- Как создать понятный пользователю каталог услуг: делаем это за 9 шагов
- Шаг 1. Формирование команды
- Шаг 2. Сбор обратной связи
- Шаг 3. Создание списка услуг
- Шаг 4. Распределение ресурсов и ответственности
- Шаг 5. Подготовка каталога в двух версиях
- Шаг 6. Контрольные тесты
- Шаг 7. Публикация сервисного каталога
- Шаг 8. Автоматизация
- Шаг 9. Поддержка каталога
- Как создать структуру интернет-магазина: каталог, в котором всё понятно
- Почему важно правильно организовать каталог товаров
- Базовые правила создания каталога
- Способы создания каталога
- Этапы создания каталога интернет-магазина
- Инструменты для создания каталога
- Ещё раз о главном
Как создать понятный пользователю каталог услуг: делаем это за 9 шагов
Каталог услуг неразрывно связан с понятием ITSM и является важнейшим компонентом сервисного подхода. Необходимость в его создании возникает на этапе внедрения ITSM.
Это становится ясно из аналогий, которые приводит Шэрон Тейлор (Sharon Taylor), главный архитектор третьей редакции ITIL. Она сравнивает каталог услуг с iTunes или App Store для предприятий, онлайн-справочником и ресурсом для разработчиков одновременно. Разберемся с этой темой с помощью небольшого чеклиста.
Когда предприятие начинает работать с каталогом услуг, возникает вопрос о способах его составления. Чтобы разобраться с этим, рассмотрим необходимые шаги и условия.
Шаг 1. Формирование команды
В составлении каталога услуг, безусловно, должны принимать участие компетентные люди, знакомые с проблематикой. Важно подключить к работе IT-отдел.
Количество людей, которые примут участие в создании каталога, напрямую зависит от размера организации и объема предоставляемых услуг. Разумеется, должен быть назначен человек или ответственная команда, которая возьмет на себя роль менеджера каталога.
Также будет хорошо, если в состав команды войдут представитель руководства и, по крайней мере, несколько конечных пользователей. Зачастую они воспринимают задачи не так, как сотрудники IT-отдела, и оперируют другими названиями услуг. Такой подход поможет найти баланс и сделать каталог услуг понятным.
Шаг 2. Сбор обратной связи
Помимо общения с конечными пользователями важно расширить работу с обратной связью до конкретных бизнес-пользователей. Следует узнать запросы руководителей групп и менеджеров. Это поможет также уточнить стоимость каждой услуги.
Шаг 3. Создание списка услуг
Тейлор замечает, что самый простой и в то же время эффективный способ приступить к созданию сервисного каталога — собрать список уже оказываемых услуг. Проведение инвентаризации должно быть комплексным. Согласно Трою Дамулину (Troy DuMoulin), вице-президенту Pink Elephant, консалтинговой группы ITSM, это является ключом к созданию эффективного каталога. Каждая услуга должна быть указана отдельно, а после — внутри категории. Следующий этап требует составить список услуг, которые IT-отдел не предоставляет в данный момент, но собирается предоставлять в будущем.
Теперь самое время использовать результаты сбора обратной связи и найти пересечения между возможностями и запросами. Тейлор советует не перегружать первую версию каталога и придерживаться нескольких ключевых процессов. Разумеется, исходя из конкретных бизнес-запросов. Эксперт по ITIL Майкл Скарбороу (Michael Scarborough) напоминает: «Наличие большого количества услуг в каталоге не обязательно делает его более качественным или более подходящим для бизнеса. Наличие правильного сочетания услуг в легко доступном каталоге, — это то, чего хочет бизнес».
После составления финальной версии списка услуг следует подготовить для каждой из них интуитивно понятные описания.
Шаг 4. Распределение ресурсов и ответственности
Основная задача теперь — установить зависимости между выполняемой услугой и требуемыми на ее исполнение ресурсами, в том числе определение исполнителей, учет вклада сторонних поставщиков, IT-компонентов и процессов.
На основе этого стоит определить параметры использования: уровень доступа исполнителей, возможность вносить изменения и так далее. У каждой категории услуг должен быть владелец, а также первый, второй и третий уровни поддержки с четким разграничением ответственности и полномочий.
Шаг 5. Подготовка каталога в двух версиях
Когда список услуг как структура готов, приходит время организовывать каталог. После формирования основы для технической версии каталога есть смысл адаптировать его под вторую важную категорию — клиентскую.
Она содержит только информацию верхнего уровня в лаконичной форме и без технических подробностей. Важно ответить для себя на такие вопросы, как «Употребляет ли бизнес-пользователь слово «инфраструктура» в отношении служб резервного копирования?», и в соответствии с этим избавиться от путаницы в упрощенной версии.
Что касается основной версии, как конкретно организовывать и классифицировать услуги, зависит от размера организации, потребностей конечного пользователя и — самое важное — логики. Это основа пользовательского опыта.
Шаг 6. Контрольные тесты
Теперь пришло время пройтись по готовому каталогу. Чтобы убедиться в его доступности, следует задействовать хотя бы одного конечного пользователя. Не стоит вовлекать слишком много людей в этот процесс, иначе не избежать знаменитой кулинарной проблемы «чем больше поваров, тем хуже бульон».
На этом этапе важно определить несколько ключевых показателей для измерения. Например, изменение времени обработки аварийных запросов с каталогом и без него.
Шаг 7. Публикация сервисного каталога
Открывать общий доступ к каталогу во многих случаях лучше поэтапно. Так можно проверить работоспособность небольшого набора услуг и выявить повторяющиеся ошибки. О публикации каталога услуг должно быть объявлено заранее.
Не лишним будет продумать стимулирующие программы для конечных пользователей. Например, можно разработать учебное пособие для работы с ним и поощрять участников к прохождению обучения. Важно объяснить, как именно каталог услуг будет им полезен.
Шаг 8. Автоматизация
Существуют продукты для автоматизации работы каталога. Однако Шэрон Тейлор настаивает на том, что не следует сразу же прибегать к этим инструментам. Только почувствовав уверенность в архитектуре каталога услуг и поддерживающих его процессах, предприятиям стоит выбирать подходящий программный продукт.
Шаг 9. Поддержка каталога
Разработка процесса для проверки и обновления каталога услуг входит в список основных этапов, так как без актуальности каталог теряет смысл. Важно своевременно добавлять и удалять услуги и уровни поддержки. Вот почему следует заранее назначить менеджера или команду, которая будет постоянно отслеживать услуги в соответствии с подготовленным графиком. Регулярное обновление и просмотр каталога IT-услуг следует проводить как минимум раз в квартал, а раз в год устраивать комплексный аудит структуры. К тому же важно продолжать проводить оценку по ключевым показателям. Так всегда будет сохраняться понимание эффективности работы каталога.
Источник
Как создать структуру интернет-магазина: каталог, в котором всё понятно
Каталог — это ядро вашего интернет-магазина и точка притяжения для покупателей. От структуры каталога зависит то, насколько легко посетители будут находить нужный товар и насколько в целом удобно и приятно им будет пользоваться вашим сайтом. В этой статье мы подробно расскажем, как создать эффективный каталог интернет-магазина.
Почему важно правильно организовать каталог товаров
Прежде чем мы приступим к разбору темы, давайте остановимся на том, почему так важно уделить созданию структуры каталога особое внимание. Мы все привыкли, что каталог нужен для того, чтобы показать ассортимент интернет-магазина, но на самом деле всё несколько сложнее и интереснее.
Главная задача каталога — выступать для покупателей в роли путеводителя по ассортименту и облегчать поиск нужных товаров. Чем быстрее посетитель сайта находит любой товар, тем лучше. Во-первых, посетителю приятнее находиться на вашем сайте, если логика интерфейса ему сразу понятна. А во-вторых, это улучшает поведенческие метрики, которые способствуют улучшению позиций сайта в поисковых системах.
Другая, но не менее важная задача каталога — генерировать новый трафик на сайт. Если вы составляете каталог под потребности целевой аудитории и с учётом ключевых запросов, на ваш сайт автоматически будет попадать всё больше и больше посетителей из поисковых систем. По сути, каталог товаров — это не просто иллюстрация ассортимента, но также часть поискового продвижения сайта. Кроме того, хорошо продуманные категории товаров можно использовать в качестве посадочных страниц для контекстной рекламы и рекламы в социальных сетях.
В общем, от правильно организованного каталога одни только плюсы и для посетителей, и для поискового продвижения. Поэтому давайте скорее разбираться, как эту правильную структуру организовать.
Базовые правила создания каталога
Анализируйте поисковый спрос
Ошибка многих владельцев интернет-магазинов — создавать каталог интуитивно, опираясь на свой личный вкус. Из-за этого часто можно наблюдать вот такую картину: каталог состоит из категорий, логика которых понятна только владельцу магазина.
В каталоге есть категория, понятная только владельцу магазина.
В категории «Кольца» есть подкатегории, суть которых сразу может быть непонятна посетителям.
Глядя на такой каталог, посетитель, скорее, «развернётся» и уйдёт, чем станет разбираться в логике устройства магазина. Исключение возможно, только если вы продаёте уникальный товар, который не так просто найти, — в этом случае покупатель с большей вероятностью постарается преодолеть все неудобства, лишь бы заказать то, что ему очень нужно. В остальных случаях посетители предпочтут поискать нужный им товар в другом месте — у конкурентов, где ассортимент представлен более понятно.
Поэтому самое главное правило звучит так: составляя структуру каталога, думайте так, как думают ваши покупатели. Для этого анализируйте поисковой спрос, то есть отслеживайте, как именно пользователи ищут ваши товары в интернете — и именно на основании этого составляйте структуру своего каталога.
Для того чтобы посмотреть статистику поисковых запросов, воспользуйтесь специальными инструментами. О них мы напишем в конце статьи.
Соблюдайте правило трёх шагов
Важно, чтобы посетители вашего интернет-магазина находили товары быстро. Для этого старайтесь соблюдать правило, согласно которому посетитель магазина должен суметь найти любой товар за 2–3 клика. В идеале это должна быть «траектория» поиска вида «категория → товар» или «категория → подкатегория → товар». Если так не получается и в вашей структуре каталога содержится много подкатегорий, то лучше уберите всё, что следует после третьего шага, в фильтры. Например, оставьте только уровни навигации «Одежда → Платья», а все остальные параметры пусть будут доступны в фильтрах, например, сезонность платья, модель, длина, размеры и т. д.
Пример категории, в которой все дополнительные параметры доступны для выбора через фильтры и теги.
Конечно, никто не запрещает вам создавать категории с множественной вложенностью. Однако будет лучше, если вы постарайтесь максимально сократить путь посетителя сайта к нужному товару.
Избегайте полупустых категорий товаров
Бывает так, что владельцы интернет-магазинов выделяют в отдельную категорию группу товаров, в которой не так уж много товарных единиц. Это может выглядеть, например, вот так.
Или, чего хуже, вот так.
Если посетитель сайта перейдёт из поиска или из рекламы на страницу категории с таким скудным наполнением, он на подсознательном уровне может подумать, что у всего интернет-магазина скромный ассортимент. Постарайтесь объединить категории с маленьким количеством товаров с другими, родственными по ассортименту. Например, в категорию «Аксессуары» можно поместить несколько пар солнцезащитных очков, перчатки, ремни и т. д.
Пример организации категории аксессуаров с небольшим количеством товаров.
Используйте теги
С помощью этого инструмента вы можете создавать отдельные страницы тегов, на которых будут доступны товары, отобранные по определённым параметрам; например, по цене, акциям и другим свойствам или характеристикам. Например, в интернет-магазине товаров для творчества на странице категории красок можно использовать тег «краски для холста». По этому тегу пользователи будут находить краски любых видов, которые подходят для рисования на холсте.
Теги выполняют две важные задачи:
- Предлагают пользователям дополнительный набор критериев для поиска товаров.
- Создают новые страницы товаров, которые могут привлечь дополнительный трафик по низкочастотным запросам.
Пример организации тегов, в которые включены ключевые запросы, и которые расширяют возможности выбора товаров.
Подумайте о каталоге до начала создания сайта
Будет лучше, если вы продумаете структуру каталога до того, как начнёте непосредственно создавать сайт. Обычно это происходит на этапе прототипирования, когда вы детально продумываете содержимое будущего интернет-магазина. Заранее проработанная структура поможет вам избежать ошибок в будущем и лишних переделок.
Но часто бывает так, что сначала создают сайт, а потом задумываются о его правильной структуре. При наличии грубых ошибок в устройстве каталога его всё равно придётся переделывать. В этом случае лучше всего обратиться к SEO-специалисту, который поможет исправить ошибки с минимальными потерями трафика.
Способы создания каталога
Перейдём непосредственно к созданию каталога товаров. Есть два способа, которыми вы можете воспользоваться:
- «Подсмотреть» и скопировать, частично или полностью, структуру каталога у ваших конкурентов.
- Разработать свою собственную структуру каталога интернет-магазина.
Первый способ хоть и кажется простым и очевидным, но на самом деле имеет двойное дно. Вы не можете быть уверены в том, что ваши конкуренты сделали всё правильно или что у вас это сработает так же хорошо, как и у них. Вы не знаете всей подноготной, не видите статистику, не знаете реакцию аудитории. Поэтому, если и подсматривать что-то у конкурентов, то с умом.
Посмотрите несколько примеров каталога в разных интернет-магазинах и выделите из них нечто общее. Именно эти общие элементы и будут тем, что можно попробовать перенять.
Второй способ — это собственная разработка структуры каталога интернет-магазина. Этот вариант лучше, потому как вы создаёте структуру магазина индивидуально под свой ассортимент и потребности своей целевой аудитории. В конечном итоге, возможно, у вас получится даже лучше, чем у ваших конкурентов. Собственную структуру лучше всего разрабатывать с SEO-специалистом, который поможет вам собрать семантику, правильно её сгруппировать и выделить будущие категории, подкатегории и фильтры.
Этапы создания каталога интернет-магазина
- Проведите ревизию своего ассортимента и разделите все товары на группы. Это будет первичный, «сырой» вариант каталога, который вы возьмёте за основу.
- Соберите семантическое ядро вашего сайта. Семантическое ядро — это набор ключевых слов, которые соответствуют тематике сайта. Ключевые слова — это те поисковые запросы, которые используют пользователи в поисковых системах Google, «Яндекс» и т. д.
- Проанализируйте запросы и сгруппируйте их между собой. Благодаря этому вы сможете выделить категории, подкатегории и фильтры для каталога интернет-магазина, которые соответствуют тому, как их ищет в интернете ваша целевая аудитория.
- Проанализируйте интернет-магазины нескольких конкурентов. Ориентируйтесь на те сайты, которые собирают большой трафик. Выделите то общее, что можно было бы с пользой применить в вашем интернет-магазине.
- Составьте схему будущего каталога с учётом всех категорий, подкатегорий, фильтров и тегов.
Разработка каталога на основе анализа семантического ядра — весьма полезная штука. При должном анализе вы сможете правильно подобрать названия для категорий, а также увидеть, какие новые категории, подкатегории и фильтры можно добавить.
При этом будет лучше, если вы обратитесь за помощью к SEO-специалисту. Да, вам придётся оплатить его услуги, но, возможно, это лучше, чем самим разбираться в тонкостях поискового продвижения и работы с семантикой для сайтов. Хотя, если у вас есть желание, вы можете попытаться обойтись и своими силами.
Инструменты для создания каталога
- Интеллект-карты. Помогают упорядочить идеи и представить структуру каталога в виде наглядной схемы. Подробнее об интеллект-картах мы писали в отдельной статье.
- Wordstat. Бесплатный сервис «Яндекса», который показывает статистику поисковых запросов по ключевым словам. Вы можете использовать этот сервис для сбора семантического ядра.
- Serpstat. Более профессиональный инструмент для работы с семантикой и его дальнейшей кластеризацией, в котором можно автоматизировать многие процессы.
- SimilarWeb. Сервис, который помогает оценить работу сайтов конкурентов, например, посмотреть примерную статистику трафика. Для базовой оценки хватает возможностей бесплатной версии. Но если хотите больше подробностей, придётся использовать платный тариф.
- Старый добрый Excel, в котором можно собирать и группировать семантическое ядро для вашего сайта.
Ещё раз о главном
Резюмируя статью, можно выделить следующие базовые моменты:
- Цель каталога интернет-магазина — облегчить путь покупателя к нужным товарам и сгенерировать новый трафик из поисковых систем.
- Забудьте о собственной логике деления товаров на группы, ориентируйтесь только на потребителя и на то, как он ищет товары в интернете. Для этого используйте статистику поисковых запросов.
- Подсматривайте за конкурентами с умом: подбирайте в качестве примеров популярные магазины с большим трафиком, выделяйте между ними нечто общее, что можно было бы с пользой применить и у вас.
- Избегайте пустых и полупустых категорий товаров.
- Старайтесь построить структуру каталога так, чтобы посетители находили нужный товар за пару-тройку кликов. Все остальные параметры выбора товаров убирайте в фильтры и теги.
- Если у вас нет времени и желания глубоко разбираться в SEO, то для работы с семантическим ядром обязательно воспользуйтесь услугами SEO-специалиста.
Надеемся, эти базовые правила помогут вам эффективно структурировать каталог вашего интернет-магазина, и уже в скором времени вы увидите рост трафика и, возможно, даже рост количества заказов.
Источник