Как направить потенциал лидера на пользу класса. Шесть способов влияния и практические примеры
Работа психолога с педагогическим коллективом — Просвещение, консультации для педагогов
Кирилл Алексеев, тьютор, специалист по командообразованию, Москва В статье — рекомендации и шпаргалки, которые помогут учителю определить лидера, выстроить сотрудничество и выбрать способы влияния. Примените тест, который определит мотивы поведения лидера. Хотите влиять на класс — работайте с лидером и учитесь сотрудничать с ним. Лидер класса — это популярный подросток, который может вести за собой. Используйте его потенциал на пользу класса.
Лидер отличается от других учеников в классе тем, что он не просто может быть центром внимания, но и умеет общаться с ровесниками и взрослыми. Это поможет вам отличить настоящего лидера от «выскочек» и учеников с демонстративным типом личности. Лидер — устойчивая высшая позиция человека в группе. Он ведет других за собой. Главный признак, по которому можно распознать лидера, — ему подражают остальные ученики. Группа всегда копирует вожака. Посмотрите, кто в классе задает моду — начиная от внешности, поведения и заканчивая досугом. Далее узнайте ведущие мотивы поведения: — вознаграждение; — одобрение ровесников и взрослых; — интерес и удовольствие от результата; — самоутверждение и высокие достижения; — воплощение собственных ценностей и идей, которые имеют мировоззренческий характер. Примените диагностический инструментарий «Экспресс-тест на определение ведущего мотива поведения у лидера класса» в конце статьи. Признаки, по которым можно отличить лидера. Это должны быть не единичные, а повторяющиеся случаи. Например, внешние особенности лидера копируют другие ученики. Увлечения лидера становятся интересны другим ученикам. Поведение лидера на уроках — отправная точка для поведения большинства учеников класса. Если он позволяет себе шутить и не слушать учителя, это принимают остальные. Если он сосредоточен, дисциплинарных проблем в классе меньше, а нарушителей одергивают ровесники. Полномочия лидера шире, чем у остальных учеников. Лидер озвучивает причины недовольства свои и класса. Он предлагает новое. В спорной ситуации ждут его реакции. Решение лидера принимает весь класс. Он способен взять ответственность за себя и за группу людей. С ним стремятся общаться, на него обращают внимание и его обсуждают.
Совет Не позволяйте лидеру при всех саботировать решения, которые приняли вы.
Как выстроить сотрудничество с лидером
Главная ошибка классного руководителя в работе с лидером — противопоставлять свою власть его власти. Конфронтация или попытки подавить подростка-лидера осложнят отношения с классом. Установите с ним конструктивные отношения. Воспользуйтесь памяткой «Как выстроить сотрудничество с лидером» в конце статьи. Правила помогут установить партнерские отношения и сотрудничество с лидером.
Выберите способы влияния на лидера
Есть шесть способов, которые помогут вам влиять на лидера: 1) педагогический; 2) бихевиористический (поведенческий); 3) НЛП-подход; 4) доверительный; 5) информационный; 6) пресечение. Выстраивайте свою работу, учитывая подходящий способ влияния. Воспользуйтесь карточкой «Шесть способов влияния на лидера» ^ 60. В карточке есть описание шести способов влияния и практические примеры использования.
Проведите анализ работы с классом и его лидером. Есть мнение, что появление в классе лидера — это результат упущения в работе классного руководителя. В этой ситуации лидер возмещает то, что не дается «сверху». Например, лидер помогает классу находить способы реализации интересов, а не просто слушаться. Еще дает поддержку отреагировать на эмоции, так как при директивном общении с педагогом это невозможно. Лидер может противостоять попустительству или непоследовательности действий учителя. Иногда лидер — «спасатель» класса, он дополняет функции педагога, дает остальным ученикам недостающий ресурс: поддержку, эмоциональную разрядку и направляет. Задайте себе вопросы для самоанализа: — Как я справляюсь с функциями управления? — Как я умею мотивировать, направить, контролировать, поддерживать и скоординировать учеников? — Как я оцениваю и принимаю качество имеющихся результатов? — Устанавливаю ли я границы допустимого? Именно эти вопросы помогут вам проанализировать результаты работы с классом и его лидером.
Памятка Как выстроить сотрудничество с лидером
Принимайте лидера всерьез. Считайтесь с его мнением. Не опекайте чрезмерно и не давите на него.
Установите партнерские отношения. Помните, у вас с лидером общая цель — поддерживать такую атмосферу в классе, которая будет помогать продуктивному образовательному процессу.
Замечайте и поддерживайте его интересы и инициативу. Не игнорируйте, не запрещайте что-то лидеру, если это не вредит образовательному процессу.
Выслушивайте до конца. Будьте тем, кто его слышит — и он научится слышать вас и считаться с вашим мнением.
Поддерживайте устойчивые отношения. Старайтесь ежедневно хотя бы две минуты разговаривать с лидером.
Не ругайте его при остальных учениках. Не высказывайтесь о нем насмешливо, тем более — унизительно. Выражайте свое недовольство в личной беседе.
Шесть способов влияния на лидера
Способ 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
Описание Привлеките лидера в деятельность: в диалог о материале урока, внеклассную работу, групповые задания с другими учениками. Сам факт участия лидера в деятельности привлекает к ней тех, кто хочет больше с ним общаться. А саму деятельность делает в глазах подростков более привлекательной и престижной. Благодаря этому способу вы увеличите активность класса, просто передавая часть полномочий и организационных функций лидеру. Способ применяйте в случае, если у вас сложились партнерские отношения с лидером.
Пример 1. Пригласите лидера участвовать в деле: «Дима, попрошу тебя начать дискуссию. Скажи, что ты думаешь о. »; «Катя, ты можешь взять на себя выбор сценария?». 2. Назначьте лидера ответственным за дело, порученное классу: «К пятнице наш класс должен принести плакат на конкурс к Дню права. Назначаю ответственным Мишу Миша, ватман и краски я могу дать, остальное на тебе и тех, кто будет тебе помогать». 3. Разбейте класс на группы. В группу учащихся с невысокой активностью включите лидера.
Способ 2. БИХЕВИОРИСТИЧЕСКИЙ (поведенческий)
Описание Способ дает результат, если вы используете его регулярно. Формируйте в лидере положительные качества. В работе с лидером фокусируйтесь не на его действиях, а на его качествах, потому что даже негативное внимание к действиям лидера вызовет волну подражания. Сначала подумайте, какие качества личности есть в лидере в вашем классе. Обращайте внимание на разные стороны личности: активность, инициативность, умение высказывать свое мнение, дружелюбие и ответственность.
Пример 1. Выберите два-три качества, которые считаете ценными. Последовательно реагируйте на их проявление, подкрепляя их. Реагируйте и на отрицательные качества. Используйте шпаргалку «Восемь способов, чтобы подкрепить качества лидера класса». 2. Поощрите последовательно дружелюбие лидера и негативно подкрепите агрессию, то не только он, но и класс усвоит, что дружелюбное поведение приносит положительные результаты. Лидеру подражают, значит, его качества будут воспринимать как престижные.
Способ 3. НЛП-ПОДХОД
Описание Суть способа — в программировании успеха и положительного поведения лидера. Формируя его позитивное поведение, вы создаете норму поведения для класса. Помните: надо изменить направление мышления лидера в сторону результата, который вы ожидаете. Говорите о положительных чертах лидера и о конкретном результате. Следите за тоном в общении: он должен быть деловым и оптимистичным. Старайтесь понять настроение лидера. Проводите индивидуальные беседы и дискуссии.
Пример 1. «Катя, я думаю, мы договоримся, ты человек взрослый и мудрый. Помоги мне набрать группу для проведения субботника». 2. «Рома, ты очень авторитетный человек в классе. Помоги, будь добр. Надо всем собраться и принять решение по выпускному вечеру. Когда ты сможешь собрать ребят?» 3. Организуйте дело так, чтобы лидер был вынужден вложить в него силы, время и творчество. Потраченные усилия заставят его оставаться вашим союзником. Например, попросите его отксерокопировать материалы для занятия.
Способ 4. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ
Описание Имея доверительные отношения с лидером, вы получаете союзника всем вашим начинаниям. Кроме того, его хорошее отношение к вам поспособствует вашим благополучным отношениям с остальными учениками. Главное — не переходите границы. Не рассказывайте о личной жизни, не сплетничайте, не флиртуйте. Создайте с лидером искренний диалог, покажите, что считаете его значимым человеком. Доверительность достигнуть можно через прямое обращение.
Пример 1. Обратитесь за помощью: «Коля, мне нужна твоя помощь в одном деле, рассказываю только тебе» (и дальше о деле, имеющем значение для всего класса), «Маша, буду говорить тебе как есть. ». 2. Задавайте вопросы лидеру о том, что ему важно и интересно. Расспросите о его хобби и выразите интерес к нему. Скажите, что редко можно встретить человека с такими качествами. 3. Поручите лидеру дело, которое обычно педагоги не поручают сделать ученику (купить в магазине что-то, помочь найти информацию в интернете).
Способ 5. ИНФОРМАЦИОННЫЙ
Описание Этот способ воздействия имеет отсроченное действие. Его суть в том, чтобы дать лидеру какую-то информацию «не для всех», способную изменить что-то в желаемую сторону. Например, лидер может рассказать или не рассказать это классу, но изменения в его поведении зададут вектор изменениям остальных. Предоставьте информацию, которая важна не только для него, а для всего класса: о предстоящей проверке, о возможной смене учителя, о мероприятиях.
Пример 1. Дайте лидеру «случайно» услышать или скажите только ему, что надвигается серьезная проверка, которая затронет всех учеников (независимый тест знаний). 2. «Миша, я только тебе это скажу, ты думай сам, говорить ли ребятам. В понедельник придет медицинская комиссия в школу. Будет проверять у учеников содержание никотина в организме». 3. Попросите лидера задержаться и расскажите ему что-то о себе или о проблемах в классе. Спросите его мнение. Следите за тоном в общении. Советуйтесь, а не угрожайте.
Способ 6. ПРЕСЕЧЕНИЕ
Описание Способ на крайний случай — если лидер асоциален, недисциплинирован и провоцирует буллинг. Суть способа — разрушить систему «лидер — последователи» с помощью административных мер. Воздействуйте на учеников так, чтобы негативные действия лидера и его ближайших последователей пресекались директором школы, Советом профилактики.Это могут быть выговоры с занесением в личное дело, участие в малом педсовете с приглашением родителей, привлечение КДН Пример 1. «Вы очень веселились на уроке. И ты, Саша, тоже. Я вижу, сил у вас много, значит, сегодня на 7-м уроке дополнительная алгебра. Жду всех, завуч в расписание поставит этот предмет, пока не сможем работать нормально». 2. «Тебе, Коля, персональное задание. Пересаживайся за отдельную парту и пиши вот эту работу. У тебя спорная оценка, повысь ее». 3. В ответ на недисциплинированное поведение на уроке в течение недели проводите дополнительные занятия. Обязательно проведите беседу и уточните причины поведения.
Диагностический инструментарий
ЭКСПРЕСС-ТЕСТ на определение ведущего мотива поведения у лидера класса
Авторская модификация теста «Определение ведущего мотива у сотрудников».
Инструкция. Прочитай вопрос и все варианты ответов. Затем проранжируй варианты ответов, присваивая цифру 5 наиболее правильному для тебя ответу, цифру 4 менее подходящему и так далее до цифры 1. 1. Почему ты можешь взяться за сложное дело: □ А. Из-за какого-то вознаграждения □ Б. Это возможность заявить о себе, показать себя □ В. Возьмусь, только если это интересно мне □ Г. Возьмусь, чтобы доказать себе, что я это могу □ Д. Если это на пользу всем 2. Представь, что ты — руководитель компании. Что ты бы использовал для того, чтобы вознаградить кого-то: □ А. Деньги, грамоты, почетные дипломы □ Б. Похвала при всех, выражение восхищения его достижениями □ В. Увеличение полномочий, свобода действий □ Г. Стажировка или обучение в самой престижной компании □ Д. Включение в группу лиц, принимающих самые важные решения 3. Какую компанию ты выбрал бы для работы: □ А. Где больше платят □ Б. Где отличный коллектив □ В. Где интересные для тебя задачи □ Г. Где можно многому научиться □ Д. Где принципы и идеи близки твоим 4. Выбери самое важное для тебя слово из перечисленных: □ А. Вознаграждение □ Б. Пр изнание □ В. Творчество □ Г Достижения □ Д. Команда 5. Перед тобой пять объявлений о вакансии, тебе нужно откликнуться на одно из них. Какое ты выберешь: □ А. Самая высокая зарплата, возможности заработка не ограничены □ Б. У нас прекрасный коллектив, мы друзья, присоединяйтесь к нам □ В. Творческая работа, требующая погружения. График свободный □ Г. Требуются суперпрофессионалы. Обучение мирового уровня за счет компании □ Д. Работа на благо общества! Для тех, кто не боится участвовать в принятии решений
Как проанализировать результаты: Подсчитайте сумму баллов для ответов А, Б, В, Г, Д. Для этого суммируйте выставленные учеником отметки по всем вопросам для каждого варианта (А, Б, В. ) отдельно. Посмотрите, какой вариант набрал больше всего баллов: А — главный мотив поведения лидера — вознаграждение; Б — одобрение ровесников и взрослых; В — его интересы и удовольствие от процесса движения к результату; Г — самоутверждение и высокие достижения; Д — воплощение собственных ценностей и идей, которые имеют мировоззренческий характер.
ШПАРГАЛКА для учителя
Восемь способов, чтобы подкрепить качества лидера класса
1. Способ Внимание
Сосредоточьтесь на лидере в те моменты, когда он проявляет желаемое качество (например, дружелюбен), невербально выразите поддержку и уважение (улыбнитесь, кивните, развернитесь в его сторону)
2 Способ Прямая похвала
Выразите одобрение, ни с кем не сравнивая лидера: «Ты так хорошо умеешь договариваться», «Это очень взрослое решение», «Я горжусь тобой», «Ты такой молодец!»
3 Способ Льготы, привилегии
Подумайте, что можете дать лидеру взамен за желаемое поведение. Дайте возможность действовать свободно, получить от чего-то удовольствие
4 Способ Поощрение
Наградите грамотой, благодарственным письмом, присудите призовое место. Выскажите теплые слова в адрес родителей
5 Способ Игнорирование
Не обращайте внимания на подростка, когда он проявляет негативное качество (если это не угрожает безопасности). Так вы погасите дурашливость, угрозы, ворчание
6 Способ Невербальное выражение недовольства
Нахмурьтесь, строго посмотрите, покачайте головой
7 Способ Вербальное выражение недовольства
От «нельзя», «нет», «на меня это не действует» до развернутых содержательных высказываний о том, почему вы считаете что-то неправильным
8 Способ Прекращение дела из-за проявления негатива
Нагрубил — смените дискуссию на монотонную работу
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа , №11, 2018г