Способы работы с глиной

Основные способы работы с глиной

Изначально следует провести аналогию между спортом и искусством. Почему, вы спросите? В спорте профессионального направления, как и в искусстве, очень важен конечный результат. Относительно спорта, здесь все очень просто понять — первая составляющая успеха это талант, а также добавим много упорства и тренировок, результат положительный. Как же с этим делом обстоит в искусстве? Конечно, без наличия таланта у мастера может ничего не получиться. Но все же, талант не является основополагающей составной частью. Чего же еще не хватает мастеру кроме таланта? В принципе, ответ напрашивается сам собой — это упорный труд, и еще раз труд. Давайте приведем в пример слова известного П.И. Чайковского, который делала акцент на том, что вдохновение может появиться у человека в момент упорной работы.

Опять обратимся к спорту — тренировки это развитие физических сил, отработка техники, обучение тактике и стратегии, а как же вы сможете натренировать себя в искусстве? Есть ли в природе подобные тренажеры, которыми могут воспользоваться художники и архитекторы, а также скульпторы и другие труженики искусственной сферы? На самом деле, они есть. Эти тренажеры также есть и для общества писателей. К примеру, произведение художественного перевода это и есть прекрасным тренажером для литератора. Данным способом можно тренировать и оттачивать свое литературное мастерство, поработать над техникой построения фраз, над чувством ритма и стилем изложения.

Мы намекаем на тот факт, что гончарное дело является тренажером в прямом смысле этого слова. Возьмем, к примеру, гончарный круг, освоив который вы сможете прочувствовать гармоничность сосуда, соответственно, это оборудование сможет помочь развить ваш пока еще небольшой талант. Мы все прекрасно знаем, что если вы читаете эту книгу, у вас этот талант все же есть! Но и гончарный круг необходимо использовать не ради игры, а с умом и толком. Изначально, необходимо познакомиться с различными исторически сложившимися способами работы с глиняной массой.

Описание традиционных приемов работы с глиной

Когда вы уже подготовили глиняную массу к работе, у вас, скорее всего, возникнет обычный и вполне разумный вопрос о том, а что дальше делать с этим материалом? Где начало? Даже ребенок сможет сориентироваться в этом вопросе лучше вас — он попросту возьмет этот кусочек глины и начнет лепить конечка или другое животное. Взрослый человек, в этом плане, гораздо менее поворотлив — накопленные знания, разнообразные стереотипы и штампы иногда мешают понять верное решение. Но выход можно найти всегда! Этот выход заключается именно в различных технологиях или способах обработки глиняной массы. Вот если вам удастся освоить данные технологии, выход найдется сам собой. Самое главное правило в этом случае — не останавливаться на полпути.

Издавна мастера знают несколько традиционных приемов работы с глиняным материалом. Основных приемов всего шесть:

  • восточносибирская лепка изделий, которая заключается в составлении сосуда из нескольких отдельных частей со спаями, которые шли в вертикальном направлении;
  • жгутово-ленточный прием, который является очень популярным в Таджикистане и в северо-западных регионах России;
  • способ формовки (путем выбивания);
  • способ среднеазиатской лепки изделия из четырех поясков, расположенных горизонтально;
  • отминание в уже подготовленную форму;
  • способ вытягивания изделия из цельного кусочка глины посредством гончарного круга.

Есть, конечно, еще один способ работы с глиной, но он вряд ли может стать отдельным, седьмым по счету приемом, потому что с его использованием можно производить оригинальные сосуды, но однообразного типа. К примеру, этот способ подойдет для изготовления сосудов для зерна или вина, которые широко использовали в хозяйстве еще в эпоху неолита. Данным же способом сосуды производились вручную, словно какая-то строительная постройка. Делали это последовательно — из куска грубой ткани изготавливали по определенным очертаниям сосуда специальную форму, которая впоследствии заполнялась песком. С наружной стороны уже заполненная форма песком обмазывалась размягченной глиной. После того, как мешок высыхал, песок извлекали, а сам сосуд садили в печь для обжига. Отпечатки тканевой оболочки иногда оставался на внутренней части изделия.

Способ ленточно-жгутовый

Если вы выбрали данный способ работы с глиной, вам необходимо будет запастись турнеткой (специальный стол, который вращается), но если таковой нет, вы можете на время ее заменить обыкновенным крутящимся диском по типу «Здоровье». Перед началом работы прилепите к середине гончарного круга, предварительно раскатанную с помощью скалки, глиняную лепешку. Срежьте все лишнее, оставьте только ровный круг из глины и по краю этого круга начинайте вытягивать из глиняного жгута стенку вашего будущего изделия. Данная процедура напоминает процесс плетения корзинок, но без наличия вертикальных прутиков. Жгутики, в отличие от лозы, имеют свойство слепляться между собой, и таким образом, по мере роста стенки изделия их можно проточить пальчиками рук или специальной стекой.

Способ восточносибирской лепки

Данный способ изготовления сосуда довольно просто описать, но очень сложно воплотить в реальность. Вы должны скатать из глиняной массы, как из теста, небольшую лепешку, толщина которой около 4 — 5 мм, необходимо очень точно заняться выкройкой частей будущего сосуда, соответственно подготовить их к предстоящему склеиванию. Данная процедура может напомнить вам один из вариантов лоскутного шитья. Склеить лоскуты из глины вы сможете только в подвяленном состоянии (кожетвердое, если быть точным), на швы, склеиваемые поверхности лоскутков, необходимо нанести с помощью скальпеля специальную насечку, а также смазать после шликером, своеобразным раствором по виду напоминающим густую сметану. Данный тип работы с глиняной массой, в последнее время, стал боле популярным. Мастера-керамисты в прямом смысле слова сшивают из глиняных кусочков самые разнообразные сосуды и другие изделия — простейшие предметы и сложные скульптурные композиции. Если вы будете подкладывать под раскатываемый слой глины на поверхность рабочего столика разные кусочки фактурной ткани, в таком случае вы сможете получить глиняные части с уже готовым рисунком. На данный момент, этот способ имеет название «текстилькерамика».

Способ среднеазиатской лепки

Этот способ работы с глиной от выше описанного отличается лишь разнообразным направлением склеиваемых шовчиков. В принципе, можно сказать, что это вариант глиняного шитья.

Способ формовки путем выбивания

Использование данного способа изготовления изделия из глины является довольно оригинальным, но и очень трудным. Мы можем поставить под сомнение тот факт, что используя данный способ наши далекие прародичи могли производить тонкостенную посуду. Также мы можем не поверить в то, что когда-то, в давние времена, первобытные люди, взяв в руки обычную палочку из дерева, часто ее потирая, могли добыть огонь. Но против фактов не пойдешь!

Чтобы произвести сосуд таким способом — выбивания, необходимо оторвать кусок глины, тщательно вдавить в эту массу скалку, но не продавить, чтобы скалка не вышла насквозь, а оставить слой, который будет будущим донышком. После чего, положите скалку с глиняным пластом горизонтально и расширяйте отверстие в глиняной массе, словно раскатываете тулово будущего изделия изнутри.

Как только стеночка сосуда станет прогибаться под своим весом, нужно поставить сосуд на донышко и, тихонечко ударяя рукой изнутри сосуда, при этом с наружной стороны необходимо подставить округленную досочку, довести толщину стенок сосуда до необходимой — около 5 -6 мм. После чего к образовавшемуся цилиндру нужно прилепить изготовленное заранее горлышко сосуда. Вот и вся работа!

Способ отминки в готовую форму

Конечно, для отминки глиняной массы в уже готовую формочку, изначально, необходимо приготовить данную форму. Формы для отминки могут быть изготовлены из дерева (точенные на токарном станке, сбивались из нескольких досок), из гипса, или из керамики (обожженной). Также можно применить в качестве материала для формы и природные материалы, к примеру, такие как камни оригинальной формы. Подобные формы использовали керамисты прошлых веков. Они везде искали камни с овальной гладкой формой, которые впоследствии посыпались золой и облеплялись глиной. Зола позволяла глине не прилипать к камню. Основной секрет данного способа в том, чтобы суметь таким образом налепить глину на камень, чтобы глиняный каркас смог без проблем сойти с формы.

Формы имелись двух видов — разборные и монолитные. Монолитная форма делалась на «выход» — это свойство формы отпустить сосуд или любое другое изделие после процедуры подвяливания, при этом, не ломая их. Гончарное изделие, в идеале, должно легко открепляться от формы. Это и есть недостатком монолитной формы — ограниченный выпуск отминаемых форм, горшков дл цветов, плошек, мисок и т. д.

Составная форма дает возможность выпускать гораздо более широкий ассортимент изделий из глины. Тем не менее, такая форма очень сложна в изготовлении. Составная форма может складываться из нескольких частей и деталей, которые соединялись в единое изделие. Для разъемов, которые образуются на форме, производились специальные замочки-штыри. Для отминки также можно применять литьевую форму.

Источник

Способы работы с глиной

Техники работы с глиной на курсах керамики

Приходя на курсы керамики, какой результат вы себе представляете?
Посуда, декоративные изделия, бусины, изразцы…
Все эти изделия можно сделать из глины, при этом очень и очень разными способами, и получить на выходе разный по стилистике и качеству результат.

Существует огромное множество техник лепки из глины, а декорирования — ещё больше. На курсах керамики в Русской Академии Ремёсел вы познакомитесь с большинством из них на практике.
В этой статье мы расскажем про то, каким техникам лепки из глины вы обучитесь на курсе «Художественная керамика» в нашей Академии.

Ручная лепка из целого куска

Пожалуй, самая древняя техника лепки. И самая, казалось бы, простая — все части изделия формируются из одного отрезка глины. То есть комок глины сначала необходимо скатать в шар, а потом из него аккуратными движениями вытягивать дополнительные элементы. Но и тут есть нюансы — как всегда при работе с глиной, нужно следить за тем, чтобы стенка была однородной, без включений (пузырьков).

Пластовая техника (также можно встретить под названием “текстильная керамика”)

Один из очевидных способов придать нужную форму будущему изделию из глины — это раскатать большой пласт, вырезать нужные элементы и соединить их. Получается как бы конструктор из деталей. Глина раскатывается кухонной скалкой, для равномерной толщины используют рейки. Соединять нужно специальным образом, предварительно сделав насечки и обработав швы шликером. В этой технологии главное — понимание основ перспективы, видение, какие именно детали необходимо получить. Преподаватель курсов керамики поможет вам спроектировать изделие и подскажет, как получить в итоге нужный результат.

Наверное, самая медитативная техника (ну, разве что, после гончарного круга).
Сначала готовится основание, и к нему прилепляются кусочки (полоски). Полоски укладывают последовательно, обязательно увлажняя и сглаживая внутренние швы деревянной стекой. Форму постепенно поворачивают. Каждый последующий кусочек глины прикладывается с вытягиванием вверх стенок. Шов не должен содержать в себе пузырьки, поэтому работа достаточно кропотливая. Зато довольно просто создать выдуманную вами форму изделия из глины и регулировать толщину стенки.

Спиральная техника из жгутов/жгутовая техника/жгутование

Глина раскатывается в тонкие жгуты, и далее каждый жгут налепляется поверх другого. Важно соблюдать определённые правила лепки — жгуты должны плотно прилегать друг к другу, делаются насечки и смазываются шликером. Изделию можно придать практически любую форму. Особенно эта техника используется при изготовлении огромных изделий. По желанию можно сгладить поверхность — в итоге вы получите достаточно массивную и крепкую посудину.
Лепить можно как снизу-вверх, так и от горлышка — до основания.

Работа на гончарном кругу включена в курсы керамики Русской Академии Ремёсел на обязательной основе — 12 академических часов выделено на освоение этой технологии.
Умение работать на гончарном кругу — это отдельный навык. Глину нужно уметь центровать, придать нужную форму изделию, необходимую толщину стенке, высушить, снять с круга. А так же есть множество способов, как декорировать ваше творение прямо на гончарном кругу при помощи специальных инструментов — цикль, штек, петля, шило и другие.
Для тех, кто влюбится в гончарное дело, у нас предусмотрена углублённая программа у опытнейшего мастера.

Отминка в готовую форму (формовка)

Для применения этой технологии нужна форма: её можно изготовить как из дерева, так и из гипса, керамики (обожжённой).
Форма руками заполняется глиной — небольшие кусочки отщипываются и вдавливаются так, чтобы нижний и боковой слои не имели пустот, неровностей. Верхний слой выравнивается. После высыхание изделие легко вынимается из формы.

Шликерное литьё. Существует два способа литья: сливной и наливной.

Технология, позволяющая тиражировать практически любое изделие. Самое главное здесь — иметь образец (мастер-модель), который вы хотите повторить. Можно его слепить самостоятельно из лепной массы. Можно взять уже готовый — из стекла, керамики, металла. Образец заливается гипсовой массой в изготовленную заранее специальную форму. После того, как гипс застыл, вы его отделяете от мастер-модели и специальной формы — и вот гипсовая форма готова.

В случае со сливным способом: вы скрепляете части формы и заливаете шликером. Шликер — это жидкая глина, которая отдаёт влагу гипсу, из-за чего довольно быстро застывает.
Разъединяем половинки формы и вуаля! Готовое для обжига и росписи изделие 🙂

Сливной способ предполагает не разъёмную, а цельную форму, которая целиком заполняется шликером, а после достижения необходимой толщины стенки, опорожняется.

Это, конечно, не все навыки, которые необходимо освоить, чтобы успешно окончить курс “Художественная керамика”. Вам ещё предстоит узнать про свойства и виды глины, глазурей, печей. И, конечно, научиться эти знания применять на практике.

Но, пожалуй, самое главное, зачем идут на курсы керамики — это взаимодействие с удивительным материалом — глиной. Который даст вам максимум возможностей в реализации своих идей.

Материал подготовила Кристина Боброва.

Источник

Читайте также:  Радиометрический способ определения возраста
Оцените статью
Разные способы