- Памятка «Работа с литературными источниками» методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Методика работы над литературными источниками
- Реферат: Рациональные приёмы работы с литературными источниками
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ПОИСК И ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
- 2. ОСМЫСЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Памятка «Работа с литературными источниками»
методическая разработка на тему
Памятка «Работа с литературными источниками»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_istochnikami_pamjatka.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с литературными источниками
Ознакомьтесь с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление обо всем материале, который необходимо изучить.
Внимательное чтение по главам и разделам
Внимательно прочитайте материал по главам, разделам, параграфам. Читать следует про себя. Никогда не следует обходить трудные места книги. Их надо читать в замедленном темпе, чтобы лучше понять и осмыслить. Выделите наиболее важные тексты.
Помните: нельзя ожидать, чтобы можно было за один раз достигнуть полного выяснения всех особенностей изучаемого материала. Рекомендуем возвращаться к нему второй, третий, четвертый раз, чтобы то, что осталось непонятным, дополнить и выяснить при повторном чтении.
Изучая книгу (журнал), надо обращать внимание на схемы, чертежи, таблицы, карты, рисунки, математические формулы: рассматривать их, обдумывать, анализировать, устанавливать связь с текстом. Это поможет понять и усвоить изучаемый материал.
При чтении необходимо пользоваться словарями, чтобы всякое незнакомое слово, термин, выражение было правильно воспринято, понято и закреплено в памяти.
Перечитайте наиболее важные тексты. Это поможет лучше понять и усвоить изучаемый материал.
Составление плана прочитанного материала
В пунктах плана запишите наиболее важную (существенную) мысль.
Выписки из прочитанного
Читая книгу (журнал), следует делать выписки, зарисовки, составлять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты, вести конспекты. Запись изучаемой литературы лучше делать наглядной, разделенной на абзацы и пункты. Что прочитано, продумано и записано, то становится действительно личным достоянием работающего с книгой.
Помните основной принцип выписывания из книги или журнала: лишь самое существенное (важное) и в кратчайшей форме!
Не забывайте о ссылках на источники информации.
При работе с книгой или журналом Вы можете использовать три основные формы выписывания: дословная выписка (цитата), выписка «по смыслу» (тезис), конспективная выписка (конспект).
Знайте, что карточная система конспектирования имеет ряд преимуществ перед тетрадной. Карточками удобно пользоваться при докладах, выступлениях; такой конспект легко пополнять новыми карточками, можно изменить порядок их расположения.
Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками
Сравните и сопоставьте прочитанное с другими литературными источниками. Отметьте общее и отличительное в решении проблемы.
Критическая оценка прочитанного и запись замечаний
Обратите внимание на объективность суждений.
Источник
Методика работы над литературными источниками
В процессе научного исследования работа над литературными источниками осуществляется на всех его стадиях. На подготовительном этапе имеющиеся публикации способствуют конкретизации темы, определению объектов исследования, а также разработке теоретических предпосылок будущей работы, её методологического обеспечения.
Работа над литературными источниками выдвигает перед исследователем требование – уметь быстро читать, воспринимать и анализировать прочитанное, концентрировать внимание на главном, существенном для раскрытия темы исследования.
Применение различных методов работы с литературными источниками позволяет отделить известное от неизвестного, использовать накопленный опыт, чётко сформулировать гипотезу исследования. После первичного обзора литературы, отобранной из библиотечных каталогов, ознакомления с аннотацией, введением, оглавлением, заключением и беглого просмотра содержания избирается способ проработки источника, включающий тщательное его изучение, конспектирование, выборочное изучение, сопровождающееся выписками, составлением аннотированных карточек и т.п.
Результаты изучения литературы по вопросам темы исследования оформляются в виде тематических обзоров, рефератов, в которых излагается сущность важнейших научных положений, выявляются основные концепции (совпадающие и различающиеся), группируются мало разработанные, неясные, дискуссионные и неизученные положения. Важно уяснить, что нового, оригинального вносит автор каждой публикации, изложить своё отношение к его концепции и определить возможность использования её в своём исследовании.
Отдельные положения лучше фиксировать на листах бумаги с одной стороны, оставляя большие поля. Это позволит в необходимых случаях делать дополнения, вставки, параллельные выписки из других книг для сравнений, противопоставлений, а также изложения собственного мнения по данному вопросу. Для этих целей можно использовать перфокарты, которые удобнее группировать по однородности освещаемых вопросов, чтобы избежать изложения в обзоре литературы концепций каждого автора отдельно. Целесообразно делать цветовые или шрифтовые выделения заметок.
Независимо от того, на каком носителе ( листе бумаги, электронном носителе) зафиксирована информация из литературного источника, она должна быть сгруппирована по однородным признакам для использования в процессе исследования. Обычно таким признаком является вопрос, содержащийся в плане темы исследования. Поэтому по разделам плана исследования в отдельных папках нужно накапливать реферируемый материал.
Выписки, цитаты, цифровые данные должны иметь ссылки: автор, название произведения, издательство, год и место издания, страницы. Прежде чем приступить к работе над источником, необходимо в верхней части листа произвести его библиографическое описание, указать раздел плана по теме исследования, к которому относится выписка, а затем производить реферирование литературного источника.
Ссылка на литературный источник должна содержать полное библиографическое описание, необходимое для составления списка использованной литературы по теме исследования. В противном случае возникает потребность повторного к нему обращения.
Реферируя источник, следует точно передавать его содержание. В зависимости от того, какая роль отводится источнику в выполняемом исследовании, особо важная информация может приводиться в виде цитат. Изложение должно быть сжатым, точным, без лишних слов и субъективных оценок. Не рекомендуется сокращать слова, приводить аббревиатуры, которые будут непонятны другим участникам выполняемого исследования.
Выписки из книг лучше производить зонами, т.е. фиксировать информацию, относящуюся к одному конкретному вопросу. Если в источнике, даже в одном абзаце или фразе, содержится информация по другому вопросу плана исследования, то на листе оставляется определённый интервал и ниже производится запись. При применении карточек в реферировании источников каждый вопрос освещается на отдельной карточке. Всё это способствует систематизации информации согласно плану исследования. Кроме того, если какие-либо данные предполагается использовать в двух разделах, то соответствующую выписку следует заполнять в двух экземплярах.
Таким образом, методика работы над литературными источниками включает библиографический поиск литературы по теме исследования, её изучение, фиксирование исходных данных и их использование в процессе научного исследования для производства новых знаний.
Источник
Реферат: Рациональные приёмы работы с литературными источниками
Название: Рациональные приёмы работы с литературными источниками Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат Добавлен 05:35:17 12 февраля 2008 Похожие работы Просмотров: 920 Комментариев: 20 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать | |||||||||||||||||||
Тема | Раздел темы | Общий термин | Ключевой термин |
Полное название работы с выходными данными, количеством страниц | |||
Внутренняя нумерация | Библиотечный шифр, код, идентификатор | ||
Информационные материалы по данной работе, соответствующие разделу темы, проясняющие общий и ключевой термины. Материалы могут даваться в форме описания или/и цитирования с точным воспроизведением текста и указанием соответствующей страницы | |||
Общая характеристика структуры всей работы (основные разделы с номерами страниц) |
Библиографию следует вести и хранить так, чтобы сведения о необходимом документе легко можно было бы найти даже спустя много лет и после завершения работы. Библиографические карточки объединяют в библиографическую картотеку с помощью приспособлений для их упорядочивания, например кляссера, ящика или коробки. Использование компьютера меняет лишь форму ведения библиографии, но не принцип. В компьютерных программах также используется идея картотеки: библиографические сведения заносят в «электронные карточки». Размещают карточки либо по алфавиту, либо по группам. Чаще всего группы карточек выделяются по тематическому принципу, но можно, например, распределить карточки и иными способами, например, так: «Заказать», «Заказано», «Найти», «Ксерокопировать». Достоинством картотечной формы ведения библиографии является возможность сравнительно легкого изменения порядка расположения, быстрого добавления новых данных или, наоборот, удаления лишних.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выражение внутренней самодеятельности человеческого организма – ещё одна из составляющих индивидуального в образовательном процессе. «При образовании, писал П.Ф. Каптерев, постоянно заботятся о научении, сообщении, внушении, запоминании, убеждают, выговаривают, исправляют, всё своё лучшее хотят передать образуемому. … Но остановиться на таком понимании образовательного процесса невозможно, т.к. внутренняя сторона его остаётся при этом совершенно незатронутой, всё дело представляется лишь с внешней стороны, поверхностно, а потому неправильно» [4,с. 351]. Рассуждая об этой – активной – позиции учащегося в образовательном процессе, Каптерев говорил: «… основа школы и источник её успехов и усовершенствования есть саморазвитие человека, применение к школьному обучению тех начал и методов, которыми совершаются самовоспитание и самообразование» [4, с. 357]. Одним из видов самостоятельной работы является самостоятельная работа с литературными источниками.
Работа с литературой представляет собой один из непростых видов умственной деятельности. Изучение литературных источников – это начальный этап практически любой научной или творческой работы. Статьи, книги и другие литературные источники рекомендуется читать с карандашом в руках, делая при этом выписки, конспектируя. Конспект – это краткое выражение основного содержания статьи или книги, главного смысла, пересказанного своими словами или в виде цитат.
Работая с литературными источниками важно уметь их осмысливать, т.е. выделять не только основные мысли и идеи автора, но и ориентироваться в том, какие из них могут понадобиться для дальнейшей собственной работы или могут быть использованы потом в качестве цитат.
Множественность приёмов работы с литературными источниками определяется прежде всего индивидуальным подходом каждого школьника или студента к этой деятельности. Очень важно выработать собственные приёмы, которые будут не только отвечать запросам личности, но и станут для неё наиболее продуктивными в этой работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воронцов Г.А. Работа над рефератом. – Р. н/Дону: МарТ, 2002. – 62 с.
2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. краткий психологический словарь. – Мн.: Народная асвета, 1996. – 399 с.
3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. – Мн.: Тесей, 2003. – 351 с.
4. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982. – 704 с.
5. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999. – С.135-136.
6. Кузнецов И.Н., Лойко Л.В. Рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы. Методические рекомендации по подготовке и оформлению. – Мн.: Завигар, 1998. – 146 с.
7. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления, порядок защиты. – М.: «Ось-89», 1997. – 208 с.
8. Поварин С.И. Как читать книги. – М.: «Книга», 1978. – 53 с.
9. Смородинская М.Д., Маркова Ю.П. О культуре чтения: что нужно знать каждому. – М.: Книга, 1984. – 88 с.
10. Чепиков В.Т. Педагогика. – М.: Новое знание, 2003. – 173 с.
Источник