- Строим правильные отношения с партнером по бизнесу
- Как правильно сформировать и с чего начать партнерские отношения
- Два бизнес-значения термина «партнер»
- Бизнес «на двоих»
- Недостатки партнерства в бизнесе
- Основные причины «проблемного» партнерства
- Как избежать партнерских конфликтов и неудач
- Партнерство как межфирменная коммуникация
- Виды межфирменного партнерства
Строим правильные отношения с партнером по бизнесу
Все кто начинал свой бизнес с партнерами, сталкивались со следующими вопросами, как построить правильные партнерские отношения, каким партнерам отдать предпочтение, как максимально оградить себя от возможных конфликтов с партнером в будущем.
Я хотел бы поделиться опытом работы в партнерстве и дать рекомендации. Ниже я привожу интерпретацию только своего личного опыта и не претендую на абсолютную истину.
В этом посте, я кратко опишу следующие вопросы:
- Какой вариант партнерства выбрать, с точки зрения инвестиций;
- Главные ошибки при создании партнерстве;
- Фатальные для партнерства ошибки;
- Общие правила.
1. Какой вариант партнерства выбрать, с точки зрения инвестиций
Выбрать партнера по бизнесу, процесс схожий с выбором жены/мужа, с учетом того, что как правило с партнером вы проводите больше времени вместе (активное время суток) чем с женой/мужем (в случае, если партнеры работают вместе).
Я рассмотрю несколько вариантов партнерства, с которыми я сталкивался за 8 лет ведения бизнеса:
- Партнеры, которые инвестирует деньги, но не принимают участие в работе компании («деньги»);
- Партнеры, которые инвестируют деньги и принимают участие в работе компании («деньги + мозги»);
- Партнеры, которые инвестируют интеллектуальные ресурсы («мозги»).
Партнеры, которые инвестирует деньги, но не принимают участие в работе компании.
Сотрудничество с такими партнерами обосновано при запуске дорогостоящих проектов, когда требуется большая инвестиция и финансовая поддержка бизнеса, на протяжении определенного периода. Такой вариант не рассматриваю, так как не было подобного опыта, если не считать предложений о создании такого бизнеса.
Не соблазняйтесь на вариант, когда инвестиция относительно невелика и перспективы увеличения инвестиции от данного инвестора ноль (пару компьютеров, мебель, пару месяцев аренды). Такого инвестора найти легко, но такой партнер будет только обузой и нечего не привнесет в бизнес, кроме, возможно, контроля, навязывания своего видение решений, как правило, далёких от реалий вашего бизнеса, данное партнерство однозначно приведет к конфликту, особенно если вы молоды и у вас есть амбиции и тщеславие
+
• легкий старт бизнеса
• несложно найти партнера
• определённая свобода действий
—
• пятое колесо
• отложенный конфликт
Партнеры, которые инвестируют деньги и принимают участие в работе компании
Такие инвестору могут быть интересными, так как кроме инвестиций, они могу привнести свои знания и опыт в бизнес. Такие партнеры могут не разбираться непосредственно в вашем бизнесе, но могут владеть компетенцией в других областях, в маркетинге, в финансах, HR и другими полезными для бизнеса знаниями.
+
• дополнительные компетенции участников бизнеса
• синергетический эффект
• деньги + совет
—
• ограничение свободы в принятии решений управляющим партнером
Партнеры, которые инвестируют интеллектуальную собственность (знание и время)
В этом случае вы сами выступаете инвестором, привлекая в партнерство человека, которые владеет определённой компетенцией, без которой новый бизнес порою невозможен, либо без данного специалиста бизнес не получит активное развитие. Известно, что «цифровой» бизнес (также и большинство других), полностью зависит от людей, которые участвуют в это бизнесе.
+
• синергетический эффект
• сильная мотивация «интеллектуального» партнера
—
• зависимость бизнеса от партнера, владеющего «исключительной» компетенцией в данном бизнесе
• отношение «интеллектуального» партнера к бизнесу, как к наемной работе (не чувствует себя владельцем)
• главные риски несет партнер, который вложил деньги в бизнес,
! Главная ремарка, партнер, который вкладывает свои личные финансы в бизнес, относиться к бизнесу более ответственно (в разы).
2. Главные ошибки при создании партнерства
- Отсутствие доверия между партнерами;
- Отсутствие зарплаты у партнеров, которые работают в компании;
- Отсутствие сценария на случай прекращения партнерства;
- Отсутствие сценария на случай дополнительных инвестиций, если бизнес план по достаточному поступлению наличности не выполняется;
- Отсутствие четкой и понятной системы учета.
3. Фатальные для партнерства ошибки
- Обман на этапе создания партнерства
- Партнеры имеют разные цели
- Лень
- Кумовство
4. Общие правила
- Не заводите партнерство с друзьями, имеются в виду с настоящими друзья, а не с приятелями или товарищи (с ними можно). Это можно делать, если вы готовы потерять друга и получить очень большие деньги, возможно, что это сделает вас обоих счастливее, на второй половине весов будет дружба;
- Не делайте бизнес с мужем, женой, близким родственником друга, подруги, это можно делать, в случае если вы очень хотите помочь это человеку или семье и принимаете ухудшение отношений как свой крест;
- При создание партнерства, пословица «Лучше с умным потерять, чем с дурным найти» проявляется как никогда. Думаю, что эту пословицу придумали, когда то давно купцы или ремесленники;
- Женщины относятся к бизнесу и партнерству более ответственнее, у меня сложилось впечатление, что они более надежны;
- Начиная сотрудничество с сильным партнером, акулой бизнеса, который имеет связи и вес в обществе, следует быть готовым, что вы можете потерять свой бизнес, акула может съесть вас. Что бы этого не произошло, нужно быстро становится также акулой и не быть размазнёй, 2 акулы могут эффективно работать в согласии. Симбиоз «батана» и «акулы» также возможен, но до той поры, пока это будет устраивать акулу, это может длиться десятилетиями, а может и дни;
- Никогда полностью не рассчитывайте на партнера, думая, что он решит все ваши задачи и проблемы, лучше удивляйтесь каждый раз и благодарите судьбу, когда это происходит;
- Не раздавайте бездумно долю в бизнесе, взвесьте 10 раз, перед тем как её кому то передать или продать.
Если данная статья будет интересна, я продолжу данную тему и поделюсь своими знаниями, наблюдениями и выводами. Такими как, определение доли в партнерстве, оценка своей доли, оформление партнерства, построение долгосрочных отношений с партнером, а также как избежать закладывания конфликта.
Источник
Как правильно сформировать и с чего начать партнерские отношения
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Партнер – полноправный участник совместных действий. Партнерские отношения в бизнесе имеют ключевое значение при выстраивании бизнес-стратегии. В результате установления связей между сторонами и происходит функционирование предпринимательства как такового. Каждый контрагент не только исполняет свои обязательства, но и формирует предпринимательскую среду, является формой динамики бизнеса, создает его инфраструктуру.
Рассмотрим, на чем могут быть основаны партнерские отношения, как их устанавливать, на что обращать внимание при выборе партнера и как избежать самых типичных ошибок партнерства.
Два бизнес-значения термина «партнер»
Само слово «партнер» переводится как «участник», происходя от французского корня, обозначающего надежного, проверенного испытанного товарища по карточным играм, на которого всегда можно положиться.
В предпринимательской деятельности термин «партнер» используется в двух основных значениях:
- соорганизатор какой-либо формы собственности для ведения предпринимательства, когда бизнес официально зарегистрирован на несколько лиц, юридических или физических;
- юридические лица, формально сотрудничающие, хотя это и не прописано в их уставных документах.
Близкий к значению партнерства термин «контрагент» обозначает одну из сторон договорных отношений, что также является формой сотрудничества.
Вопрос: Можно ли учесть для целей налога на прибыль расходы на визовую поддержку, оплату проезда и проживания деловых партнеров, прибывших на официальную встречу (пп. 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ)?
Посмотреть ответ
Бизнес «на двоих»
Друзья превращаются в партнеров, решив совместно зарегистрировать какую-либо форму предпринимательской деятельности.
В партнерстве могут быть объединены и большее количество участников, но чаще всего предпринимательскую деятельность организовывают «на пару» с надежным сотрудником. Эта форма взаимодействия популярна вследствие многочисленных преимуществ, открывающихся для новоиспеченных бизнесменов:
- психологический момент – новое дело проще начинать со знакомым человеком, которому ты доверяешь;
- сходные цели, ценности, установки;
- повышенный уровень мотивации;
- совместное принятие управленческих решений снижает риск ошибок;
- уменьшение расходной части путем разделения «ноши» на количество партнеров;
- более легкая коммуникация, открытость;
- возможность более точно подcчитать риски и разделить ответственность.
ВАЖНО! По статистике, большая часть первых собственных «дел» открываются на основе партнерских отношений.
Существенными признаками партнерства является признание таковым в уставных документах и внесение вклада в любой форме (имущественной, денежной, профессиональной и т.п.).
Недостатки партнерства в бизнесе
Главной трудностью партнерских отношений является недостаточная их определенность в российских законах: понятие «партнер» не входит в Трудовой или Налоговый кодекс РФ.
Кроме того, отношения на партнерском уровне существенно усложняют структуру управления, поскольку нужно учитывать не только объективные, но и личностные факторы.
Другая группа недостатков связана с психологией взаимодействия людей. Когда интересы направлены на общее дело, потенциал возрастает. Но когда интересы сталкиваются, происходит конфликт, обычно дорого обходящийся обеим сторонам.
Основные причины «проблемного» партнерства
- «В своем глазу бревна не вижу» – успех общий, а в неудачах каждая сторона склонна винить другую.
- «Мне мое, тебе твое» – нечеткое разделение сфер влияния, ответственности и доли в прибыли.
- «Лебедь, рак и щука» – стороны не могут договориться между собой: либо не получается принять общее решение, либо одна сторона отменяет принятое другой стороной распоряжение.
- «Деньги любят счет» – каким бы ни было изначальное доверие, недостаточный финансовый учет в конечном итоге приведет к подозрениям и разногласиям.
- «Заспинные махинации» – проводятся ли они на самом деле, или партнеры только подозревают друг друга, это богатая почва для конфликтов.
Как избежать партнерских конфликтов и неудач
Чтобы партнерство было плодотворным и приносило прибыль, а не огорчения и раздел собственности, стоит соблюдать правила, которые выработались в результате успешной бизнес-практики.
- Не делите доли поровну. Кажущееся справедливым разделение может попортить много крови в случае конфликта, так как стороны окажутся полностью равноправными.
- Единоначалие. Из всех сторон одна должна быть главнее остальных. Иначе для принятия любого решения нужно полное согласие между всеми партнерами, чего далеко не всегда удается достичь. За кем последнее слово, за тем будет и окончательная ответственность.
- Распределение. Еще до организации совместного бизнеса нужно четко определиться, кто что будет делать и за что отвечать, и закрепить все полномочия и функции в уставной документации.
- Строгий учет. С первой минуты создания совместного бизнеса нужно фиксировать все значимые моменты, особенно финансовые и управленческие. Контроль трат и доходов поможет избежать подозрений в неправильном распределении средств и закулисных действиях. Анализ собственной хозяйственной деятельности сделает ее эффективнее.
- Регламент споров. Конфликты – дело неизбежное, главное, чтобы они были конструктивными и в споре рождалась бы истина, а не обиды и раздор. Для этого нужно еще до возникновения разных мнений разработать процедуру разрешения конфликтных ситуаций, которая будет приемлемой для всех партнеров.
К СВЕДЕНИЮ! В случае успешного развития совместного дела 9 из 10 партнеров начинают идти своим путем либо в результате раздела бизнеса, либо отделения от «материнского». Это происходит потому, что успешное хозяйствование означает набор каждым партнером полезного опыта и профессиональный рост.
Партнерство как межфирменная коммуникация
Каждая организация преследует свои интересы в бизнесе. Однако это не мешает им находить точки соприкосновения для выгодного сотрудничества. Поиск наилучшего партнера и заключение с ним договорных соглашений – это и есть межфирменное партнерство.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От преобладающих особенностей партнерских отношений между организациями зависит «рыночный климат» на макроэкономическом уровне в целом.
Именно в таких отношениях чаще используется термин «контрагент», означающий в буквальном переводе «сумевший договориться». Контрагентами могут быть любые физические (ИП) или юрлица, вступившие в правовые отношения.
Причина поиска партнера-контрагента – назревшая потребность фирмы, которую она не может удовлетворить сама, например, в поставщике сырья, в товаре, в производстве каких-либо работ, оказании услуг. Исходя из потребностей, определяются и требуемые характеристики будущего партнера и подбор кандидатов, максимально им удовлетворяющих.
Итогом закрепления межфирменного партнерства является заключение договора. Но возможно партнерство и без документальной фиксации – на доверии.
ВНИМАНИЕ! Если изменилась концепция или нашелся более подходящий контрагент, партнерские отношения могут быть пересмотрены, когда они не противоречат договорным.
Виды межфирменного партнерства
Любой оказывающий на организацию влияние субъект может быть сочтен партнером. Чаще всего фирмы взаимодействуют с такими разновидностями контрагентов:
- дилеры, агенты, посредники, реализующие продукцию конкретной организации и обслуживающие ее после продажи;
- фирмы, выполняющие услуги для исходной организации – рекламные, аудиторские, маркетинговые, бухгалтерские, транспортные и другие;
- агенты совместного производства – исходная фирма отвечает за какую-то часть общего процесса;
- компании, вместе с которыми исходная делает заказ у третьей стороны;
- организации, сотрудничество с которыми так или иначе приносит выгоду, не обязательно финансовую, исходной фирме (общественное движение, партия, благотворительный фонд и т.п.).
Источник