние на жизнь человека;

• исследование разрушительных ситуаций на его жизненном пути;

• выявление ситуации‑лейтмотива, обусловившей жизненный урок всей биографии;

• обозначение собственных личностных ресурсов, заключенных в материалах биографии;

• формирование творческого отношения к кризисам поздней взрослости и обучение конструктивным способам выхода из них;

• создание адекватной временной перспективы.

Такой вариант реализации биографического метода имеет ряд несомненных достоинств. Главное из них – способность научить человека творчески относиться к борьбе с трудностями.

Второй путь реализации биографического метода основан на том, что прикосновение человека к своему прошлому само по себе, даже без его глубинного психологического анализа, без тщательного исследования внутренней жизни, может дать весьма сильный психотерапевтический эффект и способствовать возникновению стойкого позитивного мироощущения. На этом пути используются такие частные техники, как создание «музея детства», работа с фотографиями, иллюстрациями из журналов, изучение генеалогии, написание мемуаров. Написание мемуаров является мощным психотерапевтическим средством, способным излечить человека от депрессии, побудить к его активной деятельности по подбору и чтению литературы, работе в архивах, к встречам с людьми. Это занятие включает человека в общественную жизнь и заставляет его отвлечься от мыслей о болезнях и прошедшей молодости. Это настолько сильное средство, что его правомерно рассматривать как особую биографическую технологию и назвать мемуаротерапией.

Читайте также:  Гидропонный способ выращивания грибов

«Я и мой жизненный путь»

Эта методика предназначена для индивидуальной терапии и предполагает письменное изложение своей истории жизни. Такой прием помогает человеку осознать, каким образом прошлое повлияло на настоящее и как это влияние продолжает сказываться до сих пор (Осухова, 2001).

Выполнение задания помогает увидеть повторяемость стереотипов поведения и принять решение о «прощании с прошлым», освобождении от стереотипов, которые не соответствуют новым жизненным условиям. Предлагаемые клиенту вопросы для размышления направляют его внимание не столько на панораму времени, сколько на его собственную историю жизни, помогают исследовать, каким образом условия быта, события и люди повлияли на его жизнь.

Источник

Как справляться с плохими воспоминаниями

Воспоминания о неприятных событиях заставляют вновь переживать те чувства, которые мы испытывали в прошлом: стыд, вину, тревогу, страх. Сегодня расскажем, для чего нужны неприятные воспоминания, и как с ними справляться.

Плохие воспоминания приносят с собой неприятные эмоции и переживания, а порой и телесные ощущения. Мы всеми силами стараемся их избежать. И борьбу с ними мы тратим много сил. Нельзя только усилиями воли что-то забыть. Воспоминания, подкрепленные негативными переживаниями, существуют и работают по другим законам. Запретить себе думать невозможно. Жизнь превращается в пытку, если воспоминания появляются постоянно и становятся навязчивыми.

Неприятные воспоминания бывают травматическими и нетравматическими. И те, и другие возникают для решения определенной задачи. Разберем подробнее.

Нетравматические воспоминания

► Их задача — защитить человека от подобных переживаний. В работе с ними важно, по какой причины и в каких условиях они сформировались.

Это может быть ординарная ситуация, в которой человек сумел сориентироваться и взял происходящее под свой контроль. Воспоминания об этом событии обычно не воспринимаются угрожающими и давящими, а служат напоминанием.

Порой такие воспоминания схожи по структуре и принципу работы с рефлексами: я тронул кипящий чайник → было больно → теперь я вижу чайник и память говорит «Не трогай, а то будет больно» → я его не трогаю.

Как справиться с нетравматическими воспоминаниями

Человек может справиться с теми воспоминаниями, которые может выдержать. То есть пойти к ним навстречу, а не пытаться забыть. Например, Елену ждет выступление перед коллегами, и она очень волнуется. Накануне дня Х Елена вспоминает, как забыла слова на школьном концерте. Ее накрывает стыд, как будто с тех пор не прошло 15 лет. Но если она ДАЖЕ БОИТСЯ не боится этого чувства, то попробует справиться с негативным воспоминанием самостоятельно.

Она сможет это принять и научиться жить с этими воспоминаниями в двух случаях:

  • если причина их возникновения не была травматической (серьезное потрясение в жизни человека);
  • у нее есть силы и ресурсы для этого.

Ресурсы могут быть разными: уверенность в себе, комфортное физиологическое состояние (бодрость, сытость, хорошее самочувствие), хорошее настроение, юмор, поддержка других людей и др.

Разберем еще 2 способа борьбы с нетравматическими воспоминаниями.

Дайте себе утешение

► По мнению психологов-бихевиористов (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер), чтобы избавиться от плохих воспоминаний, важно осознать, что их появление — нормально. Но не потому, что вы стараетесь забыть травмирующую ситуацию, а потому, что можете мысленно вернуться в нее и дать вашему сознанию «утешение».

Елене, чтобы избавиться от воспоминаний из детства, можно представить другой вариант развития событий. Например: когда она забыла слова, мама громко зааплодировала, и ее поддержал весь зал. Елена почувствовала поддержку и продолжила выступление.

В этом случае даже неважно, что в той ситуации в детстве мать Елены не была на концерте. Смоделированные воспоминания перестают вызывать чувство стыда. Выражаясь терминами трансактного анализа, внутренний принимающий родитель Елены стал тем самым «утешением» для ее внутреннего ребенка.

Придуманный сценарий не избавит навсегда от плохого воспоминания, но поможет изменить к нему отношение. После этого оно перестанет вызывать неприятные эмоции.

Отреагируйте неприятные переживания

Представьте, что в прошлом, когда произошла неприятная ситуация, у человека не было условий и сил выразить эмоции. Но сейчас он может смело позволить телу выразить все, что ему необходимо.

Читайте также:  Вязание следков для мужчин простыми способами

Для этого он может их проговорить и выплеснуть в действии: кричать, ругаться, возмущаться, бить подушку, кусаться, рычать, бороться. Дать разрядку и выход гневу, и наконец заплакать, выразить страх, грусть. Отлично помогают методики арт-терапии (рисунок, лепка) и телесноориентированной терапии, например, танец.

Из-за неприятной ситуации с забытыми словами у Елены скопилось много подавленных эмоций. Тогда она не смогла их выплеснуть. Сейчас она может использовать методы арт-терапии. Например, нарисовать эмоции, которые испытала, стоя на сцене. Если она уже осознает, какие чувства испытывала в той ситуации (страх, злость, стыд, отчаяние), то можно их выразить, например, в танце.

Травматические воспоминания

Травматические воспоминания решают 2 задачи:

  • Защищают от подобных ситуаций в настоящем. Мозг, опираясь на воспоминания, распознает признаки, и человек предотвращает подобное.
  • Помогают человеку пережить травму, закрыть гештальт. Подсознание снова и снова возвращается в травмирующую ситуацию, чтобы человек наконец-то принял этот опыт.

Травматические воспоминания формируются по-другому: человек оказался в беспомощной позиции. Он испытывал сильный страх, тревогу, находился в состоянии паники. Пережитые события оказываются травматическими. Их последствия — воспоминания и эмоциональное отношение — человек не сможет принять и интегрировать в свою жизнь самостоятельно.

Например, на Дмитрия в переулке напал неизвестный и, угрожая ножом, потребовал кошелек и телефон. Для Дмитрия произошедшее стало полнейшей неожиданностью. Он растерялся и отдал свои вещи без попытки защититься. После этого случая его начали мучать кошмары. В них он чувствует себя беззащитным и слабым.

► В борьбе с плохими воспоминаниями может понадобиться помощь психолога, психотерапевта или психиатра, имеющего образование и опыт работы с травмами.

Что делать с тяжелыми травматическими воспоминаниями

Работать с травматическим опытом самостоятельно сложно — последствия могут быть непредсказуемыми. Психологи рекомендуют сначала на приеме у специалиста выяснить, был ли опыт, с которым связаны негативные воспоминания, травматическим.

Бассел Ван дер Колк, психиатр, специалист по работе с психотравмой, автор книги «Тело помнит все», отмечает разницу между обычными и травматическими воспоминаниями. У первых — четкая структура, а вторые — беспорядочны.

Например, человек помнит свадьбу дочери, как она началась и как закончилась. Это обычное переживание. В то же время его воспоминания об участии в войне будут хаотичными: какие-то события он не будет помнить совсем, а какие-то вспоминать в мельчайших деталях. Так как это — травматическое переживание. Плохие воспоминания из прошлого часто активируются определенными триггерами. Это может быть дата, с которой связано конкретное событие, громкие звуки, определенные запахи, музыка. Триггером может стать все что угодно.

Воспоминания бывают навязчивыми и преследуют человека даже во снах. Справиться самостоятельно с ними не возможно. В этом случае рекомендуется обратиться к специалисту, который выслушает, поможет понять причинно-следственные связи, интегрировать полученный опыт. Травматический опыт важно отреагировать, то есть выразить эмоции и чувства, которые он вызывает, здесь и сейчас, а не тогда — в прошлом.

Психотерапевт Патрик Эстрад, автор книги «Воспоминания, которые нами руководят», считает, что стирать плохие воспоминания не нужно. Наоборот, они дают ключ к сегодняшним действиям, событиям, эмоциям: «Воспоминания помогают нам лучше понять настоящее, позволяют вернуть нам собственное прошлое и продолжать нашу историю, они обогащают и насыщают нашу личность. Отправиться на поиски своих воспоминаний – это как устроить в доме генеральную уборку. Вытираешь пыль, избавляешься от ненужного – и иногда вдруг натыкаешься на давно потерянную вещь. В заново обретенных воспоминаниях есть скрытая энергия. Нужно только научиться принимать их и наделять смыслом».

Плохие воспоминания часто вызваны трудными жизненными ситуациями. Сложнее всего переживаются травмы периодов кризиса, утраты близких, экстремальные ситуации. О том, что происходит в этот момент с человеком, и как ему можно помочь, рассказывается в программе повышения квалификации Института психологии.

В рамках курса слушатели узнают о типологии экстремальных ситуаций и способах поддержки в каждой из них. Научатся помогать пострадавшим при чрезвычайных ситуациях, участникам военных действий, жертвам эпидемий и массовых заболеваний. Получат знания о сопровождении тяжелобольных, оказании помощи при разводах и кризисах.

Копытовская Виктория Сергеевна

Источник

Оцените статью
Разные способы