Способы работы по предупреждению ошибок исключите лишнее

По разделу «Методика правописания».

1. Направление, в котором обучение правописанию осуществляется через

сознательные операции, проверку написаний, получило в методике название

г) теории графических образов.

2. Ученые Н.Ф. Бунаков, В.П. Шереметевский, Ц.П. Балталон, В.А. Флеров и др.

являются представителями направления

г) теории графических образов.

3. Ученые К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров, С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.

являются представителями направления

г) теории графических образов.

4. Крылатая формула « для усвоения правильного письма … нужна практика,

руководимая грамматикой» принадлежит

в) Срезневскому И.И.;

5. Один из первых научных трудов в области методики правописания – «Русское

правописание» — принадлежит перу

в) Ломоносова М.В.

6. Главным в педагогическом наследии К.Д. Ушинского принято считать труд

б) Педагогическая антропология;

г) Российская грамматика.

7. Метод, в котором рассудочному усвоению материала предшествует деятельность

практическая, получил название

8. Система правил, обеспечивающих единообразие написаний в тех случаях, где,

казалось бы, возможны разные написания, определяется как

9. Неосознаваемое, интуитивное усвоение закономерностей, правил языка в методике

б) фонематический слух;

в) орфографическая зоркость;

г) языковое чутье.

10. Способность, умение быстро обнаруживать в тексте, словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы – это

б) фонематический слух;

в) орфографическая зоркость;

г) языковое чутье.

11. Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков —

б) фонематический слух;

в) орфографическая зоркость;

г) языковое чутье.

12. Ведущий принцип русской орфографии –

г) принцип дифференциации значений.

13. Орфограмма – это

а) правило правописания;

б) написание, требующее проверки;

в) объяснение написания;

г) подбор однокоренных слов.

14. Обоснованный выбор правильного написания есть

а) орфографическая зоркость;

б) решение грамматико-орфографической задачи;

в) языковое чутье;

г) орфографическое комментирование.

15. Мотивация орфографической работы реализуется через (исключите лишнее):

а) развитие познавательных интересов посредством поощрения, увлечения,

понимания детьми логики правописания;

б) использование занимательных материалов, соревнований, применение

игровых приемов, конкурсов, викторин, олимпиад и др.;

в) отбор дидактического материала – яркого, высокохудожественного,

разнообразного, интересного детям;

г) жесткое требование неукоснительного выполнения заданий учителя.

16. Мотивационный этап формирования орфографических умений предполагает

а) создание учебной ситуации, порождающей потребность проверки

б) поиск способа решения учебной задачи;

в) составление алгоритма для данного случая, проверка орфограммы

по ступеням алгоритма;

г) достижение более или менее полного автоматизма.

17. Операционный, исполнительский этап формирования орфографических умений

а) создание учебной ситуации, порождающей потребность проверки

б) поиск способа решения учебной задачи;

в) составление алгоритма для данного случая, проверка орфограммы

по ступеням алгоритма;

г) достижение более или менее полного автоматизма.

18. Ориентировочный этап формирования орфографических умений предполагает

а) создание учебной ситуации, порождающей потребность проверки

б) поиск способа решения учебной задачи;

в) составление алгоритма для данного случая, проверка орфограммы

по ступеням алгоритма;

г) достижение более или менее полного автоматизма.

19. Точное, легко понимаемое описание выполняемого шаг за шагом решения

20. Вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух слова, предложения или текста –

г) грамматико-орфографический разбор.

21. Передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова,

предложения или текста —

г) грамматико-орфографический разбор.

22. Диктанты буквенные, слоговые, словарные, диктовка предложений и текстов

классифицируются с точки зрения

а) цели проведения;

б) времени проведения орфографической работы;

в) структуры диктуемого материала;

г) объема диктуемого материала.

23. Диктанты предупредительные, объяснительные, комментированные

классифицируются с точки зрения

а) цели проведения;

б) времени проведения орфографической работы;

в) структуры диктуемого материала;

г) объема диктуемого материала.

24.Орфографические ошибки сильных учащихся рекомендуется исправлять

а) зачеркнуть букву, исправить;

б) подчеркнуть орфограмму;

в) подчеркнуть слово;

г) вынести ошибку на полях строки.

25.Орфографические ошибки слабых учащихся рекомендуется исправлять

а) зачеркнуть букву, исправить;

б) подчеркнуть орфограмму;

в) подчеркнуть слово;

г) отметить на полях условными знаками.

26. Способы работы по предупреждению ошибок (исключите лишнее):

Читайте также:  Способы рисования вода с краской

а) поощрение тех учащихся, которые сами преодолевают свои ошибки;

б) наказание нерадивых учащихся через систему дополнительных

в) отчетливое выделение перечня трудных слов, включение их

в упражнения, вывешивание плакатов с этими словами и т.д.

г) воспитание уверенности учащихся в возможности достижения

высокого уровня грамотности.

27. Требования к уроку русского языка (исключите лишнее):

а) высокий уровень культуры речи;

б) гармоническое соотношение теории и практики;

в) использование новых достижений дидактики;

г) аспектное изучение языка.

28. Введение вариантов изученного, новых ситуаций применения знаний, выработка

автоматизма грамматического или орфографического действия осуществляется

а) изучения нового материала;

б) закрепления (совершенствования) ЗУН;

в) тренировки, упражнения;

29. Логическое повторение предыдущих тем, постановка познавательной задачи с

целью психологической подготовки к изучению нового осуществляется на этапе

а) проверки домашнего задания;

б) актуализации ЗУН;

в) постановки целей и задач урока;

г) изучения нового материала.

30. Дробление изучаемого целого на составные части с целью глубокого

проникновения в сущность явлений лежит в основе

а) метода конструирования;

б) частично-поискового метода;

в) метода языкового анализа;

г) решения грамматико-орфографических задач.

31. Обоснованный выбор правильного написания лежит в основе метода

а) метода конструирования;

б) частично-поискового метода;

в) метода языкового анализа;

г) решения грамматико-орфографических задач.

32. Запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право

его изменения, свободный выбор слов и выражений при сохранении общего

а) творческий диктант;

б) свободный диктант;

в) выборочный диктант;

33. Для успешного формирования орфографического навыка необходимы

следующие условия (исключите лишнее):

а) развитие речевого (фонематического) слуха;

Источник

Приемы работы по предупреждению орфографических ошибок. Русский язык, начальные классы

Ирина Козловская
Приемы работы по предупреждению орфографических ошибок. Русский язык, начальные классы

Формирование орфографической грамотности.

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Работа над орфографиейначинается в период обучения грамоте и носит преимущественно пропедевтический характер:ученики практическим путем получают необходимые сведения о звуках речи: гласные (ударные и безударные) и согласные (твердые – мягкие, звонкие – глухие).

В этот период ученики знакомятся с такими орфограммами:

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных.

Заглавная буква в начале предложения и точка в конце.

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Написание безударных гласных.

Написание парных звонких-глухих согласных.

Написание непроверяемых безударных гласных.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный твердый знак.

Наибольшую сложность представляет усвоение написаний слов с безударной гласной и парными звонкими-глухими согласными. Начинается работа с умения определять ударение. Ученики замечают, что один слог в слове произносится с большей силой голоса – это ударный слог, остальные – безударные.

Научившись распознавать место ударения в слове, дети овладевают умением находить в слове безударную гласную и знакомятся с приемами ее проверки.

На первых уроках ученикам предлагаются готовые графические образцы (косы – коса, сосны — сосна).

— Какая гласная пишется под ударением в слове косы? А в слове коса?

— Сравните написание гласных в ударном и в безударном слогах. Какой вывод можно сделать? (Какая гласная пишется под ударением, такая же гласная и без ударения в этом слове).

С целью развития орфографической зоркости, умения выделять безударную гласную, проверять ее написание, учащимся предлагаются задания:

1. Поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную (мосты, река).

2. Подбери к данным словам слова с безударной гласной (норы – н…ра, страны – стр. на).

3. Среди данных слов найти проверяемое и проверочное (гора, горы, гористая).

Л…са живет в густом л. су.

Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

В первом классе мы должны научить детей видеть безударную гласную в слове.Этому помогают такие упражнения:

Игра «Маячки» (или «Красный огонек») – наиболее эффективный вид работы.

В л. су ж…ла л…сА. В н…ре. у нее были л…сята.

Читайте также:  По способу принятия управленческого решения делятся

Читаем слова дважды: 1 — орфографически, 2 – орфоэпически.

Цель задания – обратить внимание детей на несоответствие написания слов их произношению.

Графическое изображение (ученики слышимые слова не записывают, а отмечают графически только безударную гласную слова):

На дворе горой, а в избе водой.

Работа выглядит так: о о и о.

Работа со слоговой таблицей.

Дети составляют слова, сравнивают их, находят безударную гласную, проверочное слово.

Подбор родственных слов с заданным корнем – «Вырасти дерево».

Дети записывают слово–отгадку, находят безударную гласную, подбирают проверочное слово.

Сначала на слух – звуками, а затем зрительно – буквами, применяя схемы, учу различать безударные гласные, звонкие и глухие согласные в слове. Для з0акрепления правописания их используются различные виды работ:

1. Спиши слова, подчеркни выделенные буквы,вспомни правило: чужой, ручьи, голубь, Москва, земля.

2. Вставь пропущенные буквы,объясни:

Ч…жой,руч…и, голу…ь, …осква, з…мля.

3. Запиши эти слова под диктовку.

4. Запиши эти слова по памяти.

Здесь видно многоразовое использование текста.

Для развития орфографической зоркости работаем с текстом художественных произведений. На определенное правило ученики находят слова. Или в одном предложении предлагается найти, подчеркнуть известные орфограммы. При проверке видно, какие орфограммы ребенок знает (выделил, какие не знает, не видит. По алгоритму необходимо доказать написание.

В букварный период для развития памяти, внимания, в целях предупреждения ошибокучились писать по памяти:

1. Чтение слова (а в дальнейшем и предложения, объяснение его значения, чтобы проверить запомнил ли его.

3. Объяснить орфограммы.

4. Прочитать про себя по слогам так, как записано.

5. Закрыв глаза, проговори так, как будешь писать.

6. Текст закрывается;запись в тетради: «Пиши, диктуя себе так, как проговаривал».

7. Проверка написанного (самостоятельно):

Читай то, что написал, отличая слоги дугой. Подчеркни орфограммы, сверь каждую орфограмму с данным текстом.

Многие орфографические ошибки учеников объясняются не столько незнанием правил, сколько неумением практически разобраться в звуковом составе слова, в несоответствии звуков и букв, в неумении различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Один из важных способов усвоения орфографии – соотнесение звуков и букв. Овладение им начинается в период обучения грамоте.

Сколько гласных звуков в слове Катя? Назови гласные. Какими буквами обозначишь их на письме?

Какой слог получится, если взять [л] и [а]?

Письмо с пропуском букв (если ребенок затрудняется, то букву не пишет, оставляет пустое место).

В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Это решается на уроках обучения грамоте. Применяю следующие виды работ:

Списывание основывается на проговаривании по слогам.

Письмо с проговариванием – ученики произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают ее (НА-пишу н с гласной а).Такое письмо исключает пропуски букв.

Комментируемое письмо строится на основе проговаривания по слогам, при этом ученики еще и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. При этом важно, чтобы все работающие успевали за комментатором.

Письмо под диктовку.

Сначала диктую слова так, как они пишутся, дети повторяют их по слогам. Затем провожу диктант с предварительной подготовкой.

Письмо по памяти.

Творческие работы (составить предложение по опорным словам).

«Исправь работу Незнайки»:

Паля покрыты пушыстым кавром.

Марос скавал реки и азера.

Например: безударная е пишется в слове

Три способа усвоения орфографии.

Существует три способа усвоения орфографии учащимися начальных классов:

1. Звуко-буквенный анализ (+ синтез – письмо слов, предложений);

2. Запоминание графического состава слова (зрительной восприятие, многократное воспроизведение, переписывание, печатание, вывешивание плакатов с трудными словами).

3. Решение орфографических задач.

Задания первой группы (основа орфографической грамотности):

Сколько звуков в слове и сколько букв? Назови звуки и буквы. Какие буквы обозначают два звука? (поём, поют, съехал, вьюга).

Читайте также:  Изготовь шаблоны половинки любым известным тебе способом

Раздели слово на звуки. Напиши, называя буквы.

«Двойное» проговаривание слова (орфоэпическое – обычное и орфографическое – буквенное).

Объяснить, почему не совпадают звуки и буквы?

Фонетический разбор слова, при котором дети выделяют все звуки, характеризуют их.

Сколько слогов в слове собака? Как узнали? Назвать гласные звуки, буквы. Какие буквы не соответствуют звукам?

Произнесите слово вода. Назовите гласные звуки, сравните их. Почему одинаковые звуки обозначаются разными буквами?

Сколько согласных звуков в слове крот, дуб? Сколько звонких? Сколько глухих?

Определите, как меняются гласные звуки в первом слоге с «перемещением»ударения: кот – коты, двор – дворы.

Постоянные сопоставления звука и буквы формируют у учащихся внимание к звуку и букве: ведь правильно употребленная буква отражает исходное звучание в слове.

В запоминании правописания слов действует зрительный, слуховой, речедвигательный, рукодвигательный и мыслительный фактор.

Выделяют такие упражнения, которые опираются на произвольное запоминание (требуют от ученика не только письма, но и сознательных операций, направленных на правописание слова):

письмо с предварительной подготовкой;

письмо по памяти;

работа со «словарем»;

включение непроверяемых слов в составляемый текст;

заучивание стихов, содержащих трудные слова;

Решение орфографических задач начинается с выделения орфограммы и установления ее типа. Например, при изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные» работаем по такому принципу:

Найти слова, в которых согласный стоит на конце слова;

Выдели этот согласный, назови его пару;

Подбери родственные слова (или измени слова);

Из числа подобранных слов выбери то, которое пригодно для проверки;

Произнеси проверяемое слово, выдели голосом;

В решении орфографических задач очень важны слуховые диктанты, самодиктанты, орфографическое комментирование, сочинения.

Записать предложения, пропустив все гласные буквы, которые надо проверить.

Голубь, чиж, кот, грач.

Косьба, метла, лошадка, грибки.

Необходимо, чтобы ученики владели рациональным способом действия.

Нужно учить ребят различать проверочное и проверяемое слово, одно и тоже написание можно проверить, используя разные приемы, сравнивать их по содержанию, форме.

Вставь пропущенные буквы: кр…ты, н…сы, к…вры, шк…фы. Проверь их. Можно ли слово ковры проверить словом ковер? Почему?

Можно ли буквы «з» в слове сказка проверить словомс сказки?

Записать как можно больше проверочных слов: з…ма, н…ра.

Леса – лес, грибы – гриб, снега – снежок, лист – листы. Какое из слов пары является проверочным? Проверяемым? Почему? Какая пара «лишняя»? поставьте на первое место проверочное слово, на второе место – проверяемое.

В формировании грамотного письма большую роль играет списывание.

Первый этап заключается в первичном прочтении учащимися предложения целиком. Для восприятия смысла его важно прочитать орфоэпически.

Второй этап заключается в активной орфографической ориентировке, т. е. цель его – обратить внимание ребенка на орфографическую форму списываемого предложения.

Третий этап характеризует сам процесс записи.

П. С. Жедек предлагаеттакой алгоритм списывания:

1. Внимательно прочитай предложение.

2. Повтори его, не заглядывая в текст.

3. Подчеркни в предложении все орфограммы.

4. Прочитай предложение орфографически.

5. Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

6. Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

7. Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Итак, систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся –учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, учит делать выводы, обобщения.

Презентация на различение парных звонких и глухих согласных «Найди соседа» Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Обучение.

Презентация «Упражнения по формированию орфографической зоркости» Формирование орфографической зоркости. Особенности усвоения младшими школьниками правил правописания: Искажения звукового состава слова.

Источник

Оцените статью
Разные способы