Способы психолого педагогического взаимодействия участников классного часа

Формы и модели психолого-педагогического взаимодействия

Психологопедагогическое взаимодействие это;

Модели психолого-педагогического сопровождения;

Модели взаимодействия участников образовательного процесса;

Формы психолого-педагогического взаимодействия;

Скачать:

Вложение Размер
fory_i_modeli.docx 23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и модели психолого-педагогического взаимодействия

Психолого — педагогическое взаимодействие – это способ реализации совместной деятельности, который требует разделения и кооперации функций, а потому – взаимного согласования и координации индивидуальных действий.

Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих

  • Добровольность
  • Сотрудничество
  • Уважение интересов друг друга
  • Соблюдение законов и иных нормативных актов

Модели психолого-педагогического сопровождения

В основу построения модели психолого-педагогического взаимодействия легли следующие принципы:

— принцип системного подхода к методам психологической диагностики и воздействия на личность, комплексности методов психолого-педагогического воздействия, учета как возрастных и индивидуально-личностных особенностей, так и специфики социально-педагогической ситуации развития;

— принцип субъектности, предполагающий гуманистический тип взаимоотношений участников образовательного процесса, в котором ребенок выступает как субъект собственной деятельности;

— принцип амплификации психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности;

— принцип деятельности, который базируется на теории психического развития ребенка, раскрытого в трудах А.Н. Леонтьева [3] и Д.Б. Эльконина [5], центральным положением которой является роль деятельности в психическом развитии ребенка. Данный принцип означает, что ведущим способом процесса развития эмоционального интеллекта дошкольников является организация взрослым активной деятельности ребенка и создание условий, в которых бы активизировались его проявления;

— принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком определяется ведущей ролью, которую играет семья, педагоги, ближайший круг общения ребенка в его развитии.

Модели взаимодействия участников образовательного процесса:

1) Ребенок – ребенок:

  • свободно общается со сверстниками;
  • приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (в том числе моральным);
  • развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности;
  • самовыражается через совместную творческую деятельность;
  • учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей;
  • учится договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

2) Родитель – ребенок:

  • признание прав и свобод ребенка,
  • сотрудничество,
  • сопереживание и поддержка,
  • обсуждение ситуации через диалог,
  • гибкое введение ограничений.

3) Педагог — ребенок:

  • признание ценности личности ребенка;
  • признание уникальности – индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка;
  • выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;
  • приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
  • ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;
  • диалоговое взаимодействие с ребенком;
  • актуализация тенденции ребёнка к личностному росту;
  • активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;
  • создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;
  • ориентация педагогического взаимодействия на самореализацию ребенка – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей.

4) Педагог — родитель:

  • добровольность в сотрудничестве.
  • искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;
  • уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;
  • признание безусловного права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;
  • уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).
  • конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом).

5) Педагог – педагог — администрация:

  • развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);
  • толерантность (терпимость к иным точкам зрения);
  • эмпатия и рефлексия — умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;
  • демократичность в общении;
  • сотрудничество — процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения;
  • учитывание личностных и профессиональных качеств участников общения;
  • проявление участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях.

Формы психолого-педагогического взаимодействия .

Формы психолого-педагогического взаимодействия можно классифицировать в зависимости от преимущественно используемого средствами – учение, игры, труда, общения

— формы обучения (уроки, экскурсии, факультативы, консультация )

— игровые формы (имитация, соревнования)

— формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, индивидуальный труд, работа в составе временных групп)

— формы общения (прямое, опосредованное)

Возможна классификация форм и в зависимости от преимущественно используемых методов:

— словесные формы (информация, собрания, митинг)

— наглядные формы (выставки, стенды)

— практические формы (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея)

Взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется, прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.

Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:

  • по взаимопознанию — объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;
  • по взаимопониманию — понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и детьми; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;
  • по взаимоотношениям — проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;
  • по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;
  • по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.

В общем плане о развитии взаимодействия участников педагогического процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.

Источник

Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса

Вы будете перенаправлены на Автор24

Психолого-педагогическое взаимодействие – это определенный способ организации учебно-воспитательной деятельности, ориентированный на разделение функциональных ролей всех его участников, их взаимную заинтересованность и согласование их действий, регулирование и контроль деятельности каждого субъекта взаимодействия.

Эффективность педагогического процесса, достижение основных целей и задач обучения во многом определяются взаимодействием между его участниками.

Педагог взаимодействует, в первую очередь, с учащимися. От того, насколько хорошо организован этот процесс зависит его успешность, а именно достижения учащихся, их развитие, формирование их знаний и навыков, желание посещать учебное заведение, развиваться и самосовершенствоваться. Поэтому, педагогу необходимо избрать оптимальный для данного коллектива учащихся стиль педагогического общения, определить свою позицию.

Естественно, что процесс взаимодействия между учащимися и педагогом, между педагогом и родителями, между педагогами имеет двусторонний характер. Он определяется внешними и внутренними факторами, влияющими на каждую сторону взаимодействия.

Организация эффективного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса является одним из приоритетных направлений координации отдельного педагогического процесса и системы образования в целом.

Принципы организации психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса

Организация взаимодействия в образовательной сфере базируется на следующих принципах:

  1. Принцип субъектности. Этот принцип ориентирован на признание учащегося полноправным субъектом учебно-воспитательного процесса, способного влиять на него и изменять его в соответствии со своими потребностями, возможностями и стремлениями. Принцип предполагает гуманистическую направленность взаимоотношений и опору на личностно-ориентированный подход в обучении.
  2. Принцип системного подхода к методам психологической проверки и личностного воздействия. Предполагается, что процесс взаимодействия должен опираться на специфику личностных особенностей развития, возрастной специфики развития, а также существующей социально-педагогической ситуации.
  3. Принцип распространенности психического развития учащегося. Ориентирован на максимизацию раскрытия способностей учащихся, полноценное использование его возможностей, складывающихся и проявляемых в специфических разновидностях деятельности ребенка.
  4. Принцип деятельности. опора на деятельностный подход в обучении. Педагог должен привлекать учащегося к разнообразным видам деятельности, чтобы добиться развития его психических процессов и эмоциональных качеств.
  5. Принцип привлечения ближайшего окружения учащегося к учебному процессу. Педагог должен наладить контакт с семьями учащихся, составить с ними единую направленность воспитания, обучения и развития. Также, необходимо действовать по той же схеме и иным педагогам, друзьям, ближайшему окружению ребенка.
  6. Принцип законности. Система взаимодействия не должна противоречить правовым и законодательным нормам.
  7. Принцип добровольности. Психолого-педагогического взаимодействие базируется на строго добровольных началах. Оно не может носить принудительный характер.
  8. Принцип уважительного отношения к участникам взаимодействия. Взаимодействующие стороны должны уважать интересы и взгляды друг друга.

Готовые работы на аналогичную тему

Модели построения психолого-педагогического взаимодействия

Существуют следующие варианты эффективного построения взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Взаимодействие между учащимися. Эффективным оно будет в том случае, если учащийся будет спокойно и уверенно общаться со сверстниками, найдет свое место в школьном коллективе, будет строить свое общение по моральным и юридическим правилам и нормам, самовыражаться в совместной творческой деятельности, пользоваться вербальными и невербальными средствами общения, уметь строить коммуникативные связи, взаимодействовать с коллективом, уважать мнение всех его участников, ставить цели коллектива выше своих желаний, осваивать навыки профилактики конфликтных ситуаций и их разрешения.

Взаимодействие между родителями и детьми. Такое взаимодействие требует от родителей признание прав и свобод ребенка, видение в нем самостоятельной, полноценной личности со своими стремлениями и интересами, оказание ему помощи и поддержки в различных ситуациях, умеренное применение средств наказания, ограничений, умелое конструктивное взаимодействие, обсуждение проблем ребенка, поощрение его достижений, разрешение споров через диалог.

Взаимодействие педагога и учащихся. Педагог в своей работе должен опираться на личностно-ориентированный подход: учитывать индивидуальную специфику развития каждого учащегося, признавать ценность личности и ставить личностное развитие учащегося на приоритетную позицию, выбирать методы, приемы и средства обучения, соответствующее возрастному этапу развития детей и индивидуальным параметрам учащихся, способствовать прохождению социализации личности, помогать в усвоении ею культурных и нравственных ценностей, подвигать учащихся к личностному росту, помогать раскрывать его творческий потенциал. Педагогическое взаимодействие должно быть направлено на самореализацию учащихся т.е. помогать раскрытию их природных задатков, активному применению способностей, давать им задания в силу их возможностей, учитывать их интересы и потребности в обучении. Взаимодействие между педагогом и учащимся должно проходить в форме диалога. Только так можно разрешать проблемные моменты, устранять конфликты, выяснять потребности учащихся и их специфические характеристики.

Взаимодействие между педагогом и родителями. Между педагогом и родителями требуется организовать взаимодействие в форме сотрудничества. Педагоги должны учитывать взгляды и мнения родителей на процесс воспитания и обучения ребенка. Стараться прийти к компромиссу в вопросах воспитания, чтобы сделать его направленным в одну сторону. Также, важно учитывать мнение родителей по воспитанию тех качеств ребенка, которые они считают приоритетными и помогать в разрешении психологических проблем взаимоотношений между родителями и детьми.

Взаимодействие между педагогами и управленческими органами. Педагогу требуется быть терпимым и сдержанным во взаимоотношениях со своими коллегами, а тем более, с руководством. Общение должно быть культурным и демократичным. Все личностные и профессиональные качества участников взаимодействия должны быть учтены. Во взаимодействии должна проявляться гибкость.

Источник

Читайте также:  Как правильно посолить чернушки холодным способом
Оцените статью
Разные способы