Исторические источники и основные методы работы историка
ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Для чего и как изучают историю
Значение изучения истории.Можно привести немало высказываний великих людей о пользе изучения истории. Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Сходные идеи высказывали многие другие выдающиеся деятели. Так, испанский писатель Мигель Сервантес отмечал, что история — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поучение для настоящего, предостережение для будущего, а русский писатель Леонид Андреев утверждал: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти».
В приведенных и во многих других подобных высказываниях подчеркивается мысль о том, что знание прошлого помогает лучше понять настоящее и даже предвидеть будущее. Действительно, несмотря на все различия между настоящим и даже совсем недавним прошлым, нетрудно увидеть, что многое в жизни человечества остается неизменным с момента его появления на Земле.
Люди всегда стремились улучшить свою жизнь и жизнь своих детей, а для этого всегда должны были трудиться, используя природные ресурсы. Они взаимодействовали друг с другом, объединяясь в различные общности. Между этими общностями (племенами, народностями, государствами, социальными группами) нередко происходили столкновения и одновременно существовали взаимовыгодные связи и сотрудничество. С древнейших времен человек пытался осознать свое место в мире, поэтому важное значение в его жизни имели проблемы, связанные с духовной жизнью (религия, культура).
Все сферы жизни человеческого общества имеют свои закономерности, которые изучает историческая наука. Рассмотрев действие этих закономерностей в прошлом, можно использовать их и в современном мире. Русский философ Арсений Гулыга считал, что история — это школа поведения и в прошлом люди ищут и находят верные образцы. По его мнению, опыт истории — верный ориентир, которым зачастую пользуются бессознательно. Так ведут себя и отдельные люди, и целые народы.
Правда, существует еще один известный афоризм: «История учит, что она ничему не учит». Новые поколения людей часто совершают те же ошибки, что и их предшественники. Наверное, так происходит из-за чувства превосходства каждого нового поколения: ведь людям в прошлом было неизвестно многое из того, что знает любой современный человек. Но надо помнить, что люди во все времена решали задачи (иногда удачно, иногда нет) не менее сложные, чем стоящие перед современным человечеством.
С другой стороны, не использование «уроков истории» происходит и из-за недостаточного знания этой науки. Именно поэтому изучать историю важно для каждого человека независимо от его профессии.
Проблема достоверности исторических знаний.В мире происходило и происходит множество больших и малых событий. Они, прежде всего, нуждаются в расположении их по степени значимости. Здесь и начинается труд историка, умеющего рассматривать события как звенья определенной цепи, тянущейся из прошлого к настоящему.
В истории, в отличие от многих других наук, имеется «ахилессова пята»: объект исторической науки — прошлое — можно назвать нереальной реальностью. Правильность наших знаний о том, что было раньше, проверить очень сложно. Опыты, эксперименты для подтверждения теорий и гипотез (как это происходит в других науках) в истории во многом неосуществимы. Можно ли быть уверенным в истинности наших представлений о прошлом, а если пойти еще дальше — в возможности познания истории вообще?
Историческая наука накопила богатейший арсенал приемов и методов, которые позволяют сделать наши знания о прошлом в целом доказуемыми, проверяемыми и непротиворечивыми.
Разумеется, историк не считает возможным открыть «всей правды» об изучаемом им событии. Но это же относится и к любой другой, даже самой точной науке. Ведь мир бесконечен, и бесконечен процесс его познания. Между историками идут острые споры по множеству проблем. Иногда совершаются открытия, принципиально изменяющие устоявшиеся концепции. Однако сейчас уже мало кто станет отрицать ряд твердо установленных фактов и оценок прошлого. Именно такие факты и оценки являются основой учебной литературы по истории.
Исторические источники и основные методы работы историка.
Важнейшей проблемой исторической науки является проблема источников. В самом общем плане историческими источниками можно назвать все остатки прошлой исторической жизни. К таким остаткам относятся как все сознательно созданное людьми, так и все, появившиеся независимо от их сознания (например, останки самих людей) Источником является также «прошлое в настоящем» например возникшие в древности языки, на которых говорят ныне народы мира, обычаи и традиции, географические названия
Историк при изучении какой-либо темы стремится привлечь как можно более широкий круг источников. При классификации источников учитывают их происхождение, форму и содержание. Чаше всего источники делят по их форме на семь типов:
4) устные (фольклорные);
6) кино- и фотодокументы;
Понятно, что многие источники трудно отнести к какому-то одному виду. Например, монеты являются одновременно и вещественными, и письменными источниками. Форма источника во многом предопределяет методы работы с ним. Существует ряд так называемых вспомогательных исторических дисциплин, которые изучают определенные виды источников.
Так, при работе с письменными источниками не обойтись без палеографии — науки, изучающей внешние признаки рукописных и печатных источников в их историческом развитии (знаки письменности, особенности их графики, подчерки, материал для письма и т.д.). Исследуя древние письменные источники, которые дошли до нас, как правило, в нескольких списках, имеющих некоторые отличия, историки используют текстологию — вспомогательную историческую дисциплину, изучающую взаимоотношение различных списков, выявляющую их первоначальный вид.
Самые обширные сведения о прошлом историки получают из письменных источников. Однако их необходимо прочитать. Древнейшие письменные документы имеют возраст около 5 тыс. лет. Многие из них написаны либо мертвыми ныне языками, либо древними формами современных языков. Ряд мертвых языков никогда не забывались (латинский, древнегреческий), другие были расшифрованы в Х1Х-ХХ вв. (древнеегипетский, шумерский, аккадский, хеттский, язык народа майя и др.) а некоторые не разгаданы до сих пор (например, эламский, этрусский).
Значительная часть вещественных источников получена при помощи археологии. Наши сведения об истории народов до появления у них письменности в основном опираются на данные археологических раскопок. Да и для периода после изобретения письменности, вплоть до совсем недавнего времени, роль археологических материалов очень велика (например, для изучения Великой Отечественной войны важные данные получают благодаря поискам оружия и боевой техники, останков воинов в местах боев).
В настоящее время научные археологические раскопки проводятся при соблюдении жестких правил: цель часто важнейшую информацию дают не только найденные веши, но и, например, их взаиморасположение.
С археологией тесно связана антропологии, которая по останкам людей, как правило, извлеченных археологами, воссоздает внешний облик человека. Антропология особенно важна при воссоздании истории возникновения и расселения народов. Эти же вопросы являются одними из важнейших для исторической лингвистики (языкознания), изучающей происхождение и развитие древних и современных языков. Частью лингвистики являются ономастика (наука об именах), топонимика (наука о географических названиях).
Ценнейшие сведения для историков дают монеты, которые изучает нумизматика. Гербы исследует геральдика, печати — сфрагистика.
В изучении истории важное место отводится этнографии. Обычаи и традиции, занятия и образ жизни народов, в силу различных причин оставшихся на переходных стадиях развития, помогают в воссоздании прошлого всего человечества. Некоторые древние обычаи и традиции сохранились и у вполне цивилизованных народов, что также является объектом изучения этнографов.
Важные, а иногда и уникальные сведения о прошлом содержатся в сказаниях, преданиях, легендах, сказках народов мира. Изучающая эти источники фольклористика вносит огромный вклад в историческую науку.
По мере развития человечества увеличивается количество исторических источников. В XIX —начале XX в. возникли такие из них, как фотографии, звукозаписи, кинохроника, во второй половине XX в. появились документы на электронной основе. Все это расширяет возможности исторического исследования.
Целью изучения исторических источников является извлечение фактов, необходимых для решения исследуемой проблемы. Таким образом, работа историка начинается с постановки вопроса, на который хочет найти ответ ученый. В связи с этим любая научная работа по истории начинается с обзора научной литературы (историографии), который выявляет решенные и нерешенные проблемы и противоречия прежних исследователей. Историк также оценивает возможность решения поставленной проблемы и, прежде всего, наличие необходимого количества источников.
Для решения поставленной проблемы историк привлекает факты, почерпнутые из источников. При отборе фактов, оценке их значимости, их интерпретации ученый опирается на свои теоретические представления. Среди них важное значение имеют методология, которой пользуется историк, твердо установленные научные выводы, касающиеся рассматриваемой проблемы, сведения других наук, помогающие разобраться в изучаемой исторической проблеме, общекультурные представления и. наконец, обыденные жизненные наблюдения, которые часто позволяют сразу оценить, например, достоверны или недостоверны содержащиеся в источнике сведения.
Таким образом, процесс исторического исследования сочетает работу с источниками и использование теоретического знания. Именно таким путем историк может выявить закономерности исторического развития.
Источник
Система работы с историческими источниками
Описание презентации по отдельным слайдам:
Система работы с историческими источниками как метод активизации познавательной деятельности учащихся Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2 Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
Понятие «исторического источника» и его видов «Источник возникает в процессе реальной человеческой деятельности, в процессе отображения сознанием человека реальной (исторической) действительности. На этой основе формируется восприятие, суждения, идеи, которые воплощаются в тех или иных носителях информации, после чего они выступают как свидетельства прошлого, т.е. как исторические источники» (Источники Российской истории. М., 1998) «Историческим источником является носитель информации, созданной в процессе человеческой деятельности и окружающий историю конкретного этапа развития либо человеческого общества в целом, либо конкретного этапа развития российского общества». Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке принято делить на семь групп: 1. письменные; 2. устные; 3. вещественные; 4. этнографические; 5. лингвистические; 6. кино — фотодокументы; 7. фонодокументы» (Источники Российской истории. М., 1998, с. 35) Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
Исторический документ и его виды. К историческим источникам относится всё созданное человеком, результаты его взаимодействия с окружающей средой, предметы материальной культуры, обычаи, обряды. К ним же относятся и памятники письменности. В широком смысле слова памятники письменности в методике называют документами. «Классификация документов, применяемых в обучении, значительно проще той, что принята в исторической науке. Она основана на характере документальных текстов, когда все они подразделяются на три основных группы: 1. актового характера; 2. повествовательно- описательного характера; 3. документы художественной литературы» (Ежова С.А., Лебедева И.М., Дружкова А.В. и др. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1986. с.158) Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
Принципы отбора документов: правильные отражения документом сущности происходящих событий, освещение документом всех сторон общественной жизни данного периода документ должен содержать основу для развития учащихся и применения исследовательского метода, быть кратким и доступным по языку. Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
В чём же значение применения исторических документов? Исторические документы – непосредственные памятники прошлого и в силу этого обладают убедительностью и доказательностью. Документ позволяет почувствовать колорит эпохи, помогает создать яркие образы прошлого, условия для развития воображения школьников, уменьшает возможность модернизации отдельных событий. Как источник исторических знаний, документ требует анализа содержания, обобщения извлечённых из него сведений, определённой оценки. Работа с документами учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию. Документы помогают усвоению важнейших фактов, понятий, закономерностей общественного развития, формируют убеждения школьников. Использование документального материала активизирует мышление школьников, учит анализу и синтезу при рассмотрении событий прошлого и современности. Самостоятельный анализ документов вооружает учащихся элементарными навыками исследовательской работы, учит приемам критического осмысления исторических источников. Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
Трудоёмкость для учителя состоит: — в формировании дидактической базы; — в постоянном обновлении дидактической базы; — в большом объёме подготовительной работы к уроку. Трудоёмкость для ученика заключается: в проработке определённого объёма разноплановых исторических источников, входящих в ДМК; — в овладении навыками исследовательской работы; — в необычности работы с учебником (изменяется функция ученика). Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
Результативность предполагает следующее: — овладение учащимися умениями и навыками работы с историческими документами; — сформированность навыков исследовательской работы; — создание собственной документальной базы для формирования ДМК; — выход на местную документальную базу; — формирование у учащихся активной жизненной позиции; — умение извлекать рациональное из потока информации, иметь своё мнение и уметь аргументированно отстаивать его. Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
Методы работы с историческими документами. Практические методы работы с источниками весьма многообразны в зависимости от возраста школьников, их умственных возможностей, сложности изучаемых тем. Наиболее распространены три метода: последовательно — текстуальный; поэтапный; метод логических заданий. Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
При изучении любого факта, события, необходимо придерживаться определённого алгоритма: 1. сущность факта, явления, события; 2. причины его происхождения; 3. взаимодействие с окружающей действительностью; 4. значение для времени его происхождения и современности. Так можно рассматривать факты и события, встречающиеся в изучаемых источниках. Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
Изучение фактов и событий завершается поиском возможностей их применения в условиях окружающей действительности. В этой работе успеха достигают те учащиеся, которые следуют определённому порядку действий: 1. подбор конкретного примера (факта, события, идеи, положения и т.п.) для анализа; 2. отбор аналогов из изучаемого источника; 3. нахождение развития этих аналогов в современных условиях; 4. размышление над возможной реализацией исторического опыта в текущей жизни общества. Этим завершается работа по соотнесению идей и положений источника с окружающей действительностью. Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
Метод поэтапного изучения источников Метод поэтапного изучения источников включает три последовательно взаимосвязанных этапа работы: I. подготовительный этап; II. усвоение содержания источника; III. Выполнение обобщения и практических заданий». (Румянцев В.Я. Работа с историческим источником. // Преподавание истории в школе. 2003. №3. с. 39). Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
Но на этом работа с текстом письменных источников не завершается, её можно продолжить выполнением практических и познавательных заданий. Составляя и отбирая творческо-поисковые задания к текстам документов, надо стремиться, чтобы деятельность учащихся была направлены на: Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
Составляя и отбирая творческо-поисковые задания к текстам документов, надо стремиться, чтобы деятельность учащихся была направлены на: 1) распознавание терминов и понятий или перевод содержания исторического текста на современный язык и объяснение значения устаревших слов; 2) описание с опорой на исследуемый источник исторического или общественного явления с помощью собственных или имеющихся в тексте аргументов, конкретных примеров; 3) характеристика изучаемого объекта с выявлением существенных признаков, связей и взаимозависимостей, представленных в тексте; 4) установление связи содержащихся в документе утверждений с другими известными учащимся положениями; 5) определение историчности содержания письменного источника, обусловленности его появления и актуальности; Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
6) выделение имеющихся в тексте оценочных суждений, отражающих позицию автора текста, а также ошибочных суждений и неточностей; 7) сравнение нескольких исторических, общественных явлений, представленных в анализируемом тексте или на основе нескольких источников; 8) сопоставление различных точек зрения, выдвижение собственных аргументов и контраргументов по отношению к иным взглядам; 9) подведение итогов через выводы по изученному тексту; 10) преобразование текстовой информации в условно-графическую — схемы, таблицы, символы. Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
Памятка для решения познавательных задач Внимательно ознакомьтесь с условием задачи. Соотнесите вопросы или предписания, поставленные в задаче с её условием (текстом источника): а) определите, что дает условие для решения задачи; б) попытайтесь установить, какие знания потребуются для ее решения; в) попробуйте определить методы и средства решения задачи. Наметьте правильный ответ и приведите аргументы в его доказательство. Проведите самопроверку для того, чтобы убедиться в правильности результата: а) соответствует ли ответ существу вопроса к задаче; б) если к тексту источника поставлено несколько вопросов, то проверьте, на всё ли вы ответили; в) нет ли противоречий в вашей аргументации; г) не имеются ли в тексте данные, противоречащие вашему решению; д) готовы ли вы чётко и убедительно изложить выводы и привести доказательства, объяснить, каким путём получен ответ. Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
Можно предложить следующие вопросы к документу в зависимости от его вида: Вид документа Типология вопросов и заданий к нему Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
1. Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д. Когда, где, почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания.) Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности? Объясните основные / новые понятия, употребляющиеся в тексте документа. Интересы каких слоёв, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом? Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах? К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа? Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т.п. Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
2. Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д. Покажите на карте государства, составившие этот документ. Охарактеризуйте исторические условия его создания. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом. Объясните, в чём и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах). Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу? Какой характер носил этот документ: открытый или секретный — и почему? Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу. Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил. Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
3. Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.п. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды? Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился? К чему призывает и что осуждает автор документа? Интересы какого слоя населения он выражает? Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами? Каковы последствия: реальные или прогнозируемые, осуществления идей этого документа? Дайте историческую оценку документу Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
4. Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения Какие исторические факты излагаются в документе? Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летосчисления. Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий? По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания? В чем позиция автора совпадает / не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение / несовпадение можно объяснить? Оцените значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвященными этим же историческим событиям Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
5. Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев Кто автор документа? Каково его социальное положение? должность? занятия? Причастность к описываемым событиям? Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым им событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника. Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам? В чём совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту? Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему? Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа? Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
6. Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и пр. Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время действия или написания произведения./ Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху. Какие образы исторических героев, событий создаёт автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искажённым, предвзятым и т.п.? Как вы думаете, с какой целью автор сделал это? Как автор литературного произведения объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами? К какому общественному слою, группе населения принадлежал автор? Насколько он оказался объективным и беспристрастным в передаче событий или автор совершенно к этому не стремился? 6. В каких других литературных произведениях вы встречали похожий сюжет? Чем можно объяснить его распространённость? Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
Выводы Работа с источниками и технология решения познавательных задач позволяет начать овладение своеобразным арсеналом инструментов историка, почувствовать всю сложность и одновременно прелесть исторического исследования. Это значительно повышает качество обучения и не только и не столько внешнее, выражающееся в конкретных оценках, а глубинное, проявляющееся в формировании устойчивого, мотивированного интереса к истории, обществознанию, гуманитарным наукам в целом. Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
Таким образом, управление качеством исторического образования возможно и полезно, но при этом ученик должен рассматриваться не как пассивный объект управленческой деятельности, а выступать в качестве равноправного партнёра преподавателя по совместной творческой деятельности. Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
Спасибо за внимание! Филаткина Р.П. МОУ «Ключевская СОШ № 2»
Источник