- Должностная инструкция менеджера по развитию
- Образец должностной инструкции менеджера по развитию
- 1. Общие положения
- 2. Функции
- 3. Обязанности сотрудника
- 4. Права
- 5. Ответственность
- Для чего составляется должностная инструкция?
- Основные правила должностной инструкции менеджера по развитию
- Составление должностной инструкции менеджера по развитию
- Основная часть инструкции
- Второй раздел
- Третий раздел
- Четвертый раздел
- Карьера в продажах
- Преимущества профессии
- Примеры из жизни
- Рекомендации
Должностная инструкция менеджера по развитию
Должностная инструкция менеджера по развитию – документ, который четко обозначает полномочия и обязанности сотрудника. В нем также указаны требования, которые выдвигаются к соискателю. Нет единой формы документа, но существует ряд пунктов, обязательных к внесению в инструкцию.
Образец должностной инструкции менеджера по развитию
УТВЕРЖДАЮ
Наименование должности руководителя предприятия
Подпись ответственного лица с обязательной расшифровкой
Дата утверждения документа
Должностная инструкция менеджера по развитию
1. Общие положения
1.1. Документ определяет функции сотрудника, его обязанности, полномочия и ответственность за халатное отношение к работе.
1.2. Данная должность относится к руководящему составу.
1.3. Работник занимает пост и снимается с должности по приказу администрации.
1.4. Специалист находится в подчинении у администрации предприятия.
1.5. Если работника нет на месте, его полномочия перекладываются на другого специалиста, согласно приказу администрации компании, при этом сотрудник получает полагающиеся права и отвечает за халатное отношение к работе.
1.6. На должность может претендовать соискатель, подходящий под такие требования компании:
- наличие диплома о высшем образовании соответствующей направленности;
- стаж работы на похожей должности – не менее 24 месяцев.
1.7. Сотрудник обязан знать:
- любые нормативные акты администрации;
- соответствующую отчетность по бухгалтерии и уметь составить, должным образом оформить соответствующую документацию;
- правила обработки и хранения отчетов;
- программы для полноценной работы на компьютере, а также уметь их использовать на практике;
- правила переписки с другими сотрудниками, партнерами и т.д.;
- способы сбора, хранения и обработки информации;
- методы ведения торгов и аукционов, которые могут быть полезны для реализации товаров или услуг предприятия;
- азы социологии и психологии;
- список и правила формирования документации для участия в торгах, аукционах;
- характеристики товаров или услуг компании;
- характеристики товаров и услуг конкурентов;
- азы делопроизводства;
- основные достоинства и недостатки соответствующей продукции отечественного и иностранного производства;
- корпоративную этику и культуру делового общения;
- правила проведения переговоров с клиентами, партнерами;
- офисное оборудование – его назначение и правила использования;
- правила продажи продукции предприятия;
- азы менеджмента.
Внимание! На усмотрение администрации в инструкцию вписываются любые отрасли, в которых должен разбираться профессионал.
1.8. Специалист обязан уметь:
- работать в программах, связанных с бухгалтерией;
- пользоваться офисным оборудованием;
- работать в компьютерных программах;
- составлять бухгалтерские отчеты;
- формировать документы о потребностях клиентов в услугах или товаров компании;
- устраивать деловые встречи и проводить их;
- вести деловые переговоры с благоприятным для фирмы исходом;
- определять потребности клиентов в услугах и продукции компании;
- составлять документацию для торгов и аукционов;
- налаживать отношения с партнерами и клиентами в долгосрочной перспективе;
- организовывать презентации и проводить их;
- правильно использовать полученную информацию, обрабатывать и хранить ее;
- работать с базой данных клиентов.
1.9. Для осуществления трудовой деятельности работник обязан руководствоваться:
- законодательством РФ;
- любыми актами, утвержденными администрацией фирмы;
- данным документом.
2. Функции
Сотрудник осуществляет следующие функции:
2.1. Контроль укомплектованности продукции при ее реализации.
2.2. Налаживание долгосрочного сотрудничества с партнерами и клиентами.
2.3. Составление планов, направленных на развитие компании.
2.4. Составление планов участия в аукционах и торгах.
2.5. Оформления тендерной и иной соответствующей документации.
2.6. Поиск лиц, заинтересованных в покупке продукции или услуг предприятия.
3. Обязанности сотрудника
В обязанности специалиста входит:
3.1. Проверять укомплектованность реализованной продукции.
3.2. Проверять соответствие реализованного товара заявленным характеристикам.
3.3. Составлять документацию на проданную продукцию.
3.4. Контролировать поставку реализованной продукции.
3.5. Составлять прогноз дальнейших продаж предприятия.
3.6. Проводить анализ базы покупателей.
3.7. Доводить до сведения клиентов информацию о проводимых акциях, новинках товаров и особых условиях покупки продукции.
3.8. Проводить мероприятия для покупателей, которые пользуются услугами фирмы или только планируют это сделать.
3.9. Составлять предложения для партнеров.
3.10. Оформлять соглашения на реализацию товаров.
3.11. Подбирать оборудование по ТЗ.
3.12. Согласовывать соглашения на отгрузку продукции.
3.13. Оформлять финансовую документацию.
3.14. Подбирать подходящие тендеры для возможного участия компании.
3.15. Анализировать документы аукционов, торгов.
3.16. Вести клиентскую базу.
3.17. Оформлять бумаги учета.
3.18. Осуществлять переписку с клиентами и компаньонами.
3.19. Собирать информацию о покупателе.
3.20. Составлять планы по развитию компании.
4. Права
4.1. Запрашивать сведения и документацию, относящуюся к реализации его функций.
4.2. Посещать курсы по повышению уровня квалификации или переквалификации.
4.3. Сотрудничать с другими отделами предприятия для решения задач, поставленных перед сотрудником администрацией или для решения вопросов, связанных с исполнением его функций.
4.4. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся его функций.
4.5. Вносить предложения по совершенствованию функций его отдела или деятельности всего предприятия.
4.6. Обращаться в суд, если возникли спорные моменты в ходе осуществления его функций.
4.7. Пользоваться всеми необходимыми документами для более продуктивной работы.
5. Ответственность
Сотрудник несет ответственность за:
5.1. Халатное отношение к работе.
5.2. Игнорирование указаний администрации.
5.3. Недостоверные сведения, передаваемые администрации, о выполнение своих обязанностей и поручений руководства.
5.4. Игнорирование правил трудовой дисциплины и иных правил, установленных на предприятии.
5.5. Нанесение материального ущерба в ходе реализации своих должностных обязанностей.
5.6. Разглашение конфиденциальной информации, касающейся работы.
Наказание определяется в соответствии с законами РФ.
Для чего составляется должностная инструкция?
Документ имеет большое значение для администрации фирмы и работника, принимаемого на должность. Благодаря инструкции руководитель компании точно знает, как правильно скоординировать деятельность сотрудников и за что они должны отвечать.
Менеджеру по развитию документ дает четкое представление о функциях, полномочиях, а также ответственности, которую он будет нести за халатное отношение к работе.
Если в ходе реализации деятельности сотрудников возникают спорные моменты, которые решаются в судебном порядке, именно должностная инструкция помогает разобраться, кто именно виноват в сложившейся ситуации.
Чем полнее составляется документ, тем лучше для всех сторон.
Основные правила должностной инструкции менеджера по развитию
Общепринятой формы документа не существует. Это позволяет работодателям включать в инструкцию любые пункты, но только в соответствии с законами России.
Зачастую возникают такие ситуации, когда сотрудники, занимаемые одинаковую должность, но в разных компаниях, выполняют различные обязанности. Однако функции работников, как правило, не отличаются.
Основные разделы инструкции:
- общие положения;
- обязанности;
- права;
- ответственность.
Важная информация! Поскольку нет единого образца, администрация предприятия вправе изменять документ по своему усмотрению, но с соблюдением законов России.
Согласно нормативам, на предприятии должен быть один экземпляр инструкции, который хранится в личном деле сотрудника. Однако если фирма имеет несколько подразделений, количество документов должно соответствовать числу сотрудников. Каждая инструкция подписывается работником и хранится в его личном деле. Помимо этого, каждый экземпляр визирует руководитель фирмы или ответственный работник с соответствующими функциями.
Составление должностной инструкции менеджера по развитию
На первом листе документа в правом верхнем углу должно быть написано слово «УТВЕРЖДАЮ» и стоять наименование должности руководителя компании, его подпись с расшифровкой и дата составления инструкции. После этого в центре вписывают название бумаги.
Основная часть инструкции
Первый раздел документа – общие сведения о должности. Здесь указывают, к какой категории относится работник, прописывают правила приема и увольнения сотрудника и обозначают, в чем непосредственном подчинении он находится.
Инструкция должна содержать информацию о том, каким требованиям должен удовлетворять соискатель. Это позволит «отсеять» неподходящих кандидатов еще на стадии отбора.
Следующим пунктом идут сведения о том, какими знаниями должен обладать претендент. Помимо этого, указывают нормативные акты, которыми сотрудник должен руководствоваться для осуществления трудовой деятельности.
Второй раздел
Это должностные обязанности менеджера по развитию. Здесь указывают все, что должен делать работник. Чем полнее и точнее прописан этот раздел, тем лучше сотрудник будет понимать, чем именно должен заниматься.
Внимание! Вторым разделом могут указываться функции работника, тогда должностные обязанности переходят в третий раздел, и далее меняется вся структура документа.
Третий раздел
Это права сотрудника. Здесь прописывают все полномочия менеджера, которые ему требуются для осуществления трудовой деятельности.
Четвертый раздел
Это ответственность работника. Здесь указывают все возможные нарушения менеджера по развитию, за которым он будет привлечен к соответствующей ответственности. Указывают также и тот момент, какие именно меры будут к нему применены в случае тех или иных нарушений. Это могут быть взыскания и иные санкции. В некоторых случаях предусмотрена и уголовная ответственность. В данный раздел вписывают фразу, что меры воздействия не противоречат законам России.
Инструкцию завершают согласованием со специалистом, который отвечает за соблюдение всех пунктов документа. Должна быть указана следующая информация:
- наименование должности сотрудника;
- название предприятия;
- ФИО работника.
В соответствующей графе специалист ставит подпись с расшифровкой.
Помимо этого, в конце документа указывают и информацию непосредственно о менеджере по развитию:
- ФИО сотрудника;
- наименование предприятия;
- паспортные данные.
Далее сотрудник ставит подпись и указывает расшифровку. На этом инструкция заканчивается. Печатью документ не визируется.
Источник
Карьера в продажах
Карьерный рост менеджера по продажам может двигаться по двум направлениям: вертикально и горизонтально.
Для вертикальной карьеры самая перспективная бизнес-функция — это продажи. Сотрудники, которые отвечают за значимые для компании показатели, всегда на виду. Поэтому, если есть амбиции управлять не только продажами, а в перспективе всей компанией, лучше начать карьеру в этой сфере.
Я тоже выбрала вертикальный вид развития карьеры. Начинала с административной позиции в продажах, затем перешла в активные продажи. Мне не нравилась моя часть работы как менеджера по подготовке «закрывающих» документов: актов, счетов-фактур и так далее. Хотелось продавать больше и легче, используя инструменты маркетинга. Поэтому я стала брать дополнительные маркетинговые задачи, выстраивать систему продаж. Как пример, использовала стратегию под названием «подбор функционала». Она очень эффективна для тех, кто хочет вертикального карьерного роста. Сейчас я управленец и решаю задачи по развитию компании, занимаюсь продажами, маркетингом и управлением изменениями.
Вертикальная карьера «продажника» может выглядеть так:
- руководитель группы;
- руководитель направления (эта должность сочетает в себе и маркетинговую деятельность);
- директор по развитию (предоставление «дорогих» услуг, с длинным циклом продаж);
- руководитель отдела продаж;
- директор по продажам;
- аккаунт-директор.
Вариант горизонтальной карьеры может выглядеть следующим образом:
- маркетолог;
- менеджер по продукту/продуктолог;
- менеджер проекта;
- аккаунт;
- менеджер по лояльности (loyalty manager);
- CRM-менеджер;
- бизнес-аналитик;
- менеджер по развитию;
- менеджер партнерской программы.
Также можно открыть собственный бизнес или заняться консалтингом в сфере продаж.
Преимущества профессии
Если вы мечтаете о переходе в другую сферу, либо уверены, что хотите изменений в работе, еще раз обратите внимание на те возможности, которые дает работа в продажах. У этого направления много преимуществ, которые позволят вам полюбить свою работу и построить успешную карьеру:
- это самая востребованная профессия. Вакансий на рынке огромное количество, и, даже если компания не ищет новых сотрудников, она всегда готова рассмотреть хорошего sales-менеджера;
- самый быстрый горизонтальный карьерный рост. Сравните: по моим наблюдениям, чтобы стать главным бухгалтером или финансовым директором, требуется от 8 лет. До руководителя отдела продаж или директора по продажам можно дорасти за год или за три;
- возможность опираться на результаты, так как эта сфера очень прозрачна: как правило, в работе менеджера всегда фигурируют цифры, которые показывают результат – конверсии, объемы, процент выполнения плана. Сейчас все данные компаний легко проверить в интернете, либо получить рекомендации коллег, руководителей, партнеров или клиентов через социальные сети. Но если результатов нет, это может быть минусом.
- отсутствие привязки к возрасту. Работодатели готовы брать кандидатов от 40 лет и старше. Если кандидат умеет продавать или управлять продажами, то возраст — это дополнительное преимущество для некоторых сфер, например консалтинга. Плюс у опытного и зрелого человека больше налаженных деловых связей.
- возможность удаленной работы и работы с гибким графиком. Это удобно для женщин, так как работу можно сочетать с декретом и воспитанием детей.
И самое главное — хороший sales-менеджер отлично зарабатывает! И значит, у него всегда есть возможность влиять на свой уровень дохода.
Примеры из жизни
Из двенадцати маркетологов, которые были у меня в подчинении, десять пришли из продаж. Почти все считали это своим конкурентным преимуществом и часто об этом упоминали, особенно когда возникали разногласия с департаментом продаж.
Один сотрудник перешел из продаж в интернет-маркетинг. Там ему очень помогли навыки коммуникаций: он успешно убеждал в своей позиции клиентов и руководителей, которые не знали или не понимали инструменты и результаты интернет-маркетинга, не видели смысла в выделении на него больших бюджетов. Теперь он активно выступает на профессиональных конференциях.
И самый любимый пример: когда у работника не получалось проявить себя в качестве менеджера по продажам, но он не хотел уходить из компании. Ему нравилось анализировать, разбирать клиентскую базу, каналы, аргументированно спорить с отделом маркетинга и руководством про динамику, показатели и сегменты рынка. В итоге человека перевели на работу с CRM-системой, и он стал отличным специалистом по разработке программ лояльности и аналитиком продаж.
Рекомендации
Помимо работы над результатами в продажах, улучшения навыков проведения переговоров и обучения продажам, делайте следующее:
1. Фиксируйте все результаты. Чтобы управлять своими достижениями, научитесь их фиксировать. Каждую неделю отмечайте, что полезного вы сделали для развития навыков? Как улучшили недельный результат? Что это дало лично вам? Что это дало компании? Укажите ответы в своем резюме или портфолио.
Необходимо отслеживать следующие показатели:
- выполнение плана продаж. Sales-менеджеры могут иногда не выполнять план, но важна динамика продаж;
- сокращение цикла продаж на каждом этапе воронки продаж;
- расширение клиентской базы;
- увеличение размера среднего чека — динамика продаж постоянным клиентам;
- средняя цена (размер) сделки;
- дебиторская задолженность, в том числе просроченная дебиторская задолженность.
2. Работайте над репутацией , чтобы партнеры, коллеги и клиенты хорошо отзывались о вас и давали хорошие рекомендации.
3. Не уводите клиентов и не «забирайте» с собой клиентскую базу! Случаев, когда клиенты «уходят» с менеджером, не так много, а вот попасть в черный список у работодателей точно получится. Кроме того, если у вас были построены хорошие отношения с клиентами, какие-то из них потом сами вас найдут. Соблюдайте этичность, когда переходите с работы на работу внутри одной отрасли.
4. Погружайтесь в продукт: станьте экспертами своего продукта. Время «сверхкоммуникабельных» менеджеров, которые и «зимой могут продать снег», проходит. Раньше работодатели старались набирать большое количество таких менеджеров. В итоге нас окружил поток сомнительных предложений, которые уже не актуальны. И те менеджеры, которые не помогают выбрать подходящее предложение, вызывают раздражение. Такой подход неэффективен, и в скором времени изменятся требования к должности, и на рынке потребуются эксперты с улучшенными навыками коммуникаций.
Найти сейчас хорошо продающего, интеллигентного и умеющего слушать клиента, который понимает свой продукт и потребности клиента, почти нереально. Значит, вам нужно стать именно таким профессионалом.
5. Развивайте навыки коммуникации! Учитесь уметь коротко, ярко и просто выражать вербальные, письменные и визуальные мысли, например с помощью презентаций. Вы и сами замечали, что очень трудно удержаться на каком-то тексте длительное время или слушать долгую речь, если это скучно. Поэтому зацепите человека каким-то интересным фактом или историей: будьте кратки, но объясняйте доходчиво. Постарайтесь нарисовать человеку яркий образ в его голове — так вы лучше запомнитесь.
6. Отработайте свою самопрезентацию. У вас должны быть разные заготовки: для клиентов и для собеседования, для нетворкинга и бизнес-партнеров, а также для социальных сетей.
Источник