- Формы и модели психолого-педагогического взаимодействия
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
- Принципы организации психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса
- Готовые работы на аналогичную тему
- Модели построения психолого-педагогического взаимодействия
Формы и модели психолого-педагогического взаимодействия
Психолого—педагогическое взаимодействие это;
Модели психолого-педагогического сопровождения;
Модели взаимодействия участников образовательного процесса;
Формы психолого-педагогического взаимодействия;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fory_i_modeli.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и модели психолого-педагогического взаимодействия
Психолого — педагогическое взаимодействие – это способ реализации совместной деятельности, который требует разделения и кооперации функций, а потому – взаимного согласования и координации индивидуальных действий.
Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих
- Добровольность
- Сотрудничество
- Уважение интересов друг друга
- Соблюдение законов и иных нормативных актов
Модели психолого-педагогического сопровождения
В основу построения модели психолого-педагогического взаимодействия легли следующие принципы:
— принцип системного подхода к методам психологической диагностики и воздействия на личность, комплексности методов психолого-педагогического воздействия, учета как возрастных и индивидуально-личностных особенностей, так и специфики социально-педагогической ситуации развития;
— принцип субъектности, предполагающий гуманистический тип взаимоотношений участников образовательного процесса, в котором ребенок выступает как субъект собственной деятельности;
— принцип амплификации психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности;
— принцип деятельности, который базируется на теории психического развития ребенка, раскрытого в трудах А.Н. Леонтьева [3] и Д.Б. Эльконина [5], центральным положением которой является роль деятельности в психическом развитии ребенка. Данный принцип означает, что ведущим способом процесса развития эмоционального интеллекта дошкольников является организация взрослым активной деятельности ребенка и создание условий, в которых бы активизировались его проявления;
— принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком определяется ведущей ролью, которую играет семья, педагоги, ближайший круг общения ребенка в его развитии.
Модели взаимодействия участников образовательного процесса:
1) Ребенок – ребенок:
- свободно общается со сверстниками;
- приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (в том числе моральным);
- развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности;
- самовыражается через совместную творческую деятельность;
- учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей;
- учится договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
2) Родитель – ребенок:
- признание прав и свобод ребенка,
- сотрудничество,
- сопереживание и поддержка,
- обсуждение ситуации через диалог,
- гибкое введение ограничений.
3) Педагог — ребенок:
- признание ценности личности ребенка;
- признание уникальности – индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка;
- выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;
- приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
- ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;
- диалоговое взаимодействие с ребенком;
- актуализация тенденции ребёнка к личностному росту;
- активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;
- создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;
- ориентация педагогического взаимодействия на самореализацию ребенка – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей.
4) Педагог — родитель:
- добровольность в сотрудничестве.
- искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;
- уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;
- признание безусловного права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;
- уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).
- конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом).
5) Педагог – педагог — администрация:
- развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);
- толерантность (терпимость к иным точкам зрения);
- эмпатия и рефлексия — умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;
- демократичность в общении;
- сотрудничество — процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения;
- учитывание личностных и профессиональных качеств участников общения;
- проявление участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях.
Формы психолого-педагогического взаимодействия .
Формы психолого-педагогического взаимодействия можно классифицировать в зависимости от преимущественно используемого средствами – учение, игры, труда, общения
— формы обучения (уроки, экскурсии, факультативы, консультация )
— игровые формы (имитация, соревнования)
— формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, индивидуальный труд, работа в составе временных групп)
— формы общения (прямое, опосредованное)
Возможна классификация форм и в зависимости от преимущественно используемых методов:
— словесные формы (информация, собрания, митинг)
— наглядные формы (выставки, стенды)
— практические формы (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея)
Взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется, прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.
Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:
- по взаимопознанию — объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;
- по взаимопониманию — понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и детьми; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;
- по взаимоотношениям — проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;
- по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;
- по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.
В общем плане о развитии взаимодействия участников педагогического процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.
Источник
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
Вы будете перенаправлены на Автор24
Психолого-педагогическое взаимодействие – это определенный способ организации учебно-воспитательной деятельности, ориентированный на разделение функциональных ролей всех его участников, их взаимную заинтересованность и согласование их действий, регулирование и контроль деятельности каждого субъекта взаимодействия.
Эффективность педагогического процесса, достижение основных целей и задач обучения во многом определяются взаимодействием между его участниками.
Педагог взаимодействует, в первую очередь, с учащимися. От того, насколько хорошо организован этот процесс зависит его успешность, а именно достижения учащихся, их развитие, формирование их знаний и навыков, желание посещать учебное заведение, развиваться и самосовершенствоваться. Поэтому, педагогу необходимо избрать оптимальный для данного коллектива учащихся стиль педагогического общения, определить свою позицию.
Естественно, что процесс взаимодействия между учащимися и педагогом, между педагогом и родителями, между педагогами имеет двусторонний характер. Он определяется внешними и внутренними факторами, влияющими на каждую сторону взаимодействия.
Организация эффективного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса является одним из приоритетных направлений координации отдельного педагогического процесса и системы образования в целом.
Принципы организации психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса
Организация взаимодействия в образовательной сфере базируется на следующих принципах:
- Принцип субъектности. Этот принцип ориентирован на признание учащегося полноправным субъектом учебно-воспитательного процесса, способного влиять на него и изменять его в соответствии со своими потребностями, возможностями и стремлениями. Принцип предполагает гуманистическую направленность взаимоотношений и опору на личностно-ориентированный подход в обучении.
- Принцип системного подхода к методам психологической проверки и личностного воздействия. Предполагается, что процесс взаимодействия должен опираться на специфику личностных особенностей развития, возрастной специфики развития, а также существующей социально-педагогической ситуации.
- Принцип распространенности психического развития учащегося. Ориентирован на максимизацию раскрытия способностей учащихся, полноценное использование его возможностей, складывающихся и проявляемых в специфических разновидностях деятельности ребенка.
- Принцип деятельности. опора на деятельностный подход в обучении. Педагог должен привлекать учащегося к разнообразным видам деятельности, чтобы добиться развития его психических процессов и эмоциональных качеств.
- Принцип привлечения ближайшего окружения учащегося к учебному процессу. Педагог должен наладить контакт с семьями учащихся, составить с ними единую направленность воспитания, обучения и развития. Также, необходимо действовать по той же схеме и иным педагогам, друзьям, ближайшему окружению ребенка.
- Принцип законности. Система взаимодействия не должна противоречить правовым и законодательным нормам.
- Принцип добровольности. Психолого-педагогического взаимодействие базируется на строго добровольных началах. Оно не может носить принудительный характер.
- Принцип уважительного отношения к участникам взаимодействия. Взаимодействующие стороны должны уважать интересы и взгляды друг друга.
Готовые работы на аналогичную тему
Модели построения психолого-педагогического взаимодействия
Существуют следующие варианты эффективного построения взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Взаимодействие между учащимися. Эффективным оно будет в том случае, если учащийся будет спокойно и уверенно общаться со сверстниками, найдет свое место в школьном коллективе, будет строить свое общение по моральным и юридическим правилам и нормам, самовыражаться в совместной творческой деятельности, пользоваться вербальными и невербальными средствами общения, уметь строить коммуникативные связи, взаимодействовать с коллективом, уважать мнение всех его участников, ставить цели коллектива выше своих желаний, осваивать навыки профилактики конфликтных ситуаций и их разрешения.
Взаимодействие между родителями и детьми. Такое взаимодействие требует от родителей признание прав и свобод ребенка, видение в нем самостоятельной, полноценной личности со своими стремлениями и интересами, оказание ему помощи и поддержки в различных ситуациях, умеренное применение средств наказания, ограничений, умелое конструктивное взаимодействие, обсуждение проблем ребенка, поощрение его достижений, разрешение споров через диалог.
Взаимодействие педагога и учащихся. Педагог в своей работе должен опираться на личностно-ориентированный подход: учитывать индивидуальную специфику развития каждого учащегося, признавать ценность личности и ставить личностное развитие учащегося на приоритетную позицию, выбирать методы, приемы и средства обучения, соответствующее возрастному этапу развития детей и индивидуальным параметрам учащихся, способствовать прохождению социализации личности, помогать в усвоении ею культурных и нравственных ценностей, подвигать учащихся к личностному росту, помогать раскрывать его творческий потенциал. Педагогическое взаимодействие должно быть направлено на самореализацию учащихся т.е. помогать раскрытию их природных задатков, активному применению способностей, давать им задания в силу их возможностей, учитывать их интересы и потребности в обучении. Взаимодействие между педагогом и учащимся должно проходить в форме диалога. Только так можно разрешать проблемные моменты, устранять конфликты, выяснять потребности учащихся и их специфические характеристики.
Взаимодействие между педагогом и родителями. Между педагогом и родителями требуется организовать взаимодействие в форме сотрудничества. Педагоги должны учитывать взгляды и мнения родителей на процесс воспитания и обучения ребенка. Стараться прийти к компромиссу в вопросах воспитания, чтобы сделать его направленным в одну сторону. Также, важно учитывать мнение родителей по воспитанию тех качеств ребенка, которые они считают приоритетными и помогать в разрешении психологических проблем взаимоотношений между родителями и детьми.
Взаимодействие между педагогами и управленческими органами. Педагогу требуется быть терпимым и сдержанным во взаимоотношениях со своими коллегами, а тем более, с руководством. Общение должно быть культурным и демократичным. Все личностные и профессиональные качества участников взаимодействия должны быть учтены. Во взаимодействии должна проявляться гибкость.
Источник