Способы работы над собой педагога

Самовоспитание учителя и работа над собой

ПЛАН

1. Самоуправление поведением педагога
2. Типизация актера и учителя
3. Организация нравственного самовоспитания

Будучи руководителем классного коллектива, направляя свою деятельность, педагог должен владеть определенными качествами, способствующими совместной работе с коллективом и отдельными учениками, входящими в него.

Прежде всего, это умение управлять своим поведением. Вполне понятно, что к этому педагога надо специально готовить.

Естественный путь — систематическое обучение педагогической деятельности, т.е. прежде всего практический путь, построенный на научной основе.

Особое внимание в подготовке учителя отводится тому что, можно назвать биомеханикой формирования координации моторного поведения, умение владеть своим телом, уметь достичь нужного результата, чувствовать свое тело. Конечная задача, полностью подчинить свое моторное поведение выражению определенного содержания педагогического воздействия, сделать его автоматическим, превратить совершенную технику общения во внутреннюю потребность.

К.С.Станиславский, придавая большое значение развитию у актера воображения и внимания, выделял 4 типа людей.

1-тип инициативный. Воображение работает самостоятельно неустанно, без особых усилий. Режиссеру с таким актером работать очень легко.

2-тип без инициативы, но легко схватывает то, что подсказывают и самостоятельно развивает. Значит этому типу достаточно хорошая зацепка, верная подсказка. С такими людьми тоже нетрудно работать.

3-тип-схватывает подсказку, но не развивает ее, нет к этому способностей. С такими актерами у режиссера постоянно возникают трудности.

4-тип-сам не творит и не схватывает того, что дают. В этом случае Станиславский категоричен, нельзя такому человеку быть артистом. И вполне оправдана такая категоричность.

Воображение любит, чтоб им увлекались. Когда вспоминаешь, что книга была красной, новенькая, где ее достал, когда читал, почему она так понравилась, и вот она уже кажется, ощущаешь запах типографической краски.

Нравственное самовоспитание возможно при высокой требовательности человека к себе, вере в свои силы. Стремление к самовоспитанию возникает лишь при совладении благоприятных внешних условий и внутренних предпосылок. Тогда, юноши и девушки, в результате целенаправленной учебно-воспитательной работы окажутся подготовленными к нему.

Под нравственным воспитанием подразумевается сознательная, целеустремленная работа учащихся, человека, направленная на совершенствование положительных и устранение отрицательных нравственных качеств в соответствии с личными и общественными потребностями.

Эффект нравственного воспитания зависит от результатов самовоспитания. В настоящее время в педагогических институтах используются различные формы воспитательной работы, помогающие нравственному самовоспитанию студентов. К ним относятся периодические самоотчеты студентов, развитие критики и самокритики, лекции, беседы, вечера.

Методические советы учителю:

Этапы эффективной работы учителя в ученическом коллективе.

– Умение вникнуть в суть проблемы и дать ей точную формулировку.

– Выработать различные варианты решений.

– Обсудить и выбрать рациональный способ действий, позволяющий достичь намеченной цели.

– Определить этапы выполнения:

– Распределить функции, обязанности;

– Контроль за временем и выполнением.

– Анализ, оценка, коррекция.

Формирование ученического коллектива. Способы, которые помогают группе принять общие цели и консолидировать усилия по их достижению. Следует:

– Указывать способ решения проблемы, интегрировать идеи, которые были высказаны прежде.

– Влиять на направление и темп работы группы, завершать подведение итогов, напоминать о целях и времени, которое осталось для выполнения задачи;

– Собирать информацию необходимую для принятия решения;

– Сообщать о фактах или обобщениях, связанных с личным опытом и касающихся данной проблемы;

– Высказывать собственные убеждения и мнения. Приводить примеры, находить доказательства к предложениям, выдвинутым ранее;

– Подводить итоги, указывать на отклонения от ранее определённых целей.

Способы, которые помогают создать хорошую обстановку в группе.

Читайте также:  Первобытное общество способы познания мира

Следует:

– Искать компромисс, смягчать разногласия между членами и их мнениями;

– Находить общее в различных высказываниях, делать резюме;

– Обращать внимание на достижения группы;

– Создавать атмосферу безопасную для высказываний (участник должен быть уверен, что его мнение не будет высмеяно);

– Отказываться от собственных идей во имя общих интересов группы;

– Разрядить шуткой напряжение;

– Культурно вести себя в каждой ситуации.

Виды деструктивного поведения, которые не содействуют работе группы как единого целого. Нельзя:

– Монополизировать дискуссию, стараться брать на себя контроль над группой, мешать другим;

– Допускать личных выпадов, вызывающих шуток, проявления зависти;

– Высказывать реплики оскорбляющие достоинство, отрицательно воздействовать на чувства других;

– Приобретать авторитет путём манипулирования группой или её членами;

– Демонстрировать отрицательную реакцию без причины (саботаж), пытаться вернуть группу к делам, которые она сознательно отвергла;

– Искать признания, обращать внимание на себя и красочно описывать свои личные достижения – хвастаться;

Источник

Пути самосовершенствования педагогического мастерства

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Сообщение на тему:

студентка Ш-41 группы

За последние несколько лет система российского образования претерпела кардинальные изменения. В жизнь всего образовательного процесса прочно вошёл Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Он четко определил, каким государство хочет видеть выпускника общеобразовательного учреждения, и какова роль педагога в этом. Стоит отметить, что требования, предъявляемые ФГОС второго поколения к педагогу достаточно высоки. Чтобы соответствовать необходимым качествам, учитель должен постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство.

Актуальность выбранной темы связана с недостаточной информированностью педагогов, особенно молодых специалистов, о способахформирования педагогического мастерства и заключается в необходимости обобщения опыта специалистов.

Важное место, внынешних реалиях образовательного процесса, занимает вопрос формирования педагогического мастерства. Становление учащегося как всесторонне развитой личности — процесс сложный и требующий от учителя не только глубоких знаний, разнообразных способностей, творческого подхода, но и постоянного самосовершенствования. Педагогическое творчество предполагает наличие у педагога наличие определённых качеств — эрудиции, креативности, способности предвидеть и проектировать, характеризующих его как творческую личность. Педагогическое мастерство предполагает формирование и использование педагогом индивидуально-оригинального стиля деятельности, отличающегося целесообразностью.

Основными характеристиками мастерства педагогов принято считать также умение в доступной форме излагать сложные проблемы, своим предметом увлечь каждого, направить активную деятельность учащихся на творческий поиск знаний. В современных реалиях, образовательному учреждению нужны педагоги-мастера, высококвалифицированные учителя и воспитатели.

Известный педагог Антон Семёнович Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Педагог достигает мастерства через несколько лет работы.Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при правильном выборе будущего педагога своей профессии, а также при овладении системой необходимых знаний, навыков, умений, формирование профессионально важных качеств, способностей и, самое главное, готовности к педагогической деятельности. Всё это и есть пути формирования педагогического мастерства. Но, для начала, рассмотрим этапы его становления:

I этап — профессиональное просвещение. Начинается в старших классах, когда учащиеся уже всерьёз задумываются о будущей профессии.На этом этапе благодаря информации, получаемой от учителей, родителей, из средств массовой информации, формируется отношение к той или иной специальности, и учащиесяначинают готовиться к поступлению в соответствующие учебные заведения.

II этап– профессиональный отбор. Начинается с обучением в средних и высших учебных заведениях, где студенты овладевают профессионально необходимыми знаниями, умениями, навыками.

Читайте также:  Тетрациклин 100 мг способ применения

III этап — профессиональная адаптация. Связан с педагогической практикой студентов, в ходе которой они проверяют верность теоретических знаний на практике и укрепляют свои умения и навыки. Можно сказать, происходит своеобразная «примерка» выбранной профессии к себе со стороны студентов, в результате которой они делают вывод о правильности или неправильности своего выбора.

IV этап — профессиональный рост. Начинается вместе с самостоятельной деятельностью молодых специалистов. В ходе своей самостоятельной профессиональной работы они применяют полученные ранее знания, навыкии умения, постепенно развивают своё педагогическое мастерство. Этот этап длительный и его успешность зависит от множества факторов. Молодой специалист должен понять, что его профессиональное развитиеистановление, как учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, оно продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Для формирования педагогического мастерства ему будет необходимо овладеть суммой знаний, навыков, умений, развить свои личностные качества.

Таким образом, познакомившись с этапами становления педагогического мастерства, можно отметить, что его формирование начинается уже на 1 стадии, когда молодой человек только определяется с выбором профессии и происходит на протяжении всей педагогической деятельности учителя.

На основании проанализированного опыта выдающегося педагога Макаренко, педагогов Азарова, Хозяинова выделим следующие пути формирования педагогического мастерства:

1. Профессиональное самообразование и самовоспитание. Стоит отметить, что не самообразование, не самовоспитание невозможно, пока сам педагог не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, пока не поймёт недостаточность своего педагогического мастерства. Перед тем как приступить к работе над собой, педагог должен проанализировать свою работу за определённый период времени, собрать рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Это, ещё раз, доказывает опыт выдающихся педагогов – Сухомлинского, Макаренко, Амонашвилли, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем непрерывной систематической работы над собой, и начинавших работу по самосовершенствованию с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без которой не сможет приблизиться к педагогическому мастерству. Выявив свои педагогические недочёты и упущения, рекомендуется составить план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум на день, неделю или месяц.

На мой взгляд, в самообразовании и саморазвитии педагогу помогут несколько принципов, которые выделил основоположник научной педагогики в России — Константин Дмитриевич Ушинский: спокойствие, прямота, обдуманность действий, решительность, не говорить о себе без нужды ни одного слова, не проводить время бессознательно, каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках, не хвастаться.

2. Повышение квалификации и переподготовка в учреждениях последипломного образования. Повышение квалификации понимается как вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных задач. Повышение квалификации одновременно является одной из форм освоения лучшего опыта, направленной на совершенствование профессионального труда. Основная цель повышения квалификации учителей состоит в том, чтобы установить соответствие между уровнем их готовности к реализации задач, стоящих перед школой, постоянно растущими социальными требованиями к его личности и деятельности, и уровнем современных научных знаний, составляющих основу управленческих процессов в системе образования.

Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Если учитель занимает активную позицию и стремится к дополнительному образованию, то рост его профессионального мастерства идёт более интенсивно.

3. Работа в методических объединениях, творческих группах. Одним из важных условий формирования профессионального мастерства учителя является хорошо организованная в школе система методической работы, как части системы непрерывного образования.

Читайте также:  Что такое вулканизация способы

Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки, если сделать значительный отступ от укоренившейся практики к совершенно новым подходам. На методических семинарах педагог имеет возможность не только ознакомиться с опытом своих коллег, но и поделиться своими навыками и умениями. Это даёт ему возможность расширить свой творческий кругозор и привнести в свою деятельность что-то новое.

4. Аттестация педагогического работника. Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога. Учитель сам определяет категорию и форму аттестации: демонстрация внеклассных занятий с учащимися, серии уроков, творческий отчет, «экзамен» по определенной программе, защита опытно-экспериментальной илинаучно-методическойразработки. Аттестация даёт учителю дополнительную мотивацию совершенствоваться в своём педагогическом мастерстве. Ведь известно, что именно мотивация призвана повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение и, в конечном счете, предотвращать отток специалистов.

5. Инновационно-педагогическая деятельность, освоение новых педагогических технологий. Инновационная педагогическая деятельность — основана на осмыслении практического педагогического опыта и ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики.Инновационная деятельность помогает педагогу не застаиваться на месте. Искать новые пути и решения старых вопросов и проблем. Знакомство с инновационной деятельностью помогает педагогу сделать проводимые занятия более разнообразными и интересными.

6. Участие в научно-педагогических исследованиях (обучение в магистратуре и аспирантуре, работа в составе экспериментальной группе под руководством ученого-педагога). Научно-исследовательская деятельность является ведущим фактором повышения педагогического мастерства учителя, так как она выводит профессиональную деятельность на уровень научного творчества и влияет на развитие устойчивой мотивации к постоянному профессиональному совершенствованию. Совершенствование педагогического мастерства осуществляется в процессе развития исследовательских умений и навыков: от творческого использования достижений современной психолого-педагогической науки к разработке и внедрению собственных приемов, методик, технологий в педагогическую деятельность.

7. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях. Участие в конкурсах профессионального мастерства – мотивация к дальнейшему профессиональному росту. Конкурс всегда предоставляет возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными ценными находками и достижениями в области профессионального мастерства, открыть в себе глубину творческих способностей. Педагогическое мастерство в профессиональных конкурсах оттачивается и является высшим уровнем педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Участие в профессиональных конкурсах дает учителювозможность: изучить опыт коллег, реализовать свой творческий потенциал, развить собственные способности, установить новые контакты на профессиональном уровне, повысить авторитет в педагогическом коллективе.

8. Трансляция собственного педагогического опыта. Передача накопленных знаний это своеобразный момент рефлексии. Учитель систематизирует свой опыт и знания, выделяет главные аспекты, в результате чего получается качественно новый продукт – статья, разработка, программа. Таким образом, передавая свой педагогический опыт, учитель не только зарабатывает педагогический авторитет, но и обновляет имеющиеся знания.

Все эти пути взаимосвязаны, ими нужно пользоваться регулярно, непрерывно, целенаправленно. Не стоит забывать, что не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.

Источник

Оцените статью
Разные способы