Формы и методы работы с детьми с РАС
статья по коррекционной педагогике на тему
В статье говорится о комплексном сопровождении детей с РАС, их особеностях и путях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_raboty_s_detmi_s_ras.docx | 36.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы с детьми с РАС
учителя-дефектолога Федотовой Натальи Семеновны
Детей с расстройством аутистического спектра относят к категории детей с нарушениями эмоционально -волевой сферы и снижением интеллекта. Наиболее распространенным синдромом является РДА (ранний детский аутизм), диагностируемый обычно в возрасте до 3-х лет. – расстройство, возникшее вследствие нарушения развития головного мозга с выраженным дефицитом социального взаимодействия, общения и ограниченными интересами.
Американским детским психиатром Лео Каннером в 1943 году было предложено первое описание РДА, от греч. autos – сам. Следует отметить, что из-за гиперзамкнутости детей до конца данное нарушение еще не изучено.
Аутизм представляет собой особый вариант атипичного развития. Клиническая картина формируется постепенно к 2,5-3 годам и остается выраженной до 5-6 лет, представляя собой сложное сочетание первичных расстройств, обусловленных болезнью, и вторичных трудностей, возникающих в результате неправильного, патологического приспособления к ним и ребенка, и взрослых. Основным его признаком, с точки зрения большинства исследователей, является особое патологическое состояние психики, при котором у ребенка наблюдается отсутствие потребности в общении, предпочтение своего внутреннего мира любым контактам с окружающими людьми, отгороженность от реальности. Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний. Он пассивен, замкнут и избегает общения с детьми, не смотрит в глаза окружающим, отстраняется от телесного контакта. Он как бы не замечает других людей, как бы экранирует, не принимает педагогическое воздействие. Эмоции слабо дифференцированы, смазаны, элементарны. Умственное развитие варьирует от глубокой патологии до относительной, но недостаточно гармоничной нормы. Для таких детей характерна однообразная, стереотипная, часто нецеленаправленная двигательная активность, так называемое «полевое» поведение. Двигательное беспокойство в виде однообразных моторных действий: раскачивание, постукивание, прыжки и т.п. чередуются с периодами заторможенности, застывания в одной позе. Могут наблюдаться специфические нарушения речевого развития (мутизм, эхолалии, вербальные штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи первого лица.)
Таким образом, на основе особенностей развития детей с РАС можно сделать следующие выводы:
- дети обладают узким кругом общения со сверстниками и взрослыми,
- познавательный интерес и коммуникативные потребности не актуализированы,
- «модель», строящаяся на целостном восприятии от анализаторов, как правило, искажена в связи с анамнезом,
- игровая деятельность не соответствует нормативному уровню развития.
О.С. Никольской в 1985-1987 года выделены четыре основные группы
раннего детского аутизма. Критериями деления избраны характер и
степень нарушения взаимодействия с внешней средой.
1-я группа – дети с отрешенностью от внешней среды. Они
наиболее тяжелы в проявлениях аутизма: не имеют потребности в контактах, не овладевают навыками социального поведения. Эти дети мутичны, т.е. если имеется речь, то она не направлена на коммуникацию. В
условиях интенсивной психолого-педагогической помощи у них могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания, но их социальная
адаптация затруднена даже в домашних условиях.
2-я группа – дети с отвержением внешней среды. Они более активны, избирательно контактны со средой, реагируют на холод, голод, боль, им свойственны переживания удовольствия и неудовольствия.
Страхи перед окружающим у них сильнее, чем у других детей с РДА,
и они борются с ними аутостимуляцией, при помощи стереотипий (прыжки, взмахи руками, раскачивания и т.д.)
Так они заглушают неприятные воздействия извне. Эти дети могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной, иногда массовой школе.
3-я группа – дети с замещением внешней среды. Эти дети имеют
сложные формы защиты от переживаний и страхов, которые
выражаются в психопатоподобном поведении. У них — развернутая
монологическая речь, но к диалогу не способны. Могут быть
агрессивны. При активной медико-психолого-педагогической
поддержке могут быть подготовлены к обучению в массовой
4-я группа – дети со сверхтормозимостью с окружающей средой.
У этих детей меньше патологий, но более выражены неврозоподобные
расстройства: тормозимость, робость, пугливость. Они активно усваива-
ют поведенческие штампы, очень чувствительны к отрицательному от-
ношению взрослых. Они могут быть парциально одаренными,
обучаться в массовой школе, иногда без предварительной
Такое наличие вариантов с разной клинико-педагогической картиной,
социальной адаптацией, прогнозом требует и различного коррекционного подхода, как лечебного, так и психолого-пе6дагогического.Коррекционная работа с детьми с РАС строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей их развития. Учитывается клинический диагноз, данные психолого-педаггич6еского изучения( уровень познавательных процессов и личностные характеристики). Вначале наиболее эффективна индивидуальная работа.
Распространенность аутизма резко возросла в последние годы: в 2000
году она составляла от 5 до 26 случаев на 10000 детского населения, в 2016 году это был 1 ребенок из 68 ( по данным американских социологов). Статистические данные нашего отделения свидетельству4ют о том же. Если
в 2013 году , было 5 детей с РАС, то в текущем году их 27, что составляет 28% от общего количества. . Из 45 детей-инвалидов – 18 детей с РАС, что составляет 41 %.
Работа специалистов с детьми с РАС ведется в групповой, микрогрупповой и индивидуальной форме. Вопросы коррекции и развития этих детей решаются только в обстановке доверия, принятия и полной безопасности. Занятия носят коррекционный и поддерживающий характер.
При необходимости в работу могут быть включены родители.
При построении занятий учитываются трудности в социальной адаптации детей. Поэтому выделяются следующие направления работы:
— формирование навыков социальной коммуникации;
— развитие межличностного взаимодействия с разных сторон ( со сверстниками, родителями , педагогами и пр.);
— преодоление сенсорных трудностей.
В первую очередь корригируются явные негативные проявления поведения, которые мешают успешному коммуникативному взаимодействию педагога и ребенка. Обучение новым навыкам поведения
происходит постепенно. При этом хорошее поведение неизменно поощряется , а плохое игнорируется ( возможно, что плохое поведение
ребенка является его способом привлечения к себе внимания).
Основной целью коррекционно-развивающей работы является повышение качества жизни детей: ребенок должен стать более самостоятельным, независимым и адаптированным к окружающей среде.
Вся коррекционно-развивающая работа базируется на 3-х основных подходах:
— эмоционально-уровневом, разработанном отечественными учеными: Никольской, Лебединскими, Баевской и др., базирующемся на коррекции эмоциональной сферы – установление эмоционального контакта с ребенком, снятии агрессии, страха, стереотипий;
— прикладном анализе поведения (ПАП), по- английски – АВА – терапия – влияние факторов окружающей среды с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
— ТЕАССН-терапией. Эта программа направлена на облегчение социально-бытовой адаптации, создание условий для достижения детьми с РАС самостоятельности и повышения качества жизни при активной помощи родителей.
В 1979 году американским ученым Шоплером были разработаны принципы структурирования обучения:
— принцип структурирования пространства – упорядоченность, постоянство и
— принцип структурирования времени. У детей с РАС не сформирована
структура времени, поэтому нет понимания последовательности,
понимания того, что в жизни есть определенный ритм;
— принцип структурирования деятельности;
— принцип структурирования материалов.
В своей работе мы стараемся использовать выше перечисленные уровни, подходы и принципы, включая основные дидактические – от простого к сложному и др.; работаем в тесном контакте с родителями.
При проведении занятий создаем доброжелательную атмосферу, добиваемся, чтобы ребенок нас принял и понял, насколько это возможно, с учетом его диагноза. В работе специалистов осуществляется преемственность.
Процедура зачисления в отделение помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и сложной структурой дефекта производится следующим образом.
1 ступень — консультации специалистов.
На консультации к специалистам: психологу, логопеду, дефектологу,- приходят семьи, имея при себе необходимую медицинскую документацию ребенка. В результате экспресс — обследования ребенка семья получает устное заключение и рекомендации специалиста по развитию ребенка;
— консилиум специалистов подбирает адекватные состоянию ребенка формы и методы коррекционного воздействия, составляет индивидуальный коррекционный маршрут;
— семья с ребенком с ОВЗ поступает в отделение для получения коррекционной комплексной помощи.
Система комплексной специализированной работы с ребенком содержит в себе 3 этапа:
1. Помощь семье и ребенку с ОВЗ раннего возраста;
2. Социализация, в том числе, подготовка к посещению ДОУ детей с ОВЗ 3-6 лет, адаптация семьи к социальному статусу ребенка;
3. Формирование школьных компетенций детей с ОВЗ 6-8 лет, адаптация семьи к школьному статусу ребенка.
В связи со сложной структурой дефекта, реализуя индивидуальные программы развития детей с ОВЗ, специалисты отделения создали варианты коррекционных программ для социализации детей, для работы с безречевыми детьми, для коррекции эмоционально-волевой сферы, для занятий адаптивной физической культурой.
Обязательным условием зачисления является обследование ребенка в ПМПК. Для этого собирается необходимый комплект документов. Ребенок проходит обследование специалистами: психологом, логопедом,- которые готовят представления (характеристики) на ПМПК. Специалист центра сопровождает семьи на ПМПК. После получения заключения, по которому ребенок зачисляется в центр, на ребенка заводится необходимая, в том числе, диагностическая документация или, как мы это называем, «личное дело».
2 ступень. Комплексная коррекционная работа специалистов с семьёй и ребенком с РАС.
В отделении оказывается очная и дистантная помощь. Очная, когда ребенок с родителями посещает занятия непосредственно в центре.
Дистантная помощь оказывается семьям, проживающим в отдельных районах области, если состояние здоровья ребенка и возможности родителей не позволяют привозить его регулярно на занятия к специалистам.
Дистантная помощь может быть оказана в том числе с применением медиасредств – консультирование по скайпу.
При оказании дистантной помощи специалист держит связь с семьей:
— собирает видеоматериалы для наблюдения специалистов;
— назначает дату консилиума, который может быть проведен заочно;
-составляет общие рекомендации для родителей с перечнем коррекционных заданий, которые специалисты обозначают как необходимые на данном этапе развития этого ребенка;
— ведет промежуточные консультации для семьи, если в этом есть необходимость;
— назначает следующий консилиум специалистов или записывает на консультацию к определенному специалисту.
Очная помощь оказывается непосредственно в коррекционном пространстве центра.
Ребенок посещает занятия у специалистов, психолог работает с семьей в целом, помогая решать те задачи воспитания и развития, которые ставит перед семьей диагноз ребенка и его индивидуальность.
Для коррекции нарушений детей с РАС применяются индивидуальные и групповые формы работы. Индивидуально дети могут заниматься у всех специалистов отделения – логопеда, дефектолога, специалиста по моторному развитию, психолога, социального педагога. Групповые методы назначаются детям для социализации и развития коммуникаций согласно их возможностям и ограничениям.
3 ступень. Подготовка ребенка с РАС к школе.
Специалистами отделения создана и успешно реализуется двууровневая система развития школьных компетенций детей с РАС.
Первый уровень необходим для формирования предшкольных компетенций :
— умения слышать инструкцию, общаться с «чужим» взрослым и сверстником;
— переключать внимание с одной формы деятельности на другую;
— освоить приемы продуктивной деятельности, развить крупную и мелкую моторику, освоить игру со сверстником.
То есть на этом этапе ребенок с РАС имеет возможность овладеть сенсо – моторными и социальными эталонами. Для каждого ребенка этот этап проходит по–разному – в микрогруппах или группах, в процессе овладения когнитивными навыками, развития восприятия, эмоционально-волевой сферы или произвольности, коррекции и развития моторики. Предшкольная подготовка продолжается в течение года.
Второй уровень – освоение школьных компетенций:
— умение слышать и выполнять групповую инструкцию;
— овладеть необходимыми навыками познавательной активности;
— усвоить правила поведения в школе (занятия проводятся в обстановке, максимально приближенной к школьной: парты, доска, звонок в начале и конце занятий, перемена. Кабинет, в котором проходят занятия по подготовке к школе зонирован на учебную и игровую зоны, оснащен соответствующей школьной мебелью, с учетом роста детей;
— развить позитивную школьную мотивацию, научиться вступать в отношения, опосредованные обучением, то есть сформировать позицию школьника во всех смыслах.
Занятия проводит опытный учитель-дефектолог.Наиболее«трудным» детям оказывается тьюторская помощь.
На этом этапе специалисты стараются максимально включить ребенка в групповые процессы, но для наиболее «трудных детей» проводятся индивидуальные занятия-консультации.
4 ступень. Инклюзивное сопровождение ребенка с РАС.
Дети с РАС раннего возраста и более поведенчески сохранные дети старшего возраста посещают группы детей, занимающихся в отделе практической помощи и не имеющими статуса детей с ОВЗ.
Что это дает? Во-первых, дети учатся общаться с другими детьми, которых мы называем нормотипичными; норматипичные дети учатся быть толерантными, воспринимать детей с РАС как обыкновенных, таких же, как они сами. Это и воспитание родителей.
На этапе подготовки к школе в работу включается специалист, который проводит консультации родителей по поводу возможностей дальнейшего образования ребенка, осуществляет связь с выбранными родителями ОУ, готовит общие рекомендации для родителей и будущих педагогов по вопросам приемов воздействия на ребенка и наиболее эффективных приемов его обучения.
5 ступень. Включение семьи ребенка с РАС в общую социальную жизнь центра .
В центре создана система социально-педагогической работы с семьей:
— групповые консультации и занятия для родителей;
— лекции для родителей по тем или иным вопросам развития и воспитания детей.
Программа «Совместный досуг» позволяет объединить детей с ОВЗ, в том числе, детей с РАС с нормативными сверстниками в одной группе в контексте театральной и музейной педагогики. Такая среда толерантна к ребенку с другим мироощущением, имеющим особое поведение.
Традиционно в форме бесед происходит просвещение родителей по формированию безопасной среды для развития ребенка с ОВЗ .
Большая работа проводится во время общих праздников, Дня распространения информации об аутизме. Основная задача этих мероприятий — не только порадовать детей, но и формировать в родительском обществе толерантность по отношению к семьям, воспитывающим ребенка с РАС.
Отслеживание динамики развития ребенка проводится в процессе занятий методом обратной связи, которую дают родители.
В конце учебного года при помощи объективных методов диагностики происходит оценка эффективности работы с ребенком.
Индивидуальный маршрут ребенка уточняется в рабочем режиме на планерках отделения, сложные случаи обсуждаются на консилиуме.
По результатам истекших двух лет группы и микрогруппы предшкольной и школьной подготовки прошли 34 ребенка, в том числе, 12 детей с РАС
— 5 детей поступили в общеобразовательные школы (некоторые из них обучаются на дому);
— 7 детей поступили в коррекционные школы.
В 2-х группах дисграфии занимаются 4 детей с РАС, выпускников прошлого года, которые приходят на занятия после уроков в школе.
Всего в 6 группах и 23 м/группах занимается 21 ребенок с РАС, 6 детей занимаются индивидуально.
В основном формируются смешанные группы:
-в группе «Подсолнушки», занимающейся по программе для социальной адаптации детей среднего дошкольного возраста, состоящей из 5 детей, 4 – дети с РАС;
— в группе «Радуга» занятия ведутся по программе развития и коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы старших дошкольников. Из 5 детей – четверо — с РАС.
Групповые занятия проводятся в просторных, светлых помещениях,
оснащенных оборудованием, постоянно обновляющимся, соответствующим предъявляемым требованиям .
К сожалению, не всех желающих мы можем зачислить, имеется значительный резерв клиентов, ожидающих своей очереди, т.е. деятельность отделения эффективна и востребована, что стало возможным благодаря чётко и профессионально организованной системе коррекционного воздействия и индивидуальному подходу специалистов к каждому ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация и адаптация в новых формах и методах работы с детьми.
В этой статье говорится о новых формах работы по социализации и адаптации ребенка в группе, которые дают нам, воспитателям, положительный результат в период адаптации ребенка к условиям дошкольного уч.
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ» ПО ПДД
Презентация по ПДД для воспитателей и детей.
Круглый стол по теме «Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста»
Ведущим видом деятельности детей является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир, усваивает новое в непосредственной обстановке. необходимо организовать деятельность дошкольников в особ.
Формы и методы работы с детьми в летне-оздоровительный период в детском саду
Прекрасная пора — лето! Оно даёт возможность наполнить детей яркими впечатлениями, открытиями, неожиданностями, удовольствием и красотой.
Формы и методы работы с детьми по приобщению к здоровому образу жизни.
Формы и методы работы с детьми по приобщению к здоровому образу жизни.В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровн.
Формы и методы работы с детьми по приобщению к здоровому образу жизни.
Формы и методы работы с детьми по приобщению к здоровому образу жизни.В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровн.
Сообщение из опыта работы «Интересные и нетрадиционные формы и методы работы с детьми»
Сообщение из опыта работы«Интересные и нетрадиционные формы и методы работы с детьми»Музыкальный руководитель: Н.Ю. Жидкова .
Источник