Способы психологической защиты замещение

Что такое замещение в психологии: примеры и описание

Часто наши близкие попадают нам «под горячую руку». Мы с кем-то поругались, а срываемся на ребенке или на любимой собаке. Что заставляет нас так поступать? В статье рассмотрим, что такое замещение в психологии: примеры вы найдете в конце статьи.

Психологическая защита замещение – что это такое?

Замещение – это один из механизмов психологической защиты, когда человек переносит свою реакцию с недосягаемого объекта на доступный. Либо заменяет неприемлемое поведение приемлемым. Происходит так называемая разрядка, человек сбрасывает напряжение, которое появилось из-за неудовлетворенной потребности.

Далеко не всегда у нас есть возможность противоречить тем, кто нас обидел или поступил с нами нечестно. Поэтому мы «срываемся» на тех, кто рядом. Это могут быть дети, друзья или домашние животные.

Если мы не можем удовлетворить какую-то свою потребность, мы идем на компромисс, то есть выбираем то, что на данный момент можем себе позволить.

Когда человек не может высказать начальнику (недосягаемый объект), что тот поступает с ним несправедливо, работник перенаправляет агрессию на другого коллегу (доступный объект). То есть, находит того, кто будто бы во всем виноват.

Загвоздка в том, что невозможно замещать до бесконечности. Истинное удовлетворение реально получить только тогда, когда действие согласуется с его мотивами.

Объектом замещения может стать и случайный объект. Кондуктор в автобусе могла вам нагрубить не из-за личной неприязни, а потому что полчаса назад поссорилась с мужем.

Замещение и движение тесно связаны, потому что эта психологическая защита предполагает какое-то действие. Например, чтобы справиться с тревогой или агрессией, многие предпочитают заниматься рукоделием или ходить в спортзал.

Виды замещения

Специалисты выделяют четыре основных типа замещения:

  • действие заменяют на противоположное. Писатель сжигает рукописи, потому что не может написать лучше. Юноша не может улучшить свой блог, поэтому решает удалить его насовсем;
  • действие заменяют словами. Кричать на другого человека, чтобы от злости его не ударить;
  • слова заменяют действием. Жать руку в знак приветствия. Кивать головой, если с чем-то согласен;
  • сублимация. Этот вид касается энергии либидо. Если человек испытывает сексуальное влечение, но не может его реализовать, он активно занимается спортом, работой или творчеством.

Замещение в психологии: примеры из жизни

С замещением мы сталкиваемся ежедневно. Чаще всего эта защита касается нежелательных чувств, которые не одобряет социум.

Пример №1

Петя получил в школе двойку. Мама накричала на него. Он ей ничего не ответил и молча пошел в свою комнату. Когда к нему на коленки сел его любимый кот Васька, Петя резко сбросил его и даже легонько пнул ногой. Это замещение. Петя не мог ответить маме на ее претензии, у него накопилось напряжение, которое он «выплеснул» на домашнее животное. Кстати, мама вообще не собиралась кричать на Петю из-за оценки. Просто сегодня на работе начальник при всех разговаривал с ней неуважительно, а она не смогла ему ответить. У нее тоже накопилось напряжение, поэтому она и сорвалась на сына.

Пример №2

Лена очень хотела купить в кондитерской лавке дорогое печенье, но не могла себе этого позволить. В итоге она нашла в интернете похожий рецепт, купила нужные ингредиенты и испекла его сама. Получилось не хуже, чем в кондитерской! Это удачный пример замещения, когда девушка не могла получить желаемое, но придумала, как создать аналог.

Пример №3

Маша увидела своего парня Сережу за руку с другой девушкой. Маша пришла домой и порвала их общую с Сережей фотографию, а также разбила чашку, которую он ей подарил. Она перенесла свою обиду и злость на Сережу на другие предметы.

Замещение в психологии: подведем итоги

Замещение сопутствует взрослому человеку всю жизнь. Многие психологи считают, что это наиболее удачный механизм психологической защиты. Люди, которые достигли высокого уровня интеллектуального и нравственного развития, чаще всего берут эту защиту на вооружение. Теперь вы знаете, что такое замещение в психологии и сможете обнаружить примеры работы этой защиты у себя самостоятельно!

На нашем сайте вы можете записаться на консультацию к психологу. Наши специалисты обязательно помогут вам!

Источник

Замещение в психологии как способ защиты

Замещение — один из приёмов защиты собственной психики. Как и другие способы, этот метод снижает негативное влияние, которое оказывают на психику стрессовые ситуации.

Каждый из нас время от времени пользуется данным приёмом. Например, некоторые, чтобы погасить отрицательные эмоции, бьют посуду, другие — кричат на близких. И если в первом случае человек не причиняет никому вреда, то во втором замещающий механизм действует крайне отрицательно на окружающих. А возможно ли замещать иначе?

Подробнее о термине «замещение»

Это один из типов психологической защиты, при котором субъект переносит свои реакции на происходящее на максимально доступный объект. Второй вариант — замена неприемлемого действия подходящим. По-другому данный феномен называют вымещением или смещением.

Психологи и философы занимаются изучением этого явления уже много лет. За годы исследований термин оброс множеством трактовок. Так, по Фрейду, уделившему этому вопросу большое внимание, замещение — это психологический процесс, предполагающий замену поступков словами, недостижимого объекта — более доступным.

Фрейд использовал данное понятие в разных областях. Одна из ярких иллюстраций — сновидения. Психоаналитик считал, что то, что мы видим во снах — отражение информации, скрытой в подсознании. Замещением объяснялись и явления, на первый взгляд не относящиеся к психологии, к примеру, эксгибиционизм.

Разновидности замещения

Исследователи делят замещение на два основных типа — смена объекта и замена потребности.

В случае с изменившимся объектом человек вымещает негативные эмоции на предметах, не представляющих ценности. Например, студент злится на преподавателя, не оценившего его стараний, и рвёт тетрадь по дисциплине, которую он преподаёт.

Замена потребностей происходит иначе. Например, заядлый филателист проводит всё больше времени, собирая марки и любуясь ими, при этом время на любимую жену и детей не остаётся. При таком раскладе радикально меняются приоритеты и ценности.

Также замещение подразделяют на:

  • Замену действий действиями. Например, человек хочет подраться с тем, кто ему насолил, вместо этого, он начинает методично бить посуду.
  • Выбор действий вместо слов — пожатие руки как приветствие.
  • Действия сменяются словами — ссора вместо драки.
  • Сублимация. При таком подходе к защите внутреннее напряжение убирают, направляя разрушительную энергию на какой-нибудь полезный акт.

Как работает замещающий механизм?

Принцип замещения тесно связан с активностью, потребностью двигаться. Немаловажную роль играет темперамент.

Чем более развит заместительный механизм, тем активнее человек. Чтобы избавиться от негативных эмоций, люди занимаются спортом, тем самым удовлетворяя потребность в движении. Второй вариант — активное участие в общественной жизни социальной группы (класса, школы, факультета, рабочего коллектива).

Люди с высокой потребностью к замещению нередко становятся лидерами, располагают к себе, имеют авторитет. Однако явный недостаток подобных личностей — приступы агрессии, резкость, которую провоцирует, например, нарушение планов, отсутствие успеха в важном деле. Люди не задаются целью навредить другим. Их главная задача — избавиться от собственного напряжения.

Чем больше возможностей замещать негативные эмоции действиями, желательно не приносящими вреда окружающим, тем вероятнее человек обретает внутреннее равновесие и гармонию. Для максимально эффективного замещения отличным решением станут занятия спортом и активная жизненная позиция. А также окажутся полезными тренировки мозга. У Викиум есть много тренажеров, позволяющих развивать ключевые способности мозга и навыки.

Источник

Замещение в психологии как способ защиты

Замещение, как и другие методы психологической защиты, помогает уменьшить негативное влияние переживаний и травмирующих ситуаций на психику человека. Вы тоже практикуете его в своей жизни. Вспомните ситуации, когда в пылу гнева разбивали посуду. Или, например, вымещали плохое настроение на родных и близких людях. Так вы пытались перенести негативные эмоции на окружающую обстановку. Правильно ли это? Можно ли использовать способность к замещению по-другому?

Что такое замещение

Замещение в психологии, как сказано выше, – это одна из разновидностей психологической защиты. Представляет собой перенос личной реакции на происходящее на более доступный объект или замену неподходящего действия подходящим. По-другому называется смещением или вымещением.

Этот способ защиты на протяжении многих лет изучается десятками психологов и даже философов. Именно поэтому термин «замещение» имеет так много объяснений.

Больше всего о замещении в психологии говорил Фрейд. По его мнению, это психологический процесс, предполагающий замену действий словами, недоступного объекта более доступным и т.д. Причем то, что человек получает взамен, часто вызывает у него непонимание, недоумение.
Фрейд применял понятие замещения к разным сферам жизни. Один из примеров – сновидения. Ученый считал, что они являются заместителем того, что спрятано глубоко в подсознании человека.

Читайте также:  Решенные задачи линейного программирования графическим способом

Интересно, что Фрейд использовал замещение для объяснения ряда явлений, которые, казалось бы, никак не связаны с психологией. Так, с помощью этого понятия он пытался объяснить эксгибиционизм.

Виды замещения

Выделяют 2 основные вида замещения:

  • замена объекта на более доступный;
  • замена потребности.

В первом случае человек вымещает свои чувства на предметах, которые не представляют для него никакой ценности. Получается, что всплеск эмоций никому не наносит вреда. Приведем примеры из жизни. Представьте ученика, который от злости на учителя порвал тетрадь. Или женщину, которая в разгар ссоры разбила пару тарелок. Так они вымещают агрессию на незначимые объекты.

Понять, как происходит замена потребностей, можно на примере автолюбителей. Некоторые из них настолько привязаны к своему авто, что уделяют ему больше времени, чем любимой жене и детям. В данной ситуации замещение приводит к смене ценностей, приоритетов.
Существует и несколько подвидов замещения:

  1. Действие сменяется действием. Вспомните Гоголя, который уничтожил вторую рукопись «Мертвых душ».
  2. Замена слов действием. Наверняка вы иногда вместо слов приветствия молча пожимали кому-то руку или просто кивали. Это и есть замещение.
  3. Обратная предыдущему пункту ситуация – замена действия словами. Пример – скандал вместо драки.
  4. Сублимация. Это механизм защиты, при котором внутреннее напряжение снимается путем направления негативной энергии в положительное русло.

В жизни мы используем замещение практически каждый день. Возможно, и у вас были ситуации, когда из-за неприятностей на работе вы ругались с домочадцами. Получается, вы просто перенесли свои эмоции с недоступного объекта (например, начальник) на более подходящий (кто-то из членов семьи).

Механизм замещения

Принцип замещения в психологии связывают с активностью, способностью к движению. Здесь играет роль тип темперамента. Человек с высокоразвитым замещением приходит в себя, выражает чувства и негативные эмоции через какие-либо действия. Некоторые люди в этих целях занимаются спортом. Это хорошая возможность успокоиться, достичь душевной гармонии и, конечно, повысить двигательную активность.

Альтернатива физической активности – активная жизненная позиция. Чаще всего, человек с развитым замещением – лидер, занимает руководящую должность, пользуется уважением коллег, имеет некоторый вес в обществе. Однако здесь есть и ряд негативных моментов. В поведении таких людей время от времени проявляются резкость и агрессия. Так бывает, если им не удается выполнить запланированные дела. Их поведение в этом случае не стоит считать желанием кому-то навредить. Это всего лишь душевное напряжение, вызванное непредвиденными трудностями и помехами.

Если у вас есть возможность вымещать свои эмоции и чувства через действия, замещение в вас развито нормально. Чем больше у вас таких возможностей, тем легче сохранять гармонию и равновесие во внутреннем мире. Найдите хобби, увлечение, которые помогут вам снять напряжение. Как вариант – уйдите с головой в работу. Трудоголизм по праву считается одной из форм замещения.
Люди с развитым замещением обладают 2 особенностями:

  1. Часто асоциальны. Представьте ребенка, который с детства сталкивается с множеством ограничений, запретов, конфликтует с родителями или учителями. Со временем у него появляется свое мнение, свои взгляды на происходящие вокруг вещи. И в будущем, когда он будет яростно их отстаивать, не стоит говорить о его агрессивности. Это всего лишь попытка быть независимым в своих суждениях.
  2. Практичны. Человек умеет быстро и эффективно решать поставленные перед ним задачи. Благодаря этому он быстро поднимается по карьерной лестнице, находит общий язык с разными людьми, налаживает с ними взаимодействие. Такие люди всегда работают на конкретный результат, не сомневаются в своих решениях.

Заключение

Замещение – вид психологической защиты, позволяющий заменить негативные эмоции более созидательными делами. Иногда, конечно, оно проявляется не так, как хотелось бы. Например, при вымещении злобы и усталости от работы на близких людей. Но в большинстве случаев это – возможность направить энергию на что-то полезное. Для успокоения и снятия напряжения занимайтесь спортом, хобби или активно участвуйте в социальной жизни. Это поможет вам достичь внутренней гармонии.

Источник

Приемы психологической защиты

В защитных процессах участвуют все психические функции, но каждый раз одна из них может доминировать и брать на себя основную часть работы по преобразованию травмирующей информации. Это могут быть восприятие, внимание, память, воображение, мышление, эмоции. В данной публикации мы попытаемся рассмотреть способы психологической защиты личности, которые наиболее значимы для ее позитивного взаимодействия в социальных группах.

Будучи существом социальным, сознательным и самостоятельным, человек способен разрешать внутренние и внешние конфликты, бороться с тревогой и напряжением не только автоматично (бессознательно), но и руководствуясь специально сформулированной программой.

В защитных процессах участвуют все психические функции, но каждый раз одна из них может доминировать и брать на себя основную часть работы по преобразованию травмирующей информации. Это могут быть восприятие, внимание, память, воображение, мышление, эмоции.

В данной публикации мы попытаемся рассмотреть способы психологической защиты личности, которые наиболее значимы для ее позитивного взаимодействия в социальных группах. Вот классификация основных способов психологической защиты.

1. Отрицание

Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Это как бы барьер, расположенный прямо на входе воспринимающей системы. Он не допускает туда нежелательную информацию, которая при этом необратимо теряется для человека и впоследствии не может быть восстановлена. Таким образом, отрицание приводит к тому, что некоторая информация ни сразу, ни впоследствии не может дойти до сознания.

При отрицании человек становится особенно невнимательным к тем сферам жизни и граням событий, которые чреваты для него неприятностями. Например, руководитель может долго и эмоционально критиковать своего сотрудника и вдруг с возмущением обнаружить, что он давно уже «отключился» и ровным счетом «никак» на нравоучения не реагирует.

Отрицание может позволить человеку и превентивно (с опережением) отгородиться от травмирующих событий. Таким образом действует, например, страх перед неудачей, когда человек стремится не оказаться в ситуации, в которой он может потерпеть поражение. У многих людей это проявляется в избегании соревнований или в отказе от занятий, в которых человек не силен, особенно по сравнению с другими.

Стимул для запуска отрицания может быть не только внешним, но и внутренним, когда человек старается о чем-то не думать, отогнать мысли о неприятном. Если в чем-то никак нельзя признаться себе самому, то наилучшим выходом остается, по возможности, не заглядывать в этот страшный и темный угол. Нередко, сделав что-то не вовремя или не так, как надо, а ничего исправить уже нельзя, «защита» заставляет человека игнорировать опасную ситуацию, вести себя так, как будто ничего особенного не происходит.

Обобщенная оценка опасности информации производится при ее предварительном целостном восприятии и грубой эмоциональной оценке как «назревания чего-то нежелательного». Подобная оценка приводит к ослаблению внимания, когда детальная информация об этом опасном событии полностью исключается из последующей переработки. Внешне человек либо отгораживается от новых сведений («Это есть, но не для меня»), либо не замечает, считая, что их нет. Поэтому многие люди, прежде чем начать смотреть фильм или читать новую книжку, задают вопрос: «А какой там конец, хороший или плохой?».

Утверждение «я верю» обозначает некоторое особое состояние психики, при котором все, что входит в конфликт с предметом веры, имеет тенденцию к отрицанию. Искренняя и достаточно сильная вера организует такое отношение ко всей поступающей информации, когда человек, сам того не подозревая, подвергает ее тщательной предварительной сортировке, отбирая только то, что служит сохранению веры.

Вера имеет тенденцию к значительно большей универсальности и категоричности, чем понимание. Когда вера во что-то уже есть, для новой нет места. Человек отвергает новые идеи, часто и не пытаясь дать такому своему поведению рациональное объяснение. Любое покушение на объект почитания вызывает такую же реакцию со стороны личности, как если бы речь шла о покушении на ее жизнь.

2. Подавление

Особенность подавления состоит в том, что содержание переживаемой информации забывается, а ее эмоциональные, двигательные, вегетативные и психосоматические проявления могут сохраняться, проявляясь в навязчивых движениях и состояниях, ошибках, описках, оговорках. Эти симптомы в символической форме отражают связь между реальным поведением и подавляемой информацией. Для закрепления следов в долговременной памяти они должны быть особым образом эмоционально окрашены — маркированы.

Чтобы что-то вспомнить, человеку необходимо вернуться в то состояние, в котором он получил информацию. Если тогда он был разозлен или огорчен (например просьбой что-то сделать), то, чтобы вспомнить об этом, он должен вновь вернуться в это состояние. Поскольку ему не хочется вновь чувствовать себя так плохо, то он вряд ли вспомнит. Когда человек устраняет мысль о том, что он не хочет или не может что-то сделать, он говорит себе так: «Не так-то уж и нужно было», «Мне это неинтересно, я это не люблю», тем самым обнаруживая негативную эмоциональную маркировку.

Читайте также:  Способы минимизации отходов что это

3. Вытеснение

Таким образом, забывается не само событие (действие, переживание, ситуация), а только его причина, первооснова. Забыв истинный мотив, человек заменяет его ложным, скрывая настоящий и от себя, и от окружающих. Ошибки припоминания, как следствие вытеснения, возникают из-за внутреннего протеста, изменяющего ход мыслей. Вытеснение считается самым эффективным защитным механизмом, поскольку оно способно справиться с такими мощными инстинктивными импульсами, с которыми не справляются другие формы защиты. Однако вытеснение требует постоянного расхода энергии, и эти затраты вызывают торможение других видов жизненной активности.

Вытеснение — это универсальное средство избежать внутреннего конфликта путем устранения из сознания социально нежелательных стремлений и влечений. Однако вытесненные и подавленные влечения дают о себе знать в невротических и психосоматических симптомах (например в фобиях и страхах).

Вытеснение считается примитивным и малоэффективным механизмом психологической защиты по следующим причинам:

  • вытесненное все-таки прорывается в сознание;
  • неразрешенный конфликт проявляется в высоком уровне тревожности и чувстве дискомфорта.

Вытеснение активизируется в случае возникновения желания, которое вступает в противоречие с другими желаниями индивида и несовместимо с этическими взглядами личности. Вследствие конфликта и внутренней борьбы мысль и представление (носитель несовместимого желания) вытесняются, устраняются из сознания и забываются.

Повышенная тревожность, возникающая в результате неполного вытеснения, таким образом, имеет функциональный смысл, поскольку может заставить человека либо по-новому попытаться воспринять и оценить травмирующую ситуацию, либо подключить другие защитные механизмы. Однако обычно следствием вытеснения является невроз — болезнь личности, не способной разрешить свой внутренний конфликт.

4. Рационализация

Суть рационализации — в отыскании «достойного» места для непонятного или недостойного побуждения либо поступка в имеющейся у человека системе внутренних ориентиров, ценностей без разрушения этой системы. С этой целью неприемлемая часть ситуации из сознания удаляется, особым образом преобразуется и уже после этого осознается в измененном виде. При помощи рационализации человек легко «закрывает глаза» на расхождение между причиной и следствием, которое так заметно для внешнего наблюдателя.

Рационализация — это псевдорациональное объяснение человеком собственных стремлений, мотивов действий, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых угрожало бы потерей самоуважения. Самоутверждение, защита собственного «Я» — основной мотив актуализации этого механизма психологической защиты личности.

Наиболее яркие феномены рационализации получили названия «зеленый (кислый) виноград» и «сладкий лимон». Феномен «зеленый (кислый) виноград» (известный из басни Крылова «Лиса и виноград») — это своеобразное обесценивание недосягаемого объекта. Если невозможно достичь желаемой цели или завладеть желанным предметом, человек обесценивает их.

Рационализация актуализируется тогда, когда человек боится осознать ситуацию и стремится скрыть от себя тот факт, что в своих действиях он руководствовался социально нежелательными мотивами. Мотив, который лежит в основе рационализации, заключается в том чтобы объяснить поведение и, в то же время, защитить образ «Я».

5. Реактивные образования

Например, преувеличенная любовь ребенка к матери или к отцу может быть результатом предотвращения социально нежелательного чувства — ненависти к родителям. Ребенок, который был агрессивным к родителям, развивает по отношению к ним исключительную нежность и беспокоится об их безопасности; ревность и агрессия трансформируются в бескорыстие и заботу о других.

Определенные социальные и внутриличностные запреты на проявление некоторых чувств (например, юноша боится проявлять свою симпатию к девушке) приводят к формированию противоположных тенденций — реактивных образований: симпатия превращается в антипатию, любовь — в ненависть и т. п.

Вот эта неадекватность, часто чрезмерность чувства, его подчеркнутость есть показатель реактивного образования. Если я проявляю такую же лавину чувств к начальнику, как и к родным и близким, то это сигнал того, что это чрезмерное отношение к начальнику в основе своей реактивно. Тут уместен вопрос: «Зачем я хочу так сильно симпатизировать руководителю и поддерживать его, какие негативные чувства скрыты за этим?»

Или обратная ситуация: «Зачем я смотрю так иронично и холодно на человека, которого я люблю? Зачем я демонстрирую дистанцию по отношению к нему (ней)?»

А зашита типа «сладкий лимон» — это преувеличение ценности того, что имеешь (по известному принципу — «лучше синица в руке, чем журавль в небе»).

Чаще всего рационализация достигается с помощью двух типичных вариантов рассуждения: 1) «зеленый виноград»; 2) «сладкий лимон». Первый из них основывается на занижении ценности поступка, который совершить не удалось, или результата, который не был достигнут.

6. Замещение

Замещение — это та защита, которую все люди (и взрослые, и дети) обязательно используют в повседневной жизни. Так, у многих людей часто нет возможности не только наказывать своих обидчиков за их проступки или несправедливое поведение, но и просто им противоречить. Поэтому в качестве «громоотвода» в ситуации злости могут выступать домашние животные, родители, дети и др.

Капризы, которые нельзя направить на руководителя (неприемлемый для этого объект), прекрасно могут быть направлены на других исполнителей как на объект, для этого вполне приемлемый («вот кто во всем виноват»). Иными словами, замещение — это перенос потребностей и желаний на другой, более доступный объект. В случае невозможности удовлетворить некую свою потребность с помощью одного предмета, человек может найти другой предмет (более доступный) для ее удовлетворения.

Итак, суть замещения состоит в переадресации реакции. Если при наличии какой-либо потребности желаемый путь для ее удовлетворения закрыт, активность человека ищет другой выход для достижения поставленной цели. Защита осуществляется через перенос возбуждения, неспособного найти нормальный выход, на другую исполнительную систему. Однако способность человека переориентировать свои поступки с лично недопустимых на допустимые или с социально неодобряемых на одобряемые ограничена. Ограничение определяется тем, что наибольшее удовлетворение от действия, которое замещает желаемое, возникает у человека тогда, когда согласуются мотивы этих действий.

7. Ирония

Современное понимание двойственности характера иронии заключается в следующем:

  • Ирония — выразительный прием, противоположный выражаемой идее. Говорю противоположное тому, что подразумеваю. По форме хвалю, по сути порицаю. И наоборот: по форме уничижаю, по сути возвеличиваю, хвалю, «поглаживаю». В иронии мое «да» всегда означает «нет», а за выражением «нет» маячит «да».
  • Какой бы ни была благородной цель у иронии, например породить высокую идею, открыть глаза на что-то, в том числе на себя, все же эта идея в иронии утверждается отрицательными средствами.
  • Несмотря на великодушие замыслов иронии или даже несмотря на ее бескорыстие, ирония дает самоудовлетворение.
  • Человеку, пользующемуся иронией, приписывают черты тонкого ума, наблюдательность, медлительность, бездеятельность мудреца (не моментальная реактивность).

Как психическое состояние ирония — это измененный знак моего переживания ситуации с «минуса» на «плюс». Тревога сменилась уверенностью, враждебность — снисходительностью… Человек находится в состояниях, которые автономны относительно ситуации, другого человека, предмета: я уже скорее субъект, чем объект этих ситуаций, и потому у меня есть возможность управления этими состояниями.

Ирония как психический процесс превращает то, что для меня ужасно, страшно, непереносимо, враждебно, тревожно, в противоположное.

8. Сновидение

Сновидение можно рассматривать как особый вид замещения, посредством которого происходит перенос недоступного действия в иной план — из реального мира в мир сновидений. Подавляя комплекс недоступности, оно аккумулирует энергию в бессознательном, угрожая сознательному миру своим вторжением. Тайное покаяние, угрызения совести, подсознательные страхи приводят к их прорыву в сновидении.

Задача сновидения — выразить сложные чувства в картинках и дать человеку возможность их пережить, осуществив тем самым замещение реальных ситуаций. Однако прямо чувства изображены быть не могут. Зрительно представимо только действие, отображающее это чувство. Невозможно изобразить страх, но можно изобразить такое выражение страха, как бегство. Затруднительно показать чувство любви, но демонстрация сближения и ласки вполне достижима. Поэтому замещающим характером в сновидении обладают действия, разворачивающиеся в его сюжете.

С точки зрения психологии, сновидение представляет собой сообщение или отражение ситуаций, с которыми сталкивается человек, его историю, обстоятельства жизни, присущие ему способы и формы поведения, практические результаты, к которым привел совершаемый им выбор. Во сне находят отражение ошибки поведения человека не только по отношению к самому себе, но и к окружающим, в том числе любая органическая недостаточность с точки зрения физического здоровья.

Психическая деятельность непрерывна, поэтому процесс генерирования образов при сновидении не прекращается.

Сон может фокусировать внимание:

  • на текущей ситуации или проблеме (фотографический снимок реальности);
  • на причинах возникновения проблемы;
  • на путях выхода из проблемы (ее разрешение).

Сны позволяют вывести наружу страсти, во сне могут наступить высвобождение, очищение, разрядка до предела выходящих из-под контроля эмоций, во сне можно реализовать желаемое поведение, самоутвердиться и поверить в себя. Сновидение — это альтернативный путь удовлетворения желаний. Во сне нереализованные желания сортируются, комбинируются и преобразуются таким образом, что последовательность сна дает дополнительное удовлетворение или уменьшение напряжения.

При этом не всегда важно, происходит ли удовлетворение в физической и чувственной реальности или во внутренней воображаемой реальности сна, если аккумулированная энергия в достаточной мере разряжается. Такой сон приносит облегчение, особенно тогда, когда постоянно думаешь о чем-то и переживаешь.

9. Сублимация

Сублимация — это переключение импульсов, социально нежелательных в данной ситуации (агрессивности, сексуальной энергии), на другие, социально желательные для индивида и общества формы активности. Агрессивная энергия, трансформируясь, способна сублимироваться (разрядиться) в спорте (бокс, борьба) или в строгих методах воспитания (например у слишком требовательных родителей и учителей), эротизм — в дружбе, в творчестве и т. п. Когда непосредственная разрядка инстинктивных (агрессивных, сексуальных) влечений невозможна, находится деятельность, в которой эти импульсы могут разрядиться.

Читайте также:  Все способы увеличения мужского достоинства

Сублимация реализует замещение инстинктивной цели в соответствии с высшими социальными ценностями. Формы замещения разнообразны. У взрослых это не только уход в мечту, но и уход в работу, религию, всевозможные увлечения. У детей к реакциям регрессии и незрелым формам поведения примыкает также замещение с помощью ритуалов и навязчивых действий, которые выступают как комплексы непроизвольных реакций, позволяющих человеку удовлетворить запретное бессознательное желание.

По мнению З. Фрейда, опираясь на сублимацию, человек способен преодолеть воздействие ищущих выхода сексуальных и агрессивных желаний, которые нельзя ни подавить, ни удовлетворить, направив их в другое русло.

Когда человек ощущает себя слабым и беспомощным, он идентифицирует, отождествляет себя с удачливыми или авторитетными людьми. Благодаря подсознательным защитным процессам одна часть инстинктивных желаний вытесняется, другая направляется на прочие цели. Одни внешние события игнорируются, другие переоцениваются в нужном для человека направлении.

Защита позволяет отвергать некоторые стороны своего «Я», приписывать их посторонним лицам или, напротив, дополнять свое «Я» за счет качеств, «захваченных» у других людей. Такое преобразование информации позволяет сохранить устойчивость представлений о мире, о себе и о своем месте в мире, чтобы не потерять опоры, ориентиров и самоуважения.

Мир вокруг нас постоянно усложняется, поэтому необходимым условием жизнедеятельности является постоянное усложнение защиты и расширение ее репертуара.

10. Идентификация

Идентификация — это возвышение себя до другого путем расширения границ собственного «Я». Идентификация связана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в свое «Я», заимствует его мысли, чувства и действия. Это позволяет ему преодолеть чувство собственной неполноценности и тревоги, изменить свое «Я» таким образом, чтобы оно было лучше приспособлено к социальному окружению, и в этом — защитная функция механизма идентификации.

Благодаря идентификации достигается символическое владение желаемым, но недосягаемым объектом. Путем произвольной идентификации с агрессором субъект может избавиться от страха. В широком значении идентификация — это неосознаваемое стремление наследовать образец, идеал. Идентификация предоставляет возможность победить собственную слабость и чувство неполноценности. Человек с помощью этого механизма психологической защиты избавляется от чувства неполноценности и отчужденности.

Незрелой формой идентификации является имитация. Эта защитная реакция отличается от идентификации тем, что она целостна. Ее незрелость обнаруживается в выраженном стремлении подражать определенному лицу, любимому человеку, герою во всем. У взрослого человека подражание избирательно: он выделяет у другого только понравившуюся черту и способен идентифицироваться отдельно с этим качеством, не распространяя свою положительную реакцию на все остальные качества этого человека.

Обычно идентификация проявляется в исполнении ролей реальных или выдуманных. Например, дети играют в дочки-матери, в школу, в войну, в трансформеров и т. д., последовательно проигрывают разные роли и совершают разнообразные действия: наказывают кукол-детей, прячутся от врагов, защищают слабых. Человек идентифицируется с теми, кого больше любит, кого выше ценит, создавая тем самым основу для самоуважения.

11. Фантазия (мечта)

Фантазии выполняют функции компенсации. Они содействуют поддержанию слабых надежд, смягчают чувство неполноценности, уменьшают травмирующее влияние обид и оскорблений.

Фрейд сказал, что счастливый никогда не фантазирует, это делает только неудовлетворенный. Неудовлетворенные желания являются движущими силами фантазий, каждая фантазия есть явление желания, корректура действительности, которая чем-то не удовлетворяет индивида.

В честолюбивых фантазиях объект желания человека — это он сам. В эротически окрашенных желаниях объектом может становиться кто-то из близкого или далекого социального окружения, кто в реальности объектом желания и быть не может.

И наконец, фантазия выполняет роль замещающего действия, поскольку реальную ситуацию человек решить не может или считает, что не может. И тогда вместо реальной ситуации воображается мнимая, иллюзорная ситуация, которая фантазирующим человеком разрешается. Если трудно решить настоящий конфликт, то разрешается конфликт-подмена. В защитной фантазии паллиативно переживается внутренняя свобода от внешнего принуждения. Результатом психозащитного использования фантазии может быть жизнь в мире иллюзий.

12. Перенос

Самым простым и довольно часто встречающимся видом переноса является вымещение — подмена объектов изливания накопившейся негативной энергии «танатоса» в виде агрессии, обиды.

Начальник в присутствии других коллег устроил вам разнос. Ответить ему тем же вы не можете. Вы понимаете ситуацию: если отвечу начальнику тем же способом, остановлю, осажу его, то следствием могут быть еще большие неприятности. Поэтому ваше «мудрое Я» ищет объекты, на которых можно выместить свою обиду, свою агрессию. Благо что таких объектов «под рукой» множество. Основным свойством этих объектов должны быть их безгласность, безропотность, невозможность осадить вас.

Они должны быть в такой же степени безгласны и послушны, в какой вы безгласно и послушно выслушивали упреки и унизительные характеристики («Лентяй!» «Бездарь!« «Наглец!») со стороны своего начальника и вообще любого, кто сильнее. Ваша неотреагированная на истинного виновника злость переносится на того, кто еще слабее вас, еще ниже на лестнице социальной иерархии, на подчиненного, тот, в свою очередь, переносит ее дальше вниз, и т. д. Цепи вымещения могут быть бесконечными. Ее звеньями могут быть как живые существа, так и неживые вещи (разбитая посуда при семейных скандалах, выбитые стекла вагонов электричек и т. д.)

13. Проекция

Например, если субъект или объект, с которым связывали удовлетворение ваших потребностей и желаний, является недоступным для вас, то вы переносите все ваши чувства и возможности удовлетворения потребностей на другого человека. А если ваша мечта стать писателем не осуществилась, то вы в качестве замещения можете выбрать профессию учителя литературы, частично удовлетворяя ваши творческие потребности.

Эффективность замещения зависит от того, насколько замещающий объект похож на предыдущий, с которым сначала связывалось удовлетворение потребности. Максимальное подобие замещающего объекта гарантирует удовлетворение большего числа потребностей, которые сначала связывались с предыдущим объектом.

Как бы ни был сам человек неправ, он готов винить всех, кроме самого себя. Заявляет, что его не любят, хотя в действительности не любит сам, упрекает других в своих собственных ошибках и недостатках и приписывает им собственные пороки и слабости. За счет сужения границ «Я» это позволяет личности относиться к внутренним проблемам так, как если бы они происходили снаружи, и изживать неудовольствие так, как будто оно пришло извне, а не обусловлено внутренними причинами.

Если «враг» снаружи, то к нему можно применить более радикальные и эффективные способы наказания, используемые обычно по отношению к внешним «вредностям», а не щадящие, более приемлемые по отношению к себе.

Таким образом, проекция проявляется в тенденции человека считать, что другие люди имеют такие же мотивы, чувства, желания, ценности, черты характера, которые присущи ему самому. При этом свои социально нежелательные мотивы он не осознает.

Таков, например, механизм религиозно-мифологического мировосприятия. Примитивное восприятие характеризуется склонностью человека персонифицировать животных, деревья, природу приписывая им собственные мотивы, желания, чувства. Писатель переносит на героев своих произведений собственные потребности, чувства, черты характера.

Проекция осуществляется легче на того, чья ситуация, чьи личностные особенности похожи на проецирующего. Человек, пользующийся проекцией, всегда увидит в безобидном замечании обидный намек. Он даже в благородном поступке может увидеть злой умысел, интригу. Человек безмерно добрый, тот, которого в народе называют «святая простота», не способен на проекцию. Он не видит злого умысла, недоброжелательности в действиях по отношению к себе, потому что сам не способен на это.

14. Интроекция

Наиболее ранним интроектом является родительское поучение, которое усваивается человеком без критического осмысления его ценности.

Пример интроекции: впечатлительный мужчина пытается сдержать слезы, поскольку он усвоил родительскую установку, что взрослый человек не должен плакать в присутствии посторонних. Или человек постоянно себя критикует, поскольку усвоил (интроектировал) такое отношение родителей к себе.

Вероятность возникновения этого способа защиты тем выше, чем сильнее и (или) длительнее воздействия внешних или внутренних блокираторов желаний, с одной стороны, и чем невозможнее убрать эти блокираторы и сильнее исполнить свои желания, осуществить свои цели — с другой. При этом невозможность устранения фрустратора сопровождается вымещением отрицательной энергии на замещающем объекте.

Обращенность субъекта против себя оборачивается образованием телесных и психических симптомов, т. е. знаков болезни. К физическим телесным симптомам относятся: холодные ноги и руки, потливость, сердечная аритмия, головокружение, жестокие головные боли, повышенное или пониженное артериальное давление, мышечные спазмы, дерматиты, бронхиальная астма и т. д.

15. Деперсонализация

При деперсонализации другие люди воспринимаются только как воплощение их социальной роли: они — пациенты, врачи, учителя. Акт деперсонализации других людей может в определенной мере «защитить» субъекта. Это предоставляет возможность, например, врачам лечить своих пациентов, не ощущая переживания их страданий. Кроме того, это дает возможность им скрывать свои настоящие чувства (приязнь или неприязнь) за профессиональной маской.

Источник

Оцените статью
Разные способы