Способы работы с топографической картой

Как правильно работать с топографической картой

Вопрос о том, как на топографической карте прочитать рельеф, возникает достаточно часто в силу того, что подробное знание о местности помогает решить множество технических задач.

Правильный выбор материала и базовые знания о том, как читать топографическую карту, помогут разобраться в местонахождении объектов в пространстве и друг относительно друга, правильно определить их размеры и самостоятельно составить карту.

Как выбрать карту в зависимости от поставленных задач?

Топографические карты – разновидность географических. Они несут подробную информацию о плане местности, указывая расположение различных технических и природных объектов друг относительно друга.

Работа с топографической картой не сложна, главное знать, с чего начать и на что необходимо обратить внимание. Это помогает решить любые задачи, связанные с получением необходимой информации о местности.

Топографические карты различаются по масштабам выполнения. Все они несут менее или более детальную информацию о местности, поэтому в зависимости от поставленных задач нужно выбирать и нужную карту.

Масштаб карты обозначается сбоку или снизу карты. Он показывает соотношение размеров: обозначенного на карте к натуральному. Таким образом, чем знаменатель больше, тем материал менее подробный. Допустим, карта 1:10000 будет иметь в 1 сантиметре 100 метров. Чтобы узнать расстояние в метрах между объектами, с помощью линейки измеряется отрезок между двумя пунктами и умножается на второй показатель.

  1. Самым детальным является топографический план, его масштаб 1:5000 включительно. Он не считается картой, и является не таким точным, так как не берёт во внимание положения о том, что Земля круглая. Это несколько искажает его информативность, тем не менее, план является незаменимым при изображении культурно-бытовых и хозяйственных объектов. Кроме того, план может показывать и микрообъекты, которые сложно найти на карте (допустим, растительность и грунты, контуры которых слишком малы для изображения в других материалах).
  2. Топографические карты масштабом 1:10000 и 1:25000 считаются среди карт максимально подробными. Их используют для хозяйственных нужд. Они изображают населённые пункты, промышленные объекты и объекты сельского хозяйства, дороги, гидрографическую сеть, болота, ограждения, границы и т. д. Такие карты наиболее часто используются для получения информации о местности, которая не имеет значительного лесистого покрова. Наиболее достоверно в них изображены объекты хозяйствования.
  3. Карты с масштабом 1: 50000 и 1:100000 менее подробны. Они схематично изображают контуры лесов и иных крупных объектов, изображение которых не требует большой детализации. Такие карты удобно использовать для аэронавигации, составляя маршруты дорог и так далее.
  4. Менее подробные карты используются в военных целях для выполнения поставленных задач по планированию различных операций.
  5. Карты с масштабом до 1:1000000 позволяют правильно оценить общую картину местности.

Определившись с поставленной задачей, выбор материала представляется абсолютно несложной задачей. В зависимости от того, насколько нужна детальная информация о местности, выбирается и нужный масштаб карты.

Условные знаки и обозначение ландшафта

Работа с топографической картой требует чёткого знания о схематичном обозначении изображённых объектов. Выделяют следующие их группы:

  • площадные – для крупных объектов, таких как лес, луг, озеро;
  • линейные – для протяжённых географических объектов, ширина которых обозначена быть не может, наносятся в виде линии, соответствующей масштабу, чтобы правильно отобразить длину объекта (дорога, полоса электропередач);
  • внемасштабные – ими пользуются для обозначения стратегически важных объектов, без которых карта будет неполной, но в достаточно условном размере (мост, колодец);
  • пояснительные – характеризующие объект, допустим, глубина реки, высота склона;
  • изображающие компоненты ландшафта: рельеф, скалы и камни, гидрографические объекты, растительность, искусственные строения;
  • специальные – наносятся на карты для отдельных отраслей хозяйства (метеорологические, военные знаки).

Читать топографические карты, обладая знаниями об условных обозначениях, которые на ней изображены, не сложно. Благодаря знакам на карте можно получить детальное представление о взаиморасположении объектов на местности, о расстоянии между ними, об их высотах, глубинах и другую важную информацию.

Кроме условных обозначений, важными являются компоненты ландшафта. Любая топографическая карта несёт достаточно полную информативную нагрузку о рельефе местности.

На картах обозначатся элементы и формы рельефа.

Формы рельефа и их комплексы создаются активными природными силами. Это балки, лощины, овраги, карстовые воронки, оползни.

Элементы – это самые простые составляющие форм, которые характеризуют высоту и нижние точки формы, структурные линии (к примеру, подошва и водораздел), а также наипростейшие пространственные характеристики, такие как ямы, террасы, рёбра, бугры и т.д.

Читайте также:  Курсовая работа по тгп по теме толкование права понятие виды способы акты

При изображении рельефа местности используют горизонтали или контурные линии с указанием высот отдельных уступов. Причём низменности и возвышения изображаются похоже, пользуясь штрихами: если они идут наружу, то изображено возвышение, если внутрь – это впадина, балка или низменность. Кроме того, если контурные линии находятся близко друг к другу, склон считается крутым, если далеко – пологим.

Умение прочесть рельеф местности помогает определить, насколько она пригодна к ведению того или иного вида хозяйственной деятельности, насколько участки карты проходимы, и как было бы лучше разместить элементы инфраструктуры. Кроме этого, рельеф даёт информацию о растительности местности, которая присуща тем или иным географическим объектам.

Определение географических координат объекта

Для того, чтобы иметь полное представление о нахождении того или иного объекта, нужно знать его широту (цифры сбоку карты) и долготу (цифры вверху или внизу).

Для определения точного нахождения объекта нужно знать следующее:

  • широте соответствуют параллели, которые показывают расстояние от экватора до нужного места;
  • широта бывает северной и южной и зависит от полушария, в котором находится объект;
  • чем далее от экватора будет объект, тем показатель в градусах будет выше;
  • долготу обозначают меридианами, которые показывают расстояние в градусах от Гринвичского меридиана до нужного места;
  • долгота бывает западной и восточной и зависит от того, к западу или к востоку находится она по отношению к Гринвичу;
  • каждый градус разделён на 60 минут, 1 минута равняется 1 морской миле.

Если объект находится прямо на пересечении меридиана и параллели, его показателями будут те цифры, которые изображены рядом с этими линиями. В противном случае, определяется расположение объекта исходя из показателей соседних меридианов или параллелей.

Обладая базовыми знаниями о расположении меридианов и параллелей, можно определить местонахождение любого места и расстояние между важными объектами, также эта информация важна для навигации и нанесения объектов на карты.

Иногда для более полного понимания местоположения предметов и направлений на них нужно измерить азимут и дирекционный угол, они измеряются по часовой стрелке. Чтобы узнать их значения удобно пользоваться обычным транспортиром или циркулем.

Истинный азимут – это угол между северным направлением географического меридиана и указанием на объект.

Магнитный азимут – зависит от направления стрелки компаса и расположения объекта на местности.

Дирекционные углы – углы между северным направлением сетки карты и объектами.

Измерения углов используются для правильного ориентирования на местности и правильного размещения объектов при создании карт.

Требования к картам

При обладании достаточными знаниями об обозначениях на картах, при возможности выбрать из нескольких карт, обратить внимание нужно на следующее.

  1. Карта должна быть предельно точной – величина объектов, показатели высот, низин, глубин должны соответствовать реальным. Хорошая карта должна иметь линии магнитных меридианов, строго параллельные одному из обрезов карты.
  2. При выборе карты необходимо учитывать тот факт, что микрообъекты не всегда изображены на них. Для этого лучше воспользоваться планом местности. Карта, к примеру, с масштабом 1:10000 не может считаться неточной, если на ней нет контуров грунтов, которые схематично занимали бы площадь менее 4 мм 2 . Изображение таких объектов просто нецелесообразно в материале такого масштаба.
  3. При возможности проверить точность карты на местности не нужно пренебрегать этим. Объекты на карте должны размещаться в точности, как в реальности. Это называется азимутальным и визуальным сопряжением объектов, которые должны в идеале совпадать.
  4. Карта должна быть объективной и это требование включает следующие положения:
  • правильно выбранные стандартные условные знаки, если это специальная карта, то обозначения должны быть также общеизвестны в определённой области;
  • правильное изображение штриховых элементов;
  • одна карта должны быть составлена в одном стиле изображения;
  • микрообъекты также должны быть обозначены в точности, если на местности присутствует определённое количество таких объектов одинакового размера, они на карте должны быть обозначены все одинаковым знаком;
  • цветовые показатели элементов форм рельефа должны быть выдержаны правильно – высоты и низины часто изображены красками, рядом с картой должна быть шкала, которая показывает, какой высоте на местности отвечает тот или иной цвет.
  1. Карта должна быть полной и достоверной.
  2. Материал в зависимости от своего назначения может быть в некоторых местах упрощён. Это не является нарушением при создании карт, а, скорее, несёт несколько другую важную информацию. Исходя из этого, нужно определить, является ли материал подходящим для тех или иных задач. Допустим, для создания спортивных карт важно обозначить тропинки, и даже минимальные микрообъекты и элементы рельефа. Это необходимо, так как карта создана для пешей ходьбы. Многие же другие объекты упрощены. Поэтому, при выборе карты, нельзя забывать об этом пункте, нужно выбирать материал, который будет нести необходимую информативную нагрузку для той или иной задачи.
Читайте также:  Защита всеми способами не запрещенными законом

Правильно выбрав карту и умея ею воспользоваться, можно получить все необходимые знания о местности и успешно применять эту информацию на практике.

Источник

Работа с топографической картой

Разделы: География

Семенов-Тян-Шанский считал, что “карта важнее текста, так как говорит нередко ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста”.

Топографическая карта – это особенная общегеографическая карта, она детальна и крупномасштабна, изображает местность практически приближенной к плоскости. Часто это что-то среднее между планом и картой. Используют знаки плана, но с географической сеткой. В школе эта тема изучается только в 6-м классе в разделе “План и карта”.

К 11-му классу учащиеся забывают все азы этой темы, и на дополнительных занятиях я уделяю особенное внимание повторению изученного ранее. А подготовка к ЕГЭ часто напоминает изучение нового материала.

Пользуясь этой картой, мы рассмотрим и решим несколько типов заданий.

Во-первых, рассмотрим масштаб. Здесь представлены все 3 вида:

– Численный 1:10.000 – это значит, что в 1 см на плане или карте 10.000 см в действительности. Для реальных вычислений этот масштаб неудобен.

– Именованный в 1 см 100 м – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по прямой (по линейке).

– Справа изображен линейный масштаб – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по кривой (с помощью циркуля с двумя иголками). Например длину изгиба р. Беличка по карте.

Задача № 1. Найди расстояние от точки А до точки Б.

1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

2. По именованному масштабу нам известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.

Могут быть задания по переводу из одного масштаба в другой и наоборот. Например: численный масштаб 1: 50.000.000 переведите в именованный. Сколько нулей мы должны убрать? в 1 м 100 см – это 2 нуля + в 1 км 1000 м – это 3 нуля, итого надо убрать 5 нулей.

Ответ: в 1 см 500 км.

Во-вторых, задания по определению азимута, прямого и обратного. Для решения этих задач вам потребуется транспортир. Его тоже, как и линейку, можно брать на экзамен и на ЕГЭ.

Главное запомнить – транспортир надо прикладывать не горизонтально, а вертикально: по направлению север – юг. А центр – это точка, от которой мы находим азимут.

Задача № 2. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 32 м.

Ответ: 42 градуса.

Обратный азимут найдем так: 360 – 42 = 318* (т.е. от т.32 м до точки Б).

Задача № 3. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 27 м.

Ответ: Здесь надо помнить, что определяют по кругу по часовой стрелке от севера. Это значит, что 180 градусов уже есть. Плюс еще 100 градусов. Итого – 280*.

В-третьих, задания по определению знаков плана.

Например: Определить соответствие:

Ответ: А-2, Б-4, В-1, Г-3. Почти все знаки плана и топографической карты можно найти в атласе 6 класса.

Но есть ряд знаков, которых нет в атласе, но есть на экзамене:

1. На зеленом цвете леса стоит знак сосна

27 – средняя высота деревьев,

0,35 – средняя толщина дерева,

7 – среднее расстояние между деревьями.

2. Около моста стоит знак

Д – материал постройки,

5 – высота над уровнем воды, м.

121 – длина моста, м.

6 – ширина моста, м.

15 – грузоподъемность в тоннах.

Около шоссе: 9х2Ц

9 – ширина одной полосы в м.

2 – количество полос.

Ц – материал покрытия (цеменобетон).

Г – гравий

12(17)А

12 – ширина покрытой части дороги в м.

17 – ширина всей дороги от канавы до канавы в м.

4. Крутизна ската (КС) – называют угол склона ската к горизонтальной плоскости, чем этот угол больше, тем скат круче. Рассчитывают по формуле:

где h – высота ската в м., d – заложение ската (длина) в м.

Например: h – 30м. d – 600м.

=3градуса.

5. Около туннеля

8 – высота туннеля, 12 – ширина, 125 – длина в м.

Напомню правила составления плана:

1) Знать знаки и другие обозначения (например горизонтали и бергштрихи).

2) Знаки суши, в том числе и названия населенных пунктов (их пишут горизонтально), рисуются черным цветом.

3) Знаки водных объектов – синим цветом, в том числе и названия водоемов (названия рек – по течению, названия озер – горизонтально).

4) Каждый объект имеет точечную границу.

5) Одноэтажные, деревянные постройки тонируются желтым цветом, высотные – черным. Асфальтированные дороги – красным, лес – зеленым.

6) Почти все знаки плана рисуются в шахматном порядке (сад – столбиками, болота и солончаки – хаотично параллельно, овраг – по границе склона).

7) Самое главное – сориентировать план по отношению к северу.

Север – верх плана, юг – низ, правая сторона – восток, левая – запад. Но могут быть и задачи на засыпку: определенную часть карты повернули в любом другом направлении и задание таково: определить стороны горизонта. Здесь надо ориентироваться по меридианам (все соединяются на северном полюсе), и параллелям (они направлены с запада на восток).

В-четвертых, в ЕГЭ используют топографические карты для разнообразных логических задач. Приведу в пример некоторые задания из прошлых лет.

Задача 1: Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для устройства тренировочного футбольного поля школьной команды. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

Ответ: Для этих целей подходит площадка № 2. Потому что она ровная. № 1 не подходит, потому что она заболоченная. № 3 тоже не подходит, потому что на ней есть овраги.

Задача 2: Оцените, какую из площадок, обозначенных на карте цифрами 1 и 2 , лучше выбрать для сооружения ветровой энергетической установки, предназначенной для аварийного энергоснабжения школы в селе Верхнее. Свой выбор обоснуйте.

Ответ: Для сооружения ветровой энергетической установки более подходит площадка № 2. Во-первых, потому что она находится на более высоком уровне (площадка № 2 на высоте 32 м, а №1 – 25 м. Во-вторых, от площадки № 1 надо тянуть линию электропередач (ЛЭП) через болото и реку. В-третьих, площадка №2 ближе к школе.

Задача № 3. Для строительства колодца с ветряным двигателем, предназначенного для водоснабжения поселка Новый, предлагаются площадки, обозначенные на карте цифрами 1 и 2.

Определите, какими преимуществами обладает площадка 2, если известно, что водоносные слои на обеих площадках залегают на одинаковой глубине.

Ответ: Во-первых, ветряной двигатель надо ставить на значительной высоте – площадка 2 находится выше чем площадка 1. Во-вторых, площадка 1 находится на болоте. В-третьих, площадка 2 ближе чем площадка 1, значит длина труб для подачи воды меньше.

Задача № 4. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1 и 2, лучше выбрать для размещения новой базы отдыха. Свой выбор обоснуйте.

Ответ: Для строительства новой базы отдыха подходит участок №1. Во-первых, здесь более ровная территория. Во-вторых, этот участок рядом с дорогой, а значит к нему будет удобный подъезд в течении всего года. И еще участок расположен рядом с озером. Это тоже очень важно для базы отдыха. Участок №2 хоть и находится рядом с рекой, но территория заболочена.

Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для тренировок членов школьной горнолыжной секции. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Ответ: Наиболее подходит для тренировок участок №3. Участок №1 слишком пологий, да и от дороги до него долго идти. Участок №2 овражист и находится около реки. А это опасно. Участок №3 имеет склон, находится рядом с дорогой.

И наконец, самая трудная работа по топографической карте – построение профиля.

Этой работе уделю максимум внимания, так как в программах по географии эту тему вообще не изучают. Даже иллюстрации профилей материков в атласах за 7 класс имеются, а в учебниках об этом – ни слова.

Приложение 1. Задача № 1. Постройте профиль рельефа местности по линии А – Б.

Приложение 2. Задача № 2. Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого

Источник

Читайте также:  Super vegitoks mask способ применения
Оцените статью
Разные способы