- Формы и методы работы над текстовыми задачами. статья по математике по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Методика работы над текстовыми задачами
- Работа с текстовыми задачами. УМК «Школа России»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Скоростное чтение
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Технологическая карта по русскому языку «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» ( 2 класс)
- Тест по русскому языку на тему «Подробный разбор нахождения прилагательного» ( 3 класс)
- Конспект урока по обучению грамоте: «Звуки [ м ];[м`], буква М, м»
- Тест по русскому языку на тему «Часть слова, как основа записи» (3 класс)
- Компьютер и физическое здоровье школьника
- Урок русского языка во 2 классе «Безударные и ударные гласные»
- Сценарий внеурочного занятия по математике в 1 классе «Праздник чисел первого десятка»
- Техника безопасности и правила поведения во время осенних каникул
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Формы и методы работы над текстовыми задачами.
статья по математике по теме
Одна из основных задач обучения математике в начальной школе – формирование у учащихся общего умения решать задачи. Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научив детей владеть умением решать задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы и методы работы над задачами.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формы и методы работы над текстовыми задачами
как способ развития аналитического мышления».
Одна из основных задач обучения математике в начальной школе – формирование у учащихся общего умения решать задачи. Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научив детей владеть умением решать задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.
В психологической литературе понятие «задача» трактуется достаточно широко. Это объект мыслительной деятельности человека или цель, данная в определенных условиях.
Общее умение решать задачи складывается из знаний о задачах и процессе решения задач (в частности, об этапах решения задач, о приемах, помогающих решению) и умений применять обобщенные приемы, помогающие решению к любой задаче.
Один из таких приемов – разбор задач: рассуждение от данных к вопросу, от вопроса к данным или смешанного вида, необходимость которого научить учеников самостоятельно пользоваться аналитическим и синтетическим способами рассуждения.
Огромное значение обучению умения рассуждать имеет разбор задачи с использованием графических схем, кратких записей, рисунков,
опор – перфокарт. Для этого важно при работе над задачей научить детей выделять основные (опорные) слова, которые связаны с действием, соответствующим сюжету. Так, обучая детей умению анализировать задачу, первое время (в период, когда только вводится простая задача) я коллективно провожу следующую работу в классе: дети читают два раза задачу самостоятельно, затем вслух. Выделяем первую смысловую часть задачи, то есть, что говорится о первом данном, и ставим простым карандашом вертикальную черту. Затем читаем текст задачи дальше, выделяем вторую смысловую часть, то есть, что говорится о втором данном, и тоже ставим черту. Например: «В гараже было 8 машин, 3 уехали. Сколько машин осталось?»
Основные слова – было, уехали, осталось.
С первых уроков обучения решению задач стараюсь ввести ученика в задачу как действующее лицо. Для этого говорю, чтобы каждый из них представил, что это он катается с горки с друзьями, он едет в автобусе, он покупает линейку и карандаш и т.д. Мысленно увиденное, дети рассказывают или схематично зарисовывают. Рисунок лучше помогает понять текст задачи.
Например: «Было несколько цыплят, к ним прибежали еще цыплята. Сколько всего стало цыплят?
Основные слова – (выставляю три карточки)
Было Прибежали Стало
Продолжая беседу, задаю вопрос: «О чем спрашивается в задаче?»
Ставлю около слова стало знак вопроса.
Прошу ребят поставить знаки «+ , — , =» и обосновать, почему выбран тот или иной знак (прибежали, значит стало больше, ставим «+»)
Задаю вопросы: «Какое слово в задаче заменяет самое маленькое число? (Было, прибежали). Большое число? (Стало).
Затем слово прибежали заменяю словом убежали. Дети тут же догадываются, что « + » надо заменить на « — ». Обращаю внимание на то, что слово стало заменяем словом осталось.
Было — Убежали = Осталось
Наряду с этой работой учу детей составлять задачи обратные данным.
Осталось + Убежали = Было
Было — Осталось = Убежали
Такая работа способствует развитию мышления и устной речи, позволяет сформировать у каждого ученика полноценное умение решать такие задачи не за счет «натаскивания» на основе ранней типизации задач и большого числа их, а за счет разнообразной творческой деятельности каждого ученика.
Уделяю большое внимание разнообразным преобразованиям задач, сравнению задач:
— преобразование текстов, не являющихся задачами в задачи;
— изменение вопроса, условия, данных, чтобы действий в решении стало больше (меньше), чтобы задача стала не решаемой, чтобы появились лишние (недостающие) данные. Например: «Коля поймал 4 окуня и 3 леща. Сколько карпов поймал Коля?» Такое задание покажет детям, что содержание каждой задачи надо внимательно прочитать, заставит их внимательнее относится к условию.
— изменение текста задачи, чтобы в её решении появилось обратное действие.
Постоянное использование всех этих аспектов работы с задачами дает хорошие результаты, способствует формированию умения решать задачи «не механически», учат устанавливать связь между данными и искомыми величинами, развивают аналитическое мышление.
Источник
Методика работы над текстовыми задачами
Методика работы над текстовыми задачами
В обучении математике велика роль текстовых задач. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления. Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащегося. Поэтому важно, чтобы учитель имел глубокие представления о текстовой задаче, о ее структуре, умел решать такие задачи различными способами. Существуют простые и составные задачи. Задачи, которые решаются в одно действие называются простыми задачи, решающиеся в два и более – составные. Никто не подвергал сомнению важность текстовых задач в обучении и никто не считал их просто сложными. Уже в начальной школе учащиеся решают некоторые простые задачи. С годами задачи становятся все сложнее. Умение решать простые текстовые задачи практически совпадает с основами математической грамотности, способствует выработке логического мышления. Текстовая задача есть описание некоторой ситуации (ситуаций) на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между ее компонентами или определить вид этого отношения. Принято считать, что развитию логического мышления учащихся способствует решение нестандартных задач. Действительно, задачи такого рода вызывают у детей интерес, активизируют мыслительную деятельность, формируют самостоятельность мышления. Но ведь почти каждую текстовую задачу можно сделать творческой при определенной методике обучения решению. Существуют приемы и формы организации работы при обучении школьников решению задач, которые способствуют развитию мышления учащихся, вырабатывают стойкий интерес к решению текстовых задач и которые недостаточно часто применяются в практике работы. На школьном уровне многие нетекстовые задачи – лишь технические упражнения, необходимые, но не слишком интересные.
Многие интересные и нестандартные задачи существуют в форме текстовых задач. Это не значит, что все текстовые задачи сложны, но все они требуют некоторого понимания естественного языка и способности переводить один в другой разные виды представления: слова, символы, образы.
Текстовые задачи имеют несколько целей. Выделяют текстовые задачи как прикладные и как умственные манипуляторы. Текстовые задачи как прикладные: в этом случае задача дает приложение математики к некой ситуации, возможной в повседневной жизни. Например: «В магазине продаются апельсины по восемь штук за 30 рублей. Покупатель хочет взять семь. Сколько он должен заплатить?»
Задачи из реального мира не могут составлять единственную или даже основную часть задач, используемых в классе. Текстовые задачи как умственные манипуляторы: эти задачи имеют дело с воображаемыми ситуациями, которым необязательно встречаться в повседневной жизни. Числовые данные необязательно брать из действительности. То, что требуется узнать, необязательно неизвестно или нужно в действительности, а то, что дано, не всегда доступно в повседневной жизни. Внутренняя последовательность или интересная математическая структура важнее, чем соотнесенность или значимость в реальности. Цель этих задач: ввести учеников в основы математики –такие как теория чисел, теория графов или комбинаторика, но избежать при этом сложностей профессиональной терминологии.
Задачи должны быть математическими проблемами, представленными в доступной для детей форме, и их качество зависит, в первую очередь, от качества их внутренней математической структуры, а также от их изящества и доступности. Хорошая задача должна быть эстетически притягательна, как предмет искусства. Учитель должен четко подбирать задачи с понятным содержанием, вырабатывать у детей тактику и последовательность работы над задачей. Текстовые задачи часто создают различные сложности для учащихся любого уровня. Для отстающих – этих проблем больше, чем для других учащихся после достаточного усвоения материала предыдущих разделов. Прежде, чем приступить к решению текстовых задач нужно убедить ученика в необходимости того, что для решения этих задач у него есть необходимые знания. Задачи бывают разного уровня сложности. Полученные ребенком знания, а также его находчивость достаточно для того, чтобы правильно решить текстовые задачи любого уровня.
Вышеуказанные качества развиваются с помощью определенных навыков, которые приобретаются учеником во время решения каждой задачи. Поэтому чем больше задач предлагать решать младшему школьнику, тем быстрее найдете ключ к решению очередной задачи. Прежде чем приступить к решению задач, ребенок должен внимательно прочитать условие задачи и определить количество действий устно, если данная задача на составление уравнения, то ученик должен устно определить, что «берем за х ». Если после первой попытки нет желаемого результата, значит, ребенок не понял условия задачи. В таких случаях ему следует еще раз перечитать условие задачи для того, чтобы достичь желаемого результата. Перечитывание условия задачи несколько раз часто приводит к утомлению, и ребенок не может сосредоточиться на задании. В этом случае лучше вернуться к решению данной задачи через некоторое время .Решение задач –это работа несколько необычная, а именно умственная работа. Чтобы научиться какой либо работе, нужно предварительно хорошо изучить тот материал, над которым придется работать, те инструменты, с помощью которых выполняется эта работа. Значит, для того чтобы научиться решать задачи, надо разобраться в том, что собой они представляют, как они устроены, из каких составных частей они состоят, каковы инструменты, с помощью которых производится решение задач. Любая задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны в задаче. Поэтому, приступая к решению какой-либо задачи, надо ее внимательно изучить, установить, в чем состоят ее требования, каковы условия, исходя из которых надо решать задачу. Все это называется анализом задачи. Под процессом решения задачи понимается процесс, начинающийся с момента получения задачи до момента полного завершения ее решения, то, очевидно, что этот процесс состоит не только из изложения уже найденного решения, а из ряда этапов, одним из которых и является изложение решения.
Итак, весь процесс решения задачи можно разделить на восемь этапов:
1 этап – анализ условия задачи. Получив задачу, первое, что нужно сделать, это разобраться в том, что это за задача, каковы ее условия, в чем состоят её требования, т.е. провести анализ задачи. Этот анализ и составляет первый этап процесса решения задачи.
2 этап – схематическая запись задачи. Анализ задачи следует как-то оформить, записать, для этого используются разного рода схематические записи задач, построение которых составляет второй этап процесса решения.
3 этап – поиск способа решения задачи. Анализ задачи и построение ее схематической записи необходимы главным образом для того, чтобы найти способ решения данной задачи. Поиск этого способа является третьим этапом процесса решения.
4 этап – осуществление решения задачи. Когда способ решения задачи найден, его нужно осуществить.
5 этап – проверка решения задачи. После этого как решение осуществлено и изложено (письменно или устно), необходимо убедиться, что это решение правильное, что оно удовлетворяет всем требованиям задачи. Для этого производят проверку решения, что составляет пятый этап процесса решения.
6 этап – исследование задачи. При решении многих задач, кроме проверки, необходимо еще раз произвести исследование задачи, а именно установить, при каких условиях задача имеет решение и притом, сколько различных решений в каждом отдельном случае; при каких условиях задача вообще не имеет решения и т.д. Все это составляет шестой этап процесса решения.
7 этап – формирование ответа задачи. Убедившись в правильности решения и, если нужно, производя исследование задачи, необходимо четко сформулировать ответ задачи – это буде седьмой этап процесса решения.
8 этап – анализ решения задачи. Все это составляет последний, конечно не обязательный, восьмой этап решения. Данная схема дает общее представление о процессе решения задач, как о сложном и многоплановом процессе.
В некоторых задачах трудно выделить отдельные этапы. Таким образом, структура процесса решения задачи зависит в первую очередь от характера задачи и конечно, от того, какими знаниями и умениями обладает ученик решающий задачу.
Источник
Работа с текстовыми задачами. УМК «Школа России»
Харебина Светлана Анатольевна
Практическое задание 2.10
Проанализируйте систему изучения раздела «Работа с текстовыми задачами» в реализуемом Вами УМК. Заполните таблицу.
УМК «Школа России»
Планируемые результаты освоения тем раздела «Работа с текстовыми задачами»
Работа с текстовыми задачами. Структура задачи.
— создание условий для ознакомления с понятием «задача», «части задачи»;
-знать структуру текстовой задачи;
-уметь различать условие задачи, вопрос;
— уметь правильно оформлять решение задачи;
-развитие логико-математической речи, внимания, аналитического мышления, формирование умения выделять части и решать задачи;
-обеспечение первичного усвоения знаний на уровне применения их в разнообразных ситуациях;
-воспитание интереса к предмету, дисциплинированности.
-формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
-учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-работать по коллективно составленному плану;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
-формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
-определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
-наблюдать и делать выводы;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, группе, вести диалог;
-принимать участие в работе парами и группами;
-понимать задаваемые вопросы;
-выражать свою точку зрения;
-уметь оформлять свои мысли в устной форме
-адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
-формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение.
— научаться решать задачи на умножение;
— заменять сумму одинаковых слагаемых новым арифметическим действием – умножением.
— моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи;
— находить разные способы решения задачи;
— выполнять задания творческого и поискового характера
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль в различных видах познавательной деятельности; оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приемы решения задач; применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; осуществлять смысловое чтение.
Коммуникативные: отвечать на вопросы, уточнять непонятное; принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства.
Личностные: ориентироваться на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности.
Задачи на увеличение числа в несколько раз.
-уметь раскрывать смысл слов “больше в 2 (3,4. ) раза”,
-уметь рационально применять приемы вычисления для табличного умножения и соответствующих случаев деления (с числами 2,3,4),
-уметь применять ранее изученные навыки вычисления числовых выражений.
-решать задачи на увеличение числа в несколько раз арифметическими способами;
-моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами;
— применение знаний таблицы умножения при вычислении числовых выражений»
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные : самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Личностные : осознавать собственные знания по теме и умение их применить; понимать успешность выполненной работы, уметь самостоятельно преодолевать трудности.
Решение текстовых задач арифметическим способом .
Учащиеся научатся решать задачи изученных видов ; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.
Познавательны е: создать представление о числах;
совершенствовать расширению кругозора, обогащению словарного запаса учащихся; развивать умения работать с разными информационными источниками: учебником, схемами, знаками.
Формировать учебную самостоятельность.
— работать по предложенному плану;
— формулировать цель урока, делать выводы.
— сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
— адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
— Проявление творческого отношения к процессу обучения;
— проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 829 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 329 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 630 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Технологическая карта по русскому языку «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» ( 2 класс)
Тест по русскому языку на тему «Подробный разбор нахождения прилагательного» ( 3 класс)
Конспект урока по обучению грамоте: «Звуки [ м ];[м`], буква М, м»
Тест по русскому языку на тему «Часть слова, как основа записи» (3 класс)
Компьютер и физическое здоровье школьника
Урок русского языка во 2 классе «Безударные и ударные гласные»
Сценарий внеурочного занятия по математике в 1 классе «Праздник чисел первого десятка»
Техника безопасности и правила поведения во время осенних каникул
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5308503 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник