Способы работы с должником

Эффективные способы взыскания долгов

Если в вашей компании взыскание дебиторской задолженности происходит «на авось», эта статья поможет вам структурировать процесс. Мы расскажем о разных стратегиях взыскания задолженности, отметим факторы, которые в большей степени определяют вероятность получения денег от задолжавшего контрагента.

4 подхода к взысканию долга

Инвестиционный
Здесь долг рассматривается как способ влиять на должника. Кредитор не заинтересован в погашении долга. Этот подход часто используют рейдеры для захвата компании-должника.

Коллекторский
Для коллекторов дебиторка — бизнес. Они стандартизируют процедуру взыскания и минимизируют расходы на эту деятельность.

Принципиальный
Первостепенная цель — наказать должника. Прибыль отходит на второй план.

Кредитный
Самый распространенный подход. Здесь основная цель взыскания — получение прибыли. При этом кредитор настроен на дальнейшее сотрудничество с должником. Наша статья посвящена кредитному подходу.

Этапы работы с дебиторкой


Когда вы понимаете, что образовалась проблемная дебиторка, вы собираете и анализируете информацию. Выясняете причины, по которым контрагент не может или не хочет возвращать деньги в договорном порядке.

Следующий этап — напоминание. Вы методично напоминаете должнику о задолженности. Чем чаще вы это делаете, тем чаще должник вспоминает о долге.

Информирование нужно для создания позитивно-негативного контекста. Позитивный контекст — желание клиента продолжать сотрудничества. Негативный — вашему сотрудничеству мешает образовавшийся долг. Вы не угрожаете, а спокойно информируете должника о своем желании получить деньги. Чтобы понять разницу между угрозой и информированием, сравните два выражения.
Чем позже заплатите, тем хуже — угроза
Чем раньше заплатите, тем лучше — информирование.

Вы создали информационное пространство, подготовили должника к нужному решению, теперь выходите на переговоры с сильной позиции. В переговорах вы четко обозначаете проблему и требуете ее разрешения.

Приглашаете агента, чтобы сделать из него «плохого полицейского». Вы не хотите портить отношения с должником, поэтому отводите роль злодея агенту. Агент использует весь переговорный арсенал: давление, угрозы и даже шантаж.

Если переговоры и помощь агента не принесли результатов, остается суд. Судебное разбирательство — признак слабости. Вы не смогли взыскать долг сами и теперь ищите заступника в лице государства.

Последний этап — принудительное взыскание. Оно проходит по одному из трех сценариев:
• Исполнительное производство — инструмент защиты заемщика.
• Банкротство — инструмент защиты должника. Он вам ничего не должен, потому что ему нечем платить.
• Уголовное преследование. Здесь государство преследует не ваши интересы и не интересы должника, а свои — наказать виновного.


Статистика работы судебных приставов с 2007 по 2016 годы

Статистика наглядно показывает, что уповать на судебных приставов не стоит. Мало того, что невысокий процент взысканий, так еще и взыскание может затянуться на годы.

Читайте также:  Режим истинного цвета это способ кодирования рисунков с палитрой

Факторы влияющие на погашение долга
33% вероятность выплаты, если вы разобьете долг на части.
30% если дадите возможность отсрочить платеж
25% принудительная процедура взыскания
9% вернуть долг по договору, без дополнительных активностей
4% наличие судебного акта. Проблема в том, что суд требует моментального
погашения, но у должника, как правило, нет такой возможности.
3% долг по расписке

Посчитаем эффективность досудебных способов взыскания: срок 30% + сумма долга 33% + долг по договору 9% + долг по расписке 3% = 75%

Судебный акт и процедура взыскания дают нам только 29%.

Вывод: на текущий момент досудебные способы взыскания показывают большую эффективность в сравнении с судебными.

Что нужно знать о должнике, чтобы повысить шансы взыскать долг

1) Найдите ЛДПРа — лицо действительно принимающее решение. Это не всегда генеральный директор. Иногда ЛДПР — коммерческий директор, бухгалтер, руководитель отдела закупок, учредитель т.д.
2) Найдите все доступные каналы связи. Чем больше, тем лучше. Вплоть до того, где должник обедает. Если должник не отвечает на звонки или игнорирует email-письма, подойдите к нему на обеде и пожелайте приятного аппетите.
3) Изучите бизнес должника, чтобы узнать, куда он тратит деньги. Если «нащупаете» мошенничесткие схемы, можете его шантажировать.
4) Изучите доходы, в том числе «теневые». Тогда вы сможете придумать альтернативные способы взыскания задолженности.
5) Изучите активы на случай, если должник их начнет выводить до исполнительного производства.

Стратегия истребования долга

Договорные отношения
Если вы заключили договор-ультиматум (будешь делать так и никак иначе), выбирайте стратегию жесткого взыскания — угрозу или ультиматум.
При заключении договора-соглашения (на равных), взыскивайте долг мягко и тактично — просьба, предложение, информирование.

Кредитная политика
Если вы даете отсрочку всем желающим, то придется взыскивать жестко.
Если у вас жесткие требования для предоставления отсрочки, используйте «мягкое» взыскание.

«Сильный кредитор» в сравнении с другими кредиторами
При одновременной задолженности у нескольких кредиторов — жесткое взыскание. Нужно успеть вырвать свои деньги, пока этого не сделали другие.
Если контрагент должен только вам, предложите мягкие условия, вплоть до реструктуризации.

Регламентация взыскания

Хочет, но не может
Обычно сдерживающий фактор — время. Переговоры жесткие, но без угроз. Планомерно и четко.

Может, но не хочет
Это VIP-клиенты, вы в сравнении с ними находитесь в слабой позиции. Если вам не удалось привлечь на свою сторону сильного союзника, сразу обращайтесь в суд.

Не хочет и не может
Приравнивайте таких должников к банкротам. Тут единственная возможность вернуть долг — взыскать долг с помощью приставов. Сразу идите в суд.

Плохо, когда в договоре нет времени погашения задолженности, конкретных действий (как гасить) и ответственности. Не поможет даже формулировка «в случае неуплаты контрагент должен заплатить неустойку». Никто платить не обязан, так как нет сроков и нет ответственного.

Как эффективно взыскать долг:

1) Приложите максимум усилий, чтобы взыскать долг до суда. Соберите информацию о долге, напоминайте, информируйте, создайте информационное пространство, пригласите агента. Если не поможет, тогда обращайтесь в суд.
2) По статистике самые эффективные рычаги влияния на должника — время и сумма. Увеличьте срок погашения и/или разбейте долг на комфортные платежи. Тогда вероятность получения денег достигнет 63%.
3) Узнайте о должнике все, что сможете: каналы связи, источники дохода, бизнес, активы и т.д. Это поможет взыскать долг.
4) Для разных типов должников подбирайте разные стратегии и регламенты взыскания.

Читайте также:  Гражданское право способы возмещения вреда

Как обезопасить компанию от должников

Эффективный способ избежать сотрудничества с потенциальным должником — проверить кредитную историю. Этот документ покажет, как компания или ИП обращались с заемными деньгами и насколько исправно отдавали долги. Кредитная история покажет просрочки в прошлом и настоящем. Текущие просрочки — самый очевидный стоп-фактор. Если контрагент не платит банку, то вам он точно платить не будет.

Статья подготовлена по презентации Александра Владимировича Матвеева, президента НП «Общество защиты прав кредиторов и взыскателей». Сайт: www.enabling.ru

Начните проверку сейчас

Это не займет много времени. Отчет придет уже через 1 секунду.

Источник

Как работать с должниками, когда присутствует дебиторская задолженность

Дебиторская задолженность – долги жителей многоквартирного дома перед управляющей компанией (УК) или ТСЖ.

Управляющие компании отслеживают собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги. Собственники помещений накапливают долги по оплате за коммунальные услуги. Рассмотрим, почему так происходит. Разберем, какие есть механизмы взыскания задолженностей и в каких случаях они применяются.

Почему жители дома накапливают долги по оплате коммунальных услуг

В обязанности жителей многоквартирного дома входит оплата коммунальных услуг (статья 153 Жилищного Кодекса РФ). Обязанности жильца возникают после регистрации права собственности на помещение. Часть собственников безответственно относится к обязанностям по оплате услуг. Это создает проблемы для управляющих компаний.

Почему собственник не платит по счетам:

временно отсутствовал по месту жительства и не получал счета;

не платит систематически, накапливая большие суммы задолженностей;

считает, что управляющая компания ненадлежащим образом выполняет обязательства;

считает, что природные ресурсы принадлежат гражданам на одинаковых условиях.

Управляющая организация определяет причину неуплаты и выбирает соответствующий метод взыскания задолженности:

ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг.

Рассмотрим подробнее каждый.

Механизмы взыскания долгов ЖКХ

Информационно-разъяснительная работа

Распространенный способ мотивировать жильцов оплачивать коммунальные услуги – начислять пени. О начислении пеней УК уведомляет в письменном виде.

Плата за жилое помещение вносится не позже даты, указанной в договоре с управляющей компанией (статья 155 Жилищного Кодекса РФ). Если дата не установлена в договоре, то платить нужно до 10 числа. Оплата считается просроченной с 11 числа (статьи 190-192 Гражданского Кодекса РФ).

Решить проблему с должниками поможет договор о погашении задолженности. Собственник погашает долг в соответствии с договором на условиях, которые предлагает управляющая компания.
В договоре указываются:

срок действия оплаты задолженности;

последствия при нарушении обязательств должника;

Если должник готов погасить долг в полном объеме за один раз, включите в договор:

период образования долга;

предполагаемый срок выплаты.

Управляющая компания составляет договор о погашении задолженности в письменной форме в соответствии со статьей 161 Гражданского Кодекса РФ.

Претензионно-исковая работа

Иногда информационно-разъяснительная работа с должниками не приносит результатов, и управляющая компания обращается в суд общей юрисдикции.

Учитывайте уважительные причины неуплаты собственником жилищно-коммунальных услуг:

задержка зарплаты или пенсии;

тяжелое материальное положение собственника или нанимателя;

наличие в семье инвалида;

наличие несовершеннолетнего ребенка в семье.

Подобные ситуации рассматриваются отдельно и требуют документальных подтверждений. Управляющая компания не выиграет дело при таких обстоятельствах.

Читайте также:  Угроза как способ воздействия

Если суд встает на сторону управляющей компании, ей выдается судебное решение или приказ (статья 122 Гражданского Кодекса). Вместе с судебным решением выдают исполнительный лист. Управляющая компания приступает к взысканию задолженностей.

Использовать судебное решение можно двумя способами:

взыскать сумму через банк;

обратиться к судебным приставам.

Управляющая компания предоставляет исполнительный лист в банк, где открыт счет должника (статья 8 Федерального закона № 229-ФЗ). Если неизвестно, какой банк обслуживает должника, исполнительный лист предоставляют в службу судебных приставов. Судебный пристав отправляет исполнительный лист в бухгалтерию на работу задолжавшего или арестовывает имущество.

Судебный пристав вправе запретить выезд за границу, если сумма долга больше 30 000 рублей (статья 1 Федерального закона №190-ФЗ). Эта мера работает с должниками, у которых есть средства, но нет желания платить.

Ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг

Управляющая компания ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг. Мера применяется, когда сумма долга превышает два месячных размера оплаты за ЖКУ в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354.

За долги ограничивается:

подача горячего водоснабжения;

УК в письменном виде уведомляет должников дома об ограничении и приостановлении коммунальных услуг. Услуги отключают в течение 20 дней со дня отправки уведомления (Постановление правительства РФ №354 пункт 119).

Ограничение или приостановка поставки коммунальных услуг не нарушает права других жителей многоквартирного дома, которые добросовестно платят по счетам (раздел 11 постановления Правительства РФ № 354).

Методы работы с должниками с помощью программного обеспечения

Работать с должниками и повышать собираемость платежей можно с помощью программного обеспечения. Рассмотрим способы уменьшения дебиторской задолженности с помощью продукта 1C: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК (подробнее). Программа предлагает гибкие методы работы с должниками:

Рассылка СМС и email-сообщений. Соберите номера телефонов и электронные почты жителей многоквартирного дома. С помощью СМС и email рассылок жильцы будут осведомлены об уплате коммунальных услуг и не накопят задолженности.

Голосовые сервисы автообзвона должников. Сервисы автообзвона автоматически осуществляют телефонные звонки потребителям услуг с напоминанием об оплате. Подробнее.

Автоматическая выборка списка должников по критериям:

по суммам долга;

по срокам долга;

по датам возникновения задолженностей;

Чаты в мессенджерах для жителей. Управляющая компания может вести чаты в мессенджерах, поддерживая общение с жителями дома. Заранее оповещайте жителей о сроках оплаты коммунальных услуг. Напоминайте должникам о необходимости оплаты.

Повесить на стенде объявлений информацию о важности своевременной оплаты услуг ЖКХ. На стенде объявлений можно оставить информацию о долге по дому с просьбой оплатить коммунальные услуги в срочном порядке. Повесьте специальные листовки. С их помощью жители дома узнают, как оплачивать коммунальные услуги через личные кабинеты Сайта ЖКХ (подробнее) и не просрочат платежи.

Не все собственники жилых помещений злостные должники. Есть те, кто занят или забывает об оплате услуг. Избежать подобных случаев поможет мобильное приложение ЖКХ Личный кабинет, которое жителям нужно установить на смартфоны. С помощью мобильного приложения управляющая компания сможет принимать показания счетчиков и оплату за коммунальные услуги. С помощью push-уведомлений от УК жители будут заранее знать, когда и сколько необходимо оплатить, чтобы не допустить задолженности.

Используйте методы в совокупности, чтобы повысить собираемость платежей и уменьшить количество должников.

Источник

Оцените статью
Разные способы