Способы психолого педагогической диагностики

Презентация «Методы и методики психолого-педагогической диагностики»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Методы и методики психолого-педагогической диагностики
Методы и методики психолого-педагогической диагностики

Описание слайда:

План
Общая характеристика методов психолого-педагогической диагностики
Метод наблюдения. Виды и этапы наблюдения.
Метод опроса.
Психолого-педагогический эксперимент
Метод тестирования и опросников
Метод анализа документов
Метод экспертных оценок

Описание слайда:

Общая характеристика методов психолого-педагогической диагностики

Метод — широкий класс методик, объединённых родством технологических приёмов и процедур. Частная методика привязывается к решению узкого класса задач.
Методы психолого-педагогической диагностики – способы получения и уточнения информации о тех или иных педагогических объектах, психологических явлениях и процессах становления личности, особенностях развития ребенка.

Описание слайда:

Диагностическая методика – конкретная частная процедура или система действий предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет исследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций (условий исследования) для решения определенных задач (цель исследования).

Описание слайда:

2. Метод наблюдения. Виды и этапы наблюдения
Наблюдение – является целенаправленным восприятием фактов, процессов или явлений, которое может быть непосредственным, осуществление которого проводят при помощи использования органов чувств, или косвенным, которое основывается на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, которыми непосредственно проводилось наблюдение.

Описание слайда:

Виды наблюдения принято классифицировать следующим образом:
по времени проведения: непрерывные и дискретные;
по объему: широкие и узкоспециальные;
по типу связи наблюдателя и наблюдаемых: невключенные (открытые) и включенные (скрытые).

Описание слайда:

Важнейшим достоинством наблюдения является то, что его принято вести в различных ситуациях: в учебной, производственной деятельности, общественной работе, во время отдыха. Проведение наблюдения при этом не нуждается в создании особых условий.

Описание слайда:

К числу недостатков наблюдения принято относить:
— трудность сопоставления результатов, которые были получены при помощи проведения ряда различных исследований в силу существенной зависимости метода от субъекта наблюдения;
— ограниченность;
— принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации;
— сложность, а часто и факт невозможности повторения наблюдений.

Описание слайда:

Наблюдение включает следующие этапы:
подготовительный (определение целей, задач, выбор качества признаков личности);
исполнительный (непосредственно наблюдение, характеристика ситуации, регистрация фактов, выдвижение предположений);
обобщающий (процесс систематизации информации, обобщения, установления причинно-следственных зависимостей, постановка диагноза).

Описание слайда:

3. Методы опроса
Опрос – это метод сбора первичной информации, основанной на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкетирование) взаимодействии исследователя и опрашиваемого (респондента).
Обычно в педагогике принято использовать ряд следующих методов опроса: интервью (беседы), анкетирование, личностные опросники.

Описание слайда:

Беседа – метод психодиагностического исследования, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений об изучаемом путем вербального общения с ним.
Беседа — в психолого-педагогической работе метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений.

Читайте также:  Бранолинд пластырь способ применения
Описание слайда:

Метод беседы применяется:
— при изучении личности ребёнка, его прошлой жизни, домашней обстановки, его родителей, товарищей, его интересов и т. д.;
— при применении других методов исследования для получения дополнительных данных (подтверждение, уточнение того, что было выявлено);
— при первоначальном знакомстве, когда начинается какое-либо исследование.

Описание слайда:

Успешность беседы зависит:
— от степени её подготовленности (наличие цели, плана беседы, учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, учёта условий, места проведения и т. д.);
— от искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследователя, соблюдения требований воспитательного процесса, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т. д.).

Описание слайда:

Требования к проведению беседы:
проводить беседу в естественной обстановке;
установить доверительные отношения;
подготовить вопросы заранее;
фиксировать ответы, по возможности не привлекая беседующего;
быть тактичным.

Описание слайда:

Основные приёмы ведения беседы
1. Не торопить собеседника. Дать высказаться полностью.
2. Помогать наводящими (не внушающими) вопросами.
3. Искренность ответов проверять соответствующими вопросами.
4. Поощрять собеседника на взаимность. Слушать дружелюбно.
5. Соблюдать требования воспитательного процесса.

Описание слайда:

Интервью — это метод получения необходимой информации путём непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом, когда опрашивающий (интервьюер) только задаёт вопросы, а опрашиваемый (респондент) на них отвечает.
В процессе интервью до некоторой степени ослаблена обратная связь.

Описание слайда:

стандартизованное — по плану, с возможными вариантами беседы, с разработанной стратегией и тактикой;
нестандартизованное (свободное) — без строгой детализации вопросов, со свободной тактикой;
частично стандартизованным.

Интервью может быть диагностическим и клиническим в зависимости от целевого назначения.
Виды интервью

Описание слайда:

введение, настройка на беседу, на сотрудничество;
общие вопросы;
свободные высказывания испытуемого;
уточняющие вопросы;
снятие возникшего напряжения и выражение признательности за участие в беседе.
Структура интервью

Описание слайда:

Анкетирование
В процессе разработки вопросов для анкеты, педагог должен четко представлять себе, что в конечном итоге желает узнать.
Главные вопросы, которые требуют искренности, анализа и размышления, лучше размещать в середине. Постепенно трудность вопросов необходимо снижать. Число их должно быть ограниченным. Это нужно для того, чтобы работа над ответами не превышала 15-20 минут.

Описание слайда:

4. Психолого-педагогический эксперимент
Эксперимент является научно поставленным опытом, связанным с проведением наблюдения за исследуемыми явлениями в создаваемых и контролируемых исследователем условиях.
Виды экспериментов:
лабораторный эксперимент;
естественный эксперимент;
психолого-педагогический эксперимент(ППЭ)

Описание слайда:

Виды психолого-педагогических экспериментов:
констатирующий;
проверочный;
созидательно-преобразующий (формирующий);
контрольный.

Описание слайда:

5. Метод тестирования и опросников
Тестирование — метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.
Тест – система специально подобранных заданий, предлагаемая в строго определенных условиях и позволяющая быстро измерить уровень определенного психологического качества.
Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

Читайте также:  Конкурентный анализ это способ закупки
Описание слайда:

Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации его результатов
Прежде чем применять тот или иной тест, психологу необходимо познакомиться с ним и попробовать его на самом себе или на другом человеке.
Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемые хорошо поняли их и сопровождающую тест инструкцию.

Описание слайда:

— Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния, способного изменить результаты тестирования.
— Для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов, позволяющая избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования.

Описание слайда:

Этапы тестирования:
Выбор теста (определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста);
Проведение теста (определяется инструкцией теста);
Интерпретация теста (определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования).

Описание слайда:

1) набор заданий (стимульный материал);
2) инструкция по проведению;
3) регистрационный бланк;
4) ключи для проверки правильности ответов;
5) тестовые нормы (возрастные и др.) для оценки выполнения теста.

Составные части теста

Описание слайда:

Опросник – более или менее стандартизированная процедура получения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определённом способе интерпретации его ответов.
Отличительные особенности:
1) получение объективных и (или) субъективных данных со слов испытуемого;
2) отражение отношения человека к тем или иным высказываниям.
Характеристика методов опросников

Описание слайда:

Опросники – это группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого.
Опросники относятся к числу наиболее распространённых диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты.

Описание слайда:

Опросники личностные – разновидность опросников, разработанных в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности.
Опросники личностные могут быть подразделены на:
опросники черт личности,
опросники типологические,
опросники мотивов, интересов, ценностей, установок;
опросники состояний и настроений, акцентуаций.

Описание слайда:

5. Метод анализа документов
Под контент — анализом понимается количественно — качественный анализ документальных источников.
Контент – анализ – метод выявления и оценки характеристики информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях, а также в продуктах человеческой детальности.
Под понятием «документальный источник» понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, аудио-, видеозаписи, виды искусства, материалы СМИ (газеты, журналы и т.п.).
Суть метода заключается в систематической и надёжной фиксации определённых единиц изучаемого содержания, а также в квантификации полученных данных.

Читайте также:  Способы как сделать предложение девушке выйти замуж
Описание слайда:

Объекты изучения: изделия ручного труда (рукоделие, вышивка и др.); рисунки, лепка, аппликация, постройки и др.; стихи, сказки, рассказы (пересказ, сочинение).
Требования к методу:
— наличие программы изучения как предмета деятельности, так и процесса его изготовления;
— систематичность, всесторонность выбора объекта;
— изучение объекта в соответствии с условиями жизни и деятельности испытуемых.

Описание слайда:

Документы подраз­деляются:
на личные и безличные — по степени персонификации;
на официальные и неофициальные — в зависимости от статуса документального исследования
на первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опро­са) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные до­кументы) — по источнику информации.

Описание слайда:

8.Метод экспертных оценок
Под экспертным методом понимается любая процедура, с помощью которой производится классификация объектов или оценка степени выраженности какого-либо качества путем опроса экспертов, т. е. лиц, хорошо разбирающихся в существе дела и способных достаточно четко и адекватно выражать свои мнения..
Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении субъективного интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой и формальной обработкой результатов. Полученное в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как диагноз.

Описание слайда:

В психолого-педагогической диагностике используются следующие экспертные методы.
Индивидуальная экспертная оценка – субъективное оценивание сформированности качеств личности отдельных учащихся или группы, педагогов.
Рейтинг – оценивание экспертами успешности деятельности, уровня воспитанности.
Метод самооценки – оценка субъектом собственных способностей, личностных качеств.
Метод психолого-педагогического консилиума – коллективное оценивание и диагностика учебных способностей учащихся.

Описание слайда:

При проведении экспертной оценки придерживаются следующих правил:
Содействие всестороннему ознакомлению эксперта с информацией его сферы компетентности.
Обеспечение достоверности дополнительной информации, используемой экспертом.
Содействие формированию мнений, которые определялись бы только свойствами диагностируемого человека, личными профессиональными знаниями, опытом и интуицией экспертов.

Описание слайда:

Литература
Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина.  7-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2007.  688 с.
Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. 2-е изд., перераб. и доп.  Санкт-Петербург: Питер, 2003. 528 с.
Волков Б. С. Методы исследования в психологии: учебно-практичес-
кое пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. 3-е изд., испр. и доп.  Москва:
Пед. о-во России, 2003. 208 с.
Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высших учебных за-
ведений: в 3 книгах / Р. С. Немов.  4-е изд. Москва: ВЛАДОС, 2003.  640 с.
https://docviewer.yandex.ua/view/0/?page=3&*=MaS1gV02Vwi7O48h6cwD2%2F2uwu97InVybCI6Imh0dHA6Ly90bW5saWIucnUvamlyYmlzL2ZpbGVzL3VwbG
https://docviewer.yandex.ua/view/0/?page=3&*=p%2Fyt6if4rtt4lZY
https://ppt-online.org/565874

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оцените статью
Разные способы