Статья » Методы работы с трудными детьми»
статья
В работе с трудными подростками так же нужно делать акцент на такие методы которые позволяют снять сложившуюся напряженность в его отношениях со школьным окружением, нормализовать его самочувствие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodv_raboty.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы работы с трудными детьми
В работе с трудными подростками так же нужно делать акцент на такие методы которые позволяют снять сложившуюся напряженность в его отношениях со школьным окружением, нормализовать его самочувствие. Рассмотрим некоторые методы работы с трудными подростками.
Метод воспитания (от греческого «методос» — путь) — это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у него заданных целью воспитания качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъективно-субъектный подход. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания — вершина педагогического профессионализма.
Основная задача педагога — помочь ребенку в его развитии, и вся гуманистическая педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка.
Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие[18,47]. Рассмотрим некоторые методы работы с трудными подростками.
В интеллектуальной сфере — необходимо формировать у ребенка с девиантным поведением объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения (гуманности, солидарности, любви, представлении о долге, справедливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности за себя). В ценностно-смысловых образованиях содержатся нравственное значение общественных явлений и ориентиры поведения, которые выступают основаниями нравственных оценок. Благодаря им корректируются и организуются поведение и деятельность личности.
Методы воздействия на интеллектуальную сферу: для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство ребенку нравственной позиции, оценки происходящего. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.
Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаются хрестоматии, в которых собран материал для нравственного просвещения учащихся. Метод убеждения используется также при проведении разнообразных дискуссий.
Убеждению соответствует самоубеждение — метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.
В мотивационной сфере — целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу; правдивость; нравственные установки; цели жизни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям; потребность в «другом», в контакте с себе подобными.» Знать, что нужно делать, к чему следует стремиться, — не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые мотивационные образования возникают не в процессе усвоения, а в результате переживания или проживания.
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование — методы, в основе которых лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике распространены такие компоненты метода стимулирования, как поощрение и наказание.
Поощрение — это выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.
Наказание — это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.
Методы стимулирования — помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей — пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбора соответствующих мотивов и соответствующих им целей, т. е. тому, что составляет суть мотивации. Поэтому метод самовоспитания, соответствующий методу стимулирования, может быть определен как метод мотивации.
В волевой сфере — нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужества, смелости, принципиальности в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Принятие решений, это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе — это все особые качества личности, возникающие на волевой основе. Поэтому психологи отмечают, что именно в той деятельности, за осуществление которой индивид целиком берет на себя ответственность, происходит развитие личности. В то же время личность может проявлять активность в ситуации, когда деятельность или общение не отвечают ее мотивам и чувствам: в ситуациях неуспеха, неподкрепления. В этих случаях вступает в действие сфера саморегуляции, когда в качестве оценивающего выступает сам субъект (К.А. Абульханова-Славская) и его субъективные параметры оценки.
По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны -императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.
Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяются такие.
Требование-совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.
Требование-одобрение. Во время высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул.
В практике мастеров педагогического труда одобрение принимает различные, но всегда целесообразные формы.
Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.
Приучение — это разновидность педагогического требования. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием.
Методы воздействия на сферу саморегуляции — направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения. Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример — наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся. Но коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.
Методы воздействия на предметно-практическую сферу — предполагают развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируются определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для дальнейшего вхождения детей в социальную среду. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации, которую можно рассматривать как метод самовоспитания. Учащийся учится реализовывать себя в различных видах деятельности.
В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми. Она характеризуется умением человека управлять своими отношениями. Позиции и ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его экзистенциальной сферы. Эта сфера выполняет функцию отбора идей, позиций, взглядов и ценностных ориентации. Среди целей развития этой сферы немаловажными являются: обеспечение развития позитивной Я-концепции и самоуважения; развитие способности чуткого отношения к людям; формирование навыков социального взаимодействия; формирование признаков плодотворной ориентации.
Таким образом, уровень интеллектуального развития и развития других сфер определяет границы воспитательных воздействий. В данном отношении индивидуальность является фундаментом воспитания личности.
Особой проблемой является выбор методов воспитания. Нет методов хороших и плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется.
Большое влияние на выбор методов оказывают индивидуальные и личностные особенности воспитанников, степень их «социальной запущенности». Общие методы, общие программы — лишь канва воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная и личностная корректировка. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развивать свои способности, сберегать свою индивидуальность, реализовывать собственное «Я».
Методы существенно зависят от социального окружения ученика, от группы, в которую он входит, уровня ее сплоченности, от норм отношений, складывающихся в семье и его ближайшем социальном окружении. Для выбора метода большое значение имеет уровень квалификации педагога. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил.
И, конечно, во многом методы определяются ожидаемыми последствиями их применения. Выбирая методы, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет использование метода.
Источник
Способы работы с трудным детьми
Автор: Рычкова Нина Валентиновна
Организация: МБОУ «Тыловайская СОШ»
Населенный пункт: с. Тыловай, Дебесский район, Удмуртская Республика
Впервые понятие «трудные дети» появилось в довоенное время и практически сразу получило широкое распространение. Возникло оно не в науке, а в обыденной жизни. Под «трудными» школьниками понимаются такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются. Современная педагогика слова «трудные дети», «трудный ребёнок» старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», «педагогически запущенные дети», «социально запущенные дети» или «дети нестандартного поведения», а то и вовсе запрещает. Термин «трудные дети» применяют лишь к тем детям, проблемы которых никогда не прекращаются и не зависят от возраста.
К вопросам воспитания «трудных детей» сейчас приковано особенно пристальное внимание общественности, учёных, педагогов. Газеты и журналы пестрят заголовками: «Неблагополучные семьи: социально-педагогическая помощь», «Внимание: беспризорные дети» и т. д. Но это в печати , в Интернете, на телевидении… А что же в реальной жизни, среди нас? Кто должен заниматься воспитанием «трудных детей» и как это делать? Этот вопрос возник и у меня.
В последнее время проблема общения с «трудными детьми» стала ещё более актуальной. Происходит это потому, что численность «трудных детей» неуклонно растёт. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь или же проводят время бесцельно дома или за компьютером, не выходят на улицу.
Я считаю, что основные причины возникновения у школьников поведения с недостатками характера – это фактическая безнадзорность ребёнка в семье и отсюда воздействие на него отрицательных примеров, отсутствие в семье единой твёрдой линии воспитания, то, что обычно порождает слабохарактерность; избалованность ребёнка в семье; недостаточная требовательность к нему; применение физических наказаний, что приводит к возникновению лживости, трусливости; отсутствие чёткого режима дня в семье, вызывающее у детей беспорядочность, рассеянность, неаккуратность.
Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребёнок усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная сфера его психики. Дефекты раннего семейного воспитания очень трудно исправимы.
Воспитательная работа с педагогически запущенными детьми определяется типом личности конкретного ребёнка. Существует несколько типов личности и необходима работа с каждым типом личности индивидуально.
Дети осложнённого поведения доставляют любому коллективу много хлопот и неприятностей. Педагогу, прежде всего, необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается педагог или воспитатель в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников. «Трудный ребёнок» всегда будет и должен занимать больше внимания педагога, чем «нормальный».
Существует много методов и приёмов работы с «трудным» ребёнком. Я считаю, что приёмов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы. Разным ученикам необходимы разные приёмы воспитания.
Я хочу рассказать о том, как я работаю с детьми и семьями, которые представляют особые трудности. В МБОУ «Тыловайская средняя общеобразовательная школа» Дебесского района Удмуртской Республики работаю более 33 лет. За годы работы учителем начальных классов встречалась с разными семьями и детьми, доставляющими много хлопот, забот, поиска разных путей решения тех или иных проблем в воспитании и перевоспитании младшего школьника.
С первых дней пребывания ребёнка в школе, можно определить какие трудности он может доставить. Набирая детей в 1 класс, посещаю семьи, занятия в детском саду, провожу различные тесты для того, чтобы определить какой это ребёнок и как с ним работать.
Посещая семью, общаясь с родителями ребёнка, посмотрев обстановку в доме, поведение родителей определяю в какой семье вырос ребёнок.
Последние выпуски детей доставляли много хлопот. Много детей приходит из неблагополучных, опекаемых и неполных семей. В каждом выпуске бывает второгодник.
Все эти дети доставляют много трудностей в воспитании. Численность «трудных детей» с каждым выпуском растёт.
В первую очередь, работая с классом, составляю социальный паспорт класса. Выявив, какой класс, планирую свою работу.
Особое место в моей работе занимали и занимают дети из трудных семей, для которых не хватает ласки, добра, тепла. Существует несколько типов детей и к каждому нужен особый подход, к каждому одинаково подойти невозможно. Немаловажную роль играет и то, из какой семьи пришёл ребёнок: неблагополучной, опекаемой или с одним родителем.
Дети, пришедшие из опекаемых семей, бывают очень избалованные бабушками, дедушками, которые плохо отзываются об их родителях, т.е. внушают ребёнку ненависть к матери или отцу.
С этим я напрямую встретилась со своими бабушками, даже не дедушками.
Вот некоторые примеры из моей практики:
Был у меня ученик, мать и отец которого разошлись, мальчик остался с отцом и бабушкой. У этого мальчика есть ещё братья. Бабушка внушила отцу и детям, что мать в лице детей была не человек, а «демон». Мальчик был оставлен на повторный год обучения в 1 классе, был очень распущенным. Когда мама приезжала к нему, он убегал от неё и ни на какие уговоры не поддавался. Мальчик не хотел ходить в школу, учился плохо. Первой моей задачей было то, чтобы у него появилось желанье учиться. Поэтому, пригласив бабушку, объяснив всю ситуацию, мы решили с ней сообща помочь ему учиться. Бабушке я дала рекомендации. Поговорила с ребятами в классе. Это помогло. К концу четвёртого класса у мальчика была за год одна тройка, появилось желание учиться, дисциплина наладилась, стал аккуратным. А вот о маме мальчик говорить не любил, молчал. В этом же классе был другой ученик, который учился хорошо, но ненавидел маму (мама пила, уехала). Эти два разных мальчика оба ненавидели своих мам и сами же страдали. Какие бы формы работы я не применяла, ничего не помогало. Однажды я сказала о том, что ваши бабушки жить долго не будут, состарятся, с кем же вы тогда будете жить. И о чудо, на День матери первый ученик нарисовал портрет своей мамы и написал одно предложение: «Мама, ты самая красивая», а на восьмое марта сделал открытку. У этого мальчика сначала умерла бабушка, когда он закончил 4-й класс, а затем летом, когда он перешёл в 6-ой, трагически погиб отец. И он, никого не спрашивая, никому не сказав, вместе с братьями уехал к матери. Второй мальчик окончил музыкальную школу, поступил в военный институт и твёрдо решил для себя найти маму. Недавно я встретила его. Он изменился, повзрослел и стал военным офицером.
Похожая ситуация была и с другими моими учениками братом и сестрой, которые учились в одном классе. Только в их случае бабушка выгнала мать детей, т.к. она употребляла спиртные напитки и выносила из дома вещи. Девочка была спокойной, но быстро обижалась. А её брат был очень агрессивным и доставлял много трудностей. Первый класс и начало второго класса были очень трудными для меня, мальчика и бабушки с дедушкой. Мальчик бил свою сестру, одноклассников и даже меня. Он очень переживал, что у него ничего не получается, даже на уроках труда, изобразительного искусства и физической культуры, не говоря уже о точных науках. Однажды во втором классе мальчик заявил, что не хочет жить, что меня очень испугало. Выяснив причину, поговорив с бабушкой, наметили пути решения проблемы. Мальчик часто оставался после уроков, т.к. любил тишину, спокойствие, и мы с ним занимались, а дома мои начинания подхватывали бабушка с дедушкой. Было большой радостью, когда он сказал: «Я не хочу умирать, я хочу жить». С этого момента пошли большие перемены. Бабушка выписывала множество различной детской художественной литературы, затейников и т. п., по которым он готовился и проводил на классных часах и в группе продлённого дня различные конкурсы, викторины и т. п. Бабушка подала заявление в полицию на розыск своей дочери и дети очень обрадовались, когда её нашли. Сейчас они живут и работают в городе. Имеют возможность общаться с мамой.
Был у меня ещё ученик, который очень быстро обижался, был оставлен в мой класс на повторный год обучения. Он мог выйти из класса, хлопнув дверью за собой, ничего не сказав, за то, что кто-то улыбнулся за его неправильный ответ и т.п. Он мог также уйти домой и не приходить, пока мама не приведёт его или я сама не сообщу маме о том, что его нет на уроках. Он мог целый урок, два стоять в туалете или на улице пока его не найдут и не позовут различными уговорами. Когда мама мальчика поняла, что одной не справиться с возникшими проблемами, сама подошла и попросила моего совета. Наметив совместно пути решения проблемы, мы вышли из трудной ситуации.
Полная противоположность этой работе, когда дети из неблагополучной семьи. В таких семьях дети предоставлены сами себе, у них нет никаких правил, режима дня, нет контроля, и родители не идут на контакт с учителем, редко являются на родительские собрания.
Бывает и такое, что один родитель заступается за своего ребёнка, одобряет его поступки, а другой старается показать обратную сторону его действий.
Вот один из примеров:
В одном из моих выпусков была ученица, которая пришла в школу подвижной девочкой. Ещё в детском саду чувствуя, что здесь работает её мама, ей разрешалось всё, и в школе эти привычки она сохранила. На занятиях крутилась, мешала другим. Учиться не хотела, склонна к воровству. Её кумиром являлся отец, который употреблял спиртные напитки, бил жену. Видя всё это, она росла жестокой девочкой. Однажды она схватила одноклассника за чёлку и таскала за волосы. После этого случая все мальчики класса её боялись. Мама этой девочки неоднократно обращалась за помощью. Но все усилия учителя, мамы и школы были напрасны, т.к. она слушала отца, а отец доказывал ребёнку обратное, да ещё в нетрезвом виде приходил в школу на разборки. Так девочка дошла до 9 класса, окончила школу и поступила в строительный техникум и до сих пор кумиром для неё является отец.
Нынешний выпуск детей и предыдущие выпуски детей ещё больше доставляли и доставляют трудности в воспитании. В них были и есть дети и опекаемые, и из неблагополучных семей, семьи, где только один родитель. Также были и есть дети из благополучных семей, которые слишком избалованные, другие чересчур жестокие, агрессивные, а также дети «тугодумы».
Изучив психологию, выявив условия жизни детей, я наметила свою работу. Я разработала план коррекционной работы с детьми группы риска.
За многие годы работы я поняла, что совместная деятельность школы и родителей во многом зависит от взаимоотношения между ними, поэтому я вовлекала и вовлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс с помощью различных форм деятельности.
Также завела тетрадь индивидуальной работы с «трудными детьми». В своей работе я применяла и применяю различные диагностики, анкетные опросы и т.п.
В современных условиях жизни у детей нет ответственности за порученное дело. Дома ребёнок не имеет никакого поручения. Это очень расхолаживает детей. Когда я провела анкетный опрос, выяснилось, что ни один из детей дома не имеет своё поручение, это подтвердили и родители детей на одном из родительских собраний.
За долгие годы работы накопилось множество интересных примеров, ситуаций, примеров из моей школьной жизни, которые мне помогают в работе с «трудными детьми».
Для таких детей как можно чаще старалась и стараюсь приводить такие примеры, рассказывать интересные случаи из жизни, иногда их додумываю, или придумываю сама.
Например: Мой ученик обидел одноклассницу, началась драка. В классе стоит рёв. Я рассказываю свою историю из школьной жизни о том, как я играла в «войнушки», лазила по деревьям, и тоже дралась с мальчишками. Рассказываю: «Однажды мы подрались с одноклассником Сашей за то, что я взяла его линейку, и он получил двойку. В итоге пионервожатая поставила его в угол на весь обеденный перерыв, т.к. он взял вину на себя». В конце рассказа говорю: «Так поступает только настоящий мужчина» и т.п.
Таких примеров множество. Детям такие примеры очень нравятся, они готовы их слушать и слушать. Часто просят: «А расскажите ещё что-нибудь!» Истории из жизни, которые я рассказываю, воспитывают детей, как поступать в той или иной ситуации. На таких примерах я и воспитываю детей.
О детях представляющих трудности можно говорить ещё много. Хочу сказать, что не к каждому ребёнку можно найти нужный ключик. Это процесс долгий. Для кого-то ключик можно подобрать быстро, а для кого-то возможно никогда.
Иногда мне бывает тяжело найти общий язык с «трудными детьми» и их родителями. Бывает и такое, что я рыдаю в подушку от бессилия и усталости. Но я встаю и снова двигаюсь к поставленной цели. Я стараюсь найти компромиссы, «тоненькие ниточки», которые помогут объединить усилия школы, учителя и родителей в борьбе с трудностями, которые возникают в воспитании детей. И радости моей не бывает границ, когда много лет спустя после окончания школы мои ученики, когда-то бывшие «трудными детками», подбегают ко мне, обнимают меня крепко и говорят мне спасибо за то, что я научила их всему и, что они помнят все мои советы и никогда их не забывают. Они говорят мне с лучезарной улыбкой о том, что всего чего они добились в жизни благодаря мне. На глазах у меня появляются слёзы радости за них, за то, что мои многолетние труды, многочасовые беседы и занятия не пропали даром. И мои ученики добились всего, о чём они мечтали и стали уважаемыми людьми, работающими в престижных учреждениях не только Удмуртской Республики, но и всей Российской Федерации.
Благодарность моих учеников и их родителей для меня самая лучшая награда.
Подводя итог выше сказанному, я хочу отметить, что, начиная работу с «трудным» учеником, в первую очередь необходимо выяснить причины, по которым ребёнок делается «трудным». Помочь в этом должны психолог, логопед, учитель и родители. И только после установления причины можно приступать к составлению плана работы с «трудными детьми». Работа эта не лёгкая и трудоёмкая, но в итоге – ещё один ученик перестал быть «трудным», ещё один поверил в свои силы. Не это ли то, к чему стремится любой уважающий себя учитель, классный руководитель…
Собирая материал и работая над этой темой много лет, я изучила множество методической литературы, ознакомилась с работами учителей-новаторов, вспомнила различные жизненные ситуации для работы с «трудными детьми». В ходе работы выяснила, что в современных условиях «трудными детьми» называют тех детей, чьё поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию.
Основную роль в воспитании играет родительская любовь.
Воспитание трудных школьников никогда не было и не будет лёгкой задачей. Только совместными усилиями родителей, учителей, школы можно воспитать и перевоспитать трудного ребёнка. Важную роль при работе с такими детьми играет личный пример учителя.
Естественно, что данная статья не может дать исчерпывающий ответ на все вопросы, которые волнуют сегодня всех учителей и воспитателей. Если чтение её поможет учителю и если она будет толчком для изучения и поиска ответов по данной проблеме, и может, учителя будут применять некоторые формы, методы и приёмы в своей работе, я буду считать, что поставленная задача выполнена.
Источник