- Способы взаимодействия учителя и учащихся на уроке для повышения качества образования. статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Как учителю работать с учениками с трудностями обучения
- Ксения Вотякова
- Как понять, что ребёнку трудно учиться
- Общий алгоритм работы с трудностями обучения
- 1. Дислексия и дисграфия
- Что делать, если у ребёнка дислексия или дисграфия
- 2. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
- Что делать, если у ребёнка СДВГ
- 3. Неуспешность и отсутствие желания учиться
- Что делать педагогу с детьми, которые не хотят учиться
Способы взаимодействия учителя и учащихся на уроке для повышения качества образования.
статья на тему
Способы взаимодействия учителя и учащихся на уроке для повышения качества образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Способы взаимодействия учащихся и учителя на уроке | 15.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы взаимодействия учителя и учащихся на уроке для повышения качества образования.
Урок является основной формой образовательного процесса. Цель педагога — качественное обучение всех учащихся. Обычно в классе занимаются дети с разным уровнем развития. Не секрет, что одни дети без желания идут в школу, а другие идут за знаниями и плодотворно работают на уроке. Но учить надо всех, а значит, цель учителя зажечь интерес у всех детей к данному уроку. Взаимодействие – это влияние друг на друга, понятно, что ответственность этого влияния в большей степени лежит на учителе. Работа педагога с детьми это система взаимодействий, система определённых действий направленная на определённый результат. Общение, взаимодействие — начинается с приветствия. Это один из знаков речевого этикета. Многое зависит от того, с каким настроением заходит в класс учитель. Если он сам негативно настроен, то и дети будут взвинчены на протяжении всего рабочего дня. Заинтересованный в общении с детьми учитель сам выбирает тон общения настраивая детей на плодотворную работу. Учителю необходимо исключить резкие язвительные слова, насмешливые намёки.
Каждый педагог понимает, что ученик пришедший на урок без интереса будет мешать и учителю, и детям. Вот для этого необходимо побудить учащихся к действию на уроке, чтобы каждый ребёнок работал с удовольствием. Поднять интерес можно через решение нестандартных задач на смекалку и логику; ролевой подход и деловую игру; обращение к накопленным знаниям учащихся, через кроссворды и ребусы; использование исторического материала и другие виды мотивации.
Типы взаимодействия на уроке:
Сотрудничество, диалог, соглашение, основанное на взаимопонимании, взаимоотношении, взаимопознании, взаимовлиянии.
Детям интересно выполнять только те задания, которые их завлекают. Выстраивая урок и подбирая упражнения, можно совместно с детьми обсудить и составить план урока, предложить варианты заданий для самостоятельного выполнения. Таким образом, ход познания на уроке будет идти от самих учеников, а это уже сотрудничество, согласованность учителя и учащихся. Повышению качества образования способствуют упражнения на наблюдательность, сравнение, группировку, на постановку вопросов и выводов, что побуждает детей к мыслительной деятельности и планированию собственных действий. В свои уроки окружающего мира включаю выступления учащихся об интересных фактах из жизни зверей и растений. Эту информацию учащиеся готовят к уроку, изучая дополнительную литературу. Заранее даю тему ученику для самостоятельного поиска, эти факты и начинают новый урок, что является мотивацией к изучению новых знаний. Всё перечисленное является партнерским взаимодействием учителя и учащихся. Отношения являются субъектно- субъективными. Важным выслушать мнение каждого ребёнка, уважать необходимо каждое мнение, но необходимо исправлять ошибки. Высокая активность учащихся на уроке, самопознание, самостоятельность являются показателями успешного взаимодействия субъектно-субъективных отношений. Вывод: Для создания ситуаций взаимодействия необходимы условия, способствующие активному включению всех учащихся в обсуждение проблем поставленных на уроке. Выполнение действий для принятия решений на различных этапах взаимодействия; исследовательская деятельность всех учащихся на уроке; постоянная обратная связь на уроке между учащимися и учителем; партнёрское общение, что означает признание и принятие ценности личности каждого ребёнка, его мнения, интересов, особенностей, устремлений, перспективы личностного роста. В моём классе обучается трое учащихся с ОВЗ, на уроке и для домашней работы использую индивидуальные карточки с правилами и заданиями. Обязательно даю инструкцию по выполнению работы.
Взаимодействие между учащимися на уроке происходит через коллективные виды работы. Групповая работа сплачивает детей, даёт возможность каждому ребёнку быть значимым при решении той или иной задачи, так как у каждого своя работа, которая приводит к общему выводу. В этом случае учитель как проводник между группами детей и новыми знаниями, контролирует работу учащихся и направляет их. При работе в паре более сильный ученик выступает в роли наставника слабому ученику в составлении выражения, неравенства, предложения.
Интересная форма взаимодействия на уроке >, в том случае, когда ученик выступает в роли учителя. На уроке технологии, изобразительного искусства учащиеся могут выступать в роли учителя и выполнить поделку или рисунок с классом. При этом все дети слушаются своего маленького учителя и обращаются с вопросами.
Педагогическое воздействие непрерывно направлено на воздействие детей друг с другом, важно понимать ответственность учителя за выстраивание отношений в классе. Учитель не только источник знаний, но и защитник, помощник, организатор, эксперт.
Можно отлично знать свой предмет, но если нет педагогического взаимодействия между учителем и учениками, результатов обучения и воспитания не будет.
Хорошие отношения складываются у учителя с учениками если:
Хорошее настроение у педагога;
Педагог не кричит;
Учитель добрый и ласковый;
Учащиеся выполняют требования учителя;
Уважительное отношение обеих сторон.
Самым главным условием взаимодействия учителя и учащихся это любовь к своему делу и любовь к детям.
Источник
Как учителю работать с учениками с трудностями обучения
Ксения Вотякова
24 ноября 2020 • 19:14
Учитель в своей практике часто встречается с детьми, которым по какой-то причине сложно учиться. Например, у ребёнка может быть дислексия, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или у него полностью отсутствует мотивация к учёбе. Что делать педагогу, если в его классе есть ученики с трудностями обучения, на круглом столе «Взаимодействие с трудными детьми в классе», организованном Яндекс.Учебником и благотворительным фондом «Шалаш», рассказала нейропсихолог Яндекс.Учебника Ксения Вотякова.
Как понять, что ребёнку трудно учиться
Заметить трудности обучения у ученика можно не только по плохим оценкам. Иногда бывает так, что обучение для ребёнка является настолько дезадаптивной практикой, что он находится в функциональном, физиологическом и психическом напряжении. Это может выражаться не только в плохой успеваемости, но и в том, что он очень сильно устает, у него возникает негативный эмоциональный след от учебы, или, например, он начинает много болеть.
Поэтому нужно обращать внимание не только на успеваемость, но и на общий эмоциональный фон, изменения в поведении, заинтересованность, показатели мотивации.
Есть несколько основных проявлений трудностей обучения: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СВДГ), нарушение чтения и плохая успеваемость. С какими бы вариантами трудностей обучения педагог не столкнулся, алгоритм работы с ними состоит из трех основных шагов.
Общий алгоритм работы с трудностями обучения
Первый шаг — перестать обвинять и критиковать ребёнка, не пытаться переложить ответственность на его семью, родителей. Согласно идее гуманистической психологии, каждый ребёнок хочет быть хорошим, но он не может самостоятельно измениться. Необходимо участие заинтересованного взрослого — учителя или родителя.
Второй шаг — разобраться в причинах трудности обучения самостоятельно, с помощью специалистов или родителей ученика, или хотя бы сформулировать возможные гипотезы о них. Это могут быть относительная несформированность тех или иных высших психических функций, лежащих в основе нарушения чтения, дефицита внимания.
Третий шаг — применять конкретные методики, которые следуют из причин. В этой области нужно экспериментировать, иногда идти путем проб и ошибок и искать то, что сработает.
Разберемся с тремя основными видами трудностей обучения.
1. Дислексия и дисграфия
По данным разных российских исследований, нарушения чтения встречаются у 5-20 процентов детей школьного возраста, в среднем — у 10-15 процентов. По данным Международной ассоциации дислексии (International Dyslexia Association), причины 80 процентов трудностей обучения являются дислексия и дисграфия, потому что современное обучение еще не в большой степени состоит из видео и аудиоконтента, в его основе — главным образом чтение.
Дислексия — способность овладеть навыками чтения лишь отчасти, при которой у человека тем не менее сохраняется общая способность к обучению. Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, у человека встречаются повторяющиеся ошибки в письме. Не всегда дислексия и дисграфия идут вместе, но во многих случаях сопутствуют друг другу.
Дислексия и дисграфия связаны с особенностями работы тех или иных зон головного мозга. При работе с трудностями обучения нейропсихологи стремятся выяснить, в чем именно может быть причина, с работой каких отделов мозга связано нарушение, чтобы разработать коррекционную программу. Педагоги могут не знать тонкостей о работе мозга, но понимать, что если у ученика серьезное нарушение чтения, то помощь специалиста необходима.
Начиная с 3-4 класса, если у ребёнка есть нарушения чтения, у него как снежный ком накапливается неуспешность, снижаются оценки, а к 5 классу, если с ним никто не работает, начинаются стойкие проблемы как с успеваемостью, так и с мотивацией. В средней школе вернуть ученику веру в то, что учиться может быть интересно, гораздо сложнее, чем преодолеть трудности чтения. Поэтому начинать работать с дислексией и дисграфией нужно как можно раньше.
Работа ученика с нарушениями письма
Мы можем заметить, что у ребёнка дислексия, уже во втором полугодии первого класса по окончанию букварного периода. Ребёнок читает медленно, допускает большое количество ошибок при чтении, читает по буквам, у него наблюдается зеркальное написание букв или зеркальное произнесение слогов. Он не переходит к чтению целыми словами и целыми группами слов, есть нарушения смысловой стороны речи.
Потому что, если я читаю медленно, мне это тяжело, — это отъедает очень большой ресурс, я не всегда до конца могу понять смысл. Мы можем зафиксировать это двумя способами — снижение скорости чтения и то, что ребёнок неправильно отвечает на вопросы по тексту или вообще не отвечает.
Что делать, если у ребёнка дислексия или дисграфия
2. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
На практике СДВГ выглядит так: ребёнок постоянно отвлекается, не слушает, дает импульсивные ответы, чрезмерно активно двигается и устает уже к середине урока. Скорее всего, эти трудности могут быть связаны со слабостью регуляторных функций, за которые отвечают префронтальные отделы лобных долей головного мозга. Головной мозг продолжает активно формироваться в начальной школе. Поэтому если в 3-4 классе динамика поведения ребёнка только отрицательная, педагог может использовать свои тактики обучения для работы с ним, но нужно обязательно рекомендовать родителям обратиться к специалистам — психологам, дефектологам, психоневрологам, нейропсихологам, логопедам.
Дети с СДВГ легко устают. На фоне усталости они начинают вести себя еще более активно. Это внешний всплеск энергии взрослые ошибочно принимают за готовность продуктивно работать. У таких детей часто возникают сложности в отношениях со сверстниками: они не всегда адекватно оценивают ситуацию, могут импульсивно реагировать, что приводит к конфликтам.
Что делать, если у ребёнка СДВГ
3. Неуспешность и отсутствие желания учиться
Обычно у детей, которые не демонстрируют особых успехов в школе, отстают от программы и теряют интерес к учебе, могут быть не сформированы те или иные высшие психические функции: внимание, речь, восприятие, память, пространственные представления, серийная организация движений, мышление. В случае такого нарушения тоже важно разобраться в его причинах — проконсультироваться со специалистом, чтобы понять. как можно помочь ученику. Если в начальной школе с такими детьми работает специалист, обычно к 5 классу эти нарушения компенсируются.
Распространенной трудностью может быть медлительность. Это конституциональная врожденная особенность, связанная с работой головного мозга, которая редко меняется со временем. Для таких детей ограничение времени — это стресс, поэтому их нельзя торопить, нужно давать им возможность работать в своем темпе и заканчивать задания, давать меньший объем домашней работы. Если у таких детей пропадет мотивация учиться еще в начальной школе, то в средней ее будет сложно восстановить.
Что делать педагогу с детьми, которые не хотят учиться
Учителю важно помнить, что внешняя мотивация всегда менее эффективна, чем внутренняя, потому внутреннюю мотивацию нельзя у детей упускать.
Внутренняя мотивация базируется на трёх базовых потребностях: автономии и целеполагании, когда ученик сам решает, что и как ему делать; потребности в ощущении компетентности, успеха и потребности в отношениях с другими людьми.
Основная идея, которую педагогу нужно держать в голове — если он имеет дело с учеником, который не хочет учиться, нужно создавать ему ситуации успеха: давайте задания, которые ему по силам — легче, короче, и давайте больше времени для их решения.
Кроме этого, педагог может дать ученику возможность самостоятельно ставить себе учебные цели, насколько это возможно, и выбирать способы их достижения. Например, можно предложить выполнить задание в разной форме по желанию ребёнка. В этом случае реализуется потребность в автономии и целеполагании, и внутренняя мотивация ребёнка восстанавливается.
Подробнее о том, что рассказали на круглом столе «Взаимодействие с трудными детьми в классе» другие спикеры, можно почитать в нашем конспекте.
Чтобы помочь учителям найти ключ к взаимодействию с детьми с трудным поведением, «Я Учитель» сервиса Яндекс.Учебник совместно с благотворительным фондом «Шалаш» запустил курс «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты». Это бесплатный онлайн-курс, рассчитанный на 16 часов, который можно проходить в записи в любое удобное время, а по итогу получить удостоверение о повышении квалификации. Зарегистрироваться на него можно по ссылке.
Источник