Способы работы с контурными картами
8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
Правила работы с контурной картой в обучении географии
В. Л. Марков, С. В. Жукова, М. А. Седелкин,
методисты Городского Методического Центра
Знание карты и умение работать с ней в современном мире не менее важно,
чем знание грамматики и математики.
1. Контурные карты называются контурными, потому что на них обозначены только общие очертания географических объектов. Контурная карта является основой для выполнения практических работ по географии. Контурная карта обычно не заполняется вся сразу.
2. Приступая к работе с контурной картой, внимательно прочтите задание учителя. Что именно нужно обозначить? Повторите условные обозначения по теме задания.
3. Задания выполняются с использованием материалов школьного учебника, карт школьного атласа и других дополнительных источников информации, рекомендованных учителем.
4. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.
5. Любая карта должна иметь название, которое подписывается в верхней части карты. Оно должно быть чётким и лаконичным, и соответствовать изучаемой теме. Не путайте название вашей карты с названием шаблона карты.
6. Сравните очертания территории, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой, чтобы сориентироваться. Определите, где находятся основные горы и реки.
7. Продумайте, в каком порядке следует выполнять обозначение объектов, чтобы они не закрывали и не мешали друг другу.
8. Определите условные знаки, которые вы будете использовать, отметьте их в специально отведенном месте на карте.
9. Все изображенные на карте объекты должны быть отражены в легенде (в условных обозначениях), в том числе заливка (цвета), штриховка, значки, сноски и др. В легенде карты должна быть расшифровка любого цветового обозначения.
10. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами), и их названия подписывают в условных знаках.
11. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми. Названия рек, гор и городов пишите четко, печатным шрифтом.
12. Объекты орографии (элементы рельефа) наносятся черным цветом, гидрографии (водные объекты) – синим.
13. Необходимо выполнять только предложенные задания. Избегайте нанесения на контурную карту «лишней информации». Отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена, если в работу добавлена лишняя информация.
14. В зависимости от задания объекты можно либо заштриховать простым карандашом, либо раскрасить в соответствующие цвета. Старайтесь использовать те же цвета, которые приняты на типографских картах (смотрите карты в атласе).
15. Закрашивание объектов, необходимых для выполнения заданий, производится только цветными карандашами. Никогда не используйте фломастеры и маркеры!
16. Каждая форма рельефа имеет свою цветовую гамму, которая соответствует шкале высот и глубин атласа.
17. Для правильного нанесения на контурную карту названий географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку: название географических объектов надо писать вдоль линий градусной сетки, что поможет выполнить задание более аккуратно.
18. Названия небольших объектов в масштабе используемой карты, например, вулканов или горных вершин, желательно размещать справа от самого объекта, вдоль параллели.
19. Названия линейных объектов, например, гор, рек или течений, нужно размещать по протяженности, так, чтобы можно было их прочитать, не переворачивая карту.
20. Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют небольшие объекты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом или дана ссылка в виде цифры, которая расшифровывается в легенде карты (например, на карте: цифра 1 стоит на объекте; а в легенде дана расшифровка: 1 – оз. Ильмень).
21. Если вы обозначаете площадной объект, например, равнину или море, то помните, что границы этих объектов не обводят линиями. Надпись названия показывает территорию равнины или акваторию моря.
22. В условных знаках должна быть система. Придерживайтесь картографической традиции в заполнении карт.
23. Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно в указанный срок.
Примечание
Не используйте для заполнения контурной карты краски. Обычно контурные карты делаются на такой бумаге, которая очень плохо впитывает воду. Кроме того, ошибки на раскрашенных красками картах труднее исправить.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.
Учителю на заметку
На все виды контурных карт, предназначенных для практических занятий учащихся с целью закрепления знаний по географии и истории в объеме программ общеобразовательных учреждений, распространяются технические условия согласно нормам Федеральной службы геодезии и картографии России (с 15 июня 2003 г.).
Технические требования к контурным картам
1. Издаваемые контурные карты должны соответствовать требованиям технических условий и выпускаться в трех видах: отдельными листами, в виде брошюры, вшитыми в учебные атласы.
2. Контурные карты печатаются в одну краску на писчей бумаге № 1 (ГОСТ 18510-73), на офсетной бумаге (ГОСТ 9094-83), импортной писчей или картографической бумаге массой 70–100 г/м 2 .
3. Для обложек контурных карт, выпускаемых в виде брошюр, должна использоваться картографическая бумага (ГОСТ 1339-79) либо мелованная бумага (ГОСТ 21444-75 массой 80–100 г/м 2 ). Допускается для обложек использовать другие виды бумаги, в том числе писчую.
4. На контурных картах должно быть обеспечено пропечатывание всех элементов; не должно быть рваных или раздавленных мест на картографическом изображении.
5. Краска на всем картографическом изображении должна быть отпечатана ровным, плотным слоем. Изображение должно четко и без затруднений читаться во всех деталях.
6. Все линии, штрихи и точки должны быть четкими, с резкими неразмытыми краями, не раздавленными при печати.
7. Текст на контурной карте должен быть четким, без пятен и грязи. Шрифты должны соответствовать государственным правилам и нормативам (СанПиН 2.4.7.702-98).
8. На контурных картах не должно быть механических повреждений, морщин, масляных пятен и соринок площадью свыше 0,5 мм 2 .
9. Контурные карты, выпускаемые отдельными листами, должны быть ровно обрезаны, иметь поля не менее 10 мм.
10. Качество изготовления обложки контурных карт и внешний вид брошюры определяются визуально.
Подробнее со стандартом можно ознакомиться на портале нормативных документов (перейти).
Источник
методика работы с контурными картами
учебно-методический материал по географии на тему
Методика работы с контурными картами на уроках географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_metodika_raboty_s_konturnymi_kartami.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РМО учителей географии
«Методика работы с контурными картами».
Подготовила: учитель географии МБОУ Маньковская СОШ Малеванная Е.Б.
1. Требования, при работе с контурными картами.
2. Работа с контурной картой на уроках географии.
2.1.Использование контурных карт при изучении нового материала.
2.2 Использование контурных карт при проверке знаний.
3. Систематизация знаний по работе с контурной картой.
Контурная карта – один из методов в обучении географии.
Использование контурной карты означает выработку картографических знаний, умений и навыков. Изучение каждой конкретной темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий и географических особенностей изучаемых объектов и явлений. При этом каждая тема может и должна иметь картографическое обеспечение – обязательный набор карт и графических построений, среди которых имеет место и контурная карта.
Контурные карты – это основа географических карт. Они могут применяться при изучении нового материала, его закреплении, контроле знаний учащихся, выполнении самостоятельных работ. Контурная карта позволяет вырабатывать у школьников разносторонние умения и навыки в получении как картографических, так и географических знаний.
Работа с такими картами может быть одним из видов самостоятельного получения знаний. Работая с контурной картой, учащиеся не просто воспринимают и запоминают сведения, полученные от учителя, из учебника, но и пытаются самостоятельно и творчески их применять.
Географическая сетка, контуры объектов, имеющиеся на контурной карте, помогают ребятам воспринимать и закреплять пространственные представления о размещении объектов, их взаимосвязи. Все географические объекты, нанесённые на контурную карту, помогают не только ориентироваться, запоминать их, но и способствуют лучшему пониманию символики карты, её содержания и методики оформления.
1.Требования, предъявляемые к работе с контурными картами.
- Записи ведутся простым карандашом, если не уверен в правильности выполнения задания или ручкой синего или фиолетового цвета.
- Обозначать объекты нужно условными знаками:
— горы – линией коричневого цвета, показывающей направление хребта;
— названия географических объектов (городов, вулканов, водохранилищ, вершин) вдоль параллелей;
— объекты, занимающие большие площади (равнины, моря, острова) подписываются по протяжённости.
Т. о. надписью показывается географическое положение объекта.
3. Если объект, очень маленький, то можно поставить цифру, а в условных знаках указать его название.
4. Название и легенда карты – обязательны.
5. Контурная карта заполняется очень аккуратно, буквы должны быть маленькие и чёткие. Названия подписываются печатными буквами.
2.Работа с контурными картами на уроках географии.
2.1.Использование контурных карт при изучении нового материала.
Контурную карту можно использовать при получении новых знаний.
Наиболее распространёнными способами их применения на уроках являются следующие:
а) нанесение на карты учащимися различных географических объектов (номенклатуры) и их надписей;
б) составление картографических (опорных) конспектов.
В первом случае один экземпляр контурной карты применяется для одного или нескольких заданий. Заполнение номенклатурой идёт в ходе объяснения нового материала. Элементы гидрографии, рельефа и других природных объектов могут быть нанесены учеником только после внимательного изучения и сопоставления карт атласа с контурной картой.
Составление опорных конспектов в контурной карте способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний и их систематизации.
Конспект заполняется в виде краткой записи и служит средством обобщения изучаемого материала. Его построение в контурной карте осуществляется поэтапно, в соответствии с основными вопросами урока и в определённой последовательности: отбор необходимых сведений в результате анализа карт и других источников географической информации.
Такой метод работы с контурной картой характерен для серии уроков по климату (7 класс.), а особенно эффективен этот метод для комплексной характеристики территории (9 класс), где изображаются все компоненты природы и их взаимосвязи.
2.2.Использование контурных карт при проверке знаний.
Разнообразие различных методов по проверке знаний повышает интерес учащихся к предмету, мобилизует их внимание и любознательность.
Одним из таких методов являются задания с контурной картой.
Их можно подразделить на следующие группы:
а) работа с постоянными контурными картам;
б) работа с составными контурными картами;
в) географические диктанты;
г) картографические практические работы.
В основном это использование постоянных контурных карт (без заполнения её учащимися). Эта карта может быть использована неограниченное количество раз. Учащиеся получают их на время выполнения заданий.
Особенно разнообразны виды применения постоянных контурных карт при проведении упражнений, практических проверочных работ на уроках физической географии. Среди них выделяются следующие практические проверочные работы, используемые при повторении, закреплении и учёте знаний:
— по отрезкам контурных карт или фрагментам с вопросами;
— по целым контурным картам с цифрами;
Для проведения работ с отрезками контурной карты учитель заранее подготавливает список географических объектов, изучаемых в одной или нескольких темах. Нумерует каждый из них, а потом эти номера переносит на контурную карту в те места, где расположены объекты. Исходя из наличия отмеченных объектов, учитель разделяет контурную карту на части с равным количеством номеров (например, по десять), а потом разрезает её. Учащимся раздаётся по одному отрезку карты, а на листке необходимо написать название объекта.
Разновидностью работ по отрезкам могут быть задания с условными знаками, когда на картах вместе с номерами объектов ставят условные знаки.
Работы по целым контурным картам с цифрами напоминают предыдущий вид заданий, только здесь вместо отрезков применяют целые контурные карты, на которых, согласно содержанию изучаемых тем, нанесены номера объектов.
Существует три вида работ по картам с цифрами.
- Однотемные – когда на контурную карту наносят цифры объектов одной темы. Например: «Реки и озёра России».
- Многотемные – когда на контурную карту наносят цифры объектов соответствующие нескольким темам. Например: «Границы и моря России».
- Выборочные – когда на контурную карту нанесены все географические объекты изучаемой темы, их которых на доске выписаны выборочные названия.
Работы со стрелками-указателями построены на принципе замены надписей на контурной карте стрелками-указателями. По надобности они раскладываются на контурных картах, в соответствии с географическим положением объектов, написанных на них. Стрелки-указатели применяют и при изучении тем по экономической географии. Существуют два варианта таких заданий.
Первый – когда на стрелках помещают наименование или условные знаки полезных ископаемых, отраслей промышленности и сельского хозяйства. Можно применять при изучении межрайонных связей, при показе направления перевозок сырья и производимой продукции.
Второй вид заданий – когда на стрелках-указателях пишут вместе условный знак и наименование объекта.
Раскладывая стрелки-указатели, нужно придерживаться следующих правил:
а) при определении стран, морей, форм поверхности и других пространственных объектов стрелка основной своей частью должна находиться на их территории;
б) при определении городов концы стрелки должны соприкасаться с пунсоном города;
в) при определении рек стрелки-указатели ставят в любом её месте (по истоку, дельте или среднему течению).
Наибольший интерес у ребят вызывают работы с составными контурными картами. Это обыкновенные контурные карты, разделённые на части. Задача учащихся заключается в том, чтобы скорее восстановить из разделённых и перемешанных частей карту в прежнем виде. Для того, чтобы быстро составить контурную карту из отдельных частей, нужно хорошо её знать. Такие работы увлекательны. Кроме проверки ранее изученного материала, они способствуют закреплению знаний, учащиеся будут лучше знать географическую карту, как в целом, так и отдельные её части.
Большой популярностью в обучении пользуются географические диктанты. Во время диктанта учитель последовательно, через определённые промежутки времени диктует наименования заданных объектов, а учащиеся подписывают их на контурную карту.
Картографические практические работы проводятся по определённым заданиям. Этот вид работы хорошо проводить в старших классах при изучении социально-экономической географии.
В курсе географии 9 класса контурную карту используют при изучении отраслей хозяйства и экономических районов такими способами как: значки, качественный фон, знаки движения. Особенно часто применён способ значков. Этим способом показаны, например, морские порты, промышленные центры. В нём используют внешнемасштабные условные знаки.
Внешнемасштабные условные знаки указывают не только географическое положение объекта, но и размер и структуру явления (деление знака на части).
Задание: нанести на контурную карту важнейшие промышленные центры Дальнего Востока и объяснить специализацию их по источникам знаний.
Построение такой карты даёт возможность учащимся систематизировать и представить в наглядной форме все основные сведения о городах Дальнего Востока. Параллельно ставятся дополнительные вопросы.
1). Выделить из всех городов важнейшие.
2). Показать их местоположение на контурной карте.
3). Показать важнейшие отрасли промышленности.
4). Объяснить развитие данных отраслей на территории Дальнего Востока.
Кружки городов делят на секторы для показа отраслей промышленности. Каждый сектор закрашивается определённым цветом, а подотрасли штриховкой.
При работе с контурной картой в 10-11 классах чаще применяют такие способы как картограммы или картодиаграммы.
Картограммы – это способ изображения средней интенсивности какого-либо количественного показателя, который показывается на карте штриховкой или закраской соответственно степени интенсивности показателя на определённой территории.
Картодиаграммы – это способ изображения распределения какого-либо количественного показателя посредством диаграмм, которые размещаются на контурной карте на определённой территории.
Диаграмма показывает суммарное значение показателя в пределах каждой территориальной единицы.
Построение картограмм и картодиаграмм осуществляется с последующим выполнением заданий.
3.Систематизация знаний по работе с контурной картой.
На контурной карте можно выразить любую мысль с помощью различных способов картографирования природных и социально-экономических явлений. Умения и навыки таких способов складываются в процессе обучения. В каждом классе формируются определённые умения работы с контурной картой.
Картографические умения и навыки работы с контурной картой можно изобразить в виде таблицы.
Картографические умения и навыки работы с к/к.
Умения определять и обозначать на контурной карте направления, географические координаты;
Обозначать географические объекты (рельеф, гидрография).
Нанесение на контурную карту географических объектов;
Работа с постоянными контурными картами с цифрами.
Восприятие пространственных представлений о размещении объектов.
Продолжить формирование умений и навыков по обозначению географических объектов, приём заполнения контурной карты линейными условными знаками (течения, ветры).
Опорные конспекты в контурной карте;
постоянные контурные карты с цифрами;
составные контурные карты.
Способ показа явлений на карте.
Приём составления картосхем, составлять карты способом качественного фона (природные зоны).
Фрагменты контурных карт с вопросами;
Составные контурные карты;
Постоянные контурные карты (целые и отрезки) с цифрами.
Восприятие пространственного представления о размещении объектов природы и их взаимосвязи друг с другом.
Уметь строить карты с использованием значков.
знаки движения ( перевозки, связи районов друг с другом).
Закрепление пространственных представлений о размещении объектов, объяснение принципов такого размещения.
Уметь составлять картограммы и картодиаграммы.
Картографические практические и самостоятельные работы.
Разносторонние умения и навыки в получении как картографических, так и географических знаний.
Уметь объяснять закономерности развития и размещения процессов и явлений.
Работа может быть продолжена в сторону дальнейшей систематизации. Проводить дифференцирование знаний через деятельность учителя.
Например. Рассмотрим тему «Внутренние воды России».
Внутренние воды России.
1). Нанесение объектов гидрографии на контурную карту.
2). Работы по контурным картам с цифрами.
3). Работа с отрезками контурных карт.
4). Составные контурные карты.
6). Географические диктанты (заполнение контурных карт).
7). Работа с фрагментами контурных карт и вопросами.
В каждом классе можно применять различные виды деятельности с контурной картой в зависимости от уровня его подготовленности. В более сильном классе можно использовать все виды работ с контурными картами, предложенные в таблице №2.
Средний класс. Таблица №3.
Внутренние воды России.
1). Нанесение объектов гидрографии на контурную карту.
2). Работы по контурным картам с цифрами.
3). Работа с отрезками контурных карт.
5). Географические диктанты.
В классах конпенсирующего обучения виды деятельности ограничены, т.к. на выполнение задания уйдёт большая часть времени урока, но интерес у ребят по этим видам деятельности остаётся высоким.
Внутренние воды России.
1). Нанесение объектов гидрографии на контурную карту.
2). Работы по контурным картам с цифрами.
4). Работа с отрезками контурных карт.
Примечание: внутри любого класса также можно дифференцировать виды работ с контурными картами, ориентируясь на сильных и более слабых детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
контурная карта
Терминология, памятка при выполнении работы с контурной картой той к теме
В Листе для учащихся дана основная терминология по теме.
Атлас и контурные карты по географии 6 класс
Именно такие учебные материалы нам будут необходимы для работы в 6 классе. С уважением, Елена Алексеевна.
Контурные карты материка Северная Америка
В помощи учителю и ученикам.
Задания по контурным картам по географии «Природа России» 8 класс
Задания по контурным картам по географии «Природа России» 8 класс.
Правила оформления контурных карт
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КОНТУРНЫХ КАРТдля использования обучающимися 6-11 классов.
Политическая карта мира- задания в контурной карте- 10 класс
Данная работа проверяет знание стран мира на карте, группировки и типологию стран в контурной карте.
Источник