Работаем по ФГОС (в методическую копилку учителю)
методическая разработка по теме
Информационная компетентность младших школьников.
Выступление на августовской районной конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Информационная компетентность младших школьников (выступление) | 234.5 КБ |
презентация «Информационная компетентность младших школьников» | 749.27 КБ |
приложение 1 | 45.5 КБ |
приложение 2 | 1.28 МБ |
приложение 3 | 123.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Видновский художественно-технический лицей
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Советниковой Евгении Васильевны
« Формирование информационной компетентности младших школьников в рамках ФГОС НОО»
Выступление районном метод.объединении
2013 Формирование информационной компетентности младших школьников в рамках ФГОС
( из опыта работы учителя начальных классов МБОУ ВХТЛ Советниковой Е.В.)
Главные теоретические положения современного образования — это:
- компетентностный подход к обучению
- два равноправных субъекта – ученик и учитель
- вариативность образовательно-информационной среды
Процесс обучения в современном обществе — это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно-образовательной среде.
- пространство осуществления личностных изменений людей (педагогов и учащихся) в образовательных целях на основе использования современных информационных технологий.
- системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса.
- педагогическая система плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы материально-техническая, финансово-экономическая, нормативно-правовая, управленческая и маркетинговая
- совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним, используемая в дистанционных технологиях обучения.
Современная школа и является той информационно-образовательной средой, которая должна вооружить ребенка умениями, ориентирующими его в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели.
Главная цель современного образования – это учить учиться и пользоваться полученными знаниями, т.е. как сформулировал Жак Делор – научиться познавать, делать, жить и жить вместе.
Задача образования в информационном обществе – воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т.е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации.
Процессом обучения в информационном обществе становится совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно-образовательной среде. Т.е. роль учителя из ведомого превращается в направляюще-консультирующую, поддерживающую, а роль ученика из ведомого учителем – в роль партнёра в процессе обучения. Руководящая, информационная, контролирующая функция процесса традиционного обучения в условиях информационного общества преобразуется в ориентирующую, презентационную функцию — функцию педагогической поддержки.
ФГОС НОО — смена образовательной парадигмы —
Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.
Основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
Формирование у учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.
Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.
Одной из главных ключевых компетентностей в компетентностном подходе является информационная компетентность.
Т.к. каждому человеку в современном обществе приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации, то чтобы не теряться в нём необходимо иметь элементарные навыки работы с этой информацией.
Необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью.
Научить всему этому должна школа, причём начиная с самой первой ступени, т.к. первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем.
Своевременная работа по формированию у обучающегося информационной компетентности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных УУД:
- извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
- перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- уметь перерабатывать информацию(анализировать, классифицировать, выделять причины и следствия).
- Что такое «информационная компетентность» школьника?
Информационная компетентность — это умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников. Другими словами, информационная компетентность – это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом).
Информационные компетенции :
• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
• уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
• овладеть навыками использования информационных устройств;
• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
С этим термином тесно взаимосвязаны «информационная грамотность» и «информационная культура».
Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.
Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе, резко возросшая информированность – несомненное преимущество современных детей. Если раньше школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. По мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности.
ФГОС чётко отмечает, что «в результате всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией». Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие необходимое при изучении разных предметов, начиная с самого первого класса.
- Какое отражение данная проблема получила в соответствующих документах ФГОС?
В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Сказано, что метапредметные результаты должны отражать:
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Кроме того, отмечается, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу: пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.
Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать и использовать информацию в образовательных целях .
- Как сформировать информационной компетентности у младшего школьника?
Для формирования информационных умений необходимо, чтобы в учебно-методическом комплекте присутствовал материал, который с первых дней обучения детей в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебника носили информативный характер. Только при таком условии можно добиться выполнение требований Стандарта: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией».
Формирование основ информационной компетентности нужно рассматривать как через урочную, так и внеурочную деятельность, так как эти виды деятельности взаимодополняют и взаимообогащают друг друга.
- игры на эрудицию (например, викторины) — школьники, которые готовят материалы для таких игр, должны посмотреть большое количество источников информации по тематике игры;
- информационные проекты- создание своей книги или мини-энциклопедии по какой –либо теме требует сбора сведений по этой теме;
- исследовательские проекты — сбор сведений по теме исследования является необходимым компонентом работы над такими проектами;
- интегрированные уроки;
- экскурсии и т.д.
Совершенно очевидно, что для формирования и развития информационных учебных действий необходимо применять разнообразный материал: игры, ребусы, анаграммы, чайнворды, кроссворды и другие нестандартные задания, вызывающий живой интерес у младшего школьника. Но главным критерием при работе над информационной компетентностью ученика должна быть всё же доступность, рациональность и систематизированность.
В основу типологизации работы над информационной компетентностью младшего школьника положен принцип интеграции по двум основаниям: использование источников информации и характеристика информационной деятельности младших школьников.
Содержание действий с информацией в начальной школе представлено тремя группами учебных действий (умений), характеризующих информационную деятельность младших школьников:
- Поиск, селекция, фиксация информации, что предполагает умение находить по заданному основанию, существенным признакам информацию представленную в явном и неявном виде, проводить селекцию найденной информации, фиксировать информацию разными способами.
- Преобразование, интерпретация и применение информации, что предполагает умение упорядочивать информацию по заданному основанию, сравнивать между собой объекты, понимать инструкцию к выполнению задания, представленную разными способами, устанавливать простые связи, делать элементарные выводы, основываясь на личном опыте, находить аргументы, подтверждающие выводы, сопоставлять и обобщать информацию, отвечать на поставленные вопросы.
- Оценка достоверности информации, что предполагает умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения, на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, подвергать сомнению достоверность информации, представленной в разных видах, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
Вот например, ряд заданий, направленных на формирование информационной компетентности школьника (приложение 1).
- Как измерить сформированность информационной компетентности учащихся начальных классов?
На первом этапе данной работы проводим констатирующий эксперимент, цель которого – вывить уровень сформированности информационной компетентности у младших школьников. Диагностика информационной компетентности можно осуществить с помощью методики Е.А.Хасьянова и С.Ю. Прохоровой. Учащимся класса предлагается выполнить серию диагностических заданий.
Проведенная диагностика позволит перейти к выделению уровней сформированности информационной компетентности у младших школьников. В качестве критериев для определения уровней информационной компетентности младших школьников выступает степень сформированности основных направлений информационной компетентности. Каждый критерий находит свое проявление в определённых показателях.
Результаты проведенного констатирующего эксперимента в 1 «А» классе ВХТЛ на начало учебного года показали, что большинство младших школьников имеют средний уровень информационной компетентности (45 %), группа с уровнем выше среднего составила 25 %. У 14% опрошенных выявился высокий уровень сформированности информационной компетентности, на низком же уровне находились 16 % младших школьников.
Далее в этом же классе была проведена следующая диагностическая работа, которая выявила положительную динамику работы над информационной компетентностью учащихся данного класса.
Данные, полученные в результате контрольного среза свидетельствуют о положительной динамике развития информационной компетентности у младших школьников:
Результаты диагностической работы по определению уровня информационной компетентности младших школьников, проведённой в 1 «А» классе МБОУ ВХТЛ ( в исследовании принимало участие 24 учащихся)
Высокий уровень – 19 испытуемых
Средний – 5 испытуемых
Низкий – 0 испытуемых.
Вашему вниманию предоставляется проект диагностической работы по определению уровня информационной компетентности младших школьников , проведённый в данном классе. (приложение 2)
Показатели и критерии диагностики информационной компетентности выпускников начального общего образования , представленными в стандартах второго поколения начального общего образования:
- Работа с источниками информации.
- Знание о том, какие источники информации существуют.
- Умение использовать различные источники информации
- Умение использовать компьютерные технологии.
- Умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации
- Обработка и представление результатов
- Умение выделять недостоверные и сомнительные элементы.
- Умение находить альтернативную и дополнительную информацию
- Умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию и выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его.
- Умение описать и представить результаты своей работы.
- Использование компьютерных технологий.
- Умение читать текстовые документы на компьютере, работать с текстом на компьютере , работать с текстом в различных форматах.
- Умение вводить и оформлять текст на компьютере
- Умение работать со средствами Интернета
Некоторые задания для измерения сформированности информационной компетентности выпускника начальной школы (приложение 3).
Формирование информационной компетентности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школы, зависит успешность социализации учащихся в будущем.
Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной компетентности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Таким образом, нам — педагогам необходимо научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать свое собственное будущее!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф : Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим п еред ними проблемы, которые надо решить». Роджер Левин Формирование информационной компетенции младших школьников в рамках ФГОС Советникова Евгения Васильевна учитель начальных классов МБОУ ВХТЛ
Главные теоретические положения образования в информационном обществе Основным в информационном обществе становится компетентностный подход к обучению. В информационно-образовательной среде в процессе обучения активно действуют два равноправных субъекта – учитель и ученик. Образование в информационно-образовательной среде вариативно.
Информационно-образовательная среда пространство осуществления личностных изменений людей (педагогов и учащихся) в образовательных целях на основе использования современных информационных технологий. системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса. педагогическая система плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы материально-техническая, финансово-экономическая, нормативно-правовая, управленческая и маркетинговая совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним, используемая в дистанционных технологиях обучения.
Цель школы Вооружить ребенка умениями , которые помогут ему ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели.
Новые цели образования Учить учиться и пользоваться знаниями. Учиться делать дело. Учиться жить вместе. Учиться быть. (Эдгар ФОР — ЮНЕСКО) научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить (Жак Делор)
Компетентностный подход к образованию в информационном обществе Цель образования – формирование компетентной личности, способной решать разнообразные проблемы, используя имеющиеся у нее знания и умения. Задача – воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т.е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации.
Процесс обучения в информационном обществе — это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно-образовательной среде.
Роль учителя в процессе обучения Традиционное обучение Обучение в условиях информационного общества Деятельность учителя Ведущая роль Направляет поиск ученика, консультирует, поддерживает Деятельность ученика Ведомый учителем Партнер в процессе обучения
Процесс обучения Традиционное обучение Обучение в условиях информационного общества Руководящая, информационная, контролирующая функция процесса обучения Ориентирующая, презентационная, функция педагогической поддержки
ФГОС НОО — смена образовательной парадигмы (цели, всей совокупности убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для членов данного сообщества) . Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»
Формирование учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
Социальные (характеризуют умение человека полноценно жить в обществе) – брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций. Поликультурные – не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков, рас. Коммуникативные – умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками Информационные – умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников. Саморазвитие и самообразование – потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни. Группы ключевых компетентностей
Своевременная работа по формированию у обучающегося информационной компетентности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных УУД: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта; преобразовывать информацию из одной формы в другую; уметь перерабатывать информацию(анализировать, классифицировать, выделять причины и следствия).
Информационная компетентность — способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. http://standart.edu.ru
Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений , навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать и использовать информацию в образовательных целях. Информационная культура — одна из составляющих общей культуры человека. Информационная культура предполагает возможность и готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической.
ФГОС НОО: «в результате всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией». Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие необходимое при изучении разных предметов , начиная с самого первого класса. Главный критерий при работе над информационной компетентностью ученика — доступность, рациональность и систематизированность.
В « Федеральном государственном стандарте начального общего образования » названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Метапредметные результаты должны отражать: использование различных способов поиска( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
В основу типологизации работы над информационной компетентностью младшего школьника положен принцип интеграции по двум основаниям: использование источников информации и характеристика информационной деятельности младших школьников.
Поиск, селекция, фиксация информации, что предполагает умение находить по заданному основанию, существенным признакам информацию представленную в явном и неявном виде, проводить селекцию найденной информации, фиксировать информацию разными способами. Преобразование, интерпретация и применение информации, что предполагает умение упорядочивать информацию по заданному основанию, сравнивать между собой объекты, понимать инструкцию к выполнению задания, представленную разными способами, устанавливать простые связи, делать элементарные выводы, основываясь на личном опыте, находить аргументы, подтверждающие выводы, сопоставлять и обобщать информацию, отвечать на поставленные вопросы. Оценка достоверности информации, что предполагает умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения, на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, подвергать сомнению достоверность информации, представленной в разных видах, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. группы учебных действий (умений), характеризующих информационную деятельность младших школьников:
Проверяем умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи: Ты хочешь узнать значение слова «Отчизна»? У тебя есть книги на выбор: 1.Орфографический словарь. 2. Этимологический словарь. 3. Л. Успенский «Слово о словах». 4. Толковый словарь. 5. История России. 6. М. Лермонтов «Родина». В каких из них ты можешь найти нужные сведения? Заполни таблицу, расставив номера книг. Книги, в которых я скорее всего найду ответ Нужно посмотреть содержание Книги, в которых скорее всего не найду ответ
Результаты проведенного констатирующего эксперимента «Уровень информационной компетентности» в 1 «А» классе ВХТЛ на начало учебного года
Результаты диагностической работы ( контрольного среза) по определению уровня информационной компетентности младших школьников, проведённой в 1 «А» классе МБОУ ВХТЛ
Показатели и критерии диагностики информационной компетентности выпускников начального общего образования , представленными в стандартах второго поколения начального общего образования: Работа с источниками информации. Знание о том, какие источники информации существуют. Умение использовать различные источники информации Умение использовать компьютерные технологии. Умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации Обработка и представление результатов Умение выделять недостоверные и сомнительные элементы. Умение находить альтернативную и дополнительную информацию Умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию и выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его. Умение описать и представить результаты своей работы. Использование компьютерных технологий. Умение читать текстовые документы на компьютере, работать с текстом на компьютере , работать с текстом в различных форматах. Умение вводить и оформлять текст на компьютере Умение работать со средствами Интернета
Вывод: Формирование информационной компетентности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школы, зависит успешность социализации учащихся в будущем. Нам — педагогам необходимо научить ребёнка учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать свое собственное будущее!
Источник