Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего вида
Ахметшина Илюса
Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего вида
В последние годы в нашей стране развернулась значительная сеть специализированных детских садов и групп компенсирующего вида для детей, страдающих различными глазными заболеваниями.
В нашем детском саду функционируют две специализированные группы для детей с нарушением зрения. Эти группы посещают дети, имеющие различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Самыми распространенными диагнозами являются: дальнозоркость с косоглазием (чаще всего со сходящимся, дальнозоркий астигматизм, близорукость. Все чаще в детский сад стали приходить дети с более сложными диагнозами, например, такими как: отслоение сетчатки, амблиопия высокой степени, блефароптоз, есть дети-инвалиды по зрению.
Имеющийся опыт организации лечебно-восстановительной работы в детском саду показывает, что эффективность лечения в таких группах выше, чем в кабинете охраны зрения при детской поликлинике. Это объясняется системностью лечения и сочетанием его с коррекционно-педагогической работой:
• Коррекция – в переводе означает “исправление”. Врач-офтальмолог, в поликлинике, проводит прием и осмотр детей с нарушенным зрением, уточняет и назначает лечение; определяет зрительную нагрузку для каждого ребенка и направляет в группу компенсирующего вида. Дети получают лечение в нашем детском саду, в специально организованном ортоптическом кабинете, с помощью современной лечебно-медицинской аппаратуры: (ПОТ – периометрический офтальмологический тренажер, предназначен для лечения амблиопии, для улучшения глазодвигательных функций; ЛКА-1, предназначен для лечения всех видов косоглазия и восстановления бинокулярного зрения; электростимулятор – для тренировки мышц аккомодации) и др.
• Учитель –дефектолог использует на занятиях методики, которые направлены на коррекцию нарушения зрительного восприятия основных свойств предметов и изображений (формы, размера, цвета) в условиях различной адаптации и пространственной локализации. Эти методики реализуются с помощью специальных психофизиологических стимуляторов, позволяющих варьировать форму, цвет, размер, яркость, контраст и менять условия стимуляции (адаптацию, фиксацию, частоту и время).
Основные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения
1. Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения. Это различные мозаики, домино, лото, бусы, обводка, т. е. фиксация и работа с мелкими предметами. (Детям с близорукостью нагрузки не давать вообще или соблюдать осторожность).
2. Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами – яркими, крупными. Формирование цветоразличения основных цветов и оттенков.
3. Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения.
4. Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации): использовать красную точку на белом фоне. Смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации.
5. Выработка бинокулярного зрения.
6. Развитие стереоскопического зрения.
Организация коррекционно-педагогической работы
При поступлении детей в группу с нарушением зрения учитель-дефектолог тщательно изучает и анализирует анамнез каждого ребенка, беседует с родителями; по рекомендациям врача-офтальмолога определяет индивидуальную зрительную нагрузку; проводит первичную диагностику уровня развития зрительного восприятия. Итогом такой предварительной работы является составление плана индивидуальной работы по развитию зрительного восприятия с каждым ребенком, который основывается на зрительном диагнозе, уровне развития и самостоятельности при выполнении заданий.
Методологической основой коррекционно-педагогического процесса являются программа для детей с нарушением зрения под редакцией Л. И. Плаксиной. Если говорить о коррекционно- педагогическом процессе в целом, то он строится так, чтобы повысить остроту зрения детей и закрепить достигнутые результаты по устранению косоглазия и амблиопии. Вся учебно-воспитательная и коррекционная работа осуществляется в условиях тесной взаимосвязи и слаженной работы всех педагогов и специалистов (учителя-дефектолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, воспитателя по изобразительной деятельности, учителя-логопеда, работающих с этими детьми.
С этой целью в начале учебного года учителем –дефектологом составляется памятка “Рекомендации по проведению коррекционной работы в группе с нарушением зрения”. В ней фиксируется следующие индивидуальные данные на каждого ребенка:
• Зрительный диагноз и диагноз сопутствующего заболевания;
• Зрительные нагрузки, тренировочные упражнения, преследующие лечебные цели;
• Практические рекомендации педагогам при реализации коррекционно-педагогических задач в разных видах деятельности;
• Необходимые ограничения, записываются их характер и срок, на который они установлены;
• Группа здоровья по зрению и по физкультуре отдельно;
• Офтальмологические требования при работе с наглядностью.
Вышеперечисленные рекомендации выполняются всеми педагогами, работающими с этими детьми.
Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия ведется в сочетании с фронтальной и подгрупповой работой. Специфичной частью этих занятий является, во-первых, зрительная гимнастика. Так, с детьми, имеющими расходящееся косоглазие, используется упражнение на усиление аккомодации (взор вниз и в близь). Во- вторых, строгий учет офтальмологических требований при работе с наглядностью.
В конце учебного года учителем-дефектологом проводится вторичная диагностика зрительного развития. Целью, которой является выявление результативности работы по развитию зрительного восприятия ребенка и при необходимости коррекция плана индивидуальной работы по развитию зрительного восприятия.
Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно –педагогической работы по развитию зрительного восприятия
Обучение и воспитание в нашем детском саду для детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно- восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения этих задач зависит от того, как тесно они будут взаимосвязаны. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, т. к. неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.
Например, в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения по рекомендации врача-офтольмолога на занятиях детям необходимо дать задания по нанизыванию бус,в шнуровке, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики, из счетных палочек.
Младшим детям для обводки давать простые крупные предметы (шар, мяч, яблоко и т. д.). Детям постарше — сюжетные картинки. В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и для обводки следует использовать трафареты, контурные изображения. Во время индивидуальной работы необходимо включать упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). Например, “Найди такой же предмет”, “Подбери одинаковые предметы”, “Что от тебя ближе, дальше”, “Составь из частей целое” и др. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по основным признакам.
В период плеоптического лечения детей младшего возраста можно использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например, “Собери матрешку”. Использование игр, в которых дети составляют из частей целое (матрешки, разрезные лото) заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания. Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты.
Например, на картинке изображены различные животные, от каждого из них отходят линии, дети прослеживают по линиям и в конце линии обнаруживают изображение того, чем питаются животные: коза любит капусту, заяц – морковку и т. д.
Самое главное, важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от состояния зрения и периода восстановительного лечения. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и их изображения даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см., т. к. у детей с нарушениями зрения страдает и развитие мелкой моторики рук. Все данные об индивидуальной зрительной нагрузке для каждого ребенка должны быть записаны в особой тетради здоровья.
Для активизации зрения с косоглазием в период плеоптического лечения можно использовать такой интересный методический прием, как дидактические игры с электрифицированными игрушками, например, с лазерным фонариком “Где зажегся фонарик”, в том числе авторские пособия: “Разноцветные электрические огоньки” (с какого цвета началось включение и каким цветом закончилось, “Экран заданий” (при правильном ответе загорается световой сигнал или раздается звуковой сигнал). В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиотичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений. В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) система работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка и применяются пособия и материалы более мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная нагрузка и пособия даются крупного размера.
В период ортоптического лечения (развития фузии- слияния двух изображений в одно) косоглазия очень важно провести специальную подготовку к лечению на синоптофоре. Для этого используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое. Например, на листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений и даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих изображений, дети должны наложить их на нарисованные изображения.
В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого можно использовать игры типа “Прокати шар в ворота”, “Попади в цель”.
В период выработки стереоскопического зрения (развития трехмерного видения) особенно эффективны настольные игры “Футбол”, “Бильярд”, “Набрось кольцо”, а также игры с разными конструкторами, мозаиками.
Говоря о результатах коррекционно- педагогической работы на занятиях по зрительному восприятию, хочется отметить, что, после четырехлетнего пребывания в специализированной группе с нарушением зрения, у всех детей повысилась острота зрения, улучшилась клиническая картина офтальмологического заболевания, некоторым из них даже отменили ношение очков. В то же время, был отмечен высокий уровень подготовленности детей к обучению в школе, вследствие того, что у них посредством целенаправленных ежедневных занятий были развиты такие важные психические процессы, как произвольное зрительное внимание, память, наглядно-образное мышление, воображение; сформированы следующие качества характера: аккуратность, усидчивость; развита мелкая моторика.
Источник
«Особенности работы со слабовидящими детьми»
Особенности работы со слабовидящими детьми
КОУ ВО «Павловская школа-интернат №2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья »
Особенности слабовидящих детей
Прежде, чем говорить об особенностях работы со слабовидящими школьниками, определим само понятие «слабовидение», обозначим психолого-педагогическую характеристику слабовидящего ребенка.
Слабовидение связано со значительным нарушением функционирования зрительной системы вследствие её поражения. Слабовидение характеризуется, прежде всего, показателями остроты зрения лучше видящего глаза в условиях оптической коррекции от 0,05-0,4. Так же слабовидение может быть обусловлено нарушением других зрительных функций – поля зрения, светоощущения, пространственной контрастной чувствительности, цветоразличения, глазодвигательных функций.
С помощью зрения мы узнаем предметы, их форму, размеры, пространственное расположение, цвет. Нарушения зрительного анализатора сказываются, прежде всего, на процессе зрительного восприятия, затрудняя и замедляя его. При этом образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления о воспринятых предметах. У слабовидящего ребенка возникают трудности при овладении такими эталонами, как «форма», «пространство». Для такого ребенка характерен низкий уровень умения целостно, детально, последовательно воспринимать содержание картины, композиции, включающей большое количество персонажей, деталей. При формировании пространственных представлений этим детям трудно оценивать пространственное расположение объектов, оценивать расстояние между предметами. У таких детей слабо развиты память, внимание, частично нарушена координация движений. Нарушение зрительных функций приводит к снижению скорости, полноты и точности восприятия, что затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, снижает уровень эмоционального восприятия окружающего. Общим признаком у всех слабовидящих обучающихся выступает недоразвитие сферы чувственного познания, это приводит к определённым изменениям в психическом и физическом развитии, к трудностям становления личности, к затруднениям предметно-пространственной и социальной адаптации.
Для детей с нарушениями зрения характерны:
· слабая концентрация внимания (снижены устойчивость и объем внимания);
· быстрое забывание, рассеянность, низкая скорость запоминания;
· нарушения координации движений (неуверенные движения, недостаточный объем движений);
· признаки речевой заторможенности, расторможенности и вербализма (ребенок может много говорить об отвлеченных вещах, и не уметь ответить на конкретный вопрос об окружающем мире, составить простой рассказ по картинке);
· повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность;
· неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению;
Обозначим признаки утомляемости обучающихся.
Признаки интеллектуального утомления:
· снижение познавательной активности;
· снижение темпа работы;
· снижение качества работы (повышается число ошибок);
· двигательное беспокойство (повышение двигательной активности, могут появиться навязчивые движения), либо ребенок наоборот становится вялым, рассеянным;
· появляются бледность или покраснения, повышается потоотделение и т.п.;
· ребенок жалуется на усталость.
Признаки зрительного утомления:
· приближает к глазам текст и др. пособия;
· наблюдается изменение подчерка (он резко ухудшается, ребенок не удерживает строку);
· закрывает глаза, жмурит их, трогает руками, трет;
· смотрит в даль (в окно);
· ложится на парту.
Если замечен хотя бы один из признаков утомления, необходимо дать ребенку возможность отдохнуть, предложить посидеть 2 минуты с закрытыми глазами или выполнить упражнение «Пальминг».
Какую помощь можно и необходимо оказывать слабовидящим детям
В КОУ ВО «Павловская школа-интернат №2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – школа-интернат) обучаются слабовидящие дети, у которых имеются по 3-4 сопутствующих диагноза (астигматизм, макулодистрофия, косоглазие, нистагм, амблиопия) , дети инвалиды по зрению с сопутствующими заболеваниями, дети с нарушениями зрения. Для них в школе созданы коррекционно-развивающая среда, здоровьесберегающая среда, которые обеспечивают сохранность физического и психического здоровья, созданы соответствующие условия для развития личности каждого ребёнка, формирования коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.
Эта работа осуществляется в тесной связи педагогов со специалистами психолого-педагогического сопровождения, а также с учетом требований СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
На протяжении всего периода обучения слабовидящий ребенок находится под регулярным медицинским наблюдением врача-офтальмолога, ощущает коррекционно-педагогическую поддержку учителя-дефектолога (тифлопедагога), педагога-психолога и других специалистов психолого-педагогического сопровождения.
Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия слабовидящих детей охватывает весь учебно-воспитательный процесс.
Одним из направлений коррекционной работы по развитию зрительного восприятия в нашей школе, является непосредственно коррекционный курс по развитию зрительного восприятия школьников (РЗВ).
Общая цель курса – коррекция нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения.
В рамках этого коррекционного курса тифлопедагогом проводится следующая работа:
2. Проведение специальных коррекционных занятий по РЗВ.
Диагностика проводится по двум направлениям:
— Выявление зрительных возможностей учащихся, например, в восприятии линий разного цвета, разной толщины, на разном фоне; в восприятии разномерных точек.
— Выявление наиболее комфортного для восприятия шрифта и размера шрифта, с учётом расстояния до текста.
Все полученные данные передаются педагогам, которые с их помощью смогут подбирать, преобразовывать и реконструировать изобразительные и текстовые средства наглядности.
Работа на коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия осуществляется по следующим направлениям:
— расширение и коррекция предметных представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
— совершенствование сенсорных эталонов;
— развитие зрительно-моторной координации (ЗМК);
— расширение и автоматизация способов обследования предметов;
— совершенствование зрительно-пространственного восприятия и восприятия глубины пространства;
— совершенствование умения воспринимать сюжетное изображение.
Как я уже отмечала выше, коррекционная работа по развитию зрительного восприятия слабовидящих детей охватывает весь учебно-воспитательный процесс и построена с учетом санитарно-гигиенических норм.
Педагоги школы знают диагнозы своих учеников и воспитанников, соблюдают рекомендации врача-офтальмолога, учителя-дефектолога. В своей деятельности мы применяют специальные формы и методы обучения и воспитания, контролируем продолжительность непрерывной зрительной нагрузки слабовидящих школьников, которая не может превышать: для обучающихся начального уровня образования – 10 минут, для обучающихся основного уровня образования – 15 минут. В подборе наглядных пособий применяем специальные шрифты и заливки, организуем проведение физкультурных пауз и гимнастики для глаз, осуществляем контроль за использованием школьниками оптических средств коррекции, способствующих расширению познавательных возможностей слабовидящих школьников. Учебные кабинеты и групповые комнаты оснащены специальным оформлением. Библиотека школы оснащена специальной учебной и художественной литературой, напечатанной крупным шрифтом, в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.3286-15 .
Усилена работа по социально-трудовой адаптации воспитанников. В школе-интернате организована лечебно-восстановительная работа.
Подробнее остановлюсь на зрительной гимнастике. Для каждого заболевания глаз характерна определенная группа упражнений. В своей работе мы применяем:
1. Упражнения для профилактики зрительного утомления.
2. Общеукрепляющие упражнения для глазо-двигательных мышц.
3. Упражнения для улучшения процесса аккомодации.
4. Упражнения на улучшение циркуляции крови.
5. Упражнение на расслабление «Пальминг».
Зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти минут. Важно проводить гимнастику после непрерывной зрительной нагрузки, в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, во время занятий, после занятий. В общей сложности зрительная гимнастика проводится до 6-ти раз в день во всех возрастных группах.
(упражнение на расслабление)
1. Сядь на стул или на пол, скрестив ноги.
2. Соедини ладони перед грудью так, чтобы кончики пальцев были направлены вверх, и теперь сильно потри ладони друг о друга, пока они не станут теплыми.
3. Положи правую ладонь чуть наклонно на правый глаз, а левую – на левый глаз так, чтобы пальцы обеих рук скрещивались на лбу. Свет ни в коем случае не должен проникать в глаза!
4. Следи за дыханием. Представь себе, что с каждым вдохом твои глаза впитывают тепло и покой, а с каждым выдохом – сбрасывают напряжение.
5. Не открывая глаз, убери ладони. Пусть свет проникает в них через закрытые веки.
6. Медленно открой глаза и опять закрой, повторяй так 3 – 4 раза.
7. Открой глаза. Потянись, выпрямись и зевни.
Существуют определенные требования к оформлению наглядности при работе со слабовидящими детьми. Эти требования мы, педагоги КОУ ВО «Павловская школа-интернат №2», применяем в своей работе. Считаю, что работники библиотек тоже могут обратить на них внимание и применять в своей работе.
Требования, предъявляемые к изобразительной наглядности (репродукциям, иллюстрациям) и условиям их демонстрации
При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что слабовидящие дети лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, имеющие четкие силуэты и контуры. Восприятие цветных изображений активизирует зрительные функции, создает у ребенка положительный эмоциональный настрой. При некоторых заболеваниях особенно важно восприятие красного, желтого и оранжевого цветов. В то же время, следует избегать использования изобразительной наглядности темно-фиолетового, темно-синего, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми со зрительной патологией. Не следует также применять слишком яркие цвета.
Если приходится самостоятельно изготавливать изобразительную наглядность, то необходимо учитывать, что изобразительная наглядность должна иметь:
— четкое изображение действующих лиц и предметов;
— четкое выделение общего контура изображения, усиление цветового контраста;
— точную передачу формы изображенного предмета;
— выделение главного в изображении контуром, линиями, цветом;
— уменьшенное количество второстепенных деталей;
— отсутствие мелких деталей;
— расположение объектов горизонтальное и боковое, что позволит детально различить изображение;
— оптимальный размер раздаточного материала должен быть 10*10, 20*30;
— иллюстрации к произведению предпочтительнее репродукций картин;
— демонстрация наглядности предпочтительнее на контрастном фоне;
— расположение наглядности на уровне глаз ребенка, хорошее левое и верхнее освещение (например, софит).
Требования, предъявляемые к другим видам наглядности и условиям их демонстрации
Требования, предъявляемые к объемной наглядности
Характерные признаки изображаемых предметов должны быть точно переданы. Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.
Требования, предъявляемые к натуральной наглядности
Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования, ярко окрашенными, традиционной, легко узнаваемой формы. Основные детали должны быть четко выражены и выделены цветом.
Требования, предъявляемые к дидактическим игрушкам
Они выступают в качестве моделей и должны иметь четко выделенные основные детали, характеризующие изображаемый предмет. Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение.
Требования, предъявляемые к графическим пособиям
Они должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, должны быть понятны детям, доступны для их зрительного восприятия и осмысления. Применяемые в графической наглядности условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т.е. быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой системы условных изображений в разных графических пособиях.
Требования, предъявляемые к символической наглядности
Символическая наглядность должна отвечать тем же требованиям, что и изобразительная наглядность.
Условия эффективного использования наглядного материала:
1. Для обследования наглядности слабовидящим детям нужно предоставлять вдвое больше времени, чем нормально видящим.
2. Некоторым детям необходимо предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания.
3. Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).
4. В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует представить детям до начала занятия для того, чтобы они могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в классе (группе).
5. Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста описанием.
6. При демонстрации новых, не знакомых слабовидящим детям предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формирует у детей планомерность зрительно-осязательного восприятия.
Требования, предъявляемые к использованию
технических средств обеспечения (ТСО)
Наряду с общими техническими средствами, в обучении слабовидящих детей должны использоваться специальные тифлотехнические и оптические (индивидуальные средства оптической коррекции, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и др.) средства, облегчающие учебно-познавательную деятельность обучающихся с нарушениями зрения. Оптические и тифлотехнические средства должны быть доступными для систематического использования слабовидящими обучающимися.
Школа-интернат имеет следующие тифлотехнические устройства:
− оптические средства коррекции (линзы, автономные видеоувеличители, стационарные и мобильные);
− персональные компьютеры (компьютерный класс), оснащенные необходимым для слабовидящего обучающегося программным обеспечением «Magic», рабочее место инвалида (клавиатура с крупными кнопками, монитор с голосовым сопровождением);
− лампы для индивидуального освещения рабочей поверхности.
Использование ТСО в школе-интернате имеет свои ограничения и правила, так как рассчитано на зрительное восприятие. Прежде всего, необходимо учитывать требования СанПиН 2.4.2.3286-15 о продолжительности непрерывного применения ТСО на уроке, занятии. Такие требования разрабатывались сотрудниками кафедры тифлопедагогики РГПУ имени А.И.Герцена для школ слабовидящих. Сегодня они входят обязательной составной частью в современные санитарные нормы и правила даже для общеобразовательных школ.
Итак, продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках, занятиях, для обучающихся разных классов, рекомендуется не более:
— при просмотре статических изображений на досках и экранах отраженного свечения (проекторы) для 1-4 классов – 10 мин., 5-7 классов – 15 мин., 8-10 классов – 20 мин;
— при просмотре телепередач и динамических изображений на экранах отраженного свечения время увеличивается на 5 минут в каждой возрастной группе;
— непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера должна составлять :
· для учащихся 1-4 классов – не более 10 минут;
· для учащихся 5-7 классов – не более 15 минут;
· для учащихся 8-10 классов – не более 20 минут.
После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз.
В заключение своего выступления предлагаю вам памятку для использования в своей работе:
* Место для игры и занятий должно быть хорошо освещено.
* С целью предупреждения зрительного утомления у слабовидящих детей, продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для них не может превышать: для обучающихся начального уровня образования – 10 минут, для обучающихся основного уровня образования – 15 минут. При этом отдых между периодами зрительного напряжения должен составлять 2-3 минуты.
* Помогайте детям преодолевать свойственную для слабовидящих детей неуверенность, учите их в деле проявлять настойчивость и старательность.
Желаю всем здоровья и творческих успехов в работе!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник