Основные методы работы педагога-психолога
В своей работе педагог-психолог применяет целый ряд методов.Понятие «метод» означает совокупность способов и приемов, используемых в работе. Наиболее используемыми в психологии являются наблюдение, опрос, интервью, психодиагностические тесты (они делятся на несколько групп), эксперимент, моделирование, методы коррекции и развития (в них также выделяют несколько групп), в педагогике — это дидактические и воспитательные методы и подходы. Каждый метод объединяет множество, иногда сотни и даже тысячи, методик, методических приемов и техник.
Из всего многообразия методик и техник каждый специалист формирует свой «арсенал» или методическую копилку. Чем же он при этом руководствуется? Прежде всего методологической позицией педагога-психолога, т. е. системой принципов, лежащих в основе его работы, и способов организации его деятельности. В методологической позиции можно условно выделить три уровня:
1) общеметодологический, или общефилософский;
2) методологию отрасли знания;
3) конкретно-методологический, или уровень конкретных теоретических подходов.
Общеметодологический уровень определяется философией, господствующей в обществе, т. е. материалистической диалектикой, ее принципами и законами.
В педагогике в настоящее время наиболее распространены два подхода: субъектно-объектный, характерный для авторитарной педагогики, и субъектно-субъектный, присущий современной гуманистической педагогике. В субъектно-объектном подходе ребенок рассматривается как объект образовательной и воспитательной деятельности. Ребенок для учителя — своего рода «чистая доска», на которую необходимо «записать» знания, моральные нормы, правила поведения и т. д. При этом ученик не воспринимается как индивидуальность, методы работы со всеми детьми одинаковы и результаты также должны быть получены одинаковыми. В субъектно-субъектном подходе ребенок выступает как индивидуальность и равноправный, активный член образовательного процесса.
Методологическую позицию определяют и теоретические позиции и предпочтенияпедагога-психолога. В психологии и педагогике существует несколько основных теоретических подходов. Как правило, специалист выделяет для себя один-два и выбирает конкретные методы работы, сконструированные в русле именно данных подходов.
На выбор методов влияют особенности и требования конкретной ситуации, например, необходимый уровень глубины анализа, время, отводимое на работу, количество детей, которых нужно охватить данной работой, и т. д.
Методы работы педагога-психолога можно разделить на исследовательские и консультативные (коррекционно-развивающие). Одну из наиболее полных классификаций психологических методов исследования дал болгарский ученый Г. Пирьов. Он выделил шесть групп методов:
Источник
Психолого – педагогические методы и технологии в деятельности педагога – психолога
материал по психологии
Психолого – педагогические методы и технологии в деятельности педагога – психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo_-_pedagogicheskie_metody_i_tehnologii.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого – педагогические методы и технологии в деятельности педагога – психолога.
Cегодня, слово «технология» всё чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. Термин «технология», исходя из формулировок многих литературных источников, понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Всё начинается с творческой идеи, а технологией заканчивается. Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели.
Специфика работы педагога — психолога в школе состоит в том, что он должен владеть различными современными технологиями, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.
Какие же современные технологии наиболее актуальны в работе педагога-психолога?
Педагог-психолог, работая с детьми, постоянно ориентируется на их личностные структуры. В своей работе я использую следующие технологии:
- Здоровьесберегающие технологии
- Информационно — коммуникационные технологии
- Личностно — ориентированные технологии
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Направления здоровьесберегающих технологий :
— технологии сохранения и стимулирования здоровья;
— технологии обучения здоровому образу жизни;
Технологии сохранения и стимулирования здоровья, в них входит большое количество различных гимнастик, я использую:
— гимнастика для глаз;
— подвижные и спортивные игры;
— релаксация (для релаксации требуется большее количество времени, поэтому, когда я ее применяю, стараюсь делить занятие на две части, сначала развивающие упражнения, игры, а в конце занятия расслабление);
Технологии обучения ЗОЖ
Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации; развивают средства невербальной коммуникации:
— мимику, пантомиму, жестикуляцию;
— создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им;
— развивают умение понимать друг друга;
— вникать в суть полученной информации;
— учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи;
— воспитывают доверительное отношение друг к другу;
— развивают невербальное воображение, образное мышление.
Коммуникативные игры классифицируются в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей.
- Игры – пластические импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения («Репка», «Бабочка и ветерок», «Игра со стульчиками»).
- Игры – зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения («Море волнуется», «Зеркало» и др.)
- Тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки («Гори ясно», «Волк и гуси»);
— игротерапия, игротренинги (Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного, настоящего и будущего. Это процесс совместного с ребенком проживания и осмысления какой-либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме);
— массаж и самомассаж (при систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно. Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.).
- Технологии музыкального воздействия – реализуется при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной форме, дети получают возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивном – с помощью прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.
- Сказкотерапия — волшебный сказочный мир, наполненный чудесами и тайнами, будоражит воображение детей и взрослых. Это проживание и осмысление какой-либо жизненно важной ситуации, в заданной игровой форме. Это процесс сотворчества, содействия, сопереживания, в котором ребенок и взрослый вместе идут по дороге откровений, открытий и побед. Войти в этот мир, принять его всем сердцем, ощутить себя в нем творцом и создателем – значит внести реальные изменения и в реальную физическую жизнь. Процесс познания ребенком окружающего мира и собственных возможностей в нем подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. Наши предки использовали сказкотерапию для детей осознанно, через сказки передавая жизненный опыт, отношение к миру, моральные нормы и принципы, обычай и традиции. Сказки служили моральным и нравственным законом, охраняли детей от напастей, учили их жизни. Современная сказкотерапия направлена не только на развитие ребенка, но и на оказание целенаправленной помощи в трудной жизненной ситуации. В работе с подростками сказкотерапия способствует осознанию своих возможностей и ценности собственной жизни, пониманию причинно-следственных связей событий и поступков, направлена на внутреннее ощущение своей силы и гармонии. Сказка открывает дверь к личностному ресурсу, позволяет «вспомнить» сказочное мироощущение, способствует раскрытию внутреннего и внешнего мира, помогает осмыслению прожитого. Это возможность иначе взглянуть на собственные поступки, ситуации, переосмыслить свою жизнь. И как следствие, это позволяет деликатно реставрировать узор судьбы человека. Для работы со сказкой я использую метафорические карты «Мастер сказок» автор Т. Зинкевич-Евстигнеева.
- Цветотерапия – коррекция психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в преодолении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, умение управлять своими эмоциями.
- Арт-терапия – «терапия искусством» — способ раскрытия внутренних сил человека, позволяющих повысить самооценку, выплеснуть негативные мысли и чувства. Несмотря на мнимую простоту арт-терапии для детей, это весьма серьезная форма работы, имеющая свои показания. К ним относятся — конфликты в семье, школе; повышенная тревожность, страхи; низкая самооценка; неврозы. Основная цель арт-терапии — гармонизация внутреннего состояния человека, то есть восстановление его способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни равновесие. Терапия искусством является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением.
- Психогимнастика — курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики. Цель – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, выработки умения выражать чувства и желания.
- Изотерапия — развивающая работа с использованием методов изобразительного искусства. Опирается на психологию творчества и оказывает благотворное воздействие рисования в развивающих и коррекционных целях.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к воспитанию и обучению детей, такие, как включение в процесс образования современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогом-психологом задачи: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности.
Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, так как задействованы все каналы восприятия информации учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Преимущества компьютера состоят в следующем:
— предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
— несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам и младшим школьникам;
— движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей;
— предоставляет возможность индивидуализации обучения;
— в процессе своей деятельности за компьютером школьник приобретает уверенность в себе;
— позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Введение информационных технологий в работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Занятия с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки. Они решают следующие задачи:
- изучение компьютера
- коррекция психического здоровья
- повышение эффективности обучения
- интеграция детей в информационное общество.
В своей работе я использую следующие компьютерные технологии :
- обучающие и развивающие игры и задания (сообщают знания, формируют умения и навыки), например, на развитие внимания, изучение геометрических фигур, изучение цветов, развитие мышления и т.д.
- диагностические методики (у меня, имеется программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Готовность к школьному обучению», которая содержит тесты, помогающие оценить насколько ребенок готов к обучению в школе, выявить особенности его развития в соответствии с возрастными нормами (содержит стандартизированный комплекс психодиагностических методик, направленный на диагностику уровня развития познавательных процессов детей 6 — 10 лет: восприятия, произвольного внимания, памяти, образно-логического мышления, речи; и другие методики);
- БОС технологии, которые полностью основаны на работе с компьютером.
Таким образом, можно сделать вывод, что занятие на компьютере создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность. Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.
Использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программы базируются, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.
Так же, в своей работе я стараюсь использовать личностно – ориентированные технологии, которые ставят в центр всей системы образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и образовательном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Я стараюсь создать ребенку развивающее пространство, в котором ведущую роль занимают материалы Монтессори, позволяющие ему проявлять собственную активность и наиболее полно реализовывать себя.
Еще в своей практической деятельности я использую следующие технологии:
- адаптивное обучение и воспитание (А.С. Границкая). В моей работе использование данной технологии позволяет проводить коррекционно-развивающую работу, как в групповом режиме, так и индивидуально: при этом осуществляется учет индивидуально-психологических и соматических особенностей школьников, происходит варьирование дидактическим материалов в зависимости от указанных особенностей. Использование данной технологии позволяет мне разбить тематику коррекционно-развивающих занятий на модули: по направлениям психокоррекционного воздействия (личностная и познавательная сферы);
- модульное обучение (Т.И. Шамова, П. Юцявичене). Применение технологии модульного обучения позволяет мне стремиться к достижению нескольких дидактических целей в коррекционно — развивающией работе с детьми и родителями.
Вышеизложенные технологии используются в работе не только с детьми, но и с педагогами и родителями. Взрослые иногда даже больше чем дети радуются возможности порисовать, поработать с метафорическими картами для того чтобы переключить внимание, отвлечься от ежедневных забот и получить «маленький заряд бодрости».
Таким образом, использование психолого — педагогических технологий требует творческой активности и профессиональных знаний педагога-психолога. Сегодня я с уверенностью могу сказать, что технологии использованные в моей работе направлены на всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка, а также на повышение и улучшение качества и уровня занятий.
Источник