Способы работы с лидерами

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Как направить потенциал лидера на пользу класса. Шесть способов влияния и практические примеры
Работа психолога с педагогическим коллективом — Просвещение, консультации для педагогов

Кирилл Алексеев, тьютор, специалист по командообразованию, Москва
В статье — рекомендации и шпаргалки, которые помогут учителю определить лидера, выстроить сотрудничество и выбрать способы влияния. Примените тест, который определит мотивы поведения лидера.
Хотите влиять на класс — работайте с лидером и учитесь сотрудничать с ним. Лидер класса — это популярный подросток, который может вести за собой. Используйте его потенциал на пользу класса.

Рекомендации помогут:
— определить лидера;
— выявить ведущие мотивы поведения лидера;
— выстроить сотрудничество;
— выбрать способы влияния.

Определите лидера в классе

Лидер отличается от других учеников в классе тем, что он не просто может быть центром внимания, но и умеет общаться с ровесниками и взрослыми. Это поможет вам отличить настоящего лидера от «выскочек» и учеников с демонстративным типом личности.
Лидер — устойчивая высшая позиция человека в группе. Он ведет других за собой. Главный признак, по которому можно распознать лидера, — ему подражают остальные ученики. Группа всегда копирует вожака.
Посмотрите, кто в классе задает моду — начиная от внешности, поведения и заканчивая досугом. Далее узнайте ведущие мотивы поведения:
— вознаграждение;
— одобрение ровесников и взрослых;
— интерес и удовольствие от результата;
— самоутверждение и высокие достижения;
— воплощение собственных ценностей и идей, которые
имеют мировоззренческий характер.
Примените диагностический инструментарий «Экспресс-тест на определение ведущего мотива поведения у лидера класса» в конце статьи.
Признаки, по которым можно отличить лидера. Это
должны быть не единичные, а повторяющиеся случаи. Например, внешние особенности лидера копируют другие ученики. Увлечения лидера становятся интересны другим ученикам.
Поведение лидера на уроках — отправная точка для поведения большинства учеников класса. Если он позволяет себе шутить и не слушать учителя, это принимают остальные. Если он сосредоточен, дисциплинарных проблем в классе меньше, а нарушителей одергивают ровесники.
Полномочия лидера шире, чем у остальных учеников. Лидер озвучивает причины недовольства свои и класса. Он предлагает новое. В спорной ситуации ждут его реакции. Решение лидера принимает весь класс. Он способен взять ответственность за себя и за группу людей. С ним стремятся общаться, на него обращают внимание и его обсуждают.

Совет
Не позволяйте лидеру при всех саботировать решения, которые приняли вы.

Как выстроить сотрудничество с лидером

Главная ошибка классного руководителя в работе с лидером — противопоставлять свою власть его власти. Конфронтация или попытки подавить подростка-лидера осложнят отношения с классом. Установите с ним конструктивные отношения.
Воспользуйтесь памяткой «Как выстроить сотрудничество с лидером» в конце статьи. Правила помогут установить партнерские отношения и сотрудничество с лидером.

Выберите способы влияния на лидера

Есть шесть способов, которые помогут вам влиять на лидера:
1) педагогический;
2) бихевиористический (поведенческий);
3) НЛП-подход;
4) доверительный;
5) информационный;
6) пресечение.
Выстраивайте свою работу, учитывая подходящий способ влияния. Воспользуйтесь карточкой «Шесть способов влияния на лидера» ^ 60. В карточке есть описание шести способов влияния и практические примеры использования.

Проведите анализ работы с классом и его лидером.
Есть мнение, что появление в классе лидера — это результат упущения в работе классного руководителя. В этой ситуации лидер возмещает то, что не дается «сверху». Например, лидер помогает классу находить способы реализации интересов, а не просто слушаться. Еще дает поддержку отреагировать на эмоции, так как при директивном общении с педагогом это невозможно.
Лидер может противостоять попустительству или непоследовательности действий учителя. Иногда лидер — «спасатель» класса, он дополняет функции педагога, дает остальным ученикам недостающий ресурс: поддержку, эмоциональную разрядку и направляет. Задайте себе вопросы для самоанализа:
— Как я справляюсь с функциями управления?
— Как я умею мотивировать, направить, контролировать, поддерживать и скоординировать учеников?
— Как я оцениваю и принимаю качество имеющихся результатов?
— Устанавливаю ли я границы допустимого?
Именно эти вопросы помогут вам проанализировать результаты работы с классом и его лидером.

Памятка
Как выстроить сотрудничество с лидером

  1. Принимайте лидера всерьез. Считайтесь с его мнением.
    Не опекайте чрезмерно и не давите на него.
  2. Установите партнерские отношения. Помните, у вас с лидером общая цель — поддерживать такую атмосферу в классе, которая будет помогать продуктивному образовательному процессу.
  3. Замечайте и поддерживайте его интересы и инициативу.
    Не игнорируйте, не запрещайте что-то лидеру, если это не вредит образовательному процессу.
  4. Выслушивайте до конца. Будьте тем, кто его слышит —
    и он научится слышать вас и считаться с вашим мнением.
  5. Поддерживайте устойчивые отношения. Старайтесь ежедневно хотя бы две минуты разговаривать с лидером.
  6. Не ругайте его при остальных учениках. Не высказывайтесь о нем насмешливо, тем более — унизительно. Выражайте свое недовольство в личной беседе.

Шесть способов влияния на лидера

Способ 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Описание
Привлеките лидера в деятельность: в диалог о материале урока, внеклассную работу, групповые задания с другими учениками. Сам факт участия лидера в деятельности привлекает к ней тех, кто хочет больше с ним общаться.
А саму деятельность делает в глазах подростков более привлекательной и престижной. Благодаря этому способу вы увеличите активность класса, просто передавая часть полномочий и организационных функций лидеру. Способ применяйте в случае, если у вас сложились партнерские отношения с лидером.

Пример
1. Пригласите лидера участвовать в деле: «Дима, попрошу тебя начать дискуссию.
Скажи, что ты думаешь о. »; «Катя, ты можешь взять на себя выбор сценария?».
2. Назначьте лидера ответственным за дело, порученное классу: «К пятнице наш класс должен принести плакат на конкурс к Дню права. Назначаю ответственным Мишу Миша, ватман и краски я могу дать, остальное на тебе и тех, кто будет тебе помогать».
3. Разбейте класс на группы. В группу учащихся с невысокой активностью включите лидера.

Способ 2. БИХЕВИОРИСТИЧЕСКИЙ (поведенческий)

Описание
Способ дает результат, если вы используете его регулярно. Формируйте в лидере положительные качества.
В работе с лидером фокусируйтесь не на его действиях, а на его качествах, потому что даже негативное внимание к действиям лидера вызовет волну подражания.
Сначала подумайте, какие качества личности есть в лидере в вашем классе. Обращайте внимание на разные стороны личности: активность, инициативность, умение высказывать свое мнение, дружелюбие и ответственность.

Пример
1. Выберите два-три качества, которые считаете ценными. Последовательно реагируйте на их проявление, подкрепляя их. Реагируйте и на отрицательные качества. Используйте шпаргалку «Восемь способов, чтобы подкрепить качества лидера класса».
2. Поощрите последовательно дружелюбие лидера и негативно подкрепите агрессию, то не только он, но и класс усвоит, что дружелюбное поведение приносит положительные результаты. Лидеру подражают, значит, его качества будут воспринимать как престижные.

Способ 3. НЛП-ПОДХОД

Описание
Суть способа — в программировании успеха и положительного поведения лидера. Формируя его позитивное поведение, вы создаете норму поведения для класса.
Помните: надо изменить направление мышления лидера в сторону результата, который вы ожидаете. Говорите о положительных чертах лидера и о конкретном результате.
Следите за тоном в общении: он должен быть деловым и оптимистичным. Старайтесь понять настроение лидера. Проводите индивидуальные беседы и дискуссии.

Пример
1. «Катя, я думаю, мы договоримся, ты человек взрослый и мудрый. Помоги мне набрать группу для проведения субботника».
2. «Рома, ты очень авторитетный человек
в классе. Помоги, будь добр. Надо всем собраться и принять решение по выпускному вечеру. Когда ты сможешь собрать ребят?»
3. Организуйте дело так, чтобы лидер был вынужден вложить в него силы, время и творчество. Потраченные усилия заставят его оставаться вашим союзником. Например, попросите его отксерокопировать материалы для занятия.

Способ 4. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ

Описание
Имея доверительные отношения с лидером, вы получаете союзника всем вашим начинаниям. Кроме того, его хорошее отношение к вам поспособствует вашим благополучным отношениям с остальными учениками. Главное — не переходите границы. Не рассказывайте о личной жизни, не сплетничайте, не флиртуйте.
Создайте с лидером искренний диалог, покажите, что считаете его значимым человеком. Доверительность достигнуть можно через прямое обращение.

Пример
1. Обратитесь за помощью: «Коля, мне нужна твоя помощь в одном деле, рассказываю только тебе» (и дальше о деле, имеющем значение для всего класса), «Маша, буду говорить тебе как есть. ».
2. Задавайте вопросы лидеру о том, что ему важно и интересно. Расспросите о его хобби и выразите интерес к нему. Скажите, что редко можно встретить человека с такими качествами.
3. Поручите лидеру дело, которое обычно педагоги не поручают сделать ученику (купить в магазине что-то, помочь найти информацию в интернете).

Способ 5. ИНФОРМАЦИОННЫЙ

Описание
Этот способ воздействия имеет отсроченное действие. Его суть в том, чтобы дать лидеру какую-то информацию «не для всех», способную изменить что-то в желаемую сторону. Например, лидер может рассказать или не рассказать это классу, но изменения в его поведении зададут вектор изменениям остальных. Предоставьте информацию, которая важна не только для него, а для всего класса: о предстоящей проверке, о возможной смене учителя, о мероприятиях.

Пример 1. Дайте лидеру «случайно» услышать или скажите только ему, что надвигается серьезная проверка, которая затронет всех учеников (независимый тест знаний).
2. «Миша, я только тебе это скажу, ты думай сам, говорить ли ребятам. В понедельник придет медицинская комиссия в школу. Будет проверять у учеников содержание никотина в организме».
3. Попросите лидера задержаться и расскажите ему что-то о себе или о проблемах в классе. Спросите его мнение. Следите за тоном в общении. Советуйтесь, а не угрожайте.

Способ 6. ПРЕСЕЧЕНИЕ

Описание
Способ на крайний случай — если лидер асоциален, недисциплинирован и провоцирует буллинг. Суть способа — разрушить систему «лидер — последователи» с помощью административных мер.
Воздействуйте на учеников так, чтобы негативные действия лидера и его ближайших последователей пресекались директором школы, Советом профилактики.Это могут быть выговоры с занесением в личное дело, участие в малом педсовете с приглашением родителей, привлечение КДН
Пример
1. «Вы очень веселились на уроке. И ты, Саша, тоже. Я вижу, сил у вас много, значит, сегодня на 7-м уроке дополнительная алгебра. Жду всех, завуч в расписание поставит этот предмет, пока не сможем работать нормально».
2. «Тебе, Коля, персональное задание.
Пересаживайся за отдельную парту и пиши вот эту работу. У тебя спорная оценка, повысь ее».
3. В ответ на недисциплинированное поведение на уроке в течение недели проводите дополнительные занятия. Обязательно проведите беседу и уточните причины поведения.

Диагностический инструментарий

ЭКСПРЕСС-ТЕСТ
на определение ведущего мотива поведения у лидера класса

Авторская модификация теста «Определение ведущего мотива у сотрудников».

Инструкция. Прочитай вопрос и все варианты ответов. Затем проранжируй варианты ответов, присваивая цифру 5 наиболее правильному для тебя ответу, цифру 4 менее подходящему и так далее до цифры 1.
1. Почему ты можешь взяться за сложное дело:
□ А. Из-за какого-то вознаграждения
□ Б. Это возможность заявить о себе, показать себя
□ В. Возьмусь, только если это интересно мне
□ Г. Возьмусь, чтобы доказать себе, что я это могу
□ Д. Если это на пользу всем
2. Представь, что ты — руководитель компании. Что ты бы использовал для того, чтобы вознаградить кого-то:
□ А. Деньги, грамоты, почетные дипломы
□ Б. Похвала при всех, выражение восхищения его достижениями
□ В. Увеличение полномочий, свобода действий
□ Г. Стажировка или обучение в самой престижной компании
□ Д. Включение в группу лиц, принимающих самые важные решения
3. Какую компанию ты выбрал бы для работы:
□ А. Где больше платят
□ Б. Где отличный коллектив
□ В. Где интересные для тебя задачи
□ Г. Где можно многому научиться
□ Д. Где принципы и идеи близки твоим
4. Выбери самое важное для тебя слово из перечисленных:
□ А. Вознаграждение
□ Б. Пр изнание
□ В. Творчество
□ Г Достижения
□ Д. Команда
5. Перед тобой пять объявлений о вакансии, тебе нужно откликнуться на одно из них. Какое ты выберешь:
□ А. Самая высокая зарплата, возможности заработка не ограничены
□ Б. У нас прекрасный коллектив, мы друзья, присоединяйтесь к нам
□ В. Творческая работа, требующая погружения. График свободный
□ Г. Требуются суперпрофессионалы. Обучение мирового уровня за счет компании
□ Д. Работа на благо общества! Для тех, кто не боится участвовать в принятии решений

Как проанализировать результаты:
Подсчитайте сумму баллов для ответов А, Б, В, Г, Д. Для этого суммируйте выставленные учеником отметки по всем вопросам для каждого варианта (А, Б, В. ) отдельно.
Посмотрите, какой вариант набрал больше всего баллов:
А — главный мотив поведения лидера — вознаграждение;
Б — одобрение ровесников и взрослых;
В — его интересы и удовольствие от процесса движения к результату;
Г — самоутверждение и высокие достижения;
Д — воплощение собственных ценностей и идей, которые имеют мировоззренческий характер.

ШПАРГАЛКА для учителя

Восемь способов, чтобы подкрепить качества лидера класса

1. Способ
Внимание

Сосредоточьтесь на лидере в те моменты, когда он проявляет желаемое качество (например, дружелюбен), невербально выразите поддержку и уважение
(улыбнитесь, кивните, развернитесь в его сторону)

2 Способ
Прямая похвала

Выразите одобрение, ни с кем не сравнивая лидера:
«Ты так хорошо умеешь договариваться», «Это очень взрослое решение», «Я горжусь тобой», «Ты такой
молодец!»

3 Способ
Льготы, привилегии

Подумайте, что можете дать лидеру взамен за желаемое поведение. Дайте возможность действовать
свободно, получить от чего-то удовольствие

4 Способ
Поощрение

Наградите грамотой, благодарственным письмом, присудите призовое место. Выскажите теплые слова в адрес родителей

5 Способ
Игнорирование

Не обращайте внимания на подростка, когда он проявляет негативное качество (если это не угрожает безопасности).
Так вы погасите дурашливость, угрозы, ворчание

6 Способ
Невербальное выражение недовольства

Нахмурьтесь, строго посмотрите, покачайте головой

7 Способ
Вербальное выражение недовольства

От «нельзя», «нет», «на меня это не действует» до развернутых содержательных высказываний о том, почему вы считаете что-то неправильным

8 Способ
Прекращение дела из-за проявления негатива

Нагрубил — смените дискуссию на монотонную работу

Источник: Справочник педагога-психолога. Школа , №11, 2018г

Источник

Читайте также:  Лучший способ избавится от живота
Оцените статью
Разные способы