- Как справиться с трудными людьми и избежать стресса
- 1. Они умеют дистанцироваться
- 2. Они поднимаются выше этого
- 3. Они осознают свои эмоции
- 4. Они устанавливают границы
- 5. Они не ведут бой до последнего
- 6. Они не фокусируются на проблемах — только на решениях
- 7. Они не забывают
- 8. Они подавляют негативный внутренний диалог
- 9. Они хорошо спят
- 10. Они используют свою систему поддержки
- Итого
- Осознанное общение с «трудными» людьми
- Типология «трудных» людей
- Жалобщик
- Антагонист
- Нарцисс
- Вечный конкурент
- Манипулятор
- Королева/король драмы
- Как осознанно общаться с «трудными» людьми
- Невозмутимость
- Сочувственное понимание
- Осознанное общение
- Прерывание
- Ассертивность (утверждение границ)
Как справиться с трудными людьми и избежать стресса
10 советов от автора книги «Эмоциональный интеллект 2.0» Трэвиса Брэдберри
Трудные люди не поддаются логике. Некоторые находятся в блаженном неведении о негативном влиянии, которое они оказывают на окружающих, а другие, похоже, получают удовольствие, создавая хаос и выводя людей из себя. Как бы то ни было, они провоцируют ненужные сложности, ссоры и сильный стресс.
Исследования уже давно доказали, что стресс может оказывать длительное негативное воздействие на мозг. Даже несколько дней стресса нарушают эффективность нейронов в гиппокампе — важной области мозга, ответственной за мышление и память. Недели стресса вызывают обратимое повреждение нейронных дендритов (небольшие «руки», которые клетки головного мозга используют для общения друг с другом), а месяцы стресса могут навсегда разрушить нейроны. Стресс — это сильная угроза вашему успеху. Когда стресс выходит из-под контроля, ваш мозг и производительность страдают.
Большинство источников стресса на работе легко идентифицировать. Если ваша организация работает над получением необходимого для работы гранта, вы точно испытываете стресс, но, вероятно, знаете, как им управлять. А вот неожиданные источники стресса, которые застают вас врасплох, вредят вам больше всего.
Недавние исследования, проведенные кафедрой биологической и клинической психологии Университета им. Фридриха Шиллера в Германии, показали, что воздействие стимулов, вызывающих сильные отрицательные эмоции — такое же воздействие, которое вы ощущаете от общения с трудными людьми, — заставляет мозг участников выдавать массивный стрессовый ответ. За счет негативных чувств, жестокости, синдрома жертвы или просто безумных действий трудные люди приводят ваш мозг в состояние стресса, которого следует избегать любой ценой.
Способность управлять своими эмоциями и сохранять спокойствие под давлением напрямую связана с вашей работой. TalentSmart провел исследования более миллиона человек, и мы обнаружили, что 90% самых эффективных работников умеют управлять своими эмоциями во время стресса, остаются спокойными и сохраняют контроль над собой. Один из их величайших талантов — это способность нейтрализовать трудных людей. Есть хорошо отлаженные стратегии преодоления трудностей, которые они используют, чтобы держать трудных людей на расстоянии.
Я сталкивался с многочисленными эффективными стратегиями, которые используют умные люди при общении с трудными людьми, и ниже приведены некоторые из них. Чтобы эффективно справляться с трудными людьми, нужно научиться контролировать то, что можете контролировать, и устранять то, что не можете. Важно помнить, что вы контролируете гораздо больше, чем можете предположить.
1. Они умеют дистанцироваться
Люди, которые любят пожаловаться, и негативные люди — вовсе не подарок, потому что они упиваются своими проблемами и не могут сосредоточиться на решениях. Они хотят поплакаться в жилетку, чтобы почувствовать себя лучше. Людям часто бывает непросто выслушивать жалобы, потому что они не хотят, чтобы их считали грубыми или бесчувственными, но есть тонкая грань между сочувствием и попаданием в водоворот чужих негативных эмоций.
Вы можете избежать этого, только установив ограничения и дистанцируясь в случае необходимости. Подумайте об этом так: если бы жалующийся курил, вы бы сидели с ним весь день, вдыхая сигаретный дым? Вы бы дистанцировались, и то же самое нужно сделать с жалобщиками. Отличный способ установить ограничения — спросить жалобщиков, как они собираются решать проблему. Они либо успокоятся, либо перенаправят разговор в продуктивном направлении.
2. Они поднимаются выше этого
Трудные люди сводят вас с ума, потому что их поведение иррационально. Никакой ошибки, их поведение действительно идет вразрез с разумом. Так почему вы позволяете себе эмоционально реагировать на них и втягиваться в разборки? Чем более иррациональным и безумным кажется кто-то, тем легче вам выбраться из ловушки. Не пытайтесь победить их в их же игре. Отдаляйтесь от них эмоционально и относитесь к вашим взаимодействиям, как к научным проектам (или будто вы их психоаналитик, если хотите). Вам не нужно реагировать на эмоциональную неразбериху — только на факты.
3. Они осознают свои эмоции
Поддержание эмоциональной дистанции требует осознания. Вы не можете запретить кому-то дергать вас за ниточки, если не узнаете, когда это происходит. Иногда бывают ситуации, когда нужно взять себя в руки и выбрать наилучший путь вперед. Это нормально, и вы не должны бояться выиграть для себя некоторое время, чтобы сделать это.
Подумайте об этом так: если душевно неуравновешенный человек подходит к вам на улице и говорит, что он Джон Ф. Кеннеди, вы вряд ли будете его поправлять. Когда вы оказываетесь с коллегой, который так же странно мыслит, иногда лучше просто улыбаться и кивать. Если вы собираетесь поправить его, дайте себе немного времени, чтобы спланировать лучший способ сделать это.
4. Они устанавливают границы
Это та область, где большинство людей склонно себя недооценивать. Они считают, что у них нет способа контролировать этот хаос, поскольку они работают или живут с кем-то. Это весьма далеко от истины. Как только вы найдете способ посмотреть на ситуацию шире, поведение трудного человека станет более предсказуемым и понятным. Это позволит вам рационально думать о том, когда и где вы должны смириться с ним, а когда — нет. Например, даже если вы работаете с кем-то в команде проекта, это не означает, что вы должны так же взаимодействовать с этим человеком один на один, как с другими членами команды.
Вы можете установить границу, но вам придется сделать это сознательно и активно. Если вы позволите делам идти своим чередом, то обязательно окажетесь втянутыми в сложные разговоры. Если вы установите границы и решите, когда и где вы будете взаимодействовать с трудным человеком, вы сможете контролировать большую часть хаоса. Единственная хитрость заключается в том, чтобы стоять на своем и удерживать границы на месте, когда ваш оппонент попытается напасть на них, а он это сделает.
5. Они не ведут бой до последнего
Умные люди знают, как важно выжить сегодня, чтобы сражаться завтра, особенно, когда ваш противник — негативный человек. В конфликте неконтролируемые эмоции заставляют вас упираться руками и ногами и вести битву, которая может нанести вам серьезный урон. Когда вы считываете свои эмоции и реагируете на них, вы можете разумно выбирать, где сражаться, и стоять на своем, только когда это необходимо.
6. Они не фокусируются на проблемах — только на решениях
Ваше эмоциональное состояние зависит от того, на чем вы фокусируете свое внимание. Когда вы концентрируетесь на проблемах, с которыми сталкиваетесь, вы порождаете негативные эмоции и стресс. Когда вы сосредоточиваетесь на действиях, которые помогут сделать лучше вас и ваши обстоятельства, вы создаете ощущение личной эффективности, что порождает положительные эмоции и уменьшает стресс.
Когда дело касается недоброжелательных людей, концентрация на том, насколько они сумасшедшие и трудные, дает им власть над вами. Перестаньте думать о том, как вас беспокоит трудный человек, и сосредоточьтесь на способах справиться с этим. Это сделает вас эффективнее и уменьшит стресс, который вы испытываете при взаимодействии с ним.
7. Они не забывают
Эмоционально развитые люди быстро прощают, но это не значит, что они забывают. Простить — значит отпустить то, что произошло, чтобы вы могли двигаться дальше. Это не значит, что вы дадите обидчику еще один шанс. Умные люди не хотят увязнуть в чужих ненужных ошибках, поэтому они быстро отпускают их и решительно защищают себя от будущего вреда.
8. Они подавляют негативный внутренний диалог
Иногда вы впитываете негатив других людей. Это нормально, что вы плохо себя чувствуете от того, как кто-то относится к вам, но ваши внутренние диалоги (мысли, которые есть у вас по поводу своих чувств) могут либо усилить негатив, либо помочь вам пройти мимо него. Негативный внутренний диалог оторван от действительности, неуместен и обречен на провал. Он отправляет вас в эмоциональный водоворот, из которого трудно выбраться. Вы должны избегать его любой ценой.
9. Они хорошо спят
Я бьюсь по этому поводу не на жизнь, а на смерть на протяжении многих лет, и не хватает слов, чтобы выразить важность сна для повышения вашего эмоционального интеллекта и управления уровнями стресса. Когда вы спите, ваш мозг буквально заряжается, так что вы просыпаетесь бодрыми и с ясной головой. Ваше самообладание, внимание и память ухудшаются, когда вы мало — или неправильно — спите. Недостаток сна самостоятельно повышает уровень гормонов стресса, даже без присутствия триггера. Хороший ночной сон делает вас более позитивными, творческими и активными по отношению к негативным людям, давая вам настрой, необходимый для ежедневного взаимодействия с ними.
10. Они используют свою систему поддержки
Заманчиво, но совершенно неэффективно пытаться все решить самостоятельно. Чтобы бороться с негативными людьми, вам нужно определить слабые места в вашем подходе к ним. Это означает, что нужно использовать вашу систему поддержки, чтобы определить свою позицию в отношении сложного человека. У каждого есть человек на работе и/или вне ее, кто готов помочь найти лучший выход из трудной ситуации. Найдите этих людей в своей жизни и приложите усилия, чтобы получить их понимание и помощь, когда это необходимо. Такая простая вещь, как объяснение ситуации, может привести к новому взгляду. Чаще всего другие люди видят решение, которое вы не можете увидеть, потому что они не так эмоционально вовлечены в ситуацию.
Итого
Прежде чем вы научитесь блестяще применять эту систему, вам придется пройти несколько испытаний. Большую часть времени это будут обидные взаимодействия с проблемными людьми. К счастью, пластичность мозга позволяет ему формироваться и меняться, когда вы пробуете новое поведение, даже в случае неудачи. Внедрение этих здоровых методов общения с трудными людьми научит ваш мозг более эффективно справляться со стрессом и уменьшать вероятность неблагоприятных последствий.
Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.
Источник
Осознанное общение с «трудными» людьми
Почти каждый может налаживать отношения с приятным человеком, когда разговор доставляет удовольствие, а собеседник настроен доверительно и уважительно. Но если мы имеем дело со сложными людьми, все рушится в мгновение ока, мы выходим из себя и можем наговорить в ответ массу неприятных вещей. Зачастую умение налаживать общение с такими «трудными» людьми может стать для нас обязанностью. Чтобы быстро освоить этот навык, вы можете записаться на нашу онлайн-программу «Лучшие техники коммуникации».
Типология «трудных» людей
Прежде чем перейти к конкретным стратегиям, давайте сначала рассмотрим типы «трудных» людей. Их достаточно большое количество, однако мы расскажем о шести наиболее сложных, по нашему мнению, в общении.
Жалобщик
В жизни этих людей все всегда ужасно. А даже если дела идут хорошо – это не причина, чтобы быть счастливым. В своих крайних проявлениях жалобщик становится нытиком или жертвой. Такой человек хочет, чтобы другие слушали его жалобы и соглашались с ним. Все это в итоге портит настроение и высасывает энергию.
Ключевая эмоция (черта характера) жалобщика: недовольство.
Антагонист
Он агрессивен, нахален и склонен вступать в конфликты по поводу и без. Некоторые из антагонистов испытывают особое чувство враждебности по отношению к определенным группам людей, проявляя, например, шовинизм или женоненавистничество. Иногда это личная неприязнь.
Однако во многих случаях антагонист – просто кипящая кастрюля гнева и разочарования – он будет изливать свою злость на кого-то, кто окажется рядом с ним. Ничего личного может вовсе и не быть.
Такой человек быстро раздражается и любит обвинять или атаковать других людей. Если же общество строго порицает его поведение, антагонист действует исподтишка при помощи пассивной агрессии, едких шуток и сарказма.
Антагонист может вызвать у вас чувство гнева, оскорбления или стресса.
Ключевые эмоции (черты характера) антагониста: злость и антипатия.
Нарцисс
Весь мир крутится вокруг него, и он хочет, чтобы все это знали. Ему нравится рассказывать о своих поездках, веселых временах, достижениях и успехах, а также об одежде. Он питается чужим вниманием и восхищением.
Разговор с нарциссом может заставить вас чувствовать себя отвратительно или оставить с ложным чувством, что ваша жизнь неинтересна.
Ключевая эмоция (черта характера) нарцисса: гордыня.
Вечный конкурент
Мнение такого человека является единственно правильным. Он верит, что лучше вас в чем угодно: интеллектуально, финансово и во многих других отношениях.
Такой человек скрывает свои недостатки, испытывает трудности с извинениями или признанием ошибок и хочет выглядеть (а не быть) во всем лучше других.
Чего он тайно хочет? Вашего признания, восхищения, а иногда еще и подчинения.
Он постоянно судит и сравнивает, потому что иначе не может понять, действительно ли счастлив. Количество лайков для него означает все.
Ключевая эмоция (черта характера) вечного конкурента: высокомерие.
Манипулятор
Он будет делать все возможное, чтобы достичь своих целей, даже если это означает манипулировать эмоциями окружающих.
При этом у манипулятора есть и позитивные качества: наблюдательность, обаяние, высокий эмоциональный интеллект, навыки общения. Но проблема в том, что все это используется для не самых благих целей.
В более тяжелых случаях манипуляторами могут быть психопаты и социопаты.
Ключевая эмоция (черта характера) манипулятора: эгоистичность.
Королева/король драмы
Привычка такого человека состоит в преувеличении событий своей жизни до космических масштабов и гипертрофированных эмоциональных реакциях на тривиальные события. Это может сопровождаться обвинением других, гиперболической речью, обобщением, пессимизмом, паранойей и мстительным поведением.
Настроение королевы/короля драмы неустойчиво, и она/он ожидает, что вы будете потворствовать ее/его желаниям.
Такой человек всегда хочет внимания и эмоциональной поддержки со стороны.
Ключевые эмоции (черты характера) королевы/короля драмы: большое самомнение и паника.
Зная о том, какими могут быть «трудные» люди, подобрать наиболее действенный метод общения с ними становится намного проще.
Как осознанно общаться с «трудными» людьми
Есть пять принципов, которых вам нужно придерживаться во время общения с «трудными» людьми:
- Невозмутимость: делать паузы, спокойно дышать и контролировать эмоции.
- Сочувствие: стремление понять человека изнутри.
- Навыки общения: умение активно слушать, задавать вопросы, которые прояснят основную проблему.
- Прерывание: умение не дать себя одурачить, разрушать негативные шаблоны собеседника.
- Ассертивность: если все остальные принципы терпят неудачу, нужно противостоять «трудным» людям осторожно, но резко, перевести ситуацию в конструктивное русло или попросту избежать контакта.
Конечно, легче сказать, чем сделать. Однако при должной практике и желании научиться можно всему. А чтобы сделать это вам было легче, давайте рассмотрим вышеназванные принципы подробнее.
Невозмутимость
Без невозмутимости вами легко манипулировать, потому что ваши эмоции в этом случае играют собеседнику на руку. С невозмутимостью же вы можете полностью присутствовать в диалоге, не вовлекая свои чувства.
Первое, что нужно сделать при контакте с трудным человеком – сделать паузу и несколько вдохов. Не реагируйте «на автомате». Почувствуйте напряженную часть тела и расслабьте ее. Для этого потребуется всего несколько секунд.
«Трудные» люди, как правило, ждут от вас немедленной реакции, потому что «кормятся» чужими эмоциями. Пауза же показывает, что у вас все под контролем. Вот что каждый тип сложного человека улавливает во время этой тишины:
- Жалобщик слышит: «Это не важно».
- Антагонист слышит: «Я не запуган».
- Нарцисс слышит: «Я не играю в твои игры».
- Вечный конкурент слышит: «Я не впечатлен».
- Манипулятор слышит: «На меня твои трюки не действуют, у меня все под контролем».
- Королева драмы слышит: «Я на это не куплюсь».
Невозмутимость означает, что вам не нужно защищаться. Лев, идущий по лесу, всегда уверен в себе на 100%, потому что знает, что ему нечего бояться. Таков тип уверенности, которую приносит невозмутимость.
Сочувственное понимание
«Трудные» люди таковы, потому что ими управляют негативные эмоции. Знают они об этом или нет, эти отрицательные чувства заставляют их страдать. В этих людях так много боли, что она переливается через край и попадает на вас. Так что помните: человек, стоящий перед вами, скорее всего, ранен. Ему нужна помощь, а не наказание.
Когда мы ставим себя на место человека, то испытываем к нему сострадание. Наш гнев снижается, и мы становимся невозмутимыми.
Как это сделать? Хотя бы на пару секунд попробуйте представить, как ваш собеседник смотрит на мир. Попытайтесь действительно побыть в его жизненных обстоятельствах и почувствовать себя, как чувствует себя он. Развивайте эмпатию.
Осознанное общение
Осознанное общение – это умение быть спокойным, прямым и сострадательным. Речь идет не о победе в споре, а о конструктивном обмене эмоциями и информацией. Это также означает избегать деструктивных схем коммуникации, таких как сарказм, ирония и злой юмор.
Вот несколько примеров и рекомендаций для осознанного общения:
- Вместо того чтобы атаковать жалобщика или антагониста, спросите у него: «Каково ваше предложение?» или «Что вы предлагаете?»
- Когда вы разговариваете с королевой драмы или вечным конкурентом, задавайте вопросы, которые помогут им пересмотреть свою точку зрения. Найти подход можно практически к каждому человеку.
- Рассейте гнев собеседника, сказав ему: «Что ж, возможно ты прав».
- Избегайте использования так называемых «абсолютных» слов, таких как «никогда», «всегда», «каждый», «никоим образом», «точно» и т.д.
Общаясь, активно слушайте и оставайтесь в осознанном состоянии относительно того, что происходит в текущий момент.
Прерывание
У всех нас есть модели поведения, общения и мышления. «Трудный» человек перед вами застрял в них очень сильно: он так привязан к ним, что просто не может смотреть на мир иначе, чем через призму своих предубеждений. Вы пытались быть сострадательным и осознанным, но ситуация не меняется? Пришла пора прибегнуть к прерыванию.
Под прерыванием можно понимать следующие реплики:
- «Вы полагаете, что ваш способ единственно верный?»
- «Услышав ваши жалобы, у меня сложилось впечатление, что вы много думали об этом. Какое решение вы порекомендуете?»
- «Я знаю, что вы делаете сейчас» (к манипулятору).
- «Кажется, у нас снова день драмы, не так ли?»
По мере практики, к каждому типу «трудного» человека вы сможете подбирать фразы и выражения, подходящие именно ему.
Ассертивность (утверждение границ)
С людьми, которые ведут себя отвратительно, необходимо сразу установить границы. Если сделать это правильно, смотря собеседнику в глаза, он будет их уважать.
Порой достаточно твердо сказать: «Я должен остановить вас прямо здесь. Кажется, у вас тяжелый день. Извините, но у меня нет времени на это прямо сейчас» или «Я больше не хочу говорить об этом. До свидания!»
Не забывайте при этом принять сильную и уверенную позу и сделать голос спокойным и ровным. Правильно расставленные акценты способны вразумить или хотя бы заставить отцепиться даже самого сложного человека. Учтите также, что в глубине души каждый из шести описанных типов людей знает, что ведет себя неправильно. Нужно его отрезвить и четко показать, за какую черту переступать он не имеет права.
Практикуйтесь как можно чаще, и общение с «трудными» людьми станет одной из ваших самых сильных сторон. Желаем вам удачи!
Источник