- Как работать с лексикой
- На первом уроке
- На следующем уроке
- В домашке
- Десять стратегий по отработке лексики на уроке английского языка
- Стратегия 1. Графический органайзер
- Стратегия 2. Словари-граффити
- Стратегия 3. Догадки о значении слова
- Стратегия 4. Базовые приставки
- 30 видов заданий отработки лексики на уроке иностранного языка
- Примеры заданий
- Виды контроля и типы заданий для проверки лексики
Как работать с лексикой
От новых слов никуда не деться – без них не выучить язык. Чтобы помочь ученикам их запомнить, мы, учителя, take great pains. Для облегчения этой боли в этом посте опишу, как не дать ученику забыть выученное.
На первом уроке
С введением слов в контексте и первичной отработкой на уроке проблем почти нет – все это представлено в самих учебниках или материалах, которые используем на занятии. Часто не хватает упражнений на выведение новых слов в речь. Это можно делать на том же самом занятии, когда представляем новые слова или в начале следующего урока, в качестве повторения. Вот мое любимое упражнение для этой цели.
Например, на уроке прошли фразовые глаголы (не обязательно их, тут любая новая лексика подойдет). И пишу предложения, где пропускаю или весь фразовый глагол, или только его постфикс – тут все зависит от способностей ученика. Я пишу с ними вот такие предложения:
1) It’s really difficult to … … the girl you like as she can reject you and you’ll feel embarrassed afterwards.
2) When I … … a new word in the text, I always look up its definition.
3) If I … … somebody, and he fails me, I will never speak to this person again. И т.д.
Ученик сначала письменно заполняет пропуски. C опорой на изученные слова, если прошли их только сегодня, и без опоры, если слова обсуждали на прошлом уроке, и дома он их отрабатывал.
После подстановки лексических единиц в пропуски возвращаемся к нашим предложениям и просим выразить с ними согласие/ не согласие и объяснить почему, обязательно употребляя новые слова в своем высказывании.
На следующем уроке
Нам нужно vocabulary review. Существуют быстрые способы проверки усвоенных лексических единиц:
- Dictation. Ученик должен написать то слово, которое мы прошли на прошлом занятии, но я ему диктую не его русский перевод, а синоним/ антоним/ фразу или предложением с bla-bla вместо этого слова.
- Mind maps. Прошли free time activities. И на уроке пишем категории, в которые ученики вписывают подходящую активность. Это могут быть outdoor/ indoor activities; solo/ group activities; DIY/ sports/ board games или классификация по использованию с глаголами do/ go/ play.
- Bingo. Учитель пишет на своей карточке active vocabulary, но не весь. Ученики по очереди диктуют все слова, которые были на прошлом занятии, а учитель вычеркивает их у себя.
- Guessing game. Учитель (или другой ученик) загадывает слово и описывает его с помощью синонимов, остальные угадывают.
- Crosswords and wordsearches. Их можно делать в puzzle-maker.
- Можно подготовить карточки со словами и предложить вытянуть парочку и составить с ними предложения. Вот вытянул ученик слова «demonstration» и “shout slogans”. И пишет: The students from our university organized a demonstration and shouted slogans. They were calling for cutting down the workload.
- Или просим составить странные/ смешные предложения. Например: «kids organized a demonstration and shouted slogans calling for cancelling porridge with the lumps in the local kindergarten”.
- Составить несколько предложений, часть из которых будет правдой, а часть – неправдой. А группа или учитель (если у нас 1-2-1 урок) угадывают, что где.
- Задаем придумать историю с новыми словами. Также можно подурачиться и написать смешную или невероятную историю. А можно описать реальные события, которые произошли с тобой, но исказить в рассказе некоторые факты. Чтобы остальные снова угадывали.
- Поиграть в «снежный ком». Вы говорите одно предложение с новым словом, ученик повторяет ваше и добавляет одно свое, и так, пока память не кончится) Мы обычно придумываем не больше десяти, чтобы не устать и не надоело.
- То же задание обыгрываем письменно. Помните, как мы в детстве писали историю на бумажке по предложению, заворачивали их, а друзья писали продолжение, не видя наши фразы? И в конце разворачивали получившийся рассказ и смеялись над ним все вместе? Можно сделать похожую забаву, но тогда нужно будет подготовить бумагу и заранее написать туда вопросы с новой лексикой.
В домашке
“Добьем” способы отработки изученных слов и выражений креативом.
- Clothes and shopping. Почему бы не прибарахлиться на забугорном сайте? Я иногда заказываю одежду с 6pm.com, и туда могу отправить учеников. Или на nastygal.com. В зависимости от пройденной лексики попрошу купить определенные предметы одежды и описать их – название, цвет, материал, форму выреза, рукав, посадку… Или, если тема online shopping – как положить покупки в корзину на этом сайте, оплатить, отследить посылку и вернуть не подошедший товар.
- Holidays, accommodation and sightseeing. Задаю задизайнить свой dream holiday с описанием – куда, где остановится, что будет там делать. Можно привлечь сайты для поиска жилья, например, couchsurfing.com или homeexchange.com, на которых ищем место, где остановимся и описываем его. Можно отправить на сайт для подбора package tour. Дать денежный лимит на отпуск и попросить расписать траты. Ограничить поездку тремя днямии попросить рассказать, что за достопримечательности ученик осмотрит за это время.
- Feelings and emotions. Смотрим эпизоды из фильмов, где персонажи что-то переживают. Обсуждаем, что могло произойти и как себя чувствуют герои.
- Houses and homes. Задаю найти фото дома любимой celebrity и описать его содержимое.
- Arts and cultural activities. Прогуляемся по виртуальной галерее и расскажем, какие картины и чем впечатлили. Да-да, сейчас есть возможность виртуально посетить именитые галереи бесплатно – загуглите gallery virtual tours.
- Computing and gadgets. Создадим свою социальную сеть, гаджет, или приложение для телефона, которого не хватает для счастья ученику лично. Мне вот хочется приложение, которое бы автоматически проверяло тесты и эссе, меня они утомляют.
На этом моя фантазия, связанная с лексическими темами, и пост подходят к концу.
А у вас есть свои любимые упражнения для работы с новыми словами?
Источник
Десять стратегий по отработке лексики на уроке английского языка
Часто у учащихся возникает проблема выбора подходящих к конкретной ситуации слов и проблема понимания незнакомых слов при чтении текстов или общении на иностранном языке. Поэтому необходимо с первых занятий развивать «чувство языка» у учащихся, умение догадываться о значении слова по контексту, которое помогает решить сложившиеся проблемы. Мы расскажем вам о нескольких стратегиях, которые учителя могут применять для того, чтобы дети учили новые слова и выражения прямо на уроке.
Исследования показывают, что обучение лексике должно содержать следующие компоненты:
- Определение и контекстная информация о слове.
- Многократное знакомство со словом в различных контекстах.
- Поощрение активного самостоятельного изучения новых слов учащимися.
Предлагаем вам 10 видов деятельности по изучению лексики, которые вы сможете включить в свой урок, начиная с завтрашнего дня.
Стратегия 1. Графический органайзер
Расчертите лист формата А4 на четыре прямоугольника. На пересечении этих линий напишите слово или фразу, которые нужно запомнить. Каждый прямоугольник подпишите, начиная с левого верхнего по часовой стрелке:
- Description: Define the term using your own words.
- Characteristics: Give at least 3 interesting characteristics of the term.
- Synonym: What is it like?
- Antonym: What is it not like?
Учащиеся, используя свой словарный запас, заполняют прямоугольники. Дополняют их рисунками или схемами.
Способ запоминания «Графический органайзер» помогает учащимся изучать новые слова. Если своими словами дать определение новым лексическим единицам, привести примеры из знакомых ситуаций и зрительных образов, то любое слово отпечатается в памяти надолго.
Как работать с помощью графического органайзера в классе:
- Подготовка. Определите список слов для изучения в рамках определенной темы. Работая с группой из 3-4 учащихся, дайте задание каждой группе изучить одно слово.
- Мини-демонстрация. Объясните классу, что такое графический органайзер и расскажите, как заполнять графы.
- Групповая работа. Облегчите учащимся работу над новыми словами, обсуждая с каждой группой данное им слово. Используйте наводящие вопросы, чтобы подтолкнуть группу к размышлениям в нужном вам русле.
- Обсуждение на уроке. Дайте задание одному учащемуся из группы презентовать свое слово. Позвольте членам разных команд пообщаться между собой и познакомиться с другими словами. На это хватит 2-3 минуты, чтобы не прерывать ритм урока.
Стратегия 2. Словари-граффити
Эта вид деятельности на уроке позволяет учащимся приобрести лексические навыки, рисуя картинки, рассказывая рисунком историю, записывая фразы и слова с помощью ассоциаций. Если слова, необходимые для запоминания, ассоциируются с предметами, предложите учащимся создать постеры этих слов.
Организуйте работу в парах. Каждой паре дайте слово-цель. Если вы используете эту стратегию впервые, обсудите с классом, какие ассоциации вызывает эти слова. Направьте мысли учащихся в нужное вам русло. Например, если целевое слово было war, то ассоциации, которые оно вызывает: aggression, battle, conflict, destruction и так далее.
Учащиеся зарисовывают слова на листе, как граффити на стенах. Рисуют образы, которые возникают у них от этих слов.
Как оценить результат? Работа оценивается на «отлично», если:
- Учащиеся дали правильное определение слову.
- По крайней мере три новых слова показывают, что учащиеся правильно понимают термин.
- Как минимум три изображения представляют термин.
- Страница-постер привлекает внимание.
- В словах нет грамматических ошибок.
Лучшие постеры учитель размещает в классе. Во время изучения какой-либо темы дети находятся в окружении этих слов. Яркие рисунки привлекают их внимание. Таким образом учитель многократно знакомит учеников со значениями новых слов.
Стратегия 3. Догадки о значении слова
Это отличный способ введения новой лексики. Вы можете предварять им чтение нового текста на уроке. С помощью него вы учите детей догадываться о значении слова по контексту.
В новом тексте определите 4-5 слов, значение которых важно для понимания. Предложите учащимся записать эти слова и написать, что они означают.
Оформить этот вид деятельности в тетради можно в виде таблицы:
Во время чтения используйте мысли вслух, чтобы показать, как контекст придает смысл новому слову. После чтения всего текста проанализируйте догадки учащихся и то, что на самом деле означает каждое слово.
Стратегия 4. Базовые приставки
Часто на уроках во время работы над диалогической речью учитель сталкивается с проблемой — учащиеся боятся общаться на иностранном языке, так как им не хватает слов. Помогите им справиться с этой ситуацией, познакомив с таблицей приставок. Запишите ее в тетради или повесьте на стене в классе. Обратите внимание на то, как приставки помогают изменить значение знакомых для учащихся слов.
На начальном этапе изучения языка в этой таблице должны присутствовать базовые приставки, которые позволят учащимся самостоятельно создавать новые слова.
Источник
30 видов заданий отработки лексики на уроке иностранного языка
С проблемой поиска способов проверки лексики сталкиваются как молодые педагоги, методическая копилка которых только начинает формироваться, так и опытные педагоги, которые привыкли уже устали от ежедневного однообразия. Контроль в обучении играет довольно значимую роль при изучении новых слов. Предлагаем несколько типов заданий для проверки лексики на уроках иностранного языка.
Примеры заданий
- Фронтальный опрос — один из традиционных, избитых методов. Минус — потеря драгоценного времени, отрицательные эмоции учеников. Плюс — держит класс в тонусе.
- Плюшевый опрос — учителю нужно принести с собой мягкую игрушку. Разновидность фронтального опроса, но детьми воспринимается более эмоционально. Педагог, произнося слово по теме, бросает игрушку одному из учащихся, который должен вернуть ее, назвав перевод. Вместо игрушки можно использовать мячик.
- Диктант — много времени не займет, если все продуманно. Позволит быстро выявить пробелы в орфографии и проблемы с запоминанием новой лексики. Суть упражнения: учитель зачитывает ученикам слова на иностранном языке, ученики должны правильно записать их. Также можно давать слова на русском языке, а ученики должны будут записать их перевод.
- Тесты — более серьезный тип контроля. Тесты могут быть альтернативные, множественного выбора или на установление соответствия. Читайте Какие виды тестов можно проводить на уроках.
- Компьютерные тесты и онлайн-сервисы — хорошо подходят для создания тестов и контроля понимания усвоенной лексики. Например, тест может содержать задания на множественный выбор, на установление соответствий, на восстановление последовательности, на заполнение пропусков, кроссворд. Для выполнения таких заданий ученикам требуется компьютер. Учитель может сразу проследить выполнение заданий, оценить работу, выявить те пункты, которые оказались наиболее проблематичными для учеников.
- Словарная эстафета — по одному участнику от двух команд выбегают к доске, пишут на ней слово на иностранном языке по определенной теме, передают мел следующему. Игра длится в течение нескольких минут, ее можно использовать и на уроке вместо обычной зарядки. Выигрывает та команда, которая написала больше слов. Можно скрыть записи команд друг от друга, например, чтобы они писали их с разной стороны доски. В словарной эстафете проверятся также и написание слов.
- Последнее слово — соревнование между двумя командами, где по очереди представители команд называют слова по теме. Похоже на предыдущий способ, но здесь команды в спокойном темпе называют слова, а не выбегают к доске.
- Ромашка — учитель заранее готовит ромашку по теме: в центре записывает тему урока, а на лепестках, внизу слова на русском или иностранном языках. Учащиеся по очереди отрывают по лепестку, переворачивают, читают и называют перевод слова. Можно сделать одноразовые ромашки, а можно прикреплять лепестки скотчем, тогда ромашку можно будет использовать в нескольких классах.
- Крестики-нолики — можно каждый раз чертить поле для игры на доске, а можно изготовить многоразовое на ватмане, запастись карточками, на которых изображены крестики и нолики. Карточки крепятся на ватман с помощью скотча. Класс делится на две команды. По очереди команды ходят, называя слова по теме, представители от команд крепят значок своей команды (крестик или нолик) в поле.
- Домино — каждая деталь домино состоит из двух частей — на одной слово на иностранном языке, на другой — перевод следующего слова (либо картинка). Например: a cat / собака, a dog / корова, a cow / лошадь, и т.д.
- Лото — вариантов оформления много. Вот один из них. Ученикам раздаются карточки с пронумерованными полями, заполненными словами по-русски (или картинками). Ведущий достает бочонки из мешочка, называет цифры. Тот, чья цифра прозвучала, называет свое слово по-русски и его перевод на иностранном языке.
- Мозаика — изготавливается на двух листах. На одном печатается картинка, на ее обороте таблица, в ячейках которой слова на русском языке. На другом листе печатается таблица с переводами слов на иностранный язык. Обе таблицы и картинка должны быть строго одного размера. Лист с картинкой и таблицей разрезается на части по границам полей таблицы. Детям раздаются части картинки, они должны прочитать слово на обороте и положить поверх ячейки с правильным переводом. Если все переводы даны правильно, то дети увидят правильно собранную картинку.
- Ребусы — задание придумать свои ребусы можно дать в качестве домашнего. А на следующем занятии попросить ребят обменяться работами и разгадать полученные ребусы. Во избежание недоразумений, учителю лучше проверить и подкорректировать задания, придуманные учениками.
- Кроссворды — можно дать задание придумать кроссворд по иностранному языку. Самый простой вариант — в задании просто слово на русском языке или картинка, означающая загаданное слово. Более сложный вариант вариант (подходит для старшеклассников с высоким уровнем владения языком) — самостоятельно придумываются формулировки заданий. На уроке — обмен кроссвордами, разгадывание.
- Исчезнувшие буквы — письменное задание на проверку запоминания графического образа изученных слов. Учащийся должен вписать отсутствующие буквы. Например: h__lth (health), sw_m_ing p__l (swimming pool). Такое же задание можно дать ученикам в качестве устной работы на разминку в виде презентации.
- Комментарий — учитель готовит карточки с изображениями по теме. Ученики вписывают на карточки (или в тетради по номерам карточек) слова. Простой уровень — ученики пишут перевод и ассоциации, сложный — дают комментарий из одного или нескольких предложений.
- Найди соответствие — задание на карточках. Слова разделены на два столбика. Необходимо соединить линиями слово и его перевод. Такое же задание можно выполнять с классом вместе, демонстрируя презентацию PowerPoint или интерактивную презентацию, приложение к учебнику или обучающий диск.
- Сундук с сокровищами — это может быть декорированная шкатулка, или ящичек, выполненный в виде пиратского сундука (заинтересует детей). В роли сокровищ — свернутые в трубочку листочки бумаги с написанными на них словами на русском языке. Ученик достает «сокровище», и называет соответствующее слово на иностранном языке.
- Путаница — составить слово из перепутанных букв, задание на проверку запоминания графического образа лексики. Например: tsdtien (dentist), geurson (surgeon).
- Составь слово — учитель дает длинное слово или наборы слогов, из которых дети за определенное время должны будут составить максимум других слов. Такое задание можно давать на дом.
- Угадай-ка! — ведущий загадывает слово по теме. Игроки угадывают его по первой букве. А также вариант типа «Поле чудес». Можно проводить также в виде интерактивной игры.
- Контрольное списывание с доски / учебника направлено на первичную проверку запоминания графического образа новой лексики. Усложнить задание можно ограничив время выполнения.
- Исчезнувшие слова — даны предложения на иностранном языке с пропусками и список слов вперемешку. Ученики должны прочитать предложения и вставить слова из списка в пропусках. Например: If you have a toothache you should visit the ______ (dentist).
- Корректор — найти и исправить орфографические ошибки в исходном тексте или списке слов. Например: He leaves in a small village. Следует зачеркнуть «ea» в слове leaves, исправить на «i».
- Третий лишний — в ряде слов найти лишнее и вычеркнуть его. Например: river, mountain, sea (mountain — лишнее).
- Поиск слов — поле, обычно в виде квадрата, заполнено буквами. «Спрятанные» по теме слова можно искать по горизонтали, вертикали, диагонали, они могут также соединяться ломаной линией. Пример ряда из такого поля pigrbwkcow (спрятаны слова pig, cow). Читайте Как составить головоломку «Поиск слов» самому.
- Карты со словами по теме раздаются участникам. Задача ведущего выяснить, какое слово досталось каждому игроку: «Have you got a…?» Ведущие могут меняться. Участникам разрешается давать подсказки (на иностранном языке).
- Неправильная картинка — демонстрируя картинку, учитель (или ведущий) умышленно дает неверное название изображенному предмету. Задача участников распознать ошибку и дать правильный ответ.
- Круг — учащиеся, становясь в круг, получают карточки с картинками, означающими слова по теме. Учитель, называет пару слов. Например: «a house – a flat». Чьи слова прозвучали, меняются местами.
- Стулья — класс делится на две команды. У доски стоит один стул для «правильных ответов», другой — для «неправильных». Учитель показывает картинку, называет слово. Если оно соответствует предъявленной картинке, представители от обеих команд должны сесть на стул для правильных ответов (кто вперед). Если названное слово не соответствует картинке, соперники устремляются к стулу для неправильных ответов.
- Компьютерные игры, интерактивные презентации — простейшую интерактивную игру можно сделать с помощью программы Microsoft Power Point, используя гиперссылки, кнопки и триггеры. Смотрите также Викторины по английскому языку.
Виды контроля и типы заданий для проверки лексики
Когда и как можно применять описанные типы заданий для контроля усвоения лексики на уроках иностранного языка, представлено в таблице.
Виды контроля
Предварительный
(диагностический)
Текущий
Промежуточный (тематический)
Источник