Работа с одаренными детьми. Эссе.
материал по психологии по теме
В помощь классному руководителю и учителям предметникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_rabota_s_odarennymi.rar | 10.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете учителя математики Широковой Т,Ю.
Эссе «Мой опыт работы с одаренными детьми в области математики».
Учитель -это не профессия, не работа, не общественное положение, не хобби. Это- образ жизни! Такова моя педагогическая философия.
Невозможно чему-то учить детей,общаясь с ними каждый день, не открывая для себя что-то новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится выслушивать их рассужденя, сопереживать их успехам и неудачам. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Нести за них ответственность.
За долгие годы работы в школе,я убедилась в том, что только слаженная работа всего школьного коллектива ведет ученика к успеху. Необходима гармония в отношениях между учеником и учителем — сотрудничество. Именно к этому призывает личностно ориентированная педагогика. Только гармония всех аспектов моей деятельности и деятельности моих коллег, всех моментов сложного и многообразного по форме педагогического труда способна сделать счастливыми учеников, а значит, и нас-учителей. Я нахожу подтверждение своим мыслям в словах святоотеческой педагогики. Василий Великий, один из основоположников учения христианской церкви, писал: » Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим».
Все мы понимаем, что школе сегодня живётся трудно. Она отражает и несёт в себе все проблемы нашего общества. Но этим же обществом четко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ.Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые обладают нестандартным взглядом на проблемы, владеют навыками исследовательской работы, могут самостоятельно принимать решения, от школы сегодня ждут не «нашпигованных» знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными.
Именно поэтому на каждом уроке я стараюсь реализовать принцип минимакса, который позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика и проявить свою индивидуальность и принцип комфортности в обучении.И именно на таких уроках легче всего выявить одаренных математически ребят.
Учитель — это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. В моем представлении, 21 век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению. Современный урок невозможно было бы представить и без новых ТСО. И ведущим среди них уже стал компьютер. На своих уроках стараюсь использовать компьютерные технологии, потому что современные ИКТ позволяют наиболее эффективно использовать разнообразную наглядность на уроках, зрительное восприятие легче, кроме этого формируются навыки и умения информационно-поисковой деятельности.
Я считаю, что эффективным современное образование может быть только при максимальной активности школьников, их интеллектуальных способностей. Мои ученики стараются выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать свои ответы и ответы сверстников, с удовольствием вступают в дискуссии по возникшей проблеме.
Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. Для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие их общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.
Для этого я стараюсь применять в своей практике нестандартные уроки (или их фрагменты): уроки-путешествия, уроки — деловые игры, уроки — ролевые игры, уроки с дидактической игрой. Я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, а так же выявляют не только активных и предприимчивых , но и одаренных по математике учащихся. С целью выявления таких ребят , а также с целью повышения КПД их математических способностей, я включаю в каждую радоту задания, требующие нестандартного образа мышления , подобные тем , что входят в школьный тур математических олимпиад.
К великому сожалению выявить одаренных ребят намного проще , чем способствовать и х постоянному развитию, особенно в условиях сельской школы, в которой я и работаю. Школьные автобусы развозят ребят по домам по расписанию сразу после уроков, что делает невозможным проведение дополнительных , развивающих их математические способности ,курсов . Подготовка же на уроках к ГИА и ЕГЭ сводит к минимуму эффектианое сотрудничество учителя с такими ребятами, в основном к консультированию по выполнению ими самостоятельной деятельности на уроках и при домашнем выполнении заданий повышенной трудности.
Но я надеюсь, что и в таких нелегких условиях мне удается разглядеть в своих учениках: свободное мышление, толерантность, умение конструктивно решать проблемы, способность к самоваражению и еще много других очень важных качеств, которые помогут им быть независимыми, потому что, чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами.
Моя цель — увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его.
Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель, как учителя — выявить одаренность каждого ученика.
Моя задача — помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие — открыть свои способности, а может быть, и талант.
Необходимо воодушевлять учеников максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями;
создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями;
убедить ученика в том, что он кладезь возможностей,
заставить его поверить в себя, в свои силы,
предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда;
подготовить выпускников школ, обладающих глубокими знаниями, широким кругозором и умением сориентироваться в современном обществе.
Источник
Эссе на тему: Работа с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях массовой школы.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Работа с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях массовой школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_muratova_n_yu.docx | 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми младшего школьного возраста
в условиях массовой школы.
Муратовой Натальи Юрьевны,
Учителя начальных классов
ГБДОУ Одинцовская СОШ №17
Человек, которому повезло родиться гением,
потом (на протяжении жизни) должен, как сумасшедший,
работать и оказаться в хороших руках и обстановке,
чтобы гением всё же стать.
ученый в области нейробиологии и психолингвистики.
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей. Однако, как показывает практика, многие дети имеют скрытые дарования, которые не раскрывает система. Например, Энштейн и Циолковский не определялись как талантливые в школе. А так же, наряду с талантами, часто дети имеют большие проблемные зоны. Например, сегодня очень большая и все нарастающая проблема дислексии. При этом дислексики очень талантливы. Однако современная школа пока только ищет ключи к таким детям.
Сегодняшний мир таков, что стартовать и проявить свои таланты можно из любого социального уровня, из любой школы, в любых обстоятельствах. Много выдающихся людей (ученых, деятелей культуры, политических лидеров, руководителей производства и др.) обучалась в детстве не в «специальных», «элитных» учебных заведениях, а в самых «обычных», «массовых» школах.
Наша страна, как и ведущие страны мира, нацелена на поиск, выявление и работу с одаренными детьми через создание специальных школ. Но ведь и в массовых, обычных школах остаются дети-звездочки. И задача школы и педагогов разглядеть их и наладить работу с ними. Ведь еще Леонардо Да Винчи говорил, что «талант – это 99 % труда и только 1 % способностей.»
Безусловно, обучать и воспитывать одаренного ребенка, можно не вырывая его из естественной микросреды «нормальных» сверстников, создав условия для развития и максимальной реализации, как возможностей одаренного ребенка, так и его «нормальных» одноклассников.
Работа с одаренными учащимися очень актуальна для современного российского общества. К общеобразовательной школе предъявляются сегодня высокие требования. В Российской Федерации давно действует Федеральная целевая программа «Дети России». В рамках областной программы МО «Наука в Подмосковье» наша школа готовит к участию в различных научных олимпиадах, конкурсах, конференциях обучающихся всех возрастов с 1 по 11 класс. Это проходит в рамках общешкольной программы работы с одаренными детьми (основанием являются Закон «Об образовании в РФ», федеральные, региональные и местные локальные акты). Благодаря этому, не смотря на небольшой возраст самой школы – 7 лет, есть значительные достижения и количество лауреатов и победителей неуклонно растет год от года.
Цель программы работы с одаренными детьми: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Современные психологи признают, что уровень, качественное разнообразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (генов) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). Особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуальных способностей. Большинство детей талантливы, беда в том, что не все из них об этом знают. Не все готовы работать над собой и прикладывать усилия. Одна из проблем «нераскрытости» детей кроется в семье, возможно – ее финансовых или бытовых условиях. Другая проблема — система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются.
В научно-методической литературе (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Н. А. Менчинская, и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга, прежде всего, способностями к учению. Одна из составляющих этого- одаренность. Начнем с определения этого понятия.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Различают следующие виды одаренности:
— интеллектуальная — связана с высоким уровнем интеллектуального развития;
— академическая — проявляется в овладении конкретными учебными предметами;
— творческая одаренность (креативность) — способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи;
— художественная — является разновидностью творческой одаренности, ее следствия – высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства;
— социальная — успешность человека в общении, в межличностных отношениях;
— психомоторная — тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела.
Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:
- уровень развития способностей;
- высокая степень обучаемости в интересовой области;
- творческие проявления (креативность);
- мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.
Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой:
Мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность.
Из вышесказанного понятно, что создать условия и путь развития одаренности у ребенка непростая задача, да и специфика личности ребенка требует гибкости и многогранного подхода.
В основе моей системы работы с одаренными детьми я использую тьюторский подход. Сейчас тьюторство вводится в стандарт образования школы. Он предполагает:
- отношение к каждому ребенку, как к уникальной личности;
- осознание ребенком его выборов и предпочтений в сферах деятельности;
- создание индивидуального пути развития (образовательного маршрута) ребенка в соответствии с его краткосрочными и долгосрочными целями;
- синхронизировать интересы ребенка в его развитии с интересами школы в организации работы с такими детьми.
Основная идея моей работы – не нужно откладывать решение, кем быть на завтра, нужно быть им сегодня. Ведь часто детям говорят, что надо сначала учиться, а потом ты будешь художником. Однако уже сегодня ребенок может создавать не только работы, а целые проекты и выставки.
Например, проект «Добро и зло» был создан группой одноклассников, которых объединила любовь и интерес к творчеству. Над проектом 7 детей в возрасте от 10 до 12 лет работали 2,5 месяца. В результате получилась выставка площадью 80 кв.м. и 1,5-часовой перфоменс, который охватывал не только изобразительное творчество, но и музыку, поэзию, литературу, театр, историю, философию. И это расширение шло от детей и только поддерживалось и развивалось мной, как педагогом.
В рамках работы с детьми, одаренными в науках, в качестве стартового менеджера в 2018-2019 уч.г. я осуществляла методическую и координационную деятельность в подготовке ребят в участию в олимпиадах, научных конференциях и соревнованиях WorldSkills по направлению IT в рамках работы проекта «Инженерно-техническая школа». Результат – ведение и разработка более 40 индивидуальных проектов в разных московских школах под кураторством преподавателей ВУЗов, реализация курсов подготовки к соревнованиям и пробное участие в них; создание межшкольной площадки на базе школы 1547 для проведения бесплатной подготовительной сессии для учеников и их учителей-наставников из московских школ. Проект рассчитан на реализацию в течение 3 лет. В этом году он продолжает свое развитие.
В своей работе с одарёнными детьми я руководствуюсь следующими принципами педагогической деятельности :
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
Поскольку сегодня я работаю с первоклашками, то с первых дней обучения ребёнка в школе, я выявляю направления одарённости своих учеников. Изучаю условия и историю развития учащихся в семье, его увлечения, сведения о семье, о раннем развитии ребёнка, его интересы, способности, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Использую диагностические процедуры в учебно-воспитательном процессе по работе с одаренными детьми: получение информации об уровне одаренности ребенка:
— методика «карта одаренности»;(авторов Хаана и Кафа)
— методика «палитра интересов»; (автор А.И. Савенков)
— методика оценки общей одаренности; (автор А.И. Савенков)
Выделяю следующие категории одарённых детей:
- Дети с необыкновенно высокими общими и интеллектуальными способностями.
- Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук.
- Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- Дети со спортивными способностями.
- Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями
Для одаренных детей урок в школе особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация, дифференцированный подход, проблемный диалог, творческие и нестандартные задания, задания опережающего характера. Поэтому я использую эти подходы для активизации познавательной деятельности учащихся, расширения их знаний по предмету.
Для развития их интеллектуально-творческого потенциала активно использую такие образовательные технологии, как проблемное обучение, проектная деятельность.
Сегодня я работаю с первоклассниками и наряду с развитием у них произвольной деятельности, я ставлю своей целью развить и их индивидуальные способности и проявить их в олимпиадах и конкурсах.
В этом мне очень помогает платформа учи.ру, где регулярно публикуют множество олимпиад разного направления и различной тематики. Игровой подход к обучению и прохождению олимпиады, возможность пройти предварительные задания и потренироваться помогают снизить порог страхов неизвестного и поражения у детей. Немаловажно, что эти олимпиады бесплатные. Эти олимпиады осуществляются при поддержке Московской школы управления «Сколково», Государственного института русского языка им. А.С Пушкина, Министерства образования и науки РФ.
Внеклассная работа – очень важное звено в работе с одарёнными детьми. Она способствует развитию познавательного интереса и формированию личности учащихся, выявляет индивидуальные особенности каждого ученика, дает возможность проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка.
В работе с талантами я опираюсь на родителей и в большинстве случаев нахожу их заинтересованность в развитии своих детей. Это очень помогает детям, прежде всего. И помогает в развитии теплых и доверительных отношений родителей и детей, что благотворно влияет на ребенка.
В сегодняшнем классе моя работа с одаренными детьми лежит в трех плоскостях:
- Работа с одаренными интеллектуально детьми.
- Работа с каждым ребенком по развитию его способностей.
- Работа с детьми с признаками дислексии.
В первом случае я работаю в рамках олимпиадного русского и математики.
Третья часть для меня интересна, так как позволяет адаптировать детей с явными талантами в творчестве и науках к школьным задачам и требованиям.
Вторая часть заключается в том, чтобы выстроить образовательный маршрут детей, используя другие кружки и секции, которые предоставляет наша школа и детские центры нашего города.
Так, я рекомендую ребятам
- спортивные занятия для воспитания дисциплины и для формирования правильной осанки, развития спортивных задатков;
- занятия в бассейне, чтобы разгрузить нервную систему и, тоже, укрепить позвоночник;
- шахматы и интеллектуальные мастерские – для развития детей с явными интеллектуальными данными;
- художественные и творческие студии для тех ребят, кто проявляет особые таланты в творчестве.
- дальнейшая активизация научно- исследовательской деятельности младших школьников;
- развитие системы внеурочной деятельности и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит им демонстрировать свои достижения на олимпиадах, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях различного уровня
- участие в конкурсах (в частности, Учи-ру.)
- активное привлечение родителей к поддержанию активности своих детей в различных начинаниях, развитию способностей и талантов.
Безусловно, существуют определённые проблемы с одарёнными детьми, которые требуют решения: это недостаточное количество времени на подготовку учащихся к различным олимпиадам и конкурсам, привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одарённости детей, недостаточная материально- техническая база.
Предлагаемый опыт работы, безусловно, не исчерпывает всех особенностей и механизмов обучения и развития одаренных детей в условиях массовой школы. Поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжается, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра
1. Алексеева Н.В. Развитие одарённых детей. Программа планирование конспекты занятий, психологическое сопровождение / Н.В. Алексеева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 182с.
2. Борзова В.А., Борзов А.А. Методическое пособие по развитию творческих способностей детей. – Самара: Самарский дом печати, 2010. – 140с.
3. Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание [Текст]/ Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева. – Санкт-Петербург: Речь, 2009. – 160с.
4. Касперская О. В. Система работы с одарёнными детьми. – Волгоград: Учитель, 2011. – 119с.
5. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкина Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей., — М.: Омега – Л., 2008. – 368с
Источник