Способы публично правового воздействия

Правовое регулирование

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Предмет правового регулирования

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

— в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

— в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

— они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

— они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

Читайте также:  Каким способом можно заразится гепатитом

поощрение— выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Источник

Правовое регулирование и его механизм

Понятие и пределы правового воздействия и регулирования

Правовое воздействие обозначает единство общего влияния права на социальную жизнь и поведение людей. Совокупность элементов правового воздействия образует его механизм, состоящий из правовых принципов, правотворчества, механизма правового регулирования, правовой культуры. Оптимизация правового воздействия проявляется как комплекс мер социального управления, раскрывающийся как механизм социального действия права. Изучение механизма правового воздействия позволяет учитывать значение и функции права в системе регуляторов социальных процессов. Правовое воздействие в итоге выступает как нормативно-организационное влияние права на социальные процессы (одновременное влияние правовых и не правовых средств). «Правовое воздействие – это результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса)».

Правовое регулирование – это воздействие всей системы юридических средств на общественные отношения с целью их упорядочения. С.А.Комаров отмечает, что «под правовым регулированием общественных отношений мы понимаем лишь одну из форм воздействия права на общественные отношения – воздействие при помощи специфически-правовых средств: норм права, правоотношений, актов реализации».

Предмет правового регулирования образуют общественные отношения, требующие правового воздействия. Метод правового регулирования раскрывает способы правового воздействия. Метод правового регулирования состоит из следующих элементов:

  • нормативное обеспечение за участниками общественных отношений возможности приобретать права и обязанности;
  • условия (фактические обстоятельства), приводящие в действие юридические нормы;
  • субъективные права и обязанности;
  • меры юридического обеспечения поведения субъектов правоотношений.

Различия между правовым воздействием и регулированием состоят в том, что предмет правового воздействия включает в себя предмет правового регулирования. Правовое регулирование как специально-юридическое воздействие связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, прежде всего, через правоотношения. Правовое воздействие не всегда связано с конкретными юридическими предписаниями. Правовое регулирование одновременно является и правовым воздействием, является одной из форм воздействия права на общественные отношения.

Правовое воздействие включает в себя информационно-психологический (мотивационный) аспект (совокупность воздействия правовых стимулов и ограничений), воспитательный (ценностно-ориентационный), выражающийся в идеологическом влиянии права на его субъектов, социальный аспект (социальная среда действия права, включающая в себя формирование с помощью права социально-полезных образцов поведения, социально-правовой контроль и др.). Названные формы правового воздействия оказывают взаимовлияние: специально юридическое воздействие (правовое регулирование) основывается на информационно-психологическом воздействии, сочетается с воспитательными и социальными целями и средствами. Но это переплетение форм воздействия не означает отожествление правового воздействия и правового регулирования.

Читайте также:  Вкусные способы приготовления риса

Если правовое воздействие означает, прежде всего, влияние на предмет воздействия с помощью системы действий, то правовое регулирование означает упорядочение влияния правовых средств и форм на поведение субъектов права. Таким образом, правовое регулирование – это воздействие права на общественные отношения при помощи системы специальных юридических средств (С.А.Комаров).

Механизм правового регулирования включает в себя в общем виде нормы права, правоотношение и акты реализации правовых норм. Следовательно, нормы права являются правовой основой правового регулирования и правового воздействия. Правовое регулирование есть собственно воздействие норм права, правоотношений и актов реализации на общественные отношения. Механизм правового регулирования включает в себя влияние всей юридической действительности (совокупности всех юридических форм и средств) на поведение субъектов права.

Механизм правового регулирования, понятие и элементы

Механизм правового регулирования представляет собой систему юридических средств, организованных в целях преодоления препятствий при реализации субъективных прав, обязанностей и интересов субъектов права.

Механизм правового регулирования является механизмом реализации нормативности права и стабилизации общественных отношений. Как процесс правовое регулирование состоит из следующих стадий: правотворчество и его влияние на регламентацию общественных отношений; возникновение субъективных прав и субъективных обязанностей; осуществление права посредством реализации субъективных прав и субъективных юридических обязанностей в конкретном правоотношении; применение права.

Специфически-юридическими средствами правового регулирования является установление запретов, дозволений, предписаний, элементов правового статуса и компетенции общих и специальных субъектов права (индивидуальных и коллективных), правовых форм и их взаимодействия между собой. Норма права является основой действия механизма правового регулирования; условия действия механизма правового регулирования заключены в гипотезе правовой нормы. Субъективные права и обязанности содержатся в диспозиции нормы права, а меры обеспечения правомерного поведения заключены в санкции. Таким образом, норма права в механизме правового регулирования играет главную роль, выступая в роли предпосылки действия остальных его элементов. Нормы права упорядочивают общественные отношения путем установления субъективных прав и возложения юридических обязанностей. Реализации определенного права всегда соответствует выполнение соответствующей юридической обязанности.

При анализе влияния нормы права как элемента в механизме правового регулирования важно учитывать ее действие в статическом и динамическом состояниях. В целом, норма права создает определенную модель правового регулирования. Гипотезы, включая в себя определение тех или иных юридических фактов, опосредуют динамику правоотношений, диспозиции обеспечивают нормирование, моделирование отношений, а санкции, являясь содержательно дополнением диспозиции, стабилизируют действие этого механизма через установление наказания за неисполнение предписаний диспозиции. При этом норма права в целом выполняет реализацию правовосстановительных и штрафных санкций через регулятивное и охранительное воздействие (функции).

Норма права закрепляет модель поведения (строгий формализм нормы права) и в тоже время опосредует движение общественных отношений (через конкретное наполнение фактическим содержанием гипотез правовых норм). Но нормы права реализуются в правоотношениях общего и конкретного характера.

Правоотношение – устанавливает персональную меру возможного и должного поведения, где общее нормативное правило детализируется в конкретные и взаимосвязанные права и обязанности субъектов. Конкретизация правовых норм в поведении субъектов происходит, прежде всего, через правосубъектность. Правоотношение, устанавливая правовую связь между его сторонами, детализирует объем субъективных прав и обязанностей каждой стороны. Правоотношение опосредует движение всех элементов механизма правового регулирования, так как в конкретном правоотношении осуществляется реализация нормативных установлений. Связи сторон правоотношения являются сложными, когда каждая из сторон несет по отношению друг к другу комплекс прав и обязанностей. Реализация прав может быть или непосредственной, или опосредованной – через правоприменение.

Акты реализации юридических прав и обязанностей проявляются через следующие основные формы реализации права – использование правовых возможностей, исполнение правовых предписаний, соблюдение правовых запретов, т.е. – это действия субъектов правоотношения в форме соблюдения, исполнения и использования своих прав и обязанностей. Правоотношения и акты реализации относятся наряду с нормами права к элементам механизма правового регулирования. Указанные формы реализации права являются непосредственными в отличие от применения права, когда принимаются охранительные и регулятивные правовые акты специально уполномоченными компетентными государственными органами. Одновременно применение права является формой контроля – за непосредственными формами реализации права. Правоприменительная реализация гарантирует осуществление права, если для непосредственной реализации создаются препятствия различного характера.

Значение элементов механизма правового регулирования связано в целом с укреплением нормативной основы общества, режима законности и стабилизации правопорядка. Итак, механизм правового регулирования строится на взаимосвязях и отношениях следующих элементов: нормы права, правоотношения, актов реализации прав и обязанностей, актов применения права.

Способы, типы и режимы правового регулирования

Основными способами правового регулирования выступают дозволение, обязывание и запрещение.

Дозволение – это предоставление субъектам правовой возможности на совершение определенных действий по реализации субъективных прав и интересов. Дозволение в диспозиции юридической нормы указывает на правовую возможность. Дозволение используется все шире в случаях, когда государство сокращает сферу применения своих властных полномочий, передавая решение определенных проблем индивидуальному и общественному регулированию. Расширение сферы применения дозволения в практике правового регулирования свидетельствует, что регулятивные функции права расширяют свое действие.

Читайте также:  Эффективный простой способ приворота

Обязывание связано с возложением на субъектов права исполнения активных действий. Оно как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой требование определенного варианта поведения, совершения строго определенных в законе или в договоре действий.

Запрещение основано на необходимости воздержания от активных действий или от бездействия и является разновидностью обязывания. Обязывание и запреты взаимосвязаны, обязанность выполнить определенное действие равнозначна запрещению не исполнять его. Запрещение определенного действия равнозначно обязанности его не совершения.

Дозволения, запреты и обязывания являются внутренним содержанием механизма правового регулирования, определяя характер действия всех его элементов.

По элементам механизма правового регулирования различают простое (на основе одного акта применения) и сложное регулирование (на основе двух и более актов государственно-властного характера).

Для каждой отрасли права определена специфика метода правового регулирования. Для гражданско-правового регулирования характерно юридическое равенство субъектов имущественных и личных неимущественных отношений, а для административного или уголовно-правового регулирования свойственен публично-властный характер правового регулирования. Другими словами, различают авторитарный (на основе императивных норм) и автономный (на основе диспозитивных норм) методы правового регулирования. Их еще называют методами субординации и координации, предполагающими правовое регулирование по «вертикали» и по «горизонтали». В зависимости от сочетания запретов и дозволений выделяют два основных типа правового регулирования – общедозволительный и разрешительный.

Общедозволительный тип правового регулирования основан на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Он исходит из принципа: «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено», максимально расширяя сферу свободного правомерного усмотрения субъекта. Этот тип правового регулирования неприемлем для деятельности государственных органов, он расширяет сферу инициативной реализации права на основе использования диспозитивных норм права.

Разрешительный тип правового регулирования исходит из принципа: «запрещено все, кроме того, что разрешено» и резко ограничивает правовые возможности субъектов, не допуская какого либо усмотрения с их стороны. Он основывается на общем запрещении определенных видов действий. Участники правоотношений в этом случае могут лишь совершать действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Законы в этом случае устанавливают для субъектов ограниченный объем полномочий. Этот тип правового регулирования основан на соблюдении устоявшихся отношений в отличие от общедозволительного типа регулирования, связанного с выбором способов достижения индивидом своих целей и интересов.

Общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования в теории права также называют порядками правового регулирования.

Правовой режим представляет собой в общем виде особый порядок правового регулирования в определенном сочетании юридических средств, создающий конкретное правовое состояние для удовлетворения интересов субъектов права. Правовые режимы закрепляются на уровне законодательства и защищаются государством.

Правовые режимы позволяют учитывать в процессе правового регулирования определенные разновидности общественных отношений, субъектно-объектный состав правоотношений, временные и пространственные границы действия права и т.д.

Правовые режимы в зависимости от различных оснований бывают: конституционными, административными, налоговыми и др., валютными, таможенными, законными и договорными, общефедеральными, региональными, местными, внутригосударственными и межгосударственными и др.

Правовые режимы имеют целью особым специально-юридическим образом урегулировать конкретные (родовые, видовые и др.) сферы общественных отношений, т.е. строятся, прежде всего, на различии предметов и методов правового регулирования.

Эффективность правового воздействия и правового регулирования

Эффективность права выражает отношение цели его действия к его результату, это эффективность сочетания правовых стимулов и ограничений. Эффективность правового воздействия связана в основном с реализацией социальных ценностей. Одним из основных условий эффективности является ценность применяемых правовых средств.

Условиями этой эффективности являются обстоятельства, способствующие наибольшей реализации ценности права, а также сопутствующие факторы по достижению и использованию определенной социальной ценности. В частности к условиям эффективности сочетания правовых стимулов и ограничений относятся: их соответствие интересам и мотивам поведения, совершенство законодательства и правоприменения, уровень правой культуры, системное единство и комплексность использования определенных юридических средств и др.

Правовые стимулы являются формами правового побуждения к правомерному поведению, правовые ограничения являются формами сдерживания противоправного деяния.

Оптимизация правового воздействия связана с проблемой преодоления препятствий как фактора снижения эффективности правового воздействия. В качестве некоторых препятствий можно назвать коллизионность правовых средств, отсутствие необходимых правовых форм и процедур, правонарушения, пробелы в праве, дефектность содержания правовых норм и др. Таким образом, оптимизация правового воздействия включает в себя: преодоление препятствий на уровнях правотворчества и правоприменения, создание механизма взаимообеспечения правотворческого и правоприменительного процессов, развитие и совершенствование системы правовых стимулов и ограничений и т.д.

Основными способами совершенствования правового регулирования является совершенствование правотворчества и правоприменения, их оптимальное сочетание, повышение уровня правовой культуры и юридической техники, формирование эффективных правовых режимов, способов и средств правового регулирования, образующих основные элементы механизма правового регулирования.

Источник

Оцените статью
Разные способы