Способы работы с информацией по фгос

Работаем по ФГОС (в методическую копилку учителю)
методическая разработка по теме

Информационная компетентность младших школьников.

Выступление на августовской районной конференции.

Скачать:

Вложение Размер
«Информационная компетентность младших школьников (выступление) 234.5 КБ
презентация «Информационная компетентность младших школьников» 749.27 КБ
приложение 1 45.5 КБ
приложение 2 1.28 МБ
приложение 3 123.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Видновский художественно-технический лицей

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Советниковой Евгении Васильевны

« Формирование информационной компетентности младших школьников в рамках ФГОС НОО»

Выступление районном метод.объединении

2013 Формирование информационной компетентности младших школьников в рамках ФГОС

( из опыта работы учителя начальных классов МБОУ ВХТЛ Советниковой Е.В.)

Главные теоретические положения современного образования — это:

  1. компетентностный подход к обучению
  2. два равноправных субъекта – ученик и учитель
  3. вариативность образовательно-информационной среды

Процесс обучения в современном обществе — это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно-образовательной среде.

  • пространство осуществления личностных изменений людей (педагогов и учащихся) в образовательных целях на основе использования современных информационных технологий.
  • системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса.
  • педагогическая система плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы материально-техническая, финансово-экономическая, нормативно-правовая, управленческая и маркетинговая
  • совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним, используемая в дистанционных технологиях обучения.

Современная школа и является той информационно-образовательной средой, которая должна вооружить ребенка умениями, ориентирующими его в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели.

Главная цель современного образования – это учить учиться и пользоваться полученными знаниями, т.е. как сформулировал Жак Делор – научиться познавать, делать, жить и жить вместе.

Задача образования в информационном обществе – воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т.е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации.

Процессом обучения в информационном обществе становится совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно-образовательной среде. Т.е. роль учителя из ведомого превращается в направляюще-консультирующую, поддерживающую, а роль ученика из ведомого учителем – в роль партнёра в процессе обучения. Руководящая, информационная, контролирующая функция процесса традиционного обучения в условиях информационного общества преобразуется в ориентирующую, презентационную функцию — функцию педагогической поддержки.

ФГОС НОО — смена образовательной парадигмы —

Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.

Основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

Формирование у учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.

Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.

Одной из главных ключевых компетентностей в компетентностном подходе является информационная компетентность.

Т.к. каждому человеку в современном обществе приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации, то чтобы не теряться в нём необходимо иметь элементарные навыки работы с этой информацией.

Необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью.

Научить всему этому должна школа, причём начиная с самой первой ступени, т.к. первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем.

Своевременная работа по формированию у обучающегося информационной компетентности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных УУД:

  • извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
  • перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • уметь перерабатывать информацию(анализировать, классифицировать, выделять причины и следствия).
  • Что такое «информационная компетентность» школьника?

Информационная компетентность — это умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников. Другими словами, информационная компетентность – это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом).

Информационные компетенции :
• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
• уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
• овладеть навыками использования информационных устройств;
• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

С этим термином тесно взаимосвязаны «информационная грамотность» и «информационная культура».

Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе, резко возросшая информированность – несомненное преимущество современных детей. Если раньше школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. По мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности.

ФГОС чётко отмечает, что «в результате всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией». Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие необходимое при изучении разных предметов, начиная с самого первого класса.

  • Какое отражение данная проблема получила в соответствующих документах ФГОС?

В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Сказано, что метапредметные результаты должны отражать:

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Кроме того, отмечается, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу: пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.

Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать и использовать информацию в образовательных целях .

  • Как сформировать информационной компетентности у младшего школьника?

Для формирования информационных умений необходимо, чтобы в учебно-методическом комплекте присутствовал материал, который с первых дней обучения детей в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебника носили информативный характер. Только при таком условии можно добиться выполнение требований Стандарта: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией».

Формирование основ информационной компетентности нужно рассматривать как через урочную, так и внеурочную деятельность, так как эти виды деятельности взаимодополняют и взаимообогащают друг друга.

  • игры на эрудицию (например, викторины) — школьники, которые готовят материалы для таких игр, должны посмотреть большое количество источников информации по тематике игры;
  • информационные проекты- создание своей книги или мини-энциклопедии по какой –либо теме требует сбора сведений по этой теме;
  • исследовательские проекты — сбор сведений по теме исследования является необходимым компонентом работы над такими проектами;
  • интегрированные уроки;
  • экскурсии и т.д.

Совершенно очевидно, что для формирования и развития информационных учебных действий необходимо применять разнообразный материал: игры, ребусы, анаграммы, чайнворды, кроссворды и другие нестандартные задания, вызывающий живой интерес у младшего школьника. Но главным критерием при работе над информационной компетентностью ученика должна быть всё же доступность, рациональность и систематизированность.

В основу типологизации работы над информационной компетентностью младшего школьника положен принцип интеграции по двум основаниям: использование источников информации и характеристика информационной деятельности младших школьников.

Содержание действий с информацией в начальной школе представлено тремя группами учебных действий (умений), характеризующих информационную деятельность младших школьников:

  1. Поиск, селекция, фиксация информации, что предполагает умение находить по заданному основанию, существенным признакам информацию представленную в явном и неявном виде, проводить селекцию найденной информации, фиксировать информацию разными способами.
  2. Преобразование, интерпретация и применение информации, что предполагает умение упорядочивать информацию по заданному основанию, сравнивать между собой объекты, понимать инструкцию к выполнению задания, представленную разными способами, устанавливать простые связи, делать элементарные выводы, основываясь на личном опыте, находить аргументы, подтверждающие выводы, сопоставлять и обобщать информацию, отвечать на поставленные вопросы.
  3. Оценка достоверности информации, что предполагает умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения, на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, подвергать сомнению достоверность информации, представленной в разных видах, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

Вот например, ряд заданий, направленных на формирование информационной компетентности школьника (приложение 1).

  • Как измерить сформированность информационной компетентности учащихся начальных классов?

На первом этапе данной работы проводим констатирующий эксперимент, цель которого – вывить уровень сформированности информационной компетентности у младших школьников. Диагностика информационной компетентности можно осуществить с помощью методики Е.А.Хасьянова и С.Ю. Прохоровой. Учащимся класса предлагается выполнить серию диагностических заданий.

Проведенная диагностика позволит перейти к выделению уровней сформированности информационной компетентности у младших школьников. В качестве критериев для определения уровней информационной компетентности младших школьников выступает степень сформированности основных направлений информационной компетентности. Каждый критерий находит свое проявление в определённых показателях.

Результаты проведенного констатирующего эксперимента в 1 «А» классе ВХТЛ на начало учебного года показали, что большинство младших школьников имеют средний уровень информационной компетентности (45 %), группа с уровнем выше среднего составила 25 %. У 14% опрошенных выявился высокий уровень сформированности информационной компетентности, на низком же уровне находились 16 % младших школьников.

Далее в этом же классе была проведена следующая диагностическая работа, которая выявила положительную динамику работы над информационной компетентностью учащихся данного класса.

Данные, полученные в результате контрольного среза свидетельствуют о положительной динамике развития информационной компетентности у младших школьников:

Результаты диагностической работы по определению уровня информационной компетентности младших школьников, проведённой в 1 «А» классе МБОУ ВХТЛ ( в исследовании принимало участие 24 учащихся)

Высокий уровень – 19 испытуемых

Средний – 5 испытуемых

Низкий – 0 испытуемых.

Вашему вниманию предоставляется проект диагностической работы по определению уровня информационной компетентности младших школьников , проведённый в данном классе. (приложение 2)

Показатели и критерии диагностики информационной компетентности выпускников начального общего образования , представленными в стандартах второго поколения начального общего образования:

  1. Работа с источниками информации.
  • Знание о том, какие источники информации существуют.
  • Умение использовать различные источники информации
  • Умение использовать компьютерные технологии.
  • Умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации
  1. Обработка и представление результатов
  • Умение выделять недостоверные и сомнительные элементы.
  • Умение находить альтернативную и дополнительную информацию
  • Умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию и выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его.
  • Умение описать и представить результаты своей работы.
  1. Использование компьютерных технологий.
  • Умение читать текстовые документы на компьютере, работать с текстом на компьютере , работать с текстом в различных форматах.
  • Умение вводить и оформлять текст на компьютере
  • Умение работать со средствами Интернета

Некоторые задания для измерения сформированности информационной компетентности выпускника начальной школы (приложение 3).

Формирование информационной компетентности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школы, зависит успешность социализации учащихся в будущем.

Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной компетентности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Таким образом, нам — педагогам необходимо научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать свое собственное будущее!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Эпиграф : Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим п еред ними проблемы, которые надо решить». Роджер Левин Формирование информационной компетенции младших школьников в рамках ФГОС Советникова Евгения Васильевна учитель начальных классов МБОУ ВХТЛ

Главные теоретические положения образования в информационном обществе Основным в информационном обществе становится компетентностный подход к обучению. В информационно-образовательной среде в процессе обучения активно действуют два равноправных субъекта – учитель и ученик. Образование в информационно-образовательной среде вариативно.

Информационно-образовательная среда пространство осуществления личностных изменений людей (педагогов и учащихся) в образовательных целях на основе использования современных информационных технологий. системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса. педагогическая система плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы материально-техническая, финансово-экономическая, нормативно-правовая, управленческая и маркетинговая совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним, используемая в дистанционных технологиях обучения.

Цель школы Вооружить ребенка умениями , которые помогут ему ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели.

Новые цели образования Учить учиться и пользоваться знаниями. Учиться делать дело. Учиться жить вместе. Учиться быть. (Эдгар ФОР — ЮНЕСКО) научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить (Жак Делор)

Компетентностный подход к образованию в информационном обществе Цель образования – формирование компетентной личности, способной решать разнообразные проблемы, используя имеющиеся у нее знания и умения. Задача – воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т.е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации.

Процесс обучения в информационном обществе — это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно-образовательной среде.

Роль учителя в процессе обучения Традиционное обучение Обучение в условиях информационного общества Деятельность учителя Ведущая роль Направляет поиск ученика, консультирует, поддерживает Деятельность ученика Ведомый учителем Партнер в процессе обучения

Процесс обучения Традиционное обучение Обучение в условиях информационного общества Руководящая, информационная, контролирующая функция процесса обучения Ориентирующая, презентационная, функция педагогической поддержки

ФГОС НОО — смена образовательной парадигмы (цели, всей совокупности убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для членов данного сообщества) . Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»

Формирование учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

Социальные (характеризуют умение человека полноценно жить в обществе) – брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций. Поликультурные – не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков, рас. Коммуникативные – умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками Информационные – умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников. Саморазвитие и самообразование – потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни. Группы ключевых компетентностей

Своевременная работа по формированию у обучающегося информационной компетентности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных УУД: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта; преобразовывать информацию из одной формы в другую; уметь перерабатывать информацию(анализировать, классифицировать, выделять причины и следствия).

Информационная компетентность — способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. http://standart.edu.ru

Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений , навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать и использовать информацию в образовательных целях. Информационная культура — одна из составляющих общей культуры человека. Информационная культура предполагает возможность и готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической.

ФГОС НОО: «в результате всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией». Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие необходимое при изучении разных предметов , начиная с самого первого класса. Главный критерий при работе над информационной компетентностью ученика — доступность, рациональность и систематизированность.

В « Федеральном государственном стандарте начального общего образования » названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Метапредметные результаты должны отражать: использование различных способов поиска( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

В основу типологизации работы над информационной компетентностью младшего школьника положен принцип интеграции по двум основаниям: использование источников информации и характеристика информационной деятельности младших школьников.

Поиск, селекция, фиксация информации, что предполагает умение находить по заданному основанию, существенным признакам информацию представленную в явном и неявном виде, проводить селекцию найденной информации, фиксировать информацию разными способами. Преобразование, интерпретация и применение информации, что предполагает умение упорядочивать информацию по заданному основанию, сравнивать между собой объекты, понимать инструкцию к выполнению задания, представленную разными способами, устанавливать простые связи, делать элементарные выводы, основываясь на личном опыте, находить аргументы, подтверждающие выводы, сопоставлять и обобщать информацию, отвечать на поставленные вопросы. Оценка достоверности информации, что предполагает умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения, на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, подвергать сомнению достоверность информации, представленной в разных видах, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. группы учебных действий (умений), характеризующих информационную деятельность младших школьников:

Проверяем умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи: Ты хочешь узнать значение слова «Отчизна»? У тебя есть книги на выбор: 1.Орфографический словарь. 2. Этимологический словарь. 3. Л. Успенский «Слово о словах». 4. Толковый словарь. 5. История России. 6. М. Лермонтов «Родина». В каких из них ты можешь найти нужные сведения? Заполни таблицу, расставив номера книг. Книги, в которых я скорее всего найду ответ Нужно посмотреть содержание Книги, в которых скорее всего не найду ответ

Результаты проведенного констатирующего эксперимента «Уровень информационной компетентности» в 1 «А» классе ВХТЛ на начало учебного года

Результаты диагностической работы ( контрольного среза) по определению уровня информационной компетентности младших школьников, проведённой в 1 «А» классе МБОУ ВХТЛ

Показатели и критерии диагностики информационной компетентности выпускников начального общего образования , представленными в стандартах второго поколения начального общего образования: Работа с источниками информации. Знание о том, какие источники информации существуют. Умение использовать различные источники информации Умение использовать компьютерные технологии. Умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации Обработка и представление результатов Умение выделять недостоверные и сомнительные элементы. Умение находить альтернативную и дополнительную информацию Умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию и выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его. Умение описать и представить результаты своей работы. Использование компьютерных технологий. Умение читать текстовые документы на компьютере, работать с текстом на компьютере , работать с текстом в различных форматах. Умение вводить и оформлять текст на компьютере Умение работать со средствами Интернета

Вывод: Формирование информационной компетентности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школы, зависит успешность социализации учащихся в будущем. Нам — педагогам необходимо научить ребёнка учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать свое собственное будущее!

Источник

Читайте также:  Виды информации информационные процессы способы представления информации
Оцените статью
Разные способы