Технология по работе с солёным тестом «Тестопластика»
Сташкова Ольга Алексеевна
Технология по работе с солёным тестом «Тестопластика»
«Солёное тесто в детском творчестве»
Тестопластика – искусство создания объёмных и рельефных изделий из солёного теста.
В наши дни становится необычайно популярно старинное искусство лепки из солёного теста. Мука, соль и вода – это природные продукты, экологически чистые и безопасные для здоровья человека. При их соединении получается чудесный материал, который легко превращается в рельефные картины и различные фигурки – мукосольки. Экологичность материала «подарила» этому виду художественного творчества ещё одно довольно точное название – биокерамика.
Почему лепка из солёного теста получила сегодня такое широкое признание? Этот вид рукоделия доступен абсолютно всем, так как не требует каких – то художественных способностей и больших финансовых затрат. Для занятий тестопластикой не нужны какие – то специальные инструменты и дорогое оборудование. Всё необходимое найдётся дома – разделочная доска, скалка, чесночница, чайное ситечко, расчёстка, пластиковый нож, трубочка для коктейля, зубочистка, и другие, самые необычные предметы.
Солёное тесто – идеальный материал для лепки с детьми, ведь он на 100% является натуральным продуктом. Малыши стремятся всё попробовать на вкус. С солёным тестом это не будет проблемой! Оно просто не вкусное. И даже если ребёнок съест кусочек, это не нанесёт ему никакого вреда (в отличии от пластилина или других современных материалов для лепки).
Цель работы:
— Раскрытие творческого потенциала воспитанников, развитие у детей интересов, наклонностей, способностей.
— Обучение дошкольников навыкам изготовления разнообразных изделий из солёного теста.
— Обучать специальным технологиям работы с пластическими материалами. Стимулировать детей к экспериментам с материалом, цветом.
— Приобщать детей к миру искусства, формировать художественный вкус. Развивать чувство формы, пропорций, цветоощущение.
— Развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер, слуховое и зрительное восприятие, мыслительные операции, образное мышление.
— Обеспечивать условия для развития речевого общения детей и взрослых, сверстников. Обогащать словарь детей.
— Обеспечить условия для творческой самореализации детей, проявлению самостоятельности, инициативы.
— Формировать умение планировать свою деятельность. Соблюдать правила безопасности при работе с изоматериалами.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, одно из полезнейших занятий для ребёнка.
• Предметы имеют объём и воспринимаются ребёнком со всех сторон.
• При лепке ребёнок непосредственно ощущает материал, форму.
• В лепке предметы легко поддаются исправлению недостатков.
Пластичность материала позволяет детям со страхами, тревожностью, агрессией, гиперактивным, необщительным и замкнутым подправить своё эмоциональное самочувствие.
Тестопластика
Детям была предложена работа с необычным материалом, пластичным и послушным – солёным тестом.
Почему солёное тесто?
Потому что в процессе лепки из солёного теста у детей:
Развиваются моторные функции;
Повышается сенсорная чувствительность (способность к топкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
Развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук;
Дети получают возможность устанавливать физические закономерности, экспериментировать с солёным тестом, инструментами и дополнительными материалами;
Обогащаются знания ребёнка о свойствах материалов и возможностях их применения;
Формируется навык планирования своей деятельности, умение работать в коллективе, самостоятельно решать возникающие проблемы.
Возникает потребность в поиске новых действий, в изменении технологии, конструкции изделий.
Совершенствуется гибкость и смелость мышления.
Появляется возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя, почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него задуманный образ.
Возникает большой интерес к творческому процессу. Дети получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможности выразить в пластическом виде искусства свои мысли, своё отношение к увиденному, услышанному, прочитанному.
Материалы и инструменты необходимые при работе с солёным тестом: ночка с водой
Кисточка для смачивания теста
Мука пшеничная и ржаная
Соль мелкого помола «Экстра»
Краски – гуашь, акрил, акварель, масляные, пищевые
Баночка с водой
Особенности технологии лепки из солёного теста
Техника работы с соленым тестом несложная. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий. Из соленого теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы лепки. Однако, его возможности становятся практически неограниченными при условии, если удастся правильно вымесить тесто.
Замес теста
• Замешивать тесто лучше в глубокой миске, постепенно высыпая в воду с растворённой в ней солью просеянную муку.
• Тесто для лепки должно быть крутым, поэтому окончательно вымешивать его удобнее на столе, тщательно разминая, добиваясь однородности и эластичности.
• Хранить тесто в банке или пакете, без доступа воздуха. (Если тесто всё-таки обветрилось, и на нём образовалась корочка, смажьте его маслом – корочка легко удалиться)
• Готовое солёное тесто нужно положить в холодильник на пару часов. Охладившись, оно станет более пластичным и однородным.
Цветное тесто
• Чтобы создать цветную поделку нужно замесить цветное тесто. Подкрашивать солёное тесто можно пищевыми красителями, акварелью, гуашью, акрилом, свекольным или морковным соком.
• Окрашивание может производиться на стадии замешивания или вымешивании теста.
• Коричневый цвет можно получить добавив какао или растворимый кофе. Чем больше оттенков у изделия, тем интереснее оно будет выглядеть.
• Раскрашивают изделия из солёного теста чаще всего гуашью – её цвета наиболее яркие и стойкие. Перед тем как раскрашивать изделия, их можно грунтовать белой масляной краской. После того как грунтовка высохнет, приступают к раскрашиванию. Можно изделия не грунтовать, а сразу красить гуашью и акриловыми красками. Краски наносят не слишком толстым слоем, так как после высыхания изделие может слегка потрескаться.
Рецепты теста
Мука – 300 г (2 чашки)
Соль – 300 г(1 чашка)
Вода – 200 г(200мл)
Тесто для утончённой обработки:
Сушка изделий из солёного теста
• Первый способ. Сушка воздушная.
В среднем тесто сохнет примерно по миллиметру в день. Значительно ускорить этот процесс поможет размещение поделки на ровной поверхности. Этот способ считается лучшим, так как именно при медленной сушке деформация изделия минимальна. Очень важно, чтобы поделка не подвергалась резкому изменению влажности и температуры, то есть нужно избегать сквозняков.
• Второй способ. Сушка в духовке.
Нагревать духовку нужно до восьмидесяти градусов, поместив в неё поделку и внимательно следить за термометром. Особенно на начальном этапе сушки температура не должна повышаться. Для этого можно раз в пятнадцать минут открывать дверцу духовки и выпускать лишний жар. Для полного высыхания работы требуется от двух до четырёх часов.
• Третий способ. Комбинирование двух предыдущих.
Примерно сутки сушится поделка естественным путём, а потом доводят процесс до конца в духовке.
• Лак не только придаёт блеск и законченность поделке – он предохраняет её от воздействия влаги и постепенного крошения. Для лакирования поделок из солёного теста используют жидкий лак. Жидкий лак придаёт зеркальный глянец и подчёркивает яркость красок. Но нужно лак наносить много раз, так как он очень быстро впитывается. Густой лак придаёт украшениям матовый блеск, им достаточно покрыть изделие 1-2 раза, а от влаги и крошения он защищает изделие надёжнее жидкого.
Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках. Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части и т. д. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто место соединения смочить водой.Скрепить детали также можно следующим образом: насадить на каркас из трубочки, палочки, проволоки; сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить и т. д.
На первом этапе мы используем лепку мелких орнаментальных деталей. Несмотря на то, что в изготовлении эти фигурки довольно просты, они являются важными составными элементами композиции. Эти детали настолько красивы,что и сами по себе могут являться украшениями: это цветы, листья, ягоды, фрукты, овощи и т. д Изготовление мелких элементов важный этап работы перед переходом к сложным композициям.
На втором этапе мы изготавливаем простые поделки, которые имеют множества вариантов выполнения. Кольца, косы, медальоны–это распространенные украшения. Их мы украшаем мелкими орнаментальными деталями.
На третьем этапе мы переходим к изготовлению более сложных композиций: сюжеты из р. н. сказок, настенные панно, плоские украшения которые изготавливаем с помощью шаблонов.
Организация работы с солёным тестом в условиях дошкольного учреждения Тема: «Организация работы с солёным тестом в условиях дошкольного учреждения» 2015-2016 Провела: воспитатель подготовительной группы.
«Сказкотерапия» — современная технология в работе музыкального руководителя ДОУ Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека,.
Конспект НОД с участием родителей «Краски весны» (рисование солёным тестом) План-конспект НОД «Краски весны» Цели: 1. Вызвать интерес к созданию выразительного образа цветов 2. Закрепление умения правильно держать.
Консультация для родителей «Первые шаги в работе с соленым тестом» Консультация для родителей «Первые шаги в работе с соленым тестом» Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного.
Мастер-класс для учителей начальных классов «Технология критериального оценивания образовательных достижений учащихся» Мастер – класс на тему: Технология критериального оценивания образовательных достижений учащихся в моей работе Цель: Дать.
Методическая разработка по работе с соленым тестом «Чудо-тесто» «Чудо-тесто» Лепим из соленого теста Современный просвещенный родитель, разумеется, слышал о пользе движения рук, тренировки пальчиков ребенка.
Отчет о работе кружка по тестопластике «Мукосолька» . Немного соли и муки чуть-чуть, Воды добавить также не забудь, Перемешать всё тщательно и в путь Творений необычных созиданья, Рожденья.
«Оздоравливающее воздействие работы с солёным тестом на психологическое здоровье ребёнка». В помощь педагогам-психологам Оздоравливающее воздействие работы с солёным тестом на психологическое здоровье ребёнка. Целительное влияние пшеничных зёрен, муки, соли,.
Педагогический опыт «Тестопластика как метод арт-терапии в работе воспитателя ДОУ» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.
Технология кейс-стадии в работе с дошкольниками Современное общество ставит перед педагогами образовательных учреждений задачу подготовки дошкольников старшего возраста, способных самостоятельно.
Источник
Способы и приемы работы с соленым тестом
Алена Исрафилова
Способы и приемы работы с соленым тестом
СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ
МКДОУ ЦРР д/с. «Теремок»Воспитатель: Исрафилова А. С.
Способы и примеры работы с соленым тестом. Как можно обыграть сам процесс лепки с ребёнком. Простые фигурки которые можно слепить раскрасить с детьми
2 стакана пшеничной муки
1 стакан самой мелкой соли
1 стакан ХОЛОДНОЙ воды
Насыпьте в салатницу муку и соль, тщательно перемешайте, затем сделайте углубление, куда вылейте сразу всю воду.Качество материала можно улучшить:
— добавив в классический рецепт 1 столовую ложку картофельного крахмала, обязательно просеяв его, чтобы не было комочков, увеличим пластичность материала;
— добавив 1-2 чайные ложки обойного клея повысим прочность изделий.
Дешево и очень легко в приготовлении
Легко окрашивать (гуашь, акрил, масло. может быть даже акварель (не пробовала)
Довольно хрупкое (особенно это касается мелких деталей)
Если не добавлять крахмал, тесто при высыхании пойдет трещинами
Советы, как сделать подобные игрушки
Игрушки лучше делать большого размера (минимум 20 см, иначе вы замучаетесь с лепкой мелких деталей.
Почти все детали приклеивались с помощью небольшого количества воды на основу.
Прорисовка бороды и др., понятно, иголка или зубочистка.
Обязательно начинайте лепить фигурки на бумаге, которая и будет задней стороной игришки. Когда тесто высохнет, аккуратно вырежте фигурку
В возрасте 1,5-2 лет лучше всего лепить из соленого теста. Оно очень мягкое, пластичное, не пачкает, в отличие от пластилина. Рецептов соленого теста очень много.
Для наших первых шедевров возьмем самый простой: взять 1часть муки, 0,5 части соли мелкого помола, все смешать. Добавлять понемногу горячую воду, чтобы замесить крутое тесто. Можно добавить 1ст. л. растительного масла. Чтобы тесто получилось цветным, добавьте в него гуашь. Готовое тесто можно хранить в холодильнике в целлофановом пакете до 10 дней.
Что можно делать с тестом в 1,5-2 года:
•тыкать в него пальчиком; •хлопать по тесту ладошкой, •плющить его ладошкой, •размазывать пальцем, •отщипывать кусочек, •прилеплять кусочек,
•катать «колбаски» ладошкой, •катать маленькие «колбаски» или «колобки» пальчиком, •резать стекой «колбаску», •плющить «колобки» в лепешку ладошкой или пальчиком.
Вот примеры того, как можно обыграть сам процесс лепки.
1. Мы катаем «колобки». Что это будет?
•колобок, который можно посадить игрушечной лисичке на «носок» (а может лисичку слепит мама). Колобку зубочисткой сделать глаза, нос и рот,
•корзинка яблок, апельсинов, помидоров, которыми можно угостить игрушки,
•гусеница из маленьких шариков,
•елочные шары, которые можно прилепить на нарисованную елочку.
2. Делаем «колбаски». Что будет?
•веревочка, •сосиска для кошки •змейка или червячок,
•соединим два конца «колбаски» и будет бублик. Можно сделать целую связку бубликов на веревочке,
•скатаем спиралькой, получим улитку, розочку, плюшку.
3. Плющим «колобки», делаем «блинчики». Что будет?
•сами «блинчики», •пицца, •тарелка, •шляпка гриба,
•торт, если сложить несколько «блинчиков», украсить торт фасолью или горохом, воткнуть спички-свечки.
Ну, вот наконец-то крошка свободно катает «колобки», делает «колбаски и «блинчики». Пришло время задуматься о создании первых поделок.
Что можно сделать:
1. Нарисуйте или приклейте вырезанную птичку на лист. Нарисуйте кормушку. Предложите ребенку «накормить» птичку. Надо отщипывать маленькие кусочки и прилеплять их к кормушке. Как вариант, накормите курочку, утку или гуся.
2. Нарисуйте полосатую рыбку, предложите ребенку прилепить на полоски «колбаски».
3. Раскатайте тесто в пласт около5-7 мм, пусть ребенок попробует формочками для печенья вырезать фигурки. Затем раскатайте еще один пласт, вырежьте из него круг или квадрат и с помощью воды приклейте фигурки на пласт, сделав орнамент. Когда тесто высохнет, раскрасьте свое произведение гуашью.
4. Нарисуйте на бумаге простую фигуру, можно треугольник или квадрат. Попробуйте вместе с ребенком прилепить «колбаску» по контуру фигуры.
5. Можно любую фигуру замазать внутри тестом.
6. А можно на лепешке из тестасделать разные отпечатки: ключа, листика, игрушки, монетки и т. д.
Очень часто в поделках из соленого теста используется крупа. Вот примеры вариантов поделок с крупой и соленым тестом.
1. Раскатать лепешку из теста, взять фасоль и вдавить ее в тесто. Можно даже составить узор. Не стоит давать малышу сразу много крупы, достаточно для начала 5-6 фасолинок.
2. Облепите соленым тестом маленькую баночку. Пусть ребенок украсит ее фасолинками, фигурными макаронами, кусочками шерстяных ниток. Потом эту баночку можно раскрасить. Получится оригинальная вазочка.
3. Можно облепить тестом спичечный коробок. Скатать четыре колобка, расплющить их и сделать колеса. Сверху на коробок вдавить фасолинки или горошинки. Чем вам не тачка? А может это вагончик или автомобиль?
4. Обмажьте тестом грецкий орех и фундук. Пусть ребенок обкатает их в пшене или кукурузной крупе. Соедините орешек – получился цыпленок!
5. А если обмазать грецкий орех тестом, сделать глазки из перца, нос и рот, получится колобок!
И в заключении, немного о сушке изделий из соленого теста.
Положите поделку на противень, застеленный фольгой, так у вас не прилипнет поделка к противню.
Сушить можно в духовке при самой низкой температуре с приоткрытой дверцей. Сначала надо поставить противень на верхнюю полку и выдержать там до тех, пока изделие не начнет подрумяниваться. После этого можно уже переставлять противень на среднюю полку – деформации уже не будет.
На открытом воздухе поделки сушатся в течение нескольких суток.
Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.
Конспект занятия по лепке с соленым тестом во второй младшей группе «Домики для поросят» Цель: Развитие художественно-творческих навыков в лепке. Совершенствовать умение скатывать соленое тесто круговыми движениями, прямыми движениями.
Из опыта работы «Нетрадиционные способы рисования для дошкольников» (фотоотчёт) Данный материал познакомит педагогов,родителей с разнообразными техниками нетрадиционного рисования гуашью,красками в сочетании с другими.
Приемы работы с экологическим букварем (часть 1) 1. Начать работу следует с отметки погоды и изменений природных явлений (солнце взошло, полдень, заход солнца – причем разного цвета)..
Приемы работы с экологическим букварем (часть 2) 11. Использование цепей питания животных, птиц, насекомых, используя карточки. 12. Рассказы детей о повадках птиц, зверей, их питании и.
Приемы работы с экологическим букварем (часть 3) Буду рада, если кому-то мой опыт работы с экологическим букварем будет полезен. 21. Описание пейзажных картин художников. Рассматривание.
Мастер-класс «Рисование жидким, цветным, соленым тестом «Зимняя сказка» Рисование жидким, цветным, соленым тестом «Зимняя сказка». Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с Вами нетрадиционным.
Видеозанятие «Рисуем жидким, цветным, соленым тестом. Рыбка» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу предложить Вашему вниманию видеозанятие «Рисуем жидким, цветным,.
Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.
Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Один психолог сказала на своей встрече однажды.
Источник