Способы работы с формирующим оцениванием

«Формирующее оценивание как способ рефлексии на уроке: из опыта работы»

Степанова Надежда Александровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Прутская СОШ»

Формирующее оценивание как способ рефлексии на уроке: из опыта работы

Формирующее оценивание дает учителю возможность получить информацию о том, насколько успешно учатся его ученики, чтобы выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели. Педагог может на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно.

Наряду с техниками, обеспечивающими обратную связь для преподавателя и учеников, эффективно применение рефлексивных техник формирующего оценивания. Такие техники позволяют ученику понять цели его обучения, увидеть связи между понятиями предмета, темами, разделами курса. Учитель, в свою очередь, может скорректировать образовательный маршрут ученика.

Одними из универсальных оценочных инструментов является карта понятий. Техника позволяет учителю увидеть, насколько ученики представляют себе целостную картину темы, раздела или предмета. Карта понятий состоит из понятий разных уровней, расположенных иерархически и связанных линками, отражающими связь понятий или явлений.

На уроках русского языка данная техника может быть использована при повторении сведений изученного раздела. Составления карты понятий позволяет ученикам перевести информацию из текстовой формы в схемы, которую проще запомнить, легче повторить материал перед контролем знаний. Использование в качестве рефлексии карты понятий предполагает ее системное применение.

Обучение работе с техникой следует разделить на несколько этапов. На начальных этапах работа предполагает определение учителем тех понятий, которые ученики включат в карту. Это позволит увидеть, что карта представляет собой понятия в их взаимосвязи. Например, для темы «Члены предложения» ученикам могут быть предложены следующие понятия: члены предложения, главные члены предложения, второстепенные члены предложения, подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство. Также учитель может предложить варианты для подписи линков. По мнению М.А. Пинской, при работе с данной методикой, «следует сфокусироваться преимущественно на качественных аспектах карт, выполненных учениками, отражающих точность и глубину их знаний. Учитель может задать себе следующие вопросы:

Зафиксированы ли наиболее важные понятия?

Соответствуют линки между понятиями, представленными на карте, научному знанию?

Выстроено ли достаточное число иерархических уровней и взаимных соотнесений?

Есть ли свидетельства того, что у ученика возникло неверное понимание и ошибочные понятия?

Как выполненные учениками карты меняются через несколько дней или недель?» 1

На следующем этапе обучающимся предлагается набор понятий, среди которых есть лишние, не относящиеся к данной теме. Задача учеников сначала определить лишние понятия и объяснить, почему они не подходят к изучаемой теме. Далее механизм работы такой же, как на первом этапе. Например, для темы «Члены предложения» ученикам могут быть предложены следующие понятия: члены предложения, главные члены предложения, второстепенные члены предложения, местоимение, подлежащее, существительное, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство. Варианты для подписи линков не предлагаются.

На третьем этапе работы по освоению техники составления карты из предложенных понятий им предлагается выбрать понятия самостоятельно, расположив их иерархически, учитывая связи, подписывая линки. Над составлением карт понятий можно работать в разных формах: индивидуальной, парной и групповой.

Читайте также:  Способы вывести деньги со стима

Пример карты понятий по теме «Члены предложения».

Оценку карты понятий М.А. Пинская предлагает выполнять следующим образом:

Таким образом, мы можем увидеть, что соотнесённость понятий, их «взаимосвязанность» отражает качество знания. Понимание темы может быть представлено как богатая сеть связей между понятиями предмета.

Кроме оценки по шкале баллов выполнения карты понятий, возможно применение оценочных рубрик, которые представляют собой способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников и могут применяться для оценивания любых форм учебных достижений. Критерии должны быть разработаны и приняты всеми учениками. Представленный пример отражает оценку карты, состоящей из 30 понятий, с использованием оценочных рубрик.

использованы все понятия темы

иерархические связи выстроены четко, без ошибок

видны правильные логические связи

работа выполнена очень аккуратно

использованы большинство понятий темы (около 75%)

иерархические связи выстроены неточно, есть 1-3 нарушения иерархии

логические связи представлены на линках, но есть 1-3 ошибки, неточности

работа выполнена аккуратно

Использовано 50 – 60% понятий темы

иерархические связи выстроены, но есть 4-5 нарушений иерархии

видны правильные логические связи, но есть 4-5 ошибок, неточностей

работа выполнена достаточно аккуратно

Ученики могут производить оценку карты понятий при работе в паре, групповую оценку.

Критериальная оценка может быть применена при оценивании устного ответа, письменной работы, эссе, исследовательской работы. Для оценивания каждого вида работы следует разработать отдельные критерии, отражающие объективную оценку. Используя критериальные рубрики, ученики смогут понять, каких достижений учитель от них ожидает. Исходя из того, что обучающиеся могут примерить на себя роль учителя, видение результата для них станет более ясным.

Для рефлексии учеников учителем может быть использована техника «Облака», представляющая собой незаконченные высказывания. Продолжая их, ученики смогут увидеть свои достижения в изучении темы, раздела, а также те умения и навыки, которые требуют отработки.

Представленные техники формирующего оценивания показывают, что это оценивание для обучения. Их системное использование позволяет педагогу выбрать эффективные приемы и методы работы, а ученику – увидеть уровень своих достижений.

Список использованной литературы

Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей/ М.А. Пинская. – 35 с.

Источник

Технология формирующего оценивания
статья

Функции оценивания. Внешняя и внутрення функции оценки.9 шагов технологии формирующего оценивания. Смысл формирующего оценивания. Приемы формрующего оценивания.

Скачать:

Вложение Размер
tehnologiya_formiruyushchego_otsenivaniya.docx 44.69 КБ

Предварительный просмотр:

Материал для лекции ведущего «Технология формирующего оценивания»

Оценка – процесс соотношения реальных результатов образования учащихся с планируемыми результатами.

При комплексном оценивании учебных достижений учащихся следует учитывать следующие функции оценивания.

Контролирующая функция – заключается в определении достижений отдельного ученика или группы, класса и выявлении уровня готовности к усвоению нового материала.

Учебная функция – предопределяет такую организацию оценивания, чтобы его проведение способствовало повторению, изучению, уточнению и углублению знаний, систематизации, совершенствованию навыков и умений.

Диагностическая и корректирующая функция – предполагает выяснение причин трудностей, возникающих у ученика при обучении, выявление пробелов в знаниях и умениях и внесение в деятельность ученика и педагога корректив, которые устраняют пробелы.

Мотивационная функция – определяет такую организацию оценивания, когда его проведение стимулирует желание учащихся улучшить свои результаты, развивает чувство ответственности, способствует стремлению к соревнованию, формирует положительные мотивы учения.

Воспитательная функция – заключается в формировании ценностных ориентаций и отношений, умении ответственно и сосредоточенно работать, применять приемы контроля и самоконтроля, способствует развитию трудолюбия, активности, аккуратности и других положительных черт характера. Каждую оценку учитель должен мотивировать, учитывать индивидуальные особенности школьника.

Классификацию функций системы оценивания можно рассматривать и с другой точки зрения.

Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения. С другой стороны – административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя.

Информативно-диагностическая функция включает основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательной деятельности, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, педагогическую рефлексию учителей. Поощрительная функция связана с мотивацией деятельности учащихся и не требует дополнительных пояснений. Сравним внешнюю (суммирующую) и внутреннюю (формирующую) оценки в таблице.

Внешняя и внутренняя функции оценки

Субъект, который непосредственно не участвует в процессе обучения

Учитель, который обучает, находится внутри процесса обучения

Фиксирует уровень достижений учащихся по итогам освоения конкретного содержания образования

Выявляет пробел в освоении учащимися содержания образования, чтобы восполнить его максимально эффективно для каждого учащегося

Предполагает сравнение одного ученика с другим, но не посредством сравнения работ учащихся, а путем сравнения каждой работы с эталоном

Определяет индивидуальные достижения каждого

учащегося и не сравнивает результаты разных

Ориентирована на совокупность учащихся

Ориентирована на конкретного учащегося

Система заданий, стандартизированных по содержанию, процедуре и способам проверки

Единичные задания, не стандартизированные по содержанию, процедуре и способам проверки

Девять шагов технологии формирующего оценивания

Шаг 1. Спланировать образовательные результаты обучающихся по темам.

Шаг 2. Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности обучающихся

Шаг 3. Сформировать задачи урока как шаги деятельности обучающихся

Шаг 4. Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности обучающихся на уроке

Шаг 5. Оценивать деятельность обучающихся по критериям

Шаг 6. Осуществлять обратную связь: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель

Шаг 7. При оценивании сравнивать данные результаты достижений обучающихся с предыдущим уровнем достижений

Шаг 8. Определить место обучающегося на пути достижения цели

Шаг 9. Откорректировать образовательный маршрут обучающегося

Смысл формирующего оценивания

Формирующее оценивание предполагает, что учитель сосредоточился на том, как развивается учение на уроке. Педагог определяет, какие улучшения надо внести. Так, в начале урока учитель обсуждает со всем классом и с группами учеников учебные цели, то есть то, что они смогут делать в результате обучения и по ходу урока. В процессе всего урока учащиеся и учитель соотносят ответы, работы, способы деятельности с учебными целями. Учащиеся определяют, в чем они успешны и над чем им надо продолжать работать, чтобы продвинуться в изучении материала.

Эффективная стратегия учителя – постановка вопросов. Вопросы – одна из техник формирующего оценивания, они помогают педагогу определить стартовые позиции обучающихся и учитывать их в ходе обучения. Например, учитель использует вопросы: Какие еще примеры ты знаешь? Как ты можешь доказать, что … ? Как можно решить задачу? Что ты думаешь о … ?

Наблюдение – еще одна техника формирующего оценивания. Во время наблюдения учитель оценивает, как проходит учение. Педагог наблюдает за группами учащихся по намеченному плану, поддерживает их в ходе урока.

Например, педагог видит группу учеников, которая не понимает материал. Учитель реализует дифференцированную работу в группах. Он делит учеников на группы по уровню достижений на данный момент и предлагает им выполнить дифференцированные по сложности задания. Учитель оказывает поддержку группе с наибольшими трудностями. Или педагог формирует смешанные группы, в каждую группу входят ученики, которые максимально изучили материал и будут помогать справляться с заданием остальным участникам группы.

Если учитель планирует поддержать ученика, похвалить его за успехи, то заранее определяет школьника, который нуждается в помощи. Педагог весь урок корректирует его работу, а в конце урока обращает внимание класса на прогресс учащегося и достижения в работе

Приемы формирующего оценивания

1. Оценивание по итогам изучения темы (подтемы, блока, раздела, параграфа)

Учитель периодически раздает обучающимся карточки с заданиями на обеих сторонах: 1-я сторона – перечень основных мыслей и идей изученного материала (раздела, темы) и обобщение идей, 2-я сторона – вопросы, которые помогают понять, какой материал не поняли в изученной теме.

Учитель и учащиеся (во время самооценки) оценивают предметные образовательные результаты. Цель учителя и учеников – анализ трудностей, которые возникли у обучающихся в результате изучения темы; повторение материала, необходимого для дополнительного объяснения, закрепления.

1.2. Одноминутное эссе

Варианты: двухминутное, пятиминутное эссе. Учащиеся пишут эссе по вопросам:

– Что самое главное ты узнал сегодня на уроке?

– Какой материал остался для тебя непонятным?

Учитель и учащиеся (во время самооценки) оценивают предметные образовательные результаты. Цель учителя и уче-ников – анализ трудностей, которые возникли у обучающихся в результате изучения темы; повторение материала, необходимого для дополнительного объяснения, закрепления.

1.3. Цепочка заметок

Обучающиеся передают друг другу листок, на котором учитель написал один вопрос по поводу происходящего на уроке.

Получив листок, ученик находит момент, пишет ответ и кладет его в конверт.

Учитель оценивает предметные и метапредметные образовательные результаты. Цель учителя – анализ ответов обучающихся и вывод о возможных трудностях, возникающих у них на уроке.

1.4. Вопросы для тестов

Обучающиеся составляют по какой-либо теме вопросы для теста и дают возможные ответы к ним в формате, заданном учителем. Учитель оценивает предметные и метапредметные образовательные результаты. Цель учителя – анализ ответов обучающихся и вывод о возможных трудностях, возникающих у них на уроке.

1.5. Матрица запоминания

Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу в соответствии с заголовком столбцов и строк. Учитель оценивает предметные и метапредметные результаты. Целью являетсяанализ правильных и неправильных ответов для каждой ячейки таблицы, что позволит выделить «образцы» ошибочных ответов и подумать об их причине и путях исправления.

Например, на уроке музыки учитель предлагает ученикамзаполнить таблицу с именами композиторов. Заголовки столбцов – название музыкальных стилей, в первом столбце (заголовке строки) – название стран..

Источник

Читайте также:  Протокол смена способа управления
Оцените статью
Разные способы